Как сделать методическую папку
5. Все материалы папки должны быть направлены на профессиональную деятельность.
Проект по педагогической практике
В процессе создания и защиты проекта студент должен: продемонстрировать теоретические и практические знания по проблематике проекта; показать умение изучать теоретические работы, систематизировать и структурировать полученный материал; обобщать и делать выводы.
2. Тематика работы. Тема работы может быть выбрана студентом самостоятельно, согласована с преподавателем практики. Желательно, чтобы она освещала актуальные проблемы и тенденции развития системы воспитательной работы.
3. Структура работы. Структура работы зависит от темы, раскрываемой проблемы, индивидуальности автора и может включать все необходимые части исследовательской работы – введение, теоретическую часть, основное содержание работы, заключение, библиографию, оглавление.
Введение содержит анализ избранной проблемы, обоснование ее актуальности, определение предмета, цели и задач исследования, методологии и методик исследования.
Теоретическая часть содержит анализ источников по данной проблеме, раскрывает современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы.
Основное содержание работы является центральной ее частью и включает важнейшие факты, авторские разработки, новую информацию, позитивные и негативные результаты самостоятельной исследовательской работы студента. Эта часть, как правило, бывает большой по объему и может делиться на разделы.
Заключение содержит выводы по результатам исследования, оценку успехов и недостатков проделанной работы.
Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.
В предложенной Вам памятке обобщен опыт разных авторов. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.
Памятка предназначена: для педагогов дополнительного образования.
Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.
Методические материалы и их виды……………………………………
Рекомендации по содержанию и целям
создания методических материалов……………………………………..
Рекомендации по оформлению методических материалов:
• образовательные программы………………………………….……
• сценарии массовых мероприятий………………………………….
• методические разработки
и методические рекомендации…………………. ……………….
• конспекты учебных занятий……………………………………….
• творческие работы учащихся………………………………………
• фото и видео материалы……………………………………………
тексты выступлений на семинарах и конференциях,
педсоветах, методических объединениях…..…..…………………
• публикации в СМИ и печатных изданиях………. ………………..
Методические материалы и их виды
Методические материалы (методическая продукция) - одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.
К методическим материалам относятся:
Программа - документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности, т.е. документ, определяющий цель, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок её реализации.
Образование - процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ.
Дополнительная образовательная программа - это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.
СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Сценарий - литературное произведение с подробным описанием действия, для организаторов является отправным документом.
Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, вечера, концерта, любого дела. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторять ошибок.
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Методическая разработка - описание методов, способов, приемов педагогической деятельности. В разработке педагог отвечает на вопросы: как, каким образом я достигаю цели, получаю желаемые результаты своей деятельности?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации - комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития. Чаще всего основой для разработки методических рекомендаций является обобщенный опыт деятельности педагога.
5. КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебное занятие - промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
Занятие - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребенка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.
ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ
Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.
ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Выступления па семинарах, конференциях, педсоветах, методических объединениях являются одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство педагога, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающее высокий результат, соответствующий современным требованиям, а также способное в современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и воспитания. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом большему числу педагогов.
ПЛАНЫ РАБОТЫ
План - это определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо (научного или литературного произведения, статьи, речи), а также намеченная на определенный период работа с указанием её целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за выполнение.
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.
МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
При проведении методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.
Рекомендации по содержанию и целям создания методических материалов
Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:
иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;
раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действия педагога, коллектива;
опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе;
не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;
содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методической продукцией.
Рекомендации по оформлению методических материалов
Рекомендации по оформлению образовательных программ.
содержание изучаемого курса
методическое обеспечение программы
материально-техническое обеспечен не программы
Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:
титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);
пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);
литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);
методические советы по проведению;
рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;
приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.)
Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:
титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);
вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ положения дел по данному вопросу)
основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику)
методические советы, примерные варианты реализации
список использованной литературы
Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:
титульный лист (название образовательного учреждения, название образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога, должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)
тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие)
форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)
оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)
структурное описание учебного занятия (организация начала занятия, проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов занятия)
используемая автором литература
Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:
титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И. и возраст учащегося, Ф.И.О. педагога-консультанта, название коллектива, год)
сопроводительная пояснительная записка педагога (методиста, зав, отделом)
приложения (фото, чертежи, рисунки, ноты и др.)
Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:
на видеоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, продолжительность записи
Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:
титульный лист: название образовательного учреждения, название курсов повышения квалификации, тема курсовой работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, год написания
содержание работы (оформляется в соответствии с требованиями курсов), например:
- введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)
- теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)
- основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)
- заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)
- библиография (перечень источников - печатных, архивных, рукописных, электронных и иных, которые упоминаются или цитируются в работе)
- приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)
Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:
титульный лист: название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, тема выступления, Ф.И.О. автора полностью, должность, дата выступления)
Рекомендации по оформлению планов работы: титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план
формы оформления плана могут быть различны, но должны включать следующие разделы: анализ деятельности отдела за предыдущий период, цели и задачи на планируемый период, содержание деятельности отдела по реализации задач, срок выполнения планируемой работы, Ф.И.О. исполнителей или ответственных за выполнение.
Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:
указать название СМИ, № и дату выпуска, выделить название статьи и Ф.И.О. автора
при публикации материалов в сборниках, книгах и др. печатных изданиях указать: Ф.И.О. автора (или под чьей редакцией вышла книга), полное название печатного издания, город, издательство, год издания
Рекомендации по оформлению списка литературы.
Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.
1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. -352 с.
2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
4. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога (учебно-методическое пособие). - СПб, 2004. - 62 с.
5. Методическая деятельность, словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. – Л.: 1991. - 45 с.
8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.
-75%
Творческих учителей, которым есть чем поделиться с коллегами, на свете много. Почему же все еще велик дефицит качественных методических материалов?
Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.
(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)
Аннотация
Этот материал поможет читателю-педагогу написать собственную методическую разработку. Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.
1. Введение
Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.
Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.
Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.
2. Состав и содержание методической разработки
Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.
Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.
Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.
интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)
для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).
Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.
Информация об авторе
Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).
Условия применения
В этом разделе укажите
— Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).
— Программа, в рамках которой применяется ваша методика.
— Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.
— Начальные классы (1-2).
— Курс развития речи в рамках курса русского языка
— Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).
Актуальность, цель и задачи
Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.
Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:
Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО: дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.
Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.
Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.
Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…
Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).
Средства
Модели, инструменты, методы
Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.
Наглядные пособия
Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.
Описание методики
Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.
Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.
Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.
Если вы представили такую схему, далее ваша задача состоит в том, чтобы описать более детально каждое упражнение. Это можно сделать, например, в виде таблицы.
Таблица 1. Состав методики
Примеры
Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения. Но ни в коем случае не заменяют их.
Диагностика
Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения, иногда вмешательство учителя только портит дело.
Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии. При публикации вашей разработки мы решим, каким образом ее проиллюстрировать детскими работами.
Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.
Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:
1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть
— наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);
— продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);
— результаты выполнения специальных заданий и т.п.
2. Значения каких признаков вы будете оценивать?
— наличие определенных высказываний учащихся в процессе работы,
— определенные виды поведения учащихся (например, если ребенок собирает копилку, практически не обращаясь за помощью к учителю и одноклассникам и получает результат, можно судить о самостоятельности в данном виде деятельности); если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);
Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Два ученика, схвативших в этот день грипп, не выполнившие работу и получившие единицы, сведут на нет результаты как минимум четырех отличников. Просто сосчитайте количество двоек, троек, четверок, пятерок и т. д. и процентное отношение количества данной оценки к числу учеников, выполнявших работу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.
Выводы
Кратко повторите, чему была посвящена ваша работа. Какие проблемы вам пока не удалось решить? Поставьте себе задачи на будущее.
Не забывайте, пожалуйста, что ваши материалы ждут сегодня очень многие учителя в разных концах страны.
Библиографический список и ссылки
В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.
— Материалы, опубликованные в прессе (статьи, книги, учебные пособия и т.п.);
В тексте статьи ссылки можно делать на номера публикаций в списке, желательно – с указанием страниц [1, стр. 34-35], а можно пользоваться европейской системой (ФИО автора, год, когда опубликован материал), например (Иванов И.И., 2007, стр. 34).
3. Список литературы
Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.
Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.
Методическая разработка – что это?
Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.
.
Это может быть разработка
• конкретного урока
• комплекса уроков по определенной теме
• авторская методика преподавания конкретной дисциплины
• разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
• выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения
Для написания методической разработки автору необходимо иметь:
— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям
Инструкция написания методической разработки
1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.
2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.
3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.
4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.
5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.
План методической разработки
После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.
Структура методической разработки:
• Аннотация.
• Содержание.
• Введение.
• Основная часть.
• Заключение.
• Список использованных источников.
• Приложения.
Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.
.
Возможные разделы основной части:
• описание темы
• планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
• рекомендации по изучению темы
• навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы
• взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей
• анализ методики, представленной в методической разработке
Планируя изучение темы, следует
• определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
• продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы
В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.
Оформление методической разработки
Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.
.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.
.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.
.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.
4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.
.
5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.
Читайте также: