Как сделать методическое пособие своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 31.08.2024

Автор: Терновая Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Старощербиновская

Цель использования

Это пособие для детей от 2-х до 5-ти лет. Оно может быть использовано в разных видах деятельности: непосредственно образовательной, в режимных моментах: на прогулке, перед сном и т.д. Дети проявляют непередаваемый интерес и радость от повторного ее использования.

Развивающая мягкая книжка - сборник различных игровых сюжетов. В пособии много сюрпризных моментов, которые эмоционально действуют на малышей. Например, в «божьей коровке, ребятки находят ее деток. Их считаем, рассматриваем и т.д. Изготавливая это пособие, я ставила перед собой цель: сделать пособие не только красивым, полезным, но и безопасным! Все детали прочно пришиты, не токсичны и не красятся!

Играя с книжкой, я обучаю детей выполнять различные действия, отвечать на вопросы, придумывать сюжет игры. А значит, и развиваю речь малышей, пополняю и расширяю его словарь, закрепляю правильное употребление предлогов и т. д. В книжке много съёмных элементов. Играя с этой книжкой, ребёнок учится считать в пределах пяти, составлять простые задачки, сравнивать предметы. И ещё много-много интересного, если воспитатель проявит фантазию!

Описание пособия:

Для создания книги я использовала следующий материал:

  • разные виды тканей, тонкий фетр (были выполнены страницы книжки и вырезаны детали);
  • тесьму, пуговицы,
  • нитки, крючочки
  • разноцветные ленты
  • липучки
  • декоративные глазки







Варианты использования :

К страницам пособия подобраны дидактические и развивающие игры, простейшие описательные загадки.

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Развитие интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, умения различать и называть некоторые овощи, фрукты, некоторые деревья, образовывать группу из однородных предметов, различать один и много предметов, различать большие и маленькие предметы, называть их размер.
  • Развитие понимания речи, умения повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание; ответить на понятный вопрос взрослого.
  • Обогащение активного словаря детей:- существительными, обозначающими названия овощей, фруктов; прилагательными, обозначающими цвет, величину; наречиями (высоко, низко).
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, умения отгадывать простейшие описательные загадки.
  • Развитие умения рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Развитие умения различать основные цвета, форму предметов.
  • Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. Формирование зрительно-моторной координации.

Цель: Подбирать прилагательные к существительным.

Груша какая? – Сочная, сладкая, зеленая, хрустящая (яблоко, слива, лимон, морковь, помидор).

Цель: Образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов (яблочко, лимончик).

Цель: Сочетание притяжательных местоимений с существительными (мой помидор, моя груша, мое яблоко, мои морковки).

Цель: Расширять словарь, учить детей правильно употреблять предлоги.

Есть всего один ответ

Кто-то знает или нет.

Что растет в земле, на грядке? подскажите мне ребятки.

Цель: Подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Закреплять знания основных цветов.

Зеленый – огурец, горошек, яблоко. Оранжевый – апельсин, морковь. И т. д.

Цель: Учить детей отгадывать простейшие описательные загадки.

Ход игры. Малыши всегда с удовольствием слушают и отгадывают загадки. Предлагаю детям внимательно послушать загадку и постараться отгадать, о чем в ней говориться. Попрошу их найти изображение.

Цель: Закреплять у детей умение группировать и различать овощи, фрукты, Развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей.

Ход игры: Показываю детям картинки и прошу сгруппировать их, чтобы назвать одним словом.

Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (репа)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок, врос в землю крепко. Что же это? (репка)

Сто одежек и все без застежек. (капуста)

Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста)

Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый.

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (редиска)

Цель: Развивать умение различать и называть цвета (желтый, красный, синий, зеленый и т.д.).

-Развивать мелкую моторику рук.

Цель: Развивать умение узнавать и называть предмет, его цвет и форму.

-Развивать умение узнавать натуральные фрукты и сравнивать изображенными на прямоугольнике, называть их, т. е. формировать способность к обобщению.

-Формировать умение различать и называть цвета (красный, зеленый, размер (большой, маленький, форму (круглые).

-Развивать мелкую моторику рук

А так же

Достоинства мягкой книжки:

Мягкие книжки для малышей своими руками имеют ряд преимуществ над остальными развивающими вещами и простыми книгами:

  • на страницах отсутствует типографская краска;
  • для ее создания используются натуральные ткани и материалы
  • одна книга может содержать множество развивающих предметов (например, пуговицы, застежки, молнии, шнуровки, крючки).
  • книжка из ткани, т. к. они более долговечные и, на мой взгляд, дают больше возможностей по сравнению с бумажными.
  • ткань мягкая, но что не мало важно ещё и прочная. При загрязнении её можно постирать, убрав детали, отгладить и снова играть.
  • Все мелкие составляющие картинок крепятся на липучки. Они позволяют создать самый примитивный пазл, а такой пазл позволит заняться изучением форм.

Благодаря этой книжке у малышей активно развиваются все органы чувств, и такая книжка будет им в этом отличным помощником.


Методическое пособие

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

  1. Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.

Методические разработки

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Методические рекомендации

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.

Комплекс учебно-методических материалов

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

  • предмет излагаемого материала;
  • назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
  • указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
  • в каких сферах возможно применение изложенного материала;
  • данные об авторе или авторах.

3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:

  • сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
  • цель рекомендаций;
  • лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.

  • тесты;
  • планы по организации мероприятий;
  • ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
  • методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
  • карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
  • приблизительная тема мероприятий.

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

  • название учебного пособия;
  • данные об авторе;
  • цель издания;
  • возраст целевой аудитории;
  • необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
  • список необходимых материалов или оборудования;
  • ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
  • методические рекомендации по результатам мероприятия;
  • перечень использованных источников;
  • приложения.

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

  • изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
  • создание плана работы;
  • написание теории, согласно плану;
  • приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
  • предоставить необходимый дидактический материал;
  • создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
  • список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

  1. Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
  2. Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
  3. Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
  4. Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
  5. Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
  6. Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.

Как оформить

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.

  • электронный документ;
  • электронное издание.

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

  • план учебных мероприятий;
  • программа дисциплины;
  • теоретические материалы в электронном формате;
  • пособие для практических занятий;
  • тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
  • методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
  • мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

  • справочники или словари по предмету;
  • периодическая литература;
  • научные источники;
  • хрестоматийная литература;
  • ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Moodle

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.



Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно здесь
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.


Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.



Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)



Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.

1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама"(нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.



Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.




Цель:выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.



для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки"(например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я"(рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)










Это пособие изготовлено из коробки от обуви.На крышке вырезаны два круга, рукава сшиты из х.б ткани вся коробка и обклеена самоклейкой
Буду рада, если кому - нибудь пригодятся идеи!
На сайте столько интересных идей, хочется многое сделать, но не хватает на все время!
Желаю всем творческих успехов, идей и времени побольше для их реализации!
Спасибо всем,кто заглянул на страничку и досмотрел до конца!

Наглядные пособия; наглядно-дидактические материалы; комплекты дидактических материалов, используемых в совместной деятельности с детьми; мини-оборудование, стимулирующее ребенка к самостоятельной или коллективной деятельности


Требования к представлению авторской работы:

- титульный лист с названием методического пособия;
- фоторяд:
а) 1-3 фотографии с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах,
б) серия фотографий (до 5), на которых отражена разнообразная деятельность детей и/или педагога с пособием;
- краткая аннотация пособия, описание-представление практики работы с пособием: его предназначение (о чем, для кого, в решении каких проблем будет полезно); многофункциональность и алгоритм (способы) использования, образовательный эффект;

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ:

Автор: Ушакова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 24 года. Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Тюменской области" КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПОСОБИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА…

Автор: Макарова Ольга Владимировна Воспитатель МАДОУ ЦРР Детского сада № 146 города Тюмени Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим. Лихтенберг Георг Кристоф Основная функция…

Авторы: Яблонская Ольга Владимировна - старший воспитатель, тифлопедагог, I категория. Григорьева Анна Александровна – воспитатель, тифлопедагог, I категория. МБС (К) ОУ С/К НШ-ДС №86 Тактильная книга адресована родителям и воспитателям слепых и слабовидящих…

Автор: Гладаренко Оксана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад №55 г. Тюмени Как можно сделать ткацкий станок для развития мелкой моторики у детей (5 -7 лет) Разработка мини-оборудования, стимулирующего…

Автор: Галкина Светлана Валентиновна, воспитатель МАДОУ детский сад №73 города Тюмени Данное пособие способствует всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста 3-7 лет, может использоваться, как элемент игры в образовательной деятельности, в…

Автор: Махнева Елена Николаевна, воспитатель 1 категория МАДОУ детский сад №36 города Тюмени Данное пособие разработано мною для работы с детьми младшего и среднего возраста. Оно знакомит малышейс временами года, учит различать и называть их признаки,…

Автор: Салимова Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад №133 города Тюмени Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается,…

Автор: Башканова Ирина Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №164 города Тюмени Дошкольный возраст- важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить…

Автор: Бохонко Равиля Равильевна, воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР д/с № 163 города Тюмени Красочные иллюстрации познакомят детей с многообразием окружающего мира. Юбку-сказку можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий…

Автор: Шубина Наталья Константиновна, воспитатель 1категории МАДОУ д/сад № 165 г. Тюмени Предназначен для детей 5-6 лет. Задачи: - Сформировать представление детей о морских обитателях, о животных холодных и жарких стран, о космосе. - Развивать логику,…

Автор: Андреева Ирина Фёдоровна, воспитатель МАДОУ д/с №165 города Тюмени «У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет основной познавательной деятельностью является игра. Дидактические игры в детском саду – это великолепная возможность для воспитателя решить…



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Создание развивающих поделок своими руками совместно с детьми – не только увлекательное времяпрепровождение, но и мероприятие приносящее пользу. Для развития малышей не обязательно нужны лекции, конспекты, справочники, куда лучше развивать с самого малого возраста мелкую моторику. Она положительно скажется и на речи, и на мышлении, и на различных навыках, умениях.


Содержание

Для детей от года до трёх

Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.


А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.



Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.


На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.

Читайте также: