Как сделать мемфис вокал

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Столь малоизвестное музыкальное направление, как фонк, впитало в себя множество разных стилей. Оно пережило кучу трансформаций, на долгие годы было забыто, а потом вновь получило второе дыхание. Именно поэтому каждый этап развития жанра phonk делал музыку по-своему уникальной, подарив нам немало талантливых исполнителей пхонка.

Что такое phonk ?

Phonk — своеобразный поджанр хип-хопа, уходящий корнями глубоко в афроамериканскую традицию. Многие люди утверждают, что никогда ранее не слышали о нём. Но по факту это направление, вдохновлённое Мемфис-рэпом 1990-х годов, встречается очень часто.

Больше всего мелодий в таком формате представлено на известной платформе SoundCloud. Хотя это далеко не единственная площадка, где распространены отдельные phonk сэмплы. Способов добиться желанного звучания на деле существует масса: берётся звук удара по сковородке, хлопки ладонью по ляжке, пение птиц, бэкграунд из гудения проезжающих машин – абсолютно любой шум можно взять за основу.

Потом все отобранные фрагменты редактируются на компьютере и тщательно микшируются.

Сегодня особым шиком в данной музыке считается умение придать музыке забытое звучание, словно запись выполнена на старой касете.

Но, с другой стороны, специально воспроизводить низкое качество в профессиональной студии и называть такую мелодию новой эстетикой или стилем – это явный признак неуважения к настоящим поклонникам пхонка.

Когда же зародился Phonk

  • Этот жанр зародился в далеких 90-х в городеMemphis, штате Теннесси, отсюда его первоначальное название Memphis-rap, также изредка можно встретить название devil-shit, однако она практически нигде не используется и очень маловероятно, что вы наткнетесь на него.
  • Изначально Phonk на порядок отличался от того, что мы привыкли слышать сейчас, это был тот же Gangsta-rap, только с примесью Horror-Core, в то время в Memphis царило беззаконие, общая ситуация была по хлеще того что происходило в Los-Angeles между бандами bloods & crips ну или между грув стрит и балласами в gta san-andreas, если вам так будет понятнее.
  • В Memphis были густо наставлены различные районы, и парни с бедных семей стали объединяться в банды по месту их рождения, эти банды назывались Le-Moyne-Gardens, которую позже переименовали в Love Murdering Gangster и Gangsta Disciples, когда улицы так близко граничили друг с другом, не удивительно, что происходили постоянные схватки, перестрелки. Я не буду вдаваться в подробности их конфликта, так как я банально знаю об этом достаточно мало, да и речь сегодня не совсем об этом, главное что вы должны понять Memphis и по сей день является одним из лидирующих городов USA по количеству разбоев, убийств, ограблений и прочих преступлений, собственно нет ничего удивительно в том, что такой жанр как Phonk зародился именно там, теперь, когда вы имеете представление откуда все это пошло, самое время перейти непосредственно к музыке.

Кто зародил жанр

До сих пор неизвестно кто стал первым в этом стиле, так как большинство релизов выходили на кассетах и виниловых пластинках, которые к сожалению были утеряны, но в большинстве ресурсов указывают имя DJ Spanish Fly, и его релиз I'm The Nigga, который вышел в 1990 году, однако вместе с тем можно найти релиз DJ Paul под названиями глава 5, 6, 7, 8 и т.д., датирующиеся 1992 годом, и неизвестно когда были выпущены предыдущей пластинки, может быть он даже опередил DJ Spanish Fly. Жанр стал разрастаться невероятно быстро к нему было приковано все больше внимания и артисты постепенно переходили к этому звуку.

Как это обрело популярность

  • Пик его популярности приходится на 1994 год, поэтому во многих треках можно услышать отсылки к этой дате. Основную популярность Memphis-rap-у принесла группа Three 6 Mafia, которая тогда еще называлась Triple 6 mafia, она была сформирована в 1991 году и состояла из таких людей как: DJ Paul, Lord Infamous & Juicy J, o котором вы наверняка уже слышали, позже к группе присоединились Coopsta Knicca, Gangsta Boo и Crunchy Black.
  • Three 6 Mafia сформировали свой лейбл и выпустили на нем не мало качественных релизов, этих парни считают королями Memphis-rap-а, и сейчас в большинстве случаев, именно их треки сэмплируют для нового Phonk, если вы думаете, что это какие - то ноунеймы, это уж извините, они даже получили оскар за саундтрек фильма Haswell Flow.
  • К сожалению, вскоре команда стала распадаться из - за внутренних конфликтов, парни ушли в сольное плавание, стали крутиться как могли, и в 2014 году они все же смогли собраться вновь и выпустили несколько релизов, но уже под названием Da Mafia 6ix, фантазии у них было не очень много, однако на этом деятельность группы прекратилась, так как вскоре после выхода последних микстэйпов, участник группы Lord Infamous скончался.
  • Когда Three 6 Mafia развалилась, впервые на сцену вышли парни из Raider Klan, a пожалуй именно благодаря им этот жанр живет и по сей день, и хотя последние годы он и становится все менее популярным, в состав клана в разное время входили такие люди как: Denzel Curry, Eddy Baker, Chris Travis, Xavier Wulf и многие другие.
  • В 2011 году Raider Klan стремительно набирал обороты, однако между некоторыми участниками разных групп завязался конфликт и начался небольшой биф, тем не менее основатель Raider KlanSpaceGhostPurrp пытался всех помирить, кстати именно он популяризировал название Phonk.
  • Вскоре участники стали массово покидать группу, кто то уходил ради сольной карьеры, кого - то выгоняли, сейчас же от группы практически ничего не слышно.

Тайм-стретчинг, питч-шифтинг, гейтированная и обратная реверберация, сайдчейн и использование вокала как перкуссии.

методики обработки аудио

Сегодня речь пойдет о пятерке базовых приемов и эффектов, применяемых в музыке в течение последних 50 лет. Эти приемы хорошо знакомы каждому звукорежиссеру и продюсеру. В этой статье мы расскажем, как сделать сайдчейн, обратную и гейтированную реверберацию, питч-шифтинг и тайм-стретчинг сигнала, а также эффект заикающегося вокала.

1 Обратная реверберация

Оригинальное название методики: Reverse Reverb

Несмотря на сложное название, сделать обратную реверберацию проще, чем кажется. Обычно для создания эффекта используют не всю дорожку вокала, а одно слово в начале или конце фразы. Выберите вокальную партию в своем проекте (или какой-то отрезок вокала) и продублируйте ее на новую дорожку. Затем, на новой дорожке, переверните трек в обратную сторону (обычный реверс-эффект) и повесьте на канал с реверс-вокалом реверберацию.

  1. Развернутая в обратную сторону дорожка вокала и реверберация 0:09

Ревербератор (например, iZotope Nectar 2) нужно настроить таким образом, чтобы реверберация добавляла сигналу длинные хвосты — для этого нужно повысить время спада (decay) и количество обработанного сигнала (wet) в миксе.

Обратная реверберация (Reverse Reverb)

Настройки ревербератора для создания обратной реверберации

Теперь сделайте миксдаун обработанного аудиофайла и импортируйте его на дорожку в DAW (ту, на которой делали разворот, развернутое аудио можно удалить). Снова развернув аудиофайл (отменив реверс-эффект), мы добьемся того, что вокал будет звучать правильным образом, а длинные хвосты станут работать как райзер (что-то в духе обратного фейда, фейд-ина).

Смешайте обработанный вокал с оригинальным файлом так, чтобы переход между ними был максимально плавным. По необходимости добавьте затухания с обеих сторон обработанного аудиофайла.

iZotope однажды выложили короткий видеоурок об этом эффекте в серии двухминутных советов, о которых мы рассказывали в отдельном материале.

2 Сайдчейн

Оригинальное название: Sidechain

Маскировка частот — одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются музыканты. Маскировка возникает в моменты, когда в миксе присутствуют инструменты в одинаковых или близких диапазонах частот (конкурирующих диапазонах). Сигналы таких инструментов сталкиваются между собой, что приводит к неприятному эффекту маскировки: более громкие звуки перекрывают более тихие, в миксе появляется мутность и дисбаланс. Чаще всего маскировка появляется из-за бочки (кика) и баса.

Сайдчейн в Logic Pro X

Выбор источника сайдчейна в компрессоре Logic Pro X

Решить проблему с заглушением более тихих звуков помогает сайдчейн (от англ. sidechain — боковая, сторонняя цепь). Сайдчейн представляет собой некоторый сторонний источник звука, влияющий на звучание основного сигнала.

Добавьте на дорожку баса компрессор и в секции сайдчейна выберите дорожку бочки в качестве сторонней цепи. Когда вы включите воспроизведение, компрессор начнет учитывать сторонний сигнал и прибирать бас каждый раз, когда в дело вступает бочка. Это устранит маскировку, а также создаст приятное ощущение пульсации: на каждый удар бочки бас будет отходить назад, а затем возвращаться в микс.

Также в качестве сайдчейна можно использовать так называемый трек-призрак. Если в вашем проекте есть партии атмосферного пэда или какие-либо звуки с долгим сустейном, попробуйте назначить им в качестве сторонней цепи в компрессоре заглушенный (мьютированный) ритм-трек. Пространные звуки будут реагировать на заглушенный трек странными и необычными вибрациями и изменениями, что может добавить миксу необычности.

Шире и ширее

3 Гейтированная реверберация

Оригинальное название: Gated Reverb

Нойз-гейт можно сравнить с компрессором. В отличие от компрессора, приглушающего сигналы выше определенного уровня, нойз-гейт, наоборот, приглушает сигналы ниже заданного уровня. Многие гитаристы используют нойз-гейт во время записи, чтобы убрать гул усилителя.

Вспомните характерное звучание ударных в музыке 1980-х — обработка рабочего барабана (снейра) нойз-гейтом и реверберацией для достижения громоподобного мощного саунда стала настоящим стандартом в индустрии. При этом, что интересно, техника обработки снейра нойз-гейтом была открыта случайно.

Ближе к середине 1990-х методика Коллинза перестала применяться в индустрии, хотя в последние несколько лет звукорежиссеры и продюсеры снова стали использовать нойз-гейт и реверберацию. Все-таки современному звуку снейра не хватает этой мощной энергии 1980-х. Самое приятное в этой методике то, что ее очень легко повторить вне зависимости от используемой DAW.

Ревербератор из состава iZotope Nectar и стоковый нойз-гейт Ableton Live

Отправьте сигнал с дорожки снейра на шину с реверберацией. Установите время затухания (decay) в районе 10 секунд или более, а затем добавьте на шину нойз-гейт. В последнем активируйте сайдчейн, указав в качестве стороннего сигнала трек рабочего барабана (снейр служит сам себе источником сайдчейна). В нойз-гейте уменьшите порог срабатывания (параметр Threshold) настолько, чтобы услышать реверберацию, а затем подстройте параметр Release так, чтобы реверберация звучала ярко и мощно.

Рабочий барабан после такой обработки звучит мощно и объемно, и при этом не загрязняет реверберацией микс. Должно звучать примерно так:

Гейты и восьмидесятые

4 Вокал как перкуссия

Оригинальное название методики: Stuttered Vocal (англ. заикающийся вокал)

Необычные и интересные манипуляции с вокалом стали популярными в музыкальном продакшене в последние десять лет. Корни эффекта сложно отследить, хотя считается, что его появление — это заслуга хип-хоп музыкантов 1980-х годов, которые стали использовать вокал в качестве ритмического элемента во время скретчинга.

Вокал как перкуссия, Заикающийся вокал, Stuttered Vocal

Модуль Shred в iZotope VocalSynth 2 отвечает за эффект заикания

Создать заикающийся вокал можно в любой DAW с помощью вокального синтезатора iZotope VocalSynth 2. Встроенный в VocalSynth модуль Shred захватывает отрывки аудиосигнала и повторяет их на основе заданных параметров. К примеру, у вас есть некий аудиосэмпл:

  1. Вокальный сэмпл для создания эффекта заикания 0:06

Добавьте на дорожку с вокалом VocalSynth 2 и активируйте модуль Shred в нижней части интерфейса синтезатора. Частотой захвата аудиосигнала можно управлять с помощью регулятора Length: редкое время забора сигнала хорошо подойдет для постепенных повторений, частое — для более непредсказуемых результатов. Для придания уникальности эффекту заикания можно встроенным степ-секвенсором, который влияет на частоту повторения.

  1. Вокальный сэмпл с эффектом заикания (перкуссионным эффектом) 0:11

Модули эффектов Distortion, Biovox, Vocoder и Polyvox можно использовать для придания более скрипучего звука или и вовсе трансформации вокала во что-то похожее на гитару.

5 Питч-шифтинг и тайм-стретчинг вокала

Оригинальное название методики: Pitch shifted vocal, Time stretched vocal

Питч-шифтинг и тайм-стретчинг — два взаимосвязанных эффекта, которые часто применяются при обработке вокала. Питч-шифтинг изменяет высоту сигнала (питч) без изменения скорости воспроизведения. В свою очередь, тайм-стретчинг изменяет скорость воспроизведения без изменения высоты сигнала.

Питч-шифтинг вокала, тайм-стретчинг вокала

Модуль Time & Pitch в iZotope RX6 содержит настройки для изменения скорости воспроизведения и высоты сигнала

Оба эффекта можно создать с помощью плагина iZotope RX6 и входящего в него модуля Time & Pitch. Слайдер Pitch Shift, в зависимости от положения, повышает или понижает аудиосигнал.

Оригинальная аудиодорожка

  1. Вокальный сэмпл для питч-шифтинга и тайм-стретчинга 0:16

Повышенная на 3,9 полутона аудиодорожка

  1. Вокальный сэмпл, повышенный на 3,9 полутона 0:17

Для тайм-стретчинга в RX6 достаточно указать темп, в котором должен звучать файл, а затем нажать кнопку Process. Помните, что изменение скорости воспроизведения (в любом плагине) приведет к образованию артефактов — различных глитчей и щелчков. Минимизировать их количество можно с помощью установки параметров Transient Sensitivity и Pitch Coherence, но многое здесь зависит от того, как сильно ускорен или замедлен был аудиофайл — значение в 10 ударов в минуту считается очень приличной цифрой.

Люди часто задаются вопросом, как можно удалить, или, наоборот, вытащить вокальную партию из чьей-то песни. Эта проблема актуальна при создании ремиксов, кавер-версий или фонограмм для караоке. Впрочем, надо понимать, что далеко не всегда это вообще можно сделать, хотя, в определённых ситуациях, можно добиться очень неплохих результатов. Я попробую объяснить, какие методики и инструменты можно использовать для такой работы. Шансы на успех зависят от многих факторов, среди которых: характер исходного материала, какие доступны файлы и версии трека; сколько готовы потратить денег и времени; и какого качества результат будет приемлем. Я начну с самых простых методик, используя бесплатные инструменты, и постепенно перейду к более сложным и дорогим способам. Сразу оговорюсь, что всё описанное, в основном, касается только стереофонического материала.

Подавление источников в центре


Далее, включаем солирование в треке Mid, и начинаем эквалайзером вырезать частоты, относящиеся к вокалу. Точные параметры зависят от характера голоса. Если есть сомнения, начните с полосы с центром в области 2 кГц, и экспериментируйте с шириной (Q) и глубиной выреза. В своём примере я сделал серьёзное понижение – 24 dB на частоте 1,6 кГц с добротностью 1,7. Как Вы видите, получилась очень широкая яма. Кроме того, я поднял низкие и высокие частоты, чтобы усилить бочку, бас и хэт, поскольку эти инструменты были ослаблены вместе с вокалом.


Итак, придушив вокал в канале Mid, выключим солирование и воспроизведём треки Mid и Side вместе. Второй трек даст нам стереофонию, как в оригинальном файле, а первый предоставит прочный низкочастотный фундамент. К несчастью, содержащие высокочастотные компоненты центральные звуки (например, малый барабан и хэт) тоже попали под нож эквалайзера наравне с вокалом. Впрочем, можно поэкспериментировать с более сложными кривыми эквализации, сопроводив умеренным повышением соответствующих частот в треке Side. Ещё один хороший вариант – воспользоваться динамическим эквалайзером, который будет особенно эффективен, если малый барабан громче, чем вокал. Результат, конечно, никогда не будет идеальным, но при должном старании можно неплохо продвинуться.

Пытаемся удалить аккомпанемент

Хотел бы обратить внимание, что выравнивание треков или фрагментов нужно делать с точностью до сэмпла. Ибо, в противном случае, удачи не видать. Если с инструментальными версиями напряжёнка, можно воспользоваться в качестве минусовки файлом, полученным по вышеописанной M/S-технологии. Многого не ждите, поскольку в нём будут фазовые искажения из-за эквализации. Таким образом, точного совмещения не получится, и вычитание фаз будет неполным с сопутствующими искажениями.


Тяжёлая артиллерия

На данный момент, я знаю только один специализированный продукт, достаточно эффективно справляющийся с данными задачами. Это Audionamix Trax Pro. Хотя, есть и некоторое другое ПО, которое можно использовать для этих целей. В следующем разделе мы рассмотрим, что могут Melodyne, спектральные редакторы и Trax Pro.

Celemony Melodyne Editor



Первые несколько тактов песни
Rolling in the Deep в окне редактора Melodyne. Можете определить, какие капли относятся к вокальной мелодии?

Теперь, когда частотный диапазон вокала определён, можно попробовать удалить все объекты, находящиеся за его пределами. Однако, действуйте осторожно. Капли, расположенные внизу, обычно не предоставляют никаких проблем. Но человеческий голос также генерирует гармоники, лежащие выше фундаментальной частоты. И в каплях, расположенных выше, практически всегда будут высокочастотные элементы вокала. Если их удалить, то потеряется важная часть спектра, и итоговое звучание вокала станет очень тусклым.

Многообещающее начало, но сдаваться не будем. Убрав капли, явно лежащие за пределами вокального диапазона, воспроизведём то, что осталось. Скорее всего, везде будут присутствовать элементы, не относящиеся к вокалу. Вполне возможно, что потеряются элементы вокальной мелодии, например, начала и окончания слов. Да и звучание, наверное, тоже будет несколько странным.



В режиме Note Assignment Вы можете управлять порогом, исходя из которого
Melodyne будет определять, какую каплю сделать активной, а какую нет.

Теперь настало время нудной и кропотливой работы. Включим инструмент Main tool (то есть, стрелочку), запустим фрагмент на циклическое воспроизведение и будем удалять всё, что не вокал. Начнём с удаления свежеактивированных капель, явно лежащих за пределами вокального диапазона. А вот со всем остальным придётся поработать ручками. Если Вы не уверены, нужна ли данная капля вокалу или нет, то не удаляйте её, а просто понизьте амплитуду. Потом легко всё вернуть обратно, если потребуется пересмотреть своё решение. Удалив невокальные элементы, послушаем опять. Скорее всего, в той или иной степени вышеописанные проблемы снова будут присутствовать.



Начала и окончания слов могут быть не отображены, поскольку в них мало высотной информации. Опция Note Separation расширяет границы капель, заставляя программу учитывать ранее неактивные элементы.

Последняя проблема, для которой нет надежного решения средствами Melodyne – это следы других звуков, смешанные с вокалом или отдельными его элементами. Определённые резонансы/частоты инструментов, скорее всего, совпадут с аналогичными частотами голоса или замаскируют их. В некоторых каплях может содержаться совершенно неразделимая мешанина из разных звуков. Можно, конечно, переключиться опять в режим Note Assignment и поискать капли с более лучшим звучанием. Хотя, совершенно нет никакой гарантии, что Вы сможете достичь лучшего баланса.

Спектральное редактирование

Давайте теперь рассмотрим, что можно сделать при помощи такого инструмента, как спектральный редактор. Как я уже говорил, человеческий голос содержит не только фундаментальные частоты (фактически, ноты, которые Вы поёте), но и гармоники к ним. Несомненно, большая часть энергии будет сосредоточена в фундаментальных частотах, но немало её будет и в частотах, кратных основной. Например, если спеть ноту Ля (440 Гц), то будут гармоники на частотах 880 Гц, 1320 Гц итак далее. Эти гармонические отношения очень явно определяются для гласных звуков, но, в случае с согласными, не столь чётко выражены. Запомните это.



Здесь использован инструмент
Harmonics Selection, чтобы выделить вокальные гармоники в первых двух фразах. Пользователь может сам определить в настройках, сколько гармоник будет найдено.

Множество настраиваемых параметров позволяют оптимизировать производительность этого инструмента. Во-первых, он может работать в одном из трех режимов: Replace Selection, Add To Selection и Subtract From Selection. Три кнопки в левом краю панели позволяют переключать режимы. Попеременно используя последние два, можно точно настроить области выделения, добавляя или убирая данные к уже выделенным частям спектра. После того, как выделение сделано, SpectraLayers по умолчанию включает солирование выбранного материала, что позволяет оперативно оценить успехи.

Итак, выбрав нужные чатоты, откроем меню Edit и выберем сначала команду Cut, а затем Paste To New. В результате, выбранный материал будет вырезан из микса и помещён в новый слой. Панель справа дисплея показывает все текущие слои в проекте. Почти, как Photoshop. Здесь можно указать, с каким слоем будет идти работа, какой заглушить или на каком включить солирование.


Различные слои могут показываться друг над другом в окне редактора SpectraLayers. Здесь находится основной вокальный слой (синий) и минусовка (фиолетовый).

На данный момент у нас будет два слоя: один с вокалом, другой – с инструментальным сопровождением. Возможно, в первом будут обрывки аккомпанемента и наоборот. Но Вы можете попытаться и дальше совершенствовать результат. Следующий шаг – продолжить редактировать вокальный слой, тщательно удаляя всё лишнее. Если инструменталка тоже имеет значение, то удалённые элементы помещайте на новый слой. Аналогично поступайте с редактированием аккомпанемента, помещая удалённые вокальные элементы на новый слой. В результате, получится четыре слоя: два с различными элементами вокальной дорожки и два с инструментальным сопровождением. Отключая те или иные слои, можно оценить корректность работы. Впрочем, если Вы перфекционист и стремитесь к совершенству, ничто не мешает пойти еще глубже, на молекулярном уровне расщепляя звуки и размещая их на большем количестве слоёв.

Audionamix ADX Trax Pro

Насколько я знаю, на данный момент есть только один инструмент на основе спектрального редактирования, разработанный специально для решения только лишь этой задачи, а именно Audionamix ADX Trax Pro. Производитель также предлагает облегчённую версию ADX Trax, плагин формата VST/AU и приложение для iOS. Впрочем, только ADX Trax и ADX Trax Pro имеют возможность полной изоляции вокала. Постоянная лицензия на ADX Trax Pro стоит $499. Также есть возможность использования по подписке с минимальным сроком на месяц.

Когда Вы загрузите файл, ADX Trax Pro попытается автоматически сделать первый проход. Это довольно интересный процесс, он включает в себя процедуру выявления вокальных компонентов и создание высотной огибающей для них. Это чем-то похоже на работу Auto-Tune при анализе вокальной дорожки, хотя алгоритмы и задачи здесь намного сложнее. Эта огибающая будет использована в качестве основы для деконструкции трека на два файла – вокал и аккомпанемент.


Деконструкция занимает достаточно продолжительное время. И не только из-за сложности вычислительных процессов, но и потому, что полный микс кодируется и отправляется через Интернет на сервер Audionamix, где, собственно говоря, и осуществляется вся обработка. Потом результат возвращается обратно, декодируется, и Вы получаете два трека.

В зависимости от скорости соединения, обработка занимает от нескольких минут и более. Обработка моих фрагментов (каждый около минуты) заняла примерно три минуты. На полный микс продолжительностью четыре минуты ушло уже намного больше времени. Затем, в верхней части дисплея будут показаны вокальный и инструментальный треки, а в основной части экрана будет показано спектральное отображение исходного файла с наложенной высотной огибающей.

Уточнения

Если микс достаточно прост и вокал находится на высоком уровне относительно аккомпанемента, то результаты автоматической обработки могут быть довольно впечатляющими без какого-либо дальнейшего вмешательства. Но если аранжировка перегружена или вокал похоронен в миксе, то ADX Trax Pro уже вряд ли справится самостоятельно и Вам придётся прийти к нему на помощь на втором и третьем этапах.

Первый шаг – это ручное редактирование высотной огибающей. Для этого есть специальные инструменты: карандаш, ластик и Pitch Magnet (типа как Magnetic Lasso в Фотошопе). Последний очень полезен, помогая найти огибающую, когда Вы перемещаете курсор по спектральному дисплею. Изменения, вносимые в огибающую, показываются другим цветом. По окончании редактирования достаточно нажать кнопку Separate, чтобы опять запустить процесс разделения.



В зависимости от характера исходного материала, достойный результат может получиться и в первом автоматическом проходе. Конечно, идеал никто гарантировать не может, поэтому программа предлагает некоторые дополнительные опции, пользуясь которыми можно сократить время на дальнейшее ручное редактирование.



ADX Trax Pro имеет ряд опций, благодаря которым можно попытаться улучшить разделение в первом автоматическом проходе.


На экране Process есть четыре основных опции для управления разделением. Меню Processing позволяет уточнить, как будут обрабатываться согласные звуки и реверберация. Также там есть такая опция, как HQ (высокое качество). Если её включить, то процесс вычисления идёт намного дольше (соответственно, с лучшим результатом). В меню Post-Processing Tools можно воспользоваться дополнительными фильтрами для удаления остатков барабанов, шумов, окружения и тому подобного. Всё это заслуживает изучения. Опять же, результат сильно зависит от источника, и запросто может статься так, что от улучшений будет ещё хуже!


Стоит сказать ещё об одной опции – Comp (компиляция). В окне можно отобразить четыре варианта обработанного файла и выбрать лучшие фрагменты, сделав на их основе новый трек. Фактически, процесс такой же, как в любой DAW. Это очень полезная функция, поскольку для разных частей песни могутпотребоваться разные параметры обработки.

Как Вы видели на примере SpectraLayers, детальное спектральное редактирование занимает много времени, и всегда могут быть случаи, когда компоненты вокала и инструментов занимают одно и то же место в частотном спектре и их никак невозможно разъединить. Но тот факт, что ADX Trax Pro автоматически синхронизирует изменения в вокальных и инструментальных треках, оптимизирует методику для решения этой конкретной задачи. Тем более, что программа самостоятельно делает значительную часть первичной работы.

Оценка результатов


Спектральный редактор ADX Trax Pro (здесь показана работа инструмента Harmonic Selection) автоматически переносит вырезанный материал между связанными треками. Например, удалённое в вокальном треке пианино автоматически появится в инструментальном треке, и наоборот. Таким образом, общий спектр полного микса всегда сохраняется.

Несомненно, характер исходного материала всегда будет определять качество конечного результата. На сайте Audionamix есть классные примеры, в том числе набор изолированных вокалов, сделанных для проекта Barry Manilow. Им было поручено вытащить вокал из классических песен разных исполнителей, среди которых Луи Армстронг, Дасти Спрингфилд, Мэрилин Монро и Джуди Гарланд. Это потребовалось для альбома My Dream Duets (2014). Независимо от того, являетесь ли Вы поклонником Манилоу или нет, результаты очень впечатляют. (Страшно даже спрашивать, сколько времени ушло на это!)



Здесь показан трек с вокальной мелодией, созданный в автоматическом режиме. Узкие вертикальные линии через весь спектр – это удары барабанов.

Кстати, изучая возможности ADX Trax Pro, я помучил не только песню Кристины Вейн, но и ряд современных коммерческих записей. Процесс был не всегда успешен, но я был удивлён тем, насколько далеко эта программа может зайти. Например, уже известную нам Rolling In The Deep (Adele), после обработки можно чуть ли не сразу использоваться в каком-нибудь танцевальном ремиксе. Было, конечно, несколько артефактов, но ничего по-настоящему заметного или раздражающего. А вот с Pretender от Foo Fighters всё было намного сложнее. И не удивительно, учитывая очень плотный микс и тот факт, что вокал местами буквально дерётся со стеной гитар и барабанов. К сожалению, копирайт мешает мне поделиться с Вами результатами этих экспериментов.

Миссия невыполнима?

Даже ADX Trax Pro со своим уникальным инструментарием далёк от совершенства. Тем не менее, он сможет вытащить вокальную дорожку так, что поместив её в правильный новый контекст, Вы оставите слушателя в блаженном неведении относительно всех предшествующих извращений. В общем, правила игры определяет исходный материал, и далеко не от всех треков можно добиться приемлемых результатов. Не забывайте этого и удачи!

Звуковые примеры здесь:

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: Разбираем трек на части (из журнала Computer Music)

Виртуальная студия, которая считается одной из самых мощных на сегодняшний день. Это продукт, ориентированный на профессионалов, но благодаря логичному интерфейсу любители и музыканты, которые хотят улучшить звучание собственных композиций, также успешно работают в Cubase.

В студии доступны все передовые инструменты для редактирования звука на разных этапах: в процессе записи, при сведении и мастеринге. Cubase поддерживает современные аудиоформаты, в том числе звук 5.1 и 7.1 — позволяет добиться исключительного объёма стереоэффектов.

Студия работает с VST и VSTi-плагинами. Здесь есть удобные шаблоны проектов, многодорожечный редактор, средства для работы с нотами, комплекты фильтров, эффектов и встроенный микшер. В среде можно составлять биты, лупы, редактировать и синтезировать новые звуки.

2. Adobe Audition

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 20,99 доллара в месяц, есть бесплатная 7-дневная пробная версия.

Как Photoshop, только для работы со звуком. Adobe Audition — функциональный аудиоредактор, который позволяет создавать шедевры и редактировать композиции любой сложности. Здесь доступен очень серьёзный набор инструментов, но чтобы полноценно овладеть ими на профессиональном уровне, придётся потратить немало часов. Впрочем, с базовой обработкой звука без труда разберётся даже новичок — интерфейс интуитивно понятный и гибко настраиваемый.

В Adobe Audition можно корректировать и восстанавливать звучание, создавать и настраивать звуковые эффекты. Студия подходит не только для музыкантов, но и для подкастеров: здесь есть простые инструменты для записи, микширования и экспорта материалов.

Adobe Audition является частью Adobe Creative Cloud. Если вы работаете с видео в Adobe Premier, вам будет особенно комфортно пользоваться этой программой для редактирования аудиодорожек.

3. Reaper

  • Платформы: Windows, macOS, Linux.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 60 долларов, есть бесплатная 60-дневная пробная версия.

Полноценная виртуальная студия, созданная разработчиками легендарного плеера Winamp. Одна из немногих подобных программ, которую можно запустить на Linux — правда, версии пока экспериментальные.

Reaper успешно работает на относительно слабых компьютерах. Он позволяет комфортно записывать, сводить, выполнять мастеринг, и на выходе получается подчёркнуто качественный звук. Здесь очень удобно редактировать файлы из множества дорожек, создавать миксы и аранжировки, добиваться уникального звучания композиций.

В Reaper есть встроенный конвертер, а также инструменты для синхронизации с Sound Forge Pro и Adobe Audition. К программе можно подключить VST-плагины или аппаратные устройства для прямого захвата и обработки данных. Поддерживаются протоколы ASIO, DirectSound и WaveOut.

4. Sound Forge Pro

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 299 евро, есть бесплатная 30-дневная пробная версия.

Виртуальная студия, которая более 20 лет неизменно входит в списки The Best Music Editors & Audio Editing Software 2020 лучших в своей области. Она подходит для студийной записи и обработки звука, профессионального сведения и мастеринга, проверки лупов и редактирования сэмплов, включает широкую палитру встроенных инструментов и плагинов.

Встроенный модуль восстановления звука DeNoiser в Sound Forge Pro считается одним из лучших на рынке. Он подавляет практически любые шумы: если записываете звук в городе или людном помещении, сможете добиться вдохновляющих результатов.

5. Ableton Live

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 199 долларов, есть бесплатная 90-дневная пробная версия.

Эту программу используют многие диджеи. Ableton Live позволяет легко создавать, редактировать и проигрывать музыку в режиме реального времени, писать грувы прямо на вечеринке. Удобный интерфейс, универсальный набор инструментов, звуков, сэмплов и лупов — всё, что нужно для комфортного творческого процесса.

Библиотека Ableton Live включает 13 различных инструментов и 56 эффектов для обработки аудио и MIDI-треков: Echo, Pedal, Beat Repeat, Amp, Vocoder, Glue и другие. Программа автоматически распознаёт MIDI-клавиатуры и другие контроллеры и, к слову, иногда лицензию на Ableton Live можно найти в коробке с такими устройствами.

Один из самых интересных встроенных инструментов студии — Wavetable. Это обновлённый синтезатор, который позволяет гибко трансформировать звук с помощью волновых таблиц. Их составляли, анализируя звук с реальных синтезаторов и других аналоговых инструментов. Для синтеза звука в Ableton глубокие знания физики не требуются — просто меняйте форму волны мышью и слушайте, что получилось.

6. Mixcraft

  • Платформы:Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 5 200 рублей, есть бесплатная 14-дневная пробная версия.

Основное достоинство этой виртуальной студии — высокое качество встроенных эффектов. Здесь вы найдёте самые разные виртуальные инструменты, сэмплы и фильтры, которые позволят работать со звуком на профессиональном уровне, делать эффектные ремиксы и аранжировки. Удобный пошаговый секвенсор поможет довести композицию до совершенства.

В библиотеке — больше десятка VST-плагинов, свыше 8 тысяч лупов и сэмплов. Также можно импортировать библиотеки лупов, в частности, из студий Apple GarageBand и ACID.

Ещё одна особенность Mixcraft — возможность работать с видео. Это и озвучка, и редактирование оригинальных дорожек, и основные инструменты для видеоряда: вырезать, вклеить и не только.

7. FL Studio (FruityLoops)

  • Платформы: Windows, macOS, iOS, Android.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: для ПК — от 99 долларов, есть бесплатная пробная версия без ограничений по времени; для iOS, Android — от 399 рублей.

Мощная виртуальная студия, в которой особенно удобно работать с электронной музыкой, хип-хопом, дабстепом и другими подобными направлениями. Собрать крутой трек буквально за несколько минут поможет богатая библиотека лупов и сэмплов.

В FL Studio можно сделать интересную аранжировку и добиться уникального звучания популярных треков. Студия поддерживает плагины VST и VST2, интеграцию сторонних инструментов, может принимать данные с нескольких MIDI-входов одновременно.

Для каждого виртуального инструмента и эффекта в программе доступно множество пресетов. Также есть окно готовых шаблонов и удобный piano roll — чтобы было проще подбирать такты и ноты.

Интерфейс FL Studio поначалу может казаться непонятным и недружелюбным, но его легко настроить под себя. Отдельно отметим наличие мобильных версий — в них, на наш взгляд, будет проще освоиться новичкам.


Цена: 1,00 рублей

8. Virtual DJ

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: диджеинг, сведение.
  • Стоимость: для домашнего использования (без подключения к аппаратной базе для профессиональных диджеев) — бесплатно; для профессионального и коммерческого использования — от 19 долларов в месяц или от 299 долларов без ограничений по времени.

Эмулятор диджейского пульта — интересная среда для работы с аудиофайлами в режиме реального времени. С ней домашние вечеринки заиграют новыми красками: в Virtual DJ вы сможете на лету создавать скретчи и менять биты, качественно сводить дорожки, в том числе в автоматическом режиме.

Программа позволяет отметить в треках до девяти ключевых точек и быстро перемещаться между ними. Во встроенной библиотеке — широкий выбор инструментов для микширования и эффектов: от классических фланжера и хоруса до более экзотичных вариантов. Также в Virtual DJ доступна очень качественная имитация винила.

Интерфейс с двумя деками позволяет держать всё необходимое под рукой, а цветные индикаторы спектрального анализа звучания каждой деки считают фишкой эмулятора. В среде можно гибко работать с внешними носителями, записывать проигрываемые треки в режиме реального времени и даже транслировать звук на цифровые радиостанции.

9. Presonus Studio One

  • Платформы: Windows, macOS, Linux, iOS, Android.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: Studio One 5 Prime — бесплатно; Studio One 5 Artist — 99,95 доллара; Studio One 5 Professional — 399,95 доллара.

Виртуальная студия для полноценной работы со звуком на профессиональном уровне. Разрабатывает её компания Presonus, производитель звуковых карт, микшеров, аудиоинтерфейсов и другого оборудования. Часто лицензионные коды для Studio One предоставляются в комплекте с техникой.

В приложении удобно записывать звук с различных устройств и сохранять отдельными дорожками для последующего редактирования. Можно сводить аудио и создавать MIDI-файлы, выполнять сатурацию звука с аналоговым моделированием, встраивать VST-эффекты не только в дорожки в целом, но и в отдельные объекты композиций.

10. Cakewalk by BandLab (ранее Sonar)

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: бесплатно.

Полноценная виртуальная студия, которая охватывает весь процесс производства музыки: от записи до публикации в популярных стриминговых сервисах. Понятный интерфейс и мощные инструменты позволяют этому бесплатному пакету конкурировать с более раскрученными редакторами.

С Cakewalk комфортно сочинять и записывать композиции, добавляя неограниченное количество аудио- и MIDI-треков в каждый проект. Легко здесь и редактировать музыку, создавать аранжировки, создавать динамичные миксы с красивой и яркой акустической картиной.

Cakewalk поддерживает расширяемую библиотеку модулей ProChannel: реверберацию, резонансную фильтрацию, динамическую компрессию и не только. Доступны десятки компрессоров и эффектов, есть встроенный редактор MIDI-треков и поддержка фирменного языка сценариев CAL.

Также есть приложения от BandLab для создания музыки в iOS и Android.




11. MAGIX Music Maker

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, составление лупов.
  • Стоимость: Music Maker — бесплатно; Music Maker 2021 Plus Edition — 59 евро; Music Maker 2021 Premium Edition — 99,99 евро.

Даже если у вас вовсе нет опыта в создании музыки, с Music Maker вы сможете начать. Упор здесь сделан именно на простоте освоения, но и профессионалы в Music Maker найдут интересные для себя возможности.

Прежде всего, в программе доступна солидная коллекция битов, мелодий и вокальных фрагментов. Их можно комбинировать, чтобы составлять композиции и лупы. Просто перетаскивайте нужные элементы в окно редактирования и слушайте, как они будут звучать вместе.

Кроме того, в Music Maker можно использовать виртуальные инструменты — от синтезатора до струнных и ударных. Удобно подключить MIDI-клавиатуру или электронные барабаны, чтобы создавать интересные современные композиции. Наконец, есть библиотека готовых эффектов и шаблонов.

12. Pro Tools

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: Pro Tools First с ограниченным набором возможностей — бесплатно; стандартный Pro Tools — от 29,99 доллара в месяц; Pro Tools Ultimate — от 79,99 доллара в месяц, есть бесплатные пробные версии.

Профессиональная виртуальная студия для создания качественного аудио — от записи до финального мастеринга. Начальная версия пригодится студентам, неопытным музыкантам и подкастерам. Стандартная ориентирована на любителей, продюсеров и звукоинженеров. А Ultimate предназначена для профессиональных звукорежиссёров, специалистов по мастерингу и постпродакшену в аудиосфере.

В Pro Tools можно качественно микшировать звук из разных каналов, применять варианты звуковой обработки из широкой библиотеки, пользоваться виртуальными инструментами и кропотливо редактировать композиции различной сложности. Особенность программы в том, что здесь вряд ли получится интуитивно что-то сваять: ценители этого приложения привыкли работать вдумчиво, чтобы в итоге свести композицию из множества дорожек в готовый стереотрек.

Для стабильной работы Pro Tools требуется конкретное железо. В целом это не программа, а скорее программно-аппаратный комплекс, в котором софт и хард работают в тесной связке друг с другом. Но если вы настроены решительно и хотите стать профессиональным звукорежиссёром, без базового знакомства с Pro Tools вам точно не обойтись.

13. Wavosaur

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: бесплатно.

Лёгкий редактор для записи и обработки звука, который поддерживает ряд профессиональных возможностей, например ASIO-драйверы, VST-плагины, создание многоканальных WAV-файлов и наложение эффектов в режиме реального времени. В Wavosaur удобно создавать лупы, записывать и анализировать композиции, выполнять пакетную конвертацию аудиофайлов в нужный формат.

Программу можно загрузить и сразу начать работу — даже ничего устанавливать не придётся. Здесь удобно создавать черновики и наброски, выполнять простые операции: вырезать, копировать и вставлять фрагменты, обрезать частоты, преобразовывать моно в стерео и наоборот, инвертировать и отражать фрагменты, увеличивать и уменьшать громкость, добавлять паузы.

Полезен Wavosaur и для удаления голоса из композиций. Можно выполнять сдвиг высоты тона, экспортировать файлы, пакетно применять эффекты и плагины. Наконец, здесь есть инструменты для спектрального анализа звука (вывода 2D- и 3D-спектра, сонограммы), мощности по каналам, осциллограф в реальном времени для входов и выходов, синтез сигналов.

14. АудиоМАСТЕР

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, базовая обработка.
  • Стоимость: от 690 рублей, есть бесплатный 7-дневный пробный период.

Компактный редактор аудио, созданный российской компанией. Главное преимущество — изначально русскоязычный интерфейс.

15. Sibelius

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: нотный редактор.
  • Стоимость: ограниченная версия Sibelius First — бесплатно; стандартная версия Sibelius для 16 инструментов — от 9,99 доллара в месяц; версия Sibelius Ultimate — от 19,99 доллара в месяц, есть бесплатный 30-дневный пробный период.

Мощный нотный редактор от разработчиков Pro Tools, который позволяет создавать и редактировать нотные партитуры — от партий отдельных инструментов до оркестровых аранжировок. Незаменимый инструмент для композиторов и аранжировщиков, студентов музыкальных училищ и консерваторий, исполнителей, которые работают с инструментальными партиями.

Редактор позволяет выбирать и настраивать инструменты для проигрывания партитур. Система искусственного интеллекта сделает звучание готовой композиции максимально естественным и реалистичным.

Партитуры можно публиковать в облачном сервисе и работать с файлами других композиторов — это своего рода социальная сеть для обмена знаниями и развития творчества. Также Sibelius включает функции создания партитур из аудиофайлов и расшифровки сканов или фото нотных листов, инструменты обучения и совместной работы.

Кроме того, для работы с готовыми партитурами разработчики Sibelius предлагают приложение Avid Scorch на iPad. Он превращает планшет в интерактивный пюпитр для репетиций и выступлений.

16. Guitar Pro

  • Платформы: Windows, macOS, iOS, Android.
  • Назначение: нотный редактор.
  • Стоимость: 69,95 доллара, есть бесплатная 30-дневная пробная версия.

Самый популярный нотный редактор для акустической и электрогитары, баса, укулеле, банджо и других подобных инструментов. Он позволяет работать с партитурами и табулатурами для них, а также создавать минусовки для фортепиано и ударных.

Guitar Pro включает функциональный MIDI-редактор, метроном, проигрыватель созданных композиций и другие инструменты, полезные для гитаристов. Здесь можно строить и определять состав аккордов, разбирать композиции, выслушивать партии, привязывать текст песен к нотам, накладывать эффекты на гитарные партии.

В свежей версии Guitar Pro 7.5 добавили поддержку табулатур для 9- и 10-струнных гитар, расширили оркестровый банк и импорт в MIDI-формат. Также интегрировали mySongBook — сборник, который включает более 2 тысяч готовых табулатур популярных композиций вроде Stairway to Heaven или Little Wing.

Читайте также: