Как сделать меч кладенец из дерева из последний богатырь

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 08.09.2024

А вот еще одна версия. Дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Кузнец изготавливал из железа разной твёрдости пруты и сковывал их в "косу", затем он вытягивал эту заготовку и ещё раз скручивал (процесс мог быть очень длительным). Когда скруток по мнению мастера было достаточно он придавал заготовке слегка увеличенную, в отличие от желаемой, форму клинка. Затем в специальный день (тогда ведали такое) или ночь кузнец проводил обряд уклада этой заготовки( произносились заветные слова), для чего выбиралось место со специальными свойствами почвы и именно там закапывался будущий меч, а сверху обычно воздвигался огромный валун. Спустя 10 лет (по разным источникам даты варьируются от 5 до 100 и более лет) эта заготовка извлекалась и отковывалась окончательно. Самое сложное в изготовлении такого меча в том, что извлечённую заготовку надо было проковывать за один раз, иначе металл терял свои восхитительные свойства (во время 10-летнего погребения окисление избавляло заготовку от ненужных примесей и создавало новые химические элементы, которые наделяли во время однократного нагрева поразительными свойствами будущий клинок). Но и это ещё не всё, остывать только что прокованный клинок должен был тоже специально. Кузнец садился на коня и мчался во весь опор, а сам в это время очень громко кричал заветные слова и рисовал в воздухе магические руны, призывая душу клинка войти в него. Таким магическим обрядом меч-кладенец "отпускался" . Было не много кузнецов-волхвов и такие мечи были крайней редкостью, поэтому стоили запредельно дорого. Такими мечами легко рубилась любая сталь и булатные мечи.

Есть версии, что он получил такое название, благодаря тому, что УКЛАДЫВАЛ целое вражеское войско на своем пути.

Также происхождение названия КЛАДЕНЕЦ может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius.

GLADIUS -
1) меч (как рубящее и колющее оружие)
2) убийство (licentia gladiorum C);
3) сошник, лемех
4) лопаточка для поднятия нитей основы (в ткацком станке)
Отсюда же скорее всего произошло и слово ГЛАДИАТОР.
GLADIATOR -
1) гладиатор (раб, военнопленный или вольнонаёмный), цирковой боец
2) головорез, душегуб
3) сабельный мастер, оружейник

Но в латинском есть еще схожее по звучанию слово.
CLADES -
1) несчастье, бедствие, ущерб
2) увечье, утрата
3) бич, гроза, разрушитель
4) поражение

А вот еще версия!
К-ЛАД-ЕНЕЦ. Обладание этим мечом означало овладение своим телом в совершенстве. Правильно писали, что кладенец нельзя изготовить, его можно только добыть(найти). Но найти его можно лишь пойдя за мудростью народной, овладев знаниями и умениями предков, т.е. генетической памятью, сокрытой в костях (костном мозге). К-ладу - к гармонии, мудрости и родовой памяти стремился обладатель кладенца.

А не находится ли этот тайник-клад внутри нас?

В середине груди человека находится продолговатая кость, напоминающая кинжал. Состоит из 3 частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. Служит местом соединения верхних 7 пар ребер, внутри состоит из из губчатого костного вещества, богатого сосудами и содержащего красный костный мозг. Мечевидный отросток (лат. processus xiphoideus) — самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец. Форма и величина отростка сильно варьируется. Обращенный книзу конец, прощупываемый через кожу, может быть притуплён или заострён, вилообразно расщеплён или иметь расположенное посередине отверстие.Он может более, чем тело кости, отступать назад, и тогда образует изменчивую по форме желудочную, или подложечную, ямку. Он может своим концом выступать вперед, и тогда обозначается на теле в виде выступа. Находится этот мечевидный отросток в районе солнечного сплетения.

В этой же области находится 3 чакра МАНИПУРА. Это хранилище энергии необходимой для жизни в этом мире. В плане судьбы чакра отвечает за волю, власть, успех, интеллект. Управляет работой органов желудочно-кишечного тракта, печенью, желчным пузырем, селезенкой, поджелудочной железой. Если чакра работает хорошо, то у человека сильная воля и высокий интеллект. Манипура отвечает за усвоение, накопление, трансформацию и распределение энергии по организму человека в целом. В общей энергосистеме человека эту чакру можно сравнить с турбиной электростанции, которая за счет своего вращения преобразует механическую энергию в энергию электрическую, поступающую далее в общую электросеть к конечным потребителям. Сила человека также кроется в чакре солнечного сплете­ния. Она формируется благодаря развитию уверенности че­ловека в том, что он знает кто он есть; создает сильный про­образ воина, крепко стоящего на ногах и уверенно отстаива­ющего свои права. Есть предположения, что именно в области солнечного сплетения находится душа человека.

Вилочковая железа совершенно не выносит стрессы (шум, температурные перепады, анестезия). Во время стресса железа сжимается, что приводит к снижению жизненной энергии. Стрессы требуют мобилизации всех Т-лимфоцитов, в результате чего вилочковой железе приходится в спешном порядке готовить новых защитников. Поэтому у человека, часто рискующего и нервничающего, вилочковая железа изнашивается и стареет быстрее..

Ослабленный тимус можно усилить посредством простейшего метода. Метод заключается в том, чтобы 10-20 раз легонько постучать рукой по месту расположения железы. Такое постукивание можно производить кончиками пальцев или легко сжатым кулаком, избирая приятный ритм. Таким способом можно за несколько секунд стабилизировать тело и наполнить его живительной энергией. Если каждое утро регулярно активизировать свой тимус и повторять эту процедуру несколько раз в течение дня, то уже через короткий промежуток времени почувствуете себя значительно более сильным. Вот только не рекомендуют пользоваться этим методом, если человек уже заболел.

В народной культуре тимьян является символом воинской доблести, мужской силы. Верили, что если носить при себе веточку тимьяна, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики тимьяна (чабреца) приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. (Кстати, ЛАДАН по древне-русски звучал ТЕМЬЯН).

И еще одна интересная информация, которую я нашла в книге И.Брагиной и М.Брагина "Сверхвозможности воина". "Если очень быстро выполнять взмахи руками, имитируя движения крыльев (птиц или насекомых), то благодаря прямому воздействию на тимус (или, так называемую вилочковую железу) человек активизирует необыкновенную скорость реакции - настоящую сверхреакцию, и происходит это за счет выработки организмом особых гормонов, управляющих скоростью биохимических обменных процессов в организме. При этом одновременно происходит резкое повышение проводимости нервных путей для биоэлектрических сигналов, что определяет значительное возрастание скорости реакции на любые внешние воздействия, и это обусловлено психофизиологией человеческого организма."

P.S. Своеобразный языковой кульбит наблюдается со словом МЕЧ!

МЕЧ по-латински звучит GLADIUS.
GLADIUS напоминает русское слово КОЛОТЬ, что в свою очередь связано с функцией МЕЧА.
В латинском же языке есть слова:
METO - жать, косить, рубить, срезать, срубать
METUS - страх, боязнь, опасность, угроза; предмет страха
И эти переводы также связаны с функциями меча!

Еще одна сказка из сборника сказок Н. П. Остроумова "Сказки сартов в русском изложении".

Интересно, что в этой сказке про царевича-богатыря излагается рецепт приготовления плова )))

Предыдущая сказка из сборника здесь. Начало серии постов здесь.

Царевич-богатырь и меч-кладенец

Вот они шли-шли и пришли к большой реке. По берегам этой реки находились высокие, красивые места и тенистые сады, около одного из этих садов протекал большой ключ светлой, холодной воды. Братья тут и остановились отдохнуть на несколько дней.

Когда старшие братья заснули, младший взял свой меч и пошёл при свете яркой луны осмотреть местность. В одном саду он увидел большой красивый дом, обнесенный неприступною стеной и рвом. Царевич вынул свой меч, срубил два тополя, сделал из них лестницу и перекинул её через ров. Потом он приставил лестницу к стене и в миг очутился на её гребне. Как раз в это время луна еще сильнее облила замок своим серебристым светом, и царевичу представилось чудное зрелище: он увидел высокий холм, покрытый деревьями необыкновенной вышины; из-под корней их била ключом серебристая вода и стекала в огромные водоемы, в которых плавали золотистые рыбки. А на самой вершине холма лежал и храпел на весь сад Белый Див. Царевич спрыгнул со стены, тихо подошел к спящему Диву, вынул свой меч и призадумался, отрубить ли он голову чудовищу, так как меч его был короток. Но вдруг меч вытянулся на 40 аршин. Царевич размахнулся и разом отрубил голову Диву. Кровь полилась ручьём, а голова Дива провалилась в землю.

Царевич вернулся к братьям и лег спать. Когда братья проснулись, то даже и не заметили, что их младший брат уходил ночью. Весь день проспал царевич и только к вечеру встал. На другую ночь, лишь только старшие братья заснули, царевич снова встал, взял свой меч и опять пошёл, но уже в противоположную сторону. Видит он большой курган, а на кургане раскинуты шатры: в них, при свете луны, сидят и пьют кумыс 40 разбойников. Они сговариваются убить соседнего богатого царя и ограбить всю его казну. Царевич, услышав это, пересчитал разбойников и, обдумав, что говорить и что делать, переоделся в разбойничью одежду, незаметно вошёл в шатёр и подошёл к разбойникам.

На другой день все братья собрались у ключа есть палау (плов) и советоваться, куда им идти.
(Палау (плов) — любимое блюдо у сартов. Палау (плов) — распаренный в бараньем сале рис, приправленный морковью, луком, перцем и др. В котле вместе с рисом варятся и куски бараньего мяса, которые потом и подаются с рисом. Примечание Н. 0строумова.)

Тут царевич сказал, что он видел в эту ночь страшный сон и рассказал все подробности своих богатырских похождений, совершенных им в эти две ночи. Старшие братья дивились такому сну и начали видеть в младшем брате настоящего богатыря.

В это время их разговор подслушала Баба-Яга.

Свадьбу пировали 40 дней и 40 ночей. После пира два младшие брата поехали провожать старшего брата в замок убитого Дива, к белоликой царевне. Когда царевич приехал в замок, у пленной царевны полились от радости слезы но белому лицу. Долги три брата-царевича говорили и вторую свадьбу справили. Пировали 40 дней и 40 ночей. И стал жить здесь старший царевич и царствовать и разбежавшийся народ собирать, а младшие братья вернулись назад.

Царевич направился в Бухару и видит: там весь народ плачет. Он спросил о причине плача, и ему рассказали, что в город приходит необыкновенно большой дракон (аждага) и каждый день пожирает по-очереди по одной девице из каждой семьи и по одному барану, а теперь прямо стали выводить к нему за город по девице и по барану, чтобы он в город сам не ходил и меньше страху наводил. Царевич купил себе на один кокан (20 коп.) мяса и хлеба и зашел в дом к одной старухе. Оказалось, что это была Баба-Яга. Она сидела и плакала от страха, как бы и до неё не дошла очередь быть съеденною драконом, так как в этот день уже отвели в поле царскую дочь на съедение дракону. Царевич сварил себе палау, поел и ушел в поле. Пришёл в поле царевич и видит, что на богатом ковре сидит и плачет царская дочь, а возле неё лежит барашек.

Прошло немного времени, как царевна уже заслышала приближение дракона и начала будить царевича. Но царевич крепко спал и не пробуждался. Тогда она начала колоть его мечём —кровь потекла, а царевич всё спал. Тогда царевна горько заплакала, горячие слезы её капнули на её кольцо с именной печатью. Она приложила нагревшуюся печать царевичу к виску, и царевич-богатырь живо проснулся и видит не вдалеке от себя дракона. Увидев дракона, царевич левой рукой крепко прижал к своей груди царевну, а в правую взял свой, волшебный меч.

Только что дракон приблизился к царевичу и разинул свою пасть, как царевич вонзил ему в рот свой 40-аршинный меч. Степь задрожала, когда дракон зарычал; а как дракон назад отскочил,— земля затряслась. Потом. когда дракон снова бросился на богатыря-царевича, снова царевич вонзил ему свой меч, распорол ему живот и выпустил на волю всех людей и баранов, которых он в разное время живьём поглотал. Дракону хотелось овладеть Бухарскою царевною; он и добирался до неё.

От сильного испуга царевна потеряла сознание, и царевич положил её на ковёр. Уложив царевну, царевич вырезал у дракона из спины большой и длинный ремень и ушел с ним в соседние горы. В этих горах паслись бухарские стада лошадей и баранов. Царевич подружился там с пастухом и стал у него жить.

Вдруг разнёсся слух по Бухаре, что царь выдает свою дочь замуж за старика. Пастух, который пас царские стада, часто бывал в царском дворце и часто видел царскую дочь. Однажды, перед самой свадьбой, царевна стала расспрашивать пастуха про его житьё-бытьё в горах со стадами лошадей, баранов и с любимой её козочкой. Пастух начал подробно рассказывать царевне, как он живёт и при этом сказал, что у него живёт необыкновенно красивый и богатырского вида молодой человек, и что у этого человека на виске есть клеймо, точь-в-точь как печать царевны. Царевна вспомнила, кто её избавил от дракона, поспешила к отцу своему и рассказала ему все, что вспомнила. Царь сначала не поверил было дочери, но потом все-таки велел пастуху призвать его гостя. Пастух ушёл к себе в горы и на другой день привёл с собою к царю своего знакомца — царевича. Царевна разом узнала царевича по лицу и по клейму, а царевич, для большего ещё убеждения царя, показал ему ремень, который вырезал из спины дракона.

Царь наконец поверил царевичу и помолвил за него дочь свою, а старика того повелел казнить за обман. Перед самой свадьбой из серебряной ногайки среднего брата царевича закапали красные капли, и он в один миг прискакал к младшему брату на свадьбу. Дорогой он захватил с собой и старшего брата. Когда приехали братья жениха-царевича, то начали пировать свадьбу и пировали 40 дней и 40 ночей на всю Бухару.

(Эта сказка записана в Ташкенте И. А. Митропольским со слов одного сарта - ремесленника).


Интересно, что в сборнике "Узбекские народные сказки" под редакцией М.И. Шевердина есть сказка, сюжет которой в чём-то схож со сказкой, изложенной выше. Вот она.

(Самаркандская сказка)

Было ли то или не было, но старые люди рассказывают, что когда-то, давным-давно в городе Афрасиабе стали случаться частые кражи. Обворовывали все: и царскую казну, и дома горожан, и лавки купцов. Не проходило и дня, чтобы чего-нибудь не похитили.

Никто не мог поймать воров. Городские миршабы — полицейские только ушами хлопали да глазами моргали. Рассердился шах Афрасиаба и издал ярлык — приказ, в котором собственноручно писал:

Конечно, после такого грозного приказа и старые и малые сидели по домам и, чуть темнело, тушили огонь в очагах. Кому охота попасть в лапы палача?

Пусть же они сидят у себя дома и дрожат от страха под одеялами, а мы посмотрим, что делает шах Афрасиаба.

Вооружившись большим острым топором, стал шах каждую ночь украдкой ходить по улицам. В одну из ночей, идя по темному переулку, шах встретил трех вооруженных всадников, которые держали путь в сторону шахского казнохранилища.

Уви
дели всадники одинокого человека и накинулись на него с обнаженными мечами. Хотели они убить его, но шах, закрывая лицо полой чапана, воскликнул:

— О хитрейшие из воров, остановитесь и выслушайте меня.

Один из всадников сказал:

— Послушаем. Всегда успеем отрубить ему голову, если он наскучит нам.

— Господа воры, я сам очень искусный вор и теперь задумал забраться в шахское казнохранилище и похитить шахскую казну, но затрудняюсь, ибо я один.

Три всадника-вора посоветовались между собой и сказали:

— Эй ты, мы не прочь тебя взять в свою компанию, но не знаем, кто ты и какими качествами обладаешь по части воровского искусства.

— Э,— сказал шах,— за мною много качеств. Вот только не знаю в чём вы искусны.

Первый вор тогда сказал:

— Я обладаю языком муллы. По краснобайству нет мне равного во всем Афрасиабе. И в разговоре я успеваю вызнать у кого угодно все, что нам понадобится.

Второй вор заявил:

— А я нюхом распознаю, где хранится золото и серебро, даже если его закопают на двенадцать локтей в землю.

Третий вор сказал:

— А я наделен способностью узнавать днем всех людей, которых приходится встречать ночью, даже если было так темно, что не видно было пальца, поднесенного к кончику носа.

— Ну, а мое искусство,— заявил шах,— тоньше ваших, мой взор обладает волшебным свойством. Когда меч палача уже занесен над головой преступника для учинения над ним казни, достаточно мне незаметно от прочих лишь мигнуть и палач дарует жизнь приговоренному к смерти.

— Мы никого не боимся,— сознались они,— только боимся шахского палача, и нам не хватало такого компаньона, как ты.

Все вчетвером отправились к казнохранилищу.

Первый вор-краснобай заговорил стражников, охранявших казну так, что они забыли кто они, где они и что должны делать., - Второй вор сразу же обнаружил, где лежат сокровища. Захватив из казны золота сколько смогли увезти, всадники выехали из города в степь. С собой они взяли в знак признательности и дружбы шаха.

Ехали они, ехали и, наконец, подъехали к большому камню. Отодвинули они его и вошли в подземелье. В нем-то и жили воры.

Отсчитали воры шаху его долю золота и отпустили его. На прощание они ему наказали:

— Купи на эти деньги хорошего коня и меч. Завтра ночью приезжай к нам.

Вывели шаха из подземелья, завалили вход камнями и легли спать.

Пусть воры спят, а мы посмотрим, что будет делать шах.

Выбрался шах из подземелья и побежал что есть духу через степь в Афрасиаб. Бежал, бежал, запыхался пришел ночью во дворец усталый, весь в поту и послал стражу в степь ловить воров.

Стража застала воров спящими, немедленно связала их и представила во дворец. Шах сел на трон и призвал палача.

Вор, который был способен узнавать днем виденных им ночью людей, тотчас же признал шаха и воскликнул:

— Эй, господин, не знаю как тебя, вор царей или царь воров, если ты имеешь волшебный глаз, не настал ли час, когда тебе необходимо мигнуть:

— Что-о-о,— заорал шах.— Да как ты смеешь так говорить со мной, с самим шахом Афрасиаба. Вы, презренные воры, а все занимающиеся воровством в благословенном государстве Афрасиабе, да будут без всякой пощады преданы жалкой смерти. Палач, делай свое дело.

— О, шах, одно только мгновение,— выступил вперед вор-краснобай,— разреши задать тебе вопрос, только один маленький вопрос.

— Говори,— оказал снисходительно шах,— дарую тебе такую милость.

Вор-краснобай низко поклонился и сказал:

— О, шах, скажи, все воры, без всякого исключения, должны быть преданы казни?

— Все, все,— закричал шах,— таков закон нашего государства. Довольно болтать. Палач!

— Минуточку, о, шах! И казнят всех воров, даже если они самые знатные люди государства?

— Всех, всех. Даже если то будет самый знатный вельможа, даже если то будет мой первый визирь. Таков незыблемый закон.

— О, мудрейший, справедливейший из шахов, мы готовы положить головы на плаху, но прикажи своему палачу сначала казнить самого себя.

— Это еще почему?— взвизгнул шах.

— Согласно закону нашего государства,— ответил вор-краснобай.— Во-первых, ты, великий шах, сам признался, что ты искусный вор, во-вторых, ты, великий шах, сам попросился в нашу воровскую шайку, в-третьих, ты, великий шах, был принят в нашу воровскую шайку, в-четвертых, ты, великий шах, помогал нам обокрасть шахскую казну, в-пятых, ты, великий шах, получил и добровольно принял выделенную часть воровской добычи. В-шестых.

— Довольно,— закричал шах и зажал уши.

— Я только хотел сказать,— скромно добавил вор-краснобай,— что в-шестых. о великий шах, ты согласно закону афрасиабского государства должен быть казнен как вор.

— Что же мне делать? растерялся шах.

— О,— сказал вор-краснобай,— у тебя волшебный глаз. Подмигни, но только четыре раза.

И великий шах Афрасиаба подмигнул раз за вора-краснобая, подмигнул второй раз за вора, который видел под землей, подмигнул третий раз за вора, который узнает днем увиденного ночью человека и, наконец, подмигнул четвертый раз за вора-шаха, то есть за самого себя

Предыдущий пост про сказки из сборника здесь. Начало серии постов здесь.

Тайны мира и человека

Картинки по запросу агриков меч

В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик — сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия.

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Известно, что тамплиеры вели раскопки на месте храма Соломона, и, по некоторым данным, с большим успехом. Орден стал владельцем чаши Грааля, плащаницы, названной позднее Туринской, и Агрикова меча. Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие. Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях. Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.

И сошлись Хостоврул с Евпатием

Директива Гитлера

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.

В раннем детстве, слушая сказки и былины, мы узнали о существовании множества необычных вещей и персонажей, которые не существуют в реальной жизни. Тогда мало кто задумывался об этом, но сейчас пришло время узнать, что из себя представляют Калинов мост, меч-кладенец, Сивка-бурка и Тугарин Змеевич.


Каждый культурный человек просто обязан быть в курсе значения слов, которыми пользуется или которые часто слышит. Наша подборка былинно-сказочных терминов не претендует на полноту, так как полный справочник наверняка может выглядеть как увесистый том. Но самые распространенные фразы, вызывающие у многих вопросы, мы вам растолкуем.

Меч-кладенец


Художник И. Ожиганов

То есть это оружие, взятое из потаенного, хорошо замаскированного места. Возможно, что меч взят не просто из клада, а из чьей-то могилы – в давние времена было принято хоронить воинов вместе с оружием. Мечи на Руси ценились очень высоко, а хорошие мечи были на вес золота, поэтому вполне можно допустить, что кто-то пошел на серьезный грех, чтобы достать из захоронения легендарное оружие.

Калинов мост над рекой Смородиной


Художник И. Ожиганов

При упоминании этого сооружения мы пытаемся представить хитроумное инженерное сооружение, плетеное из хилых веточек калины. Или, на худой конец, мост из добротного дуба, въезды на который густо обрамляют калиновые кусты. Название реки, на которой стоит мост, где любят биться насмерть богатыри, не вызывает вопросов вообще – таких топонимов на просторах России и сегодня полно.

Поэтому в незамысловатом сюжете с битвой богатыря с многоголовым змеем на раскаленном мосту через смрадную реку обыгрывается типичная для многих европейских народов история о реке Смерти, отделяющей наш мир от загробного царства и чудовище, охраняющем этот переход.

Финист-Ясный сокол и птица Сирин


Художник И. Ожиганов

Сразу стоит сказать, что Финистом сокол стал далеко не сразу. Сказка о волшебном женихе появилась у славян гораздо раньше, чем из греческого пришло вместе с книжными премудростями слово Финист, а говоря проще – феникс. Птица, сгорающая в огне, а затем снова возрождающаяся из пепла, поразила в самое сердце впечатлительных русских сказочников и ее тут же приплели к довольно избитому сюжету с превращениями в птиц.

Что касается обитающей в раю птицы Сирин, поющей прекрасные, разгоняющие печаль песни, то ее тоже позаимствовали у греков. Правда, у эллинов были сирены, которых назвать райскими птицами нельзя было даже с натяжкой. Вторая человекоподобная райская птица, Алконост, поющая печальные песни, появилась благодаря греческому мифу об Алкионе, превращенном Зевсом в зимородка.

Сивка-бурка, вещая каурка


Художник И. Ожиганов

Поэтому, называя таким образом животное, хозяин выражал к нему пренебрежение. Но зачем называть так волшебного коня, способного переносить хозяина по воздуху на огромные расстояния? Совершенно ясно, что здесь вмешались древние суеверия, связанные со сглазом.

Тугарин Змеевич


Былинный соперник богатыря Алеши Поповича Тугарин Змеевич имеет реального прототипа. В конце XI столетия князю Святополку сильно досаждал набегами половецкий князь Тугоркан. Закончилось все тем, что Святополку пришлось жениться на дочке своего врага, чтобы наступил мир. Но Тугоркан не угомонился и зятю пришлось его все же убить.

В народном творчестве труднопроизносимый Тугоркан быстро трансформировался в Тугарина. Отчество Змеевич этот персонаж получил за свое недостойное поведение. Да, этот персонаж имеет множество названий в русском фольклоре: Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Змеище Тугарище.

Соловей-разбойник


Художник В. Лосин

Наиболее известный отрицательный персонаж русских былин, вне всякого сомнения, – это Соловей-разбойник. Промышлял этот злодей на дорогах, подстерегая путников и целые дружины. Этот герой пришел в народный эпос также из реальной жизни. Оказывается, прототипов у Соловья-разбойника было несколько и жили они в разное время.

Речь идет о трех предводителях разбойничьих шаек по имени Соловей, орудовавших на Руси с XIII по XVI столетие. Засаду разбойники, как правило, устраивали в кустах или на деревьях, а тайные команды подавали друг другу, мастерски имитируя птичьи крики.

Наиболее известным из этих трех атаманов был мордовский разбойник Соловей, которого поймала в XV веке новгородская дружина. Его, вместе с собратьями по разбою и сыновьями-подельниками судили и, согласно вынесенному приговору, казнили на главной площади.

Идолище Поганое


Скатерть-самобранка


Мечта многих – волшебная скатерть-самобранка, в реальности существовать точно не могла. Но вот сам этот термин существовал уже многие столетия назад и относился к вполне реальному предмету. Скатертью-самобранкой в русских княжествах называли дорогие, обильно украшенные орнаментами скатерти, изготовленные не на ткацких станках, а вручную.

Лукоморье


Художник И. Ожиганов

Лукоморьем в старину называли морской залив, бухту или просто ярко выраженный изгиб береговой линии. Слово Lukomoria встречается на некоторых морских картах XVII века, где им обозначают заливы северных морей, например, Карского или Белого.

Кроме этого, некоторые этнографы считают, что Лукоморьем могло быть реальное место, существовавшее в XV–XVII веках. Предполагается, что это был длинный залив Карского моря возле устья реки Обь. Позднее название перешло в фольклор и стало обозначать отдаленную сказочную местность, населенную мифическими существами.

Черномор


Кощей Бессмертный, Баба Яга и Змей Горыныч, как личности многогранные и очень важные, заслуживают отдельного, подробного рассказа.


Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.

Содержание

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис: меч-кладенец.

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец — не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.

Место обретения

Даётся в руки лишь такому герою, который может им владеть [4] . Мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдаёт лишь тогда, когда выросший ребёнок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч).

А теперь прощай, владей моим мечом-кладенцом, А добра коня моего богатырскаго Привяжи к моему гробу.

Меч под головой

Другой обладатель меча-кладенца — Еруслан Лазаревич, обретает его следующим образом: в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, он заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, что необходимый ему меч спрятан под ней.



Ответила голова величиной с пивной котёл, промеж глаз целая пядь:

— Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь моё туловище, под ним мой меч-кладенец, в нём секрет таится, он тебе пригодится [5] .

Меч в стене

отрок показа ему во алтарной стене между керемидами [камнями] скважню, в ней же мечь лежаше. Князь же Петр, видев мечь, нарицаемый Агриков, и взя его.

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

Читайте также: