Как сделать марш

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.

- военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"

Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

-юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев

-детский - из "Детской музыки" Прокофьева

-песня-марш - "Вместе весело шагать"

Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания. Марши встречаются в музыкальных произведениях Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Ш. Гуно, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М.И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, И. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Штрауса, Э. Грига и др

ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ

И пусть ещё ноет
Последняя рана,
Улыбка не сходит
С лица ветерана.

С мелодией марша
Он вместе с полками
Ускоренным маршем
Шёл в битву с врагами.

МАРШ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Мы идем походкой бравой
Ножкой левой, ножкой правой
Далеко, далеко,
Дружно, весело легко!

Солнце в небе высоко!
В ясный день шагать легко!
Ветерок нас догоняет.
Он дорогу тоже знает.

Ножкой левой, ножкой правой
С ветерком походкой бравой
Дружно, весело легко
Мы ушли так далеко!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Черепаха, шагом марш!

Упражнения для самостоятельного выполнения (5-6 класс) в программе ЛогоМиры.


Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног.


Иван Степанович Конев, Маршал Советского Союза

презентация о нашем прославленном земляке Иване Степановиче Коневе.

Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам.


Разработка для общешкольного мероприятия "Песни военных лет".


" Помним, гордимся"Маршал Жуков Г.К История 5 класс


Тип урока: музыкально-творческий практикумформа: урок-исследованиеЦель: Определить роль марша в жизни людей путем исследования исторических фактов и.

Значение слова "марш", пришедшего к нам из французского языка, многообразно. Маршем называют способ передвижения в строю, военный маневр, армейский или спортивный поход, музыкальную композицию с характерным чеканным ритмом. Зрительный образ, ассоциирующийся с маршем, – парадное шествие воинов, шагающих в ногу под звуки трубы и литавров.

В переводе с французского, marche – действие, ходьба, поступь. В русском языке у этого слова есть и другие определения. Но начнем мы с прекрасного, то есть поговорим о музыке. Что такое марш?

История возникновения военных маршей

Бравурную музыку начали использовать в армиях разных стран в конце XIV – начале XV веков одновременно с введением строевой дисциплины. Что такое марш в понимании средневекового воина? Это походная песня в сочетании с военными сигналами и танцевальными мелодиями (например, полонезом и менуэтом).

марш музыка

Марш может исполняться одним-двумя инструментами или целым оркестром. Например, в прусской армии конца XVI века солдаты шли в бой под звуки флейты и барабанной дроби. Такая же традиция существовала и во французских войсках. Обычай применения медных тарелок был позаимствован у янычар. И в наши дни при исполнении строевых маршей, как правило, используются духовые и ударные инструменты.

Инструментальные композиции, предназначенные для аккомпанемента движению людей, могут иметь быстрый, средний или медленный темп. Марши создаются в размерах 6/8, 2/4 или 3/4, задавая скорость движения от 60 до 140 шагов в минуту.

Жанр сценической музыки

К началу XVIII века практически каждая европейская армия имела свой марш, звучавший на мирных парадах, поднимавший дух солдат во время военных действий. Он стал таким же атрибутом, как форменное обмундирование или общевойсковое знамя.

значение марша в жизни человека

Однако марш – музыка не только строевая. Легкие ритмичные мелодии сопровождали появление на сцене актеров в древнегреческих и западноевропейских средневековых театрах. Под звуки марша комедианты раскланивались перед зрителями и покидали подмостки.

Минорные и мажорные мотивы с чеканным темпом входят в состав симфоний, опер и сюит, исполняющихся на струнных или клавишных инструментах. Большое значение маршу придавали Глюк, Гендель и Рамо, а также Моцарт, Шопен, Бетховен и Шуберт. Марши писали русские композиторы Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский и многие другие.

Разновидности музыкальных маршей

что такое марш

Говоря о значении марша в жизни человека, можно отметить не только социальные и эстетические аспекты. Известно, что музыка способна влиять на здоровье души и тела. Марш, благодаря своей ритмичности, избавляет от депрессии, заряжает энергией, укрепляет мышцы, увеличивает их подвижность. Прослушивание бодрой музыки, исполняемой на духовых и ударных инструментах, способствует очищению бронхов и легких, упорядочивает сердечный ритм и кровообращение, благотворно влияет на работу печени.

Инженерная конструкция

Жителям многоэтажных домов не нужно объяснять, что такое марш. Это ряд ступеней, соединяющих между собой две лестничные площадки. При строительстве жилых зданий, промышленных предприятий, деловых офисов, многоуровневых торговых центров, развлекательных заведений и прочих высотных сооружений применяются железобетонные лестничные конструкции, называемые маршами.

значение марша

По условиям инженерных стандартов, ширина марша составляет не менее 90 см, а длина может варьироваться от 3 до 18 ступеней. Но, исходя из соображений практичности и удобства при эксплуатации, количество ступеней обычно не превышает десяти штук. По конструктивным особенностям многомаршевые лестницы делятся на прямые и поворотные. В зависимости от величины угла, на который меняется направление марша со следующей промежуточной площадки, лестницы могут быть круговыми, полу- или четверть- оборотными.

Передвижение войск и боевых отрядов

Что такое марш с точки зрения военной стратегии? Так называют организованную передислокацию войсковых соединений, цель которой - выход на новые рубежи в максимально сжатые сроки. Люди и военная техника в условиях марша передвигаются самоходными колоннами или перевозятся на автопоездах. Если такая переброска войск производится в военное время, марш может иметь направление вдоль фронта, к фронту или в тыл. Для обеспечения секретности активные действия совершаются под покровом темноты, а в светлое время суток войсковые колонны останавливаются на привал в районах с ограниченной видимостью.

марш бросок значение

В военном деле существует и такое понятие как марш-бросок. Значение этого выражения в словарях – стремительное непрерывное движение войск в один прием. На самом деле при совершении марш-бросков механизированными, конными или пешими отрядами, перерывы все же бывают. Длительность привалов, в зависимости от общей протяженности маршрута и поставленной боевой задачи, составляет от нескольких минут до 2–3 часов.

Мирные шествия

значение слова марш

Под маршем в этом случае подразумевается организованная активистами акция, цель которой - привлечь внимание общественности к той или иной проблеме. Речь, как правило, идет о мирной или протестной демонстрации, шествии ее участников с плакатами и транспарантами, выкрикивании устных требований и лозунгов.

Побудительное междометие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза: повысить популярность маршевой музыки среди одноклассников и доказать, что она способна повышать чувство уверенности, оптимизма, наделять верой в Победу.

ЦЕЛЬ: познакомиться с разнообразием маршевой музыки.

2.Повысить эмоциональную и музыкально-творческую активность.

3.Развить чувство ритма и образное мышление.

военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки«.

сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка.

юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев

детский - из "Детской музыки" Прокофьева

песня-марш - "Вместе весело шагать"

Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские. Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях


образовательные: расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний о различных видах марша, закрепление знаний о пройденных музыкальных инструментах, повышение познавательной активности и интереса к предмету путем применения различных форм учебно-продуктивной деятельности;

развивающие:развитие и совершенствование умений анализировать, сопоставлять и обобщать пройденный материал, способствование проявлению инициативы и самостоятельности учащихся, формирование их эстетического вкуса;

воспитательные: воспитание активности в накоплении слуховых впечатлений, эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание личности музыканта.

наглядный метод (мультимедийная презентация, аудио-, видеоматериалы);

словесный метод (опрос, рассказ, беседа);

практический метод (практические задания);

методы эмоционального стимулирования.

Образовательные технологии:

технология обучения в сотрудничестве (командная, групповаяработа);

продуктивно-творческая технология (создание креативной (творческой) среды, развитие ассоциативного мышления);

здоровьесберегающая технология (равномерное распределение различных видов заданий, нормативное применение технических средств обучения).

Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Раздаточный материал: проверочные работы-викторины (Приложение).

Структура урока

I ЭТАП. Организационный. (1 мин.)

проверка готовности учащихся к занятию;

II ЭТАП. Подготовительный. (1 мин.)

Ш ЭТАП. Актуализация.(4 мин.)

Изначально связанные с равномерным движением, все марши имеют общие черты:

Жанровые разновидности маршей

Маршевая музыка применяется для организации движения в массовых мероприятиях, военных парадах-шествиях, в качестве вставных номеров используется в операх, балетах, симфонических произведениях.

Зарождение жанра

Ещё в глубокой древности воины в походах подбадривали себя энергичными песнями, поддерживая боевой дух.

С XIV-XV веков в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Для синхронизации массового движения потребовалось специальное музыкальное сопровождение. Вначале в качестве сопровождения использовались известные солдатские песни, звучавшие у духовых инструментов (например, у флейты) с ритмичным аккомпанементом ударных (барабана).

Позже начали писать специальную музыку для строевой ходьбы. Так появился новый жанр — марш. Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты, самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать.

А особые военные оркестры появились в XVI–XVII веках. Основу этих оркестров составляли медные духовые инструменты.

В современном музыкальном искусстве существует великое множество маршей, сочиненных в разные эпохи. Каждый из видов маршей передает определённые эмоции и чувства, характер марширующих, событие, с которым связано его исполнение.

Жанр марша не теряет своей популярности и в наши дни.

IV ЭТАП. Усвоение новых знаний.(20 мин.)

Беседа с учащимися:

Давайте поближе познакомимся с видами марша и попробуем отгадать их названия:

Военный марш

Этот вид марша был призван не только организовывать движение, но и поднимать боевой дух войск.

Какой это вид марша? (военный)

Видео (в исполнении симфонического оркестра) 2.30

Походный марш

Этот вид маршей появился одним из первых и был связан с дальними переходами солдат от одного места службы к другому. Музыка тесно связана с движением и помогает в длительных походах не сбавлять темп шага.

Какой это вид марша? (походный)

Видео (парад Победы) 1.17

Какой оркестр исполняет марш? (духовой оркестр)

Торжественный марш

Марш – шествие, звучащий во время больших праздников, во время выхода королевских особ, героев.

Какой это вид марша? (торжественный)

Какой инструмент солирует в оркестре? (труба)

Спортивный марш

В спортивной жизни все в движенье –

Большое мощное сраженье.

Марш вхож в любое состязанье,

Ведь в нем есть дух соревнованья.

О каком марше идёт речь? (марш спортивный)

Композитор Матвей Блантер очень любил футбол и в 1938 году написал Футбольный марш, который стал традиционно звучать на футбольных матчах. Спортивный марш бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Видео (Футбольный марш) 1.00

Детский марш

Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш? (фортепиано)

Видео (Мультфильм Марш) 1.00

Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно и четко, как настоящие.

Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Легкий, звонкий, веселый, забавный)

Сказочный марш

Существует особый вид маршей, под который вышагивают герои сказок.

Какой это вид марша? (сказочный)

Видео (отрывок из оперы) 3.00

Прослушав этот марш, каким вы представили себе героя?(злой, коварный, грозный, смешной, фантастический)

Траурный марш

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх частей Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Музыка этой части сонаты наполнена интонациями горя, тоски, скорби.Впоследствии эта музыка тесно слилась с траурными моментами в жизни человека и в таком качестве стала известна в разных странах.

Какой это вид марша? (траурный)

Примечательно, что впервые этот марш был исполнен на похоронах самого композитора.

Видео (траурный марш в исполнении ф-но) 1.43

На каком инструменте исполняется марш? (фортепиано)

Свадебный марш

Существуют марши, связанные и с радостными событиями в жизни человека. Все вы хорошо знаете марш, который звучит во время свадебной церемонии.

Какой это вид марша? (свадебный)

Видео (марш на органе в 4 руки) 1.39

V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.(3 мин.)

Устный опрос:

- Марш - музыка, под которую удобно шагать.

Как давно возник жанр марша?

- В XIV-XVвеках.

Для чего возникли марши?

- Для организации движения идущих людей.

Что в переводе с французского означает слово марш?

Какие общие черты имеют все марши?

- Четкий ритм; энергичный характер; размер 4 /4.

Какие виды маршей вы знаете?

- Походные; военные; спортивные; траурные; торжественные; свадебные; детские; сказочные.

Чем различаются военный и детский марши?

- Детские марши звучат легко и отрывисто, а военные марши звучат мужественно и решительно.

Какие коллективы чаще всего исполняет маршевую музыку?

Какие оркестры исполняют военные и походные марши?

- Духовые оркестры чаще всего, но бывают переложения для симфонического и народного оркестров.

Какой инструмент все марши любит?

- Барабан. Он задает в марше ритм и темп ходьбы.

VI ЭТАП. Контрольный. (7 мин.)

Проверочная работа-викторина:

Учащиеся под руководством преподавателя выполняют проверочную работу-викторину;

Самопроверка самостоятельной работы.

VII ЭТАП. Итоговый. (1 мин.)

Изученные на нашем уроке разновидности жанра марша - только малая часть гениальных творений композиторов разных эпох. Марш является многогранным и выразительным музыкальным жанром, умеющий воплощать самые разные настроения, чувства и мысли человека.

Анализ работы на уроке;

Оценка успешности достижения цели;

Обобщение (выявление успехов и проблем);

Определение перспективы последующей работы.

VIIIЭТАП. Рефлексивный. (1 мин.)

Мобилизация детей на самооценку:

содержания и полезности учебной работы.

IX ЭТАП. Информационный. (2 мин.)

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок-иллюстрацию к маршу, который понравился больше всех; найти названия маршей, не изученных на уроке.

обеспечение понимания содержания домашнего задания;

инструктаж по выполнению;

определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

Используемая литература

Ссылки на интернет-ресурсы


-75%

Читайте также: