Как сделать макрокольцо

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 30.08.2024

Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника

Принцип работы макроколец одинаков для любой системы камер

Потому, статья может быть полезна не только обладателям системных камер Олимпус, но и любой другой системы. (И зеркальной в том числе). А для того, кто использует, так же как я, камеру младшей серии линейки системы 4/3 OM-D — обзор будет только более адресным. Так как я в данном обзоре расскажу о работе макроколец и с китовым (штатным) объективом OLYMPUS M. ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ. Т.е. вот в такой комплектации, как на снимке ниже.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit 14-42

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit 14-42

Макрокольца для макросъёмки. Что это за кольца и принцип их работы

Макрокольца для макросъёмки

Макрокольца для макросъёмки. Сторона крепления кольца к тыловой части контактов и крепления объектива.

На снимке (выше) видно, что это два сопряжённых с собой кольца. Т.е. кольца можно между собой соединять. Чем, ещё больше уменьшить минимальную дистанцию фокусировки конкретного объектива.

Важно понимать, что это делать (соединять несколько колец вместе) до бесконечности нельзя. Так как в конце концов линза объектива упрётся в снимаемый объект. И сфотографировать его не получится. Но это правило касается больше широкоугольных объективов. Так как у них и так достаточно небольшая минимальная дистанция фокусировки. И если есть потребность или желание снимать крупным планом небольшие объекты широкоугольной оптикой, то в лучшем случае можно использовать удлинительные кольца (кольцо) минимальной толщины.

Какие бывают кольца для макросъёмки

Во-вторых: Кольца существуют с контактной группой и без. Если вы подбираете себе кольцо, под свою систему, то удобнее выбрать кольцо с встроенной контактной группой. При её наличии — макрокольцо с такими контактами будет полностью совместимо с объективом и камерой в части работы автофокуса, работы экспозамера, управления диафрагмой и прочим. Что много удобнее. Кольца без контактной группы — позволяют снимать только с полностью мануальной фокусировкой. Правда, в макросъёмке автофокус — вещь достаточно условная. Но всё же. Я предпочитаю использовать те кольца, которые имеют контакты. Подобные кольца несколько дороже, чем бесконтактные. Но стоимость подобных удлинительных колец всё равно вполне приемлема.

Вот этот набор из двух колец из Китая, что на снимке вверху, мне обошёлся немногим более тысячи рублей (около 15 долларов). Включая доставку.

На снимке ниже хорошо видны электронные контакты на макрокольце. Это тыловая часть кольца. Та, что крепиться к камере.

Макрокольца для макросъёмки

Макрокольца для макросъёмки. Контактная группа на задней части кольца для связи с контактами камеры

В-третьих: Поскольку кольца можно сопрягать одно с другим, то практичнее покупать их в наборе. Как правило набор из двух, трёх колец стоит дешевле. Чем по отдельности.

Рассмотрим преимущества и недостатки использования макроколец.

Плюсы и минусы удлинительных колец для макросъёмки

Все кадры в статье (ниже) — сняты с помощью представленного набора колец и камеры OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II.

Макрокольцо 10 мм и объектив 17 мм 1,8

Макрокольцо 10 мм+ объектив OLYMPUS M. ZUIKO DIGITAL 17mm 1:1.8. Камера OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II. ISO-640, f/2,8. (Небольшой, около 10-15 процентов, кроп картинки)

Макрокольца для макросъёмки. Плюсы

Минусы удлинительных колец для макросъёмки

Ну…вот, пожалуй, что приходит на ум про слабые и сильные стороны использования макроколец. И чтобы не вдаваться в умозрительные тирады — рассмотрим конкретные фотографии в той связке, о которой я упоминал в начале статьи. И так…

Тест первый. Макрокольца для макросъёмки + камера OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ

Для начала — о тех кольцах, которые я использовал. Они — на нижнем снимке. Вместе с упаковкой.

Макрокольца для макросъёмки

Бюджетные макрокольца для макросъёмки из Китая

Заказывал через AliExpress из Китая. Вот у этого продавца. Ссылка: Магазин.

Кольца выглядят достойно. Металлические оправы креплений, болтовые соединения, материалы — вполне качественные. Как показали тесты — вся электроника камеры с этими кольцами и объективами работает без проблем. Есть подтверждение автофокуса, работает экспозамер и проч проч проч.

С кольцами я и отправился на первый тест в поле)

Макрокольца для макросъёмки и примеры снимков с объективом ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ

Чтобы не говорили про китовый (штатный) объектив ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ — мне он очень нравится. Вполне достойный штатник. Со своими слабыми сторонами, конечно. Но и с огромными плюсами. Подробный тест объектива сделаю чуть позже.

Итак. Характеристики объектива. (Небольшое отступление о минимальной дистанции фокусировки и коэффициенте увеличения)

У меня стандартный китовый объектив ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ.
МДФ ( минимальная дистанция фокусировки) — 0,25 м, максимальное увеличение 0,19х.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ без колец и с выдвинутым в рабочее состояние объективом:

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ

Устанавливаем на камеру связку из двух колец и к ним крепим объектив. Теперь наш набор для макросъёмки выглядит так:

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ и макрокольца для макросъёмки

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ и макрокольца для макросъёмки

Тестовые макрофото с Олимпус, с параметрами съёмки (все кадры: снято в формате JPEG, ресайз и небольшой общий шарпинг для веб-публикации):

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ и макрокольца для макросъёмки

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 28 мм ( 56 экв.), F 5,6, ISO 1000.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм ( 84 экв.), F 5,6, ISO 1000.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 5,6, ISO 1000. Этот кадр и те, что ниже, сняты с одним удлинительным кольцом 16 мм

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 5,6, ISO 1000

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 5,6, ISO 1000

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 8, ISO 1000

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 8, ISO 1000. Как видно на кадре, даже диафрагмы f 8 — недостаточно, для проработки приемлемой ГРИП.

Для того чтобы увеличить зону резкости, пришлось бы сильнее зажимать диафрагму. Что, в общем, понятно. При этом всегда приходится компенсировать экспозицию путём увеличения ИСО. А этого не всегда хочется) Есть, правда, одно правило, которое применимо в определённых случаях, как избежать глубокого диафрагмирования при подобной съёмке. Если снимаемый объект находится строго параллельно плоскости матрицы камеры — то он будет в кадре резким. И с меньшим значением диафрагмы. Если бы я этого жука снимал слева или сверху — то всё его туловище, весь жук целиком, был бы в зоне ГРИП) Не так ли?) Как пример — снимок ниже:

Здесь, бутон цветка почти параллелен матрице камеры. И потому он почти весь резкий.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 9, ISO 1000

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm. Фокусное расстояние 42 мм (84 экв.), F 9, ISO 1000

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm+ макрокольца для макросъёмки. Выводы:

Китовый ED 14-42 mm показал себя и в этих условиях съёмки достойно. С оговоркой на его не топовые характеристики. Использовать с подобными удлинительными кольцами — одно удовольствие. Автоматика камеры в связке работает корректно. Весь комплект помещается в карман куртки. Правда, нужно учитывать, что оба кольца вместе можно использовать с этим объективом с некоторым ограничением. Физику ни кто не отменял) Снимать с двумя кольцами получится только на средних фокусных (примерно от 25 (50 мм экв) и в телеположении. Так как на широком угле и так не очень велика МДФ у ED 14-42. А при установке обоих колец на фокусном 14 мм ( 28 экв.) — просто упираетесь передней линзой объектива в снимаемый объект.

Рекомендую использовать либо одно кольцо, либо, если снимать сразу с двумя — то на максимальном фокусном расстоянии. При этом вы будете находится дальше от объекта съёмки и не спугнёте какую-нибудь букашку. Фон будет больше размыт, а более крупный план за счёт большего фокусного расстояния — даст сосредоточиться вам на главном объекте) Правда и снимать будет не так и просто) Любое перемещение, движение камеры хоть на миллиметр, при таком масштабе — выглядит как морская качка.

Я вообще предпочитаю с макрокольцами снимать объективами с постоянным фокусным расстоянием. И на десерт, вот кадры с другой связки.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8+кольца для макросъёмки

Объектив M. ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 имеет такие характеристики:

МДФ — 0,25, при максимальном увеличении 0,16х.

При таких характеристиках снимать этим объективом сразу с двумя кольцами — практически не возможно. Точка фокусировки будет почти на уровне передней линзы. И потому, приходится использовать только одно кольцо. Мне показалось удобнее — 10-ти миллиметровое. Вот, что у меня получилось на выходе:

Примеры макрофотографий с OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм

Камера в этой связке выглядит так:

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм

Примеры фото с параметрами съёмки:

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640. Заметна недостаточная ГРИП из-за диафрагмы 4

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 2, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 2, ISO 640. Тут я вообще решил поиграться с открытой диафрагмой)

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640

OLYMPUS OM-D E-M 10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640

Вот, кстати, как выглядят объекты в кадре, снятом без кольца. Объективом 17 мм 1,8. Ветка на переднем плане — это МДФ.

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 250

OLYMPUS OM-D E-M 10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 250

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. Резюме

Подобная связка подходит для определённого условного макро. Но имеет право на существование. Предпочтительнее иметь фиксы с несколько большим фокусным расстоянием. Если говорить про систему Олимпус, то, пожалуй, вот эти: M. ZUIKO DIGITAL 25mm F1.8 или M. ZUIKO DIGITAL 45mm F1.8. Или полностью взаимозаменяемыми от Панасоник или других производителей.

Фиксами снимать удобнее, да и оптические их характеристики всё же, как правило, лучше, чем у зум-объективов.

Макрокольца для макросъёмки. Выводы

Если вы серьёзно решили заняться макрофотографией, то в любом случае самым идеальным вариантом будет полноценный макро объектив. А со съёмкой подобным объективом в связке с макрокольцом, вы получите почти микрофото)

Съёмка макро для меня — не является специализацией. Хотя, я снимаю и подобные сюжеты. Но время от времени.

Когда-то у меня даже был макрообъектив Canon EF 2,8 USM 100 мм. Но я его продал,. Слишком редко использовал. А таскать с собой постоянно лишний груз, когда у тебя и так несколько объективов и камера, и всё это под 6-7 килограмм — не вижу большого смысла. Потому и для той системы (Кэнон) — оставил себе набор из макроколец. И снимал ими обычно в связке с фиксом 50 мм.

P.S. Занимательная математика

Берём вот эту связку: OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ и хотим снять жука размером 25 мм. Чтобы он был на весь кадр.
Размер матрицы системы 4/3 — 17,3 мм по длинной стороне. А наша цель — жук в 25 мм. И площадь матрицы меньше его размеров. Значит, необходимый масштаб съёмки = 17,3 / 25= 0,69
Берём обычную линейку. И снимаем её шкалу делений самым крупным планом, который может позволить камера с данным объективом. В телеположении (42 мм) получаем примерно 60 мм. (длинная сторона кадра)

Размер матрицы у нас 17,3 Значит, масштаб съёмки получается = 17,3 /60 = 0,28.

Далее, пользуемся вот такой формулой:

Наше фокусное 42 (0,69 — 0,28) = 17,2 мм. Т.е. чтобы нам снять жука длиной 25 мм в полный кадр на камеру Олимпус с объективом с фокусным 42 мм понадобиться кольцо (приблизительно) шириной 17 мм.

Перейти в рубрику, где я рассказываю о некоторых других интересных приёмах съёмки можно по ссылке Перейти

Фотографическое меню сайта:

Подписаться на новые статьи на сайте:

А тут — страничка Копытного в Инстаграме: Drunkyhorse

Профессиональный фотограф Эндрю Гибсон (©Andrew S. Gibson) рассказывает о способе, позволяющем подобраться к объекту очень и очень близко - за счет использования реверсивных колец.

Реверсивные кольца для макро

Способ предполагает работу с объективом, перевернутым задом наперед, так, что передний элемент смотрит на фотоаппарат, а задний - на объект съемки. Для этого нужно купить специальный адаптер - реверсивное кольцо, которое позволяет крепить перевернутый объектив или к фотоаппарату или к другому объективу.

Реверсивные кольца для макро

Если вы не встречались с таким методом съемки, то поначалу он может показаться странным. Но он работает, а приведенная выше схема показывает, почему. В нормальном положении "полтинник" фокусируется намного дальше от объекта, что приводит к тому, что изображение объекта, попадающее на пленку/матрицу цифрового фотоаппарата, намного меньше.

Переверните объектив и происходит обратное. Объектив начинает увеличивать то, что он видит, обеспечивая отображение объекта практически в натуральную величину.

Реверсивное расположение объектива можно использовать в двух вариантах

Однообъективный вариант

Реверсивные кольца для макро

Используйте реверсивное кольцо (на снимке вверху) для того, чтобы присоединить объектив к камере задом наперед. Такие кольца можно недорого приобрести в фотомагазине. Одной стороной кольцо вкручивается в резьбу под фильтр на объективе, другой стороной конструкция вставляется в байонетное крепление фотоаппарата.

Реверсивные кольца для макро

Фотография иллюстрирует, как это выглядит

Этот вариант крепления отлично работает с объективами, оборудованными кольцом изменения значения диафрагмы. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) уменьшается по мере приближения к объекту съемки и для работы с большим увеличением, достигаемым переворотом 50 мм объектива, нужно прикрывать диафрагму для увеличения зоны резкости.

Используя объектив без кольца изменения значения диафрагмы, вы будете вынуждены работать на полностью открытой диафрагме. Тем не менее, пусть вас и это не останавливает - посмотрите на прекрасные снимки, сделанные Рони на перевернутый объектив с фокусным расстоянием 50 мм на полностью открытой диафрагме.

Вариант с двумя объективами

Реверсивные кольца для макро

Используйте соединительное реверсивное кольцо, чтобы присоединить один объектив к другому. Перевернутый объектив в этом случает работает как мощная макролинза.

Перевернутый объектив 50 мм обеспечивает увеличение, эквивалентное линзе +20 диоптрий. Объектив с фокусным 24 мм при реверсивном креплении на другой объектив даст эквивалент +41.6 диоптрий. Принимая во внимание, что самая мощная макролинза дает +10 диоптрий, можно понять, насколько полезен этот способ.

Реверсивные кольца для макро

На фото выше показано, как используется такой вариант крепления. Нужно присоединить перевернутый 50 мм объектив к объективу с фокусным 85 мм. В такой схеме 85 мм объектив называют "первичным", а 50 мм - "вторичным".

Этот вариант крепления можно применять с любым объективом в качестве первичного. Чем больше будет его фокусное расстояние, тем большего увеличения вы добьетесь. Важно помнить, что диаметр резьбы под фильтр используемых объективов должен быть одинаковым или близким по значению, чтобы можно было найти соединительное реверсивное кольцо. Есть возможность использовать повышающее кольцо вместе с реверсивным.

Преимуществом схемы с двумя объективами является возможность оставлять вторичный объектив на полностью открытой диафрагме, прикрывая первичный объектив для увеличения ГРИП.

В зависимости от первичного объектива, вы можете добиться увеличения 3:1, что в три раза больше, чем у большинства макрообъективов.

Уход за объективами

При креплении объектива задом наперед его задний элемент становится открытым. Не забывайте об этом, чтобы не поцарапать его.

Реверсивные кольца для макро

Если у вас в арсенале есть удлинительное кольцо, то можете надеть его (как показано на фото выше). Удлинительное кольцо не только защитит задний элемент, но и будет работать как бленда.

Резкость

Реверсивный метод настолько приближает вас к объекту съемки, что практически исключает возможность съемки "с рук". Используйте штатив и спусковой тросик, чтобы избежать любого сотрясения фотоаппарата.

Реверсивный метод хорошо подходит для съемки в помещении, особенно для легких объектов, таких, например, как цветы. Вне помещения, даже слабое дуновение ветерка заставит цветок качаться и испортит снимок.

Для наилучших (с точки зрения резкости) результатов, прикрывайте первичный объектив минимум до f4. Это увеличит ГРИП и избавит от нечеткости снимка, которая может появиться из-за вторичного объектива, работающего на полностью открытой диафрагме.

Освещение

Можно пользоваться естественным освещением, если вас не пугает использование штатива и длинные выдержки, необходимые для правильного экспонирования кадра.

Реверсивные кольца для макро

Можно использовать вспышку. Не обязательно покупать специальную макровспышку, подойдет обычная Canon Speedlite с небольшим софтбоксом. Именно так и был сделан приведенный выше кадр. На схеме изображено расположение техники.

Комплектный китовый объектив

Реверсивные кольца для макро

Видеоканал Фотогора

За последнюю неделю у меня минимум пятеро спрашивали спрашивал один и тот же вопрос: "хочу снимать мелочь, какую железку для моей камеры мне купить?".
Раз вопрос стал актуален, расскажу, как рассчитать необходимую длину макрокольца (не касаясь выбора производителя, конкретной модели и т.п.).

Сразу скажу, что всё сказанное ниже относится к камерам со сменным объективам. Если у вас компакт-камера, то всё сказанное - практически бесполезно.

Есть много разных способов решения этой проблемы но сейчас мы рассмотрим только макрокольца.

Макрокольцо - вставка, устанавливаемая между объективом и камерой. Без линз. Банальный цилиндр, который позволяет отодвинуть объектив подальше.
Различаются высотой и наличием/отсутствием контактов для передачи сигнала от объектива до камеры.
Продаются как поштучно, так и наборами.


Вопрос в том, какого "роста" кольцо купить.

Начнём с теоретической части, формулы тонкой линзы, ибо всё равно будем крутиться вокруг неё. Да и разбраться будет не в пример проще.


здесь:
стрелка ab (слева) - тот самый объект, который мы хотим сфотографировать.
стрелка a 2 b 2 (справа) - изображение этого объекта на плёнке/матрице.
отрезок f - фокусное расстояние объектива
отрезок u - дистанция фокусировки. Это именно те метры, которые указаны на шкале объектива.
отрезок v - расстояние от объектива до изображения (плёнки/матрицы).

Формула тонкой линзы - перечисленные выше характеристики линзы связаны простой формулой:


[1]

То есть зная фокусное расстояние объектива и расстояние от объектива до объекта съёмки мы всегда можем рассчитать, на какой расстояние от плёнки/матрицы нам нужно отодвинуть объектив, чтобы получить резкое изображение.

Масштаб изображения (m) - отношение линейного размера изображения (a 2 b 2 ) к линейному размеру объекта (ab). Его же можно выразить через отношение:


[2]

Например, мы фотографируем коробок спичек. Сам коробок высотой 5 см, а его изображение высотой 1 см. Значит, масштаб 1:5 = 0.2.
Производители могут указывать масштаб как в виде дроби - 1:5 так и числом - 0,20. Смысл от этого не меняется.

Из формулы тонкой линзы и определения масштаба следует:


[3]


[4]

И наконец, если мы знаем масштаб БЕЗ КОЛЕЦ , и желаемый масштаб С КОЛЬЦАМИ, то из формулы [4] получаем простой способ рассчитать высоту необходимого удлинительного кольца:


[5]

здесь:
D v - высота необходимого удлинительного кольца
m до - масштаб, получаемый без удлинительных колец
m после - масштаб, которого хочется достигнуть с удлинительными кольцами.

За сим теоретическая часть закончена, пора разобраться с практикой.

Вот в принципе и все необходимые данные есть.
Подставим всё это хозяйство в формулу [5] и получим: Dv = 55 * (0,88 - 0,28) = 33 мм.

Получается, что требуемое удлинительное кольцо должно быть на 33 мм. Всё не так уж сложно

Два кольца - обзор макроколец для системы micro4/3

Любительский

Аватар пользователя

Наверное, каждый, кто брал в руки фотоаппарат, пытался сделать снимок какого-нибудь мелкого жучка/листика/далее по списку с минимального расстояния, так, чтобы эта мелочь была во весь кадр. Примерно это и называется макрофотографией, а если быть точнее, то макросъемка — съемка мелких объектов крупным планом, при которой масштаб получаемого на матрице изображений лежит в пределах от 10:1 до 1:5.

Увеличение

Увеличение 10:1 означает, что на матрицу проецируется изображение в 10 раз больше оригинала, соответственно 1:1 — это проекция один в один на матрицу, а 1:5 — на матрицу проецируется в 5 раз меньшее изображение, чем реальный объект съемки.

Настоящие макрофотографы за макро принимают масштаб не меньше чем 1:1, минимум 1:2. Всё, что меньше, можно отнести к жанру close up – по сути, просто главный объект крупным планом.

Увеличение зависит от свойств объектива: фокусного расстояния и минимальной дистанции фокусировки. Соответственно ФР должно быть больше, а МДФ — меньше, тогда получается большее увеличение.

Производители мыльниц любят снабжать свои поделки режимом Macro. В данном режиме камера переводится на съемку при минимальной дистанции фокусировки, что позволяет (в зависимости от модели) получить очень неплохое увеличение. Но, естественно, в основном для макросъемки используются камеры со съемной оптикой. И тут возможностей открывается гораздо больше.

Первое что приходит в голову — использование специализированных макрообъективов. Такие объективы есть в любой системе, увеличение может варьироваться от 1:2 до 5:1, хотя самые распространенные, конечно, это 1:1.

Хорошие макрообъективы, как правило, не дешевые и очень редко годятся для съемки чего-то еще.

Но можно пойти другим путем, и попытаться превратить ваш китовый объектив в макрообъектив. И тут есть два пути.

Первый — специальные увеличительные линзы, которые накручиваются на стандартную резьбу для фильтров. Результат — увеличение стало немного больше, качество картинки заметно упало.

Второй — использовать удлинительные кольца или специальные меха, которые ставятся между камерой и объективом. Макрокольца есть практически в каждой системе. По сути, это просто кольцо определенной толщины с контактами для обеспечения управления диафрагмой и фокусировкой.

Плюсы подобного решения очевидны:

- можно использовать почти на всех объективах;

- качество картинки не ухудшается (в оптическую схему не вносятся дополнительные оптические элементы);

- можно варьировать увеличение путем соединения нескольких макроколец.

Из минусов — невозможность фокусировки на бесконечность, по сути, диапазон фокусировки будет ограничен макродиапазоном.

В системе micro4/3 долгое время не было подобных макроколец. Хотя, казалось бы, система должна ориентироваться на макросъемку — за счет размеров матрицы обеспечивается большее ГРИП, что очень важно в макро. Да и родных макрообъективов всего два — Olympus m.ZD 60mm2.8 Macro Panasonic Leica 45mm2.8 Macro. И вот, несколько лет назад, компания Kenko выпустила первые подобные макрокольца толщиной 10 мм и 16 мм. А затем довольно быстро пошли более дешевые аналоги от китайских собратьев Fotgr.

Приехали макрокольца в небольшой картонной коробке, по внешнему виду которой сложно догадаться, что именно находится внутри.


А внутри находилось два колечка — одно толщиной 10 мм, второе — 16 мм.


Кольца предназначены для системы micro4/3, ставятся практически на все объективы.

Таблица совместимости для колец Kenko, но и для любых других аналогичных также подойдет. Таблица довольно старая, новее я не нашел, но выводы сделать можно.


О - совместимость, Х - фокусировка не возможна, TP - желательно использование в телеположении

Кольца сделаны из хорошего прочного пластика, байонеты из металла. Проблем с прочностью и надежностью возникнуть не должно, все-таки камеры и объективы в системы довольно легкие.



Из функциональных элементов только кнопка снятия объектива, из надписей — название.



Olympus m.ZD 12-402.8

МДФ — 0,2 м, максимальное увеличение 0,3х.

Для данного объектива, за счет его габаритов, можно использовать только одно макрокольцо, при установки двух сразу объектив фокусируется на передней линзе. При использовании объект съемки находится практически у передней линзы.

Объектив обладает довольно неплохим увеличением для стандартного зума, а использование макроколец позволяет приблизиться к настоящему макро — увеличение 1:2 (0,5х).

Удобнее всего использовать макрокольцо на 10 мм, с 16 мм кольцом объект съемки находится практически вплотную к передней линзе, а значит, есть риск повредить или замарать линзу.





Olympus m.ZD 14-423.5-5.6

Стандартный комплектный китовый объектив.

МДФ — 0,25 м, максимальное увеличение 0,19х

За счет небольших габаритов объектива можно использовать сразу два макрокольца, в результате получим увеличение 0,8х.


Макрокольцо 10 мм:


Макрокольцо 16 мм:



Olympus m.ZD 751.8

Один из лучших портретников системы.

МДФ — 0,84 м, максимальное увеличение 0,1х

Объектив с практически идеальным качеством картинки, но большая МДФ не позволяет снимать на него крупным планом даже небольшие цветы. Макрокольца исправляют данный недостаток. Естественно, можно использовать оба кольца сразу, итоговое увеличение составит 0,45х — пусть и не макро, но close up сюжеты будут получаться отличные.

Более того, расстояние до объекта съемки остается довольно большим, и, как мне кажется, можно одеть еще пару макроколец, но проверить данное утверждение мне просто не чем.





Panasonic Leica DG Summilux 25mm f/1.4

МДФ — 0,3 м, максимальное увеличение 0,22х

Использовать можно любое из колец, но только одно.

При использовании 10 мм кольца получаем максимальное увеличение — 0,62х, а при использовании 16 мм кольца — 0,86х.

Но при использовании макрокольца 16 мм автоматическая фокусировка очень неуверенная, объект съемки находится практически вплотную к передней линзе. Наиболее удобным оказалось использование с 10 мм макрокольцом.


10 мм макрокольцо уже позволяет достаточно близко снимать объекты:


С использованием макрокольца толщиной 16 мм:



Способны ли макрокольца полностью заменить специализированные макрообъективы? Я думаю, что нет. А вот дополнить их, или немного расширить макровозможности ваших стандартных объективов — да. Всем тем, кто хочет приблизиться к макро миру, но не готов покупать дорогостоящие специализированные объективы, я советую присмотреться к подобной продукции. Недорогие макрокольца могут значительно расширить возможности вашего, даже китового, объектива. И они точно лучше, чем покупка увеличительных линз.

Больше примеров, и оригиналы приведенных выше снимков можно посмотреть тут

Читайте также: