Как сделать локус контроля внутренним

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 08.10.2024

Вот когда человек восклицает: "Как же все меня достало!", его локус контроля съезжает из центра в сторону или вверх.

Его проблема, что его все достало, иногда он даже не формулирует сам для себя, что конкретно его достало, все! И он обращает свой стон кому-то, кто этим "всем" распоряжается.

Ну боженьке, видимо, а если атеист, то другому папе, правительству, например.

Атеисты и верующие не так сильно отличаются, как люди с внутренним и внешним локусом.

Какая разница, у бога человек попрошайничает, воображая, что может принудить его молитвой, или ноет, ругая правительство? Это примерно одинаково бесполезно.
Верующий человек с внутренним локусом мало чем отличается от атеиста. И тот и другой делают то, что в их силах, руководствуясь принципом "делай, что должно, и будь, что будет", просто один верит, что этим "будет" распоряжается Бог, а второй, что это - объективные мировые законы. Первый тоже думает, что это все - объективные законы, но над законами у него стоит Бог, а иногда сами законы - это Бог. В этом случае он вообще ничем от атеиста с внутренним локусом не отличается.

А вот человек с внутренним ЛК отличается от человека с внешним ЛК очень сильно.

Это как два разных вида людей.

Один все время тратит энергию на те эмоции и размышления, которые никак от него не зависят.

Например: "Погода плохая, оох, какая же плохая погода!"

И другие проблемы вне границ влияния точно так же сбивают психику с толку.

Понятно, что человек не на все может влиять. Погода и правда может быть ужасной. Болезнь может случиться. Другая беда.

Осмысленное и осознанное существование - это жизнь с хорошим локусом контроля, трата сил внутри зоны своего влияния.

Хороший ЛК - это такой локус контроля, который позволяет направлять свое внимание, особенно эмоционально заряженное и пристальное внимание, лишь на то, что находится в границах влияния.

Все внимание - в зону влияния!

Вот это - внутренний локус контроля, правильный локус контроля, хороший.

Те, кто читают про локус контроля в сети, могут сталкиваться со статьями, где описывается, что в норме локус у человека должен быть и внутренним и внешним, что постоянный внутренний локус контроля - это плохо. Так считал даже тот автор, который ввел в психологию понятие локуса контроля. Но все же это некорректное понимание. Хороший локус контроля не может быть внешним. Нельзя контролировать то, что вне зоны влияния. Кто-то это будет все контролировать, но не вы. Контролировать неподконтрольное - оксюморон. Если проблема от вас не зависит, вы не локус контроля должны помещать вне себя, а просто внимание свое убирать с этой сферы. Вы должны выносить эту сферу за границы внимания, а локус всегда держать внутри и решать ту часть проблемы, которая вам подвластна.

Всегда есть часть проблемы, которая вам подвластна! Поэтому локус контроля всегда должен быть внутренним!

Даже когда вы заложник террориста и должны строго следовать приказаниям спасателей, не делая даже шага вне инструкции, подчинение - не внешний локус контроля, а именно внутренний. Вы контролируете свое подчинение. Вы понимаете, что сфера вашего влияния сейчас сужается до четкого выполнения инструкций. Услышать приказ и четко выполнить. Для четкого выполнения тоже нужна воля и внимание. Ваше положение так опасно, что от вас мало что зависит, но вот четкость выполнения инструкции как раз-таки зависит от вас и вам нужен внутренний локус контроля, чтобы выжить, чтобы избежать лишнего стресса и лишних действий.

Даже когда единственное, что вам нужно, чтобы выжить, это лежать не шелохнувшись, вам необходим внутренний локус контроля, чтобы неподвижно лежать, и не метаться туда-сюда, как люди с внешним локусом в такой ситуации, переживающие за действия спасателей и террористов.

Внешний локус направляет ваше внимание за границы вашего влияния. Вы как бы воображаете, что можете своими мыслями и эмоциями влиять на происходящее вокруг. Вот поругаете вы погоду и солнышко выглянет. Даже если вы так не думаете, где-то в глубине души вы на это надеетесь, иначе вам было бы жаль сил, бесполезно потраченных на стоны.

Реактивное существование запускает магическое мышление. В магическом мышлении магическое - в кавычках. Никакой магией такое мышление, конечно, не обладает. Это та самая власть над миром, пока отвернулись санитары. Это иллюзия влияния. Это воображаемая сила.

И чем больше энергии уходит на иллюзии, тем меньше ее остается на реальные дела.

Выйти из реактивного, автоматического существования человек может путем развития осознанного, проактивного поведения.

Проактивное поведение начинается с правки локуса контроля! С помещения локуса внутрь своей зоны влияния.

Реактивные люди (рыбы, и не только в ресурсе любви) подчиняются воле проактивных людей. Своей воли у них нет, только кажется. Реактивные реагируют на стимулы, которые создают проактивные люди, реагируют самым предсказуемым для тех образом. Поэтому проактивные люди так легко и без труда управляют реактивными людьми. Легче, чем стадом баранов!

Локус контроля реактивных людей всегда внешний. Это как веревочка марионетки, болтается снаружи, бери кто хочешь.

Как коса рапунцель, свисающая за окном башни.

Казалось бы, почему бы хоть иногда не смещать локус внутрь, не заниматься тем, что в их власти?

Но нет, они этого почти никогда не делают. Просто потому, что они видят вне своих границ много благ и тянутся к ним, завистливо и жадно. Им кажется, что внутри их границ вообще нет ничего хорошего, и действительно, там ничего хорошего не вырастает. Не успевает вырасти, все сливается.

Людьми с внешним локусом очень легко управлять извне. Им кажется, что против них применяются какие-то манипуляции, но нет, ничего не нужно. Они как овцы следуют за любым чужим волевым импульсом.

Реактивные люди все одинаковы и поэтому предсказуемы. Индивидуальность в полном смысле слова свойственна только людям с нормальным локусом. Остальные одинаково реагируют на стимулы. Увидели что-то привлекательное и бегут. Спрятал это от них, бегают кругами. Человек с внутренним локусом не ловится на провокации и приманки, он держится в границах и поэтому неуязвим. Он опирается на свое, не тянется реактивно к чужому, поэтому он защищен. И его сила растет, поскольку его энергия направлена на рост этой силы, а не уходит на переживание всего того, что его не касается.

У человека с хорошим локусом контроля всегда хорошие границы.

По большому счету локус контроля и границы - это одно и то же.

Локус контроля - это территория вашего контроля, она находится внутри ваших границ.

Некоторые думают, что если они "все" берут на себя, видят себя ответственным за все, то у них внутренний локус контроля.

Нет. Их локус контроля выходит за пределы их границ, они пытаются контролировать то, что вне их возможностей, до чего им не дотянуться, то, где у них нет рычагов, а они под коронами воображают, что есть.

По большому счету они ничем не отличаются от людей, которые хотят, чтобы все делали за них.

Эти тоже думают, что по их хотению и щучьему велению будут случаться какие-то чудеса. Люди станут слушаться и делать то, что они хотят, события будут совершаться в их пользу.

Гиперответственный онегин, держащий на плечах небо, ничем не отличается от рапунцели, отдающей из башни приказы воображаемым рыцарям.

Небу плевать на онегина так же, как и рыцарям на рапунцель. А то, что первый лопается от натуги, а вторая просто ждет и вздыхает, так это скорее касается особенностей нервной системы. Первый сливает энергию в дыру, у второй энергия перегорает в неподвижном болоте, на пользу не идет, ни то, ни другое. Ну разве что бестолковая активность содержит и толковое зерно, тогда частично ресурсы онегина будут прокачиваться, но чем больше его гиперответственность, тем меньше идет на решение реальных задач, на его реальную ответственность.

Хороший ЛК - это не только готовность решать свои проблемы, но еще и четкое понимание, где твои проблемы, а где нет.

Все, что в твоей воле - твое. Все, что касается воли других - не твое. Ты можешь решать чужие задачи, если это касается тебя и если тебе делегировали это право, дали власть. И первое, и второе. Касается тебя и тебе дали власть. В этом случае ты будешь вкладывать энергию и получать результат, ты будешь расти, а не сливаться.

Слив себя, своей энергии происходит из-за слияния границ. Слив от слива.

Слияние границ происходит от плохого локуса контроля. Хочется получить что-то, что вне твоих границ, поэтому ты и сливаешь границы.

Вместо того, чтобы действовать в границах и расширять территорию влияния, ты тянешься вне своих границ и пытаешься это просто ухватить и взять. В этом случае ты сливаешь границы, перестаешь видеть, где заканчиваются твои границы, принимаешь чужое за свое. И сливаешь себя.

В следующем посте расскажу, как хороший ЛК выращивает в отношениях вашу СЗ. Быстро выращивает!

Вся рыбалка основана на двух всего принципах - захват внимания и положительное подкрепление вложений. Все. Ваша СЗ быстро вырастает. И оба принципа зависят только от локуса контроля. Невозможно захватить внимание, имея плохой локус контроля, ваше внимание захватят быстрей. И положительное подкрепление правильно создать с плохим локусом вы не сможете, будете тянуться каждый раз, когда у вас что-то приятное забирают. Тянуться будете и положительно подкреплять плохое с вами обращение! Сами того не замечая.

Осознаете ли вы, насколько это универсальный инструмент - локус контроля? Насколько он обеспечивает вашу безопасность и рост ваших ресурсов? Чувствуете, как он формирует ваши границы?

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

Что такое локус контроля?

У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д. Для них предопределённость бытия – не фраза из учебника по философии, а реальный способ объяснения тех или иных событий в жизни. Например, начальству на работе не понравился отчёт – здесь свою роль сыграло то, что Луна находится в третьем доме. Из-за кризиса грядут сокращения? Ну, что поделаешь, уволят – значит, такая судьба.

В этих примерах краски сгущены специально, чтобы сыграть на контрасте с теми, кто, наоборот, всю ответственность за свою жизнь берёт на себя. В победах и поражениях таких людей только их и ничья больше заслуга. Они не видят или отрицают чрезмерное влияние внешних факторов на ход событий, напрямую их касающихся.

Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер. Он же предложил и сам термин в 1954 г. Позже эстафету изучения данного явления приняли его последователи и ученики, среди которых известный психолог, исследователь психологии мотивации и природы эмоций Бернард Вайнер. Сегодня им также интересуются учёные, особенно из сферы клинической, педагогической и психологии здоровья. Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека.

Диагностика и методики измерения

В отечественной психологии наиболее распространены следующие методики измерения локуса контроля:

История создания

Методика изучения


Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.

Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.

  1. Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
  2. Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
  3. Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
  4. Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
  5. Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
  6. Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
  7. Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
  8. Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
  9. Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
  10. Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
  11. Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
  12. Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
  13. Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
  14. Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
  15. Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
  16. То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
  17. Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
  18. В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
  19. Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
  20. При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
  21. Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
  22. Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
  23. Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
  24. Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
  25. Плохой руководитель — вина сотрудников.
  26. Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
  27. Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
  28. Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
  29. Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
  30. Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
  31. Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
  32. Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
  33. В моих неудачах виноваты окружающие.
  34. Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
  35. Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
  36. Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
  37. То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
  38. Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
  39. Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
  40. Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
  41. Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
  42. Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
  43. Большинство моих побед — заслуга окружающих.
  44. Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.

Каким бывает локус контроля? В зависимости от того, как объясняет человек свои достижения, различают два вида локуса контроля личности:

Внешний локус контроля. Другое его название — экстернальный локус контроля. В данном случае индивидуум зависим от внешних обстоятельств. Именно им он приписывает собственный успех или неудачу — это может быть влияние других людей или определенной ситуации, при которой затруднительно или, напротив, достаточно легко осуществить задуманное — однако именно внешние факторы определяют готовность человека к действию и являются доминирующими в его мотивации к поступкам.

Внутренний локус контроля. Также известен, как интернальный локус контроля

При этом индивидуум берет ответственность за причины провала или успеха на себя, считает, что именно его действия и личностные качества повлияли на исход той или иной важной для него ситуации. Определяющими в данном случае становятся внутренние человеческие факторы.

Мир Психологии

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Локус контроля (англ. locus of control) — термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус контроля).

Понятие Локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Локус контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Локус контроля — общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.

Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См

теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности.

предметная область термина

ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.

назад в раздел

:словарь терминов /глоссарий / таблица

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Как выявить этот тип?

Существует множество тестов, позволяющих определить соционику личности. С этой личностью сложнее, так как таких людей крайне мало. Описанные в этом подразделе советы имеют несколько шутливую форму:

Шутки шутками, а согласно описанию Майерс Бриггс, тип личности INTP можно называть ученым, мыслителем или архитектором.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Интересные эксперименты


Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.

Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.

Тест на локус контроля


Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?

Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:


Тестирование работников организации на локус контроля

Шкала общей интернальности:

  • 0-11 баллов – экстернал;
  • 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
  • 33-44 балла – интернал.

Развитие локуса

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни люди вечно во всем обвиняют кого угодно, лишь бы не себя, а другие признают личные ошибки? Одни уверены, что они ничего не решают в собственной жизни, а другие уверены, что только они распоряжаются ей? Психологи давно нашли ответ на этот вопрос. Все дело в локусе контроля – специфике восприятия мира и принятия ответственности.

локус контроля

Что такое локус контроля

В психологии локус контроля (когнитивная ориентация) – это свойство личности, при котором индивид приписывает свои неудачи и победы только внешним или только внутренним факторам. То есть в первом случае он ищет причины во внешнем мире: враги строят козни, черная полоса или, наоборот, везение и случайность (в случае побед). Во втором случае индивид всегда ищет причины внутри себя. Только он отвечает за все, что случается в его жизни.

Механизм формирования

Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.

Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности. Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу.

Локус контроля и его виды

Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.

Внешний (экстернальный) локус контроля

Это вера во внешние условия. Личности с этим типом полагают, что все давно предрешено, что они не решают, не влияют на настоящее, а уж тем более на будущее. Удалось начатое – звезды удачно сошлись. Постоянно преследуют неудачи – родился под прокаженной звездой. И т.д. Они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее. Грубо говоря, они всегда найдут виноватых. Таких индивидов называют экстерналами.

Внутренний (интернальный) локус контроля

Такие люди уверены, что только они управляют своей жизнью, контролируют ее. Их энергия направлена внутрь себя. Субъект всегда ищет причину внутри себя, анализирует свои действия, способности, возможности. Он хвалит или критикует только себя, а не других людей, карму, вселенную или что-то еще. Таких личностей называют интерналами.

Типы людей и локус контроля

Психологи выявили, что это свойство взаимосвязано с самооценкой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что чем выше самооценка человека, тем острее у него развит внутренний контроль. В то же время справедливо обратное: чем больше развит внутренний контроль, тем больше повышается самооценка. Оба компонента имеют прямое отношение к самосознанию человека, то есть его представлениям о самом себе.

Субъекты того или другого типа отличаются друг от друга.

  • берет ответственность за все свои реакции;
  • свободен от мнения окружающих;
  • высоко ценит себя, самодостаточен;
  • живет в гармонии с собой;
  • психологически устойчив;
  • нацеленность на результат.

Как правило, это здоровые, успешные, счастливые люди. Им присуща доброжелательность, позитивное восприятие мира.

А вот что характерно для человека с внешним локусом контроля:

  • отрицают свои ошибки, не пытаются разбираться в них и работать над собой;
  • не верят в себя, не знают своего потенциала;
  • ощущают себя беспомощными;
  • зависят от посторонних;
  • психологически неустойчивы;
  • сдаются при первой же неудаче.

Как правило, их преследует ощущение безнадежности. Они несчастливы, часто болеют, не довольны своей жизнью. Им присуща конформность, агрессия, подозрительность, тревожность.

Чем еще интерналы отличаются от эстерналов:

  • первые смотрят в будущее, вторые зациклены на прошлом;
  • первые с юмором относятся к трудностям, видят в препятствиях возможности, вторые боятся всего нового, неизвестного, трудного;
  • первые всегда отстаивают свое мнение, вторые не могут отстоять свои принципы, убеждения;
  • первые всегда строят планы и устанавливают цели, вторые никогда ничего не планируют, отличаются безответственностью, оттягиванием выполнения чего-либо;
  • первые привыкли работать и могут жертвовать удовольствиями, вторые предпочитают жить одним днем;
  • первые представляют свое будущее ярким, наполненным событиями, вторые – неинтересным, однообразным;
  • для первых время идет быстро, для вторых – медленно;
  • первые очень внимательно относятся к своему времени, вторые не умеют продуктивно организовывать его, распоряжаться им;
  • первые уважают себя, ждут счастья, удачи, любви, вторые не уважают себя, уверены, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Эстерналы чаще страдают от дезадаптации, сталкиваются с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Они живут без смысла и цели.

Локус контроля и зрелость личности

Человек должен ставить реалистичные цели и не пытаться изменить то, что действительно не подвластно ему. В противном случае это чревато разочарованием, фрустрацией, депрессией. Кроме этого, нужно учитывать общее состояние общества. Если в целом наблюдается нестабильная обстановка, то не стоит строить грандиозных планов на будущее.

Методика изучения локуса контроля

Эта методика позволяет не только определить тип личности (экстернал или интернал), но и определить готовность индивида признавать свою роль, ошибки или достижения в разных сферах жизни (работа, здоровье, семья, неудачи и достижения).

Подтвердите или опровергните каждое из 44 утверждений:

Сравните свои ответы с ключом, подведите итог:

Тестирование определяет тип личности: экстернал или интернал.

Из каждой пары утверждений выберите только одно (запишите букву):

  1. С детьми случаются несчастья, потому что родители часто наказывают их (а) – неприятности с детьми случаются все чаще, потому что родители слишком лояльны с ними (б).
  2. Все беды в жизни человека связаны с неудачей (а) – Люди сами виноваты в своих бедах (б).
  3. Вся аморальщина мира существует только потому, что люди закрывают на это глаза (а) – Определенная доля аморальщины всегда будет, даже если кто-то из людей будет предотвращать это (б).
  4. Рано или поздно все действия человека будут вознаграждены (а) – Чаще всего заслуги человека остаются непризнанными (б).
  5. Неправильно считать, что оценки в школе зависят от предвзятости педагогов (а) – Большинство учеников не осознают, что на их оценку влияет ряд факторов, в том числе случайные обстоятельства (б).
  6. Успех на руководящей должности зависит от удачного стечения обстоятельств (а) – Только от самого человека зависит, сможет он стать хорошим руководителем или нет (б).
  7. Нельзя нравиться абсолютно всем людям (а) – Если вы не смогли кому-то понравиться, значит, вы просто не умеете ладить с людьми (б).
  8. Характер и поведение человека зависит от наследственности (а) – Только жизненный опыт формирует характер и поведение человека (б).
  9. Все решает судьба, что предначертано, то и случится (а) – Нужно активно действовать, а не уповать на судьбу или рассчитывать на случай (б).
  10. Хороший работник выдержит даже проверку с пристрастием (а) – Такой проверки не выдержит никто, даже очень подготовленный человек (б).
  11. Успех никак не связан с везением, это результат упорной работы (а) – Добиться успеха можно при удачном стечении обстоятельств, важно не упустить этот случай (б).
  12. Каждый отдельный человек влияет на судьбу государства (а) – Люди ничего не решают, не могут влиять на решения властей (б).
  13. Я всегда уверен в своих планах (а) – Я не люблю строить далекие планы, так как не всегда уверен, что все будет именно так, многое не зависит от меня (б).
  14. Встречаются люди, которые сами по себе ужасные (а) – В каждом человеке есть что-то хорошее (б).
  15. Все мои желания осуществляются только благодаря моим усилиям, это никак не связано с везением (а) – На мой взгляд, доверить случай судьбе и подбросить монету, вполне неплохой способ определения в своих желаниях (б).
  16. Руководящую должность дают только при счастливом стечении обстоятельств (а) – Руководителями становятся те, кто умеют управлять людьми, везение тут ни при чем (б).
  17. В большинстве случаев люди не могут влиять на мировые события (а) – Каждый индивид может быть активным участников общества и в рамках этого влиять на мировые события (б).
  18. Большинство людей не представляют, насколько случайные обстоятельства влияют на жизнь (а) – Везения не существует, как и не существует удачных или неудачных стечений обстоятельств (б).
  19. Нужно уметь признавать свои ошибки (а) – Не нужно никому рассказывать о своих ошибках (б).
  20. Очень трудно узнать, нравитесь ли вы человеку на самом деле (а) – Только от человека зависит круг его общения, нужно уметь располагать к себе других (б).
  21. После черной полосы неизбежно наступит белая полоса (а) – За все неудачи ответственны только вы сами (лень, недостаток знаний, умений и т.д.), пока вы не исправите это, неудачи будут повторяться (б).
  22. Люди могут устранить формализм, остановить очерствение общества (а) – Люди не могут искоренить формализм и бездушие, это одни из тех вещей, с которыми невозможно бороться (б).
  23. Иногда я не понимаю оснований, при которых директор выдает кому-то премию (а) – Награда всегда связана с усердием, вложенными усилиями (б).
  24. Хороший руководитель ждет, что подчиненные сами решат, что им делать (а) – Хороший руководитель подробно объяснит каждому из подчиненных, что тот должен делать (б).
  25. Я часто ощущаю свое бессилие, я не могу повлиять на свою жизнь (а) – Я не верю в случайности и судьбу, только я отвечаю за свою жизнь (б).
  26. Люди страдают от одиночества, потому сами холодны и жестоки с окружающим (а) – Ты либо нравишься человеку, либо не нравишься, не нужно пытаться расположить кого-то к себе (б).
  27. Характер зависит от силы воли (а) – Характер зависит от социума, формируется в коллективе (б).
  28. Только я создаю то, что со мной случается (а) – Порой мне кажется, что я ничего не решаю в собственной жизни (б).
  29. Нередко я не понимаю действий руководителей (а) – За плохое руководство отвечают только работники (б).

Сравните ответы с ключом и по каждой шкале посчитайте число совпадений:

Тип № вопроса Ответ Общий балл
Экстернальный 2 А
3 Б
4 Б
5 Б
6 А
7 А
9 А
10 Б
11 Б
12 Б
13 Б
15 Б
16 А
17 А
18 А
20 А
21 А
22 Б
23 А
25 А
26 Б
28 Б
29 А
Интернальный 2 Б
3 А
4 А
5 А
6 Б
7 Б
9 Б
10 А
11 А
12 А
13 А
15 А
16 Б
17 Б
18 Б
20 Б
21 Б
22 А
23 Б
25 Б
26 А
28 А
29 Б

Максимум по каждой шкале – 23 балла (6 вопросов являются фоновыми). Преобладает тот тип, по которому получилось большее количество баллов.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕГО ЛОКУС КОНТРОЛЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Цель психолого-педагогической диагностики уровня развития локус контроля в подростковом возрасте — выявление уровня сформированности субъективного контроля в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития локус контроля в подростковом возрасте, которая включает в себя следующие методики:

1. тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева;

2. тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Джулиана Роттера (уровень субъективного контроля).

Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом (констатирующем) этапе 11.09.2014 г. в классе обследуемых школьников была проведена первичная диагностика с целью определения уровня сформированности субъективного контроля в подростковом возрасте.

На втором (формирующем) этапе с 12.09.2014 г. по 18.04.2015 г. была составлена и апробирована психокоррекционная программа, направленная на развитие локус контроля в подростковом возрасте.

На третьем (контрольном) этапе 20.04.2015 г. была осуществлена итоговая диагностика с целью определения динамики уровня развития локус контроля в подростковом возрасте. Контингент остался прежним. Остановимся подробнее на результатах психолого-педагогической диагностики.

Интерпретация результатов исследования диагностики подростков по методике субъективной локализации контроля показала, что у 55 % опрошенных школьников преобладает интернальный локус контроля, у 45 % опрошенных школьников доминирует экстернальный локус контроля.

По результатам первичной диагностики УСК мы выяснили, что у большинства испытуемых доминирует интернальный локус контроль в области достижений и в области межличностных отношений.

В области общей интернальности, области неудач, области семейных и производственных отношений, а так же в области здоровья и болезни у большинства испытуемых доминирует экстернальный локус контроля.

Итак, на основании результатов проведенного исследования и с целью развития внутреннего локус контроля мы считаем целесообразным внедрение в практическую деятельность, составленную нами психокоррекционную программу, направленную на развитие интернального локус контроля в подростковом возрасте.

Актуальность данной программы обуславливается значимостью успешности развития локус контроля у лиц подросткового возраста, как залог эффективной способности школьника к организации своей дальнейшей жизни, самоопределения в жизни.

При составлении программы мы опирались на методические разработки Дж. Роттера, А.А. Реана, Я.Л. Коломинского, Л.И. Божович, Е.Ф. Рыбалко, О.П. Елисеева, М.Г. Ярошевского, А.А. Бодалева и др.

Цель программы — развить внутренний локус контроля у лиц подросткового возраста.

1. формирование и развитие ответственного поведения;

2. формирование и развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

3. развитие копинг-стратегий;

4. развитие личностных ресурсов.

Принципы психокоррекционной работы (А.А. Осипова):

1. «принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач;

2. принцип единства и коррекции диагностики;

3. принцип деятельностный;

4. принцип единства диагностики и коррекции;

5. принцип учета возрастно-психологических индивидуальных особенностей человека;

Методы коррекции:

1. методы формирования сознания: (рассказ, объяснение, беседа, лекция, диспуты, работа с текстом, метод примера, интервью, мозговой штурм);

2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: (упражнения, приучение, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, ролевые игры);

3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: (дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.).

4. элементы игротерапии.

Длительность проведения: 2 раза в неделю (1,30 минут). Период реализации: сентябрь-ноябрь 2014 г.

Программа состоит из четырех этапов:

I. Формирование и развитие ответственного поведения.

II. Формирование и развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

III. Развитие копинг-стратегий.

IV. Развитие личностных ресурсов.

Ожидаемые результаты от реализации программы коррекционной работы: по окончании программы лица подросткового возраста имеют представление о жизненных навыках, событиях и проблемах; эффективно организовывают свою учебную и внеучебную деятельность; умеют контролировать ситуацию, принимают на себя ответственность за собственную жизнь; устойчивы к давлению среды; чувствуют себя уверенно; владеют навыками самоконтроля и саморегуляции.

Ниже представлена психокоррекционная программа развития внутреннего локус контроля в подростковом возрасте (таблица 1).

Таблица 1.

Психокоррекционная программа развития внутреннего локус контроля в подростковом возрасте

Цель занятия

Методы работы

Цель: дать возможность участникам группы познакомиться друг с другом и с ведущим, создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.

Цель: знакомство с понятием ответственности, ее формирование и типами.

Цель: формирование и развитие ответственного поведения.

Цель: подвести итоги тренинга по развитию ответственности; выявление структуры ответственности у участников группы.

Цель: научить участников программы лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение; Отработать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Цель: дать представление о жизненных навыках, событиях и проблемах.

Цель: ознакомить участников программы с процессом разрешения проблем и его этапами.

Цель: тренировка навыков принятия решения.

Цель: ознакомить участников с процессом первичной, вторичной оценки проблемной и/или стрессовой ситуации.

Цель: ознакомить с поведенческими стратегиями поиска и оказания социальной поддержки.

Цель: ознакомить участников программы с поведенческими стратегиями преодоления стресса (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание).

Цель: научиться определять и разделять эмоциональные состояния других людей.

Цель: развить умение контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь; развить навыки уверенного поведения, устойчивости к давлению среды.

Цель: подвести итоги работы.

Таким образом, программа способствует развитию внутреннему локус контролю и составляющим его качествам личности таких как: ответственность, самоконтроль, саморегуляция. Так же программа ориентирована на то, чтобы участники лучше узнали себя, получили представление о своих возможностях, приобрели навыки эффективного преодоления проблем, смогли развить свои личностные ресурсы, эффективно решать возникающие проблемы.

После формирующего этапа эксперимента нами была проведена итоговая диагностика с целью определения уровня субъективного контроля и для проверки эффективности составленной и апробированной нами психокоррекционной программы. Контингент испытуемых детей остался прежним.

Итоговая диагностика проводилась 20.04.2015 г. по тем же методикам, что и в начале исследования.

Достоверность полученных данных по методике УСК (уровень субъективного контроля), предложенная Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом, была проверена с помощью математической обработки психологических данных f-критерия Фишера. f-критерий Фишера применяется для выявления различий.

Приведем результаты первичной и итоговой психолого-педагогической диагностик.

Итак, по методике УСК (уровень субъективного контроля), предложенная Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом, нами были получены следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2.

Результаты первичной и итоговой психолого-педагогической диагностики уровня развития локус контроля в подростковом возрасте

Читайте также: