Как сделать литературно музыкальную композицию

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 17.09.2024

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Харченко Наталья Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №13

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Калниболотская

Литературно-музыкальная композиция в школе — одна из традиционных форм организации учебной и внеклассной деятельности учащихся, формирующей духовно-нравственные ценности человека. Опыт работы с учащимися на уроках литературы и во внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости проведения литературно-музыкальных композиций, потому что каждый учащийся получает возможность проявить свой творческий потенциал, реализовать себя в том виде деятельности , в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя , произведения которых ребята фактически не читают, обратить их внимание на многие исторические события, которыми гордится наша страна, что помогает формировать высоко нравственную личность, любящую свою страну и свой народ. Ведь одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к

Перед учителем стоит ещё одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою одарённость. Я стараюсь создать такие условия, чтобы многие учащиеся вовлекались в работу. Это помогает им раскрыться : кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров, оформителей, создателей презентаций, музыкантов, оформителей сцены , фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия.

Совместная работа учителя и учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства, сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками: помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы.

Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • развивать интерес учащихся к изучению литературы;
  • развивать любознательность, инициативность;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща, в содружестве;
  • формировать эстетический вкус , эстетические взгляды;
  • осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, любовь, самоотверженность, благородство;
  • пробуждать в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
  • развивать творческие способности учащихся.

Работая над созданием литературного праздника, я выделяю несколько этапов:

  • отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
  • составление сценария и распределение ролей;
  • подбор и подготовка музыкального оформления;
  • обсуждение оформления сцены;
  • детальное выстраивание композиции ;
  • обсуждение костюмов;
  • составление презентации, подбор видеороликов;
  • репетиции.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

  • подготовить кабинет в соответствии с тематикой ;
  • провести предварительную работу с учащимися по предложенной теме;
  • подобрать стихи и песни бардов (Б.Окуджавы,В.Высоцкого, А.Розембаума);
  • выучить стихи В.Высоцкого;
  • подобрать музыкальное сопровождение.

Форма реализации: выступление учащихся. Выступление сопровождается показом мультимедийной презентации. При подготовке данного мероприятия классам дается задание выучить стихи. Таким образом, все учащиеся становятся участниками мероприятия. Ведущими на мероприятии могут быть учащиеся-старшеклассники.

Литературно-музыкальная композиция формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова.

Литературная композиция — это мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие священного чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому, сохранение исторических корней.

Литературно-музыкальная композиция - это такая форма внеклассной работы по литературе, которая формируют духовно-нравственные ценности человека.

6. Действие IV. Во дворе Женя видит играющих в Северный полюс мальчишек. Просится поиграть с ними, но мальчики не берут. Желая насолить мальчишкам Женя, отрывает, еще один лепесток загадывает, желание … И оказывается прямо на северном полюсе, а из-за льдин на нее выходят семь белых медведей один другого страшнее. Испугавшись, она отрывает, четвертый лепесток загадывает желание и оказывается во дворе, где мальчики смеются над ней и Женя идет играть в другой двор
7. Действие V. (кульминация) Женя видит играющих девочек. … У них разные, красивые игрушки, а у одной огромная кукла в соломенной шляпе. Женя наблюдет за ними, ее берет досада, она отрывает лепесток и желает, чтобы все игрушки в мире стали ее. В туже минуту весь город заполоняют игрушки они и на крыльце, и на балконе, и на крыше. В ужасе девочка отрывает шестой лепесток и просит, чтобы игрушки исчезли…
8. Действие VI. Девочка Женя одиноко сидит во дворе и понимает, что потратила почти все желания и, не одного нужного не загадала. Рассуждая, о том, что же ей еще можно пожелать она вдруг видит мальчика, сидящего в сторонке. Мальчик ей кажется, очень хорошим она приглашает его поиграть и узнает, что это невозможно мальчик инвалид, это на всю жизнь. Женя радостно отрывает последний лепесток и тоненьким голосом загадывает, чтобы мальчик Витя был здоров.
8. Финал. Заветное, желание исполнено. Мальчик Витя здоров. И Женя понимает самое главное, что можно много чего пожелать. Главное не торопится.
Режиссерский план

I. Написание музыкально-литературной композиции: подбор литературного материала, музыкального материала, разработка диалогов главных действующих лиц, монтаж эпизодов.

II. Формирование постановочной группы.
? Режиссерская группа: Липчанская Е.С.
? Артистическая группа: Захрямина А., КармановС., Сарапов В.,
? Николаева С., Александрова М., Амеличкина П., Безденежных Д.
? Концертмейстер: Липчанская Е.С.

III. План репетиций:
Определено время репетиций:
С 12.00 ч. до 14.50 ч.
И с 15.00 ч. до 17.50 ч.

Реквизит:
1. Деревянная лавочка желтого цвета.
2. Семь атласных лент красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета.
3. Семь шерстяных клубков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета нанизанных на атласную белую ленту.
4. Деревянная палка.
5. Большая тряпичная кукла.
6. Белые перчатки.

Мама: - Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка, как ни в чем не бывало, стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Меняется освещение. Звучит музыкальная тема двора, на переднем плане появляются мальчики с палкой в руках.
Женя: - Пришла Женя во двор, а там мальчики играют.
- Мальчики, мальчики примите меня поиграть!

Мальчики: - Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
Женя: - Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

Мальчики: - Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
Женя: - Значит, не принимаете?
- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, а на всамделишном.

- Женя отошла в сторонку, оторвала желтый лепесток, кинула и сказала:
Меняется музыкальная тема, по сцене пролетает лепесток в виде атласной ленты
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Звучат звуки северного полюса, вьюги
На заднем плане сцены появляются фигуры, стоящие спиной к Жене
Женя: Ай, мамочки замерзаю!
Фигуры поворачиваются, это белые медведи они одновременно делают четкий шаг в сторону Жени
1й медведь: - А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей
1й медведь: - Первый (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) нервный!
2й медведь: - Второй (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) Злой!
3й медведь: - Третий (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) в берете!
4й медведь: - Четвертый (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) потертый!
5й медведь: - Пятый (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) помятый
6й медведь: - Шестой (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) рябой!
7й медведь: - Седьмой (все медведи на следующее слово топают одновременно ногой, делают шаг) самый большой!
Женя: - Женя схватила, обледеневшими пальчиками оторвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Меняется музыкальная тема, по сцене пролетает лепесток в виде атласной ленты
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Женя: И в тот же миг она очутилась опять во дворе.
Мальчики: А мальчики на нее смотрят и смеются:
Женя: - Женя решила больше не водиться с мальчишками, а пошла в другой двор, водиться с девчонками. А у девчонок игрушки у кого мишка, у кого прыгалка, а у одной большая кукла в соломенной шляпе …
- Взяла Женю досада, аж глаза желтые сделались. Ну, я вам покажу у кого игрушки! Вынула цветик-семицветик, оторвала голубой лепесток, кинула и сказала:
Меняется музыкальная тема, по сцене пролетает лепесток в виде атласной ленты
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
Резко меняется музыка, со всех сторон полукругом на Женю наступают игрушки — это белые перчатки на руках с растопыренными пальцами, где наклеены глазки и улыбки.
Кукла 1я: - Первыми, конечно, появились куклы, громко хлопая глазами!
Женя: - Женя сначала даже обрадовалась…
Кукла 2я: - Но кукол было так много
Кукла 3я: - Что они сразу заполнили весь двор
Кукла 4я: - Две улицы!
Кукла 5я: - Половину площади!
Кукла 2я: - Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.
Кукла 3я: - Но это было только начало
Кукла 3я: - За куклами сами собой покатились мячики,
Кукла 1я: - Шарики, самокаты…
Кукла 2я: - Движение в городе остановилось.
Женя: - Довольно, довольно! Я пошутила. Я боюсь…
Кукла 2я: - Но не тут, то было
Женя: - Женя по лестнице.
Куклы: - Игрушки за ней!
Женя: - Женя на балкон
Куклы: - Игрушки за ней!
Женя: - Женя на чердак
Куклы: - игрушки за ней!
Женя: - Женя на крышу
Куклы: - Игрушки за ней!
Женя: - Поскорее оторвала она синий лепесток, кинула и быстро сказала:
Меняется музыкальная тема, по сцене пролетает лепесток в виде атласной ленты
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.
Меняется музыкальная тема, звучит грустная музыка на краю сцены одиноко сидит Женя, осматриваясь по сторонам.
Женя: - Да. … Шесть лепестков потратила и никакого удовольствия.
- Ну, ничего впредь буду умнее.
- Чего бы мне такого велеть…
- Велю-ка я себе, пожалуй, два кило „мишек “. Нет, лучше два кило „прозрачных “. Или нет… Лучше, сделаю так: велю полкило „мишек “, полкило „прозрачных “, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется.
- Рассуждая, таким образом, она увидела мальчика, который сидел на лавочке у ворот.
- Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут
Витя: - Витя. А тебя как?
Женя: - Женя. Давай играть
Витя: - Не могу. Я хромой.
Женя: - И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Женя: - Как жалко! Я бы с большим удовольствием побегала с тобой…
Витя: - Я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
Женя: - Ах, какие глупости ты говоришь, мальчик! Смотри, что у меня есть.
- Женя оторвала последний фиолетовый лепесток и тоненьким голоском запела
Меняется музыкальная тема, по сцене пролетает лепесток в виде атласной ленты
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
Витя: - (проходя на передний план) И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей
Женя: - И бегал так хорошо, что она не могла его догнать, как ни старалась.
Приглушается, свет на сцене звучит музыка пролога на сцене остается лишь лавочка и забытые на ней связка баранок и тряпичная кукла, выходит, Женя, берет баранки и куклу
Женя: - Можно много чего пожелать. Главное не торопиться…
Свет на сцене постепенно гаснет

Автор: Путкова Людмила Ивановна

Организация: Гимназия искусств при Главе Республики Коми

Населенный пункт: Республики Коми, город Сыктывкар

Тема Великой Отечественной войны остаётся весьма актуальной в современных условиях, поскольку очевидцев войны, её непосредственных участников становится всё меньше и меньше. Организация встреч обучающихся с ветеранами войны становится из года в год всё более проблематичной по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну. Поэтому такая форма работы, как организация КТД по проведению литературно-музыкальной гостиной силами самих обучающихся может стать великолепным дополнением, а в исключительных случаях и заменой непосредственных встреч с ветеранами войны. Исходя из цели и основных задач концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, данное внеурочное занятие позволит создать условия для более активного вовлечения обучающихся в деятельность, обеспечивающую утверждение в их сознании и чувствах социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Работа по отбору материалов связана с ознакомлением обучающихся с тем культурным слоем, который, для них, как правило, в повседневной практике остаётся не востребован. Прозаические, поэтические и музыкальные произведения, кино, фотографии, плакаты, связанные с историей Великой Отечественной войны, становятся средством соприкосновения современных детей с духовной жизнью прежнего поколения, борцов за свободу и процветание нашей Родины. Подготовка к литературной гостиной, посвящённой Великой Победе, в форме КТД открывает огромные возможности для творчества и самореализации обучающихся, сплочению коллектива через общее дело.

В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов и авторов самих обучающихся.

Область применения: общеобразовательные учреждения. Методические рекомендации предназначены для практического применения учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. Конечный продукт может быть использован в литературных гостиных, на классных часах, концертах для ветеранов, уроков литературы и др.

Возрастные группы:

Сроки реализации литературно-музыкальной композиции зависят от продолжительности каждого этапа:

общегимназическое внеклассное мероприятие проходит в форме КТД на уровне класса и литературно-музыкальной композиции на уровне гимназии. Мероприятие состоит из двух блоков:

1 блок – подготовка к литературной гостиной в форме КТД с элементами самоуправления.

Подготовка к литературной гостиной предполагает обращение к литературному и музыкальному фонду культурного наследия военно-патриотической тематики прошлого, к кино- и фотоматериалам, к мультимедийным источникам.

Таким образом, выстраивается алгоритм первого блока:

  1. Целеполагание в деятельности. Работа по группам (подбор участников композиции, приобретение реквизита, костюмов, подбор музыкальных инструментов, репетиционного зала и др.). В рамках этого этапа предлагается провести с участниками композиции беседу о значимости предстоящей работы, помочь глубже понять тему восприятия войны глазами детей, её бесчеловечность и тяжелейшие последствия;
  2. Поиск и отбор материала по военно-патриотической тематике (прослушивание произведений и классификация их по теме);
  3. Написание сценария выступления обучающихся в литературной гостиной.
  4. Репетиционный период (разучивание слов, стихов, песен, постановка драматической сцены).

Продолжительность репетиционного этапа зависит от подготовленности обучающихся, их уровня развития творческих, артистических навыков, памяти.

• этап выступлений. Продолжительность этапа выступлений зависит от востребованности композиции в образовательных и иных учреждениях.

Общим результатом может служить качественное выступление участников композиции. Более глубокими результатами может служить достижение цели и задач, изложенных в пояснительной записке. Для самих участников композиции результатом может служить осознание значимости их выступления, их впечатления, эмоциональное воздействие на зрителей. Способами проверки могут быть последующие беседы с участниками и зрителями, их родителями, анкетирование, конкурсы эссе на тему войны, конференции, различные викторины, результаты обучения на уроках истории и литературы.

Цель: формирование ценностного отношения к исторической памяти о Великой Отечественной войне средствами художественных произведений и приобретение опыта социального действия в гимназическом сообществе.

Задачи:

  • способствовать формированию ответственности за общее дело, опыта самореализации, уважительного отношения к творчеству других, сплочения коллектива;
  • создание условий для формирования в сознании и чувствах обучающихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России средствами художественных произведений о войне;
  • способствовать развитию исследовательской, творческой и коммуникативной компетентности обучающихся;
  • способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа;
  • способствовать формированию гражданско-патриотической и нравственной направленности личности;
  • совершенствование творческих навыков: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения;

Ожидаемый результат:

  • у обучающихся сформируется ответственность за общее дело, уважительное отношение к творчеству других, сплочение коллектива;
  • сформируются в сознании и чувствах обучающихся социально значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России;
  • сформируются исследовательские, творческие и коммуникативные компетентности обучающихся;
  • повысится гражданская ответственность, патриотическое самосознание, духовность обучающихся, становление их как граждан, способных самореализоваться в интересах Отечества;
  • совершенствуются творческие навыки: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения;
  • удастся развить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, эмоциональный отклик детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа.

Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, ноутбук, гитара, микрофоны, костюмы, реквизит, оформление сцены (по усмотрению организаторов).

Содержание педагогического взаимодействия

Личностный результат

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I блок

Цель: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Выявление формы организации мероприятия на основе КТД.

  • Приветствует;
  • Актуализирует знания о ВОв, полученные на прошлых занятиях;
  • Организовывает погружение в проблему, задает вопросы по теме, подводит к целеполаганию.

Вносят предложения о форме проведения, выдвигают идеи.

Совместно договариваются о правилах общения и следуют им.

Слушают собеседника, вступают во взаимодействие с воспитателем, с коллективом.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Выражают и отстаивают свою точку зрения, принимают другую.

Оформляют свою мысль в устной речи.

Доброжелательное отношение к педагогу и членам коллектива.

Осознают заинтересованность в предстоящей деятельности.

Добрый день, друзья! Вспомним правила работы в группе? О чем мы говорили на прошлых занятиях?

Состоялась встреча с детьми военных лет, ныне ветераны (об их сложной судьбе…).

О Блокадном Ленинграде. Война глазами детей.

Важно ли помнить о войне сейчас, и если да, то почему? С экранов телевизора мы слышим, что правители других стран (Европы, например) во всеуслышание говорят о том, что Великую Отечественную войну развязала Россия; что в этой войне победили США; пытаются переписать историю великого народа.

Что мы с вами можем сделать, чтоб сохранить историю?

Можем ли передавать историю о Великой Отечественной войне средствами художественных произведений (стихи, песни, проза) взрослым, сверстникам, младшим детям?

Какую цель можем поставить перед собой? (выступить перед обучающимися гимназии с музыкально-литературной композицией).

Этап 2: Задумка, коллективное планирование (целеполагание в деятельности).

Цель: накопление идей по сценарию проведения литературно-музыкальной гостиной.

Делит детей на группы, распределяет обязанности между ними.

(Каждая группа имеет свою область деятельности:

1гр. - готовит сценарий;

3 гр. – оформление зала, реквизит, костюмы;

4 гр.- музыкальное оформление по сценарию и др.)

Выдвигают цель и задачи, планируют дела, определяют обязанности в группе.

Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, взаимодействуют с коллективом, соблюдают права и обязанности, навыки инициативного сотрудничества в поиске и выборе информации.

Происходит волевая саморегуляция:

сохраняют цель, контролируют за своими действиями, следуют плану, оценке своей деятельности.

Планируют собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Прогнозируют результат работы.

Доброжелательное отношение к членам коллектива, умение работать в команде.

Этап 3: Подготовка дела (поиск и отбор материала по военно-патриотической тематике, написание сценария выступления обучающимися в литературной гостиной, репетиционный период).

Цель: Выполнение поручений в группах по проведению литературно-музыкальной гостиной.

Довольно широко распространено мнение, что литературно-музыкальная композиция — это некое театральное представление, созданное по произведениям литературы и музыки. А говоря об

Однако все эти утверждения не выдерживают строгого ана­лиза.

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на од­ного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а ча­сто в ней принимает участие и несколько художественных кол­лективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику в отличие от композиций В. Яхонтова.

Понять литературно-музыкальную композицию как сложив­шийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода. А есть принципиальная разница между сложившимися в практике двух-трех последних десятилетий аги-

тационно-художественными представлениями, тематическим теат­рализованным концертом и литературно-музыкальной композици­ей. Различия эти весьма существенны — они связаны как с перво­источником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная — это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Часто возникает вопрос: а может ли использоваться в литературно-музыкальной компози­ции документальный местный материал? Самый убедительный от­вет на этот вопрос — что такой материал часто и, как правило, удачно используется в клубных постановках. Но при этом непре­менно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в та­кого вида представлениях не является лишь художественно-выра­зительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывает­ся частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а следовательно, и драматическим элементом по­следнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литератур­но-музыкальной композиции в частности композиционное постро­ение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творче­ского процесса.

Литмонтажи обязательно имели музыкальное сопровождение. Однако творческий монтаж элементов художественной литерату­ры и музыки в единое органическое целое еще не был доступен литмонтажу. Это явилось результатом определенной эволюции те­атрализованных представлений, результатом взаимодействия и синтеза искусств.

Как мы уже говорили, Владимир Яхонтов не создавал литера­турно-музыкальных композиций в качестве вида театрализованного представления (и не стремился к этому). Но, готовя для выступления на эстраде одну из первых своих программ, он обнаружил одну черту монтажа, важную и для любого театрализован­ного представления, а именно: при сближении, соединении разно­родного материала на стыках его создаются новые оттенки смыс­ла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

В дальнейшем Яхонтов сознательно сопоставляет различные отрывки прозы, стихов, пьес и публицистики таким образом, что­бы создать непрерывную цепь заострения текстов на всех стыках. То есть вслед за техническим пошел уже сознательный творче­ский монтаж. Целью монтажа было создание единого целого и подчинение всего материала определенной идее.

«Я, как Христос, напитал шестью хлебами черт знает сколько халтурщиков. Этот ужас довлеет надо мной, но я за него не несу никакой ответственности. конечно, дело наживное, дело легкое: взять прозу, прибавить стихи и пошел, и пошел — чего проще. Но это ничего общего с искусством композиции не имеет. Искусство композиции подразумевает в известной степени метод мышления, а если его нет, это будет компиляция.

Эти выводы Яхонтова относятся не только к чисто литератур­ной композиции и к профессиональному искусству, но к любому театрализованному представлению и в первую очередь к лите­ратурно-музыкальной композиции.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художествен­ной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

1 Цит. по кн.: Катышева Д. Н. Литературный монтаж. М., 1973, с. 20.

Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Если на основе современной художественной практики и ее осмысления сформулировать определение литературно-музыкаль­ной композиции, то оно может выглядеть так. Литературно-му­зыкальная композиция — это один из видов современного театра­лизованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздейство­вать на ум и чувства зрителя.

Это было незабываемое, волнующее представление, сочета­ющее в нераздельном единстве и пластику, и художественное чте­ние, и театральные эффекты, и фрагменты из музыки Моцарта, Шостаковича, Свиридова, Дзержинского, Щедрина. Одиннадцать ярких по режиссерским решениям и актерскому исполнению но­меров были спаяны в единое, монолитное, стремительно развива­ющееся действие. И, разумеется, эта захватывающая литературно-музыкальная композиция не могла бы появиться без лежащих в ее основе произведений Маяковского, Есенина, Евтушенко, Рож­дественского и других авторов.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: