Как сделать линейный мат

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 30.08.2024

Цель занятия: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями.

Задачи:

- содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в коллективе;

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

ВложениеРазмер
Линейный мат 29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования:

Цель занятия: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями.

- содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в коллективе;

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

Материалы используемые на занятии:

  • Демонстрационная доска
  • Шахматные доски
  • Шахматная шкатулка

Педагог: - Здравствуйте ребята!

Педагог: - Давайте поздороваемся с присутствующими гостями.

В один из солнечных дней вышел белый король на прогулку и с ним его две ладьи. Встречается им на пути чёрный король. Белый король разозлился и потребовал захватить в плен чёрного короля. А чёрному королю ничего не оставалось, как убегать от них, ведь он был совсем один. Де ладьи переглянулись, улыбнулись и пообещали белому королю поймать его давнего врага.

Линейный мат королю ставим на краю шахматной доски .

Шахматный план - как ставить мат двумя ладьями?

А. Выбрать край доски.

Педагог: - Где будем ставить мат королю?

В. Отрезать короля.

1. Лh1 – h4 + Kpe5 – f5 (проговариваю с шахматами)

Педагог:
- Ладья берёт на себя роль СТОРОЖА . Теперь король чёрных не может пойти на 4-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых.
Кстати, вторая ладья тоже прекрасно смогла справится с ролью сторожа.

Понятно, что после 4-й горизонтали идёт 5-я. Плохо начинать атаку на короля ладьёй h4. Если наш сторож уйдёт с 4-й линии, на ней сразу же с радостью окажется чёрный король
2. Лh4–h5+? Kpf5–f4 . (проговариваю с шахматами)

Педагог:
У сторожа уже есть работа: сторожить!
Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую, то есть берёт на себя роль охотника и ставит королю шах.

3. Ла1 – а5 (проговариваю с шахматами).

- Король может сдаться и без сопротивления. Просто убегать назад. Но даже если король остался один, он всё равно должен биться до последнего хода. Что и делает чёрный король.

4. Крf5 – g6. (проговариваю с шахматами).

Ладья оттеснила короля с 5-й линии.

С. Переброска ладьи.

Теперь без дела осталась ладья h4. Но на h6 ладья пойти не сможет, так как её там ждёт подкравшийся король. Битое поле. Беги от короля как можно дальше.

5. Лh4 – b4 (проговариваю с шахматами).

Чёрный король разозлился, что ладья h4 не попалась в его ловушку, и он не смог её забрать. Но он всё равно не сдаётся и продолжает погоню за ладьёй и делает следующий ход, в направлении ладьи.

6. Kpg6 – f6 (проговариваю с шахматами).

Ладья продолжает выполнять задуманный план и делает следующий ход.

7. Лb4 – b6 Kpf6 – e7,

Король продолжает двигаться в направлении ладьи.

8. Ла5 – а7 + Кре7 – d8

Педагог: - Дети, обратите внимание, чёрный король дошёл до 8 горизонтали.

И ладья b6 делает свой решающий ход.

Дети: - ШАХ и МАТ .
Педагог:

Дети, вы наверное устали уже сидеть. Давайте подвигаем руками и ногами. Встали все красиво из-за стола. Начинаем нашу физ.минутку.

Педагог с детьми говорит и показывает движениями рук и ног фигуры шахматные.

Педагог: - Границы королевства охраняют ?

Педагог: - Рядом с ладьями пасутся ?

Педагог: - Коней защищают?

Педагог: - Правит в королевстве?

Педагог: - Во всём ему помогает?

Педагог: - И всё королевство защищают?

- Сегодня мы с вами научились ставить линейный мат двумя ладьями. Пока вы ещё не достигли полного совершенства, обязательно ставьте мат по строгому плану.

  • Выбрать край доски.
  • Отрезать королю ход назад.
  • Оттеснить короля шахом к краю доски.
  • Поставить мат.

Педагог: - А теперь давайте закрепим ваши знания игрой. Перед вами лежит шахматная доска, расставьте фигуры точно так, как и у меня на демонстрационной доске. После того, как расставите правильно фигуры, можно приступать к игре.

Педагог: - Дети, какие вы молодцы! У вас всё получилось, и вы смогли поставить своему сопернику линейный мат.

А сейчас я хочу показать вам вот эту шахматную шкатулку. Педагог: - Как вы думаете, что там может быть?

Дети: - (предлагают свои варианты)

Педагог: - там вас ждут загадки про шахматы и шахматные фигуры. Попробуем отгадать?

Загадки из шахматной шкатулки.

Педагог: - Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

Педагог: - Съест коня, слоном закусит.

Все подметит, не упустит.

Прозевать ему нельзя —

Педагог: - Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Дети: - Шахматный король

Педагог: - На шахматной доске —

Педагог: - Иногда король с ладьей

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Педагог: - Стою на самом краю,

Путь открою – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу

Педагог: - Сегодня мы с вами на занятии научились ставить линейный мат королю двумя ладьями. Закрепили нашу новую тему игрой и у вас это замечательно получилось. Даже успели поиграть с вами в шахматную шкатулку.

Домашнее задание.
Педагог: - Дома, вместе с родителями, братьями, сёстрами поиграйте в шахматы и постарайтесь поставить линейный мат двумя ладьями!

А на сегодня я с вами прощаюсь. Скажем нашим гостям до свидания!

Дети: - До свидания!

Педагог: - До свидания ребята, жду вас на следующем занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по рисованию - линейной графике : "Сказка "Город Линий"
Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"

Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, .


Рисование - линейная графика (материал взят на основе учебно- методического пособия ННГСАУ 2010 авторы Филипова Л.В. и Шуваева Н.Ю.)

Влияние занятий по рисованию-линейной графике на психофизиологическое развитие детей Содержание работы по.

презентация "Здоровьесберегающая технология "Рисование - линейная графика" в формировании у детей 6 лет готовности к школе"

Данная презентация - ознакомление с педтехнологией, ее особенностями. В работе с детьми используются различные материалы, формы, интеграция различных областей.

Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)


В данном конспекте представлена линейная графика с использованием цветного песка, цель занятия: создание художественного образа космического пространства средствами линейной графики.


РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЗАДАЧИ "ДА - НЕТ"

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЗАДАЧИ "ДА - НЕТ" Игра "Да - нет" прочно вошла в арсенал педагогов дошкольных учреждений как метод формирования ряда навыков мышления. В св.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Урок шестнадцатый. Линейный мат двумя ладьями.

Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски . Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. Тебе необходим чёткий план!

Шахматный план - как ставить мат двумя ладьями?

А. Выбрать край доски.

hello_html_m597c5be8.jpg

В. Отрезать короля.

hello_html_m5231fc3f.jpg

С. Оттеснить короля (сторож, метла).

hello_html_m597c5be8.jpg

D. Переброска ладьи.

Запомни: СТОРОЖ, БЕЗДЕЛЬНИЦА, МЕТЛА!

Сегодня мы с тобой научились ставить линейный мат двумя ладьями . Пока ты ещё не достиг полного совершенства, обязательно ставь мат по строгому плану.

Шахматный план

ВЫБРАТЬ край доски.

ОТТЕСНИТЬ короля. Сторож, метла .

ПЕРЕБРОСИТЬ ладью.

Ещё несколько советов:

Если мат ставят ладья с ферзём, то ферзю лучше стоять за ладьёй.
Тогда:
а) король не съест ладью, ферзь её защищает.
б) не надо перебрасывать ладью.

Если мат ставят два ферзя, то нельзя ни на секунду ослаблять давление на короля. Может получится пат. Будет очень обидно. Помни, что ферзь короля не боится – король на него не нападёт.

Первое что нужно усвоить в мате ладьями или ладьей и ферзем — не подходить близко к вражескому королю. А Если он сам приближается, то перебросить тяжелые фигуры на другой фланг\сторону.

Задача будет соорудить линейный мат, похожий на этот:

[fen]3k2R1/7R/8/8/8/8/8/8 w — — 0 1[/fen]

[fen]8/8/8/8/4k3/8/8/RR6 w — — 0 1[/fen]

Сейчас наша задача отрезать королю как можно большую часть доски

Сделать мы это можем так:

[fen cal=Gb1b5]8/8/8/8/4k3/8/8/RR6 w — — 0 1[/fen]

Далее мы продолжаем загонять короля к 1 линии

[fen cal=Re5d4,Ga1a4]8/8/8/1R6/3k4/8/8/R7 w — — 0 1[/fen]

И вскоре встретимся с первым сопротивлением:

[fen csl=Rb3 cal=Rd4c3,Gb5b3]8/8/8/1R6/R7/2k5/8/8 w — — 0 1[/fen]

Теперь нельзя ладьей отрезать 3ю горизонталь, потому что её контролирует король

Поэтому мы просто перебрасываем обе ладьи на противоположный конец доски по горизонтали и загоняем короля дальше:

[fen csl=Gh3 cal=Gb5h5,Ga4g4]8/8/8/7R/R7/2k5/8/8 w — — 0 1[/fen]

При необходимости, переброс ладей можно повторить несколько раз

И в итоге мы поставим линейный мат:

[fen]8/8/8/8/8/8/7R/4k1R1 w — — 0 1[/fen]

Я думаю что разъяснено доходчиво и понятно, вопросы пишите в комментариях. Но если вдруг непонятно.

Посмотрите видео как поставить линейный мат

Как правильно обучать детей шахматам? Лучший способ усвоения информации - ассоциации!

В этом видео вы и ваши детки узнаете как ставить линейный мат 2 ладьями.

Приглашаем всех сегодня в 19.00 (по мск) на бесплатный мастер-класc/стрим,
мы будем разбирать дебюты "Сицилианская защита. Вариант дракона", каждый ваш вопрос мы зачитаем в эфире, разберем и ответим!


Шахматы

889 постов 3.7K подписчиков

Правила сообщества

1. Будьте доброжелательными и относитесь с уважением друг к другу

2. Не нарушайте правила Пикабу

3. Если постите свои партии, то обязательно включайте свои аннотации.

4. Все посты не имеющие отношения к шахматам будут удаляться.

Словосочетание "Линейный Мат" напомнило одного коллегу. И он не шахматист.

Для детей это хорошо, давайте побольше видео уроков для ребенка


Как правильно жертвовать фигуры и пешки в ШАХМАТАХ. Интуитивная жертва.


Как выигрывать в шахматы? Комбинации и тактические приемы

В этом видео-уроке мы узнаем как находить эффектные комбинации в шахматах. Секреты и фишки в тактике. Разберем такие приемы как: лучи и рентген в шахматной партии. Мотивы и идеи комбинаций в шахматах


Эффектная атака на короля в шахматах. Контратака и принцип агрессии.

Этот урок на примере партии Пол Морфи - Граф Изуар показывает как сочетать развитие в шахматной партии с атакой на короля и принципом агрессии.


Дебют в шахматах. Защита Каро-Канн. Шахматы для взрослых и детей

В этом видео вы узнаете основы дебюта на примере Защиты Каро-Канн. Этот шахматный урок будет полезен как взрослым, так и детям.

Уже прошел вебинар по тактике. Мастер комбинаций и тактических приемов. Как выигрывать в 2 раза больше?

• Как заинтересовать и научить ребенка играть в шахматы.
• Все о дебютах от А до Я. Гроссмейстерский репертуар.
• Боли шахматиста при обучении. Как правильно и не правильно учиться игре.

Пишите ваши предложения на какие темы снимать новые уроки по шахматам!

Дебют в шахматах. Защита Каро-Канн. Шахматы для взрослых и детей Шахматы, Обучение, Уроки шахмат, Шахматы детям, Шахматы школе, Настольные игры, Интеллектуальные игры, Видео


Ход коня

Недавно начал с ребенком по книжке изучать основы шахмат, и там почти сразу после задачи "Расставьте на доске 8 ферзей так, чтобы ни один не бил другого", идет задача о ходе коня.

Задача о ходе коня — задача о нахождении маршрута шахматного коня, проходящего через все поля доски по одному разу. (с) Википедия.

Если с ферзями еще как-то на доске все это решаемо, можно взять 8 пешек и представить, что это ферзи, то с конями уже сложнее. Да, можно разлиновать листочек и писать там цифры, но Лига Лени нам этого не простит. По этой же причине не стал ворошить Андроид-маркет. Да, там наверняка достаточно достойных программ с хорошей графикой и расширенным функционалом, но я очень не люблю рекламу. Да и на десктопе тоже иногда хочется поиграть.

В общем, запилил за пару вечеров нечто, удовлетворяющее моим эстетическим требованиям, может, кому-то еще понравится.

Ход коня Шахматы, Шахматные задачи, Шахматы школе

Вся программа на голом JavaScript, всё в одном файле. Можно нажать Ctrl-S и скачать к себе на десктоп, выбрав опцию "Только HTML", тогда все будет работать и без доступа в Интернет.

Ход коня Шахматы, Шахматные задачи, Шахматы школе

Багрепорты, предложения по расширению/улучшению можно писать в комментариях.

Читайте также: