Как сделать либретто по опере иван сусанин

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024


Либретто Г. Розена (современный текст С. М. Городецкого). Впервые поставлена 9 декабря 1836 г. в Петербурге, на сцене Большого театра.

Действие происходит в 1612 году.

Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда Ш. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной в России добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести: весь русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит.

Действие третье. Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился станом в лесном бору Ваня поверяет отцу свои заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну.

Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своем счастье — пришел, наконец, этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин.

Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается.

Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь,—

гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Почуяв сердцем беду, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Полные негодования, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Действие четвертое. Картина первая. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота монастыря. Но все мирно спят. Наконец Ваня услышан. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждет смерть. Смело смотрит он ей в глаза:

Чуют правду! Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.

Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки.
Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.

Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать! —

В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси.

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.



Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.

Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.

После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.

Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.

Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

История создания

Иван Сусанин краткое содержание оперы

Интересные факты

В 2003 году пресса сообщала, что возле села Исупова были найдены останки, которые предположительно принадлежали старосте. Минкульт сделал запрос в Российскую академию наук, но анализы информацию не подтвердили. Представленных фактов оказалось недостаточно для идентификации.

Иван Сусанин

СМИ также сообщали, что недалеко от того же Исупова археологи исследовали небольшой участок, который раньше был болотом в окружении леса. Предполагалось, что это то место, где Сусанин водил поляков. Здесь они нашли большое количество католических крестиков и один православный, который был перерублен.

Бытует мнение, что Сусанин имел отчество Осипович, однако это не так. В старых источниках такой информации нет, поскольку крестьянам не положено было иметь отчеств. Фамилия в то время давалась по имени отца, так что Иван должен был быть Осиповым. Сусанин происходит от женского имени Сусанна.

С поступком Сусанина нередко сравнивают подвиг Осипа Комиссарова, который прославился тем, что спас Александра II от покушения в 1866 году. Интересно, что Комиссаров родился всего в 13 км от родного села Ивана Сусанина.

Биография

Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.


Главные герои
Иван Сусанин – крестьянин села Домнина.
Антонида – родная дочь Ивана Сусанина
Иван – приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи
Богдан Собинин – жених Антониды, ополченец.
Сигизмунд III – польский король.
Минин – лидер освободительного движения.


Краткое содержание


Действие второе
Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.
Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.


Действие третье
Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.
Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.
Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.
Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.


Заключение
В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

· музыка оперы имеет ярко выраженный русский национальный характер. Она опирается на русский музыкальный фольклор, а не подражает музыке зарубежных опер;

· оперы до Глинки практически представляли собой спектакли с разговорами и песенными вставками. В этой опере Глинка избежал разговорных эпизодов, вся опера поётся;

· впервые в опере проведена единая линия развития, основанная на конфликте двух сторон – русской и польской.

Кто такой Иван Сусанин?

Главный герой оперы - Иван Сусанин – реальное историческое лицо, крестьянин из села Домнино Костромской губернии.

Сусанин совершил подвиг во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит с осени 1612 – до весны 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране.

Поздней зимой 1613 года царь всея Руси Михаил Романов и его мать Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

Недалеко от Домнино они встретили старосту села - Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повёл их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности.

Этот патриотический подвиг простого русского мужика вошёл в историю.

М.И.Глинка придал этой простой и страшной истории более художественный вид, ввёл лирическую женскую линию (в лице дочери Антониды).

Как создавалась опера?

Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто будет поэт Василий Андреевич Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся барон Егор Фёдорович Розен, по рекомендации самого императора Николая I.

В 1836 году опера была закончена, премьеру приурочили к открытию Большого театра в Санкт-Петербурге.

Премьера оперы.

Известен знаменитый экспромт А.С.Пушкина, родившийся после просмотра оперы:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь!

Драматургия и краткий обзор оперы

Опера состоит из:

· 4-х действий (актов);

Главная идея – патриотическая: самопожертвование во имя Руси и ее царя.

Драматургия основана на конфликте двух сторон – русской и польской.

Каждое действие и эпилог – это определённый этап в развитии конфликта.

1-е действие – русское; это показ (экспозиция) образа русского народа и главных героев.

2-е действие – польское; это показ (экспозиция) польского лагеря.

3-е действие - завязка конфликта, первое прямое столкновение противостоящих сторон.

4-е действие – кульминация и развязка; сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя.

В 1 действиипоказаны основные герои оперы – Антонида, Сусанин, Собинин, русский народ (крестьяне-ополченцы).

Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Собинина. Она готовится к свадьбе. Звучит кавати­на и рондо Антониды — музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.

Здесь Глинка использовал подлинную народную песню, услышанную им от лужского извозчика.

Сусанин говорит дочери о том, что сейчас не время мечтать о свадьбе, о личном счастье, когда в стране беда. С первых нот Глинка показывает Сусанина как истинного патриота своей страны.

Глинка решил противопоставить два народа – русский и польский - через национальную музыку каждого. Поляки показаны через череду национальных польских танцев. У поляков нет ни одного сольного номера, ни одной арии или ансамбля. Они показаны обобщенно, как толпа.

Всего во 2 действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами.

При этом музыка, которая характеризует поляков, очень красива, изящна. То есть Глинка не превращает образ врага в карикатуру.

В 3 действии происходит завязка драмы, первое столкновение двух противоборствующих сторон. Все действие делится на две части. Они контрастны друг другу.

Первая часть - это подготовка к свадьбе, музыка полна гармонии. Сцена тихого семейного счастья, здесь царят спокойствие и светлое настроение.

Вторая часть – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.

Но затем, потихоньку отправив приёмного сына Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами и уходит вместе с ними.

4 действие состоит из 3-х картин. Короткое оркестровое вступление переносит в зимний лес, дремучий и непроходимый.

Это один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Сусанин здесь проявляет себя как истинный патриот, мысленно прощается с жизнью, с семьей.

Ария скорбного характера, неторопливая, полная достоинства и мужества. Музыка очень строгая и сдержанная. Здесь Глинка соединил черты русского романса и песни.

Чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, Глинка пишет ещё и Эпилог.

1) Сколько у Глинки опер? В чём их значение для русской музыки?

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Читайте также: