Как сделать легенду карты по географии 5 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 09.09.2024

Географическая карта — это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Вопрос 3. Какими свойствами обладает карта?

Главные отличительные особенности географических карт — обобщение информации и математическая основа.

Вопрос 4. Как различаются карты по масштабу?

Крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Вопрос 5. Какую информацию содержит легенда карты?

Условные знаки с их расшифровкой.

Вопрос 6. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту:

Вопрос 7. Карта масштаба 1:500 ООО относится к…

Вопрос 8. Проанализируйте физическую карту вашей области, края и сделайте вывод, к каким картам по масштабу она относится.

Вопрос 9. Определите, в каком масштабе выполнена физическая карта России в Приложении.

Вопрос 10. Распределите карты в порядке уменьшения подробности и охвата изображаемой территории:

В порядке уменьшения подробности: 2, 3, 1, 4. Охвата изображаемой территории: 4, 1, 3, 2.

а) придумайте яркое название; б) составьте план; в) подберите литературу.

Памятники культуры бывают разные. Архитектура, литературные, музыкальные произведения, кинематография — все это относится к памятникам. Карта, какого вида бы она не была, печатная или нарисованная, карта мира, определенного города или карта для игр, это памятник культуры, вещь из прошлого. Она является очень ценной, так как больше такой не будет. Это реликвия. Рассмотрев карту, мы можем извлечь много полезной информации о том, как жили люди в те времена, чем увлекались, насколько были развиты и т.д.

таблица используемых на карте условных знаков с текстовыми пояснениями к ним. Даёт ключ к чтению карты, раскрывает логику (систему) классификации изображаемого явления, его иерархическую структуру, часто служит основой для построения классификаторов. Легенды топографических карт стандартизированы для каждого масштаба и обязательны к применению. Для большинства тематических карт легенды не унифицированы, поэтому их помещают непосредственно на листе карты. На сложных картах легенду часто представляют в табличной (матричной) форме, что повышает её информативность.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Смотреть что такое "легенда карты" в других словарях:

легенда карты — легенда Свод условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих их содержание. [ГОСТ 21667 76] Тематики картография Обобщающие термины свойства, элементы карты и способы картографического изображения Синонимы легенда EN legend DE Legende FR… … Справочник технического переводчика

легенда карты — Свод условных знаков и пояснений, раскрывающих содержание карты … Словарь по географии

ЛЕГЕНДА — карты свод условных знаков и пояснений к карте … Большой Энциклопедический словарь

Легенда Байкала — (Листвянка,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Исток Ангары 11, Листвянка, Росс … Каталог отелей

легенда — 1. ЛЕГЕНДА, ы; ж. [от лат. legenda то, что должно быть прочитанным] 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. Древняя л. Л. о граде Китеже. // Вымышленный, приукрашенный… … Энциклопедический словарь

Карты таро — (от фр. Le Tarot, итал. tarocchi) колода из 78 карт, появившаяся в Средневековье, в наши дни используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому … Википедия

Карты триумфов — Карты Таро (от фр. Le Tarot, итал. tarocchi) колода из 78 карт, появившаяся в Средневековье, в наши дни используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и… … Википедия

Легенда (в картографии) — Легенда в картографии и топографии, свод условных знаков и пояснений к какой либо карте, раскрывающих её содержание. Л. помещается на полях карты либо на свободном пространстве внутри рамок карты. В атласах и многолистных картах Л. может занимать … Большая советская энциклопедия

ЛЕГЕНДА (пояснение к карте) — ЛЕГЕНДА карты, свод условных знаков и пояснений к карте (см. КАРТЫ) … Энциклопедический словарь




Главная характеристика OpenStreetMap: безграничные возможности и чёрная дыра вместо готовых решений. Чтобы наложить маршрут на карту, нужно сделать не только маршрут, но и карту. Все без исключения существующие стили на базе OSM либо не подходят для отображения маршрута, либо вопиюще отвратительны, и накладывать на них лучше плотный лист картона. Поэтому делаю привычные действия: устанавливаю mapnik, postgis, osm2pgsql, osmosis, качаю 25-гигабайтную планету, вырезаю область, загружаю в базу. Данные есть, теперь нужно их оформить.

Стиль

Учебники есть на ГИС-Лабе и на хабре, но они помогут лишь разобраться с кнопочками. Нет сложностей в раскрашивании линий из базы данных, но важно точно знать, что именно отображать на карте, и идеально разбираться в специфике исходных данных. В OpenStreetMap это непросто: например, поди отрисуй застроенные территории. OSM — карта для редакторов, а не для пользователей, модель данных в ней местами совершенно жуткая. Задачу генерализации до сих пор нормально никто не решил, поэтому на мелких масштабах всё равно придётся отрисовывать каждый изгиб мелкой речушки и каждый путь сортировочной станции ж/д. Так что да, главное — знать точно, какие объекты отрисовывать (меньше — лучше, универсальный принцип), и окунуться в вики и в примеры, дабы понять, как их выделить из месива данных.

Цель понятна: сделать стиль для печати на чёрно-белом принтере, в масштабах 9-11 (2-5 км в сантиметре). Важны основные дороги, их покрытие ни к чему, и максимум населённых пунктов. И горизонтали. С последними интересно: к какому решению приходят стилеписатели, покопавшись полчаса в интернете? Конечно, взять SRTM, обработать gdal_contour и плюхнуть на карту как есть. Это несложно, инструкций десятки, и на выходе получается примерно такое:




Тайлы

Какой смысл в картостиле, который нельзя показать всем своим знакомым? Не хвастаться нельзя, это помогает двигаться к цели. К тому же, раз у меня получился такой офигенный стиль, нужно дать людям возможность его использовать в любом виде. Так что я, изучив предложения, взял десятидолларовый сервер в DigitalOcean (10$ за 30 гигов SSD! взрывает мозг) и развернул на нём тайл-сервер. Инструкций по разворачиванию масса:

Я загрузил маленький регион, всего на 17 гигабайт, но обновлял его ежеминутными диффами всей планеты. Это давало прирост в 650 мегабайт в сутки. Каждые десять дней место на диске заканчивалось, приходилось пересоздавать базу на локальной машине и загружать на сервер: его ресурсов не хватало для запуска osm2pgsql. На четвёртой заливке терпение иссякло, и я засел за программирование. Результат выложил на гитхаб: скрипт для обрезки планетного диффа по полигону и базе данных osm2pgsql. Он неидеален, но дневной прирост упал вчетверо. Раз в месяц уж можно запустить перезаливку. Идеальным вариантом, как заметил один француз в почтовой рассылке, было бы научить osm2pgsql читать дополненные диффы и не хранить промежуточные данные в базе (они занимают около 60% объёма).


Печать

И опять, сделай сам. Я засел за питон и за неделю сделал крутой скрипт Nik4. Довольно простой, если не считать изрисованных схемами листов и разворошённых исходников мапника. Главное — надёжность и десять килобайт иллюстрированной документации. Если знаешь, что хочешь получить, решение элементарно. От простейшего

до точных настроек формата бумаги, полей, слоёв и dpi. Никаких сюрпризов, ни одного загадочного параметра. Я набросал интерактивный выбор bbox и с месяц делал карты из командной строки. Кроме того, специально для велосипедистов, предпочитающих закрытые и очень дорогие программы бесплатным, подготовил слепки карты в своём стиле на нескольких масштабах и сконвертировал для OziExplorer. Крупнейший, на 11 масштабе, имел размер 21x22 тысячи пикселей: Nik4 умеет обходить ограничения мапника, склеивая итоговую карту из фрагментов. Правда, img2ozf этого монстра не прожевал, только z10 (16kx16k).

Главной задачей было получить векторную карту в формате SVG. Как ни странно, значение dpi влияет на файл: буквы в подписях мапник расставляет по пиксельной сетке, поэтому на низких dpi кернинг страдает. Другая проблема с подписями — cairo не умеет (по словам авторов мапника, я не проверял) объединять элементы в группы, поэтому каждое слово состоит из отдельных букв, плюс их подсветка (halo). Алгоритм расстановки подписей у мапника тупой, как бревно, поэтому после экспорта хорошо бы сдвинуть подписи с дорог и маршрута, — но это же 2xкол-во букв кривых, которые очень быстро надоедает выделять. Обратно к питону: скрипт mapnik-group-text собирает буквы подписей и их halo в группы.

Кнопка


Допустим, получилось, но есть ещё одна задача: когда экспортируешь картинку с полями в сантиметр, векторные объекты не обрезаются по границе, а хорошо так торчат, поэтому недостаточно расширить viewBox, нужно ещё закрыть поля белой рамкой. В идеале хорошо бы объекты обрезать самому, но это сложная и не горящая задача (и обрезка не отменяет рамки, потому что толстые штрихи будут торчать). Ещё пара дней расчёта координат, и скрипт svg-resize готов и внедрён в Get Veloroad: теперь, скачивая карту для А5 с полями 7 мм в SVG, после экспорта файла в PDF вы получите именно это: белые поля и точный размер страницы. Конечно, это не относится к прямому скачиванию PDF с сайта.

Карта не важна бреветчикам: имея на руках только её, несложно заблудиться на каком-нибудь запутанном перекрёстке. Самое главное — понятная легенда, словесное описание маршрута с чётким направлением движения на каждом повороте и расстояниями между точками. Пошаговые автоматические описания не подойдут: через 10 часов кручения педалей хочется не гадать, какой из правых поворотов имелся в виду, а ехать по знаку . До меня легенды печатались из Excel, были излишне пространными, и оттого — лист А4 же не приделаешь на руль — случайная муха могла закрыть собой абзац. Каждый новый автор маршрута рисовал таблицу с нуля, иногда даже рассчитывая время открытия-закрытия КП на калькуляторе.

Шаблон

Построение легенды отнимает уйму времени. Даже не выезжая на трассу, а просто открыв в одном окне панорамы Google, в другом — сайт OSRM для расчёта расстояний, можно потратить полдня на поиск уникальных признаков поворота, формулирование недвусмысленных фраз, форматирование таблицы. Облегчить это можно, формализовав процесс, чтобы путешествие по панорамам отнимало не 40, а 80% времени. Поэтому я сделал шаблон легенды в LibreOffice, с использованием открытого шрифта PT Sans. Конечно, нехорошо заставлять людей устанавливать левые программы, но лучше сразу положиться на открытые форматы, чем выкладывать файлы в проприетарном xls с зависимостью от шрифта Microsoft, который запрещено распространять лицензией.


Теперь у нас есть PDF легенды и один или несколько PDF с картами, все в формате A5, как их будут использовать велосипедисты. В принтеры же обычно загружают листы A4, поэтому нужно не только объединить несколько файлов в один, но и попарно склеить страницы, повернув при необходимости. Пользователям Windows, которыми, судя по форматам файлов, являются все марафонцы поголовно, здесь придётся изворачиваться: хотя перетасовать страницы можно в PDF Split and Merge, склеить их — куда более сложная задача. Поначалу я делал шаблон из двух колонок, а картинку с картой раздваивал, но этот подход годился лишь для коротких бреветов, легенда к которым умещалась на одном листе A5. Как быть?


Архив карт и легенд, короткая и подробная инструкции и все ссылки собраны на странице для авторов, ссылку на которую я разослал тем шести авторам, с которыми взаимодействовал в этом году. До конца года осталось всего пять бреветов, легенды к которым я сделаю сам, чтобы нарастить базу. В одном из них надеюсь и поучаствовать. Проект считаю завершённым, хотя его успешность будет понятна только в следующем году: будут ли авторы пользоваться моими сервисами, или вернутся к экселю и OziExplorer?


Для понимания содержания карты необходимо понимать сущность условных обозначений, которыми на карте отражены объекты и явления. Поэтому все карты имеют свод условных обозначений, который называют легендой карты.

Условные знаки топографических карт унифицированы. Разработка условных обозначений тематических карт является творческим процессом и полностью зависит от тематики карты.

Условные знаки, используемые для изображения географических объектов на плане местности и топографической карте, можно разделить на 4 отдельные группы:

  1. Контурные (площадные) условные знаки передают истинную форму и размеры объекта, они состоят из контура, выполненного цветом или штриховкой (лес, сад, огород, болото, пески, озеро, широкая река, водохранилище и т.д.).
  2. Линейные условные знаки на плане используют для изображения линейных объектов (дороги, тропинки, ручьи, линии электропередач и связи и т.п.). Длину таких объектов и их размещение показывают в масштабе, а ширину - нет (ее приходится немного преувеличивать).
  3. Значковые условные знаки иногда еще называют внемасштабными, потому что они применяются тогда, когда реальная форма объектов местности из-за своего малого размера не может быть отражена даже в масштабе. В таких случаях используемые значки должны напоминать реальные объекты и отображать реальное местоположение объекта на местности (ветряк, водяная мельница, источник, одинко стоящие хвойное и лиственное дерево, силосная башня и т.д.).
  4. Поясняющие условные знаки применяют для передачи важной дополнительной информации про объекты местности. Прежде всего это названия населенных пунктов, рек, озер, ручьев, островов. На планах используют и сокращенные названия объектов (шк. - школа, ст. - станция, лесн. - Дом лесника и др.) Или просто заглавные буквы (П - песчаное дно, Д - деревянный мост, К - каменный мост). К поясняющим знакам также относятся цифры, характеризующие различные объекты местности (высоту холмов, ширину и глубину рек, скорости течения, грузоподъемность мостов, высоту и толщину деревьев в лесу и т.п.).

На плане местности и топографической карте рельеф местности изображают с помощью горизонталей - линий, соединяющих точки местности с одинаковой абсолютной высотой.

Одна горизонталь не дает представления о форме рельефа. Для этого необходимо несколько горизонталей. Их проводят через определенные промежутки высоты в зависимости от масштаба карты. Такими промежутками могут быть 1 м, 2,5 м, 5 м и т.д..

По расположению горизонталей можно определить характер рельефа: чем ближе друг к другу расположены горизонтали, тем склон круче, и наоборот, чем дальше - тем склон более пологий.


Рельеф на физической карте изображают с помощью горизонталей и гипсометрической или послойной окраски: чем ниже или выше уровня моря расположен объект, тем темнее цвет.


Традиционно используют желто коричневую шкалу для отображения рельефа суши и сине-фиолетовую - для рельефа морского дна. Цвета и оттенки шкалы должны четко различаться, но не создавать контраст между соседними зонами.

Для сохранения целостности в изображении рельефа вся шкала, независимо от количества цветов, должна быть гармоничной.

Читайте также: