Как сделать лабораторную работу по физике 7 класс

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 31.08.2024

Автор: Гришковец Елена Анатольевна

Организация: ГОБУ ЛНР СОШ №25

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, город Стаханов

Основной задачей изучения физики в школе является формирование ос­нов научного мировоззрения, развитие интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов учеников. В процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Умение ученика теоретически воспроизводить тот или иной учебный материал не гарантирует умения применять его на практике. Поэтому лабораторные работы являются неотъемлемой частью изучения физики в школе.

Особое внимание выполнению лабораторных работ необходимо уделить в 7 классе, когда дети впервые сталкиваются с физическим экспериментом и его особенностями. Ученики должны научиться самостоятельно организовывать свою деятельность, формулировать цели своей работы, пользоваться измерительными приборами, проводить необходимые измерения и вычисления, оценивать результаты своей работы и формулировать выводы. Как показывает опыт, если ребенок в 7 классе усвоил все эти элементы деятельности, то в дальнейшем он не будет испытывать затруднений при выполнении физического эксперимента.

Как правило, количество лабораторных работ выполняемых при изучении курса физики регламентируется программой. Я предлагаю разработки инструкций к лабораторным работам как предусмотренных программой, так и носящих обучающий характер. Данные лабораторные работы можно выполнять и в качестве обучающего эксперимента, и в качестве домашнего эксперимента. Выполнение данных лабораторных работ позволяет поэтапно формировать простейшие навыки использования измерительных приборов, повторить и закрепить теоретический материал путем проведения практических измерений, способствует развитию логического мышления.

Лабораторные работы имеют также важное воспитательное значение, поскольку они дисциплинируют учеников, приучают их к самостоятельной работе, прививают навыки лабораторной культуры, умение работать в группе.

Лабораторная работа № 1


Тема: Физический кабинет и правила поведения в нем
Цель работы: Ознакомиться с оборудованием физического кабинета и правилами поведения в нем.
Приборы и материалы: Приборы и устройства, имеющиеся в кабинете, инструкция по безопасности для кабинета физики.
Ход работы

  1. Внимательно прочитайте инструкцию по безопасности для кабинета физики.

Инструкция по безопасности для кабинета физики

Перед началом работы
1. Ознакомьтесь с описанием работы и инструкцией по ее выполнению.
2. Уберите все лишнее со стола.
3. Будьте внимательны и дисциплинированы, не начинайте выполнять работу без разрешения учителя
4. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
5. Размещайте оборудование и приборы на рабочем столе так, чтобы избежать их падения.
При выполнении работы
1. Во время взвешивания не допускайте механических ударов гирек о чаши весов, маленькие разновесы берите пинцетом, взвешиваемые тела опускайте на чаши аккуратно, избегая их падения.
2. Осторожно обращайтесь с приборами, изготовленными из стекла (мензурками, колбами, стаканами, термометрами), чтобы их не разбить.
3. Придерживайтесь правил эксплуатации измерительных приборов.
4. Проверяйте наличие трещин на стеклянной посуде.
5. Стеклянную посуду закрепляйте в штативе с помощью бумажной ленты.
6. Запрещается пробовать на вкус жидкости, используемые в работе
7. Запрещается собирать осколки разбитого стекла руками.
После окончания работы
1. Поставьте оборудование и приборы в таком порядке, как они были размещены до начала работы.
2. Уберите свое рабочее место
3. Сообщите учителю об окончании работы.
4. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
2. Ответьте на следующие вопросы.
1) Будете ли вы допущены учителем к занятиям в кабинете физики, если урок, на котором проводился инструктаж по технике безопасности, вы пропустили?
2) Начнете ли вы опыт, если не знаете порядка его проведения и требований безопасности?
3) Можно ли прикасаться к приборам, которые стоят на вашем рабочем столе, без разрешения учителя?
4) Можно ли, услышав звонок, покидать рабочее место без разрешения учителя?

5) Что необходимо сделать, если вы разбили стеклянное оборудование?

6) Как необходимо действовать, если ваш одноклассник получил травму во время выполнения опыта?
3. Под руководством учителя ознакомьтесь с назначением оборудования кабинета физики.
4. Ознакомьтесь с перечнем лабораторных работ, которые вы будете выполнять в течение года. Выясните, какое оборудование вам понадобится для выполнения этих работ.

Лабораторная работа № 2

Тема: Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Цель работы: Определить цену деления и пределы измерения шкал различных измерительных приборов.
Приборы и материалы: линейка, _______________________________________
Ход работы

1. Дополните перечень приборов, используемых при выполнении работы.

2. Рассмотрите линейку, мензурку и термометр, и их шкалы.
3 . Ответьте на вопросы, указанные в таблице, по результатам измерений заполните таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.

2.На столе не должно быть посторонних предметов.

3.Установите весы посередине стола.

4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот.

Правила взвешивания Убедиться, что весы уравновешены. При необходимости уравновесить их, используя кусочки пластилина. 2. Взвешиваемое тело осторожно кладут на левую чашку весов, а гири – на правую. 3. Нельзя взвешивать более тяжелые тела, чем указанная на весах предельная нагрузка 4. Положив тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую немного большую массу, чем масса тела, иначе мелких гирь может не хватить. Если гиря перетягивает, то ее заменяют более легкой. 5. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке. Затем переносят гири с чашки весов в футляр, проверяя их комплектацию.

Правила взвешивания

  • Убедиться, что весы уравновешены. При необходимости

уравновесить их, используя кусочки пластилина.

2. Взвешиваемое тело осторожно кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

3. Нельзя взвешивать более тяжелые тела, чем указанная на весах

предельная нагрузка

4. Положив тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую

немного большую массу, чем масса тела, иначе мелких гирь может

не хватить. Если гиря перетягивает, то ее заменяют более легкой.

5. Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке.

Затем переносят гири с чашки весов в футляр, проверяя их комплектацию.

Ход работы: Практическая часть Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до 0,1 г. Результаты измерений запишите в таблицу: 20 № опыта 1. Масса тела, г 2. 3. Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Ход работы:

Практическая часть

измерьте массу нескольких твердых

тел с точностью до 0,1 г.

№ опыта

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Дополнительное задание: 1.Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? 2. В каких единицах она измеряется (назовите все, а основную подчеркните)? 3. Выполните упражнения: 8,4 т =…….кг 500 мг =……….г 0,5 т =…….кг 120 мг =……….г 125 г =……..кг 60 мг =………..г 100 г + 20г + 2г + 1г + 500 мг + 200 мг =……….г 20г + 10г + 1г + 200 мг + 100 мг =………..г

Дополнительное задание:

1.Какая физическая величина определяется с помощью

2. В каких единицах она измеряется (назовите все, а основную подчеркните)?

3. Выполните упражнения:

8,4 т =…….кг 500 мг =……….г

0,5 т =…….кг 120 мг =……….г

125 г =……..кг 60 мг =………..г

100 г + 20г + 2г + 1г + 500 мг + 200 мг =……….г

20г + 10г + 1г + 200 мг + 100 мг =………..г

Лабораторная работа №4 Измерение объема тела Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки). Оборудование: измерительный цилиндр разные тела, нитки, серебристый цилиндр, параллелепипед. 100 90 80 ? 70 60 50 40 30 20 10

Лабораторная работа №4

Измерение объема тела

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью

измерительного цилиндра (мензурки).

Оборудование:

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и выполняйте их. Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. 16

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила и

выполняйте их.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны

при работе со стеклянной посудой.

Помните, стекло – хрупкий материал,

легко трескается при ударах и резкой

перемене температуры.

Ход работы: 100 100 1. Определите цену деления мензурки. 90 90 80 80 70 70 2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду , и измерьте ее объем V 1. 60 60 50 50 3. Опустите тело в воду, удерживая его за нить, и снова измерьте объем жидкости V 2. 40 40 30 30 20 20 10 10 4. Проделайте опыты с другими телами.

Ход работы:

1. Определите цену деления мензурки.

2. Налейте в мензурку столько воды,

чтобы тело можно было полностью

погрузить в воду , и измерьте ее объем V 1.

3. Опустите тело в воду, удерживая его за нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.

4. Проделайте опыты с другими телами.

5. Результаты измерений запишите в таблицу № опыта Название тела 1. Начальный объем жидкости Серебристый цилиндр 2. 3. V 1 , см 3 Объем жидкости и тела V 2 , см 3 Объем тела V , см 3 V = V 2 - V 1 Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился …

5. Результаты измерений запишите в таблицу

№ опыта

Название тела

Начальный объем жидкости

V 1 , см 3

Объем жидкости и тела

V 2 , см 3

V , см 3

V = V 2 - V 1

Вывод: Сегодня на лабораторной работе я научился …

Дополнительное задание: 1. Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки? 2. В каких единицах она измеряется (напишите все, основную подчеркните) 3. Переведите: ? 1 м 3 =……см 3 1 см 3 =……м 3 0,5 м 3 =…….см 3 100 см 3 = …….м 3 0,01 м 3 = ……см 3 5000 см 3 = ……..м 3 Примечание: 1 мл = 1 см 3 .

Дополнительное задание:

1. Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?

2. В каких единицах она измеряется (напишите все, основную подчеркните)

1 м 3 =……см 3 1 см 3 =……м 3

0,5 м 3 =…….см 3 100 см 3 = …….м 3

0,01 м 3 = ……см 3 5000 см 3 = ……..м 3

Примечание: 1 мл = 1 см 3 .

Лабораторная работа №5 500 200 Определение плотности вещества твердого тела Цель работы: научиться определять плотность вещества твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки). Оборудование: измерительный цилиндр цилиндр, весы с разновесами нитки 100 90 80 70 ? 60 50 100 40 20 50 30 5 20 10

Лабораторная работа №5

Определение плотности вещества твердого тела

Цель работы: научиться определять плотность вещества твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки).

Задание рисунок 1

Цель работы:
Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.
Приборы и материалы:
Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.
Указания к работе:
1 .Прочитайте в учебнике § 30 "Динамометр".
2 .Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра, - это будет нулевая отметка шкалы.
3 .Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине при её растяжении (деформации).
Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.
Примечание. Грузы массой 102 г можно получить, прибавив 2 г (колечко из проволоки) к имеющимся грузам массой 100 г.
4 . Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвёртый грузы той же массы ( 102 г), каждый раз отмечая чёрточками на бумаге положение указателя (рис. 204 ).
5 . Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных чёрточек, начиная с верхней, проставьте числа 0,1 , 2,3 , 4 . Выше числа 0 напишите: "ньютон".
6 . Измерьте расстояния между соседними чёрточками. Одинаковы ли они? Почему (см. § 30 )? На основании сделанного вывода скажите, с какой силой растянут пружину грузы массой 51 г; 153 г.
7 . Не подвешивая к динамометру грузы, получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.
8 . Измерьте проградуированным динамометром вес какого-нибудь тела, например кольца от штатива, лапки штатива, груза.
9 . Нарисуйте проградуированный динамометр.

рис. 204 .

Решение

Решение рисунок 1

Ход работы.
Градуировка прибора - нанесение на его шкалу штрихов, с заданной ценой деления.
1 . Укрепим динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра, - это будет нулевая отметка шкалы.
2 . У нас есть грузы, имеющие известные массы, а соответственно — и известные веса. Начнем подвешивать грузы на пружины. Пружина начнёт растягиваться по закону Гука. Груз имеет массу 102 грамма, а значит, он будет растягивать нашу пружину с силой равной 1 Н. Если увеличить эту массу в два раза, то на пружину будет действовать сила, равная 2 Н. Постепенно добавляет грузы на пружину, она все больше и больше будет растягиваться. Наносим на шкалу штрихи перед каждым шагом добавления груза.
3 . Снимем динамометр со штатива и против горизонтальных чёрточек, начиная с верхней, проставим числа 0,1 , 2,3 , 4 . Выше числа 0 напишем: "ньютон". Мы получили динамометр с помощью которого можно измерить различные веса и силы.
4 . Измерим расстояния между соседними чёрточками. Это расстояние одинаково, так как сила упругости пружины при растяжении прямо пропорциональна изменению длины пружины.
Так как груз массой 102 г растягивает пружину с силой 1 Н, то груз массой 51 г растянет пружину с силой 0,5 Н, груз массой 132 г растянет пружину с силой 1,5 Н.
5 . Чтобы получить шкалу динамометра с ценой деления 0,1 Н, нужно расстояние между отметками 0 и 1 ; 1 и 2 и далее разделить на десять равных частей (при помощи линейки).
6 . Измерим проградуированным динамометром вес лапки штатива.
7 . Нарисуем проградуированный динамометр.

Рисунок. Проградуированный динамометр.

Вывод. В ходе данной лабораторной работы мы научились градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.


1задание: положите вплотную к линейке 20 горошин или дробинок в ряд, измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины или дробинки.
2задание: определите таким же способом размер крупинки пшена. для удобства воспользуйтесь иголкой.
3задание:определите диаметр молекулы, если на фотографии (увеличение в 70000раз) 10 молекул занимают 2,8 см.
4задание: результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1столбец:номер опыта и предмет 2столбец:число частиц в ряду 3столбец:длина ряда,мм 4столбец:размер одной частицы


Киньте пожалуйста презентацию готовую желательно на тему "Механические измерительные приборы"

Диаметр гороха 2 мм?! Дааа, народ уже и гороха не видал.


. И рис тоже пожалуйста

Читайте также: