Как сделать куплет

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Я часто получаю от Вас предложения написать музыку на Ваши стихи.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИХАМ ДЛЯ ПЕСНИ

Для того, чтобы песня стала хитом нужно, чтобы:

  • песня привлекала положительное внимание,
  • песня запоминалась,
  • основные элементы песни можно было легко повторить.

В стихах для современной песни, как правило, должны присутствовать:

  • Плохие стихи на русском языке погубят даже гениальную музыку!

Частично это соответствует действительности. Но реально это работает только для иностранной музыки. Если стихи на родном языке и не собираются претендовать на собственную ценность, повышающую общую ценности песни, то как минимум, они не должны её снижать. А откровенно слабые стихи песню серьёзно портят.

Ну и подумайте сами… Зачем мне (композитору) или артисту брать Ваши стихи, если они банальны? Если бы нам нужно было заполнить песню нелепицей, мы бы сделали это самостоятельно без Вашей помощи.

  • При большой конкуренции качество материала имеет большое значение!

Сегодня, когда компьютер, музыкальный софт и доступ в интернет есть почти у каждого, количество сочиняемых песен превышает все возможные границы. Количество артистов тоже велико. Но артистов, имеющих широкую публику, способных донести Ваше произведение до большого количества слушателей, куда меньше. И они тщательно отбирают себе музыкальный материал. Иногда, конечно, их выбор не совсем понятен и вызывает удивление. Но всё равно ни один артист не хватает первую попавшуюся песню. А значит, наши песни должны чем-то выделяться из груды предложений.

Так что, раз уж Вы предлагаете свои произведения, постарайтесь написать стихи для песни так, чтобы в них что-то зацепило сначала меня, потом артиста, а потом и слушателя.

Конечно, не исключено, что и на замыленную тему с банальными словами тоже напишут хит. Но перед Вами кроме того стоит задача, чтобы выбрали именно Ваш стих. А если он ничем не отличается от других, то вероятность такого выбора сильно уменьшается.

Рассмотрим основные требования к стихам для песни.

СМЫСЛ И ИДЕИ ПЕСНИ

  • Совет 1. Сделайте так, чтобы Ваш стих воспринимался целостно!

В песне должен быть смысл, идея. Слушатель воспринимает песню в целом. И если текст песни написан на понятном ему языке, но представляет из себя непонятный набор несвязанных слов, то это вызывает дискомфорт и не позволяет воспринять песню.

  • Совет 2. Насытьте песню интересными находками!
  • Совет 3. Сделайте так, чтобы Ваши находки запоминались и без труда могли быть повторены слушателем!

Есть и другая грань. Бывает, что стихи настолько перегружены мыслями и сложными ассоциациями, что для их понимания нужно выделить час свободного времени. Я, возможно, прочитаю такой стих, но писать на него популярную песню вряд ли стану. Взрыв мозга — это для интеллектуальной песни. Вас с распростёртыми объятьями примут русские рокеры, может быть, барды… Но не популярные радиостанции.

Должна быть соблюдена золотая середина. Стихи для популярной эстрадной песни должны быть интересными, незаурядными. Но при этом понятными с первого прочтения. Ключевые фразы должны быть запоминающимися.

  • Совет 4. Управляйте вниманием слушателя с самого начала песни! Поразите его в припеве!

Правильно расставьте лучшие находки в песне. Самый мощный крючок лучше поставить в припеве.

Но не забудьте, что до припева могут и не дослушать, если куплет покажется неинтересным. Обязательно привлеките чем-то внимание в самых первых строчках песни (первого куплета). Постарайтесь не растерять это внимание до припева.

В припеве, как мы уже сказали, должен быть один или несколько мощных крючков, которые собственно и останутся в памяти после первого прослушивания песни.

Второй куплет обычно является развитием мысли. В нём рекомендуется либо последовательно продолжать смысл первого куплета и припева (если Вы рассказываете историю), либо подводить к тому же припеву, но с какой-то совсем другой неожиданной стороны. В принципе, если первый куплет и припев заинтересовали публику, то скорее всего, песню дослушают до конца. Тем не менее, желательно чтобы второй куплет не был слабее первого. Уважайте себя и слушателя! В любом случае всегда проверьте, будет ли последующий припев являться логичным продолжением, выводом к второму куплету.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ

Песня обычно состоит из повторяющейся части (припева) и нескольких частей одинаковых ритмически, но имеющих разное содержание — чаще всего их называют куплетами.

Лёгкая запоминаемость — это основное отличие хита. Повторение одной и той же мелодии несколько раз позволяет её запомнить уже с первого прослушивания песни.

Поэтому припев часто запоминается со словами уже с первого-второго раза. Куплеты сначала запоминаются только мелодически, и основными находками в словах, о которых мы сказали выше. Потом постепенно запоминаются и все слова первого куплета, второго куплета и далее.

Важно также помнить, что чем больше разных куплетов, тем меньше вероятность запомнить их все. Не увлекайтесь!

  • Совет 6. Внимательно следите за тем, чтобы куплеты имели одинаковый мелодический ритм!

Как ни странно, многие начинающие авторы присылают стихи, в которых куплеты имеют разный ритмический рисунок. В результате эти тексты сразу отбраковываются, так как не подходят для популярной песни.

Что такое одинаковый ритм? Это означает, что:

  • В куплетах должно быть одинаковой количество строчек.
  • Строчки разных куплетов, стоящие под одинаковыми номерами, должны иметь одинаковое количество слогов.
  • Ключевые ударные слоги в строчках под одинаковыми номерами в разных куплетах должны стоять в одних и тех же позициях.
  • Паузы в одинаковых строках разных куплетов должны совпадать.

Давайте рассмотрим эти пункты более подробно.

Одинаковое количество строк — тут всё просто. Например, если в первом куплете 5 строк, то и во втором должно быть 5 строк.

Одинаковое количество слогов — тоже. Например, если в третьей строке первого куплета 6 слогов, то и в третьей строке второго куплета тоже должно быть ровно 6 слогов.

Ударения у начинающих поэтов-песенников иногда выхывают сложности. Но пугаться не надо. Смысл тот же самый. Например, если в первой строке первого куплета ключевые ударные слоги стоят под номерами 1, 4, 6, то и в первой строке второго куплета ключевые ударные слоги должны стоять под номерами 1, 4, 6. Остальные слоги должны быть безударными, или ударение должно быть не существенным.

Паузы. Очень рекомендую проверить, что в одинаковых строчках разных куплетов есть совпадающие паузы — смысловые разрывы слов, во время которых можно вдохнуть. Очень желательно, чтобы хотя бы в некоторых местах в одинаковых строчках всех куплетов такие паузы стояли после одного и того же количества слогов. Артисту при исполнении песни нужно будет периодически брать дыхание. Соответственно и композитор должен будет придумать, где расставить маленькие паузы для вдоха. Да и мелодия получается интереснее, если в строке присутствуют разные длительности и можно вставить паузы. А как мы уже договорились, мелодии всех куплетов должны быть одинаковыми. Но если в Ваших стихах все ритмические паузы (разрыв между словами) в одной строке приходятся на целые и неразрывные слова в аналогичной строке другого куплета, которая должна исполняться на ту же мелодию, то вставить паузу в эту строчку будет проблематично. Упростите задачу композитору и артисту, и Ваш стих скорее возьмут в песню.

Например, если во 2-й строке первого куплета есть разрыв слов после 2-го, 5-го, 6-го и 10-го слогов, то необходимо выбрать, какие из этих разрывов будут опорными. Лучше выбирать смысловые разрывы, а не вспомогательные. Разрывы между предлогом и существительным — не лучший вариант для ритмических пауз. И если мы, например, выбрали в качестве пауз разрывы между словами 2-й строки первого куплета, расположенные после 2-го и 6-го слогов, то желательно, чтобы во 2-й строке второго и следующих куплетов разрыв между словами также стоял после 2-го и 6-го слогов. Остальные разрывы слов, не являющиеся опорными для ритма, могут стоять произвольно.

  • Совет 7. Ритм припева сделайте отличным от ритма куплетов!
  • Совет 8.Ищите интересный, незатасканный, но легко запоминающийся ритм!

Постарайтесь, чтобы ритм как в куплете, так и в припеве был интересным. Избегайте банальных затасканных ритмов, таких как:
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.

Но и не перемудрите.

  • Совет 9. Проверьте, что Ваши стихи легко поются!

Также очень важно, чтобы слова легко произносились в песне. Попробуйте их пропеть на Ваш музыкальный ритм с условной мелодией. Поменяйте все слова, на которых Вы споткнулись, если Вы конечно пишите не песню-скороговорку для тренировок будущих актёров в театральном училище.

Если Вы споткнулись на стыке слов и почему-то хотите их оставить, то поставьте между ними паузу. Но если это слова в куплете, то обязательно проверьте, что в других куплетах в этом месте также можно будет поставить паузу.

РИФМА

Что касается рифмы, то здесь нужно учитывать следующие особенности текстов для популярных песен.

  • Совет 10. Избегайте чётких банальных рифм и банальных конструкций расстановки рифмы!

И в-третьих, также как и для ритма, находите интересные последовательности расстановки рифм. Если везде использовать одну и ту же конструкцию попарного рифмования строчек по принципу
муха села на варенье,
вот и всё стихотворенье,
то и песни будут получаться однотипными, а мухи вскоре умрут со скуки :).

Безусловно, это не всё, что можно посоветовать начинающим поэтам-песенникам. Но такие минимальные советы помогут Вам избежать основных ошибок при написании текстов стихов для популярных эстрадных песен.

И конечно, не только слушайте песни, но и почаще читайте отдельно тексты песен Ваших любимых артистов. Анализируйте их структуру, подходы к подбору слов, стилистике, ритмическому рисунку, рифмам.

Для гитариста умение сочинять песни является одним из основных навыков. И он рано или поздно задается вопросом: как написать песню? Бесчисленное множество их сочиняется каждый день в нашем мире и только некоторым суждено прозвучать на широкую публику.

Большинство людей считают, что написание песни это такой таинственный, почти мистический процесс, который доступен лишь избранным. Ну а на самом деле это просто навык, которому может научиться любой человек. Вопрос лишь в том, насколько хорошую вы сможете написать песню.

На самом деле в музыкальном мире просто огромная масса посредственных песен и музыки, но среди всего этого встречаются самые настоящие жемчужины. И самое интересное, что для того чтобы написать хорошую и цепляющую песню, как правило, нужно написать тонну всякого "мусора". Другими словами, это как тренировка. С каждой новой попытки написать композицию, вы становитесь опытнее и развиваетесь. А в конце концов, выдаете очень годный продукт.

В общем, забудьте свой страх, берите в руки свой инструмент и начинайте писать! А я попытаюсь в этой статье вам немного помочь. Что ж, хотите узнать как написать песню под гитару? Тогда начинаем!

Два подхода к сочинению

В принципе, вы как гитарист и музыкант, несомненно знаете какую музыку вы любите и в каком жанре хотите писать. Вопрос в том соответствуют ли ваши навыки и возможности с вашими желаниями. Поэтому я бы хотел выделить 2 основных подхода к написанию песни.

1. Писать на уровне своих нынешних возможностей. Если вы знаете всего лишь 5 аккордов и не умеете играть соло, тогда и не пытайтесь писать что-то в стиле прогрессивного рока или джаза. Вам лучше чуть поработать над своей техникой и знаниями в области музыкальной теории. У нас на сайте есть статья про предпочтительные жанры музыки для начинающих гитаристов.

Но это конечно не значит, что вам нужно ждать до тех пор пока вы станете лучше и не писать песни. В мире есть куча команд, которые всю свою карьеру не выходили за пределы пяти аккордов и писали вполне хорошие композиции. Да и тем более есть такие жанры, как фолк, панк и кантри.

Плюс этого способа в том, что вам придется быть очень креативным. Все-таки сочинить что-то интересное, используя всего несколько аккордов, не совсем просто.

Минус в том, что вы особо не будете развиваться в написании песен. Ведь вы не пробуете ничего нового.

2. Писать выше вашего текущего уровня. Некоторые жанры музыки, например классическая, джаз, метал и даже блюз, требуют достаточно высокого уровня исполнения и знания характерных фишек этих жанров. Поэтому вам придется очень трудно сочинить что-то не зная основ и клише.

Плюс этого способа в том, что вы всегда будете узнавать что-то новое при написании песни. Это, конечно же, очень сильно будет развивать вашу музыкальность и музыкальный вкус.

А минус в том, что в любом случае, ваши первые попытки сочинить песню будут полным провалом. В жанрах, которые требуют хороших технических навыков и знания музыкальной теории, вы просто не сможете сочинить что-то слушабельное с первых попыток. И это, знаете ли, убивает мотивацию и не приносит особого удовольствия.

Другие подходы

Быть может вам не подходит ни один из этих способов. Возможно вы вообще прекрасный музыкант-исполнитель, но никогда не писали песен.

В таком случае ваш путь более философский. Вы уже знаете как играть и что играть, у вас много опыта за плечами. Возможно это прозвучит банально, но вам нужно лишь следовать своим чувствам. Сочиняйте не оглядываясь на границы.

А возможно вам вообще будет хватать всего несколько аккордов, и вы всего лишь хотите играть боем и писать тексты. Пишите песню за песней, исписывая один блокнот за другим, если вам действительно это нравится. Кстати, записывать все свои мысли в блокнот это очень хорошая идея.

Даже если вы просто автор песен, вам будет очень полезно научиться играть на гитаре. Хотя бы просто несколько аккордов уметь сыграть. Очень здорово поможет вам в дальнейшем.

Основные части песни

Основные компоненты песни это:

Интро

Как следует из названия, это самая начальная часть песни. Обычно инструментал, который задает общее настроение.

Куплет

Тут уже появляется вокал. Куплет песни рассказывает историю, большая часть песен имеет 2 или 3 куплета. Они могут быть короткими (пара строчек) или длинными. Более длинные куплеты с хорошим содержанием делают песню более "эпичной".

Короткие дают более "попсовое" звучание. Каждый куплет в песне уникален и, как правило, звучит всего один раз. Но бывают и исключения. Например, третий куплет делают повтором первого.

Бридж

Эта секция обычно соединяет куплет с припевом. Данный элемент необязателен и его вообще может и не быть. Припев, как правило, такой распевный в отличие от куплета. Таким образом, бридж создает плавный переход от одной секции к другой.

Бридж может быть как мелодичным, так и более риффовым. Он может повторяться перед каждым припевом, а может использоваться всего раз. Нет определенных правил, как его использовать.

Припев

Когда кто-то вас спрашивает "что это за песня", вам сразу в голову приходит ее припев. Это основная часть песни, ее лицо. Дело все в том, что хороший припев очень запоминающийся, мелодичный и приятный на слух. Часто в песнях он повторяется несколько раз.

Много авторов песен применяют термин "хук" с английского - крючок. Песни с крутыми хуками просто оседают у слушателя в голове, и он напевает их повсюду!

Инструменталка или соло

Обычно в середине песни или ближе к концу многие гитаристы вставляют свои соло. Эта часть может очень сильно отличаться от других частей песни. Но соло это необязательная секция песни, и многие команды не используют их. Кстати, как сочинить соло, у нас есть отдельная статья: Как сочинить гитарное соло

А в таких жанрах как джаз или прогрессивный рок и метал, соляки вообще становятся чуть ли не основным элементом песни. Тут уж как решит ее автор. Кстати, соло может также использоваться и в качестве бриджа, как простой инструментал.

Аутро (Outro)

Воу, воу, воу, песня должна закончиться когда-нибудь! Аутро, как следует из названия, находится в конце и завершает композицию. Так же как и интро, часто является инструментальной частью без вокала.

Соединяем все вместе

Обычно, когда приходит время сочинить песню, у вас есть 2 способа как это сделать. Первый - это собрать ее уже из сочиненных ранее кусочков. А второй - это взять инструмент в руки и в реальном времени наигрывать и ждать когда придет в голову и в руки что-то интересное. Тут вам поможет умение импровизировать. Я считаю второй способ менее плодотворным, потому что гениальные идеи обычно приходят тогда, когда ты их не ждешь. Поэтому лучше ловить и записывать их заранее, а потом объединять в песню.

Запомните, вы как автор песни не только композитор, но еще и аранжировщик. Многие музыканты помечают секции своей будущей песни. Классика это "ABC" метод. A - куплет, B - бридж, а C - припев. Таким образом, классическая схема песни будет иметь вид:

Упражнение 1

Берите в руки блокнот, ручку, включайте любимого исполнителя и анализируйте где в песне какие части используются. Придумайте и напишите на бумаге похожую структуру вашей будущей песни.

Постарайтесь ответить на вопросы. Как исполнитель использует элементы песни? Имеются ли неожиданные переходы между секциями? Чтобы вы сделали по другому, если бы сами сочиняли эту песню?

Попробуйте проделать это упражнение с несколькими другими вашими любимыми композициями.

Пишем более продвинутые песни

Не хотите быть слишком предсказуемым? Тогда давайте разберем пример более продвинутой структуры.

Упражнение 2

Пишите песню! Я уже несколько раз повторял в этой статье, что единственный путь улучшить себя это постоянные тренировки. С каждой следующей написанной песней вы будете становится все более опытней.

Лучше начать со структуры формата ABCABCABC. Определитесь с темой. Для формата ABC, вам понадобятся всего лишь куплет, припев и бридж. Напишите слова к трем куплетам, припеву и бриджу, соедините все вместе и песня почти готова!

Теперь, когда у вас есть минимальные знания, самое время попробовать себя и начать сочинять. Здесь правда нет границ для вашего воображения. Применяйте полученную в этой статье информацию, используйте свои уши и чувства. Я уверен у вас все получится!

Похожие статьи

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это.

Цифровые технологии все прочнее входят в нашу жизнь, благодаря ним, наша жизнь становится все более удобной. Не обходят стороной они и окологитарную тему. Помню, читал.

Табулатуры или просто коротко табы являются очень удобным средством записи партий струнных ладовых инструментов. Этакая альтернатива стандартной.

Наступил этот день, и вы наконец купили себе первую электрогитару. Естественно она новая, никем не использованная и висела в магазине. Ну и конечно же, вы не.

В этой статье я хочу внести немного ясности по гитарным строям. Какие они бывают, почему так сформировались и как вообще настроить свою гитару.

Когда я начинал писать свои первые песни, мне даже не приходило в голову, что та музыка, которую я слушаю и люблю, была создана на основе всего лишь нескольких распространенных структур.

Обнаружен блокировщик объявлений!

Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.

Инструкция по отключению - здесь.
Спасибо!

Как и многие из тех, кто слушают музыку, я слышал эти структуры тысячи раз, но ничего не знал о них и не замечал их.

Позже, мне стало известно, что существует ограниченное количество структур песен, которые используются в большинстве хитов. Эти структуры можно выучить и впоследствии эффективно их использовать. Кроме того, можно взять идею, рожденную из сердца, и выразить ее в рамках одной из этих структур, без потери искренности идеи и смысла песни. Существует такая теория, что, сочинение песен основано на искусстве общения и выражения.

Использование наиболее распространенных песенных структур аналогично использованию знаков препинания в предложении и позволяет слушателю лучше понять и почувствовать то, что автор пытается выразить.

Обучение использованию структур песен – это далеко не самая волнующая, творческая или интересная часть процесса написания песни, но, тем не менее, очень важная его часть. За редким исключением, в большей части всех хитов, написанных авторами, которые не являются одновременно исполнителями этих песен, продюсерами и никак по-другому не вовлечены в проект, используются одна из следующих структур или их вариации:

  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев
  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев
  • Куплет-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев
  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев
  • Куплет-Куплет-Бридж-Куплет

Коммерчески успешные песни строятся из сочетания следующих элементов:

  • Куплеты
  • Пред-припевы
  • Припевы
  • Бриджи

Каждый из этих компонентов имеет свою задачу в песне. Перед тем, как попытаться собрать их в песню, давайте рассмотрим каждый из этих ее компонентов.

Куплет.

Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие. У каждого куплета песни одна и та же мелодия и новые слова.

В первой строке первого куплета желательно то же количество слогов, что и в первой строке второго и третьего куплета (если он есть). То же правило применяется ко всем остальным строкам куплетов. Небольшие вариации могут иметь место, но если будет большая разница в длине соответствующих строк в разных куплетах, будет невозможно петь все куплеты с одной мелодией.

Чаще всего куплет состоит из восьми строк, которые выражены восемью или шестнадцатью тактами. У некоторых хитов куплеты состоят из четырех, шести и двенадцати строк.

В песнях с припевом, название песни в куплете обычно не появляется.

Пред-припев.

Все пред-припевы в песне имеют одну мелодию.

Для каждого пред-припева допустимо иметь одни и те же слова, либо каждый раз новые.

Припев.

В припеве не нужно вносить какую-то новую информацию, новые детали, для этого существуют куплеты. Относительно структуры песни, в припеве обычно четыре или восемь строк, которые выражаются, как правило, в восьми тактах. Написание песен не является какой-либо точной наукой, это ведь, в первую очередь – чувства, поэтому могут быть и есть хиты, у которых припев состоит из двенадцати или шестнадцати строк.

У каждого припева в песне – одна и та же мелодия, и, как правило, одни и те же слова.

Название песни желательно озвучить в припеве. Нет жестких правил, в каком месте припева должно звучать название песни – оно может находиться в первой, первой и второй, в первой и последней строках куплета. В некоторых случаях, куплет может начинаться с названия, повторяться в припеве несколько раз, и заканчиваться названием. Припев может целиком состоять из повторяющегося названия песни, за исключением последней строки.

Название может также звучать только в конце припева, тогда все предшествующие слова в припеве должны быть достаточно сильными, цепляющими, чтобы поддержать внимание слушателя на протяжении всего припева. И, наконец, в припеве может не быть других слов, кроме названия песни.

Бридж.

Бридж в песне применяется как своеобразное отступление от основной темы, небольшая передышка. Он может состоять из двух или четырех строк, и четырех или восьми тактов. Задача бриджа – перенести песню в новое измерение, перевести ее на следующий уровень, а также дать слушателю возможность по-другому услышать припев и название песни. Когда применяется структура, включающая куплеты и припевы, единственное место для бриджа в песне – между вторым и третьим припевами (Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев).

Когда применяется структура А-А-В-А, бридж будет между вторым и третьим куплетом. (Куплет-Куплет-Бридж-Куплет). С точки зрения слов, бридж нужен, чтобы добавить новую перспективу рассказываемой в песни истории.

Вот средства, которые помогут вам сделать так, чтобы бридж отличался от всей остальной песни в плане текста:

  • Внесение в историю нового элемента, который будет выступать в качестве связующего звена.
  • Изменение повествования от первого лица на повествование от третьего, либо как-то еще.
  • Переход от подробного описания к общим, философским высказываниям (или наоборот).
  • Изменение временных рамок (оглядываясь на прошлое, если остальная часть песни происходит в настоящем).

С точки зрения музыки, эффективный бридж может добавить элемент контраста с помощью:

  • Внесения аккорда или аккордов, которые до этого в песне не использовались.
  • Изменения ритма.
  • Использования нот, которые выше, либо ниже нот, используемых в остальных частях песни.
Дополнительные советы:
  • Не включайте в бридж название песни.
  • Ограничьтесь двумя или четырьмя строками (четыре или восемь тактов).
  • Иногда бридж может быть инструментальным.

Бридж является последней новой частью, которая может представить песню слушателю. Это последний шанс сделать так, чтобы слушатель полюбил вашу песню, так что бридж должен быть сильным.

Конструирование успешной песни.

Для того чтобы создать песни, которые люди ожидают услышать по радио, потребуются знания как лучше объединить в песню куплеты, пред-припевы, припевы и бриджи.

В такой структуре, песню открывает куплет, в котором автор рассказывает историю, представляет действующих лиц. Припев резюмирует идею песни в целом. Второй куплет развивает историю, снабжает слушателя дополнительной информацией.

Возможно, самая распространенная сейчас структура песни.

Каждый следующий куплет содержит дополнительную информацию и развивает историю далее. Лишь небольшой процент успешных песен имеет эту структуру. Возможно, это из-за того, что куплет не предназначен для того, чтобы быть самой запоминающейся частью песни, и есть риск утомить слушателя длинной историей. Куплет-Куплет-Бридж-Куплет.

Данная структура не содержит припева, название песни может появляться либо в первой, либо в последней строке каждого куплета. Вариант: добавляется еще один бридж и один куплет. В результате получается: Куплет-Куплет-Бридж-Куплет-Бридж-Куплет. В дополнительном бридже могут быть те же слова, что и первом бридже, либо новые. Очень небольшое количество хитов начинается с припева. Если вы решили начать песню с припева, вы можете использовать одну из следующих структур:

  • Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев или
  • Припев-Куплет-Припев-Куплет-Бридж-Припев

Иногда авторы начинают с припева, чтобы сразу же привлечь внимание слушателя. Но, если вашим мотивом для этого являются опасения, что ваш куплет недостаточно хорош, чтобы заинтересовать слушателя, — перепишите куплет.

Вступления (интро) и инструментальные соло.

Музыкальные вступления и инструментальные соло скорее являются частью аранжировки, нежели структурой песни. Тем не менее, некоторые советы по поводу вступлений.

Инструментальное соло может быть важно для песни, предназначенной, в первую очередь, для танцевального рынка. В структуре Куплет-Припев-Куплет-Припев инструментал может находиться после второго припева, и после него может идти дополнительный припев.

В структуре Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев место инструментальной части – либо после второго припева, либо после бриджа.

Если используется Куплет-Куплет-Бридж-Куплет, соло обычно идет после третьего куплета, а песня дополняется еще одним бриджем и четвертым куплетом.

Структура песни.

Контрольный список вопросов.

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишите. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что структура песни отвечает этим пунктам:

  1. Используется одна из наиболее распространенных для успешных песен структур или их вариации:
    • Куплет-Припев-Куплет-Припев
    • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Брилж-Припев
    • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев
    • Куплет-Куплет-Бридж-Куплет
  2. У каждого куплета новые слова, но та же мелодия.
  3. Соответствующие строки в каждом куплете содержат одинаковое количество слогов.
  4. Каждый куплет включает 8 строк текста (8 или 16 тактов).
  5. Если у первого припева есть пред-припев, то он будет и у всех последующих припевов.
  6. Каждый припев включает 4 или 8 строк текста (8 или 16 тактов).
  7. У каждого припева одинаковые слова и мелодия.
  8. Название песни появляется в припеве хотя бы один раз.
  9. Если есть бридж, то он включает 2 или 4 строки текста (4 или 8 тактов).
  10. Бридж не включает название песни.
  11. Если есть инструментальное соло, то оно не длиннее 8 тактов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В мой адрес иногда приходят письма, в которых есть просьба посмотреть и отредактировать тексты песен.

Итак, вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали песней. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с музыкальными программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо очень постараться, чтобы ваш текст привлёк внимание музыкантов.

Итак, давайте поговорим об одной составляющей части песни — тексте.

Стихи и песенный текст, как говорят в Одессе — две большие разницы. Это как в живописи создавать произведения на холсте и на стене дома (граффити), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

Вот несколько примеров стандартного построения песни, хотя могут быть и другие структуры:

Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Бридж — Припев

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Название песни желательно отображать именно в припеве. Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила — в припеве просто иногда структурно (из-за стихотворного размера) нет места для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах неоднократно.

Красота припева не в последнюю очередь достигается сменой ритма относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но и менять сам размер (метр) стиха.

Для наглядности приведу два примера. В первом примере куплет и припев отличаются только количеством стоп при одинаковом метре. В нашем случае это ямб — двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке — с ударением на чётных слогах (гласных) 2-й, 4-й, 6-й:

Фрагмент куплета (ямб):

Но я пьяна совсем не от него.

Фрагмент припева (ямб):

Тебя люблю, поверь, живу

Одной твоей любовью.

Чтобы было ещё нагляднее, я обозначу ударные гласные буквы вертикальной чертой (I), а безударные гласные горизонтальной (-).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

Фрагмент куплета (ямб):

Фрагмент припева (ямб):

В припеве же используем хорей — это двухсложная стопа с ударением на первом слоге (I -), и в строке с ударением на нечётных слогах (гласных) — 1-й, 3-й, 5-й, 7-й

Фрагмент куплета (амфибрахий):

Сегодня волшебная ночь,

Дурманом блаженство разлито.

Фрагмент припева (хорей):

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи !

Такая смена метра изначально придаёт контрастность припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения более яркой относительно куплета мелодии припева.

Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева. Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

Вот послушайте, как это звучит. Композитору я никогда и ничего не советую, она сама чувствует по написанным строчкам нужный ритм.

Подожди, не спеши уходить.

Вот дожди вновь пошли с неба лить.

Давайте рассмотрим следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

я возьмУ твою бОль на себЯ

я возьмУ боль твоЮ на себЯ

Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа. Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более 12 слогов (гласных букв), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки. Да и для музыкантов сужается поле действия — распевы (длинные ноты) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним — раскрыть тему, сюжет, дать описание, нюансы.

Технически правильно сочинить куплеты гораздо тяжелее, чем припев.

Но слепого копирования стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно, нужно копировать цельные фрагменты внутри каждой соответствующей строки. Я поясню свою мысль.

Допустим, последняя строка (или первая, вторая, третья) в первом куплете звучит так:

Срывающий любви плоды.

Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать паузы в двух местах (между словами) и удлинить ноты для вокала здесь (выделено большими буквами):

срывАющИй любвИ плодЫ.

Значит, и в соответствующей строке других куплетов нужно сохранить точно такую же фрагментную структуру.

И хотя музыкант может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё равно на всякий случай должны предоставить ему такую возможность — без проблем повторить мотив первого куплета в соответствующих строках остальных куплетов.

тебЯ забУду нАвсегдА

Значит нужно обязательно подстраиваться под структуру строк первого припева. Вот пример такого правильного построения:

Опять — Прощай! Опять перрон.

опЯтьпрощАй опЯть перрОн

Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ограничатся варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку, так как в этом отношении там всё гораздо проще.

Работая над текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы петь. А как вы знаете, не все стихи, даже самые лучшие и красивые поются. Конечно, спеть-то можно всё что угодно, но приятным для уха это не будет.

Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем больше гласных букв, тем лучше. Чем больше открытых (на гласные) окончаний слов и строк — тем лучше. Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв — тем лучше. Чем меньше фрикативных и глухих шумных согласных (при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха) — Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж — тем лучше для вокала.

Конечно, учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но, по крайней мере, стремиться к этому надо.

Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.

Также старайтесь избегать смысловой двойственности. Приведу самый яркий пример — строчка опять-таки из сталинского варианта Гимна СССР:

И Ленин великий нам путь озарил.

Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь применять неточную рифму. При вокальном исполнении неточность нивелируется (России — красивы, любимый — одни мы).

В песенных текстах, в отличие от стихов, повторы имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

Никогда, никогда, никогда

Мне такую, как ты — не найти.

Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту. Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом:

МноГО, МНОго, много.

Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.

Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк:

От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста. И только он определяет, что подойдёт для данных слов песни — рок, вальс, танго, романс, босса-нова.

При сочинении текстов не рекомендую работать на клавиатуре. Лучше записывать свои мысли на бумаге — остаются видны правки, которые могут ещё пригодиться.

По окончании работы переписывайте свои черновики ещё раз начисто — и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом, уже при работе на клавиатуре, у вас могут возникнуть дополнительные идеи.

Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день — и, посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.

Через год тоже надо возвращаться, ведь ваша техника не стоит на месте, и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы (первый опыт) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний. Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков не всё идёт как по маслу.

Всё то, о чём я написал выше — это рекомендации, жёстких рамок в искусстве почти не существует, да и творить по правилам скучно, но они необходимы и как основа и как трамплин для творчества.

Читайте также: