Как сделать кубанский уголок

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 30.08.2024

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

- Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

- Как вы думаете, для чего?


Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.


Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.


На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.


Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.


В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.


Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7). Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.


- А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.


- А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в)) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.



-А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват). Для чего он служил?

-Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

- А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.


    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг(фото 10).


    - Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

    – Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

    Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.



    В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

    Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.


    А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.


    Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.


    А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.


    Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

    А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

    А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).


    Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

    СОДЕРЖАНИЕ
    1.Информация об опыте.
    Цель обобщения опыта.
    Результативность опыта.
    Актуальность темы опыта.
    Технология опыта.
    Разнообразие форм и методов работы.
    2. Библиографический список.
    3. Приложение к опыту.
    3.1. Приложение N1. Тематическое планирование.
    3.2. Приложение N2. Конспекты занятий.
    3.3. Приложение N3. Сценарии праздников и развлечений.
    3.4. Приложение N4. Консультации для родителей.

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.
    Цель обобщения опыта.

    Я часто замечаю в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций. Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми. Наиболее важными и интересными для детей явились беседы, познавательные занятия, экскурсии в исторический музей. Значимым было ознакомление с символикой Краснодарского края и города Краснодара. Большой интерес вызвали занятия о природе, животном и растительном мире родных мест.
    Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитание – знакомство дошкольников с историческим прошлым Кубани, ведь чтобы любить, надо знать.
    Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.
    Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

    Результативность опыта работы.

    Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.
    Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.
    Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами плетения, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На занятиях по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.
    Обогащался и музыкальный опыт детей. Мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли некоторые песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стадии народные и обрядовые праздники. Приобщаясь к ним дети получали возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы основ духовности и нравственности.
    В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.
    С приходом новых детей в группу мои ребята с энтузиазмом подводили их к макетам, показывали и рассказывали о том, что они уже знали.
    Моя задача, задача воспитателя подрастающего поколения – познавать с детьми истоки, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.

    Актуальность темы опыта.
    • Повысить интерес детей к истории своего народа.
    • Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
    • Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.
    • Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
    • Познакомить с символикой Краснодарского края и города Краснодара в современное и давнее время.
    • Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении.
    • Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел.
    • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
    • Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.
    • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
    • Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

    Для реализации этих задач мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне постоянно говорить с детьми, читать литературные произведения, заучивать потешки, петь песни, играть в народные игры.
    В старших группах дети с удовольствием слушали рассказы об истории Кубанских казаков, о первых переселенцах, знакомились на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Мы беседовали о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. У нас в группе есть макет кубанской хаты и подворья. Собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью кубанских казаков. Имеются образцы глиняной посуды, родители помогли сшить для двух кукол мужской и женский кубанский казачий костюм. Большой радостью для детей стали праздники, развлечения. Здесь они смогли полностью раскрыть свои таланты. Они полностью перевоплощались в сказочных персонажей, играли легко и естественно, пели, танцевали, играли и веселились искренне и от души. Это им доставляло огромное удовольствие.
    Мною был разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд) и развлечения. Эти материалы представлены в приложении к опыту работы.

    Разнообразие форм и методов работы.
    Библиографический список

    Приложение к опыту работы

    Приложение N1
    Тематическое планирование
    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ.

    Месяцы

    Занятия по кубановедению

    Совместная работа воспитателя с детьми

    Развлечения

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Приложение N2.

    Конспекты занятий

    КОНСПЕ КТ ЗАНЯТИЯ N 1 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 2 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 3 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 4 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N5 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 6 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N7 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 8 в подготовительной группе.
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 9 в подготовительной группе.

    Как во поле, на кургане
    Стоят девушки с серьгами. (Овес).

    Мала мышка – золотая кубышка. (Просо).

    У закутанных девиц ветер волос шевелит. (Кукуруза).

    Приложение N 3

    Сценарии праздников и развлечений

    Программное содержание: Знакомить детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества, учить детей разыгрывать представления по предлагаемому сценарию, познакомить детей с кубанской традицией проводить ярмарочный праздник, связанный со временем сбора урожая.
    Материалы: Группа оформляется под ярмарку, на стенах висят связки овощей, на столах разложены фрукты, сладости, хлебные изделия, самовар, плетеная корзинка, осенние листья из бумаги (по 2 на каждого ребенка); музыкальные инструменты: четыре деревянные ложки, две трещотки; воздушные шарики, ленты разных цветов, муляжи овощей и фруктов, платочки для матрешек (по количеству девочек), два детских стола.

    Все наплакаться успели. (Лук)

    Голова бела, кудрява.
    Кто любит щи,
    Меня в них ищи. (Капуста)

    Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

    Сидит на грядке колобок.
    Врос в землю крепко.
    Что же это? ….. (Репка)

    Материалы: группа красиво украшена, картины осени на стенах и окнах; осенние листья по количеству детей, домик, украшенный осенними листьями, маски-шапочки по количеству действующих лиц, два стола, две корзины с овощами и фруктами, репка среднего размера, репка большая.

    Дети с места хором: Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! УХ! – Вытянули репку!

    Материалы: группа красиво украшена, домик-теремок, украшенная елка, стол, маски-шапочки по количеству действующих лиц, поднос с угощениями.

    Пришла осень золотая,
    Порадовала нас новым урожаем.
    1 гость:
    Хлеб в закрома засыпали,
    Землю к зиме вспахали.
    Зима уже не за горами,
    С длинными вечерами.
    2 гость:
    Будем в гости друг к другу ходить,
    Чаи гонять – чаевничать,
    Да пироги с кренделями кушать.
    Хозяюшка:
    Ну что, попили чайку, поговорили,
    Пора и хоровод завести!

    Приложение N 4

    КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

    Без прошлого нет будущего.


    Кубанская хата и верный пес у будки, колодец и мельница, птичий двор и запряженная лошадь. А в центре - казак и казачка сидят за столом у самовара. Всё это перенесло детей, родителей и учителей в далёкое прошлое.

    Инициатором создания этого уголка была директор школы Галина Баранова. Учитель технологии Анатолий Баранов - мастер на все руки - создал экспонаты для кубанского уголка, вложив в них всю душевную теплоту.

    Учащиеся 4 а класса вместе классным руководителем Юлией Морозовой подготовили небольшой концерт-представление.Специалист информационно-методического центра управления образованием Светлана Сегеда подчеркнула, что Кубань - это наша малая Родина, её надо уважать, любить и беречь, чтить традиции предков и гордиться ими. Она пожелала детям и родителям здоровья, творческих успехов в новом учебном году. И продолжить облагораживание кубанского уголка работами детей и старинными предметами труда и быта.

    Штатный священник храма святого Архистратига Михаила Владимир Васильченко призвал ребят помнить свои истоки, предков, уважать старших и относиться с любовью к родителям и школе. Он подарил школьной библиотеке детскую Библию.

    Историк, краевед, архивист, кандидат экономических наук, член Международного союза писателей и мастеров искусств, общественный деятель. А что мы о нем не знаем?

    Иван Константинович Бойко родился 20 января 1950 года в станице Новопокровской.

    С 1973 по 1976 год служил в Вооруженных Силах СССР на офицерских должностях. Отличник Советской армии.

    С 2012 по 2019 год возглавлял архивный отдел администрации МО Новопокровский район.

    – Расскажите о своей семье.

    – У меня замечательная супруга. С Надеждой Яковлевной прожили вместе 46 лет. Поженились в городе Темрюке, где я проходил военную службу. Она ветеран труда, более 40 лет проработала воспитателем, библиотекарем. У нас двое детей. Дочь окончила школу с золотой медалью, сын получил красный диплом о высшем образовании. Оба успешно состоялись в профессии, стали родителями. Юлия живет с семьей в станице Павловской, Николай – в кубанской столице. Очень любим внучек Веронику, Елизавету и внуков Сергея и Тимофея. А 22 декабря минувшего года на свет появился правнучек – Теодор Антонович Рич. Он родился в Китае, где живет одна из внучек. Это большое и радостное для нас событие.

    – Чем еще запомнился 2020 год?

    Также порадовало то, что в станице Ильинской установили памятник жертвам фашизма на месте расстрела мирных жителей и советских военнопленных. В станице Новоивановской ожидается открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Андрею Петровичу Дубенцу.

    boiko

    – Сколько всего краеведческих книг Вы написали за годы увлечения историей района?

    – 26. Но помимо издания документальных повествований, очерков, статей, важное место в общественной деятельности занимает участие в международных научно-практических конференциях, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге. Об этом редко упоминают в СМИ. Но для меня представляет большую ценность возможность выступить с докладом на таких солидных мероприятиях, обсудить с коллегами из других регионов и стран значимые события военного периода, углубить знания в изучаемой области, поделиться с мировым сообществом результатом исследований архивных документов, писем, дневников фронтовиков, воспоминаний очевидцев той далекой поры. Несмотря на то, что я живу далеко от столицы нашей Родины, стараюсь пропагандировать Кубань и район на всех уровнях, показывать, какая обширная работа проводится у нас по патриотическому воспитанию подрастающих поколений, сохранению исторической памяти.

    Достижения, награды

    Иван Константинович Бойко – автор многих научных статей, трудов по истории Новопокровского района и Кубани.

    Его материалы часто публикуют на страницах районной, краевых и российских газет.

    Он организовал сбор материалов для открытия в станице Новопокровской бюстов Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы, мемориальной доски пионеру-герою Ване Масалыкину.

    Руководит лекторской группой районного совета ветеранов.

    Регулярно выступает с лекциями и беседами в молодежных аудиториях.

    Инициатор многих районных и станичных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, сохранение исторической памяти.

    Много внимания уделяет проблемам мемориализации подвига земляков в годы Великой Отечественной войны.

    – На международных встречах Вы говорите на русском языке или владеете иностранным?

    – На русском. Читаю по-немецки, могу перевести текст, но, к сожалению, не достает разговорной практики. Это создает лингвистические трудности в общении с зарубежными коллегами. Хотелось бы изучить в совершенстве иностранный язык.

    – В прошлом году Вы отметили 70-летний юбилей. Как восприняли эту дату?

    – Я никогда не придавал особого значения возрасту. Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Важно с выходом на пенсию не терять коммуникативность, социальные связи, интерес к жизни. Я дорожу общением с окружающими, поддерживаю отношения с близкими по духу и интересам людьми, и они меня не забывают. Приятно было в день рождения с утра до вечера принимать поздравления от родных, коллег, друзей.

    – Последних много в Вашей жизни?

    – Да, мне повезло с настоящими друзьями. На протяжении многих лет они не меняются. Это люди разных возрастов, немало среди них молодежи.

    – У Вас широкий круг общения, значит, легко сходитесь с людьми. Что вам в этом помогает?

    – А какие качества цените в других людях?

    – Порядочность, честность, верность идеалам, принципиальность. Лично я как был членом КПСС, так им и остался. Не в смысле политических взглядов, а по внутренним убеждениям. Считаю, что наше поколение хорошо воспитывали, учили трудиться, делать добро, достигать поставленных целей, приносить пользу обществу, гордиться Родиной. И спустя много лет, душа требует горения, а сердце переполняют прекрасные порывы. Искра молодости, созидания останется в нас навсегда.

    – Как Вы создаете дома творческую атмосферу?

    – У меня уютный кабинет, где провожу большую часть дня. Он оборудован всем необходимым для работы. Тут и словари, справочники, научные статьи. Отдельный шкаф занимают папки с накопленным историческим материалом и еще неизданными трудами. Главный инструмент – компьютер. Хотя с новыми технологиями подружился не сразу. Раньше предпочитал писать тексты от руки. Но стоило освоить компьютерную грамоту, как быстро увлекся, и теперь готовлю материалы в печатном виде. Активно использую интернет, электронную почту. Впрочем, без бумаги и ручки по-прежнему не обойтись. Также неотъемлемые атрибуты писательского пространства – чашечка кофе, картина с сельским пейзажем и. тишина.

    – Любите природу?

    Бывает, так погружаюсь в мысли, что теряю счет времени. Спасибо моей супруге за понимание, создание благоприятной домашней обстановки и поддержку во всех начинаниях.

    – Будучи известной личностью не только в нашем районе, но и далеко за его пределами, Вас не изменила популярность?

    – Я не считаю себя популярным. Моя известность связана с тем, что удается находить уникальных людей, которые подпитывают меня знаниями, обогащают профессиональный и жизненный опыт. Я не артист, а трудяга. Никогда не использовал напускное впечатление. Я такой, какой есть.

    – Оставаться настоящим — похвальное качество. А что насчет будущего? Поделитесь творческими планами?

    Кроме этого, намерен написать книгу о выдающемся религиозном и общественном деятеле Кубани, земляке Алексее Кулабухове. Слишком далеко не заглядываю. Главная задача – успеть осуществить задуманное. Хочу как можно больше обобщить информации по истории района, края, которой я обладаю.

    Блиц-опрос

    – Ваш любимый праздник?
    – Рождество Христово.

    – Ваше любимое блюдо?
    – Борщ.

    – Любите домашних животных?
    – Да.

    – Вы счастливый человек?
    – В меру.

    – Верите ли Вы в гороскопы?
    – Нет.

    – Любимое время года?
    – Весна.

    – Без чего не можете обойтись ни дня?
    – Без общения с родными и друзьями.

    – Какой день недели Вам больше всего нравится?
    – Суббота.

    – Чего Вы боитесь?
    – Не выполнить взятых обязательств.

    – Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
    – Не свернул с той дороги, по которой шел всю жизнь.

    – О чем Вы мечтаете?
    – Чтобы дети и внуки были счастливы.

    – Если бы Вы имели возможность встретиться с собой маленьким, то что бы Вы сказали себе в этом случае?
    – Жить сейчас не просто, но нужно шагать к заветной цели, преодолевая все трудности.

    – Вы находитесь в хорошей физической форме. Это подарок природы или результат работы над собой?

    – Просто стараюсь вести здоровый и активный образ жизни, придерживаться правильного питания. Иногда по утрам делаю зарядку.

    – Вы публичный человек, постоянно в гуще событий, участвуете в различных мероприятиях, совершаете поездки. Не возникает когда-нибудь желания сделать паузу?

    – Нет. Мне нравится такой ритм жизни. Любимое дело меня вдохновляет идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

    – А как отдыхаете?

    – Лучший отдых – смена деятельности. Поработаю во дворе, саду или огороде – и сил прибавляется.

    – Спасибо за беседу! Желаем Вам здоровья, творческих успехов, неиссякаемой энергии и воплощения намеченных планов!

    Читайте также: