Как сделать конспект по биологии 5 класс химический состав клетки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 29.08.2024

Живые организмы состоят из веществ, образованных атомами тех же химических элементов, которые входят в состав тел неживой природы. Этот факт говорит о взаимосвязи живой и неживой природы. В клетках разных живых организмов находятся атомы одинаковых химических элементов, что подтверждает единство всех живых организмов.

К макроэлементам относят элементы, содержание которых превышает \(0,001\) % от массы тела. \(98\) % массы любого организма составляют органогены: кислород, углерод, водород и азот.

  • Кислород (до \(75\) % ) входит в состав воды, органических и минеральных веществ клетки.
  • Углерод (около \(15\) % ) является обязательной составной частью всех органических молекул.
  • Водород (\(8\) % ) содержится в воде и в органических веществах.
  • Азот (около \(3\) % ) входит в состав белков, нуклеиновых кислот, АТФ.

Приблизительно \(2\) % от массы клетки приходится ещё на восемь макроэлементов. Это магний ( Mg ), натрий ( Na ), кальций ( Ca ), железо ( Fe ), калий ( K ), фосфор ( P ), хлор ( Cl ), сера ( S ).

К микроэлементам относятся те элементы, на долю которых приходится от \(0,000001\) % до \(0,001\) % : бор ( B ), никель ( Ni ), кобальт ( Co ), медь ( Cu ), молибден ( Mo ), цинк ( Zn ) и др.

Третья группа — ультрамикроэлементы , содержание которых не превышает \(0,000001\) % : уран ( U ), радий ( Ra ), золото ( Au ), ртуть ( Hg ), свинец ( Pb ), цезий ( Cs ), селен ( Se ) и др.

00160111KHimicheskijsostavkletki.jpg

Количество химического элемента не определяет его значение для организма. Например, йод относится к микроэлементам, но он входит в состав гормонов щитовидной железы, которые регулируют обмен веществ в организме человека.

5 (22).jpg

Органические соединения характерны только для живых организмов, в то время как неорганические существуют и в неживой природе. К органическим веществам относятся соединения углерода, содержащие также атомы водорода, кислорода, азота, фосфора.

В клетках находятся низкомолекулярные соединения: аминокислоты, моносахариды, нуклеотиды, витамины, а также высокомолекулярные (полимеры): белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты.

6 (17).jpg

Молекулы этих веществ (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся звеньев. Белки, полисахариды и нуклеиновые кислоты содержатся во всех живых клетках и выполняют важнейшие функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Поэтому их называют биополимерами.

adrenomedullin-872350_640.jpg

Простые вещества, из которых образуются макромолекулы, называются мономерами. Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды, белков — аминокислоты, а макромолекулы полисахаридов состоят из остатков глюкозы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предствлен в виде технологической карты и соответствует ФГОС. Подробно расписаны виды деятельности учителя и учащихся, а также предусмотрены задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. Определены цели и задачи урока, а также сформулированы личностные, предметные и метапредметные УУД.

Химический состав клетки

Сформировать представление о химическом составе клетки.

1. Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

2. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли.

3. Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.

-уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;

-узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.

- определять важность знаний о составе клетки;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

урок усвоения новых знаний

Оборудование и реактивы

Спиртовка, пробирки, держатель пробирок, штатив для пробирок, пипетки, стаканчики, клубни картофеля (сырой и вареный), семена пшеницы, семена подсолнечника, листы белой бумаги, пресное тесто, морковь сырая, раствор йода, вода, марля, компьютерная презентация к уроку.

Основные термины, понятия

Неорганические о органические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

II. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции.

Презентация (электронное приложение) – слайд 2

Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Подведение к теме. Вопросы, актуализирующие внимание:

1). Какие вещества относятся к неорганическим?

3). Могут ли клетки живых организмов состоят только из воды и минеральных солей? 4). Какие еще вещества нужны для жизнедеятельности организмов? Сформулируйте тему урока. 5). Что сегодня предстоит нам выяснить?

6). Каким образом, можно узнать какие вещества содержатся в клетке?

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.

Определяют тему и цель урока.

III. Проблемное объяснение нового знания

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Презентация (электронное приложение) – слайд 3

Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 4

Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера.

Презентация (электронное приложение) – слайд 5

И в очень малых количествах – остальные элементы.

Презентация (электронное приложение) – слайд 5

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Презентация (электронное приложение) – слайд 6

Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество?

Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать?

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли.

Презентация (электронное приложение) – слайд 7

Итак, вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу: – слайд 8

Что получили

Пшеница в пробирке

Нагревали на огне

На стенках пробирки появилась вода.

Нагревали на огне

Семена обуглились, осталась зола.

Промывали в стакане с водой.

Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

Стакан с мутной водой

Клубень на срезе посинел

Раздавили на белом листе бумаги

Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода

от 40 до 95 %. -слайды 9-11

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ. – слайды 12-13

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Также в состав клеток входят и органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Проведем несколько опытов. – слайд 14

Демонстрация опыта № 3

Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. – слайды 15-16

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта).

Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Йод является индикатором крахмала. – слайды 17-20

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло. – слайды 21-22

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Проверим, как вы заполнили таблицу. – слайд 23

- Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ?

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

Содержание минеральных веществ:

- в корнях и стеблях – 5 %

- в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ?

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

Тип занятия: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: доска, компьютер, экран

Информационные ресурсы: мультимедийная презентация. (Приложение №1)

  • Создать условия по изучению и первичному закреплению знаний химического состава клетки, выявить роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, а так же роль органических веществ.
  • Формировать ценность изучаемого предмета, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Метапредметные: Развивают умения получать, анализировать биологическую информацию из различных источников и на её основе составлять ЛСМ (Логическую Смысловую Модель), делать выводы в форме синквейна. Планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать результаты своего труда.

Личностные: Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе. Получить возможность активно включаться во взаимодействие, проявлять упорство в достижении поставленных целей.

Основные понятия, изучаемые на уроке: неорганические вещества, органические вещества: углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час!

2. Мотивационное начало, постановка темы и целей урока.

1) Постановка темы.

Ученики должны сформулировать тему урока, подсказки размещены на слайде.

Дети делают записи в тетради

2) Формулирование целей урока.

1. Познакомиться с химическим составом клеток;

2. Сформировать понятия “органические” и “неорганические” вещества и их роль в клетке.

3) Мотивационное начало

Учитель: Мы продолжаем листать книгу знаний человечества.

Мы узнали, что все живые организмы состоят из ……. дети: клеток.

Знаете ли вы, что в организме взрослого человека массой 70 кг содержится 45.5 кг кислорода, 12.6 кг углерода, 7 кг водорода, 2 кг азота, 1.5 кальция, 700 г фосфора и остальные элементы составляют около 700 г.

В растительном организме содержание: водорода 60%, кислорода 25%, углерода 10%, азота 3%.[2]

Немало нового и интересного ждет новых исследователей клеток живых организмов. Может быть, вы станете исследователями живых организмов сделаете новые открытия и прославите Российскую науку и Россию.

3. Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания

Учитель: Мы разделились на лаборатории, каждая фиксирует результаты своей деятельности в индивидуальной карте оценки ученика

Индивидуальная карта оценки ученика (они на партах)

Самооценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка
1. Выполнение Домашнего задания

Кабинет наш превратился к кафедру (Кафедра - это объединение специалистов, ведущих научно-исследовательскую работу) химии в составе которого 4 лаборатории

1. Аналитической химии

2. Неорганической химии (Вода)

3. Неорганической химии (Минеральные вещества)

4. Органической химии

Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала мы вспомним об особенностях строения клетки растений, с которыми познакомились на прошлых уроках и покажите свои творческие домашние задания. Творческое домашнее задание представлено на выставке.

Ученики создали модели клетки, сказки, загадки, стихи, кроссворды и др. работы. Опрос домашнего задания пройдет в форме игры “Звукорежиссёр” от лаборатории по 1 человеку. Слово 1 гр. Слово 2 гр. Слово 3гр. Слово 4 гр.

4. Изучение нового материала

Проблема урока: Перед вами на столе находятся: Перед вами на столе находятся САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.

Вопрос: что может объединять все эти предметы? Ответим на этот вопрос после изучения темы урока.

Подумайте. Клетку сравнивают с “миниатюрной природной лабораторией” согласны вы или нет с этим утверждением?

В конце урока ученики Должны помочь Всезнайке правильно составить диаграмму.

Задание: Всезнайка построил диаграмму “Химический состав клетки”, но не успел её подписать. Поможем ему. (работа на мультимедийной доске)

Биологические эксперименты (ученики каждой лаборатории показывают опыты доказывающие, что в состав клеток сходят вода, минеральные вещества, жиры, углеводы и белки )

Лаборатория №2 (руководитель Родин А) Доказывают, что в состав клетки входит вода. (Сжигают зерна пшеницы на стенках пробирки образуется капельки воды)

Лаборатория №3 (руководитель Исаев К) Доказывают, что в состав клетки входят минеральные вещества. (Продолжает сжигать зерна пшеницы органические вещества сгорают остаются неорганические вещества).

Лаборатория №1 (руководитель Юрченко Н)). Доказывают, что в состав клетки входит жир. (Ученикам надо раздавить семечку между чистыми листами бумаги).

Лаборатория №1 (руководитель Бабанина М) Доказывают, что в состав клетки входят углеводы.( Бабанина М проводит опыт с мукой промывает в воде салфетку с мукой, затем показывает, то что не растворяется в воде это белок – КЛЕЙКОВИНА. Пустовойтенко Н проводит опыт доказывающий, что в состав клетки входит крахмал. Ученица капает в стакан, где промывали муку йод он синеет).

Учитель: Ребята, как лучше зафиксировать новый материал

Дети: в форме ЛСМ

Учитель: Мы должны составить ЛСМ (на работу отводится 7 мин.) Для работы можно использовать: учебник п.8 стр.40-42

Источники информации у вас на компьютере. Перед вами активная модель. Нажимая на заголовки модели открывается дополнительная информация, картинки и диаграммы, которые вы используете для составления ЛСМ. На рабочем столе так же представлена презентация, которую можно использовать при подготовке модели). Каждая группа делает записи на листах 4 А, где представлены элементы модели.

Источники дополнительной информации (представлены на активной ЛСМ)

1. Исследовательская лаборатория Аналитической химии

Химические элементы. Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Все клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Современные ученые обнаружили в составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных. Химический элемент – это определенный вид атомов.

Большинство элементов находится в клетке в виде химических соединений – веществ. Простые вещества – состоят из атомов одного вида (кислород, железо, водород). Сложные вещества – состоят из атомов разных видов (углекислый газ, вода). Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Но распределение этих элементов в клетках крайне неравномерно. Так, около 98% от массы любой клетки приходится на четыре элемента: это кислород (О), водород (Н), углерод (С), азот (N) - это макроэлементы.

Относительное содержание этих химических элементов в живом веществе значительно выше, чем, например, в земной коре. Около 2% массы клетки приходится на следующие восемь элементов: железо(Fe), сера (S), фосфор (F), натрий(Na), калий (K), хлор (Cl), кальций (Ca), магний (Mg) -это микроэлементы. Остальные химические элементы (например, цинк, йод, сера) содержатся в очень малых количествах - это ультромикроэлементы. [2]

2. Исследовательская лаборатория Неорганической химии

Неорганические вещества – как правило образуют тела неживой природы.

Из неорганических веществ клетки вода составляет около70- 80% ее массы: в молодых быстрорастущих клетках до 95%, в старых — около 60%. Роль воды в клетках очень велика, она является средой и универсальным растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем, форму и упругость клетки. Большинство реакций, протекающих в клетке, могут идти только в водном растворе; многие вещества поступают в клетку из внешней среды в водном растворе и в водном же растворе отработанные продукты выводятся из клетки. Вода является непосредственным участником многих химических реакций (расщепление белков, углеводов, жиров и др.) . [3]

3. Исследовательская лаборатория Неорганической химии. Минеральные вещества.

Приблизительно 1 —1,5% общей массы клетки составляют минеральные соли, но их роль очень велика: они поддерживают осмотическое равновесие, регулируют различные биохимические и физиологические процессы. Например, ионы Na и К нужны для образования нервных импульсов, ионы Са нужны для свертывания крови, а так же придают прочность и твердость костям и зубам. Соединения азота, фосфора, кальция и другие неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.). При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.[2]

4. Исследовательская лаборатория Органической химии

Органические вещества — как правило образуются и входят в состав всех живых организмов. И составляют 20-30% состава клетки. Наиболее важное значение имеют белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Белки-10-20% это основные и наиболее сложные вещества любой клетки. Их роль в жизни клетки огромна: строительный материал организма, катализаторы (белки-ферменты ускоряют химические реакции), транспорт (гемоглобин крови доставляет клеткам кислород и питательные вещества и уносит углекислый газ и продукты распада). Белки выполняют защитную функцию, энергетическую.

Углеводы-0,2-2% органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Наиболее простые из них моносахариды — фруктоза, глюкоза (содержатся в фруктах, меде), галактоза (в молоке) и полисахариды — состоящие из нескольких простых углеводов. Сюда относятся крахмал, гликоген. Углеводы — основной источник энергии для всех форм клеточной активности (движение, биосинтез, секреция и т. д.) и играют роль запасных веществ – крахмал и сахара(свекловичный сахар)

Жиры-1-5% нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества. Они являются основным строительным компонентом клеток. Жиры выполняют энергетическую функцию.

Нуклеиновые кислоты-1-2% (от латинского слова “нуклеус” — ядро) — образуются в ядре клетки. Биологическая роль их очень велика. Они определяют синтез белков и передачу наследственной информации потомкам. [3]

5. Отчет групп о проделанной работе (ребята составляют ЛСМ на доске и проводят защиту своего элемента модели)

6. Физкультминутка для глаз по слайдам презентации.

7. Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях

Учитель: Помогите Всезнайке. Правильно составить диаграмму. (На доске представлены столбики диаграммы с количеством вещества, но они не подписаны. Восстановите надписи).

Проблема урока: Перед вами на столе находятся: САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.
Вопрос: что может объединять все эти предметы?

Дети: Эти вещества входят в состав клетки.

Учитель: Подумайте. Клетку сравнивают с “миниатюрной природной лабораторией” согласны вы или нет с этим утверждением? Дети: да

Учитель: Достигли мы цели урока?

8. Контроль и самоконтроль.

Задание №1. Какой органоид обозначен цифрой 1, 2, 3, 4, 5.За каждый правильный ответ - 1 балл (mах – 5 балла).

Ответы: Задания №1:1.Ядро 2. Цитоплазма 3.Вакуоль 4.Хлоропласты 5.Оболочка

Задание №2.Установите соответствие между веществами и их значением.

За каждый правильный ответ - 1 балл (mах – 6 балла).

Б) Источник энергии

В) Укрепляют кости и зубы

Г) Является универсальным растворителем

Д) Хранят и передают наследственную информацию

Ответ: Задание №2:

Тест. За каждый правильный ответ - 1 балл (mах- 6 балла).

1. В настоящее время ученым удалось обнаружить в составе клетки

1) один химический элемент, 2) около 10 элементов, 3) 3 химических элемента, 4) более 80 химических элементов;

2. Самое распространенное вещество в живом организме это

1) жир, 2) вода, 3) соль, 4) белок

3. Какие вещества придают прочность зубам, костной ткани

1) Углеводы, 2) Минеральные соли, 3) Жиры, 4) Белки

4. Выберите ответ, в котором перечислены только органические вещества

1) белки, жиры, углеводы 2) ) белки, жиры, вода 3) вода, нуклеиновые кислоты 4) нуклеиновые кислоты, жиры

5. Глюкоза, сахароза, крахмал относятся к группе

1) жиров 2) минеральных солей 3) углеводов 4) белков

6. За хранение и передачу наследственных признаков ответственны

1)жиры, 2) нуклеиновые кислоты, 3) минеральные соли, 4) белки [2]

Ответ: Задание №3:

9. Подведение итогов урока

  • 27-24 баллов оценка “5” ;
  • 23-20 баллов оценка “4”;
  • 19–11 баллов оценка “3”.

Если у Вас менее 11 баллов не отчаивайтесь и изучите еще раз новый материал дома.

1. химический состав клетки

2. Органические, неорганические

3. Образуются, распадаются, поступают

4. Клетка природная миниатюрная лаборатория

Продолжите начатые предложения

- знания данной темы необходимы….

- сегодня я узнал …

- для меня стало открытием …

11. Домашнее задание. Параграф 8 стр. 40-42 Рабочая тетрадь задание №29 составить схему “Химический состав клетки” (схема составляется на интерактивной доске) [4]

Оборудование: лабораторное оборудование; листы бумаги (по количеству обучающихся); семена подсолнечника, тыквы; стакан с водой, марля, палочка, мука, клубни картофеля; раствор йода, раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи, раствор уксусной кислоты, лакмус; карточки с изображением продуктов питания.

Планируемые результаты освоения материала:

Обучающиеся знают: химический состав клетки.

Обучающиеся умеют: самостоятельно выделять и формулировать цель, находить информацию; структурировать полученные знания.

Метапредметные: владеют умениями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ценностное отношение к культуре здорового питания

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Организационный этап – приветствие.

Ход урока:

Учитель Биологии: Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу показать опыт. Внимание! В раствор кислоты добавить лакмус покраснение раствора. Итак, что же Вы увидели? Можно назвать изменение окраски раствора признаком химического превращения? Действительно, произошло изменение окраски, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы, все знаете! И сегодня к нам урок пришел учитель химии.

Учитель Химии: Весь окружающий мир состоит из веществ, а вещества состоят из молекул и атомов, а последние в свою очередь являются разновидностями различных химических элементов.

УБ: Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой определенными признаками. Назовите их (рост, развитие, дыхание, обмен веществ и др.)

УХ: А есть ли сходства между живой и неживой природой? (Химический состав)

УБ:А все живые организмы состоят из… (клеток)

УХ: Итак, какова же сегодня тема урока?

Тема урока - Химический состав клетки

Изучение нового материала:

УХ: Все живые и неживые объекты состоят из одних и тех же химических элементов. Основными химическими элементами, входящими в состав клеток живых организмов, и растений, в том числе, являются углерод, водород, кислород и азот. Они составляют около 98% любой клетки. Остальные 2% остаются на долю других химических элементов, таких как калий, кальций натрий, хлор, магний, железо и др.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют вещества: органические и неорганические.

УБ: давайте определим, какие же вещества входят в состав растительных клеток. Для этого мы проведем ряд опытов и заполним таблицу наблюдений в тетради.

Вещества Неорганические (минеральные) Органические

УХ: Что образуется при сжигании картофельной ботвы, сухих веток, дров? После горения останется зола. Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорают только органические вещества и образуют дым. Минеральные остаются и образуют золу.

УБ: Следовательно, в состав клеток растений входят… (минеральные соли). Их в клетке около 1-5 % они необходимы для синтеза органических веществ. Заносим эти сведения в таблицу.

УБ:Я заранее взяла два листа капусты: один из них сухой, а второй свежий. Какой из них легче, а какой тяжелее? Почему? (Правильно, испарилась вода из клеток растения). Воды в клетке растений находится 40-95 %. Она придает упругость и форму клетке, участвует в обмене веществ. Заносим эти сведения в таблицу.

УХ: А, сейчас проведем небольшой опыт. У вас на столах листы бумаги и семена подсолнечника. Сложите листы пополам и поместите внутрь семена. Раздавите их. Разверните листы. Что вы видите? (Жирные пятна на листе). Какой вывод можно сделать? (в состав семян входит жир). Жир – это органическое вещество.

УБ: Какие масличные растения вы знаете? (подсолнечник, лен, кукуруза и др.) Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

УХ: Проведем следующий опыт. У вас на столах флаконы с раствором йода. Заранее предупреждаю о том, что работать надо аккуратно над подставками. Если нечаянно прольете раствор на руку, надо немедленно промыть ее проточной водой. Я раздаю вам кусочки картофеля. Капните на картофель капельку йода. Что происходит? (срез картофеля посинел). Посинение картофеля под воздействием йода говорит о том, что в состав клеток клубня картофеля входит крахмал. Данная реакция называется качественной, потому, что она доказывает наличие вещества. Крахмал – это органическое вещество.

УБ: Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)А что такое тростник и свекла? (Растения). Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар). Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка). И крахмал, и сахар, и целлюлоза относятся к группе органических веществ, которые называются – углеводы. Роль углеводов в клетке: крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения, а целлюлоза - придает прочность и упругость различным частям растений. (заносим в таблицу).

УХ: Проведем опыт № 3. Насыпаем в марлю пшеничной муки, сворачиваем в мешочек и промываем его в стакане с водой. Отжимаем мешочек. Раскрываем мешочек. После промывания в нем осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина или растительный белок. Качественной реакцией на белок является взаимодействие с раствором медного купороса смешанного с избытком раствора щелочи. Подготовленный раствор прилейте к клейковине. Что наблюдаете? – Образование фиолетового раствора. Все верно. Белок – это органическое вещество.

УБ: Белок содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Белки являются строительным материал клетки (входят в состав клеточных структур). А, в семенах бобовых растений, таких, как горох, фасоль, бобы, он запасается в клетках зародыша. (заносим в таблицу).

УБ: Кроме тех веществ, которые мы обнаружили входе опытов, в клетках находятся нуклеиновые кислоты, которые тоже относятся к группе органических веществ. Нуклеиновые кислоты мы по-другому называем - ДНК, на которых записана наследственная информация (заносим в таблицу).

Неорганические в-ва Органические в-ва

Вода минеральные соли углеводы белки жиры Нуклеиновые кислоты

Запасные в-ва (крахмал, сахара).

В результате расщепления – получается энергия. Строительный материал клетки (входят в состав клеточных структур).

Ферменты –(регулируют процессы жизнедеятельности). Запасные в-ва (бобовые) Запасное в-во. Сохранение наследственной информации и передача ее потомкам.

УХ: Подведем итог нашей работы. Какие же вещества входят в состав растительной клетки?

Закрепление: работа в парах

Биологический диктант:

1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)

2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (жиры)

7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

13. Что такое качественная реакция?

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Ребята по кругу высказываются одним предложением,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• я выполнял задания…

• я почувствовал, что…

• у меня получилось …

• урок дал мне для жизни…

Домашнее задание: § 8 читать, пересказывать, вопросы после параграфа устно.

- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

2. Биология. 5 класс: система уроков по учебнику В. В. Пасечника /авт. -сост. Н. И. Галушкова. –Волгоград : Учитель, 2017

Читайте также: