Как сделать коммунизм

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 28.08.2024

Случилось позавчера на ютубе ответить на одно типовое вообще-то заявление о коммунизме. Но из другого коммента его автора было ясно, что он просто девственно ничего не знает о предмете. Я попытался коротко и для "нулевых" заполнить видимые пробелы, и оказалось, что без "лишних" объяснений и обоснований уложился всего в несколько абзацев с обзором почти всего, на объяснение чего обычно не хватает никаких ограничений. Подумал что может быть есть смысл разместить это и здесь.

Итак, вот на что непосредственно я отвечал (просто для восстановления контекста):

"Коммунизм не выход. Тупизм. Ну да, СДЕЛАЕМ ВСЕХ БЕДНЫМИ РАБАМИ, ВСЕХ ВЫСТРОИМ ПО ЛИНЕЙКЕ. Чушь. Почему Саша должен быть нищим, как тупица Юра, если Саша умнее его и много способнее? Топорно и грубо, но суть именно такая. Коммунизм насильно помещает личность в прокрустово ложе."

"Социализм" (который здесь совершенно неверно назван коммунизмом) как раз за распределение по труду, по способностям. Но пока есть деньги, власть, влияние, именно они оказываются критерием "способностей" независимо от того, хороший человек или плохой, умный или кретин, заслужил все это или нет. А "распределение по труду", то есть система наемного труда, при этом работает как просто способ принуждения людей к труду, к выполнению того, что нужно их хозяевам, тем кто платит зарплату. Поэтому "социализм" приводит в точности туда же, куда капитализм.

Коммунизм же немножко о другом. Он исходит из чисто гуманистической идеи, что тупица и ни к чему не способный Юра все равно должен получить все необходимое для существования и развития. А умница Саша для личного потребления должен иметь все то же самое, но для реализации своих идей и способностей - еще все, что общество сможет на это выделить. Откуда у общества возьмутся ресурсы и на то и на другое? Ну, может и не возьмутся, но что есть оно попытается распределять именно так. И один резерв имеется: при таком подходе ресурсами общества не будет распоряжаться тот, кто сейчас это делает просто потому, что у него есть власть и деньги (может быть полученные благодаря способностям, но направленным на добычу власти и денег, а не непосредственно развитие общества).

Как достигнуть такого устройства общества? Вообще-то, четкого ответа на этот вопрос в марксизме нет. Понятно, что власть и деньги должны быть уничтожены. Предполагалось, что власть меньшинства будет уничтожена демократией, а с деньгами трудящееся большинство потом уже что-нибудь придумает. Но оказалось что демократия такого эффекта не дает. Поэтому теперь вы могли бы заявить что научный коммунизм - это такая же утопия, как и любой утопический коммунизм до него.

Еще лет 30-40 назад с этим можно было бы почти согласиться. Но у научного коммунизма есть еще одна фишка - исторический материализм, который исходит из того, что устройство общества зависит от степени развития производительных сил. В нынешнем виде они могут функционировать только на наемном труде, "распределении по труду", но "кто знает", что будет в дальнейшем? Ясно только, что так будет не вечно, и с появлением и развитием новых технологий, новых принципов и аспектов производства, отношения людей вокруг них изменятся.

Так вот то, что уже намечается сейчас, позволяет надеяться что следующий способ производства будет ориентироваться именно на потребности - людей, производства, общества, - а не на способность человека подчинить производство и распределение своим узким интересам (через власть и деньги).

Подготовил Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ КАМПУЧИЯ

Конституция, принятая в 1975, запрещала деньги, образование, медицину и религию. Гонениям, в первую очередь, подверглись буддисты. Одним из первых 18 апреля 1975 был убит глава буддистской секты маханникай Хуот Тат. В скором времени власти стали убивать не только монахов, но и рядовых буддистов. То же происходило и с христианами, которых в Камбодже насчитывалось около ста тысяч. Все были убиты.

Точно так же гонениям и репрессиям подверглись учителя и врачи. Более того, по приказу Пол Пота уничтожению подлежал любой человек, имевший высшее образование. Ношение очков считалось преступлением, ибо демонстрировало, как считал лидер красных кхмеров, излишнюю начитанность. Основной закон запрещал литературу, а также любые книги, газеты, журналы. Под запретом оказалась и письменность. Умение писать считалось лишним, а читать разрешалось лишь указы руководства страны.

Уже в апреле 1975, всего через неделю после захвата власти, красные кхмеры начали реализацию самого масштабного и бесчеловечного из своих проектов – переселение людей из городов в сельскую местность. По утверждению Пол Пота, само существование городов делает людей неравными. А потому горожан вывезли в деревни для занятия сельским трудом.

Переселение осуществилось очень просто. Людей выгнали из домов, собрали на улицах и буквально погнали в сельскую местность. Тех, кто отказывался, расстреливали на месте. Несчастные горожане вынуждены были пешком преодолевать сотни километров. Далеко не все могли выдержать такой переход. Умерших, как правило, просто бросали на дороге. Известны и случаи расстрела немощных переселенцев.

Так жители Демократической Кампучии оказались тружениками сельскохозяйственных коммун. А поскольку конституция красных кхмеров отменила не только медицину, образование и религию, но и семью, то никто не заботился о том, чтобы, к примеру, муж и жена попали в одну коммуну. Точно так же разлучались родители с детьми, братья с сестрами…

День начинался с политинформации – и после работы ею же и заканчивался. Выходных и праздников не было.

В ноябре 1978 вьетнамская армия пересекла границу Демократической Кампучии. Сопротивления она не встречала. Солдаты Пол Пота сдавались в плен ротами, а иногда и полками. Уже к началу 1979 вьетнамцы захватили Пномпень. Режим красных кхмеров пал. Пол Пот сбежал в КНР, его приспешники бежали в джунгли, где и продолжали свою борьбу до середины 90-х годов. Новое провьетнамское правительство, пытавшееся создать Камбоджу в виде московской марионетки, не имело достаточно широкой поддержки населения. Так что красные кхмеры еще долго имели возможность набирать новых бойцов. Как говорится, идеи коммунизма неуничтожимы…

КОШМАРЫ ИСТОРИИ

Многое из происходившего в Кампучии является по сей день загадкой, ведь было уничтожено за три года две трети населения, не осталось свидетелей. Например, когда части Вьетнама вместе со спецслужбами и журналистами Польши входили в Пномпень, то на въезде в город обнаружили футбольный стадион, огороженный деревянным забором высотой в человеческий рост. Все пространство стадиона до высоты забора было заполнено человеческими черепами, и в каждом черепе в затылок был вбит гвоздь.

Мало того, что сама увиденная картина казалась просто фантасмагорией, но неясно было, зачем и кто это сделал. Красные кхмеры в массовых убийствах населения использовали мотыги – били ими по затылку. Тут же кто-то вгонял гвозди в затылок – зачем? И где тела убитых? Почему отрезали головы? В чем смысл этой казни? Кто был убит, кто убивал? Почему черепа собрали чудовищно огромной кучей на футбольном стадионе? Кто и зачем это приказал сделать? Все так и осталось загадкой, как и многое другое.

Но самое удивительное в этой истории – это тот факт, что коммунистический Вьетнам (за спиной которого был СССР) совершил военную агрессию против коммунистической Кампучии (за спиной которой была КНР). То есть одни коммунисты убивали других коммунистов.

Наш официоз подавал и подает идею о том, что коммунистам якобы присуще воевать с фашистами. Нет, коммунистам равно присуще воевать и с коммунистами. А ведь получается-то АБСУРД: коммунистическая армия Вьетнама освобождала Кампучию вовсе не от фашизма, а освобождала от коммунизма!

Фашистами руководит идея сделать лучше жизнь своей нации (пусть неправедным путем, но тем не менее). А вот коммунисту Пол Поту жизнь своего народа вообще без разницы – он планомерно уничтожил две трети своего населения (причем лучшую часть) за кратчайшие сроки, что равносильно Холокосту. К счастью, не успел снизить численность страны вообще до 1 миллиона (мол, вот для коммунизма подходящее чисто жителей). И счастливы ли при его коммунизме люди – это вообще не волновало. Так как сам коммунизм предполагает, что люди – это скоты, винтики, роботы.

Давайте сравним. В Беларуси за годы Второй мировой войны погибло по разным оценкам от 20 до 30 процентов населения. А коммунизм в Кампучии – без всякой войны, без всякого нападения фашистов – сам всего за три года уничтожил 60% своего населения. В общих цифрах это около 4 миллионов, что тоже в разы больше потерь БССР в войне.

Так что страшнее? Коммунизм или фашизм?

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 37 человек(а).

Коммунизм, в своей простейшей форме, это теория, выступающая за бесклассовое общество и ликвидацию частной собственности. Одни из самых известных коммунистов это Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин и Роза Люксембург.

Изображение с названием Be a Communist Step 1

Изображение с названием Be a Communist Step 2

Прочитайте интерпретации Маркса и Энгельса (вторичные источники). Для основных вводных книг Маркса учитывайте следующее;
Представление Маркса Руис,
Представление марксизма Руберт Вудвин,
Маркс: руководство для начинающих Джил Хенгс,
Капитал Маркса для начинающих Дэвид Н. Смит и Фил Эванс,
Научись самостоятельно Марксу Джил Хэнгс,
Гид Ребеля по Марксу Майк Гонсалес,
Коммунизм: Очень краткое введение Лесли Холмса
Маркс: очень краткое введение Питер Сингер.
Более тяжелая (критическая) литература для чтения это Основные течения марксизма Лешека Колаковского.

Изображение с названием Be a Communist Step 3

  • Левый коммунизм "Все левые коммунисты поддержали Октябрьскую революцию в России, но сохранили критический взгляд на ее развитие. Некоторые, однако, будут отвергать ее в последующие годы, что революция несла пролетарской или социалистический характер, утверждая, что скрывались цели буржуазной революции, образуя государственную капиталистическую систему. Левый коммунизм - это диапазон коммунистических взглядов, находящихся у левых коммунистов, которые критикует политические идеи большевиков в определенные периоды, с позиции, которая утверждала, что более достоверны марксистские и пролетарские, чем взгляды ленинизма, проводимые Коминтерном после его "первого и во время его второго съезда - Википедия.

Изображение с названием Be a Communist Step 4

Ответьте на русский вопрос: почему развалился СССР. Сталин не был теоретиком и назвал себя как марксистский-ленинист, так Сталинизм преследовал мало идеологий, за исключением социализма в одной стране. Марксисты по-разному описывают СССР, как государственный капитализм (Ленин, Тони Клифф), как государственный работник (Лев Троицкий), государственный деформированный работник (Тед Грант) и государственный коллективизм (Макс Шахтман).

Изображение с названием Be a Communist Step 5

Прочитайте Льва Троицкого о международном социализме; В защиту марксизма, историю русской революции и Преданная революция.

Изображение с названием Be a Communist Step 6

Прочитайте менее известных авторов: Юлию Мартову, Георгия Плеханова, Антонио Грамши, Даниэль Де Леон, Розу Люксембург, Петра Кропоткина и Эррико Малатеста.
Письма Даниэля Де Леон Даниэль Де Леон
Поля, фабрики и мастерские Петр Кропоткин
Взаимная помощь Петр Кропоткин
Завоевание хлеба Петр Кропоткин
Эфирная Роза Люксембург Роза Люксембург
Чтение Розы Люксембург Кевин Б. Андерсон

Изображение с названием Be a Communist Step 7

Читайте такие коммунистические журналы , как Народный недельный мир, Перманентная революция, Утренняя звезда, Недельный работник и Libcom

В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие.

ретро-11

Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС.

rubric_issue_290160

К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.

С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.

Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля.

Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.

b488ca478e81b22ad49ee385ca54b139

Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства.

Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.

В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.

Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.

clip_image002

Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти – это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е – троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.

Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах.

poster-1957d_thumb8

26659_original

-Как её фамилия? – спрашиваю председателя.

- Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя. Я Николай Пролетволя. Так-то!

clip_image005

Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.

Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.

Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.

clip_image006

Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.

Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.

5_5

В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.

Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.

Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.

Читайте также: