Как сделать коллоквиум

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Перед сессией начинается подготовка к научным работам. В качестве проверки знаний студентов эффективная форма взаимодействия учащихся с преподавателем используется коллоквиум. Чтобы показать себя с лучшей стороны и получить отличную оценку, советуем ознакомиться с тем, что такое коллоквиум, его особенности, и как подготовиться.

Что такое коллоквиум?

Сегодня коллоквиум – это популярная форма всесторонней оценки знаний учащихся, а также форма обсуждения, используемая наравне с семинарами.

Особенности коллоквиума

На первый взгляд коллоквиум ничем не отличается от других форм научных собраний, но если выделить особенности, то сразу станет понятно, что различия кардинальны. Всего выделяют 4 характерных для коллоквиума черты:

  1. Периодичность – встречи и обсуждения происходят на регулярной основе, с некоторым перерывом во времени.
  2. Новизна – обсуждаемая проблема должна быть новой, в условиях учебного заведения – новизна будет неабсолютная, так как она будет зависеть от изученного и освоенного студентом материала.
  3. Спорность – в докладах рассматривается проблема, пути ее решения, и обсуждаются в дискуссиях с другими участниками коллоквиума.
  4. Асимметричность – вопросы задает только одна сторона докладчик или преподаватель, но в идеале обсуждение должно быть естественным и активным.

Таким образом, коллоквиум является проверкой знаний в учебном заведении, который позволяет всесторонне оценить знания и навыки студентов.

Как проводится университетский коллоквиум?

В университетском формате коллоквиум ассоциируется с прямым взаимодействием студентов и преподавателей. Существует несколько форматов проведения коллоквиума:

  • рядовое занятие-обсуждение;
  • экзаменационный коллоквиум;
  • собрание, где студенты выступают со своими докладами, рефератами и дискутируют.

Иногда, преподаватели практикуют комбинированные форматы, они более продолжительные по времени. Преподаватель может провести коллоквиум вне формата учебного расписания. По времени продолжительность мероприятия от часа до полутра часов по времени. Студентов обычно делят на несколько групп, в то время как преподаватель должен услышать всех, чтобы дать оценку знаниям и скорректировать программу обучения по предмету.

Чтобы коллоквиум прошел успешно, темы обсуждались, дискуссии были живыми и естественными необходимо заранее поставить проблему или вопрос на повестку, чтобы студенты подготовились, почитали литературу, освежили знания и могли себя уверенно проявить на мероприятии.

Коллоквиум – это энергозатратная форма проверки знаний для всех участников. Темы преподаватель может дать за пару недель или даже за месяц. В зависимости от целей преподавателя, его видения, коллоквиум будет проходить по-разному. В любом случае, инициатор, ведущий и модератор – преподаватель, а дискуссию разворачивают студенты.

В чем заключается подготовка к коллоквиуму?

Подготовка к дискуссии состоит из нескольких этапов:

  1. Тема и список литературы выдается заранее, поэтому важно начинать готовиться с того дня, как проблема была обозначена преподавателем и не тянуть до дня Х.
  2. Если вы хорошо подготовились, прочитали литературу, разобрались в теме, то не бойтесь активно принимать участие в дискуссии без стеснения и предрассудков, чтобы получить заслуженную оценку.
  3. Научная дискуссия заключается в том, чтобы спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Чтобы получить хорошую оценку по результатам коллоквиума, важно учитывать эти рекомендации и мероприятие пройдет на ура, а вы покажете уровень своих знаний.

Коллоквиумы возникли и широко применялись в средневековых университетах, близких к схоластической практике.

В настоящей статье мы разберемся, что такое коллоквиум в современном понимании, где применяется такая практика проверки знаний и какие бывают виды коллоквиумов. Кроме этого остановимся на особенностях проведения коллоквиума, дадим некоторые советы по подготовке к нему и посмотрим, чем грозит студенту недостаточная подготовка к коллоквиуму.

Виды коллоквиума

Требования, предъявляемые к студенту на коллоквиуме как на своеобразной разновидности экзамена, зависят от того, в каком виде коллоквиум будет проходить. Существуют два вида коллоквиума: устная форма и письменный опрос. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Устная форма

Устная форма занятия предоставляет широкие возможности для взаимодействия преподавателя и студентов в рамках учебного процесса. Перечислим некоторые наиболее часто применяемые формы проведения устного коллоквиума:

  • простая беседа по теме;
  • мини-конференция с короткими докладами и вопросами;
  • обсуждение выбранной темы в группах;
  • высказывание и обсуждение различных точек зрения;
  • семинар по защите рефератов или проектов и др.

Письменный опрос


Что такое коллоквиум в вузе

Понятие о том, что такое коллоквиум в целом, уже дает нам представление о том, что это такое в вузе. Коллоквиум в вузе – одна из возможных аудиторных (то есть в аудитории, под кураторством преподавателя) форм учебной деятельности, наряду с лекциями, семинарскими и практическими занятиями, лабораторными работами, консультациями, защитами курсовых работ, зачетами и экзаменами. На коллоквиуме приветствуется активное участие в обсуждении и высказывание личной точки зрения. По результатам коллоквиума преподаватель выставляет студентам оценки.

Для чего нужен коллоквиум

Как проходит коллоквиум в вузе

Коллоквиум в вузе может быть формой проведения одного из занятий текущей программы, когда, например, преподаватель предлагает студентам список литературы или отдельную монографию по определенной теме для самостоятельного изучения, а на коллоквиуме проводит беседу и выясняет, насколько тема понята и освоена. Чаще всего это происходит в устной форме, на основании заранее подготовленного списка вопросов.

В форме коллоквиума в вузах нередко проводят экзамены. Такой экзамен может быть как устным, так и письменным. Для кого-то экзамен в форме коллоквиума покажется не таким волнительным мероприятием, поскольку избавляет от необходимости беседовать с преподавателем один на один, а напоминает обычное практическое занятие в группе. Специфика проведения экзамена-коллоквиума определяется специальностью и направлением подготовки студентов. В технических вузах студентам могут предложить рассмотреть все возможные варианты решения задач, студенты-гуманитарии чаще дискутируют по актуальным теоретическим проблемам своих наук. Сегодня набирает популярность такая форма работы, как решение кейсов в группах.

Если преподаватель решил в виде коллоквиума провести защиту проектов или других самостоятельных студенческих работ, то для такого коллоквиума возможна только устная форма. Кстати, такой коллоквиум наиболее близок к той цели, ради которой он изначально возник – слушание и обсуждение работ самостоятельных исследователей. Если вы готовите выступление для защиты своего проекта, не забудьте объяснить слушателям, в чем актуальность и практическая ценность выбранной вами темы, рассказать о ходе проведенного исследования и полученных результатах.

Этапы и стадии коллоквиума

Практически для всех форм и видов коллоквиумов характерны следующие этапы и стадии:

На основном этапе, то есть непосредственно на самом занятии, преподаватель, озвучив тему и задав вектор для дальнейшего развития дискуссии, только контролирует ход обсуждения по плану (если он имеется) и вовлекает в него всех присутствующих. Студенты показывают свои знания, делятся собственными точками зрения, задают вопросы и развернуто на них отвечают.

Заключительный этап включает в себя стадию подведения итогов дискуссии (преподаватель и студенты резюмируют результаты обсуждения темы, формулируют выводы) и стадию оценивания работы студентов (преподаватель ставит оценки).

Проведение коллоквиума по перечисленным этапам позволяет оценить качество знаний учащихся.

Особенности подготовки к занятию

Чтобы хорошо показать себя на коллоквиуме, необходимо качественно к нему подготовить. Особенности подготовки к коллоквиуму зависят от формы его проведения. Если преподаватель решил провести устный коллоквиум, то он непременно выдаст список вопросов, который станет планом подготовки – постарайтесь найти в специализированной литературе подробный ответ на каждый вопрос. Не надейтесь на одногруппников, поделившихся с вами готовыми ответами – потратьте время и перепроверьте сами, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Не ограничивайтесь одним или несколькими вопросами – изучайте все. Важно глубоко погрузиться в тему, если планируется письменный коллоквиум, ведь что захочет спросить преподаватель заранее неизвестно. Если коллоквиум будет посвящен защите работ и проектов, не пожалейте времени на подготовку презентации, аккуратно оформленная, иллюстрированная и вместе с тем содержательная презентация станет большим преимуществом.

Обычно для подготовки к коллоквиуму используют такие материалы, как монографии и научные статьи, учебники и методические пособия, лекции и статьи в Интернете. Будьте особенно разборчивы при обращении к последнему из перечисленных источников.

Как можно легко пройти коллоквиум? Советы по подготовке

Несмотря на то что коллоквиумы – серьезное испытание для студента, их можно легко пережить, если не пренебрегать подготовкой и воспользоваться некоторыми нашими советами.

По каким критериям оценивают результаты коллоквиума

У каждого преподавателя в силу его педагогических взглядов и приобретенного профессионального опыта имеются свои критерии оценки знаний студентов. Полезно в течение семестра присмотреться к стилю преподавания и постараться понять, на что конкретно обращает внимание именно ваш наставник.

Ниже мы предлагаем общие критерии:

  1. Правильность и соответствие ответа программному материалу (преподаватель оценивает ваше понимание темы и владение фактическим материалом).
  2. Глубина знаний по теме – плюсом для вас будет, если вы сможете продемонстрировать, что изучили не только азы темы, а погрузились в нее глубоко и исследовали ее с разных сторон.
  3. Умение четко и последовательно аргументировать свою точку зрения.
  4. Выполнение заданий с применением профессиональных практических навыков. Например, филологи при ответе могут показать, что владеют приемами анализа художественного текста.
  5. Умение грамотно и ясно излагать свои мысли.

Что будет, если не пройти коллоквиум? Могут ли отчислить?

Если вы покажете плохое владение темой на коллоквиуме или вообще к нему не подготовитесь, это не станет поводом для отчисления из вуза, ведь коллоквиум – это форма учебной деятельности.

Однако если преподаватель заранее объявил, что результаты работы на коллоквиуме будет рассматриваться как ответ на экзамене, следует отнестись к нему со всей серьезностью. Тем, кто провалит экзамен-коллоквиум, придется прийти на пересдачу и разговаривать с преподавателем наедине, без поддержки одногруппников.

Образовательный процесс подразумевает применение множества форм обучения и контроля усвоенных знаний. Одной из таких форм является коллоквиум.

Коллоквиум

Сегодня проанализируем: коллоквиум – что это такое, в чем его особенности и как он проводится.

Коллоквиум – это …

Подразумевается, что коллоквиум в процессе обучения – это форма проверки знаний у обучаемых студентов в ходе беседы.

Это значит, что каждый из присутствующих экзаменуемых лиц в течение отведенного на коллоквиум времени высказывает свои познания относительно заранее обозначенной темы.

Такая форма оценки знаний как коллоквиум чаще всего применяется в ВУЗах (высших учебных заведениях) и средних специальных заведениях. В школах коллоквиумы проводятся редко.

Определение коллоквиума

Основные особенности коллоквиума:

  1. инициатива проведения принадлежит преподавателю;
  2. выносимые на обсуждение темы пройдены во время лекций и практических занятий (семинаров);
  3. как правило, обсуждаемые на коллоквиуме темы не входят затем в вопросы полноценного экзамена (зачета), который проводится по истечении семестра;
  4. периодичность проведения – 1 или 2 раза за семестр;
  5. формат коллоквиума может быть различным:
    1. устное обсуждение,
    2. письменная работа (реферат, доклад, контрольная работа и т. д.);

    Задачи коллоквиума

    Проведение коллоквиума помогает преподавателю:

    1. определить уровень знаний учащихся;
    2. расширить круг изучаемых тем;
    3. оценить умение студентов работать с разными источниками информации;
    4. сформировать у студентов навык коллективного обсуждения;
    5. научить студентов аргументировать свою точку зрения.

    Алгоритм проведения

    Проведение коллоквиума состоит из нескольких этапов:

    1. подготовительный – выполняется преподавателем. Преподаватель планирует темы, которые нужно вынести на коллоквиум, составляет вопросы по этим темам, доводит их до сведения студентов;
    2. следующий этап касается самостоятельной подготовки учащихся по заданным вопросам;
    3. основной этап – ответы студентов (при устной форме коллоквиума) или сдача письменных работ.
    4. заключительный – подведение итогов коллоквиума с выставлением отметок студентам.

    Студенты

    Источники информации при подготовке коллоквиума

    Подготовиться к коллоквиуму – значит, понять суть темы и уметь ответить на вопросы преподавателя по этой теме.

    Источников для подготовки множество:

    1. лекции;
    2. учебники и методические пособия;
    3. печатные труды по указанной тематике (в печатном или электронном виде). Найти их можно либо в библиотеке, либо в сети интернета;
    4. изданные работы преподавателя (при наличии).

    Краткое резюме

    Коллоквиум – это не только форма проверки знаний учащихся, но и обучение студентов умению ясно выражать свои мысли, иметь собственную точку зрения, грамотно обсуждать заданную тему.

    Читайте наш блог, это источник новой информации.

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    У нас преподаватель термодинамики любил коллоквиумы проводить, как сейчас помню, надо было задачу решить и ответить на несколько вопросов.

    картинка Коллоквиум – что это

    В высших учебных заведениях одной из форм обучения, с которой сталкивается практически любой студент, является коллоквиум. При этом далеко не все понимают, как именно должно происходить это занятие.

    В некоторых университетах коллоквиум больше похож на типичный экзамен, в других же – на особую форму обучения, по результатам которого выставляются соответствующие оценки. Стоит отметить также и то, что данный вид обучения нередко отличается не только между разными высшими учебными заведениями, но и между различными факультетами одного и того же ВУЗа.

    Определение понятия

    1. Одна из форм обучения, подразумевающая беседу преподавателя со студентами для определения уровня знаний последних.
    2. Научное мероприятие, где проходит обсуждение докладов.

    Использование коллоквиума в университетах обусловлено тем, что таким образом можно в краткие сроки оценить, насколько студенты усвоили знания достаточно большого по своему объему курсу. Чаще всего такая форма занятия происходит в устной форме со значительным вовлечением всех присутствующих в процесс.

    Этапы и стадии коллоквиума

    Практически каждый коллоквиум осуществляется по определенным этапам:

    1. Первая стадия. Она подразумевает проведение подготовительного процесса, на котором, как правило, формируются темы, что будут обсуждаться в ходе беседы. Руководитель должен придумать проблематику, в которой будут разбираться студенты. При этом составляется список вопросов, продумывается способ проведения занятия и определяется его цель.
    2. Вторая стадия. В этот период руководитель озвучивает студентам проблематику, в которой им необходимо разобраться совместно, посредством обсуждения и анализа.
    3. Третья стадия. Эта стадия подразумевает использование определенного времени на подготовку к ответам. Это необходимо преимущественно в тех случаях, когда проблематика, что вынесена на занятие, слишком сложная. Она может требовать времени на обсуждение и подготовки тех или иных аргументов в пользу определенных мнений.
    4. Четвертая стадия. Этот этап является основным при проведении коллоквиума. В данный период студенты должны отвечать на вопросы, которые ранее озвучил преподаватель. Последний должен контролировать ход обсуждения и вовлечение всех присутствующих. Если аудитория полностью проанализировала имеющуюся проблематику, осуществляется переход к следующей темы.
    5. Пятая стадия. Эта заключительная часть коллоквиума используется для выставления оценок студентам. Преподавателю необходимо сравнить полученные ответы с целями, которые он ставил первоначально.

    Таким образом, благодаря вышеперечисленным этапам коллоквиума, осуществляется оценка уровня знаний учащихся.

    Особенности подготовки к занятию

    Для того чтобы после коллоквиума получить действительно хороший балл, нужно соответствующим образом подготовиться к нему. Для этого следует первоначально ознакомиться с темами занятия и всеми вопросами, которые будут обсуждаться в аудитории. После этого необходимо подобрать соответствующую литературу, которая поможет разобраться в проблематике.

    Для подготовки к коллоквиуму нужно воспользоваться такими материалами, как:

    • статьи в сети Интернет;
    • научные труды из библиотеки;
    • учебники и методички;
    • книги лектора.

    Далеко не всегда обязательно перечитывать весь материал раздела. Намного легче подготовиться к коллоквиуму, если выделять из всех пройденных тем наиболее значимые моменты.

    Таким способом можно возобновить в своей памяти все лекции, которые читал преподаватель до этого. В большинстве случаев на них дается информация, которую и будет требовать руководитель занятия. Именно поэтому перед коллоквиумом не будет лишним перечитать все записи, которые осуществлялись конкретным студентам раньше.

    В самом же процессе коллоквиума рекомендуется быть максимально вовлеченным в дискуссию. В некоторых случаях даже при минимальном количестве знаний, но большой активности, студент может получить хороший балл. Это касается только тех, кто все-таки вынес какую-то полезную информацию по пройденному курсу.

    Основное преимущество коллоквиума – это оценка знаний студентов в раскрепощенной форме. Обсуждая друг с другом тот или иной вопрос, у них исчезают страхи, которые часто присутствуют на экзаменах. К тому же устная беседа и диалог – это именно те формы коммуникации, при которых человек использует чаще всего не заученные фразы, а собственное мнение, основанное на полученных ранее знаниях.


    Вопросы коллоквиума

    Здравствуйте! Понятно, что в этом посте речь пойдет о такой важной составляющей всех экзаменов как коллоквиум.
    Сегодня я обозначу такие составляющие коллоквиума как:
    — Что такое коллоквиум
    — Цели коллоквиума
    — Обозначим и разберем ваши задачи во время беседы
    — Как подготовиться к коллоквиуму
    — Примерные вопросы будущей беседы

    Что такое коллоквиум:

    — это групповое обсуждение широкого круга тем (проблем) под руководством преподавателя.
    — Разговор, беседа преподавателя с учащимися.
    Цель Коллоквиума:
    — В максимально короткий срок ознакомиться с эстетическими взглядами абитуриента, культурным уровнем, мировоззренческими взглядами.
    — Выявить умения абитуриента ориентироваться в вопросах литературы, музыки, живописи, телевидения кино, театра и проч.
    — Выявить умение ориентироваться в современной международной и общественной жизни (проблемах).
    — Выявить знания в области специальной литературы
    — Выяснить, насколько глубоко абитуриент знает и осознает материалы.
    Ваши задачи:
    — Не ударить в грязь лицом
    Коротко высказать свою точку зрения на рассматриваемый вопрос(проблему).
    — Уметь обосновать и защитить свой ответ.
    Аргументируя и отстаивая свое мнение, достойно ответить на вопросы.

    Разберем пункты ваших задач.
    Почему нужно коротко высказывать свою точку зрения?
    — С одной стороны: краткость – это сестра таланта. Четкая и ясная позиция на заданный вопрос всегда легче усваивается на слух, чем пространственные рассуждения. Так же это важное качество режиссера, т.к ваши творения должны быть ясными и понятными зрителю. Т.е тут идет прямая параллель: от того как вы рассуждаете, зависит то, какие работы вы будете делать.
    — С другой стороны: Не перепрыгивайте цепочку своих рассуждений. Очень часто именно эти рассуждения – лучший ответ на вопрос.

    Почему нужно уметь защитить свой ответ?
    — Защита своего ответа – это способность не только настоять на своем. Это способность аргументировано доказать свою правоту. Способность с помощью рассуждений отвергнуть неправильный ответ или чужое мнение.
    — Защита своего ответа нужна для того, чтобы выяснить, насколько хорошо вы владеете материалом, насколько вы уверены в своей правоте. Насколько вы гибки и умеете рассуждать. Так же насколько вы тактичны, вспыльчивы и основательны в своих рассуждениях.

    Почему нужно аргументировать свое мнение?
    Аргумент — довод, приводимый в споре или доказательстве. (Викисловарь)
    — Аргументировать – значит не быть голословным.
    В качестве аргумента приведите пример из собственной жизни, наблюдения, высказывания компетентной личности, статистические данные и прочее.

    Возможные вопросы коллоквиума.
    — Ниже приведенные вопросы задают очень часто, и у вас есть возможность к ним подготовится.
    — Откуда вы приехали?
    — Расскажите о ваших родителях (семье)?
    — Где вы учились?
    — Чем занимаетесь сейчас?
    — Чем занимались вообще (кружки, мастер классы, самообразование, деятельность и проч.)?
    — Есть ли у вас хобби?
    — Владеете ли инструментом? Пишите ли прозу, стихи? Занимаетесь ли в худ. самодеятельности?
    — В каких театрах вы были, какие последние спектакли видели?
    — Что понравилось\не понравилось в спектакле, почему?
    — Как бы вы сами поставили этот спектакль? Что могли бы посоветовать чтобы улучшить (если ваш ответ – не понравился)?
    — Кто ваш любимый актер, режиссер, композитор, художник, писатель, поэт, скульптор, опертор, декоратор, архитектор? Почему?
    — Почему вы хотите быть режиссером\актером\?
    — Какие любимые книги? Что читали в последний раз? Ваши впечатления.
    — Когда была Куликовская битва, началась ВОВ, Чем закончилось Ледовое побоище, как умер Пётр I?
    — Когда образовался МХАТ (или другой вопрос по истории института в который вы поступаете)?
    — Кто такие К. Станиславский и В. Немирович-Данченко?
    — Почему вы поступаете именно в этот институт?
    — Почему вы любите (если любите) свой родной город?
    — Какой художник\сценограф мог бы оформить вашу сцену\фильм?

    Теперь вы обладаете нужной информацией для подготовки к экзамену. Удачи и успехов.
    Tyrise

    Читайте также: