Как сделать классный час интересным

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 31.08.2024

Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.

Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы. И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы (благо, их за неделю накапливается ого-го сколько!). Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Так можно ли говорить о каких-либо правилах в организации классных часов?

Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационо-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.

Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

• составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

• уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

• выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов

• индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

• составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

• проведение классного часа;

• анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

При подготовке и проведении классного часа классный руководитель должен помнить:

3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ребят, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классные часы для детей любого возраста должны быть не только познавательными, но интересными – превратите их в возможность высказать свое мнение, обсудить насущные проблемы, в игровой и непринужденной форме донести до детей важную информацию.

Как сделать классный час интересным

  • Как сделать классный час интересным
  • Как проводится стандартный классный час
  • Как подготовить классный час

Учитывайте возраст детей – то, что будет интересно школьникам в 6 классе, совсем не воодушевит 9-классников. Чем старше дети, тем серьезнее должны быть темы. Вы можете разговаривать с ними как со взрослыми людьми, не забывая об их эмоциональности и тревожащих проблемах. Тематика классного часа должна быть интересна и актуальна – младших школьников можно обучать правилам дорожного движения, этикету, личной организованности и т.д. Выпускные классы наверняка заинтересуются возможностью пообщаться с представителями разных профессий, проведением интеллектуальных соревнований, обсуждением актуальных для молодежи тем и т.д.

Активно используйте различные презентационные методы – показ слайдов и видеофильмов. Чем нагляднее будет представлена информация, тем больше шансов, что вы донесете ее до школьников именно в том ракурсе, в каком необходимо. В комнате должна быть установлена большая маркерная или интерактивная доска, пользоваться которой разрешено всем – детям тоже удобно выражать свое мнение схематично.

Проводите классный час в виде открытой дискуссии, ведь вашей целью является не только обеспечение усвоения материала, но и формирование у школьников собственного мнения, умения его выражать и отстаивать. Если ваши классные часы будут носить характер доверительных бесед, то польза будет двойная – вы быстро наладите контакт с детьми и сможете рассчитывать на их активное участие в обсуждении.

Проводите ролевые игры – это очень эффективный психологический метод, который позволит детям примерить на себя самые противоположные образы. К любой теме можно подобрать небольшую сценку, разыгрывая которую дети смогут углубиться в проблему и найти пути ее решения опытным путем.

Играйте – дети активно учатся в игре. Каждый ребенок должен чувствовать свою причастность, поэтому выбирайте игры с большим количеством участников, а тех, кому не удалось поучаствовать в одной из них, обязательно приглашайте в другую в первую очередь.

Идеи для классного часа фото

Какой можно провести классный час? Главная задача педагога — сделать его интересным и познавательным для ребят, чтобы материал и ситуации, которые будут разобраны в процессе урока, принесли пользу мышлению и общему развитию ребёнка.

Какие классные часы можно провести?

Эти темы, рекомендованные для школьников, готовить проще всего, так как они подразумевают постоянный диалог с учащимися — в том числе, и на основании их личного опыта:

Какой провести классный час?

Безусловно, педагог может вплотную заняться разработкой плана, обратившись к интернет-источникам методического характера. Однако учитывая богатую наполненность информационного пространства рекомендуется творчески подойти к процессу подготовки классного часа. Лучше всего сделать его в форме живого диалога с учащимися — так, чтобы они почувствовали себя вовлечёнными в процесс, а тема была для них интересной и актуальной.

Каждый педагог является в принципе вполне творческой натурой. Без бурной фантазии в нашей системе образования очень тяжело добиться высоких результатов. Но ещё больше фантазии нам требуется в классном руководстве.

Как удержать внимание школьников на шестом или даже после шестого урока? Какими средствами заставить их вприпрыжку бежать в классную аудиторию, а не торопиться домой или на улицу?

Оказывается, дверца к успеху открывается очень просто. Вот несколько хороших и приемлемых для каждого думающего классного руководителя советов.

"Изюминка"

Каждое классное мероприятие должно иметь свою "изюминку". Это может быть шутливое анкетирование по самым неожиданным вопросам, или обсуждение программы будущего внеклассного мероприятия, или предварительная подготовка к школьному вечеру или концерту и тому подобное.

Тематические часы

На классных часах можно проводить диспуты на волнующие подростков темы:

  • о любви и дружбе,
  • о лидерах и их роли в классе,
  • о моде,
  • о настоящих мужчинах и прекрасных дамах и так далее.

Все диспуты советую сопровождать иллюстративным материалом в любой доступной для вас форме. Это оживляет дискуссию и делает её более понятной и увлекательной для учеников.

Проводить классные часы по профессиональному ориентированию учащихся будет более интересно прямо на соответствующем предприятии или в организации, предварительно договорившись с администрацией об организации экскурсии.

Праздник Победы , конечно выигрышнее в этом смысле провести на городском месте встречи ветеранов войны и предложить ребятам раздать каждому цветы и открытки, а также устно поздравить их с праздником Победы. А если в ваших местах шли бои, то можно договориться с военной частью или военкоматом и провести военную игру на месте бывшего боя.

Периодически проводить классные часы нужно отдельно с мальчиками и отдельно с девочками на интересующие только их проблемы.

Учебные итоги

Итоги учебных четвертей тоже можно проводить разнообразно: иногда это может быть анонимный опрос, где ребята смогут высказать свою точку зрения на учебные моменты, что понравилось в четверти, а что хотелось бы изменить, какие проблемы с учителями или со сверстниками волновали их в этот период.

Учителю необходимо принять к сведению такие анкеты и, возможно, поговорить с коллегами по поводу возникших проблем.

По инициативе детей

Игры для разделения аудитории на несколько групп

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

6. Место справа от меня свободно

7. Я – Джон Леннон

8. Слепой

  • В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
  • Что мне больше подходило – вести или следовать?
  • Когда я чувствовал дискомфорт?
  • Что мне понравилось в моем партнере?
  • Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

    Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Гордый Пугливый Счастливый Ревнивый Довольный Скучающий
Перепуганный Очарованный Обезумевший Напряженный Страдающий Смущенный
Сердитый Одинокий Надеющийся Сбитый с толку Удовлетворенный Печальный
Возбужденный Разочарованный Усталый

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

  • Очень люблю заниматься…
  • У меня неплохо получается…
  • Меня беспокоит…
  • Я особенно счастлив, когда…
  • Мне особенно грустно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Когда печалюсь, я…
  • Я представляю себя…
  • Я привлекаю внимание с помощью…
  • Я добился(ась)…
  • Я притворяюсь… хотя на самом деле…
  • Другие люди вызывают во мне…
  • Самое лучшее во мне – это …
  • Самое плохое во мне – это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

17. Три правды и одна ложь

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

20. Любишь ли ты своего ближнего?

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Читайте также: