Как сделать карту смазки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Смазочное масло для механизмов машин следует рассматривать как элемент конструкции и включать сорта масла в спецификацию машин наравне с другими изделиями.

Правильный выбор сорта с режимом смазки для механизмов машин имеет первостепенное значение, так как этим, в основном при правильной эксплуатации, определяются параметры надежности и долговечности.

Цель настоящей работы — правильно выбирать смазку для механизмов как в процессе конструирования машин, так и при их эксплуатации. При этом необходим инженерный подход, основанный на научно-теоретических и практических вопросах смазки, главным из которых является знание природы смазочного действия масел и их влияние на износ, трение, надежность, долговечность и работоспособность машин.

Назначение и функции смазки в машинах

Влияние масел на долговечность и надежность машин определяется их эффективностью защиты трущихся поверхностей от износа, обеспечение необходимых характеристик трения и нормальной работы машин.

Основные функции смазки в машинах: снижение интенсивности износа и сил трения в трущихся поверхностях, охлаждение узлов трения, удаление про

дуктов износа с поверхности трения, уплотнение узлов трения, защита от попадания в них абразивных частиц из внешней среды, защита от коррозии, амортизирующее действие, снижение шума, смазка является демпфером, а в гидравлических механизмах — передаточным элементом.

Виды и основные характеристики смазочных материалов

Смазочные материалы выпускают в виде жидких масел, консистентных (мазеобразных) и твердых смазок минерального, растительного, животного и синтетического происхождения.

Для смазки механизмов машин применяют жидкие масла и консистентные смазки нефтяного и синтетического происхождения.

Смазки подразделяются на индустриальные, моторные, трансмиссионные, приборные, консервационные, специальные.

Основные физико-химические и эксплуатационные характеристики масел: вязкость, температурная стабильность, температура вспышки, коррозионность, вспениваемость, эмульгируемость, наличие примесей, сохраняемость, моющие свойства.

Наиболее важное свойство масел— вязкость, которая определяет возможность жидкостной смазки трущихся поверхностей. При выборе масел этот показатель оценивается индексом вязкости.

Густые консистентные смазки характеризуются температурой каплепадения, температурной стабильностью, водостойкостью, морозоустойчивостью.

Подробно основные свойства и характеристики смазочных материалов показаны в таблицах 1 и 2.

Основные рекомендации по выбору смазочных материалов

для основных механизмов машин

Основные факторы влияющие на выбор смазки для механизмов; рабочая температура узла; скорость взаимного перемещения трущихся поверхностей; нагрузка на трущиеся поверхности и интенсивность ее приложения; характер нагрузки и кинематика узла (спокойная нагрузка, наличие ударов, вибраций); качество обработки трущихся поверхностей; твердость трущихся поверхностей; степень изношенности сочленений; условия эксплуатации (запыленность, абразивность внешней среды, возможность попадания воды и активных реагентов); климатическая зона и время года.

Детальное изучение и анализ этих факторов позволяют сделать следующие выводы и дать общие рекомендации при выборе смазочных материалов:

с повышением рабочей температуры следует выбирать масло с большим индексом вязкости;

для более нагруженных механизмов, работающих в тяжелом режиме, следует применять более вязкие масла, для легко- и средне на

груженных — менее вязкие; чем ниже качество обработки трущихся поверхностей, тем более вязкое масло следует применять;

с повышением скорости перемещения трущихся поверхностей и частоты вращения следует применять менее вязкое масло; с увеличением степени изношенности и зазора в узлах трения следует применять более вязкое масла;

в зависимости от климатической зоны и времени года следует применять при более высоких температурах окружающей среды более вязкое (летнее) масло, а при низких температурах — менее вязкое (зимнее).

Особенности выбора масел для закрытых зубчатых передач

По возможности следует применять более вязкие масла, что способствует режиму жидкого трения, улучшает демпфирование, защищает зубья от задиров, истирания и выкрашивания. Однако применение высоковязких масел вызывает повышенный расход мощности на взбалтывание масла, выдавливания его из зазоров между зубьями, при этом ухудшается отвод тепла от поверхностей, затрудняется прокачиваемость масла через трубопроводы при циркуляционном способе подачи к нагруженным поверхностям трения.

В механизмах с зубчатыми передачами (редукторы, коробки передач и т.п.) масло одновременно служит для смазки подшипников, шлицевых передач, муфт, поэтому следует применять менее вязкие масла на основе компромиcсного решения, с учетом рекомендаций заводских инструкций по смазке.

При смазочных работах особое внимание надо уделить содержанию в чистоте смазочных материалов и масленок, через которые подается смазка к трущимся местам машин. Для этого смазку необходимо хранить в закрытых сосудах и не допускать попадания на смазочный материал воды, пыли и песка, так как загрязненная смазка вызывает интенсивный преждевременный износ деталей. Следует иметь ввиду, что песок, попавший в узел машины через смазку, не может быть удален из него без полной разборки узла и тщательной его промывки. С этой целью также необходимо перед смазкой тщательно обтирать все масленки, заливные горловины, крышки и др., через которые подается смазка в узлы бульдозера, а также применяемое для подачи смазки смазочное оборудование. После проведения смазочных работ с масленок, горловин, крышек, корпусов и пр. необходимо удалять все излишки смазки, так как они могут являться основой для налипания на них частиц пыли и песка, после чего появляется возможность последующего проникания этих инородных частиц в трущиеся места узлов машин.

КАРТЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМАЗКИ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН

В процессе работы количество смазки в узлах и между деталями машины все время уменьшается вследствие сгорания, просачивания, выдавливания, смывания водой вместе с пылью и грязью; качество смазки также со временем меняется — она загрязняется нагаром, пылью и металлическими частицами, вследствие чего смазывающие свойства ее ухудшаются. Поэтому возникает необходимость добавлениями смены смазки. Сроки добавления и смены смазки устанавливаются картами и графиками смазки, которые составляются таким образом, чтобы смена смазки производилась при техническом обслуживании машины. Если при производстве очередного технического обслуживания срок смены смазки еще не наступил, то необходимо проверить ее качество и дополнить до необходимого уровня. Уменьшение количества смазки ухудшает условия охлаждения деталей и может привести к перегреву агрегата. Избыток также вреден, так как в двигателе он приведет к сгоранию масла и образованию нагара, а в агрегатах силовой передачи вызовет течь масла через сальники и прокладки.

Если при техническом обслуживании будет установлено, что качество масла неудовлетворительное, то его следует сменить ранее срока, установленного графиком.

Признаками недоброкачественной смазки служат резкий запах и черный цвет масла (на масляном щупе сквозь пленку масла деления не различаются), содержание в смазке механических примесей или воды, большая кислотность.

Перед смазкой машину необходимо вымыть, протереть снаружи все масленки и пробки заливных горловин, чтобы предотвратить попадание грязи. Смену масла в двигателе и агрегатах следует производить сразу же после приезда с линии, пока масло не успело застыть и потерять текучесть.

Картер двигателя нельзя промывать керосином или бензином, так как при этом растворятся смолистые отложения на стенках картера и загрязнят свежее масло. Промывку картера нужно производить маловязким маслом (веретенным, трансформаторным). Для этого 3—4 л масла заливаются в картер и коленчатый вал двигателя прокручивается при вывернутых свечах в течение 2— 3 мин, после чего оно сливается и в картер заливается до верхней метки щупа масло в соответствии с картой смазки. При изношенном двигателе следует заливать более вязкое масло. Необходимо при-нять за правило — всегда до конца завертывать сливную пробку картера, так как отвертывание пробки в пути неизбежно приведет к аварии двигателя.

Если при смене масла в картере двигателя одновременно меняется фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки, то после заполнения картера до верхней метки щупа двигатель запускают и дают ему поработать в течение 10—15 мин, чтобы заполнить фильтр маслом, после чего доливают масло до верхней метки щупа.

Картеры коробки передач, реверса и осевых редукторов промывают керосином и заполняют смазкой до заливного отверстия. Во время заполнения шестерни нельзя проворачивать, так как масло налипнет на них и в картер войдет масла больше положенного, что вызовет течь через сальники. Сроки смены смазки можно немного увеличить, если можно совместить ее с сезонной сменой. Пр и смене смазки нужно пользоваться только чистой посудой и воронкой с мелкой сеткой.

Карданные шарниры, рессорные валики, валик вилки переключения сцепления и другие точки, смазываемые через пресс-масленки, следует смазывать до тех пор, пока старый солидол не выйдет через зазоры между деталями. Вышедшую наружу смазку необходимо удалить, чтобы к ней не прилипала пыль.

Трущиеся поверхности дверных замков, деталей привода дроссельной и воздушной заслонок карбюратора необходимо смазывать несколькими каплями автола по мере надобности. Буксы промывают и наполняют тугоплавкой смазкой УТВ (1-13) или солидолом Т на 2/з емкости.

Тавотницы рессорного подвешивания наполняют по мере надобности.

В винтовом приводе тормоза смазывают винт и шарниры, в быстродействующем — шарниры.

Цепи очищают от грязи и пропитывают в горячем автоле.

У мотовозов М3/2 и дрезин Уа подбивку букс производят после пробега 8 000—10 000 км. Перед закладкой концов в буксу их пропитывают смазкой при температуре 60—70° в течение 12 ч. На 1 кг подбивочных концов расходуется 5 кг смазки.

Основные точки смазки и периодичность смазки приведены в картах смазки табл. 26—29. Сроки смазки в картах несколько изменены по сравнению с рекомендованными в заводских инструкциях Калужского машиностроительного завода. Так, сроки смазки

мотовозам—М К/2 с 1 000 км увеличены до 1 200 км, а в коробке

передач, реверсе и осевых редукторах с 4 000 до 6 000 км. Сроки смазки автодрезин АГМ, АГМу и ДМ уменьшены с 1 500 до 1 200 км, а срок смены увеличен с 5 000 до 6 000 км.

Принятая в карте периодичность смазки позволяет производить все работы при очередном техническом обслуживании ТУ-1 и ТУ-2.

Установленный для мотовоза МК/2-15 и автодрезины АГМ,

АГМу и ДМ срок смены смазки в коробке перемены передач, реверсе и осевых редукторах после пробега 6 000 км соответствует сроку смены масла в коробке перемены передач и заднем мосте автомобиля ЗИЛ-150, рекомендованному Московским автомобильным заводом им. Лихачева (завод рекомендует менять смазку после пробега 5000—7 000 км).

Читайте также: