Как сделать карточки пекс своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.08.2024

По мнению психологов, потребность в общении является одной из базовых потребностей индивида. Почему же оно так важно? Общение – это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих. И даже несмотря на то что общение между людьми всегда было основой социального бытия человечества, непосредственно объектом психологических исследований оно стало только лишь в XX веке.

Общение - это то, что сопровождает нас повсюду. Мы общаемся с младенческих лет: учимся улыбаться родителям и распознавать незнакомые лица. Потом мы учимся говорить. Разговор - это вербальное общение. Но кто учит нас невербальному общению - мимике, жестам, правильной интонации? Деятельность и общение обуславливают социальные контакты людей.

Разумеется, что между деятельностью и общением, как видами активности, существуют определенные различия. Результат деятельности – это либо какой-то идеальный, либо материальный продукт, тогда как результатом общения является некоторое взаимное влияние личностей друг на друга. Несмотря на подобные различия, деятельность и общение – это взаимосвязанные стороны социальной активности людей. Без интенсивного общения деятельность возникнуть не может. Кроме того, общение – это специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизни человека они выступают в единстве, однако в отдельных ситуациях могут реализовываться отдельно и независимо друг от друга.

В психологии понятие общения определяется как процесс взаимодействия между двумя и более людьми, который состоит в обмене информацией, имеющий как познавательный, так и эмоциональный характер. В ходе общения возникают, находят свое проявление и формируются межличностные отношения. Также понятие общения предполагает наличие обмена чувствами, мыслями и переживаниями.

В процессе исследования психологи выделили содержание общения, его цель, средства, структуру, а также функции и формы.

Как уже было сказано, процесс общения предполагает обмен информацией. А информация, передающаяся от одного человека к другому, и есть содержание общения. Несмотря на то что человеческое общение является многопредметным и может носить самый разнообразный характер, оно может классифицироваться по своему содержанию.

Коммуникативная – это обмен информацией между теми, кто занимается совместной деятельностью. Интерактивная сторона общения является обменом не только словами, но и поступками. Перцептивная – это восприятие общающихся друг друга.

Когда люди начинают общаться, они преследуют определенную цель. То есть целью общения является то, ради чего оно затевалось, а значит, они могут быть самыми разнообразными. Например, цель общения может заключаться просто в нем самом. Или же в приобщении одной личности к точке зрения и опыта другой. Средствами общения являются те способы кодирования, передачи, обработки и расшифровки сведений, которые передаются в процессе общения. Они разделяются на вербальные или словесные, то есть те, что представлены речью, и несловесные средства, или невербальное общение, которые включают в себя жесты, мимику, интонациями, прикосновениями, взглядами и прочим.

Для ясности понимания друг друга людям необходимы невербальные средства общения. Естественно, невербальные проявления имеют отношение только для устного общения.

Невербальное общение может выразить противоречие между словами и поступками. Например, если вы знаете особенности общения с конкретным человеком, а он будет шутить и веселиться тогда, когда в душе он чувствует себя совершенно развитым, от вас это не укроется.

Кроме того, формы общения могут успешно взаимозаменять друг друга. Например, вместо того чтобы произносить какой-либо текст, можно использовать жест, заменяющий его. Так, вы можете сразу указать рукой направление, необходимое собеседнику, или пожать плечами в знак того, что вы не знаете ответа на поставленный вопрос. Крайне важно научиться уравновешивать в своем поведении и речи вербальные и невербальные средства общения. Похвально, если ваши навыки общения позволяют это сделать. Подобное равновесие позволяет максимально точно и полно доносить до собеседника необходимую информацию, а также понимать его ответное послание.

В жизни люди оценивают друг друга еще до того, как впервые заговорят. Поэтому можно создать впечатление суетливого человека или, наоборот, уверенного в себе, только одной позой или же походкой. Жестикуляция позволяет подчеркнуть смысл всего вышесказанного, а также расставить акценты и выразить ваше отношение к тому, что вы рассказали. Однако необходимо помнить о том, что, например, деловое общение не допускает того, чтобы речь сопровождалась лишними жестами. Кроме того, необходимо помнить, что в общении каждого народа существуют свои жесты, а общая для двух народов жестикуляция может трактоваться совершенно по-разному.

Итак, невербальные средства разговора. Пора дать им определение. Общение без слов разделяется на следующие четыре категории. Основной передатчик информации о человеке – это его лицо. Именно оно рассказывает о настроении, чувствах и эмоциях личности. Как говорил Толстой, глаза являются зеркалом души. Недаром многие тренинги и семинары на развитие понимания настроения детей начинаются с того, что участники учатся по фотографиям распознавать основные эмоции, такие как страх, удивление, тоска, гнев, печаль, радость и прочие. Эти два элемента общения как бы объединяют невербальные и вербальные средства общения. Именно с помощью различных интонаций, тембра, громкости, ритмики и тона голоса одна и та же фраза может звучать абсолютно по-разному, тогда как смысл информации меняется на прямо противоположный.

Коррекция коммуникативных нарушений детей с РАС играет важную роль для приобретения им нужных жизненных навыков. Оптимальным и проверенным вариантом для этого являются карточки PECS, разработанные в 80-х годах. С их помощью, а также правильно подобранных стимулов родители обучают ребенка взаимодействовать. Причем не стереотипно, а спонтанно.

Как работает коммуникативная система PECS

Здесь мы кратко рассмотрим суть данной методики, для того чтобы перейти к последующему описанию изготовления и использования карточек.

Назначение PECS

Не стоит преуменьшать назначение метода и сводить его лишь к развитию навыков речевого контакта. Так как выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Здесь идет речь не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.

Карточки PECS игрушки

Пример карточек PECS

Объясняется это тем, что все необходимые нормы человек усваивает с младенчества, начиная подражать элементарным проявлениям коммуникации, исходящей от родителя. Если изначально дети подражают мимическим выражениям лица с постепенным усвоением их смысла, то по мере взросления они повторяют более сложные действия по самообслуживанию, ведению бытового хозяйства и поведению в обществе. При нарушениях аутистического спектра наблюдаются полное или частичное отсутствие данного периода развития и соответственно невозможность вести полноценный и самостоятельный образ жизни во взрослом состоянии. То есть коррекции подвергается коммуникативная и речевая составляющая, всесторонне влияющая на жизнь человека.

Здесь также стоит развеять опасения родителей по поводу того, что PECS усугубляет стереотипность поведения и сводит все действия к поддержке картинками. При правильном применении системы наоборот развивается способность ребенка действовать спонтанно.

Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS

Помимо указанных причин для введения коррекционных программ стоит учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Дело в том, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов. Зачастую схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения. Поэтому система коррекции при помощи визуальных картинок является наиболее приемлемой.

Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходим поиск стимулов или действенных поощрений для конкретного ребенка. В данном случае поощрения изначально будут иметь элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.

Не стоит думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком.

Что представляют собой карточки PECS

Как мы уже поняли PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.

Набор PECS

Пример готовых карточек PECS

Картинки можно приобрести в готовом виде. Они могут несколько отличаться в зависимости от производителя. В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах.

Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Однако, лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Дело в том, что карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Они используются в течение каждого дня, поэтому могут приходить в негодность. В связи с этим лучше иметь возможность распечатать данную картинку вновь или иметь заготовленные изображения на хранении. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.

Карточки PECS фрукты

Картинки карточек PECS

Используемые в процессе обучения материалы:

Система коммуникативного обучения подразумевает не только наличие самих картинок, но и сопутствующих материалов и инструментов.

Изготовление карточек

Из-за постоянного использования карточек лучше распечатывать их на плотной бумаге либо приклеивать распечатанные (или подготовленные иначе) изображения на картонку. Многие принтеры могут распечатывать изображения на достаточно плотной бумаге. Оптимальный размер для изделий — 5 на 5 сантиметров.

Кроме того, в качестве карточек могут быть использованы различные логотипы и символы. Эффективными карточками могут выступать и реальные фотографии с участием ребенка, отображающие какие-либо действия (необходимость идти обедать, прием ванны и т.д.). Они максимально приближены к реальности, и ребенок воспринимает их легче.

Карточки PECS овощи

Картинки карточек PECS

Для лучшей сохранности карточек и соответственно долговременного использования рекомендуется их заламинировать. Сделать это можно на платной основе в соответствующих организациях (например, в фотосалонах). Услуга достаточно распространена. Альтернативой этому является приобретение собственного ламинатора, так как обучение при помощи карточек может длиться годами.

Если Ваш ребенок занимается при помощи PECS и вне дома на групповых занятиях со специалистом, а карточки при этом недостаточно уникализированы, то можно их подписать.

Хранение и использование

Использовать карточки PECS лучше вместе со специально изготовленной для этого папкой. Карточки могут быть разделены в ней на категории для более быстрого поиска. К тому же структурированность, как мы помним, является плюсом при работе с такими детьми. При этом лучше использовать актуальный на этапе обучения набор картинок с возможностью добавления новых страниц. Для этого нужно приобретать папку с подходящим креплением.

Папка для занятий

Папка для занятий с карточками PECS

Размещение в папке осуществляется при помощи липучки, прикрепляемой к странице и к карточке. Это позволит быстро и просто вынимать карточки PECS из папки и использовать их для занятия на столе или для того, чтобы принести родителям при спонтанной коммуникации. Данную липучку можно приклеить к странице полосками по всей длине или ширине. Такой способ будет более удобен ребенку для самостоятельного крепления карточек. Приобрести липучку можно в отделах галантереи, швейных магазинах и т.д. Далее в папке будет необходимо выделить отдельную страницу или две для формирования ребенком предложений при помощи картинок. Данные страницы могут использоваться для занятий, а также содержать постоянные на действующем этапе шаблоны предложений для ежедневных действий.

Кроме формирования папки, актуальным является использование доски для обучения. Она может быть также сделана самостоятельно с установкой на ней липучек. В данном случае необходимо внимательно следить за тем, чтобы липучки были везде размещены нужными сторонами.

Использование системы альтернативной коммуникации часто является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с аутизмом. Вследствие серьезных нарушений в развитии речи и коммуникации, аутичные дети затрудняются в общении с окружающими, и часто общение заменяется проблемным поведением. Система альтернативной коммуникации PECS предназначена для облегчения коммуникации для ребенка, и во многих случаях становится серьезным "катализатором", с помощью которого удается "запустить" речь, коммуникацию, навыки общения и уменьшить проблематичное поведение.

На практике введение системы PECS , несмотря на относительную простоту протокола обучения, бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. И, как и в большинстве случаев, причину этому находится не в затруднениях самого ребенка, а в неправильных действиях родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:

1. Страх. Многие родители весьма настороженно относятся к системе обмена карточками PECS . Опасение, что ребенок никогда не заговорит, приводит родителей к тому, что при малейшей неуспешности в приобретении данного навыка, обучение коммуникативной системе незамедлительно отменяется, и все возвращается к прежнему - долгим и изнурительным занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий, и проблематичному поведению, которое со временем только усугубляется. Данные опасения или даже страхи возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыказвукопроизношения приведет к общению. Но многие аутичные дети, после долгиx лет логопедических массажей и работы с разнообразными специалистами, научившись произносить звуки, слоги и слова, по-прежнему не используют их в спонтанной речи. Непонимание того, что система обмена карточками PECS является вспомогательным инструментом, с помощью которого ребенок учится ОБЩАТЬСЯ, и ни в коем случае не вредит никаким другим навыкам, а наоборот, способствует спонтанной речи - приводит к тому, что аутичный ребенок остается аутичным вне зависимости от того, как много он умеет повторять слов.

Закрепление

Данные действия часто приводят к тому, что ребенок обучается подавать карточки, но эти карточки абсолютно не связаны с его внутренней мотивацией. Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.

Дополнительный вид "не коммуникативных" действий закрепляется, когда ребенок бросает или небрежно подает карточку взрослому, но взрослый, несмотря на это, предоставляет ребенку тот предмет, который изображен на карточке. Важно учить ребенка правильно подавать карточку и ждать, когда "коммуникативный партнер"озвучит просьбу и предоставит желаемый предмет. Если ребенок бросает карточку, либо уходит сразу же после того, как подал ее – значит, у ребенка нет достаточно мотивации, и он недостаточно заинтересован в получении данного предмета.

На четвертом этапе важно учить ребенка указывать пальцем на карточки, которые расположены на полоске, для того, чтобы ребенок был сосредоточен на просьбе, и просьбы были коммуникативными (протокол PECS , стр. 162)

3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек. Второй этап обучения PECS не заканчивается никогда! Постоянная тренировка использования карточек в обиходе, с различного расстояния, обращения с просьбами к различным членам семьи, переход из комнаты в комнату и обращение с просьбами к сверстникам - все эти компоненты должны отрабатываться с большой щепетильностью. Понятно, что родителям и педагогам удобнее обучать за столом, а не бегать из комнаты в комнату с поощрениями, и направлять ребенка к карточкам. За столом все под контролем и все всегда под рукой! Но пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек - только на занятиях.

4. Ограниченная среда обучения. Не обучая на улице, в детском саду или у бабушки использовать карточки PECS , и ограничивая среду обучения лишь занятиями, либо квартирой, мы ограничиваем возможности ребенка общаться с окружающими, и тем препятствуем развитию и обобщению навыков общения.

Ведь о том, как учить ребенка пользоваться карточками PECS на улице - вообще и речи быть не может! Ведь нужно книгу брать с собой на улицу. И поощрения. Все это чрезвычайно сложно (для нас, педагогов!), и эта ситуация может привести к тому, что именно самые мотивационные стимулы для ребенка будут достигаться им с помощью нежелательного поведения - криков, бросания на пол, кусания, щипания, и т.д. Отсюда важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка в той среде, в которой он находится, для того, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях. Иногда карточки PECS становятся своего рода "меню" - возможностью выбрать желаемую еду или напиток. Родители и педагоги затрудняются расширить СВОЙ кругозор, и внимательно пронаблюдать за тем, что любит ребенок, и чем склонен заниматься, помимо потребления еды. Какие игрушки любит ребенок? Чем занимается в свободное время? Есть ли у него интерес к взаимодействию с окружающими, любит ли он музыку, мультики, или поиск сенсорных ощущений и стереотипичное поведение перекрывают все интересы? Достаточно ли часто проводится тестирование мотивационных стимулов? Если тестирование проводится редко, то самое время - начать его проводить. Многие педагоги и родители не хотят использовать непищевые поощрения, т.к. ребенок затрудняется отдавать игрушки назад, или прервать игру в компьютер. Но и над этим можно работать отдельно, и научить ребенка спокойно отдавать мотивационные стимулы, и секундой позже - просить их снова, с помощью карточек.

Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях

Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто заводит обучение PECS в тупик, и не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае ограниченный кругозор учителей сужает и так ограниченный круг интересов ребенка, и общение становится принужденным и бессмысленным.

6. Закрепление неправильной цепочки поведения. Использование карточек для общения не является природным ни для кого из нас. И ребенок, по старой привычке, может иногда забывать приносить карточку, и просить старым способом - подталкивая руку взрослого к желаемому предмету. В данной ситуации взрослый обычно отводит ребенка к карточкам, и помогает ему выбрать из карточек. После этого взрослый дает ребенку то, что он просил. Со временем эта ситуация начинает происходить все чаще и чаще, и ребенок уже никогда не приносит карточки изначально, а взрослый всегда направляет его к карточкам. В данном случае неправильная последовательность действий закрепилась, и ребенок перестал пользоваться карточками. Для того, чтобы скорректировать данную ситуацию, требуется возвращение ко второму этапу обучения, и закрепление навыка подачи карточек в пространстве и в различных ситуациях.

7. Зависимость от подсказок. Данная ситуация характерна тем, что ребенок начинает приносить карточки только после вопроса "Что ты хочешь?" или после инструкции "Неси карточку" или "Покажи мне". В такой ситуации инициатива ребенка полностью гасится зависимостью от словесных инструкций и подсказок, и это происходит потому, что взрослым трудно сдержаться и не использовать словесные подсказки на начальных этапах обучения PECS . Необходимо, чтобы в процессе обучения и "коммуникативный партнер", и помощник / "фея" терпеливо и МОЛЧА ждали инициативы ребенка, и произносили слова (озвучивали просьбу) только после того, как ребенок подал карточку. как же нам, взрослым, тяжело молчать! Но в данном случае это необходимо, чтобы реакция ребенка (подача карточки) перешла под контроль его внутренних стимулов - осознания желания, и не зависела от внешних стимулов (инструкций и подсказок взрослых).

8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. Родители и педагоги часто требуют от ребенка произнести слово или слог от наименования предмета, который просит ребенок. Или требуют сказать "Дай". Это приводит к тому, что подача карточек с одновременным произношением слов становится для ребенка слишком сложной реакцией, и ребенок начинает избегать использования карточек. Здесь важно набраться терпения. Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Пока у ребенка нет беглости в имитации, не имеет смысла требовать произнесения начальных звуков ("Лишь бы что-то сказал!"). Лучше работать над этими навыками параллельно, и в будущем объединить их в навык вокального общения. Но на данный момент не лишать ребенка возможности легко и просто общаться с окружающими - с помощью карточек.

9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек. Часто происходит так, что ребенок начинает слишком часто пользоваться одной из карточек, особенно на начальных этапах обучения PECS . Ребенок начинает обращаться с просьбами каждую минуту, и чаще всего, просит что-нибудь из еды. Родители, в таких ситуациях, чаще всего, удирают карточку с глаз долой, чтобы ребенок наконец успокоился, и перестал надоедать с просьбами.

Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек

На самом деле, вместо того, чтобы убирать карточку, нужно научиться говорить ребенку "Нет" - на его просьбы. Как и любой другой ребенок, аутичный ребенок может научиться, что иногда он может получить то что хочет, а иногда - нет. Можно использовать несколько техник, включая использование визуального расписания, в котором будет обозначено, когда он получит доступ к желаемому, или использовать карточку "Жди", или показать пустую коробку, и сказать, что закончилось, или. да, пережить истерику. Этот процесс обучения, для ребенка - спокойно реагировать на отказ, а для родителя - говорить "Нет", это натуральный процесс воспитания, и его не избежать, если нашей целью является обучение ребенка жить в социуме.

Обучение не по протоколу

10. Обучение не по протоколу. Протокол обучения системе альтернативной коммуникации PECS от Бонди и Фрост переведен на русский язык, и в доступе в книжных магазинах. На нужно изобретать велосипед, или выдумывать из головы различные методы и этапы обучения.

Все уже написано авторами и продумано в мельчайших подробностях. Последовательное обучение по протоколу позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для аутичного ребенка коммуникативным навыкам.

Читайте также: