Как сделать карьеру учителю
Эффективность профессиональной деятельности педагога тесно связана с его успехами в профессии, сего карьерой, которую понимают в двух смыслах:
Широкое понимание карьеры профессиональное продвижение, профессиональный рост, восхождение к педагогическому профессионализму, переход от одних уровней, этапов профессионализма к другим. В таком понимании - это путь восхождения учителя к своей профессиональной вершине. Результатом педагогической карьеры человека в этом случае является высокий уровень его профессионализма.
Более узкое понимание карьеры педагога - это его должностное продвижение (достижение определённого статуса в работе, занятие определённой должности) или путь, стремление к намеченному статусу ( социальному, должностному, квалификационному). Результатом этого вида карьеры является определённый статус в коллективе, должность. Например, директор школы или заместитель директора, учитель - методист, педагог - организатор.
Желательно, чтобы в работе учителя присутствовали оба рода карьеры, иначе диспропорция может вызвать некоторые деформации личности. Например, мотив личной карьеры может развиваться в ущерб мотиву творческого вклада в педагогическую профессию.
На карьеру педагога влияют, прежде всего, внутренние факторы - мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Как показали исследования, чем более зрелым является педагог как профессионал, как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. Важно укреплять у себя осознание высоких образцов педагогического труда и стремиться к их достижению.
Профессиональная жизнь педагога не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Она зависит от множества факторов, среди которых важное значение имеет возраст (см. приложение Б) педагога. Так учёные абстрактных наук (математика, теоритическая физика) создают свои лучшие работы в молодом возрасте. Специалисты чья деятельность связана с общением с другими людьми, достигают вершин профессионализма в зрелом возрасте на фоне накопления достаточного опыта. К числу последних относятся педагоги.
Для профессионально - возрастного развития педагога характерны вариативность, мобильность, отсутствии жесткой предопределённости.
Последние лет пять-семь в управленческих кругах довольно много говорят о том, что у учителя должна быть возможность выстраивать горизонтальную карьеру в школе. Далеко не все талантливые педагоги хотят идти на административные должности. Это и бумаги, и проверки, и непедагогические обязанности… Какие есть возможности выстроить профессиональный рост талантливых учителей? И какие при этом есть риски?
В последнее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации часто речь идет о том, чтобы ввести дополнительные должности в школе. Например, старший учитель. Но буду честной, я не очень верю в то, что есть некоторое одно решение, которое подошло бы всем школам на просторах огромной России. Скорее всего, это сведется к аналогу квалификационной категории и/или очередному забегу по сбору красивых бумажек в портфолио, чтобы получить некоторую прибавку.
На мой взгляд, первый принцип выстраивания горизонтальной карьеры — это их внутришкольная адаптация. В ограниченном пространстве школы значительно проще понять, сделано что-то или нет, без громоздкой отчетности, сбора портфолио и имитации бурной деятельности. Это позволяет выстраивать систему горизонтального роста на доверии и личной ответственности, а не отчетности.
Даже если более высокие статусы учителя будут в ближайшем будущем внедрены на федеральном уровне, ответственность каждой школы — наполнить эти звания чем-то значимым для школы, понятным и важным. Например, локальные акты позволяют ввести некоторый список обязанностей и вознаграждение за их исполнение.
Второй принцип — наличие конкретной цели и обязанностей новой должности. На мой взгляд, профессиональный рост будет значительно эффективнее, если он основан на договоренности учителя со своей школой (в частности — с администрацией) о конкретных измеримых обязательствах. Например, что педагог поможет, например, пяти своим коллегам улучшить уроки за счет еженедельной обратной связи или внедрить технологию Х в течение года.
Более высокая должность должна подразумевать более широкий спектр ответственности и обязанностей, а не просто демонстрацию признания, былых заслуг и высокий статус педагога.
Третий принцип — обучение учителей основам работы со взрослыми. Этот принцип кажется не самым очевидным. Однако обучение детей и обучение взрослых — это разные типы работы.
Чтобы быть педагогическим, методическим лидером, учителю нужно иметь знания и навыки, которые помогают в работе со взрослыми. Например, уметь вести развивающие беседы, создавать доверительную атмосферу, давать безоценочную обратную связь. Парадоксально, но взрослые гораздо более чувствительны к критике и уязвимы.
Для многих специалистов должность заместителя директора по учебной и воспитательной работе – настоящая мечта, которая лишь на первый взгляд кажется недостижимой. Безусловно, этот пост занимают люди достойные, чей профессионализм и опыт не оставляют никаких сомнений. Но все возможно! Рассказываем, что это за профессия, кто может ее получить, и какие на сегодняшний день существуют реальные способы для достижения карьерных целей в сфере образования.
Суть профессии и обязанности завуча
Второй человек по значимости после директора образовательного учреждения – завуч. Его обязанности соответствуют должностной инструкции и специфике той организации, в которой он трудится (школы, колледжа или вуза).
Завуч может осуществлять следующую работу:
Учебная деятельность – это подготовка расписания уроков, контроль за успеваемостью и посещением занятий.
Учебно-воспитательная работа – это методическая и воспитательная деятельность.
Научно-методическая работа – это планирование и контроль научной деятельности воспитанников.
Административно-хозяйственная работа предполагает организацию и развитие хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Главными задачами завуча будут не только обеспечить качественное образование учеников, но и контролировать деятельность преподавателей, помогать им в составлении планов занятий и необходимой документации, внедрять новые технологии и методы учебной деятельности, обеспечивать их профессиональный рост (аттестация, курсы повышения квалификации, оказание психологической поддержки).
Безопасность учащихся и педагогов – тоже в зоне ответственности заместителя директора. Именно завуч отвечает за все события, произошедшие в стенах учебного заведения, решает конфликтные моменты между учителями, учениками и их родителями, рассматривает все жалобы и претензии.
Стоит ли мечтать? Плюсы и минусы профессии
Зная обязанности завуча, мы видим, что эта должность предполагает колоссальную ответственность перед всеми участниками образовательного процесса и перед обществом в целом. Помимо этого, профессия завуча сложна еще тем, что он всегда загружен работой и не имеет права позволить себе расслабиться, ведь стрессовые ситуации и конфликты требуют принятия быстрого и конструктивного решения.
Но, как и в каждой профессии, помимо недостатков существуют и ощутимые плюсы:
возможность самосовершенствования и самореализации;
продолжительный отпуск в летний период.
Мы надеемся, что дали вам полную информацию о плюсах и минусах этой профессии. Хотите ли вы стать завучем – решать только вам! А мы расскажем, что для этого нужно предпринять.
Кто может стать заместителем директора образовательной организации?
Должность завуча требует определенных знаний и умений, это непростая и ответственная работа, которая подходит целеустремленным людям с сильными коммуникативными и организаторскими способностями.
Назначает на должность заведующего директор образовательного учреждения, предъявляя к кандидату следующие требования:
диплом о высшем образовании в области педагогики, менеджмента, экономики или управления;
стаж работы учителем или руководителем не менее 5 лет;
идеальное знание ФГОС;
умение организовывать и контролировать дидактическую и образовательную деятельность;
владение на высоком уровне теорией и методиками обучения и воспитания;
знание таких дисциплин как педагогика, психология, физиология.
Зачастую директор выбирает себе заместителя из числа действующих учителей, работающих в школе. Предпочтение отдается специалистам, которые отлично зарекомендовали себя за время работы, соответствуют квалификационным требованиям и имеют положительную характеристику. При выборе директор опирается на уверенность, что кандидат легко адаптируется к новой должности, поэтому заранее внимательно следит за педагогами, оценивает их компетенции и особенности личности.
Карьера в сфере образования
Существуют две траектории карьерного роста учителей – горизонтальный рост и вертикальный.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА – это продолжение профессионального развития, совершенствование умений и способностей в рамках своей существующей должности.
Горизонтальное продвижение может выглядеть следующим образом:
профессиональное: а) учитель; б) 1-я квалификационная категория; в) высшая квалификационная категория; г) магистр; д) кандидат наук; е) доктор наук; ж) преподаватель высшего учебного заведения;
методическое и практическое преподавание учебной дисциплины: а) учитель; б) учитель инновационных технологий; в) получение звания учителя года; г) руководство мастер-классом; д) руководство стажировкой; е) руководство методическим процессом школы; ж) председательство в методическом совете школы; з) руководящие позиции муниципальных, региональных уровней вне школы; и) практика лектора в сфере развития образования;
общественная деятельность: а) участник руководящих структур органов государственного общественного управления в школе или в муниципальных, региональных сферах; б) участник руководящих структур представительных органов.
Горизонтальный рост будет возможен при наличии следующих моментов: мнение руководящих сотрудников о потенциальных возможностях учителя, наличие положительных характеристик и научных заслуг, адекватная самооценка и активная творческая деятельность. Но главными катализаторами карьеры, безусловно, станут собственные цели и желания. Больше шансов будет у тех учителей, которые могут похвастаться результатами успеваемости своих учеников и регулярно участвуют в планировании и организации олимпиад, конкурсов, конференций.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ КАРЬЕРА – это шаги по служебной лестнице вверх, то есть от низших должностей до руководящих, с соответствующим ростом статуса, уровня ответственности и заработной платы.
Вертикальное продвижение выглядит так: а) учитель; б) завуч, помощник директора; б) директор школы.
Далее можно претендовать на должности руководителя муниципального и регионального органа управления сферой образования, работать в министерстве, стать министром образования.
Еще один вариант вертикального роста – открытие своего бизнеса по оказанию образовательных услуг.
Принято считать, что вертикальное и горизонтальное продвижение – это два разных пути, но по сути они имеют много общего, так как вызваны профессиональной организованностью и самостоятельностью самой личности. Педагог-карьерист однозначно находится на своем месте и стремится к совершенствованию.
Нужно сказать еще пару слов про условия, соблюдение которых со стороны руководства необходимо для успешной карьеры учителей. Ими будут:
регулярная стимуляция и мотивация педагогов;
оказание поддержки начинающим сотрудникам;
признание перед коллективом достижений выдающихся преподавателей.
8 методов получить должность завуча быстро
Рост в профессии нужен каждому из нас. Повышение уровня знаний дает нам ощущение стабильности, уверенности в себе и в будущем, способствует положительной самооценке. Для людей, которые работают с подрастающим поколением, это особенно важно, потому как работа над собой – сама по себе хороший пример для воспитанников.
Мы поделимся с вами топовыми советами, как ускорить свой карьерный рост в сфере образования.
Изучайте современные методики. И мир, и люди (как взрослые, так и дети) постоянно меняются, поэтому важным условием роста будет не только обновлять свои знания в теории и практике, но и внедрять в свою педагогическую деятельность инновационные мысли и способы подачи информации. Интересу учеников поспособствуют презентации, экскурсии онлайн, обучающие видео.
Повышайте квалификационный уровень. Качественно вести свою педагогическую деятельность и совершенствовать знания помогут специальные курсы повышения квалификации. Особенно привлекательно то, что сейчас существует удобный вариант учиться в режиме онлайн.
Проходите профессиональную переподготовку. Такие курсы дают возможность изучить еще одну дисциплину или получить диплом завуча. Освоив наш дистанционный курс профпереподготовки, вы узнаете, как управлять деятельностью образовательной организации, и научитесь качественно выполнять все обязанности заместителя директора, тем самым ускорив получение желаемой должности.
Участвуйте в научно-исследовательской работе. Высшим уровнем профессионализма является научная деятельность. Педагоги, которые при этом продолжают преподавать детям, будут быстрее замечены руководителями.
Будьте в курсе образовательных новостей. Чтение популярных изданий и сайтов, посвященных педагогике, рассказывают о новых идеях и методах. Такие платформы часто публикуют информацию о новейших технологиях, планы уроков, делятся эффективными сервисами, которые используют в работе учителя.
Перенимайте опыт у коллег. Можно договориться о посещении занятия более опытного педагога, послушать и попытаться перенять манеру изложения материала и общения с учениками.
Участвуйте в отечественных и международных семинарах. Прослушать выступление других педагогов или подготовить собственный доклад – это хороший шанс расширить свои перспективы для роста и повысить самооценку.
Помните, что главное в профессии педагога – это постоянное развитие и работа над собой. Если вы делаете это не только с мечтой о повышении, но еще и с искренним удовольствием – все козыри будущей карьеры у вас на руках.
Многое написано и сказано о том, каким должно быть наше образование, что необходимо убрать, а что привнести. Но кто будет это делать? Все эти благие намерения почему-то улетает в пустоту, не достигая адресата и в результате мы топчемся на месте либо деградируем.
Кто может и имеет право возглавить министерство образования и эффективно им управлять? Я считаю, что это должен быть преподаватель с несколькими высшими образованиями с опытом работы в образовательных учреждениях (дет.сад/школа/универ), а так же в сфере управления образованием - от директора школы или ректора ВУЗа до работы в департаменте и министерстве образования. Так, я считаю, должна выглядеть карьерная лестница каждого учителя. То же самое относится и к другим профессиям. Учителями должны управлять учителя, агрономами - агрономы, солдатами - солдаты, врачами - врачи. А у нас всеми ими управляют юристы и менеджеры. А потом мы удивляемся, откуда в стране такой бардак.
Имеешь ли ты нравственное право бездействовать? Конечно каждый решает это сам для себя и принуждать кого-то бессмысленно. Но может быть эта пассивность неспроста? Может быть эта пассивность и отрешенность от государственного управления является частью современной системы образования?
Пламенная речь, достойная выступления с большой трибуны.
kimdmitri, а у Вас уже есть предложения по улучшению государственного управления? Намечены пути? Вы готовы биться лбом в непробиваемую стену? В 23 года, может, это и кажется возможным. Только, глядя на молодых наших учителей ( а их не так много), я думаю, что они надолго не задержатся в школе. Во всяком случае, их эти вопросы не особо волнуют. . А Вы - учитель?
Вот в армии это (условно): призывник - солдат - лейтенант - капитан - майор - полковник - генерал - маршал
Какое-то странноватое у Вас представление о ранжире воинских званий. Перед лейтенантом есть еще прапорщики, а перед ними сержантские звания, всего, где-то, 7-8 ступенек. Очевидно, службу проходили заочно?
Какое-то странноватое у Вас представление о ранжире воинских званий. Перед лейтенантом есть еще прапорщики, а перед ними сержантские звания, всего, где-то, 7-8 ступенек. Очевидно, службу проходили заочно?
kimdmitri, а у Вас уже есть предложения по улучшению государственного управления? Намечены пути? Вы готовы биться лбом в непробиваемую стену? В 23 года, может, это и кажется возможным. Только, глядя на молодых наших учителей ( а их не так много), я думаю, что они надолго не задержатся в школе. Во всяком случае, их эти вопросы не особо волнуют. . А Вы - учитель?
Я не учитель, но проблемы образования меня волнуют. Лично у меня готовых предложений "по улучшению государственного управления" нет, но это не значит, что их не существует в природе и ничто не мешает взять их и внедрить, было бы желание и способности.
Про молодых учителей - очередной парадокс. Вот человек учится на водителя, сдает экзамены и идет работать водителем, учится на доктора - идет работать доктором, архитектор - архитектором, программист - программистом. А почему же в пед.универе дело обстоит ровным счетом наоборот? Ведь каждый год выпускается так много молодых преподавателей! Или это во всех образовательных учреждениях так? В итоге у нас водитель лечит людей, врач строит здания, а архитектор занимается программированием? Что получается? Бардак. И всем этим руководят юристы, экономисты и менеджеры.
Какое-то странноватое у Вас представление о ранжире воинских званий. Перед лейтенантом есть еще прапорщики, а перед ними сержантские звания, всего, где-то, 7-8 ступенек. Очевидно, службу проходили заочно?
Я же написал: условно. Если я скажу, что, например, автомобиль условно состоит из кабины, мотора, колес и руля, вы же не будете спорить и дописывать все остальные миллион деталей, которые я не написал?
И да, я в армии не служил - не прошел по здоровью.
Полностью с вами согласен, но дело даже не в этом. Солдат не получит звание выше старшего сержанта, прапорщик никогда не станет офицером (если конечно не закончит высшего военного училища, сейчас это кажется называется военным институтом). Поэтому правомерным является рост: Курсант- лейтенант- ст. лейтенант- капитан и тд.
Вот именно, что "прапорщик никогда не станет офицером, если не закончит высшего военного училища". Рядовой учитель тоже не сможет стать министром образования, если не получит необходимого второго, третьего и даже четвертого образования, если не будет останавливаться на достигнутом и всегда двигаться вперед (вверх) по карьерной лестнице.
А управление образованием - это не учительская карьера. Как-то я рядом два этих слова вообще не вижу (учитель - карьера)
Вот и плохо, что не видите. А, если управление образованием - это не учительская карьера, то чья? Какой ВУЗ и факультет нужно закончить, что бы работать в сфере управления образованием? Достаточно ли выучиться на менеджера и экономиста, что бы лезть в образование? Будет ли такой "специалист" компетентным в том, чем пришел управлять? Очевидно, что нет.
Другой вопрос: А чему вообще может научить молодой преподаватель детей? В этом плане он ограничен ВУЗовской подготовкой и образовательной программой. Сказано учить "от сих до сих", будь добр учи. Шаг вправо, шаг влево - расстрел. Совершенствуйся, но в рамках программы. Учи, а остальное тебя не касается. Маленькая зарплата? Смирись. Не можешь повлиять на систему? Смирись. Знаешь, как сделать лучше? Напиши книгу и пусть она затеряется на полке с подобными изданиями. Карьера в образовании - это не для тебя. Знай своё место и учи. А "что" и "как" мы тебе скажем. Не нравится? Вали.
Исторически преподаванием занимались лучшие, одаренные представители общества, те у кого был необходимый опыт и способность свои знания передать другим. Такие люди в обществе ценились. Сейчас педагогов специально готовят. Само по себе это ни хорошо, ни плохо. Лишь бы готовили хорошо. На деле имеем плачевную картину. Есть такое выражение: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Это мы наблюдаем в нашей системе образования. Покуда "слепые" менеджеры будут вести "слепых" преподавателей, наши дети никогда из той ямы, куда их завели такие вот ведущие, никогда не выберутся. А дети, как говорится, - наше будущее.
Читайте также: