Как сделать из школы лицей

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 02.09.2024

Победы учеников на всероссийских/международных олимпиадах, ЕГЭ на сто баллов и прямая дорога в лучшие вузы страны, толпы родителей, желающих устроить свое чадо в 'крутую' школу. Что стоит за всем этим? Об этом я и хочу рассказать и обьяснить, почему нужно сто раз подумать перед тем как отдать туда своего ребенка, раз уж учился 6 лет(в трех разных классах) в том же лицее, что и автор поста в заголовке, и испытал все на себе.
Вообще, 31 лицей, да и любая другая школа для 'гениев' это свой мирок, отличный от остальных. Начнем с того, что большинство учащихся в лицее считают себя избранными.
(За примером идти далеко не надо - автор сам называет свой лицей 'топовым в стране' в комментах, хотя обьективно это не так.
А вот наш препод в универе, закончивший упомянутый лицей лет двадцать назад, упоминает его каждые 10 минут('а вот в 31 лицее это проходили. ', 'а вот мы там. '). В общем, это надолго). В жизни тяжело найти более тщеславных людей, чем 'лицеистов'
Итак, самый большой кошмар для 'избранных' - исключение из лицея и вылет в 'обычную', 'для дебилов', школу.(собственно, лица тех, кого выгнали, выражали полное отсутствие жизненного смысла и потерянность). Это происходит потому, что школа становится делом всей жизни(весь жизненный успех вертится вокруг нее). Уже не нужно иметь какие-то хобби, социализироваться, ведь ты и так крутой! Ты учишься в лицее! А родители, естественно, это мнение поддерживают, запихнули сына в крутую школу, и ладно, свое дело сделали(ты только учись, сынок, и все будет хорошо), а что у него в душе происходит(может, ребенок от первой любви страдает, или его гопники с соседней школы избивают, ведь он 'ботан') - на это всем насрать. А к чему это приводит - был наглядный пример несколько лет назад(ученик повесился, хотя с учебой было все ок). Ну а у меня лично регулярно были дома дикие скандалы, ведь отдали меня в лицей без моего желания по стопам брата, и конечно, я должен был быть не хуже во всем.
Стоит упомянуть о том, что травля 'омежек', алкоголь, курево и прочие 'радости' школьной жизни были развиты в лицее гораздо сильнее, чем в обычной хорошей школе. Происходит это потому, что лицей - такая же крайность, как и очень плохая школа по месту жительства(только с другой стороны), и в нем куча злых людей с напряженной ситуацией в семье, комплексами, мажоров(которые знают, что останутся безнаказанными), ну и просто потерявших адекватность из-за упомянутого 'ощущения избранности'. Лично в нашем классе(в одном из них, я был во многих) практиковалось употребление алкоголя под партой прямо на уроках и порча имущества лицея(просто достала обстановка вокруг). Вы можете сказать - не нравится - уходи, только вот родители, отсутствие знакомых и хобби за пределами лицея превратят жизнь в ад. (жизнь в ОБЫЧНОЙ школе за неимением социальных навыков и кажется адом в такой ситуации. Получилось так, что уйдя из лицея после 9 класса, мы с одноклассниками пошли в одну школу и один и тот же класс, ходили стайками, ни с кем не общались, и все считали нас ненормальными, усугубляло ситуацию то, что особо упоротые из нас(пробитые 'лицеисты') ржали над 'тупостью' новых одноклассников и тех, кто учится в новой школе)
Некоторые сцены из лицея напоминали сон - у человека отбирают телефон прямо за школой, а одноклассники смотрят на это, снимают на видео и ржут. Другого человека избивают толпой и издеваются над ним, пока никто не видит. Третьего гнобит не только класс, но и классный руководитель настраивает всех против него дабы 'сплотить класс'. Не буду подробно рассказывать о том, что в нем училось несколько реально сумасшедших и опасных для общества людей, которых нужно было лечить. Полная деградация личности во имя математики и физики. А еще можно вспомнить про эпатажные 'уходы из школы' и возвращения директора (вроде, 3 раза подряд). Короче, некоторые воспоминания напоминают мне 'зеленого слоника'(ощущение того, что все тут поехавшие).
Ну а теперь поговорим о главном - об олимпиадах и достижениях лицея! Собственно, олимпиадники - это лишь малая часть от всех учащихся(самые способные, старательные). Остальные лишь серая масса. Для них, конечно создают условия. Только вот мой друг, выступавший на олимпиадах(был одним из лучших в лицее), был выгнан из лицея из-за того, что у него появились новые увлечения и программирование он бросил. Началась его травля со стороны учителей, подозрения в том, что с ним что то не так и он сошел с ума, в итоге, его выгнали после 9 класса, завалив на внутришкольных экзаменах(ясно, что эти экзамены-ничто для олимпиадника с хорошими успехами. Просто как раз тогда был случай с повесившимся учеником, и учителя реально боялись, что то же сделает и мой друг, и поспешили избавиться от 'отработанного материала')***.
Затем в другой школе и институте он продолжил заниматься и имеет успехи, как и я, только в другой сфере(спорт). В общем, нужно радоваться, что нам удалось вырваться из этого кошмара, социализироваться, найти себе занятие и быть счастливыми(хотя первые пару лет было очень тяжело найти в себе силы жить нормальной жизнью).
Всем спасибо за прочтение, рассказал лишь малую часть, будут вопросы - отвечу в комментах.

Школа — это учебное заведение для получения общего образования. Гимназия и лицей — это школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но только ли этим отличаются три типа образовательных организаций; школа, лицей и гимназия: в чем их разница.

Чем отличается школа от гимназии и лицея

Отличие гимназии от школы

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов различия постепенно стираются, но пока еще присутствуют. Чем отличается гимназия от обычной школы:

Таблица: сравнение школ и гимназий

Что сравниваем Школа Гимназия
Нагрузка в школе В соответствии с возрастом учеников Повышенная
Длительность уроков 40-45 минут Пары из сдвоенных уроков по 45 минут
Наличие углубленного изучения предметов Только в старших классах в некоторых школах Есть
Вступительные экзамены Собеседование для определения уровня знаний. Отказать в приеме на основании плохо пройденного испытания нельзя Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание
Переводные экзамены Нет Есть. В случае неудачно сданного экзамена из гимназии могут отчислить
Выпускные экзамены ЕГЭ ЕГЭ, иногда внутренние экзамены по профильному предмету
Программа обучения Единая, разработана Минобразования Собственная на основе программы Минобразования

Гимназия и школа: сходство

И в гимназии, и в школе ребенок может получить хорошие знания. В обоих случаях результат зависит от желания ученика, от его мотивации (в этом значительную роль играют родители). Новые ФГОС уменьшили разницу в образовательных программах между двумя видами учреждений: каркас знаний, которые даются ученикам, теперь одинаковый.

Чем отличается школа от гимназии и лицея

Куда отдать своего ребенка

Специалисты советуют не спешить. К моменту поступления в первый класс не всегда можно определить, к чему склонен малыш. Кто он? Будущий технарь, а может, гуманитарий? Захочется ли ему углубленно изучать в гимназии те или иные предметы? Выход простой: начальную школу лучше освоить в обычном общеобразовательном учреждении. Наблюдайте за успеваемостью вашего ребенка; за тем, что его больше интересует; находите для него тесты, с помощью которых можно определить наклонности. А уже потом решайте: оставить его в школе или отдать в гимназию.

Чем лицей отличается от школы

Есть и еще один тип ОУ: лицей. Обычно считают, что это то же самое, что и гимназия. Но это не так. Отличие гимназии от лицея и школы в том, что в гимназии углубленное изучение гуманитарных предметов. Лицей же имеет больше техническую направленность: математическую, например. Иногда лицеи открываются при вузах, некоторые уроки там ведут преподаватели из университета.


Обучение в школе - важный этап жизни каждого человека. Он занимает от 9 до 11 лет. И за это время могут меняться различные жизненные обстоятельства - качество образования в учреждении, место жительства ребенка и так далее. Иногда приходится задумываться над тем, как перейти в другую школу. Изначально процедура кажется невообразимой, трудной, порой невозможной. В реальной жизни все не так страшно, как кажется. Главное - заранее подготовиться к процедуре. Ниже будет представлена информация о том, как свести хлопоты по переводу в новое учебное заведение к минимуму.

Как правильно перевести ребенка в школу

Когда можно уйти

Как перейти в другую школу? Задумываться над подобным вопросом необходимо заранее. Например, сначала придется выяснить, в какой момент возможна смена образовательного учреждения.

Законодательство РФ разрешает в любой момент сменить школу. Это может быть и начало года, и его конец, и середина. Причем любой класс. Все зависит от жизненной ситуации.

Важно: психологи и учителя не рекомендуют менять школу под конец года или к ее окончанию. Это дополнительный стресс для ребенка, который может отразиться на успеваемости.

Куда перейти

Перейти в другую школу в середине года можно тогда, когда в классах выбранного образовательного учреждения есть свободные места. В противном случае придется подыскивать другое место обучения ребенка.

Выбрать школу для получения несовершеннолетним среднего образования законные представители могут самостоятельно. Желательно останавливаться на учреждениях по месту жительства семьи.

Заявление на отчисление и перевод

При этом придется учесть, что все образовательные учреждения выдвигают свои требования к успеваемости учеников. Например, кто-то набирает исключительно отличников. В зависимости от подобной особенности будет меняться шанс успеха на перевод в ту или иную школу.

Инструкция по переводу

Что нужно, чтобы перейти в другую школу? Для начала рассмотрим ситуацию со сменой образовательного учреждения в середине года или обучения (не выпускные классы). Это самый запутанный процесс, но именно он встречается в реальной жизни чаще всего.

Руководство по смене образовательного учреждения выглядит так:

  1. Подобрать школу, в которую ребенка могут принять.
  2. Сходить в "новое" образовательное учреждение и написать прошение о переводе.
  3. Принести в школу некий пакет справок для проверки успеваемости несовершеннолетнего. О нем немного позже.
  4. Пройти испытания перед принятием ребенка в школу. Иногда этот этап не нужен.
  5. Получить согласие на принятие ребенка в новое образовательное учреждение.
  6. Написать заявление в "старой" школе об отчислении в связи с переводом. Придется подтвердить факт принятия несовершеннолетнего другим образовательным учреждением.
  7. Забрать документы ученика и принести их в "новую" школу.

На этом этапе можно считать операцию оконченной. Отныне понятно, как правильно перейти в другую школу. Обычно проблемы возникают на этапе подготовки документов и при подборе хорошего образовательного учреждения. Более того, сейчас мест в классах для перевода очень мало. И далеко не все школы готовы пойти на такой шаг.

Документы для перевода среди года

Как перейти в другую школу? Если осуществляется перевод ребенка после 9 класса, можно просто обратиться с некоторым пакетом справок в то или иное образовательное учреждение. Специально отчисляться с прежнего места получения среднего образования нет никакой необходимости.

Паспорт гражданина РФ

Предположим, что ребенок учится в начальном или среднем звене, либо операция будет осуществляться в середине учебного года.

Подобная ситуация предусматривает подготовку следующих бумаг для "новой" школы:

  • личное дело ученика;
  • табель успеваемости;
  • выписки с текущими оценками ребенка;
  • заявление от родителей на зачисление в новое место обучения;
  • награды и грамоты, позволяющие продемонстрировать умственное и физическое развитие ребенка;
  • справку с места жительства несовершеннолетнего;
  • любые документы, указывающие на наличие льгот при зачислении в школу;
  • свидетельство о рождении ученика (может быть заменено на справки об усыновлении);
  • паспорт родителя-заявителя.

Все указанные выписки представляются вместе с их копиями. Взамен на них родителям выдадут согласие на принятие нового ученика в школу. Этот акт придется приложить к заявлению на перевод, подаваемому в "старом" учебном заведении.

Договор на платные образовательные услуги

Для выпускного класса

Перейти в другую школу в 9 классе - это рисковый шаг. Связан он с тем, что ребенку предстоит подготавливаться к экзаменам. Перевод из школы в школу вынудит несовершеннолетнего подстраиваться под новые требования образовательного учреждения, что создаст дополнительную нагрузку. Поэтому лучше подождать до 10 класса.

Предположим. что родители решили зачислить несовершеннолетнего ребенка в 10 класс в новую школу или лицей. Тогда нужно взять с собой и отнести директору:

  • паспорт ребенка;
  • личное дело;
  • свидетельства о сдаче ЕГЭ (ГИА, ОГЭ);
  • школьный аттестат за 9 классов;
  • награды и дипломы, доказывающие развитие несовершеннолетнего;
  • заявление на зачисление в тот или иной класс;
  • идентификатор личности родителя-заявителя;
  • справку о рождении ученика или его усыновлении.

Свидетельство о рождении ребенка

Медицинская карта - нужна ли?

Разбираясь с тем, как перейти в другую школу, часто можно услышать о необходимости прохождения обязательного медицинского осмотра несовершеннолетним, а также о подготовке медкарты ученика. Действительно ли эти процедуры нужны?

Раньше - да, они были обязательны. Теперь родители могут не отчитываться перед школами о состоянии здоровья несовершеннолетних. Поэтому медкарту приносить нет необходимости. Это можно сделать по личному желанию.

Важно: если у ребенка есть какие-то заболевания, рекомендуется принести соответствующие справки от специалистов. Например, рекомендацию по дальности расположения ребенка от доски. Это поможет не навредить несовершеннолетнему при обучении.


Требуют СНИЛС - что делать?

Перейти в 11 классе в другую школу можно в любой момент, но это не самое лучшее решение. Как поступить, если при зачислении в образовательное учреждение требуют СНИЛС?

Страховое свидетельство не входит в перечень обязательных документов для перевода или зачисления ребенка в образовательные учреждения того или иного типа. Поэтому можно смело ссылаться на действующее законодательство РФ.

Если в принятии в школу отказывают из-за непредставления СНИЛС, нужно требовать письменный отказ с обоснованием решения. Все просьбы лучше фиксировать. Ничего не помогло? Самое время позвонить в Министерство образования с жалобой на директора выбранной школы.

Прививки и перевод - могут ли запретить

Немало вопросов сегодня при зачислении в школу вызывают прививки. Образовательные учреждения часто отказывают в принятии ребенка в качестве ученика при отсутствии прививочного сертификата.

Родителям стоит знать, что подобное деяние незаконно! В России вакцинация - дело добровольное. Более того, родители не обязаны отчитываться во всех подробностях о состоянии здоровья ребенка. Обычно достаточно справки от фтизиатра или результатов ТБ-спота (теста на туберкулез). С прививками эти выписки ничего общего не имеют.

Заключение

Табель успеваемости

Все указанные ранее советы и рекомендации помогут родителям правильно подготовиться к переводу в другое образовательное учреждение. Такая практика встречается все чаще.

Вообще, перевод из школы в школу - серьезный удар для ребенка. И к нему нужно подходить с особым вниманием. Лучше переводить несовершеннолетнего в другое образовательное учреждение в начале года. Ближе к концу обучения рекомендуется оставить подобную затею. Более того, иногда в школах просто не хватает мест для учеников, а также родителям могут отказать по причине плохой успеваемости несовершеннолетнего.

Ученики лицеисты в форме на торжественном мероприятии

Юридический статус лицеев сегодня

Как работают современные российские лицеи

Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.

Особенности учебного процесса

Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.

Расширенные программы

Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.

Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.

Профили

Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:

  • технический (информатика, IT, программирование, робототехника);
  • физкультурно-спортивный (волейбол, танцевальный спорт, общефизическая подготовка, футбол, атлетическая гимнастика, баскетбол);
  • естественно-научный (физика, математика, химия);
  • социально-педагогический (история цивилизаций, русский и английский языки, речевая культура, социокультурная адаптация, обществознание, бизнес, экономика);
  • туристско-краеведческий (краеведение).

Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.

Ранняя профориентация

Интернаты

Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.

Качество образования

Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.

Условия поступления

Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.

Материальное оснащение

Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.

Плата за обучение

Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.

В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:

  • дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
  • учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
  • десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).

Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.

Профессиональные лицеи

В 90-е и нулевые лицеями стали называться не только многие школы, но и ПТУ – учреждения начального профессионального образования, куда можно было поступить, окончив лишь 8 классов, и получить специальность рабочего или служащего. Однако в 2012 году понятие начального профессионального образования из закона исчезло, а многие лицеи превратились в колледжи и техникумы. Некоторые же былое название сохранили, но относятся, как и последние, к профессиональным образовательным учреждениям. Например, петербургский Индустриально-судостроительный лицей открылся еще в 1975 году именно как профтехучилище (ПУ-116) и сегодня считается одним из лучших учреждений профессионального образования по подготовке судовых механиков. С годами перечень специальностей расширился: теперь здесь обучают в том числе парикмахеров, поваров, печников, штукатуров, – всего доступно 14 профессий. В зависимости от направления, учиться можно на базе 8, 9 или 11 классов. Вступительных экзаменов нет, прием ведется на основании заявлений, что роднит лицей с его предшественником – ПТУ. Хоть учреждение и относится к числу профессиональных, поступившие после 8 и 9 классов одновременно с ремеслами осваивают и школьную программу. Подобные учебные заведения сегодня и юридически, и фактически близки к колледжам и техникумам, а потому могут преобразовываться в них, не меняя существенно собственную структуру.

В России существуют разные образовательные учреждения, в особенностях которых хорошо разбираются не все. Так, многие родители не знают, чем отличается лицей от гимназии, ошибочно думая, что в первом случае получают техническое образование, а во втором — гуманитарное. На самом деле это не совсем так.

Общее образование можно получить и в средней общеобразовательной школе (СОШ), но почти каждый родитель считает своего отпрыска умным и способным ребенком, поэтому старается пристроить его в такое учебное заведение, где уровень полученных знаний будет выше. Но там и нагрузка на учеников значительно больше, поскольку практикуется углубленное изучение предметов.

Гимназия 1517 :: Гимназия - ON-LINE

Ступени образования в России

В России существуют следующие ступени образования:

  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее (полное) общее;
  • начальное профессиональное.

Право получить любое из вышеуказанных образований имеет каждый гражданин РФ. Наряду со ступенями установлены образовательные цензы (уровни). Начального образования в этом списке нет. Первые 3 позиции соответствуют ступеням образования: основному общему, среднему общему, начальному профессиональному.

  • среднее профессиональное;
  • высшее профессиональное;
  • послевузовское профессиональное.

Другими словами, самый первый образовательный этап — это дошкольное образование, дающее возможность подготовить ребенка к СОШ. Способные ученики могут продолжить обучение в гимназии или лицее. После окончания 9 класса появляется возможность получить профессиональное образование в профильном училище, став, например, токарем или машинистом тепловоза.

А можно поступить в колледж, продолжая получать теоретические знания. После 11 класса выпускники, как правило, стремятся отдать документы в ВУЗ или университет, чтобы пройти обучение и получить диплом специалиста с высшим образованием.

После института самые способные студенты заканчивают аспирантуру, идут в академию, защищают кандидатскую диссертацию и получают ученую степень. Так что, образовываться можно очень долго, было бы желание и способности, а учебных заведений в России хватает.

Презентация на тему: Система образования в федеральном законе «Об .

Чем отличается лицей от гимназии

Отличие лицея от школы заключается в более высоком уровне образования, которое чаще всего является профильным.

От гимназии он тоже отличается целым рядом специфических особенностей:

  • технический профиль;
  • приоритетное значение практических занятий;
  • выпускник получает профильные знания и определенную специальность;
  • занятия ведут педагоги ВУЗа;
  • принимают детей после 7—8 класса;
  • выпускники имеют преимущество перед сверстниками из общеобразовательных школ при поступлении в ВУЗ.

Некоторые лицеи заключают договор с ВУЗом, согласно которому выпускники сразу становятся второкурсниками института.

чем отличается лицей от школы

Обычное школьное образование

Среднее образование считается в России обязательным, поэтому получить его должен каждый гражданин РФ. Это базовый уровень знаний, получив который, каждый решает сам, продолжать его дальше или начать осваивать рабочую специальность. Любой из вариантов имеет свои преимущества.

Сколько лет учатся в школе

Все ученики обязаны закончить 9 классов. Дальше перед школьниками встает выбор: посещать школу дальше или продолжать получать образование (а зачастую и профессию) в другом месте — профессиональном училище или колледже. Обычно после того как часть девятиклассников покинет школу, из двух девятых классов формируют один 10-й. Оставшиеся школьники учатся дальше.

Помимо обязательного посещения уроков, в школе работают кружки, спортивные секции, факультативы, где ребята могут собраться по интересам, а также подтянуть успеваемость по отдельным предметам, например, иностранному языку. В спортзале после уроков школьники совершенствуют свои навыки в определенных видах спорта.

Общеобразовательная школа — это первая ступень на пути становления личности, предоставляющая школьникам широкие возможности.

Преимущества среднего образования:

  • получение базовых знаний по общим предметам;
  • уроки физкультуры формируют и развивают тело;
  • школьники учатся коммуникабельности;
  • формируется умение жить в коллективе и работать в команде;
  • культпоходы, выезды на природу, викторины и конкурсы, спортивные состязания сплачивают класс;
  • в процессе обучения ученики определяются с жизненным выбором.

Что читают старшеклассники?

Качество среднего образования в России

В эпоху СССР образование было предметом гордости советского государства. Сейчас об этом можно только вспоминать. Качество образовательного процесса сильно упало в современной России. Со времен Советского Союза в стране многое поменялось. Коснулось это и школы. Другими стали дети, ушли на пенсию педагоги старой закалки.

Изменилось и отношение учеников к педагогам. Никто уже перед ними не трепещет, как раньше. Нравы стали более свободными, а чувство ответственности у детей притупилось. Все это не лучшим образом сказалось на уровне российского среднего образования, и предложенные реформы плачевное состояние не улучшили.

отличие гимназии от лицея

Где продолжить образование после школы

Выпускникам 11 класса открыты все пути. Большинство стараются поступить в институт. Если большой уверенности в своих знаниях нет, лучше подать документы в колледж. Учиться можно как в российских ВУЗах, так и в зарубежных учебных заведениях. Одни выбирают Кембриджский или Оксфордский университет, другие — Сорбонну в Париже. Есть и другие варианты.

В последние десятилетия в России появилось много высших учебных заведений на платной основе, которые выдают своим выпускникам дипломы, которые нигде не котируются. Администрация таких академий и университетов просто собирает со студентов деньги.

Чтобы не попасть впросак, нужно предварительно собрать информацию об институте, где собирается учиться выпускник школы. Поступать необходимо только в сертифицированные ВУЗы, поскольку у псевдозаведений в любой момент могут отозвать лицензию, и диплом выпускника станет недействительным.

Поступление на платную основу | Легкая учеба

Гимназия

В СССР подобных заведений, бывших при царе, уже не было. Зато они стали появляться, как грибы после дождя, в условиях современной России. Сейчас уже трудно отыскать хотя бы один город в нашей стране, где гимназии отсутствуют. Статус их выше, чем у обычных школ, поэтому они и стали популярными.

История происхождения

Любые физкультурные занятия, которыми занимались мальчики, в древние времена назывались гимнастикой, будь то верховая езда, фехтование или кулачный бой.

Постепенно стали добавляться и другие дисциплины:

  • математика;
  • риторика;
  • музыка;
  • танцы;
  • гигиена.

В 16 веке средние школы для мальчиков вели обучение в Голландии, Австро-Венгрии, Германии, других европейских странах. В России гимназии появились только в 18 веке при царе-реформаторе Петре I. Первая из них открылась в 1701 году в Москве. Основал ее лютеранский пастор Эрнст Глюк.

Задачи

Цель современных заведений с петровских времен изменилась, но определенные направления остались.

Сейчас гимназия решает следующие задачи:

  1. Дает возможность широкого естественно-математического и гуманитарного обучения в формате высшей школы.
  2. Обеспечивает индивидуальное развитие личности, наклонностей, способностей и интересов учащихся.
  3. Формирует общую культуру личности на основе учебных программ.
  4. Прививает нормы общечеловеческой морали и навыки нравственного поведения.

что такое шг

Направленность

В начале 20 века гимназии в России имели разную направленность. Одни относились к Министерству народного просвещения, другие — к ведомству императрицы, третьи работали в частном порядке.

Среди множества заведений выделялись:

  • реальные;
  • военные;
  • коммерческие;
  • женские.

Современная гимназия, основанная на научном подходе и преемственности поколений, проповедует принципы индивидуального вектора развития, гуманизма в обучении и воспитании гимназистов.

К основным направлениям учебного процесса относятся:

  1. Изучение в совокупности художественной, материальной и духовной культуры для определения и развития у гимназистов определенных способностей.
  2. Минимум знаний (госстандарт) дает педагог, максимум, в соответствии со способностями и потребностями, определяет сам ученик.
  3. Подключение регионального компонента для привития школьникам уникальной культуры (сибирской, казанской, уральской и т. д.)
  4. Признание самоценности личности и гармонизации интересов коллектива.
  5. Приобретение навыков коммуникации и умения работать в творческой команде.

Отличие диплома

По окончании обучения гимназистам выдают точно такой же диплом, как и выпускникам СОШ. Но разница все же есть. По результатам поступления в ВУЗы формируются рейтинги гимназий. Если заведение находится в ТОП-20, статус его выпускников автоматически повышается. К таким абитуриентам в высших учебных заведениях относятся с уважением.

Есть и еще один плюс. Гимназисты имеют всестороннее образование с углубленным изучением русского языка, литературы и других школьных предметов гуманитарного направления. Обладая обширными знаниями, они без труда поступают в большинство российских вузов, что подтверждает статистика. Да и в институте им учиться легче, чем выпускникам СОШ.

О гимназии - ГУО Гимназия №1 г.Лида

Лицей

Наряду с гимназиями, в России много и не менее популярных лицеев, в которые родители с удовольствием отдают своих детей. Учеба в этом заведении тоже сопряжена с повышенными нагрузками, ведь школьникам, помимо общеобразовательной программы, нужно еще очень многое усвоить.

Когда появились лицеи

В то время лицеистов можно было встретить также в ряде стран Западной Европы, Африки, Латинской Америки. В дореволюционной России было всего 7 лицеев со сроком обучения от 6 до 11 лет. За это время учащиеся проходили программу обучения средней и высшей школы.

В основном в таких заведениях готовили будущих государственных чиновников. Самый известный из лицеев — Императорский Царскосельский, где получали знания Пушкин и Салтыков-Щедрин. Современные лицеи имеют с дореволюционными мало общего.

В большинстве своем в подобных заведениях получают среднее образование, но иногда так называют и бывшие ПТУ (профессионально-технические училища), и школы узкой специализации:

  • информационно-технологические;
  • художественно-эстетические;
  • медико-биологические;
  • юридические.

чем отличается гимназия от школы

Профессиональные направления

Как правило, лицей имеет инженерно-техническое направление. Его задача — готовить инженерные кадры для предприятий и компаний: будущих конструкторов, технологов, проектировщиков. Значительная часть заведений практикует физико-математическую специализацию.

Помимо узкоспециального, есть и другие профессиональные направления:

  • работа с одаренными и мотивированными учащимися;
  • создание индивидуальных образовательных маршрутов;
  • внедрение программ профобучения с возможностью получения в процессе обучения квалификационных категорий по профессиям;
  • укрепление сотрудничества с вузами – партнерами;
  • развитие информационных технологий в воспитательной и образовательной сферах.

С какого класса берут и как учат

В лицей поступают учащиеся, окончившие 7—8 классов средней школы. Большинство из них уже определились с выбором будущей специальности и хотят заняться углубленной подготовкой для поступления в ВУЗ. Если у ребенка крепкое здоровье и сильное желание стать в будущем высококлассным инженером, лицей для него — оптимальный вариант.

Упор в данном заведении делается на точные науки. Большое внимание уделяется математике и физике. Приоритетное значение отдается практике. Уроки ведут лучшие учителя, досконально знающие свой предмет. Часто это педагоги из ВУЗов. В процессе обучения лицеист развивается не только профессионально, но и как личность.

Особенность диплома

С дипломом лицея можно поступить сразу на второй курс технического ВУЗа. Считается, что уровень знаний лицеиста соответствует знаниям первокурсника, а иногда этот уровень и выше. Если такой возможности у института нет, абитуриенты-лицеисты поступают на общих основаниях, но условия поступления для них все равно более лояльные.

Схожие черты гимназии и лицея

Иногда данные заведения называют школами городского набора (ШГН). Они считаются более приоритетными, элитными, чем обычные средние школы.

Несмотря на принципиальные различия, гимназии и лицеи имеют много общего:

  • сохраняется основная школьная программа;
  • конкурс при приеме педагогов на работу;
  • углубленное изучение учащимися дисциплин;
  • спонсоры, обеспечивающие заведение всем необходимым;
  • диплом о среднем образовании;
  • упрощенные условия при поступлении в ВУЗ.

чем отличается лицей от гимназии (главный ключ)

Лучшие заведения в России

Четвертое место застолбил Президентский физико-математический лицей № 239 из Санкт-Петербурга. На пятой строчке расположился Физико-математический лицей № 31 из г. Челябинска.

Почти все остальные места достались заведениям из Москвы. Четыре строчки в рейтинге достались лицеям из города на Неве.

Из других российских городов в ТОП-30 попали:

  • лицей при ТПУ г. Томск;
  • СУНЦ НГУ г. Новосибирск;
  • Югорский физико-математический лицей-интернат г. Ханты-Мансийск;
  • Лицей №130 имени Академика М. А. Лаврентьева г. Новосибирск;
  • Мордовский республиканский лицей для одаренных детей г. Саранск;
  • Лицей №153 г. Уфа.

Видео

В этом видео девушка делится своим ученическим опытом. Она последовательно занималась в обычной школе, гимназии и лицее.

Читайте также: