Как сделать историю интересной

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 31.08.2024

Сторителлинг — это искусство рассказывания историй в виде выступления или текста (видеоролик, подкаст, офлайн-выступление, текст на сайте, в рассылке). Он применяется от лица компании, руководителя, сотрудника, которые рассказывают истории, чтобы вызвать доверие у клиента, создать крепкие отношения и качественную коммуникацию.

Эта статья о том, как с помощью сторителлинга получить прибыль, как применять метод сторителлинга и где обучиться эффективно рассказывать истории.

Сторителлинг используют как метод привлечения клиентов, элемент продаж, способ выстраивания диалога с потребителем, позиционирования компании и бренда, создания и поддержания репутации. Сторителлинг — метод, который ненавязчиво в развлекательной форме поможет донести до потребителя нужную информацию.

История, рассказанная в формате видео, может дать клиентам максимум информации и помочь сделать выбор. LavkaLavka — фермерский кооператив, заявивший о себе простыми видеороликами, показывающий лица компании, ее смысл и ценности. Это увеличило объемы продаж на 30% и помогло наладить необходимые деловые контакты.

Слушатели самостоятельно делают выводы из истории, вычленяют мораль, и именно она будет для них ценной и весомой, благодаря тому, что была добыта самим слушателем.

Благодаря интересной истории, ассоциациям с героем и эмоциональной вовлеченности история и идея запомнятся надолго.

Пол Смит провел более трехсот интервью с генеральными директорами и владельцами компаний в 25 странах мира и выделил 10 видов историй, которыми руководитель может заявить о себе и компании. Если вы еще не используете в развитии своего бизнеса сторителлинг, то вы можете рассказать свою историю сейчас по этому списку:

  • Основание компании, как появилась потребность, родилась идея;
  • Как стремитесь к изменениям, почему не можете стоять на месте;
  • Куда идете;
  • Стратегия, как планируете идти к цели;
  • Во что верите (ценности);
  • Кому служите (клиенты);
  • Что делаете для клиентов (продажи);
  • Чем отличаетесь от конкурентов (маркетинг);
  • Почему руководитель руководит именно так (история философии лидера);
  • Почему у вас будет интересно работать.

Евгений Демин, основатель компании-производителя зубной пасты Splat, в продвижении своего дела не ограничился одной историей — ежемесячно он пишет письма с историями своим покупателям и рассылает внутри упаковки пасты. Это сторителлинг в формате личного дневника.

В компанию приходят ответы от покупателей с благодарностями и историями.

Для установления прочных отношений с клиентами используйте не только свои истории, но и истории о проблемах клиентов, о том, как коммуницировали с ними и преодолели сложности. Это поможет отработать возражения клиента, рассказать об опыте использования продукта и укрепить ваши отношения.

Майк Адамс рекомендует рассказывать о том, как ваша компания вела себя уже после заключения контракта при наступлении форс-мажорных обстоятельств — истории о вашей надежности по отношению к клиентам.

Чтобы заниматься сторителлингом, надо научиться замечать те истории, которые потом будете рассказывать. Если вы умеете рассказывать истории, но вам не хватает вдохновения или возникают проблемы с новыми темами, с построением структуры истории, то вам подойдут:

  • Колода лидерских историй — состоит из 27 карт с видами историй, целями применения, вопросами для добычи истории, структурой истории и примерами. Колода поможет поэтапно составить историю и соединить истории под конкретную задачу и для сильного выступления.

Если у вас пока не получается рассказывать истории, то есть обучающие онлайн-программы:

    с мировыми лидерами сторителлинга — интервью на английском языке с 24 профессионалами на темы: как донести идеи без манипуляций, какие рассказывать истории, чтобы стать лучшим продавцом, о природе лидерства, как помочь клиенту купить и о многом другом.
    по бизнес-сторителлингу — 27 спикеров и интервью на темы: как найти сильные истории, как общаться ненавязчиво, мотивировать, запоминаться и добиваться результатов, как сделать историю компании рабочим инструментом, 5 ключей для создания эмоциональной связи с клиентом, 7 типовых сюжетов историй и другие темы.
    от Skillbox — 4 месяца, 3 882 рублей, темы курса: структура повествования, работа с драматургическими приемами, визуальные образы, уверенное выступление перед аудиторией, управление эмоциями аудитории. от Нетологии — 7 недель, 16 900 рублей, темы курса: работа со структурой текста и сценария, как создавать видеоистории, находить общий язык с читателем, разбираться в драматургии и управлять эмоциями читателя, адаптировать сторителлинг к задачам бизнеса. — 5 лекций за 5 000 рублей, 10 лекций за 15 000 рублей, лекции по 1,5 часа, темы курса: как создать по настоящему хорошую историю, какие методы создания историй существуют, и как их применять в работе, как применять сторителлинг в кейсах, статьях, постах, видео и других форматах, как использовать сторителлинг в работе с продающим контентом. от Hedu — 2 месяца, 8 уроков, 4900 рублей темы курса: поиск и формированию целей и стиля, алгоритм проверки текста, речевые упражнения, как описать свой бизнес живо, используя композиционные приемы, как находить болевые точки аудитории и давить на них, способы монетизации сторителлинга. от Big Tomorrow — 6 недель, 27 000–38 000 рублей, темы курса: как выбрать тему истории, сюжет, подготовка текста к публикации, авторский стиль, писательские страхи, общение с аудиторией. от 4brain — 5 недель, 20 уроков по 15–25 минут, 1990 рублей, онлайн-программа о том как красиво писать, понимать психологию, создавать истории, оформлять рассказы, избегать ошибок, создавать свой стиль.


Любая история состоит из двух составляющих - фабулы и сюжета.

Фабула - то что произошло. А сюжет - это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее.

Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.

Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей. Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.


С чего начать разработку сюжета

Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти "36 драматических ситуаций". Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее.

В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют?

Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя.

Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете. Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия.

Следующее, с чем важно определиться - это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.

Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале.


На чем строить сюжет?

У главного героя появляется проблема - внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели.

Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить.

За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это.

К слову, зрителю нравятся истории с припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное - эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.

Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?

С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.


Главный герой в фокусе

Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы?

Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе.

Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.

Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус - смелость, скромный борется со стеснением и т.д.

Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.


Основные сюжетные приемы

Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт - это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.

В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его.

В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит - момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.

Сцены

Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации. Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое - на крыше дома, например.

Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать.

Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее.

Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там, где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее.

Настоящее искусство рассказчика - в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами.

Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете - что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию. А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого.


Структура

Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.

Очень важное для кино правило - показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда. Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам.

Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.

Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется "случайная статья" и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет.


Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете.

Сценарий - это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.

И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.

Соавтор(ы): Dan Klein. Дэн Кляйн — специалист по импровизации, преподающий в Стэнфордском университете на кафедре театра и сценического искусства, а также в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Преподает импровизацию, креативность и сторителлинг студентам и организациям со всего мира более 20 лет. Получил степень бакалавра в Стэнфордском университете в 1991 году.

Вы оказались в группе людей на вечеринке или пытаетесь начать речь или презентацию и хотите рассказать смешную историю. Но вы беспокоитесь о том, чтобы преподнести ее смешно и интересно, а не скучно или глупо. Немного практики и уверенности, и ваша аудитория непременно будет смеяться!

Изображение с названием Tell a Funny Story Step 1

  • Объяснение должно быть как можно более коротким и метким. Оно должно фокусироваться на теме или идее, поскольку история должна быть увлекательной и предельно понятной.

Изображение с названием Tell a Funny Story Step 2

  • Крутой поворот в истории или элемент неожиданности, как правило, становятся хорошей кульминацией.
  • Определение кульминации поможет вам связать дополнительные детали и построить ситуацию так, чтобы она привела к взрыву смеха.

Дэн Кляйн — специалист по импровизации, преподающий в Стэнфордском университете на кафедре театра и сценического искусства, а также в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Преподает импровизацию, креативность и сторителлинг студентам и организациям со всего мира более 20 лет. Получил степень бакалавра в Стэнфордском университете в 1991 году.

Как создавать истории. Сторителлинг, изображение №1

Чтобы создать цепляющую историю, не нужно становиться профессиональным писателем или сценаристом. Мы разобрались в ключевых принципах, которыми пользуются создатели историй в Disney, Pixar и Голливуде и собрали их в большой ультимативный гид. Сторителлинг — это не сложно. Убедитесь сами!

Что такое сторителлинг

Сторителлинг (storytelling) — это умение рассказывать истории. За этим простым на первый взгляд определением кроется много нюансов. Мы все рассказываем друг другу истории и общаемся при их помощи, но вместе с тем не каждый устный рассказ или статья в интернете становятся историей.

Получается, что сторителлинг — это не просто рассказ о каком-то событии. Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. Для хорошей истории важны сразу несколько составляющих — конфликт, герои и мир вокруг них. Разберем их по порядку.

Как рассказать интересную историю

Придумать идею

Главное, с чего стоит начинать работу над историей — это идея. Сильная идея помогает связать в одно целое все части истории и донести до аудитории главную мысль. Такая идея учит, показывает и объясняет. Это короткая, но емкая мысль, которая останется в умах людей. Вот несколько знаменитых идей из кино, мультфильмов и книг:

— мы никогда не знаем, на что способны, пока не попробуем (серия книг о Гарри Поттере)

Чтобы научиться замечать сильные идеи и придумывать свои, можно потренироваться находить их в любимых фильмах и книгах.

Придумать героя

Чтобы создавать таких персонажей, сценаристы пользуются разными способами. Кто-то пишет биографию героя, кто-то собирает списки из внешних и внутренних качеств.

Есть два популярных и действенных способа придумать героя — это мысленно застрять с ним в лифте и представить, что берете у него интервью. Первый метод позволяет представить характер и поведение героя в неожиданной ситуации. Что бы сделал ваш герой, окажись он в запертой кабине лифта? Может быть, он стал бы кричать, бить руками в дверь и вызывать экстренные службы или потратил бы это время на чтение книги?

Второй способ с интервью дает возможность узнать героя поближе в спокойной обстановке. Представьте, что разговариваете с героем в приятном тихом местечке и попытайтесь разузнать как можно больше интересных подробностей его жизни: где он родился и вырос? С кем дружил? О чем мечтает?

Понять, что нужно герою

Желания и потребности героя помогают сформировать его характер и понять мотивацию. Мотивация героя позволяет ему двигаться вперед, это топливо для сторителлинга.

Чего хочет Джек Воробей? —— Вернуть Черную Жемчужину. Чего хочет Питер Пэн? —— Никогда не взрослеть. Чего хочет Джеймс Бонд? ——Победить злодеев.

Придумать желания и потребности героя можно при помощи пирамиды потребностей Маслоу, которую часто используют в сторителлинге писатели и сценаристы. Суть теории Абрахама Маслоу в том, что обычно люди удовлетворяют первым делом самые основные потребности, например, в пище и безопасности, а затем более сложные нужды — в любви, принадлежности и уважении.

Придумать мир

Когда идея, герой и его потребности готовы, можно придумывать мир, в котором существует герой. Мир — это всё окружение героя, набор правил и ограничений, которыми мы руководствуемся в этой истории. Иногда мир — это временной отрезок, в момент которого происходит история.

Миру не обязательно быть очень сложным. Для начала подойдет обычный сеттинг, описание обстановки, в которой происходит действие и существует герой. Чтобы потренироваться, можно описать свой собственный мир: дом, улицу, город и людей, которые его наполняют — друзей, знакомых и просто прохожих.

Придумать логичную структуру

Структура — это краткое содержание того, как развивается история персонажа в мире. Мы все используем структуру, когда хотим пересказать события или содержание книг и фильмов.

Структура помогает навести порядок в истории и превратить сторителлинг в законченное произведение. Это такой каркас, на который можно добавлять нужные события и героев, и избавляться от лишнего.

Чаще всего при разговоре о структуре сюжета можно встретить термин трехчастной структуры. Проще говоря, это начало истории, середина и конец. На первую часть обычно приходится введение и начало истории, во второй рассказываются все главные события, а третья показывает аудитории результат этих событий и дает выводы о них.

Создатели мультфильмов студии Pixar в курсе по сторителлингу рекомендуют пользоваться развернутым вариантом трехчастной структуры:

  • Однажды.
  • Каждый день.
  • До тех, пор пока однажды не произошло.
  • Из-за этого.
  • Из-за этого.
  • Из-за этого.
  • И вот наконец.
  • И с тех пор.
  • Мораль этой истории —

Если дополнить эти предложения действиями героев и событиями, можно создать интересную структуру для сторителлинга, действие в которой будет развиваться по нарастающей и приведет к кульминации и интересной развязке. Такой метод подойдет для придумывания художественных и развлекательных историй.

  • Who — кто сделал
  • What — что сделал
  • When — когда сделал
  • Where — где это произошло
  • Why — почему это произошло

Создать завязку

Завязка, или инициирующее событие — это тот момент в истории, который нарушает равновесие в жизни героя и заставляет его действовать. Чаще всего это какое-то неожиданное и неприятное событие, например, поломка автомобиля в канун поездки или потеря ключей по дороге домой.

Иногда завязки в истории приносит сама жизнь, их не нужно искать, остается только рассказать о них. Но в случае, если завязка нужна, придумать ее поможет конфликт в истории.

Найти конфликт

Если спросить любого писателя о том, что такое сторителлинг, то он сразу же начнет рассказывать про конфликт. Конфликт — это главное противоречие, с которым сталкивается герой, и которое мешает ему добиться желаемой цели. Без конфликта не получится создать историю.

Драматурги выделяют три основных вида конфликта:

  • человек против общества
  • человек против себя
  • человек против стихии.

Конфликт, в котором герой противостоит обществу — это сторителлинг о контрасте характеров, ценностей и идей. Такие конфликты захватывают внимание, потому что близки и понятны каждому из нас. Все мы однажды кому-то противостояли, и в процессе этого многое узнавали о себе самих. Так же было с героями книг Джоан Роулинг, поэтому они стали близкими друзьями для миллионов детей во всем мире.

Конфликт человека и стихии — это основа практически всех фильмов об апокалипсисе и космических саг. Благодаря стихии интерес аудитории не утихает до самого конца.

Придумывать конфликты нелегко, но вот несколько простых трюков, которые помогут создать интересный конфликт:

Продумать препятствия

После завязки истории самое время дать героям как следует попотеть на пути к цели. Препятствия помогают раскрывать характер персонажей, добиваться от них важных для хода истории поступков и держат аудиторию в напряжении до самого конца.

Важно, чтобы все препятствия в истории были сложными, но выполнимыми, иначе интерес к истории пропадет. К примеру, нет смысла заставлять детей строить космический корабль, но можно представить, что им нужно построить песчаную крепость, чтобы победить соперников.

Препятствия — это вторая из трех частей структуры в сторителлинге. Препятствий может быть несколько или одно, главное, чтобы они подталкивали героя к решению проблемы, учили и развивали его.

Полоса препятствий — это не обязательно большой жанр и сложный жанр. Иногда такие сюжеты можно рассказать за пару минут. Например, в музыкальном клипе группы Blur пакетик молока разыскивает одного из участников группы и по пути сталкивается с разными опасностями и даже успевает влюбиться и пережить пару трагедий.

Придумать кульминацию

Все препятствия приводят героя к кульминации истории — главному решению или событию, которое меняет все. Это может быть победа в финальной битве над злодеем, осознание истинных чувств, спасение от проклятья или возвращение героя домой.

Сторителлинг в кульминации должен быть эмоциональным и захватывающим, ведь это то, чего аудитория ждала с самого начала. Чаще всего это какое-то конкретное действие героя, его поступок, который показывает аудитории его трансформацию.

Создать сильную кульминацию можно только заранее зная, чем завершится сюжет. Этот момент лучше всего придумывать уже на этапе конфликта, идеи или героя.

Не забыть о концовке

Конец истории — это не только разрешение всех конфликтов и логическое завершение повествования, это еще и способ рассказать об уроках и опыте, которые извлекли герои в процессе.

Главное правило хорошего конца в сторителлинге — постараться сделать развязку логичной и основанной на поступках героев.

Рассказывать о том, что близко

Как бы хорошо ни была структурирована история, ничто не сделает ее более захватывающей и привлекательной для других людей, чем личный опыт и переживания автора.

Многие режиссеры, сценаристы и писатели нашли вдохновение для своих лучших историй в событиях из детства и своей обычной жизни, а иногда и из других книг и фильмов, которые чем-то отозвались в душе авторов. Например, Харуки Мураками пишет о памяти как о главном мотиваторе для творчества:

Натолкнуть на идею для истории может и обычная работа, вокруг которой всегда происходит много интересного и появляются необычные люди.

Собирать идеи, фотографии, зацепки и вдохновляющие моменты можно при помощи мудбордов. Этот инструмент сам по себе может похож на сторителлинг, но в случае с большими историями может стать удобным способом организованно хранить эмоции и впечатления. Попробуйте создать свой первый мудборд по любимому фильму или книге при помощи бесплатных шаблонов Canva, это очень просто.

Еще один способ собрать все идеи воедино — ментальная карта. Читайте нашу большую статью по майндмэппингу и запасайтесь лайфхаками!

Использовать разные форматы

Сторителлинг это искусство и процесс одновременно, поэтому не стоит озадачиваться какими бы то ни было строгими правилами и рамками. Если история получается интересной, значит, цель достигнута! И неважно, что это — плакат, комикс, фильм, серия фотографий или захватывающий текст.

Учитывать мнение с разных сторон

Сторителлинг — это отличный способ рассказать историю с разных сторон и показать ситуацию глазами разных персонажей. Благодаря этому сторителлинг часто используются в журналистике и документальном кино.

В случае, когда точек зрения несколько и это важно для повествования, можно дать голос тем, кто лучше разбирается в сути истории — очевидцам, экспертам или пользователям продукта.

Нигерийская писательница Чимаманда Нгози Эдичи всю жизнь сталкивается с шаблонами и предрассудками разных культур друг о друге, и рассказывает в короткой лекции о том, почему это плохо и как с этим бороться при помощи искусства и сторителлинга:

Узнать мнение окружающих об истории поможет обратная связь. Покажите вашу историю близким и хорошим знакомым и попросите их описать свои мысли и впечатления от нее. Спросите, понятна ли главная идея, вызывают ли сопереживание главные герои? Собранный таким образом фидбек поможет найти ошибки и нестыковки в сторителлинге и улучшить его.

Избавиться от перфекционизма

Перфекционизм не помогает ни в одном деле, и он точно не помогает создать интересную историю. Сторителлинг — это процесс ошибок, развития и познаний, и ни один писатель или творец не создавал свои знаменитые произведения с первого раза. Из ошибок и случайностей можно извлечь массу опыта и вдохновения!

Практикуйтесь и не бойтесь создавать несовершенные истории, возможно, что именно в них получится вложить больше всего жизни и смелых идей.

Не бояться провала

Неудачи случаются в любом деле, а сторителлинг — это прекрасный плацдарм для ошибок.

Не страшно, если первые опыты в сторителлинге окажутся не такими захватывающими как хотелось бы. Создавать и рассказывать разными способами интересные истории — это большой навык, который требует отработки.

Начать с малого

Чтобы преодолеть страх пустого листа, можно начать осваивать сторителлинг с уже знакомых или небольших жанров — заметок, фотоисторий или даже презентаций и попытаться определить в них структуру, главную идею и набор характеристик персонажей.

Важно помнить, что сторителлинг это только один из многих инструментов общения с аудиторией, и вовсе не обязательно использовать его постоянно. Хорошие истории объединяют и развлекают людей, поэтому пусть они станут приятным дополнением как для вас, так и для вашей аудитории.

Читайте также: