Как сделать исторические задачи

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 01.09.2024

Георгии? Жуков – известный советский военачальник, Маршал Советского Союза, четырежды Герои? Советского Союза. Карьера Жукова началась в усл.

Сталин - один из самых влиятельных и противоречивых руководителей Советского Союза. С его деятельностью связано множество процессов и событи.

На экзамене вам попадется либо ТРИ процесса (нужно выбрать один) , либо ТРИ личности (нужно выбрать одну). Распределения по векам нет, все 3.

Олег Вещий – правитель Руси в 879-912 гг. С его деятельностью связаны образование Древнерусского государства, присоединение славянских плем.

Иван Грозный - один из самых знаменитых и противоречивых правителей в истории России. Он правил в 1533-1584 гг. , и время его правления было.

Причины: 1) полководческий талант и стратегия русских военачальников (Румянцев, Суворов, Ушаков и др.); 2) ослабление Османской империи.

Причины: - Изначально Земские соборы основной целью своего появления имели поддержку самодержавной власти. Однако по мере укрепления самод.

Барклай-де-Толли – знаменитый полководец русской армии, на счету которого десятки успешных сражений. Михаил Богданович участвовал в таких в.

Аргумент для Руси: В 988 г. византийский император попросил у Владимира Святославича военную помощь в подавлении восстания, в обмен на это.

Аргумент для Древней Греции: В древних Афинах существовало Народное собрание, в компетенцию которого входили обязанности по принятию тех и.

4. Названия тем и количество часов на их изучение по классам. Целесообразность последовательности тем в программе. Соответствие содержания программы ФГОСу.

5. Предлагаемые виды учебной деятельности: последовательность, целесообразность.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и возможности реализации в программе

7. Материально-техническое обеспечение программы

8. Основные достоинства и недостатки.

Обязательно наличие выводов!

Правильность 0-2 балла,

Глубина 0-2 балла,

При анализе учебников заполняется следующая таблица:

Обязательно наличие выводов!

Правильность 0-2 балла,

Глубина 0-1 балл,

Полнота 0-1 балл

Выберите одно или несколько понятий курса и рассмотрите этапы его формирования от 1 к 4 классу по одному из УМК, заполнив таблицу:

Этап развития понятия Содержание понятия Объекты, на основе которых развивается понятие Учебные темы класс

Правильность -1 балл,

Задание по ТК Разработка фрагмента урока, на котором реализуется один из этапов формирования обществоведческого понятия.

Критерии оценки:

Соответствие поставленной задаче формирования обществоведческого понятия– 1 балл,

Целесообразность последовательности, содержания материала фрагмента -1 балл

Рациональность выбранных методов, приемов и средств обучения- 2 балла

Научность содержания – 1 балл

Оригинальность методической разработки – 1 балл

Научитесь решать исторические задачи:

- Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.

- Перечень исторических событий в их временной последовательности.

- Последовательность событий или появления чего-л. во времени.

4. Наша эра. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

5. Лента времени. Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

6. Век (столетие) — единица измерения времени, равная 100 годам.

7. Тысячелетие - десять веков составляют тысячелетие.

Год-условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.

Способы решения исторических задач и правильное их оформление

При решении исторических задач необходимо:

1. Знание исторических событий (даты).

2. Внимательно читать условие задачи (внимание).

3. Умение считать.

4. Аккуратность при оформлении задачи .

5. Помнить основное правило летоисчисления (счета лет в истории).

Запомни. Счет лет в нашу эру (н.э.) ведется от меньшего числа к большему, а счет лет до нашей эры (до н.э.) ведется в обратном порядке, т.е. от большего числа к меньшему.

Типы исторических задач:

Первый тип исторических задач.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Второй тип исторических задач.

Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва ?

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - делим линию времени на 2 части - до н.э. и н.э., так как события происходили в разные эры;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

490г. до н.э. + 2013г. н.э. = 2503 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2503 г. т.н.

Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)


Старинные задачи позволяют не только развить смекалку и сообразительность, но и почувствовать прикосновение других эпох, порадоваться пришедшему решению точно так же, как когда-то, быть может, радовались наши предки. Наши предки умели думать и решать задачи. Очень многие сказки воспевают смекалку и скорость мышления, благодаря которым герои обретают счастье. Такие качества, как сообразительность, оригинальность слова и дела, уникальность и мастерство всегда были и будут в цене. Конечно, задач и головоломок за века было придумано неисчислимое множество, и я специально отобрал лучшие из них.

Содержимое разработки


Введение Увлечение математикой часто начинается с размышлений над какой-то особенно понравившейся задачей. Она может встретиться и на школьном уроке, и на занятии математического кружка, и в журнале или книжке. А меня очень заинтересовали старинные задачи, с которыми мы столкнулись на уроке математики. И я решил узнать о них больше. Старинные задачи пришли к нам из глубины веков, от наших предков. Разные народы нашей планеты придумывали их, оттачивали условия и логику заданий. Они неизбежно остроумны и занимательны, в них собраны замечательные находки многих поколений.

Увлечение математикой часто начинается с размышлений над какой-то особенно понравившейся задачей. Она может встретиться и на школьном уроке, и на занятии математического кружка, и в журнале или книжке. А меня очень заинтересовали старинные задачи, с которыми мы столкнулись на уроке математики. И я решил узнать о них больше. Старинные задачи пришли к нам из глубины веков, от наших предков. Разные народы нашей планеты придумывали их, оттачивали условия и логику заданий. Они неизбежно остроумны и занимательны, в них собраны замечательные находки многих поколений.

Старинные задачи позволяют не только развить смекалку и сообразительность, но и почувствовать прикосновение других эпох, порадоваться пришедшему решению точно так же, как когда-то, быть может, радовались наши предки. Наши предки умели думать и решать задачи. Очень многие сказки воспевают смекалку и скорость мышления, благодаря которым герои обретают счастье. Такие качества, как сообразительность, оригинальность слова и дела, уникальность и мастерство всегда были и будут в цене. Конечно, задач и головоломок за века было придумано неисчислимое множество, и я специально отобрал лучшие из них.

Старинные задачи позволяют не только развить смекалку и сообразительность, но и почувствовать прикосновение других эпох, порадоваться пришедшему решению точно так же, как когда-то, быть может, радовались наши предки. Наши предки умели думать и решать задачи. Очень многие сказки воспевают смекалку и скорость мышления, благодаря которым герои обретают счастье. Такие качества, как сообразительность, оригинальность слова и дела, уникальность и мастерство всегда были и будут в цене. Конечно, задач и головоломок за века было придумано неисчислимое множество, и я специально отобрал лучшие из них.

Еще в древние века математика занимала основное место в умах ученых и благодаря сохранившимся рукописям у нас есть возможность проследить за развитием математической мысли и возможность прорешать старинные задачи и сравнить их решение с современным решением. Цель исследования: выявление роли и места старинных задач в современном мире, рассмотрение различных способов решения старинных задач. Задачи исследования: исследовать решение старинных задач методом перебора; методом подбора; методом предположения, алгебраическим способом; наглядно-геометрическим способом исследовать старинный способ решения задач на сплавы и смеси.

Еще в древние века математика занимала основное место в умах ученых и благодаря сохранившимся рукописям у нас есть возможность проследить за развитием математической мысли и возможность прорешать старинные задачи и сравнить их решение с современным решением.

Цель исследования: выявление роли и места старинных задач в современном мире, рассмотрение различных способов решения старинных задач.

Диофант

Его называют

отцом алгебры

Диофант умел решать

очень сложные уравнения,

он применял для этого

буквенные обозначения

и другие приемы.

Биографические данные

зашифрованы в виде

математической задачи,

начертанной на его гробнице .

Жизнь Диофанта . По преданию, на могильном камне имелась такая надпись:

После определения числового выражения - переход на следующий слайд (верхняя кнопка)

Лео?нтий Фили?ппович Магни?цкий (9(19)июня 1669- 19(30)октября 1739)

Магницкий Л.Ф. (при рождении Телятин)-

русский математик, педагог;

преподаватель математики в Школе

математических и навигацких наук

в Москве (с 1701 по 1739),

автор первой в России учебной

энциклопедии по математике

более ста лет являлась основным

учебным пособием по математике

40-30 30-5 Задача 1 . Смешивая 5% и 40% растворы кислот, необходимо получить 30% раствор. В каком соотношении их необходимо взять? Параметры конечного продукта Параметры исходных продуктов Доли исходных продуктов в конечном продукте 5% 1-ый продукт 10 частей 30% 25 частей 40% 2-ой продукт Соотношение первого и второго растворов – 10:25 или 2:5.

Задача 1 . Смешивая 5% и 40% растворы кислот, необходимо получить 30% раствор. В каком соотношении их необходимо взять?

Параметры конечного продукта

Параметры исходных продуктов

Доли исходных продуктов в конечном продукте

Соотношение первого и второго растворов – 10:25 или 2:5.

Задача 1а. Смешивая 5% и 40% растворы кислот, необходимо получить 30% раствор. Сколько грамм каждой кислоты необходимо смешать, чтобы получить 140 г 30%- ого раствора? Решение: Сколько всего частей? 2 + 5 = 7(ч) Сколько грамм приходится на одну часть? 140 : 7 = 20(г) Сколько грамм 5%-го раствора взять? 2 · 20 = 40(г) Сколько грамм 40%-го раствора взять? 5 · 20 = 100(г) Ответ: для получения 140г 30%-ного раствора нужно взять 5%-ного раствора 40г, а 40%-ного - 100 г.

Задача 1а. Смешивая 5% и 40% растворы кислот, необходимо получить 30% раствор. Сколько грамм каждой кислоты необходимо смешать, чтобы получить 140 г 30%- ого раствора?

Ответ: для получения 140г 30%-ного раствора нужно

взять 5%-ного раствора 40г, а 40%-ного - 100 г.

Математика в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Решение задач различными способами способствует углублению знаний, логического мышления, расширяет кругозор.

 Ознакомление с историческими фактами позволяет лучше понять роль математики в современном обществе, углубляют понимание изучаемого раздела программы. В результате изученной темы было выяснено, что существует множество методов различных старинных задач. Естественно, все их виды рассмотреть невозможно. Также мы научились правильно анализировать задачи и решать их разными методами (путём составления уравнений, т.е методом ложного положения, методом полного перебора вариантов и т.д) и разными способами: алгебраическим и арифметическим (старинным). Арифметические способы решения текстовых задач имеют больший развивающий потенциал, чем универсальный алгебраический способ решения. В наше время предпочтение отдаётся алгебраическому способу.

Ознакомление с историческими фактами позволяет лучше понять роль математики в современном обществе, углубляют понимание изучаемого раздела программы.

В результате изученной темы было выяснено, что существует множество методов различных старинных задач. Естественно, все их виды рассмотреть невозможно. Также мы научились правильно анализировать задачи и решать их разными методами (путём составления уравнений, т.е методом ложного положения, методом полного перебора вариантов и т.д) и разными способами: алгебраическим и арифметическим (старинным). Арифметические способы решения текстовых задач имеют больший развивающий потенциал, чем универсальный алгебраический способ решения. В наше время предпочтение отдаётся алгебраическому способу.


-75%

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку логические задания предназначены для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что является одним из требований ФГОС к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Выполнение логических заданий предполагает становление целого комплекса умений связанных с обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации. В статье предлагается большое количество практического материала, который можно использовать учителям истории при подготовке к урокам.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Одной из главных задач российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования, развития и становления личности, способной жить в изменяющемся информационном мире. Важнейшим условием решения этой задачи является применение учителями в своей педагогической практике современных образовательных технологий. [1]

Современный учитель истории должен не только передавать информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и работать над формированием у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, критически оценивать исторические события, анализировать письменные источники, аргументировать свою позицию. Кроме того, над учителем довлеет ответственность за сдачу обучающимися ЕГЭ, где школьники должны показать не только знания, но и обладать общеучебными и специальными учебными умениями и навыками. В последнее время в погоне за результатами ЕГЭ учителя стали сводить подготовку к чисто механическому заучиванию дат, событий, причин, забывая о том, что изучение истории должно быть процессом интересным, увлекательным, побуждающим к мысли и поиску правильного решения через логическое мышление, поиск решения методом исключения и т.п.

Программа по истории не предусматривает большого количества уроков обобщения и повторения учебного материала и почти каждый урок по истории это новая тема. Как же тогда добиться от учащихся усвоения огромного количества учебного материала: дат, имен, событий, фактов? И, наконец, не стоит забывать, что в век компьютерных технологий, когда ученик получает массу информации из различных источников учителю очень сложно, но необходимо поддерживать познавательный интерес школьников к своему предмету.

В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам. К активным методам преподавания истории можно отнести работу с документами, разрешение дискуссионных проблем с помощью дебатов, работа в группах, творческие задания, обучающие игры, тренинговые задания. [1]

Модель формирования исторических знаний в современной школе основана на принципах развивающего обучения. Один из самых надежных и проверенных способов развития общеучебных и специальных умений учащихся на уроках истории – это система познавательных и логических заданий, на основе технологии развивающего обучения (А.Т. Степанищев, Г.М. Плоткин, С.Г. Смирнов). [2]

Логические задания – это совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе. [3] Если оценочные, логические, образные познавательные задания можно найти в методической литературе, то задания – упражнения встречаются крайне редко.

Тренинговые логические задания - это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. [4] Для того, чтобы выполнить такие задания, нужно хорошо знать учебный материал.

Задания - упражнения направлены на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга. Логические задания предназначены для формирования коммуникативных и познавательных УУД, что является главным требованием ФГОС. Выполнение логических заданий предполагает становление целого комплекса умений связанных с обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации. Логические задания предназначены для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, обобщать, выявлять закономерности, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Кроме того, такие задания помогают формированию коммуникативных УУД, в частности, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Задания могут быть использованы на уроках закрепления и обобщения, для закрепления материала, изученного на уроке, при опросе домашнего задания, при повторении ранее изученного материала. Такие задания выполняются на доске или интерактивной доске, для того, чтобы учащиеся научились хорошо выполнять задания. Каждое из этих заданий школьники проговаривают вслух. Постепенно количество времени, затраченное на проверку таких заданий, сокращается.

Начинать использовать такие задания необходимо с 5 класса, когда интерес к предмету у учащихся проявляется очень активно, но задания должны быть дифференцированы и доступны для школьников данного возраста.

В первую очередь нужно вводить самые простые задания, с которыми ученики знакомятся еще в начальной школе.

Соотнесите:

1. Рыболовство а) Копье

2. Охота б) Гарпун

3. Собирательство в) Серп

4. Земледелие г) Палка-копалка

Подберите к каждому прилагательному из левой колонки соответствующее

существительное из правой колонки:

1. Каменное а) община

2. Колдовской б) человек

3. Разумный в) гарпун

4 Костяной г) обряд

5. Родовая д) рубило

В дальнейшем задания необходимо усложнять. При подготовке к ЕГЭ в качестве тренировочных заданий можно использовать упражнения:

Соотнесите исторические персоналии по их профессиональной деятельности:

1. П.И. Багратион а) М.П. Погодин

2. С.М. Соловьев б) В.Г. Белинский

3. Н.Н. Новосильцев в) А.П. Ермолов

4. С.С. Уваров г) Т.Н. Грановский

5. А.И. Герцен д) Е.Ф. Канкрин

(П.И. Багратион и А.П. Ермолов – военные деятели России, командующие русскими армиями;

С.М. Соловьев и Т.Н. Грановский – русские либералы, историки входили в кружок западников;

Н.Н. Новосильцев и Е.Ф. Канкрин – русские государственные деятели, авторы реформ,

С.С. Уваров и М.П. Погодин – лидеры консервативного течения

А.И. Герцен и В.Г. Белинский – русские социал-демократы)

Следующим этапом развития логического мышления учащихся могут стать задания на исключение лишнего элемента:

Вычеркни ЛИШНЕЕ слово и объясни свой выбор:

А) копье, лук, гарпун

(гарпун для ловли рыбы, остальные для охоты)

Б) П.А. Столыпин, З.П. Рождественский, С.Ю. Витте

(З.П. Рождественский – так как он адмирал, участник русско-японской войны,

а С.Ю. Витте и Столыпин – премьер- министры России).

Затем задание можно усложнять, постепенно в задания необходимо вводить элементы вариативности и неординарности, когда решений может быть несколько или оно, может быть неожиданным, в нём может быть два и даже три решения, в зависимости от того как школьник аргументирует свой ответ:

А) Мечеть, христианство, ислам

(лишние слова: Мечеть – здание, а христианство и ислам - мировые религии или христианство, так как мечеть относится к исламу).

Б) И. Болотников, С. Разин, Хлопко, Б. Годунов

(С. Разин – т.к. не относится к периоду Смуты

или Б. Годунов – т.к. не является предводителем восстания).

Данный вид заданий формирует логическое мышление, память учащихся, позволяет школьникам развивать умение аргументировать свой ответ и доказывать свою правоту фактами. Современный урок насыщен датами и событиями и на нем остается очень мало времени на развитие коммуникативных умений, логической правильной аргументированной речи. Отсутствие интереса к чтению и увлеченность компьютерными технологиями приводит современное общество и школу к очень серьёзной проблеме выражающейся в небольшом объеме словарного запаса, нехватке слов для выражения своей мысли, составления монологической речи. И данный вид заданий - упражнений направлен на формирование этих учебных умений и навыков.

Можно использовать такой вид заданий при подготовке к ЕГЭ в заданиях на определение современников исторических деятелей.

Определите лишнее имя в перечне исторических деятелей:

А) Иван Грозный, Александр Меншиков, Андрей Курбский, Алексей Адашев

(лишний Александр Меншиков, так как он является современником Петра I).

Б) М.С. Горбачев, Э.А. Шеварднадзе, Г.М. Маленков, А.И. Лукьянов

(лишний Г.М. Маленков, так как он является современником Н.С. Хрущева или И.В. Сталина).

Школьники с удовольствием выполняют такие задания, стараясь найти как можно больше вариантов решения этого задания и доказать свой выбор. В этом задании очень важно, чтобы школьники не только исключали лишнее слово, но и внятно, четко и правильно аргументировали свой выбор. Со временем это задание помогает формировать грамотную и правильную историческую речь.

Интересным для ребят является прием "перепутанные логические цепочки". Это задание хорошо подходит для "событийных" тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия. Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Можно записать такое задание на доске и попросить пронумеровать события или же учащимся раздаются карточки, где указаны элементы события, и их нужно разложить их по порядку:

Поставьте следующие события в хронологическом порядке:

А) Крещение Руси

Б) Правление Рюрика

Г) Образование Киевской Руси

Д) Начало феодальной раздробленности.

Согласитесь, что сложнее, но и интереснее поставить события в хронологическом порядке, чем монотонно и заученно отвечать на вопросы, когда было, то или иное событие. Сейчас это задание входит в структуру КИМ ЕГЭ по истории. Как показывает практика, только половина выпускников правильно выполняют это задание. Поэтому важно научить школьников выполнять это задание разными способами. Учащимся, обладающим достаточно развитым логическим мышлением не обязательно знать точную дату события, так как в некоторых случаях, будет достаточно соотнести событие с именем князя, в правление, которого произошло это событие или с периодом истории, когда произошло это событие. Затем расставить в хронологическом порядке правителей, что сделать гораздо легче, чем расставить события, и задание будет выполнено правильно.

Следующий вид заданий упражнений называется

Продолжи логический ряд

А) Северное общество, Союз спасения,… (Союз благоденствия)

Б) А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель… (Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич…)

Одним из разновидностей метода сравнения является аналогия, т.е. сходство, подобие в каком-то отношении между предметами, явлениями или понятиями.

А) Россия – Волга, Египет - … (Нил)

Б) Русско-турецкая война – оборона Шипки,

Отечественная война 1812 года - … (Бородинское сражение)

Г) Великобритания – конституционная монархия, РФ - … (республика)

Еще более сложным заданием являются упражнения на нахождение

закономерностей. Задание состоит из 2-х частей: первоначально нужно найти

закономерность и критерий для классификации, а затем правильно распределить слова. Пока учащиеся учатся выполнять это задание, можно облегчить его, введением в текст, ключевых слов.

Найдите закономерность и разделите слова на 2 группы, озаглавьте их:

Волхвы, идолы, Иисус, язычество, крест, Перун, икона, христианство, капище, Купала, собор, Пасха.

ОТВЕТ:

ЯЗЫЧЕСТВО ХРИСТИАНСТВО

В дальнейшем ключевые слова нужно исключать из текста и школьники

должны самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Найди закономерность, определите критерии для классификации и разделите фамилии в 2 группы:

М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Новосильцев, С.С. Уваров, М.И. Платов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, П.А. Строганов, Д. Давыдов.

Одним из самых сложных заданий для учащихся является задание на обобщение имен, событий, исторических фактов, так как они требуют знания большого количества изученного исторического материала, а также обладания школьниками определенных умений: анализировать, обобщать, находить закономерность. При выполнении этих заданий учащиеся совершают мыслительную операцию на синтез – мысленное соединение в единое целое частей, полученных в процессе анализа информации. Кроме того, данные задания учат школьников правильно формулировать свои ответы, расширять словарный запас и правильно его применять

Начинать необходимо с самых простых заданий:

К какому занятию древнейшего человека относятся следующие понятия:

А) мамонт, копье, лук и стрелы - …. (охота)

Б) ягоды, палка-копалка, плоды, съедобные коренья - … (собирательство)

В) река, гарпун - … (рыболовство)

К какому событию или периоду истории относятся данные слова имена или события:

А) ярлык, выход, численники, баскаки - …. (монголо-татарское иго)

Б) Суворов, Потемкин, Крым, Измаил … (Русско-турецкие войны)

В) крестоцеловальная запись, восстание Болотникова, интервенция -… (Смута)

Г) Б. Хмельницкий, Переяславская рада, русско-польская война –

(присоединение Левобережной Украины к Киеву)

польско-шведской интервенции - (правление В. Шуйского)

Е) Никон, исправление икон, книг, обрядов, троеперстное крещение –

(церковная реформа)

Постепенно задания усложняются:

Найдите обобщающее слово для следующих имен, событий и понятий:

А) Протекторат, республика, монархия – это … (формы правления)

Б) А.В. Суворов, М.И. Кутузов, А.А. Брусилов – это… (русские полководцы или главнокомандующие русскими армиями)

права в Прибалтике – это…(реформы Александра)

Г) И. Болотников, С. Разин, Е. Пугачев – это..(предводители крестьянских

восстаний)

Д) В.И. Ленин, П.Н. Милюков, А.И. Гучков – (лидеры российских партий)

В этом задании важно, чтобы учащиеся правильно формулировали обобщающее слово, так как часто они называют лидеров партий – главарями или предводителями, государственных деятелей – руководителями, путают формы правления с политическими режимами и т.д.

Еще более сложным упражнением является задание на нахождение общих и различных признаков.

Найди общие и различные признаки в данных понятиях:

А) человеческое стадо и родовая община (общее – коллективы др.людей, различное – родовая община –коллектив родственников)

Б) король и президент (общее – глава государства, различное – король передает свою власть по наследству, президент избирается)

В) совнархозы и министерства (общее - исполнительные органы власти, различие - территориальные и отраслевые и т.д.

Таким, образом, использование логических заданий – упражнений:

- помогают охватить при повторении большой объем материала и в интересной форме закрепить его на различных этапах урока;

-развивают у школьников память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление;

-способствуют формированию мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение;

Читайте также: