Как сделать интонограмму

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 02.09.2024


Во время беседы англичанин или американец практически со стопроцентной гарантией смогут определить, что вы не носитель английского языка и даже не немец или француз. Не смотря на то, что вы безупречно выговариваете все звуки, грамотно строите предложения и говорите красноречиво, вас все равно вычислят. В чем же дело?
Дело в том, что, приступая к изучению иностранного языка, мы перекладываем модель интонации, ритма, фразового и логического ударения, которые присущи родному. Такие штампы могут исказить смысл послания, что приведет к непониманию. Русский язык по своей природе очень мелодичен, в то время как английский обладает определенной системой звучания и жестким ритмическим рисунком. В данной статье мы раскроем вам секреты такой важной составляющей как мелодика и интонация и дадим некоторые примеры для практического закрепления.
Мелодика речи - это чередование восходящих и нисходящих тонов. Обычно повышение или понижение тона приходится на главное слово предложения - ядро (его ударный слог):

Can you hear me? - Ты меня слышишь?
It’s so gorgeous! - Это так красиво!

В английском языке выделяют два основных тона, которые в свою очередь могут составлять различные комбинации:

нисходящий тон - для наглядности предлагаем использовать значок \
восходящий тон - /

Нисходящий тон

Нисходящий тон характерен для утвердительных законченных предложений, специальных вопросов, восклицательных и повелительных структур. Он состоит из высокого тона в начале и падения в конце (после ядра). Чтобы вам было легче, воспользуйтесь лестницей. Встаньте на верхнюю ступеньку и спускайтесь с каждым ударным слогом. Важно значь, что не все слова в предложении будут ударными: служебные части речи, такие как предлоги, неотрицательные формы глагола to be, личные местоимения не выделяются ударением без особой причины. Также следует помнить, что все слоги после ядра определяются как безударные.

Don’t \ look at me like that. (фраза, выделенная курсивом, идет после ядра и составляет хвост предложения, соответственно она является безударной).

Законченное утверждение:

He will come \ tomorrow.
Mary is her \ daughter.

Специальные вопросы (формальный тон, не окрашенный эмоционально):

What is your \ name?
Do you have a \ credit card?

Восклицания/ требования или приказы:

\ Great!
Shut up and \ listen to me!

Приветствия/ прощания/ обращения:

Good \ evening!
\ Bye!
\ Liza, you look so \ fine.

Возражения дружелюбным тоном:

Will you come? - \ No, I \ won’t.

Общие вопросы (да/нет-вопросы) раздраженным, угрожающим тоном/ сарказм (в значении “да не может быть”):

Do you \ understand me?
Are you \ bulling me?
I’m so happy! - \ Are you?

В разделительных вопросах с хвостиком:

He is your brother, \ isn’t he?
You don’t like red, \ do you?

Восходящий тон

Восходящий тон придает высказыванию эмоциональную окраску, часто одобрения или дружелюбного настроения. Так как предложения передают отношение говорящего к происходящему, восходящий тон используется для привлечения внимания:

/ Jack, do you / listen to me?
/ Hello! How / are you?
/ Don’t worry. I’ll be / fine.
/ Bye.

Общие вопросы:

Do you / love me?
Are you / there?

Уточняющие вопросы/ вопросы-эхо:

What time is it now? - / Pardon?
Can you rewrite it? - / Rewrite?
Say it again. - / Again?

Вопросы с “неправильным”/ прямым порядком слов (такое часто можно встретить в разговорной речи):

You’ll / call him?

В специальных вопросах, выражающих эмоциональную заинтересованность (дружелюбие, сочувствие, ободрение):

What is your / name?
What are you / reading?

Водные слова (обстоятельства), которые стоят после главного предложения:

I don’t \ like it, / really.
I forgot it, / actually.

Нисходяще-восходящий тон.

Наиболее частая комбинация двух основных мелодических шаблонов в английском языке. Условно обозначим на письме этот рисунок галочкой V. Падение приходится на ядро, подъем на последний слог в хвосте. Чаще всего такой тип интонации передает смягчение, сомнение, неуверенное возражение или несогласие говорящего, желание привлечь внимание в обращении:

V Mr. Potter, are you there?

I guess I V know her.

Will you do it? - No, I V won’t. (пока не буду делать)

Отрицательные побуждения/ побуждения с предостережением:

Don’t go V there.
V Watch out!

He doesn’t like it very V much.
I don’t V think so.

Прощание в форме V See you!

Таким образом еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что нисходящий тон холоден и формален, восходящий тон чувственен и доброжелателен, нисходяще-восходящий тон - баланс, деликатность.
Освоение этих интонационных паттернов потребует много практики. Больше слушайте английскую речь и speak up! Желаем вам успехов!

Виктория Теткина

Оставить комментарий

Для комментирования необходимо войти через
Вконтакте или Facebook.


Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Условные обозначения:

У — низкое грудное звучание;

у — высокое головное звучание;

? — повышение тона голоса;

? — понижение тона голоса.

Упражнение 1

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

Упражнение 2

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

Упражнение 5

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

О бразец 1

Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

О бразец 2

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа

у — ше — же у — шы — жы

у — су — зу у — со — зо у — са — за

у — сэ — зэ у — сы — зы

у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва

у — фэ — вэ у — фы — вы

и так далее по аналогии со звуками кг, тд, пб.

Упражнение 6

Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:

Призыв: А__У__!__Э__Й …! Эгей!! Эге-гей.

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Упражнение 7

• спокойно и благожелательно;

Упражнение 8

Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

Упражнение 10

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ла ло лу лы и т.д.

Упражнение 11

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

зима весна лето осень

Упражнение 12

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

т ата та та та

Упражнение 13

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

До чего красив закат!

Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 14

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

• Огорчаетесь смене погоды.

• Радостно сообщаете друзьям — 1!

Мы пойдем в зоопарк

• Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?

• Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?

• Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?

Упражнение 15

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

• Лесть и подобострастие:

Упражнение 16

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

• Вы мне утром звонили? — (Я).

• Вы мне утром звонили? — (Вам).

• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

• Вы мне утром звонили? — (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Ответная реплика

а) вопрос – сомнение:

Яблоко от яблони

недалеко падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

утверждение (да, действительно так):

Яблоко от яблони

недалеко падает.

Около кола - колокола.

Около кола - колокола

б) вопрос – удивление:

От топота копыт

пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

утверждение и восхищение:

От топота копыт

пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

в) утверждение – восхищение:

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18

— Ой! Какой альбом!

— Какой альбом? Тот?

— Ой, какой альбом!

— У меня. А у тебя?

— У меня нет. Дай альбом.

— Там нет альбома.

— Там альбом. Верно?

— Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 19

Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

Мать зовет сына.

— Иду! — отвечает он, а сам никак не оторвется от занятия, которое захватило его. Приходится звать еще раз. Бросать начатое не хочется, мальчик спешит скорее все доделать, но именно поэтому у него перестает получаться, что вызывает досаду. Теперь его ответ звучит:

— Как ты разговариваешь?! Не груби.

— Где ты, брат Иван?

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит.

— Я медведя поймал!

— Да он меня не пускает.

(из русского фольклора)

— А кто ее супруг?

— Для кого сапожки?

— Для соседской кошки.

(из зарубежного фольклора)

Упражнение 20

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

…? — Я эту басню вчера выучил.

…? — Я эту басню вчера выучил.

…? — Я эту басню вчера выучил.

…? — Я эту басню вчера выучил.

…? — Я эту басню вчера выучил

Упражнение 21.

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.

Упражнение 22.

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

- Фи, футбол! (с пренебрежением)

- Фу, футбол! (с отвращением)

- Ну, футбол! (разочарованно)

- Во, футбол! (восторженно)

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

- Ну, я пошел домой.

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:

Например: Ты наденешь куртку?

Ты носишь перчатки?

Ты наденешь шарфик? И т.п.

Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их взрослому.

Важно. Чтобы правильно передать интонацию вопроса, нужно резко повышать высоту голоса в интонационном центре высказывания.

Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Послушай стихи и вспомни, из какого произведения эти строки.

Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки (в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе

Не желают воевать! (в среднем темпе)

И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе)

Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся?

О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких – медленно? Как ты думаешь почему?

Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.

Цель . Учить координировать темп движений и темп речи.

Серый кот залез на крышу.

Ну а там сидели мыши. «Пробегают пальцами от коленок до макушки.

Как увидели кота,

Разбежались кто куда.

Быстро «пробегают пальцами вниз от макушки до колен.

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать, (медленный темп)

А за ней ребята –

Желтые цыплята (быстрый темп).

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Описание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки:

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Полтора часа подряд.

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Значит, осень – не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Цель. Учить соотносить темп речи и движений.

Из-за леса, из-за гор (средний темп)

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, (медленно)

Жена на коровке, (средне)

Детки на телятках, (быстро)

Внуки на козлятках. (очень быстро)

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

КмКмКмКм (двудольный метрический размер),

или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

Усложнение. Педагог на доске может составить только один

фрагмент ритмичного рисунка, а дети, поняв последовательность,

должны продолжить ряд. Сначала проверить, как каждый ребенок

составил модель, и только после этого попросить воспроизвести

Цель. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит по крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй повторить. Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и:

А. назвать количество ударов.

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки животные.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Ударение и интонация в английских словах и предложениях. Выполнила учитель ан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ударение и интонация в английских словах и предложениях. Выполнила учитель ан.

Ударение и интонация в английских словах и предложениях. Выполнила учитель английского языка ГБОУ СОШ№506 г. Санкт-Петербурга Густова Ольга Анатольевна

Ударение в английских словах и предложениях В английской транскрипции знак уд.

Ударение в английских словах и предложениях В английской транскрипции знак ударения (`) ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. ['kju:k?mb?]

Топ-5 простейших правил Если в существительном или прилагательном 2 слога, то.

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как пра.

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное — на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом): underSTAND [,?nd?'staend ], autoMAtically, unbeLIEvable.

Интонация английского предложения Нисходящая интонация Восходящая интонация

Интонация английского предложения Нисходящая интонация Восходящая интонация

Мы используем восходящую интонацию в следующих случаях: 1) В вопросе, на кото.

Нисходящая интонация в английском языке используется в следующих случаях: 1).

Нисходящая интонация в английском языке используется в следующих случаях: 1) При утверждении:I like ?reading books. — Я люблю читать книги. 2) В специальном вопросе:?Where are you? — Где ты? 3) При команде или распоряжении. Важно этот случай не путать с просьбой. Если вы просите кого-то о чем-то, то не знаете, согласится он это сделать или нет. В случае с приказом или распоряжением нет смысла повышать тон, придавая ему вопросительные нотки. Вы и так знаете, что команда будет выполнена, поэтому скорее утверждаете, а не вопрошаете:?Help him. — Помогите ему. 4) В восклицательном предложении:How ?interesting! — Как интересно! 5) Во второй части альтернативного вопроса:Is it ?Mary or ?Sarah? — Это Мэри или Сара? 6) В разделительном вопросе, если вы и так знаете на него ответ, просто уточняете информацию (по факту вы утверждаете что-то):You haven’t bought any meat, ?have you? — Ты не купил мясо, не так ли?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Ударение и интонация в английских словах и предложениях. Выполнила учитель ан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ударение и интонация в английских словах и предложениях. Выполнила учитель ан.

Ударение и интонация в английских словах и предложениях. Выполнила учитель английского языка ГБОУ СОШ№506 г. Санкт-Петербурга Густова Ольга Анатольевна

Ударение в английских словах и предложениях В английской транскрипции знак уд.

Ударение в английских словах и предложениях В английской транскрипции знак ударения (`) ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. ['kju:k?mb?]

Топ-5 простейших правил Если в существительном или прилагательном 2 слога, то.

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как пра.

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное — на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом): underSTAND [,?nd?'staend ], autoMAtically, unbeLIEvable.

Интонация английского предложения Нисходящая интонация Восходящая интонация

Интонация английского предложения Нисходящая интонация Восходящая интонация

Мы используем восходящую интонацию в следующих случаях: 1) В вопросе, на кото.

Нисходящая интонация в английском языке используется в следующих случаях: 1).

Нисходящая интонация в английском языке используется в следующих случаях: 1) При утверждении:I like ?reading books. — Я люблю читать книги. 2) В специальном вопросе:?Where are you? — Где ты? 3) При команде или распоряжении. Важно этот случай не путать с просьбой. Если вы просите кого-то о чем-то, то не знаете, согласится он это сделать или нет. В случае с приказом или распоряжением нет смысла повышать тон, придавая ему вопросительные нотки. Вы и так знаете, что команда будет выполнена, поэтому скорее утверждаете, а не вопрошаете:?Help him. — Помогите ему. 4) В восклицательном предложении:How ?interesting! — Как интересно! 5) Во второй части альтернативного вопроса:Is it ?Mary or ?Sarah? — Это Мэри или Сара? 6) В разделительном вопросе, если вы и так знаете на него ответ, просто уточняете информацию (по факту вы утверждаете что-то):You haven’t bought any meat, ?have you? — Ты не купил мясо, не так ли?

Читайте также: