Как сделать инклюзивное образование

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 10.09.2024

В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования, задачи и условия необходимые для организации инклюзивного обучения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная среда, потребности, образовательное пространство, организационное обеспечение, коррекционная программа, адаптированная образовательная программа.

Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой образовательной среды, которая должна соответствовать образовательным потребностям всех детей, включенных в образовательное пространство образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого изменения.

Все необходимые условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации можно разделить на:

организационное обеспечение

организационно-педагогические условия

программно-методическое обеспечение образовательного процесса

психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей

Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечить достижения планируемых в индивидуальном образовательном плане результатов.

Информационное обеспечение. Оно включает в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач в обучении, а также наличие служб поддержки в образовательной организации.

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательнойпрограммы должны обеспечить соблюдение:

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении

Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с особыми образовательными потребностями к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей

Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей детей с особыми образовательными потребностями

Обеспечение пожарной и электробезопасности и проч.

Условия организационно-педагогические ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательной организации, реализующего инклюзивную практику. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников.

Программно- методическое обеспечение инклюзивного образовательногопроцесса отражается в следующих документах:

программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы;

адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционная программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа- это образовательная программа, адаптированная для ребенка с ОВЗ, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной образовательной программы и в соответствии с особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

В рамках реализации АОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, научно методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Необходимо обеспечить так же комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.Для этого надо предусмотреть:

• в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Адаптированной образовательной программы;

• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

• привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

К кадровым условиям реализации образовательного процесса при инклюзиипредъявляются особые требования:

— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

— непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;

— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.

При поступлении в общеобразовательнуюшколу ребенка с ограниченными возможностями здоровья определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия для обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды.

5. Скрябина Д. Ю., Корлякова Я. Е. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время.

Формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике Формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике Содержание: Понятие конструирования как развивающий вид деятельности.

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.

Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.

Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду Марина Витальевна Мишина Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей.

Школа для всех

Школа инклюзивного образования

Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.

Как организована инклюзия в школах

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Инклюзивные школы

  • имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
  • имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
  • используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.

Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.

Учебные индивидуальные инклюзивные программы

Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.

Структура организации ИО в школе

Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:

  • представление информации для поддержки понимания;
  • представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
  • стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.

В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Плюсы и минусы инклюзивного образования

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

общеобразовательные заведения

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

Особенности законодательства об инклюзивной школе

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

процесс обучения инклюзию

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

инклюзивные классы

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине

инклюзивной школе в Украине

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

Как оформить ребенка инклюзивный класс

оформить ребенка инклюзивный класс

По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:

  • задуматься о ИО необходимо заранее (приблизительно за год);
  • родители выбирают ООШ удобную как для ребенка, так и для себя;
  • оформление письменного обращения в МУО (местное управление образованием) с просьбой предоставления вашему ребенку права обучения в классе с инклюзивным направлением обучения;
  • ожидание ответа (важно: заключение ПМПК – это только совет, только родители имеют право выбирать для своего ребенка форму обучения);
  • в апреле родители должны прийти в выбранное учебное заведение и оформить письменное заявление на имя директора, с просьбой принять вашего ребенка в класс с инклюзией.

Важно: директор не имеет право отказать вам!

Отзывы о внедрении ИО в школы

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Отзывы о внедрении ИО

Профессиональные группы

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.

Мнение родителей

Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.

Отзывы о внедрении ИО в школы

По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.

Рекомендации зарубежных экспертов

В Европе уже десятилетиями внедряют стандарты инклюзивного образования в школы. И на основе своего опыта, зарубежные эксперты дают свой ряд рекомендаций:

Вывод
Гипотетическое представление и позитивное восприятие населением изменений, которые принесет в образование и общество внедрения инклюзии, связано прежде всего с их мировоззренческими, возрастными и гендерными различиями. Ведь население не имеет достаточного опыта реальной инклюзии. Этот опыт необходимо внедрять сначала администрации учебных заведений, педагогическому коллективу, а после — родителям.

учебные заведения

Видео — Как работает инклюзивная школа

Видео — Инклюзивное образование: взгляд изнутри


Как создать настоящие инклюзивные условия для детей с инвалидностью и особенностями в развитии, чтобы они могли получать качественное образование и впоследствии найти достойную работу? Анализ проекта документа о развитии инклюзивного (интегрированного) образования, подготовленного МНО.

Проведение общественного обсуждения проектов постановления и концепции можно назвать значительным шагом к укреплению социальной защиты детей с инвалидностью, развитию образования и их вовлечению в общество. Вместе с этим, в проектах содержится ряд противоречий, и предлагаемые меры могут не отвечать полностью принципам инклюзивного образования.

Раздельные классы — это инклюзия или сегрегация?

Да, в отдельных странах подобный опыт уже был осуществлён. Идея заключалась в том, что созданные поначалу отдельные классы для детей с инвалидностью затем постепенно должны были объединиться с общими классами. Такой постепенный подход создаёт некие возможности для общения детей, но оставляет ограниченными их контакты за пределами учебного процесса, что противоречит принципам инклюзии.

Разные дети — разные потребности

Исходя из использованных терминов в проекте постановления остаётся неясным, какие именно формы инвалидности имеются в виду в проекте документа. У детей могут быть различные нарушения функций организма, то есть физические, умственные, психические или сенсорные (слух и зрение) расстройства и их сочетания. Для каждого расстройства характерны уникальные и индивидуальные потребности ребёнка.

Например, для ребёнка с ограниченными физическими возможностями потребуется оснащение здания школы пандусами и другими разумными приспособлениями; для ребёнка с нарушением зрения понадобятся учебники на языке Брайля и особые приспособления (Брайлевский прибор и грифель, Брайлевский дисплей и принтер), для глухих и слабослышащих детей — служба перевода на жестовый язык, для детей с особенностями в развитии и трудностями в обучении — услуги дополнительного индивидуального тьютора.

Если смешать ребёнка с аутизмом с развитой устной речью с детьми с другими формами аутизма, сочетающимися с интеллектуальными и психическими расстройствами, то это приведёт к ухудшению образования первого ребёнка. А что будет, если смешать ребенка с ДЦП, слабовидящего или слабослышащего с ребёнком с дислексией и диспраксией? Для каждого необходима индивидуальная образовательная программа с учетом различных потребностей ребенка.

Когда общеобразовательные школы станут инклюзивными?

Для детей с ограниченными физическими возможностями обучение в общеобразовательных школах в условиях инклюзии не может представлять никакой преграды, поскольку их умственный потенциал никоим образом не ограничен. Единственное препятствие для таких детей — это неприспособленность здания школы и негативное и дискриминирующее отношение руководства школы, учителей и родителей детей без инвалидности.

Многие дети с физическими ограничениями из-за невозможности посещать обычные общеобразовательные школы вынуждены получать некачественное образование на дому. Проблема здесь не в физическом состоянии ребёнка, а в отсутствии условий и доступности в школах.

После поступления в вузы на основе выделенной государством 2-процентной квоты студенты с I и II группами инвалидности столкнулись с рядом препятствий. Из-за отсутствия условий в учебных зданиях вузов для некоторых студентов с инвалидностью были созданы отдельные академические группы. Чтобы предотвратить эту проблему, в проекте постановления предусмотрено создание условий для студентов с инвалидностью в учебных зданиях и студенческих общежитиях.

Ведь общеобразовательные школы как раз являются объектами социальной инфраструктуры. Почему же тогда в нарушение закона в недавно построенных в Сергелийском районе Ташкента общеобразовательных школах не созданы условия для детей с инвалидностью?

Специализированное или инклюзивное образование?

В проекте постановления предусматривается, с одной стороны, создание отдельных классов в порядке эксперимента, и с другой — укрепление материально-технической базы специализированных учебных заведений. Специализированные школы-интернаты для детей с различными формами инвалидности по принципу разделения их от детей без инвалидности остались нам в наследие от предыдущей эпохи. И есть значительные недостатки такого подхода.

Во-первых, число таких школ-интернатов ограничено, и они не смогут принять всех детей с инвалидностью. Например, дети, проживающие в удалённых районах, вынуждены проживать вдали от своих семей в общежитиях школ-интернатов, расположенных в основном в городских центрах. Как бы качественно ни был поставлен учебный процесс, проживание вдали от дома может оказать отрицательное влияние на психическое развитие и воспитание детей.

Во-вторых, постоянное финансовое обеспечение за счёт бюджетных средств школ-интернатов, строительство новых специализированных школ и общежитий и выплата доплат сотрудникам спецшкол может привести к резкому повышению расходов. Создание в общеобразовательных школах условий для детей с инвалидностью послужит экономии бюджетов и развитию инклюзивного образования за счёт средств, направляемых сейчас на спецшколы.

Например, не будет потребности в специализированных школах-интернатах, если в общеобразовательных школах дети с нарушениями зрения будут обеспечены учебниками на основе азбуки Брайля и специальными приспособлениями, и занятия для них будут вести учителя с нарушениями зрения с высшим педагогическим образованием, которые в настоящее время сталкиваются с дискриминацией по признаку инвалидности во время трудоустройства в общеобразовательные школы.

Недостаток специальных ресурсов и кадров

По проекту постановления, предусмотрено обеспечение на необходимом уровне учеников специализированных учебных заведений учебниками, в том числе на основе азбуки Брайля — для детей с нарушениями зрения. Дефицит специальных учебников — это большая проблема, и для её решения запланировано при государственной поддержке повышение производственной мощности типографии Общества слепых для издания учебников.

В рассматриваемый проект положения не внесено создание штатной единицы тьютора, необходимой для обучения в условиях инклюзии детей с ограниченными умственными возможностями, имеющих дополнительные образовательные потребности (с аутизмом или расстройством аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна, дислекскией и диспраксией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и других особенностей в развитии). Вообще, в Узбекистане ещё не введена должностью тьютора, и педагогические вузы не готовят такие кадры.

Чем плох сугубо медицинский подход?

Но такой подход основан только на медицинской модели инвалидности, и предполагает, что проблема заключается в физических недостатках детей. Медицинская модель противоречит инклюзивному образованию, потому что основное внимание в ней уделяется не способностям и достижениям детей, а их физическому состоянию.

Выбор профессии и обеспечение достойной работой

Когда я беседовал с родителями детей, учащихся в специализированной школе №25 для детей с нарушениями речи Ташкента, они указали на одну большую проблему. Аттестат об окончании школы, где учатся их дети, резко отличается от аттестата об окончании общеобразовательной школы и является большим препятствием для дальнейшего профессионального обучения.

С таким аттестатом они не могут ни поступить в колледж, ни в вуз по 2-процентной квоте для абитуриентов с инвалидностью. В результате после окончания 9-летней спецшколы они остаются в четырёх стенах во всех смыслах. И усугубляющим проблему фактором является закрытие специальных профессиональных колледжей для людей с инвалидностью.

Документ, подтверждающий окончание обучения ребёнка с инвалидностью, обучавшегося в домашних условиях, также отличается от обычного аттестата об окончании школы. В этом документе список предметов и оценок сокращённый, в нём отсутствуют некоторые обязательные предметы. В результате дети, обучавшиеся на дому, могут столкнуться с преградами при поступлении в колледж, лицей или вуз.

Кроме того, при обучении в домашних условиях, даже при доплатах и компенсации дорожных расходов учителям, немало случаев, когда уроки на дому не проводятся. Это, в свою очередь, приводит к отставанию и отсутствию необходимых знаний и навыков у учеников на последующих этапах. Обучение на дому усиливает чувство одиночества у детей с инвалидностью и не даёт развиваться необходимым им социальным навыкам, повышая вероятность того, что в будущем человек также будет, сидя дома, изолирован от общества.

Правовые основы и механизмы внедрения инклюзии

Я верю, что в Узбекистане развитие инклюзивного образования служит интересам и государства, и общества, и детей с инвалидностью, а также их родителей. Учебный процесс в школах, колледжах, лицеях или высших учебных заведениях — это не только получение знаний, но и общение, формирование социальных навыков и в результате приобщение к социальной жизни. Это важный фактор изменения в положительную сторону отношения всего общества к детям и взрослым с инвалидностью.

Проект вёл отдельную работу с учителями и родителями в пилотных ресурсных центрах. К сожалению, несмотря на многочисленные успехи проекта, его результаты остаются без продолжения, а практика перевода детей с лёгкими формами инвалидности в общеобразовательные школы оказалась неустойчивой.

В-третьих, необходимо готовить профессиональные кадры для эффективного внедрения инклюзивного образования. Для обучения в общих школах детей с различными видами инвалидности и с особенностями в развитии, испытывающих затруднения в обучении, нужно готовить сопровождающих тьюторов и развивать поддерживающие услуги. В рамках общеобразовательных школ необходимо организовать службы поддержки, состоящие из социальных педагогов, психологов, сенсорной комнаты и ресурсного центра инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — это не коррекция и оздоровление в специально открытом отдельном классе для детей с инвалидностью. Это индивидуальные поддерживающие услуги для детей, исходя из их способностей, достижений и индивидуальных потребностей, и также обеспечение разумных приспособлений. Основная преграда для этого — недостаточная вера в потенциал детей с инвалидностью, что является следствием закрепившейся стигмы в сознании многих. Но мы должны помнить всегда: разнообразие приводит к развитию всех сфер жизни человека.


Фото: Unsplash

По закону в нашей стране каждый имеет право на основное образование вне зависимости от физических или ментальных особенностей. В действительности устроить ребенка с особенными потребностями в школу достаточно сложно. Закон есть, но реализуется он со скрипом. Ведь школа должна быть готова принять такого ребенка, должна уметь учить его и обеспечивать все основные потребности.

Я часто бываю в Тель-Авиве и каждый раз отмечаю большое количество инвалидов-колясочников на улицах и в транспорте. Там что, правда больше людей с инвалидностью? Нет, конечно. Просто много хороших колясок, правильно организованная инфраструктура, и практически любой человек может путешествовать, ходить в магазины, рестораны, может жить полной жизнью. Почему у нас не так? За какую ниточку нужно потянуть, чтобы ситуация начала меняться? Я думаю, простого ответа нет. Есть комплекс причин — исторических, культурологических, экономических, наконец.

Но главная причина пробуксовки инклюзии, на мой взгляд, мы с вами. Наше общество в целом не готово принимать особенных людей. Уже слышу возражения: ну есть же у нас и пандусы пресловутые, и инклюзивные школы. Есть, конечно, но каков их процент в общей массе? Насколько терпимо общество к ребятам с ментальными проблемами, например? Часто к нам приходят родители особенных детей и с порога начинают извиняться за своих детей, за их не всегда понятные реакции и поведение. Сначала я удивлялась, теперь уже просто констатирую: не привыкли эти родители к принятию, ждут замечаний и упреков.

Что же делать? Как менять ситуацию? В нашем случае ответ прост: инклюзия. Если в школе не делить людей по категориям — умных и сильных отдельно, не очень умных, плохо видящих или медленно бегающих — отдельно, все с детства будут получать навык сосуществования. Мое глубокое убеждение в том, что инклюзия нужна не только особенным детям, но и обычным ребятам. Так они учатся понимать и принимать, прощать и помогать.


Фото: Unsplash

Вторая задача — это, как ни странно, взаимодействие с родителями особенных детей. Часто они не могут принять своего ребенка, отрицают проблему, не знают, как себя вести. Тут нам помогают опытные психологи и педагоги, мы стараемся создавать поддерживающую среду не только для детей, но и для родителей. Это не всегда возможно сделать, ведь наши дети и их родители живут не в безвоздушном пространстве, за забором школы им приходится сталкиваться с иным подходом, и часто они снова прячутся в защитную ракушку неприятия проблемы.

Третья сложная задача — это подбор педагогов. Для таких детей нужен индивидуальный набор специалистов. С особыми детьми работает специальный педагог, логопед-дефектолог, клинический психолог. Они помогают каждому новому ребенку постепенно и с наименьшим стрессом войти в большой детский коллектив.

Еще нам в построении учебного процесса помогает заключение государственной психолого-медико-педагогической комиссии, которую мы организуем на базе лицея для всех ребят, которые планируют обучаться по индивидуальной программе.

Дополнительные лицензии для работы с особенными детьми инклюзивной школе не нужны. От обычных школ она отличается уровнем педагогического состава и специально оборудованной инфраструктурой.

В целом государство поддерживает инклюзивные школы: размер субвенции из бюджета на детей с особыми образовательными потребностями составляет в Московской области около 7 тысяч рублей. Конечно, этих средств недостаточно для организации полноценных, качественных занятий с особенными детьми. И многие школы вынуждены работать на коммерческой основе, но всегда стараются предоставлять специальные условия семьям, которым трудно платить за обучение самостоятельно.

Инклюзия должна затрагивать всех: детей обычных и особенных, их родителей и, конечно, сотрудников. Нужно относиться друг к другу очень аккуратно, с пониманием и терпением, спотыкаясь и совершая ошибки, проживать каждый день и учиться жить в нормальном обществе разных людей.

Читайте также: