Как сделать информационную карту по истории

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 29.08.2024

Подборка сервисов, программ и мобильных приложений, которые помогут структурировать мысли и превратить их в наглядные схемы.

Что такое интеллект-карта?

Лайфхакер уже рассказывал, что такое интеллект-карта (она же карта мыслей, майндмэп) и как с ней работать. Если коротко, это способ визуализировать процесс мышления при помощи создания нелинейных схем. Например, вот таких:

Давайте подберём инструменты, которые наладят процесс структурирования идей. Но для начала ещё раз убедимся, что майндмэппинг — полезная затея.

А зачем мне это нужно?

У вас есть мозг. Он приходит в экстаз, когда вы выгружаете данные из его недр на внешний носитель — бумагу или её digital-аналог. Как только вы наводите порядок, мозг расценивает упорядоченные связи между идеями как сигнал к действию — воплощать, запоминать, развивать.

Кому и как поможет интеллект-карта?

  1. Писателям, сценаристам и редакторам: навести порядок в голове, учесть все детали, чтобы результат не пришлось уничтожать или переписывать.
  2. Бизнесменам и стартаперам: создать внятный сценарий презентации или питча; отобразить долгосрочные и срочные проекты, в которых много подзадач, будь то вывод нового проекта на рынок или годовой отчёт.
  3. Школьникам и студентам: ориентироваться в потоке учебной информации и лучше запоминать материал к экзамену, написать диплом, которым будешь гордиться.
  4. Учёным и преподавателям: схематично упорядочить структуру занятия на доске или в презентации, продумать план новой научной статьи.
  5. Тем, кто встал на путь саморазвития: провести анализ сильных и слабых сторон, собрать воедино и визуализировать все планы и мечты.

Интеллект-карта поможет тем, чьи личные и профессиональные задачи ждут планирования, упорядочивания и структурирования.

Здорово, а что дальше?

Вооружитесь инструментами. Протестируйте ресурсы для создания ментальных карт и выберите свой для любой задачи.

1. XMind

Платформы: macOS, Windows, Linux, iOS.

Популярная и простая программа для майндмэппинга. Версия для десктопа бесплатная. Дополнительная функциональность — конвертация в PDF, Office, иконки — стоит 79 или 99 долларов в зависимости от набора фишек.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий : эффективно структурировать и обрабатывать информацию ; мыслить , используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование интеллект-карт на уроках

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень к.


Образовательный проект "Использование интеллект-карт на уроках английского языка"

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и .

Использование интеллект карт на уроках информатики и физики

Использование интеллект карт на уроках информатики и физики.


Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка

Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики.

Интеллект-карта (на англ. Mind maps) – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, само.


использование интеллект-карт (сотворчество на уроках литературы) в 5 классе.

конспект урока с использованием метода интеллект-карты как приёма визуализации учебного материала.

Интеллект-карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Как быстро подготовиться к опросу, контрольной, экзамену?

Как быстро подготовиться к уроку?

Как успешно справляться с потоком поступающей информации?

Как тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени и сил?

Как превратить умение быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации?

Ответ на этот вопрос дают современные технологии майнд-менеджмента - интеллект-карты



Интеллект-карты завоевали популярность во многих развитых странах.

Но почему эта технология так работает?

Почему подобный способ представления информации настолько эффективен?

На каких принципах человеческого мозга основывается эта технология?

Она основывается на следующих принципах работы человеческого мозга.

Технология интеллект-карт изначально основывалась на том принципе, что правое полушарие воспринимает информацию по другим законам, чем левое.

В свое время Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется в виде цифр и букв, удобном для восприятия левым полушарием .


Правое полушарие не работает. Как заставить оба полушария работать?

Метод интеллект-карт позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество получило возможность использовать по максимуму огромные резервы правого полушария.

На практике реализуется различными методами. Одним из этих методов и является метод интеллект - карт.

Правила построения интеллект-карт

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Цвета для интеллект карт

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

На практике это выглядит так









Таким образом получилась интеллект-карта

Примеры интеллект-карт



Литература по теме:

Бехтерев С. - Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт - 2009

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕГЭ / МОТИВАЦИЯ / УМЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПАМЯТКА / АССОЦИАЦИИ / INTELLECT CARD / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / UNIFIED STATE EXAM / MOTIVATION / SKILLS / EFFECTIVE LEARNING PROCESS / VISUALIZATION / GRAPHICAL METHOD / TEAM WORK / JOTTING / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Ольга Валерьевна, Бабкина Татьяна Александровна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Ольга Валерьевна, Бабкина Татьяна Александровна

Интеллект-карта как средство формирования регулятивных УУД обучающихся 5-7 классов на уроках информатики и ИКТ

Педагогическая технология на основе информационно-коммуникативных карт: опыт разработки и применения на уроках истории

USING OF THE INTELLECT CARD METHOD DURING THE PREPARATION FOR WRITING STORIES ON HISTORY

The application of the intellect card method in the educational process, in particular, in history lessons in preparation for writing a historical essay, is considered. The article provides recommendations and step-by-step instructions for creating a card. The positive aspects of this method in history lessons as a new way of presenting information are identified.

Воробьёва Ольга Валерьевна

Бабкина Татьяна Александровна

Студентка историко-филологического факультета, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал;

Ключевые слова: интеллект-карта, системно-деятельностный подход, визуализация, графический метод, совместная деятельность, ЕГЭ, мотивация, умения, эффективный процесс обучения, памятка, ассоциации.

Olga V. Vorobyova

PhD in Historical sciences, Associate Professor, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch;

Russian Federation, Arzamas

Tatyana A. Babkina

Student at the History and Philology faculty, N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch;

Russian Federation, Arzamas

USING OF THE INTELLECT CARD METHOD DURING THE PREPARATION

FOR WRITING STORIES ON HISTORY

Abstract. The application of the intellect card method in the educational process, in particular, in history lessons in preparation for writing a historical essay, is considered. The article provides recommendations and step-by-step instructions for creating a card. The positive aspects of this method in history lessons as a new way of presenting information are identified.

Key words: Intellect card, system-activity approach, Unified State Exam, motivation, skills, effective learning process, visualization, graphical method, team work, jotting, associations.

В условиях современного информационного обучения Федеральным государственным образовательным стандартом предусматривается применение таких подходов в обучении, которые способствовали бы формированию у обучающихся умений самостоятельно принимать решения, действовать, думать, ориентироваться в различных ситуациях. Для решения таких задач необходимо наличие соответствующих форм и методов деятельности учащихся на уроке.

Одним из главных подходов в современной структуре обучения является системно-деятельностный подход. Он подразумевает ориентацию педагога на управление самостоятельной учебной деятельностью обучающихся, а также на её поддержку для последующего решения учениками различных актуальных задач. Из этого следует, что в учебном процессе большое внимание уделено формированию у обучающихся целеполагания, оценки, рефлексии, планирования и тем самым повышения эффективности их действий, которая напрямую зависит от степени сформированности умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и др. Развитию умений и навыков способствует применение в образовательной деятельности активных методов обучения. Активные методы обучения характеризуются высокой степенью включённости обучающихся в учебный процесс, активизации их

познавательной и творческой деятельности при решении поставленных задач [1, с. 3].

Интеллект-карта была разработан психологом Тони Бьюзеном. Будучи студентом, он пытался найти эффективный способ запоминания и группировки информации. Тони Бьюзен выработал правила и способы создания карт и приложил массу усилий для распространения и внедрения данной технологии в различные сферы деятельности человека [2, с. 115].

Разработка интеллект-карт является продуктивным средством для развития мыслительных операций. При её составлении задействованы оба полушария мозга. Яркое выделение слов, графические изображения закрепляются ассоциативным рядом, что приводит к более лёгкому запоминанию, а затем и воспроизведению информации. Данный метод позволяет уйти от одномерного линейного мышления к многомерному [3; 4]. Инновация заключается в особом визуальном способе представления информации — в передаче её не словами, а образами и цветом. Можно заметить, что рисование карт — более интересное и полезное занятие, нежели занесение информации в базу данных и файлы или записывание монотонного текста на бумаге. Фактически любой текст, событие, идею - всё, что нужно

Внедрять данную методику на уроках истории можно начать с 5 класса. На начальном этапе карта используется как наглядный материал, в процессе ознакомления с которым происходит получение новых знаний, закрепление и повторение информации. Она создаётся в процессе совместной деятельности учителя и ученика. Следующим этапом работы является самостоятельное освоение данной технологии [7].

Интеллект-карту как вариант организации учебной деятельности на уроках истории можно использовать при работе с фактами, теорией. Также на уроках истории можно составлять карты об исторических личностях, о конкретных событиях и явлениях в истории. Использование иллюстраций и образов облегчает понимание и запоминание материала [5, с. 838].

В процессе подготовки к ЕГЭ учащиеся могут создавать интеллект-карту как некую памятку для решения второй экзаменационной части, а именно задания 25, предполагающее написание исторического сочинения по конкретному историческому периоду[6].

Например, при подготовке к написанию исторического сочинения по одной из эпох истории России, а именно по советскому периоду 1953-1964 гг., обучающимися может быть составлена соответствующая интеллект-карта (см. рисунок 1).

Х°вой^ааЯ С**Ф^?цЯпсс Ю.А. Гагарин

Рисунок 1 — интеллект-карта по советскому периоду 1953-1964 гг.

Её разработка предлагает следование алгоритму действий:

2. Изображайте (пишите или рисуйте) достаточно крупный цветной образ темы в середине листа бумаги.

4. Приведите в порядок ассоциации, группируйте по смыслу:

a) Н. С. Хрущёв, секретарь ЦК КПСС, развенчание культа личности И. В. Сталина, В. М. Молотов;

b) Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова;

Одно из главных требований: чтение карты ведётся по часовой стрелке, т. е. с правого верхнего угла. Если же изменяется порядок чтения, то блоки следует пронумеровать.

6. Дополняйте ключевые слова и фразы словами-ассоциациями.

7. Придайте карте больше наглядности, добавляя рисунки, символы, графики и всё то, с чем ассоциируются слова.

8. Чтобы не допустить слияния ключевых элементов, отделите их друг от друга цветными блоками. Следует использовать не менее трёх цветов, но и перегружать карту тоже не стоит.

9. На заключительном этапе установите связи между блоками и их элементами.

Структуру данной памятки можно использовать для разбора и других тем — она универсальная.

Таким образом, на современном этапе развития образования в России применение интеллект-карт на уроках истории даёт положительные результаты. Обучающиеся отбирают главную информацию, анализируют её, объективно оценивают и структурируют, а впоследствии и воспроизводят. Результатами составления мыслительных карт является развитие креативного и критического мышления, памяти, внимания. Процесс обучения и учения становится более интересным, занимательным и плодотворным.

Использование интеллект-карты на уроках истории позволяет мотивировать учащихся к изучению истории не только в рамках урока, но и в процессе внеурочной деятельности; организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу на уроке; отбирать и конструировать учебный материал с учётом возрастных особенностей и умственных способностей обучающихся; организовывать их самостоятельную работу учащихся на уроке и проектную деятельность вне школьных занятий; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.

5. Мюллер, Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.

8. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

Читайте также: