Как сделать идеальную гм развертку для тора бублика

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 30.08.2024

На практике выделяют достаточно большое разнообразие преобразователей электрической энергии, как по конструктивным особенностям, так и по принципу действия. Среди устройств для изменения величины напряжения существуют броневые, стержневые и тороидальные трансформаторы. Последний вариант по своей форме напоминает бублик, за счет чего он является наиболее эффективным в части передачи магнитного потока. Его КПД может приближаться к 100% и отличается достаточной простотой намотки, поэтому многие радиолюбители стараются изготовить тороидальный трансформатор своими руками.

Конструкция и принцип работы

Конструктивная особенность такого трансформатора заключается в форме магнитопровода, которая представляет замкнутое кольцо, называемая тором.

В остальном состав его элементов идентичен другим типам электрических машин:

  • Обмотка – выполняется медным проводником, разделяется на первичную и вторичную. Обе обмотки могут отличаться сечением проводника.
  • Тороидальный сердечник — имеет форму кольца, изготавливается наборной шихтовкой, ленточной сталью или монолитным железом, в зависимости от габаритов и назначения. В качестве материала берутся ферромагнитные сплавы, обеспечивающие хорошую магнитную проводимость.
  • Изоляционных материалов – часть диэлектрика заранее наносится на монтажных провод, остальной диэлектрик разделяет катушку тора с железом, обмотки между собой, между катушками и кожухом. В качестве изоляции используются ленточные или лакотканевые материалы, электроизоляционный картон, клей и т.д.
  • Защитный кожух – предназначен как для защиты силового трансформатора от механических повреждений, так и для предотвращения контакта человека с поверхностью обмоток.
  • Выводы вторичной и сетевой обмотки, крепежные и вспомогательные детали.

Принцип действия тороидального преобразователя заключается в подаче напряжения питания на выводы первичной обмотки. После чего в ней начинает протекать электрический ток, который создает магнитный поток внутри витков. Магнитный поток перемещается внутри каркасов катушек и наводит ЭДС во вторичной обмотке. При условии подключения нагрузки к ее выводам будет происходить потребление заданной мощности.

Данное устройство нашло применение в тороидальных автотрансформаторах (ЛАТРах), радиоэлектронике, сварочных трансформаторах и прочих преобразователях. В домашних условиях занимаются перемоткой трансформатора такого типа за счет относительно простого процесса.

Изготовление своими руками

Чтобы изготовить тороидальную электрическую машину вам необходимо определиться с ее типом. Всего выделяют повышающий и понижающий трансформатор, в первом случае с низкого напряжения, к примеру, 220В получают высокое — 600В, а во втором, с высокого низкое, как наиболее распространенный вариант с 220В – 12В. Важным параметром для изготовления и расчета тороидального агрегата является коэффициент трансформации, показывающий, во сколько раз изменяется электрическая величина во вторичной обмотке по отношению к первичной. Для его определения используется одно из следующих соотношений:

U1 и U2, I1 и I2 — величина напряжения и тока в обмотках, W1 и W2 – это число витков.

Что необходимо для работы?

Вам обязательно пригодится набор слесарных инструментов для элементарных работ: отвертки, пассатижи, круглогубцы, ножи, паяльник, заклепочник и т.д. Также для того чтобы намотать тороидальный сетевой трансформатор или самодельный сварочный агрегат вам понадобятся некоторые материалы:

  • Медный провод с лаковым покрытием – можете взять и с виниловой изоляцией, но у него будет толщина больше. Как результат, намотка потребует больших усилий, что не сильно удобно при большом числе витков.
  • Устройство для намотки – чаще всего применяется либо автоматизированный механизм с кольцевым расцеплением, либо челночная катушка. Первый позволяет наматывать провода быстро и без лишних усилий, но его приобретение или самостоятельное изготовление требует дополнительных затрат. Второй способ куда проще, но он хуже применяется для жил большого сечения.
  • Изоляционный материал – вам пригодится электроизоляционный картон, полимерный диэлектрик, лакотканевая изоляция, тканевая изолента. Чтобы перемотать трансформатор можно использовать не все вышеперечисленные материалы, а выбрать некоторые из них.
  • Магнитопровод или тор – наилучшим вариантом будет готовый заводской сердечник круглой формы от другого трансформатора. Однако если его нет, можно собрать тороидальную конструкцию самостоятельно. Для этого подойдет шихтовка от стержневого магнитопровода.

Возьмите длинный лист стали и согните кольцом, на краю зафиксируйте концы.

Согните пластину железа

Рис. 2. Согните пластину железа

Внутрь полученного тороидального листа поместите следующий, следите за тем, чтобы края ложились стык в стык. При необходимости, края можно подрезать, что особенно актуально на внутренних слоях. Каждую пластину необходимо четко обжимать, чтобы при мотании тор получился плотным без зазоров.

Если вы решите изготовить сердечник, его края обязательно следует обработать эпоксидным клеем с обеих сторон. После этого сборку сердечника можно считать оконченной. Помимо этого можно использовать ленточную сталь, которую по такой же технологии закручивают плотной по спирали.

Намотайте сердечник из ленточной стали

Рис. 3. Намотайте сердечник из ленточной стали

Расчет

Чтобы начать вычисления, вам необходимо определиться с величиной напряжения на вторичной и первичной обмотке и нужной мощностью тороидального трансформатора. Далее вам понадобится определить сечение тора:

S = H * ((D-d))/2

  • S – площадь сечения магнитопровода;
  • H – высота тороидального сердечника;
  • D – внешний диаметр тороидального сердечника;
  • d – внутренний диаметр тороидального сердечника.

Чтобы вычислить количество витков воспользуйтесь двумя выражениями для коэффициента передачи магнитопровода:

Здесь k – коэффициент передачи, f – частота в подключаемой сети, S – площадь сечения магнитопровода. W1 – число витков в первичной катушки, U1 – напряжение в первичке. Из второй формулы вы узнаете количество витков, аналогично рассчитываются витки для вторичной обмотки тороидального трансформатора.

Чтобы определить сечение проводов катушек преобразователя, воспользуйтесь формулой:

  • S – площадь сечения проводника трансформатора;
  • P – мощность тороидального трансформатора;
  • r – удельная проводимость материала жил (для меди 0,017 Ом*мм 2 /м);
  • U – напряжение в соответствующей обмотке трансформатора;
  • l – длина проводника в катушке, этот параметр можно узнать из следующей формулы:

И длину и сечение трансформатора можно рассчитать для каждой обмотки отдельно. После того как расчет тороидального агрегата готов, можно переходить к его намотке.

Намотка

Процесс изготовления самодельного трансформатора будет состоять из нескольких этапов:

Перемотка вторичной обмотки осуществляется аналогичным образом, после чего ее так же изолируют и всю конструкцию, при необходимости, закрывают корпусом. Тороидальный трансформатор готов.

По всем характеристикам тороидальные трансформаторы превосходят П и Ш образные трансформаторы примерно в 1.5.. 2 раза. Также по весу торы в намного легче.

В связи с этим лучше делать тороидальный трансформатор для сварочных аппаратов.

Об изготовлении тороидального трансформатора в домашних условиях пойдет речь в нашей статье.

В наличии имелось железо от какого то трансформатора размерами 7 см х 65 см.

Подготовительные работы для сборки сварочного трансформатора

Берем пластины и обкатываем их круглым предметом, например бутылкой.

Подготовка пластин сварочного трансформатора

Сборка тороидального трансформатора

Берем одну пластину сворачиваем ее в кольцо и закрепляем саморезами. Это будет оправка для набора пластин.

Делаем оправку для пластин

Начинаем укладывать пластины начиная от края во внутрь. Так как внутренний диаметр самом начале большой, то сначала укладываем ровные пластины, не обкатанные бутылкой.

Укладка сварочного трансформатора

Набрав небольшое количество пластин, обязательно поджимаем их.

Обжим пластин

Примерно вот что должно получится. Так как внутренний диаметр кольца уменьшается, то далее применяем пластины, которые обкатывали бутылкой.

Результат обжима пластин тора

Первое кольцо магнитопровода тороидального трансформатора готово. Выглядит оно вот так.

Далее подготавливаем вторую оправку для второго кольца магнитопровода нашего трансформатора.

Вторая оправка для другого кольца магнитопровода тороидального трансформатора

Продолжаем укладывать пластины от края во внутрь. Процесс повторяется, делать нужно то же самое, что и для первого кольца.

Укладка пластин второго кольца трансформатора

Стремитесь укладывать пластины без зазорно, то есть стык в стык. Конечно в начале будет получаться хорошо, но в конце все равно не получится.

Вид второго кольца, пластины не обжаты

Не забываем обжимать пластины. Делаем это постоянно. От этого зависит качество сборки тора. Лишние зазоры нам ни к чему.

Обжим второго кольца

Вот собственно оба кольца. Фотка получилась не резкой.

Два кольца тороидального трансформатора

Далее обстукиваем торцы получившихся колец молотком.

Обстукиваем торцы молотком

Берем эпоксидный клей, разводим его растворителем.

Подготавливаем клей, для пропитки сердечника

Пропитываем клеем оба кольца магнитопровода. Клей не жалеем.

Пропитываем клеем кольца

Затем склеиваем оба кольца.

Склейка колец тора

Вот такой вот сердечник тороидального трансформатора у нас получился. Высота сердечника получилась 14 см и набор пластин 4 см. Площадь сердечника 56 см.кв. Учитывая небольшие зазоры, которые образовались при сборке, принимаем площадь сердечника 50 см.кв.

Теперь необходимо за изолировать сердечник. Для этого вырезаем из картона куги и накладываем на сердечник.

Вырезаем круги из картона

Далее берем тряпочную черную изоляционную ленту и обматываем сердечник.

Обматываем сердечник

Вот что получилось.

Готовый сердечник сварочного трансформатора

Обматываем еще раз сердечник молярным скотчем.

Обмотка молярным скотчем

Подготовленный сердечник

Все готово для намотки обмоток трансформатора. Провод для первичной обмотки наматываем на самодельный челнок, сделанный из куска ДСП.

Готовый сердечник тороидального трансформатора

Обматываем конец провода филенкой.

Обматываем конец провода филенкой

Начинаем мотать. Просовываем челнок через отверстие в торе и аккуратно прижимаем каждый виток, равномерно распределяя по поверхности сердечника.

Укладка провода на сердечник сварочного трансформатора

Намотав первый ряд обмотки, обматываем обмотку изоляционной лентой.

Изоляция обмоток

Далее мотаем второй ряд первичной обмотки, делая отводы для регулирования тока по первичной обмотке.

После того как первичная обмотка намотана, проверяем ток холостого тока трансформатора. Он должен быть в пределах от 0,2 А до 1,2 А.

На изображениях показаны замеры тока в в нормальном и форсированном режиме работы трансформатора. Цифровым мультиметром производился замер напряжения вторичной обмотки (для дальнейшего точного расчета количества витков вторичной обмотки), в качестве которой был намотан кусок провода из 4 витков.

Испытание сварочного трансформатора в нормальном режиме работы

Испытание тороидального трансформатора в форсированном режиме

Обматываем второй конец первичной обмотки филенкой и изолируем первичную обмотку.

Первичная обмотка готова и за изолирована

Далее мотаем вторичную обмотку точно так же как первичную, только без применения челнока.

Начинаем мотать вторичную обмотку нашего сварочного трансформатора

После намотки изолируем ее.

Вторичная обмотка готова

Далее вырезаем из текстолита или подобного материала два круга, сверлим отверстия под крепление обмоток.

Делаем подставку для трансформатора

В результате мы получаем вот такой вот сварочный трансформатор.

Сварочный трансформатор

Данный тороидальный трансформатор был установлен в сварочный полуавтомат. При интенсивном использовании сварочного полуавтомата, температура трансформатора не повышалась выше 60 градусов. Трансформатор работает тихо без потрескиваний и гула.

Вес данного экземпляра в собранном виде равен 16 кг.

Ответы на комментарии:

Изолированные провода

Пропитка сердечника эпоксидным клеем.

Пропитка сердечника трансформатора эпоксидным клеем

Расчет площади сердечника.

Расчет площади сердечника сварочного трансформатора

Площадь сердечника равна S=А*Б

Шпильки для тора

Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях.

Похожие записи

Расчет и намотка трансформатора сварочного полуавтомата

Самодельная горелка для полуавтомата.

Вы молодец .я тоже по холоду трансы мотаю в квартире.схемы и технология толковые.

Геннадий спасибо за отзыв.

Цель данной статьи - показать, что сделать сварочный трансформатор не сложно, было бы желание.

У меня трансформаторное железо было покрыто местами ржавчиной. Ржавчину я удалил мет.щеткой, понятное дело до голого металла. Местами снялась пленка лака.

Подскажите есть необходимость покрывать каждую пластину лаком или другим изолирующим материалом. Я читал что замыкание пластин НЕЖЕЛАТЕЛЬНО.

Конечно замыкание пластин не желательно. Но если посмотреть на это с другой стороны, если взять железо для трансформатора от электродвигателя, то в нем пластины вообще ни как не за изолированы между собой. Мало того они еще и сварены сплошными швами для прочности. И такие трансформаторы как ни странно работают.

Собирайте трансформатор, потом после сборки пропитайте железо лаком или эпоксидной смолой, разбавленной растворителем. Не стоит покрывать каждую пластину.

При сборке просто нужно стараться укладывать пластины так, что бы они контачили открытыми участками меньшей площадью между собой.

P.S. Был у нас такой трансформатор (ржавый).. собрали и. работает.

Спасибо, будем пробовать.

Статья очень полезная. Спасибо. Я сейчас делаю такой же сварочный из пластин

трансформатора 8,5см х 65см х 0,35мм Если можно, мне нужны данные по размеру тора: внутренний диаметр, колличество слоев первичной обмотки , колличество слоев вторичной обмотки , сечение провода, как мотались обмотки с жесткой или крутопадающей характеристикой? Какое осталось окно внутри тора после его намотки и намотки изоляции? Я не могу определить минимальный внутренний размер тора достаточный для того чтобы уложить обмотки. Размер намотанного мной пробного тора 21см х 15см х 8,5см его вес чистого железа около 12кг. Не могу решить делать в два тора один на один или мотать ширину тора 6см вес добавиться многократно, поэто-му мне нужно знать минимальное внутренее окно тора чтобы потом поместить обмотки.

Александр

Внутренний диаметр тора 12 см, наружный 20 см, высота (общая) 14 см.

Первичная обмотка была намотана в 2 слоя, проводом из меди диаметр = 2.7 мм.= 5.7 мм.кв. и имела 220 витков.

Вторичная обмотка была намотана в 2 слоя, проводом из меди диаметр = 6 мм.= 28 мм.кв. и имела 30 витков.

Моталась сначала первичная обмотка, распределенная равномерно по тору, по верх неё вторичная, тоже равномерно распределенная.

В принципе, тороидальные трансформаторы имеют жесткую характеристику, при условии, что обмотки распределены равномерно. Но так как вторичная обмотка моталась по верх первичной, то соответственно ее активное сопротивление увеличено, что ведет к уменьшению тока КЗ, тем самым говорит нам, что трансформатор имеет падающую характеристику.

Трансформатор мотался как говорится на скорую руку (не старались укладывать), внутренний диаметр после сборки был равен примерно 3. 5 см.

Имея в наличии провод для первичной и вторичной обмоток и зная расчетное количество витков, в принципе не трудно подсчитать, какой необходим внутренний диаметр сердечника для конкретного случая.

Спасибо за ответ. У меня уже все готово. Завтра приступаю к изготовлению. Еще раз спасибо за предоставленную информацию.

когда-то на работе тоже мотал торы. железо брал с ТСВП. далее две обоймы от подшипников. одна достаточно большая, другая маленькая. между ними укладывал железо. как набрал, потом нарезал небольшие куски из железа по высоте тора и по ширине 5-10 см. и забивал пробелы в торе, тем самым уплотняя его.

постепенно сдвигая верхнюю обойму а потом и внутреннюю, фиксировал внешнее а потом и внутреннее кольца железа фосфористой медью (с понижающего транса брал 5-15 вольт(уже не помню) и через графитовые стержни плавил медь прямо на железе). потом полностью снимал обоймы. тор готов.

далее заливал тем , что было. в основном нитрокраской и изолировал картоном и киперной лентой достаточно толстым слоем. иначе при транспортировке готового транса может повредиться первичка.

далее мотал первичку проводом 2,5-3мм. (больше нельзя- сопртивление обмотки упадет и на расчитаное число витков будет греться обмотка), равномерно располагая витки. слои изолировал лакотканью. готовую первичку изолировал опять лакотканью и сверху киперкой с заливкой все той-же краской. вторичку мотал шинкой. вторичку изолировать нежелательно иначе транс постоянно будет горячий.

теперь о расчетах.

обычно для расчета кол-ва витков для ш-образного транса применима формула:

W=50/S, где 50- частота сети, S- сечение магнитопровода в квадратных сантиметрах.

но у нас тор, и мы можем для повышения его характеристик, снижения расходных материалов и еще чего-то там применить ту же формулу, но с числом 47 вместо 50.

почему такое, ну не знаю. вывел по опыту и по давним расчетам (давно это было, в юности еще).

все. транс расчитан и намотан.

ага, одна неточность. по формуле получаем число витков на один вольт. потом полученное число умножаем на напряжение в сети.

Сергей
ага, одна неточность. по формуле получаем число витков на один вольт. потом полученное число умножаем на напряжение в сети.
все.

А где именно в этой статье вы видите неточность?

Сергей
.
W=50/S, где 50- частота сети, S- сечение магнитопровода в квадратных сантиметрах.
но у нас тор, и мы можем для повышения его характеристик, снижения расходных материалов и еще чего-то там применить ту же формулу, но с числом 47 вместо 50.
.

Можно конечно взять и 47, но так как мы расчитывали трансформатор с форсированным режимом работы, мы остановились всё таки на 50.

неточность у меня в 9 пункте про количество витков.

в 10 пункте я поправил.

сердечник можно уполовинить ))

внутренний диаметр беру 11-12см ,склепываю

первую полосу в кольцо и последующие наращиваю снаружи

главное хорошо закрутить полосы,для этого использую приспособление

из вальцов для отжима белья от советской стиралки с закрепленным

и еще острые грани получившегося сердечника закругляю болгаркой с R=3 мм

на внутреннем и внешнем диаметрах

и напоследок--не стоит на формулах заморачиваться,так как конечный результат

очень зависит от используемого железа и качества стяжки бублика

с уважением king1972

king1972

Можно делать и так как вы написали. У каждого своя технология сборки трансформаторов. В нашем случае мы пошли в сторону увеличения площади сердечника и тем самым повысили надежность трансформатора.

Спасибо за комментарий.

Вопрос: какой ток максимальный можно получить с сварочного трансформатора

на реальных экземплярах выходной ток достигал 140-145 (при токе короткого замыкания 180-200) при электроде четверке

(брать от бытовой сети больше 150-160 ампер не стоит)

но я обмотки располагаю не одна поверх другой,а разнесенно: 2/3 кольца--первичка,

1/3--вторичка,чтобы получить падающую ВАХ

А тора от двигателя в 28 кв.см хватит для полуавтомата с проволокой 0.8 мм.

Для полуавтомата не хватит.. Можно конечно выжать из этого сердечника всё, что можно, но будет варить листовой металл толщиной 1 мм максимум и то не качественно.

Во всяком случае можно попробовать.. Вы как замеряли площадь сердечника.. с зазорами для обмоток или без них?

Просто я видел железо от двигателя площадью 28 см.кв. Во первых весит около 22 кг. и размер внушительный.. во вторых это уже не полуавтомат получится.. вес большой будет.. размер, расход провода и т.д.

Спасибо большое. Трансформаторов не мотаю,но очень познавательная статья!Приятно,что есть еще люди ,которым не жалко поделиться знаниями. Удачи и здоровья автору.

Иван
Спасибо большое. Трансформаторов не мотаю,но очень познавательная статья!Приятно,что есть еще люди ,которым не жалко поделиться знаниями. Удачи и здоровья автору.

И вам спасибо за комментарий

я вообще в шоке от увиденного. В магазинах готовых сколь хочешь и всяких-и по деньгам но такое в наше время- Страничку я сохраню-может пригодится-а Вам спасибо.

Намотка тора. Как и чем?

Хочу намотать тор. Уже рассчитал диаметр и количество витков обмоток. Подскажите, как лучше мотать, думаю намотать провод на длинную деревяшку, а эту деревяшку продевать через середину, так нормально будет? Надо изолировать слои чтобы не наползали витки друг на друга, и чем лучше? И есть ли разница каким проводом мотать, медным или алюминиевым, первичку хочу сделать медную, вторичку алюминиевую. Кстати, сам тор раньше стоял в древнем советском стабилизаторе напряжения для черно-белых телеков, подойдет ли он в качестве силового? Планирую питать усилитель.

Pomka, Выложи сюда свои расчеты, и размеры железа, изолировать имхо лучше лакотканью, хотя есть другие варианты, по намотке - главное чтоб деревяшка в окно тора пролазила.
А вот алюминием мотать имхо не стоит!

Данная статья не претендует на звание бестселлера научно популярной литературы, а скорее руководством для начинающих. В статье рассказывается сам процесс намотки, а не его расчёт.


Основное, что должен знать и главное понимать человек который мотает трансформатор:

  • длина провода (количество витков) это напряжение;
  • сечение проводника- это ток которым можно нагружать его;
  • если число витков в первичной цепи малое, то это лишний нагрев провода;
  • если габаритная мощность недостаточная (потребляется больше возможного) , это опять таки тепло;
  • перегрев трансформатора приводит к снижению надёжности.

Итак, что нужно для намотки:

  1. Трансформаторное железо в форме тора (далее я напишу где взять);
  2. Лакопровод (на обмотку трансформатора нужен обмоточный провод);
  3. Скотч малярный (бумажный);
  4. Клей ПВА;
  5. Тканевая изолента или киперка;
  6. Кусочки провода в изоляции;
  7. И последнее, но главное - это желание.

ТРАНСФОРМАТОРНОЕ ЖЕЛЕЗО


Перед намоткой необходимо подготовить железо к намотке. Если посмотрите на углы трансформатора то уведите что они под углом 90 градусов, в этих точках будет изгибаться провод и будет облущиваться лак, что б этого не было необходимо обработать углы напильником скруглив их максимально (понимаю что лень но нужно). Минимальный радиус окружности 3мм. На Рис.1 видно что углы уже обработаны, и тор готов к намотке. Небольшая хитрость, при обработке углов напильником необходимо избегать зализывания стали, дабы слои между собой оставались не замкнутыми! Для этого следует производить движения напильником вдоль направления трансформаторной ленты. После обработки рекомендую просмотреть углы на замыкание слоев и доработать их мелким напильником.

Что-б изолировать сердечник от обмотки необходимо его изолировать ТКАНЕВОЙ изолентой (или киперкой пропитанной парафином-воском). Лучше использовать изоленту из шириной около 25мм (Рис.2), тогда будет максимальное покрытие металла в один слой, что позволяет экономить место в окне. Конец намотки не заклеиваем (читаем дальше).


После этих операций сердечник готов к намотке и мы переходим к следующему шагу.

ЛАКОПРОВОД

Расчёт сечения провода очень интересный процесс. На эту тему в интернете есть много литературы, и писать о всяких расчётах и тонкостях я не буду (Google в помощь). В зависимости от выбранной вами плотности тока будет разное сечение провода. Главное, что требуется это правильно соотношение мощностей. Необходимо чтоб мощность вторичной обмотки не привышала больше возможности первичной. Как известно КПД трансформаторов в виде тора очень высок и равняется около 97%, поэтому при намотке тора мощностью в 200 ватт, 6 ватт потерь это мелочь которой можно пренебречь. Считаем, что мощность первичной обмотки больше или равна мощности сумме всех вторичных обмоток.

Маленькие по диаметру, таких в телевизорах используется по 2 штуки. Диаметр такой половинчатой петли размагничивания около 40-50см, сечения проводника где-то около 0,6мм. При качественной укладке этой петли хватает на намотку первичной обмотки одного тора с запасом в пару метров.

Если же использовать большую петлю, то длина провода такой буквально в полтора раза больше маленькой по этому выгоднее покупать маленькие петли. Бывает попадается петля от лампового, цветного телевизора, длина провода в такой петле аналогична но сечение провода может достигать 0,7мм. Если вам такая попалась значит повезло.


Теперь наша петля имеет один конец с наружной части, а другой где-то внутри, нам нужен именно наружный. Далее вернёмся к железу которое у нас уже обработано и обмотано изолентой или киперкой. Помните мы не заклеивали край вот зачем (смотри на Рис.4). С той стороны где будет верх транса(выводы вверх выходят) на углу тора делаем надрез по центру изоленты и продеваем туда лакопровод уже в изоляции это будет отвод начала обмотки. Некоторые рекомендуют припаивать кусочек гибкого многожильного провода в изоляции и делать такой отвод. Меня такой вариант не устраивает потому что таким образом я не знаю какой провод находится в первичке, а так даже через десяток лет микрометром померил и знаешь что можно жать с него, а с отводом кто знает что там за сечение. Хотя дело ваше.

Отечественные обмоточные провода

Наибольшее распространение получили обмоточные провода в эмалевой изоляции на основе высокопрочных синтетических лаков с температурным индексом (ТИ) в диапазоне 105. 200. Под ТИ понимается температура провода, при которой его полезный ресурс не менее 20000 ч.

Медные эмалированные провода с изоляцией на основе масляных лаков (ПЭЛ) выпускаются с диаметром жилы 0,002. 2,5 мм. Такие провода обладают высокими электроизоляционными характеристиками, которые практически не зависят от внешнего влияния повышенных температур и влажности.

Проводам типа ПЭЛ свойственна большая зависимость от внешнего воздействия растворителей, относительно проводов с изоляцией на основе синтетических лаков. Обмоточный провод ПЭЛ можно отличить от других даже по внешнему признаку - эмалевое покрытие по цвету близко к черному.

ПЭВТ-1 и ПЭВТ-2 - эмалированные провода с температурным индексом 120 (диаметром 0,05. 1,6 мм), они имеют изоляцию на основе полиуретанового лака. Такие провода удобно монтировать. При пайке не требуется зачищать лакированную изоляцию и применять флюсы. Достаточно обычного припоя марки ПОС-61 (или аналогичного) и канифоли.

Эмалированные провода с изоляцией на полиэфирамидной основе ПЭТ-155 имеют ТИ равный 155. Они выпускаются с жилами не только круглого сечения (диаметра), но и прямоугольного (ПЭТП) типа с диаметром проводника 1,6-1 1,2 мм2. По своим параметрам провода ПЭТ близки к рассмотренным выше проводам типа ПЭВТ, но имеют более высокую стойкость к нагреванию и тепловому удару. Поэтому обмоточные провода типов ПЭВТ и ПЭТ, ПЭТП особенно часто можно встретить в мощных трансформаторах, в том числе в трансформаторах для сварочных работ.

ПРОЦЕСС НАМОТКИ

Для намотки транса вам потребуется 4-5 вечеров и по 2 часа времени, почему не менее 4 дней поймёте дальше.

Один конец провода мы уже запустили и прижали. Далее начинается самое муторное намотка. Мотать рекомендую так. Берём транс (пока что железо), одеваем перчатку или берём в руку какую либо ветошь из натуральной ткани. Усаживаемся на диван или кровать включаем фильм который уже видел или музыку (чтоб не сильно отвлекаться), и начинаем мотать. Каждый виток продеваем в кольцо железа. Мотать нужно виток к витку из внутренней стороны (некоторые умудряются с наружной, каким образом не представляю).

Рекомендации по ходу намотки

Для того чтоб легче было считать витки их лучше группировать по 5 или 10 витков. Натягивать провод необходимо не чётко перпендикулярно (пунктир красная линия) к касательной (чисто красная), а слегка наклонено в сторону намотки(желтый), как будто внутренняя часть намотки идёт впереди наружной (Рис.5). Таким образом намотки провод при натяжке будет сам прижимается к другим уже уложенным виткам. Если у вас провод погнутый он идеально не уложится поэтому он должен быть максимально прямым, для этого во время намотки его нужно сильно натягивать тем самым его выпрямляя. Вот зачем нужны перчатки или ветошь, если не применять перчатки то пальцы и ладонь очень быстро устают и болят. Если наматывать провод сечением больше 1,5мм (очень тяжело) то рекомендую провод для простоты выпрямления слегка перегибать под натяжкой.

(Отец моего друга мотает сварочники 50 герц, вторичка шинка медь 35 квадратов укладывает руками идеально ровно, так он изгибает 5 копеек украины в пельмень- пальцами).


Во время намотки провод осматривается на наличие изъянов, особенно в местах изгиба, если лак нарушен то замазываем его аккуратно изолирующем цапон лаком или краской (на крайний случай обычным лаком для ногтей).

Когда намотали слой до конца. Между слоями необходимо делать межслойную изоляцию. Мне повезло и у меня есть некоторые заначки лакоткани, причем ткань такая что тянется и пропитана чем то липким. Такая если прилипает друг до друга(сложилась) то её очень сложно разделить. От неё слипаются пальцы. Такая лакоткань идеальный изолятор, кроме того обмотка не дребезжит даже при перегрузке. Но такое есть у очень малого числа людей. Теже функции изолятора очень хорошо реализовать при помощи малярного скотча.

Есть ещё один хороший вариант изоляции между слоями. Очень хорошо будет если в ходе намотки будете использовать бумагу для выпечки (пергамент) нарезанную на такие же полосочки и после обмотанной. В итоге транс необходимо будет пропитать, а реально сварить на паровой бане смеси 50:50 соответственно парафин:воск. Паровая баня берем в кастрюлю набираем воды и ставим кипятится(нам нужен пар). Сверху устанавливаем емкость в которой помещен трансформатор и воск-парафин. Трансформатор зарание подвязываем на проволоку, конец оставляем(когда смесь потечёт за эту нить нужно в мокать трансформатор как пакетик чая в чашке). Когда будете окунать трансформатор нужно осторожно дабы капли воска не попали на пламя, очень сильно горючь. Ранее именно таким "расстовором" пропитывались выходные трансформаторы для ламповых УНЧ, Хотя и другие качественные трансы тоже. Когда смесь разогрета она имеет очень высокую текучесть почти как у воды, в результате чего бумага стает буквально пропитана парафином и воском. Однако этот вариант будет изначально не эффективен если транс будет греться (теплый) при температуре в 50 градусов, воск уже достаточно мягкий и не будет сдерживать провод от вибрации 50Гц, хотя и будет выполнять функции диэлектрика. (Правда именно из-за вибрации и тре ния провода перетираются и получается замкнутый виток, который приводит к повреждениям уже в ходе эксплуатации ).

Для импульсных трансформаторов рекомендую в качестве пропитки использовать не скотч, а бумагу+ клей БФ-2. Этот клей прежде всего применяется в изготовлении катушек для динамиков. Но в импульсном трансформаторе тоже очень хорошо себя проявил. При неоднократной перегрузке не малейшего писка на частоте преобразования в 15КГц. Разматывая обмотки из каркаса, они снимались шлейфом ш ириной у 8 жил.

Для трансформаторов у которых низкий ток потребления рекомендуется использовать резистор 10 или 100 Ом(2-5Вт) который включается последовательно с первичной обмоткой. Измерив падение напряжения на резисторе, при помощи закона ома перещетать ток. Такой метод является более предпочтительный нежели первый, но в тоже время более опасным при высоком токе потребления- резистор превращается в уголь за доли секунд.

О том как измерять ток х.х. я вкратце рассказал написал, теперь о значениях. Норму тока х.х. каждый определяет для каждого транса индивидуально, но обычно норма это до 50 мА при 230В, правда некоторые говорят что и 0,5А нормально. Чем ниже ток тем лучше! Чем ниже ток покоя, тем более форма тока х.х. похожа на синус. Если у вас ток х.х. от 20-50 то это терпимо, скажем так на троечку, от 10-20 это четыре, меньше 10мА эт явно пять. У маленьких ториков, ток будет маленьким из-за высокого сопротивления первичной обмотки, это нужно учитывать! Хотя как на меня мотать торы вручную меньше сотни ватт это зверство! Количество витков первичной обмотки в них достигает пару тысяч.

Намотаный мною трансформатор по моей методике имеет ток х.х. равным 11мА (при 4 слоях первички).

Если последовательно всё делать, то получится нечто похожее:


ПРОЦЕСС ТЕСТИРОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ

О том как измерять ток х.х. я вкратце рассказал написал, теперь о значениях. Норму тока х.х. каждый определяется для каждого транса индивидуально, но обычно норма это до 50 мА при 230В, правда некоторые говорят что и 0,5А нормально. Чем ниже ток тем лучше! Чем ниже ток покоя, тем более форма тока х.х. похожа на синус. Если у вас ток х.х. от 20-50 то это терпимо, скажем так на троечку, от 10-20 это четыре, меньше 10мА эт явно пять. У маленьких ториков, ток будет маленьким из-за высокого сопротивления первичной обмотки, это нужно учитывать! Хотя как на меня мотать торы вручную меньше сотни ватт это зверство! Количество витков первичной обмотки в них достигает пару тысяч.

Очень полезно будет посмотреть форму тока холостого хода, в первичной обмотке при помощи осциллографа. НО!! это нужно делать в очень специальных условиях! Для этого необходим развязывающий трансформатор (220/220В), при том что индукция должна быть очень низкой что-б не вызывать дополнительных искажений формы "синуса". А также латр. Этот пункт теста рекомендую делать только очень опытным специалистам, последствия чреваты выгоранием осциллографа.

Изолируем первичную обмотку от вторичной.

После намотки необходимо числа слоев первичной обмотки мы подходим к моменту намотки вторички. Изолировать первичную обмотку от вторичной нужно очень тщательно.

Если нет лака, а малярный-скотч не впечатляет. Очень даже неплохо будет изолировать обмотки фторопластом, этот материал супер изолятор! С виду он похож на плёнку белого слегка прозрачного цвета (фото ниже).


Учитывайте то что фторопласт не даст пропитаться обмотке транса подобно скотчу, поэтому если хотите пропитать парафином делайте это до изоляции обмоток фторопластом.

Об экранировании первичной обмотки от вторичной опишу немного позже, это уже скорее в раздел о высоких материях.

Финальная отделка транса и его крепёж.

Момент по намотке вторички я пропускаю, потому как он абсолютно аналогичный процессу намотки первички. Что касается финальной отделки то тут нужно понимать некоторые моменты.

И всё же, какие варианты изоляции-отделки:

Какие варианты крепежа:

Одним из явных способов крепления тора есть крепёж при помощи болта продетого через центр тора. При креплении таким образом учитывайте то что через болт, а потом днище корпуса, после по стенках корпуса, верхней крышке может образоваться виток сечение которого просто бешенное (в зависимости от диаметра крепёжного болта). Не в коем случае не крепите тор к днищу и верхней крышке, образуете замкнутый виток и спалите тор!

Кроме того в щели между крепежом и верхней крышкой будут наводиться помехи так как болт железный (магнетик). Чем меньше зазор тем выше уровень. Не редко говорят без крышки УНЧ играет всё отлично нет фона накрываю крышкой и появляется сумасшедший фон. Наводятся помехи, для избежание таких наводок необходимо применять крепёжный болт из материалов диамагнетиков, например хорошо себя показала латунь. (но не забываем об возможности образования витка через корпус).

Теперь нужно как то упереться в обмотку тора, при том площадь касания должна быть максимальна, для минимизации давления на провод. Я для этих целей использую заднюю шайбу и керно от магнитной системы динамиков, всё что нужно - это просверлить отверстие в керне и нарезать резьбу после получается очень хороший крепеж (фото ниже).


Диаметр шпильки или болта продетого через центр тора вряд ли будет соответствует диаметру окна. Для того чтоб бублик не летал на этом болту как обруч на балерине необходимо его либо обмотать изолентой (до нужного диаметра) или можно применить толстую резину конусной формы. Такого рода резинку без проблем найдут автомобилисты например резинка из ВАЗ2107 реактивного стабилизатора или амортизатора, имеет нужно форму и стоит копейки.

Не редко в заводских версиях окно заполняют компаундом вставив туда втулку, за которую и крепят тор. В практике радиолюбители такое не применяется (обычно) потому что опять же разобрать тор не повредив провод не возможно. В домашних условиях такую заглушку можно реализовать при помощи эпоксидки.


Немного об экранировании.

Гораздо лучше экранировать трансформатор по итогу намотки, то есть когда намотан полностью трансформатор (Хотя честно говоря нужно делить помехи по классам и виду, и отдельно рассматривать методы борьбы с ними). Идеально в таком случае будет использовать не медную ленту, а пермаллой. Хотя если на Вас смотрят кирпичными глазами при слове фторопласт, то о пермаллое можете мечтать ;). Очень даже хорошо обвернуть трансформатор в несколько слоев трансформаторного железа, для этих целей подойдёт железо из любого трансформатора. (Я применяю сталь от старого сердечника из 2-х амперного латра).


Вот тор экранирован при помощи трансформаторной ленты, помещен в металлическую крышку и проварен в парафине, ток х.х. 1,5 мА, первички более 2500 витков, межслойная фторопласт, с последовательной проваркой в парафине. Делал в кружке + трансформаторная сталь, получилось очень даже хорошо (смотрите выше)! Этот тор использовал для работы в предварительном усилителе.

Делать горшок из алюминия не стоит, он не от чего не защитит. Делать нужно из толстой стали (не менее 2мм), и ещё очень хорошо изнутри дополнительно про экранировать медью (листовой толщиной около 1мм). Хотя сам таких вещей не делал (из медью), но авторитетные люди советовали.

В заключении о помехах из торов скажу, что тороиды очень редко генерируют помехи на оборудование, при том замечена особенность что фонят торы те которые не домотаны, имеют высокий ток х.х. ил завышенную индукцию… Поэтому если не пожадничать и намотать тороид из заниженной магнитной индукцией(увеличить число витков на вольт) то вы вряд ли столкнётесь с проблемой помех от трансформатора.

Планируется дополнить статью такими "изюминками". пока что очень бегло.

Все трансформаторы и источники энергии (блоки питания) имеют такой абстрактный параметр как внутреннее сопротивление. Как это понимать?! В случае с трансформатором это сопротивление будет равняться активному сопротивлению обмоток. Когда вы подключаете к трансу нагрузку, то протекающий ток и сопротивление обмоток создают просадку напряжения. Чтобы просадка по напряжению была минимальной необходимо увеличивать сечение проводника (снизив его сопротивление). Но в тоже время необходимо учитывать этот факт при эксплуатации, что габаритная мощность обмоток будет выше габаритной мощности сердечника, внимательно чтобы не перегрузить первичку.

Экранирование и виды помех.

P.S. Моя первая статья да ещё и не законченная просьба помидорами не кидать.. Времени закончить никак нет, выкладываю то, что уже накатал очень давно. Сейчас эти бублик успешно работает в Натали 2012ЭА, в соответствующей ветке можете поискать фото, а вот и ссылка

demo1420 Опубликована: 13.09.2013 Изменена: 14.10.2013 0 2

Читайте также: