Как сделать фундамент из поребриков
Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.
Закрепление краевых участков мощения бордюром - надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.
Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами - гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.
Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ - например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.
Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.
Технология установки бортового камня
Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.
B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:
- отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
- устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
- устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
- установка бортовых камней нa бетонное основание;
- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
- осаждение бортового камня до проектной отметки;
- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
- устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.
Устройство подстилающего слоя и бетонного основания
Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.
По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.
Фото: Подготовка траншеи
Для устройства подстилающего слоя применяются:
- пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
- пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
- щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м
Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования - появления белых пятен - на поверхности тротуарной плитки.
Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ? 1,0-1,5 см.
Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ? 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.
Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:
На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .
Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.
Схема установки бортового камня
На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.
По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.
Фото: Установка садового бордюра
Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.
Рис: Схема установки бортового камня:
Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.
Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.
Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).
Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).
Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:
Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.
Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.
Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:
Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры
В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:
- Дорожные бордюры БР 100.30.15 и БР 100.30.18 предназначены для разделения автомобильных дорог от пешеходных зон.
- Тротуарный бордюр БР 100.20.8 применяется повсеместно при благоустройстве городских объектов - парков, скверов, дворов, пешеходных дорожек, а также при обустройстве территории частных придомовых участков.
- Садовые бордюры БР 50.20.8предназначены для благоустройства частных объектов - садовых дорожек, террас, отмостки вокруг дома.
- Укороченная форма создает удобство при создании радиусных дорожек
- Широкая цветовая гамма позволяет заказать бордюр в тон выбранной тротуарной плитки
- Легкость монтажа благодаря небольшому весу изделий
Фото: Использование фактурного бордюра БР 50.20.8 для выполнения отмостки вокруг дома:
Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.
Вы можете получить профессиональную консультацию по вопросам выбора и установки бортовых камней в отделе продаж компании “Цемсис” по тел. 8 812 665-51-10.
Тратуарные бордюры метровые решила использовать для фундамента для пристроя 12кв.м.из бруса.Если поставить бордюры типа свай,то сколько см.подушку из ПГС и насколько заглубить сам бордюр?Или лучше траншея глубиной 20 см.,подушка из ПГС,потом плашмя эти бордюры.Пожалуйста,можно поподробнее.Большое спасибо.
На мой взгляд-обо варианта ни о чём.
Если ставит вертикально,то нужен ростверк для связки их.В таком случае-зачем эти колышки торчащие вниз из ростверка на 60-80см?
Если плашмя класть-цельности фундамента не будет,каждая бордюрина будет жить своей жизнью,гулять,проваливаться,выпирать.
Тратуарные бордюры метровые решила использовать для фундамента для пристроя 12кв.м.из бруса.Если поставить бордюры типа свай,то сколько см.подушку из ПГС и насколько заглубить сам бордюр?Или лучше траншея глубиной 20 см.,подушка из ПГС,потом плашмя эти бордюры.Пожалуйста,можно поподробнее.Большое спасибо.
Советую изкрошить бордюры в крошку, добавить цемента, песка, щебня все хорошенько перемешать и залить малозаглубленный ленточный армированный фундамент, в траншею с подсыпкой песчаной подушки 10-15 см.
ОТЛИВКА БОРДЮРНОГО КАМНЯ СВОИМИ РУКАМИ
Аккуратные бордюры вдоль садовых дорожек – это чуть ли не главный штрих, который придает дачной территории ухоженный вид. А поскольку дача – то место, где вы практически все делаете сами, бордюр тоже было бы логично изготовить собственноручно. Тем более это не так уж сложно и есть возможность получить практически любые формы и размеры бордюрного камня, соответствующие вашему индивидуальному запросу. Сразу определимся: мы будем говорить не о каких-то полумерах вроде уложенного в рядок кирпича и не об экстравагантных дизайнерских решениях. Наша цель – сотворить настоящий классический бортовой камень из железобетона, который будет выглядеть солидно, служить надежно и долго.
Есть два вида бетонного ограждения:
Соответственно, имеется два способа изготовления бордюрного камня: с помощью отливки блоков и путем заливки бетона прямо на месте расположения конструкции. Начнем по порядку.
ОТЛИВАЕМ БОРДЮРНЫЕ БЛОКИ
Как у любого другого, у этого процесса есть две главные стадии: подготовительная и основная. Сначала нужно запастись всем необходимым: арматурой, бетоном, формами для изготовления блоков. Знатоки не советуют приобретать готовые матрицы, поскольку они часто бывают неразъемными и вынуть из них застывшую заготовку весьма проблематично. К тому же они не позволят вам получить нестандартные фигурные элементы. В общем, самое разумное – изготовить каркас для отливки самим.
Готовые формы ограничат вашу возможность придать бордюру нужные размеры Готовые формы ограничат вашу возможность придать бордюру нужные размеры
Делаем формы для бордюров
- Запасаемся листом металла толщиной от 5 мм – он станет дном и придаст верхней части бетонных блоков идеальную гладкость. Можно, конечно, использовать ДСП или дерево, но их нужно обернуть толстой пленкой, иначе поверхность бордюра будет шероховатой.
- Борта лучше всего сделать из идеально оструганных и отшлифованных пиломатериалов. Если размер нижнего листа позволяет, можно разместить несколько опалубок в ряд со смежными перегородками – это позволит сэкономить материалы.
- Берем пару десятков саморезов, металлические уголки и накладные пластины для скрепления деревянных деталей между собой.
- Размечаем на листе места расположения бортов, просверливаем в металле по паре отверстий на каждую боковину и плотно притягиваем деревянные элементы к листу саморезами. Между собой скрепляем их уголками по наружной стороне и накладными пластинами сверху.
- Если хотим получить скошенную или фигурную верхнюю часть бортового камня, у дна с одной стороны нужно прикрутить треугольный брусок или пластиковый фигурный плинтус.
- Имейте в виду: соотношение ширины и высоты формы должно находиться в диапазоне 1:2 – 1:4. Очень длинный и очень узкий бордюр может сломаться.
Правила закладки арматуры
Для узких невысоких бордюров достаточно одного прутка арматуры диаметром 10–12 мм. Для конструкций большего размера необходимо сварить из арматуры или толстой проволоки каркас в виде сетки или объемной закладной детали. Между арматурой и стенками должно оставаться расстояние 2–3 см. Перед армированием внутреннюю поверхность формы смажьте отработанным машинным маслом, жидким воском или силиконом – будет легче отделить застывший бетон от дерева.
Толщина и количество арматуры зависят от размера бордюрного камня Толщина и количество арматуры зависят от размера бордюрного камня
Беремся за бетон
Предпочтительнее купить уже готовый бетон с нужными характеристиками. От его качества будут зависеть прочность, долговечность и внешний вид бордюрного камня, а при самостоятельном изготовлении можно ошибиться в пропорции или технологии. В итоге ваш бордюр может начать сыпаться уже через год-другой и потребует замены. Нужны вам эти хлопоты?
Впрочем, если есть желание изготовить раствор своими руками – вперед!
- Хорошо смешайте 1 часть цемента (М400) и 3 части песка или 1 часть цемента (М500) и 4 части песка.
- Добавьте к сухой смеси щебень из расчета 1 к 2 или 1 к 3.
- Добавьте воду до консистенции очень густой сметаны и тщательно перемешайте, чтобы не осталось комочков. Для этой цели лучше всего пользоваться бетономешалкой. Если ее нет, придется хорошенько поработать вручную.
Тонкости и хитрости отливки блоков
Вообще, работа с бетоном предполагает соблюдение определенной технологии. Изготовление бордюров тоже этого требует.
Залейте часть раствора до уровня расположения арматуры. Уложите в форму закладную конструкцию и заполните ее бетоном до конца. Поверхность выровняйте. Теперь будущий блок хорошо бы поместить на вибростол, чтобы выгнать пузырьки воздуха. Если такого оборудования не имеется, просто тщательно простучите форму со всех сторон.
Разместите заготовки в тени или накройте плотной тканью и периодически увлажняйте ее. Высыхание бетона должно быть постепенным, если это произойдет слишком быстро, готовое изделие потрескается. Через 3–4 дня формы можно раскрутить, застывшие блоки разместить в тени и оставить для окончательного высыхания еще дней на 5–7.
Со временем вы научитесь делать идеальный бордюр Со временем вы научитесь делать идеальный бордюр
ИЗГОТАВЛИВАЕМ БОРДЮР МОНОЛИТНЫМ СПОСОБОМ
Изготовить монолитную конструкцию несколько проще: не нужно подготавливать форму для отливки, можно обойтись элементарной опалубкой из дерева, профнастила, шифера и т. д. Кстати, в этом случае бордюр можно сделать изогнутым – опалубка из металлического листа обладает необходимой для этого гибкостью.
Гибкие материалы опалубки позволяют придать бордюру любую форму Гибкие материалы опалубки позволяют придать бордюру любую форму
Процесс заливки монолитного бордюрного камня состоит из нескольких этапов:
- В нужном месте выкапываем траншею глубиной в треть высоты бордюра, засыпаем ее дно песком или щебнем.
- С двух сторон траншеи устанавливаем опалубку, подпираем ее снаружи металлическими штырями или деревянными колышками, вбитыми в землю. Ограждение должно стоять крепко и быть прочным, чтобы бетон не вытек.
- Заливаем раствор и уплотняем вибратором. Если его нет, можно хорошенько проштыковать всю массу металлическим штырем или обрезком трубы. Это поможет уплотнить бетон и убрать из монолита лишний воздух.
- Закрываем изделие от солнца плотной тканью и каждый день смачиваем ее водой, чтобы бетон не высох слишком быстро.
- Верхнюю часть бордюра можно украсить кусочками плитки или другими декоративными элементами.
Конечно, собственноручное изготовление бортового камня потребует некоторого количества времени и сил, но позволит придать дорожкам на вашем участке те очертания, которые вам хотелось бы видеть. Вполне возможно, что, освоив эти простые изделия, вы перейдете к более сложным элементам и сможете самостоятельно удовлетворить все свои дачные потребности в бетонных конструкциях.
Формы для изготовления бордюров, из фанеры своими руками
Как я уже писал, в статье об изготовлении тротуарной плитки , что для бордюров дорожки были изготовлены формы из фанеры, поскольку имеющиеся в продаже меня не устроили. Цель этой статьи рассказать об этих формах и бордюрах более подробно, показать на картинках, привести чертежи.
Из этих двух видов бордюров для садовых дорожек, проще в изготовлении, конечно первый, но при установке он требует больше внимания и аккуратности, а при эксплуатации менее устойчив, зато формы для его изготовления можно свободно купить в магазине. Кроме того при монтаже его обязательно надо заглублять.
Второй вид бордюра проще устанавливается, более устойчив при эксплуатации, не требует обязательного заглубления, но более массивен и несколько сложнее в изготовлении, форм для его изготовления в домашних условиях, я в продаже не нашел.
А так как мне больше понравился второй вид, то форму для его изготовления пришлось делать своими руками. Форма частично разборная, при извлечении готового изделия снимается одна стенка. Материал я выбрал фанеру 16 мм. Вырезал заготовки и собрал на клею и шурупах, после чего отшлифовал и окрасил, для защиты от влаги.
Некоторые при обустройстве отмостки не выставляют бордюры по периметру здания, поскольку считают такую работу пустой тратой денег и времени. Но сильно ошибаются.
Истинное предназначение бордюр не просто в придании красоте и законченного вида отмостке.
Отмостка без бордюров – это как машина без ремней безопасности. Интригует? А дальше – ещё интереснее.
Нужен ли поребрик и для чего?
Отсутствие ремня безопасности в автомобиле никак не сказывается на способности водителя управлять машиной. Однако, при резком торможении или аварии, человек может сильно пострадать из-за того, чтобы не было сдерживающего ремня.
При отсутствии бордюров на придомовой дорожке тоже не сразу можно будет заметить плохие последствия. Однако, при постоянной механической нагрузке на поверхность отмостки и при влиянии влаги, вся красота, которая была вымощена плиткой или залита бетоном, со временем начнёт портиться.
Бордюры нужны для:
- Предотвращения смещения отдельных плит или сползания мягкой отмостки. Подстилающие слоя, уложенные под отмосткой, из-за воды могут начать сползать вниз. А поскольку плитка положена на мягкое основание, она не привязана чётко к местности, поэтому тоже будет сдвигаться и разъезжаться. Бордюр служит барьером, который не даёт материалу расползаться по швам.
- Предотвращения смещения уклона. Дождевая вода может подмывать песчаное основание под отмосткой, в результате чего на её поверхности будут образовываться выемки, а в них начнёт скапливаться вода. Это приведёт к нарушению работы водосточной системы.
- Придания отмостке эстетичного и декоративного вида. Ровно выставленные бордюры придают дорожке ухоженный, законченный вид.
- Очертания форм отдельных участков дорожки. Бордюры позволяют отделять разные зоны отмостки друг от друга. Например, одна сторона может быть вымощена плиткой, вторая залита бетоном, третья покрыта мягкой отмосткой, а четвёртая сделана в виде газона. Каждый из этих участков нужно разделить и разбить по границам.
- Предотвращения прорастания сорняков и травы на поверхности отмостки (особенно, той, что выложена плиткой). Трава может прорастать сквозь швы плитки, гравий, щебёнку или песок. А наличие дополнительного барьера в виде бетонного бордюра не допустит появление сорняков.
Бордюр не помешает ни одному материалу для покрытия придомовой дорожки, будь то плитка, штампованный бетон, гравий, щебёнка или же просто бетонное покрытие.
В первых четырёх случаях бордюр играет роль барьера, предотвращающего смещение основания. А в последнем варианте, бордюр нужен для сохранения эстетичного вида бетонной поверхности, ведь резко оборвавшийся бетон выглядит не красиво.
Тем, кто решил всё-таки обойтись без выставления поребриков (бордюр), нужно быть готовыми через несколько лет полностью либо частично заменить повреждённые участки дорожки. Бордюр можно не устанавливать только в том случае, когда по всему периметру придомовой дорожки вмонтирована ливневая дренажная система, которая глубоко посажена на бетонный раствор.
Виды изделий
Производители строительных материалов предлагают большой выбор бордюр для отмостки. Этом могут быть изделия из:
-
Дерева, пластика и металла. Деревянный материал обрабатывается специальным составом, не позволяющим доске гнить под влиянием влаги или разлагаться от действий насекомых-вредителей. Металлические, деревянные или пластиковые поребрики, хотя и стоят недорого, легки по весу и просты в монтаже, имеют ограниченную область установки.
Каждый отдельный бордюрный камень нужно обточить по форме и размерам так, чтобы при выставлении на раствор он были вровень с другими камнями.
Для длинных сторон отмостки с прямыми углами лучше приобретать вибропрессованные изделия длиной 1 м, а для разделения границ между зонами отмостки, не имеющими прямых углов, лучше купить элементы по 0,5 м длиной.
Готовые конструкции могут стоить недёшево, да и по весу они достаточно тяжёлые (особенно, метровые элементы).
Если бюджет совсем небольшой, то как крайний вариант – можно воспользоваться бордюрами собственного производства. Но самодельно залитые бордюры экономят только деньги. В остальном они проигрывают готовым изделиям.
Например:
- Кладку плитки можно проводить уже на 3 день после выставления готовых поребриков. Самодельные изделия сначала должны затвердеть, а на это уйдёт около 3-х недель.
- На изготовление самодельных бордюров требуется много времени – нужно выставить опалубку, сделать армирование, приготовить раствор, залить бетон, дождаться высыхания, снять опалубку, провести шлифовку. Готовые же элементы монтируются за несколько часов.
- Готовые конструкции гораздо прочнее и надёжнее самодельных.
- Готовый материал позволяет изготовить дорожку любой формы с разными изгибами. С самодельной опалубкой это сделать очень сложно.
Материалы и инструменты
Перед началом работ важно убедиться в наличии таких расходников и инструментов:
- бордюры;
- песок, цемент, щебень – для раствора;
- глина – для подсыпки;
- ведро и мастерок – для хранения и нанесения раствора;
- рулетка – для замеров;
- лопата – для копки траншеи под бордюры;
- леска и колышки – для выставления изделий по уровню;
- уровень – для проверки плоскости элементов;
- киянка – для подбивки элементов и их посадки на раствор;
- перчатки (прорезиненные) – для работы с раствором и материалом.
Технология установки
Установить бордюр можно самостоятельно, без помощи специалистов, если придерживаться основных правил:
- Разметка и определение границ. По всему периметру натягивается леска, которая фиксируется на нужном уровне при помощи колышек (с учётом уклона). Леска должна располагаться так, чтобы бордюр полностью касался её одной из сторон.
- Копка траншей. Бетонные элементы нельзя монтировать на плодородный слой почвы, поэтому его нужно снять так, чтобы не осталось никаких растений и корней, которые могли бы снова прорасти. Глубина должна быть такой, чтобы можно было сделать подсыпочный слой, установить бордюр и верх поребрика после установки не был выше поверхности отмостки.
Более подробная инструкция по установке поребриков показана в видео:
Возможные ошибки в работе
Ошибок при выставлении поребриков может быть не много. Например, если не учесть пропорции бетонной смеси и отмерять компоненты на глаз, то бетон получится не таким прочным, и при малейших нагрузках может раскрошиться или дать трещину.
Проблема может быть также при неправильной последовательности работ. Некоторые сначала кладут плитку, а потом выставляют бордюр, в результате чего линия по краю отмостки может получиться кривой и бордюр не удастся установить ровно (либо удастся поставить ровно, но тогда будет разный зазор между покрытием и поребриком).
Вывод: сначала выставляется бордюр, затем укладывается или заливается покрытие.
Бывает, что в процессе работы не хватает бордюров, хотя они заказывались исходя из расчётов. Важно учесть, что несколько поребриков могут попасться бракованными, несколько элементов могут упасть и разбиться либо быть испорченными из-за неопытности. Поэтому, материала нужно заказывать не просто исходя их общей длины отмостки, а прибавить к этому числу 10% (на возможные ошибки и повреждения).
Расценки на материал и монтаж
Цена поребриков из натурального камня в среднем по РФ – примерно 900 руб. за 1 м., в то время как железобетонные изделия обойдутся в 70 руб. за 1 м., а бетонные – в 90 руб.
Пластиковые элементы стоят от 200 руб., а металлические – от 350 руб. за шт.
Если воспользоваться услугой специалистов, то монтаж бордюр в Санкт-Петербурге будет стоить хозяевам примерно 300 руб. за 1 м, в Москве и Московской области – начиная от 400 руб. за 1 м., в Омске – от 150 руб. за 1 м, в Нижнем Новгороде – от 320 руб. за 1 м., в Оренбурге – от 150 руб. за 1 м.
Самая важная и полезная информация по строительству отмосток собрана в этом разделе.
Заключение
Бордюр – это важный элемент любой отмостки. Их установка – это залог долговечности придомовой дорожки и всего здания. Напоследок, маленький совет: цвет материала влияет на его прочность, надёжность и стоимость.
Самый лучший вариант – это серые бордюры, ведь при их производстве не использовались никакие красители, они стоят дёшево и безопасны при эксплуатации.
При устройстве дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры. Установка бордюра или садового поребрика может быть выполнена своими силами, если соблюдать правила и технологии. Перед установкой нужно провести подготовку основания, от этого зависит качество работы и последующая эксплуатация бордюров.
Виды бортового камня
Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.
Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей
Они выполняют сразу несколько функций:
- служат для визуального оформления дорожек;
- перераспределяют нагрузку;
- защищают дорожки от вымывания и разрушения.
Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.
Разные цвета, размеры и сечения
Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.
Виды бетонных поребриков и бордюров
Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:
- Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
- Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.
Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.
Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.
Размеры
Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.
Размеры бывают разными
По высоте бордюрный камень может быть:
- 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
- 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.
По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).
Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон
На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:
- При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
- По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).
Установка бордюра: схема - Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
- Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м?. Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
- Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
- Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.
Проведение работ по установке бордюров и поребриков - На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
- Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
- После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.
При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.
Как поставить на песок
Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.
Схема установки бордюра с водосточным желобом
Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.
Читайте также: