Как сделать фишбоун

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

? Верхние косточки — причины.

? Нижние косточки — факты как следствие причин.

? Хвост — вывод, обобщающий размышления.

? Проблема — изменился ли Пьер Безухов?

  • философские поиски
  • отношение к Наполеону
  • война
  • обретение мудрости
  • влюбленность
  • герой вступает в масонство и уходит оттуда, пересматривает своё отношение к крепостничеству
  • разочаровывается в Наполеоне и хочет совершить покушение
  • уходит на войну, но понимает, что это противоречит его мировоззрению
  • встречает Платона Каратаева, который меняет его отношение к жизни
  • влюбляется в Наташу Ростову и создаёт с ней семью

? Вывод — Пьер Безухов прошёл долгий путь изменений, в котором он искал гармонию.

Работать со схемой можно как в групповом, так и в индивидуальном формате.

Попробуйте в качестве эксперимента ввести этот метод в работу. Особенно он эффективен в гуманитарных предметах.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Введение
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция заключается в умении общаться. Исходя из выше сказанного иностранный язык воспринимается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур. Сегодня возрос интерес к изучению иностранных языков, а в частности, английского как языка международного общения и компьютерной среды. Все это привело к переосмыслению методов и технологий, целей и содержания обучения иностранным языкам. Глобализация современного общества диктует новые требования к овладению иностранным языком. Необходимостью становится формирование способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях устного и письменного общения. Достижение результата возможно лишь в том случае, когда каждый учащийся на уроке вовлечён в общение, когда на уроке создаются условия для возникновения естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях.
Современный урок сегодня предполагает наличие таких методик, которые позволяют развивать положительную мотивацию учащихся к потребности овладения новыми знаниями, умение анализировать полученную информацию и использовать всё это в реальных жизненных ситуациях. Поэтому использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка становится актуальным. Данная технология формирует у учащихся такие умения, как получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные знания; помогает в освоении способов практической и познавательной деятельности.

Рыбий скелет

Содержание Свернуть

Суть дидактического приёма

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • ранжируют различные факторы по их значимости;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.

Шаблон для уроков

Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме

Существуют два типа расположения:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Чёрный рыбий скелет

Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Способы и формы применения такого метода в школе

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

Примеры использования технологии на различных уроках

Литература

История

Обществознание

Биология

География

Английский язык




II. Сначала схема кажется сложной. Необходимо немного разобраться, и вы уже совсем скоро составите свой первый фишбоун.






Анализируя рассказ с детьми, выходим на проблемный вопрос: почему Бирюк отпускает вора? Определяем причины и факты, делаем вывод. По данному фишбоун дети легко могут написать сочинение (учащиеся могут использовать его полностью или частично).
IV. Если подойти к фишбоун творчески, можно создать достаточно интересные варианты. Например, в схеме вы можете описать черты индивидуального авторского стиля писателя. Где взять материал для такой схемы? Во вступительной статье учебника. Данный фишбоун составлен по материалам статьи учебника по литературе 6 класса УМК Курдюмовой Т. Ф.




Во вступительной статье часто указаны черты авторского стиля писателя. Для того чтобы такая схема стала полной, необходимо найти конкретные примеры фактов проявления авторского стиля в тексте (кратко описываете сами или приводите цитату).
Дети с радостью принимают фишбоун. Им нравится рисовать рыбку, находить ключевые слова. Попробуйте создать свой фишбоун.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фишбоун на уроке истории

Настоящий педагог всегда находится в поиске, стремится познать что-то инновационное, овладеть новыми педагогическими технологиями, приемами и методами, которые смогут сделать эффективнее учебно-воспитательный процесс, повысить качество знаний обучающихся.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

организовать работу участников в парах или группах;

развивать критическое мышление;

визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

ранжировать факторы по степени их значимости;

С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Пожалуй, самым эффективным будет ее применение во время проведения Мозгового штурма или Мозговой атаки.

А теперь самый главный вопрос "Как составлять схемы Фишбоун?". Я готовлю их заранее до урока, использую либо обычный ватман, либо просто лист А3. А иногда прямо на доске составляю Фишбоун. Можно сделать схему в цвете, чтобы акцентировать внимание учащихся. Если нет такой возможности, то для составления схемы подойдет обычный или цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для пятиклассников готовлю естественную форму рыбы — горизонтальную. Для старшего возраста -вертикальную. Я думаю, что это не принципиально и не столь важна форма схемы, как сама ее суть. По завершению ее заполнения вместе с ребятами 5 класса можно изобразить фигуру вдоль скелета, чтобы получилась рыбка, назвать ее золотой и загадать желание, чтобы золотая рыбка помогала исполнить желание и решить любую жизненную проблему.


Итак, схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, явлений, событий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Причем, все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Рассмотрим, конкретно на примере урока истории во время изучения темы "Причины феодальной раздробленности на Руси". Итак, заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки.

Голова — это будут причины феодальной раздробленности.

Верхние косточки — причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.

Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.

Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной.

Вот так примерно будет выглядеть составленная и заполненная схема Фишбоун на уроке истории в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси". Сначала было очень трудно детям, но потом, когда они научились это делать, такой прием им понравился, и они с удовольствием работают с ним на уроках.


Вот еще один пример использования схемы Фишбоун на уроке истории в 8 классе "Поражение России в Крымской войне".



Такой прием можно применять не только на уроках истории, но и на уроках обществознания, хотя я больше применяю его на уроках истории. (Смотрите схему выше). Можно сразу догадаться о чем здесь идет речь, то есть к какой теме это относится.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать как вытроенная стратегия целого урока. Эффективнее всего у меня получается ее применять во время уроков обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами, то есть закрепить изученные знания. Также учащимся можно предложить текст, видеофильм, видеоролик проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить как индивидуально, так и в группах. Важным этапом применения Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. А еще при работе со схемой Фишбоун обучающиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы гораздо больше, чем подтверждающих аргументов и фактов. Это возникает потому, что предположений, гипотез в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. Случается и так, что некоторые нижние косточки могут остаться незаполненными. Ничего страшного в этом нет. И в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо исследовать проблему, либо попытаться определить пути ее решения.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения и навыки учащихся работать в группах, парах, индивидуально, умения анализировать текст, выделять главное: суть понятий, основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче школы ХХI века.

Читайте также: