Как сделать фестиваль

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 31.08.2024

Практико-ориентированные рекомендации

Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути, - это праздник. Праздник - один из способов самовыражения. Это специфическое, опробованное в веках пространство особым образом организованного коллективно-группового общения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного фестивального мероприятия, мы почти не чувствуем усталости, а напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, прилив сил, особую душевную наполненность. Причина такого комфортного состояния в том, что человек наполняется особой жизненной энергией, мобилизующей его для дальнейших позитивных социальных свершений. Так, по-видимому, и работает механизм подлинного социального творчества.

С воспитательной точки зрения, фестиваль - явление многогранное, гибкое, динамичное, удивительное по своей истории и культурно-содержательной наполненности.

Психолого-педагогический анализ современной практики массового фестивального движения показывает, что его воспитательная значимость и событийность предопределяется наличием следующих, близких детям и взрослым, признаков и характеристик:

  • абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами деятельности;
  • возможность каждому участнику иметь индивидуальное пространство для своих творческих выходов в формате любого, проводимого внутри фестиваля, событийного действия или акции;
  • разумная цикличность проведения фестивалей определяется их содержательно-эмоциональной спецификой;
  • приоритетный коммуникативный характер.

Педагогическую сущность фестиваля невозможно понять вне социально-коммуникативной деятельности. Как коллективно-групповая деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, фестиваль должен рассматриваться, прежде всего, в качестве мощного средства гуманизации воспитательного процесса. В ходе педагогически целесообразно организуемого фестиваля активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень творческого сотруднического взаимодействия. Именно данная концептуальная педагогическая модель, на наш взгляд, может служить основой для построения целостного процесса развития личности при организации фестиваля. Разумеется, реализовать эту модель следует с обязательным учетом местных особенностей, условий и сложившихся культурно-бытовых традиций. Вместе с тем, мы убеждены, что успешное осуществление фестивального организационно-педагогического процесса зависит от коллектива методистов и педагогов-практиков, их подготовленности, слаженности, достигнутого высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия с детьми.

Этот период фестиваля, с педагогической точки зрения, самый трудоемкий и длительный. Протяженность подготовительного этапа определяют: уровень фестиваля, его специфика и, конечно же, опыт организаторов. Средняя протяженность - от трех недель до шести месяцев. Главное помнить: даже если назначенная дата проведения того или иного фестиваля еще очень далека, подготовку к нему следует начинать заранее.

С чего начинается подготовка фестиваля? Прежде всего с идеи, основной мысли. Основная мысль фестиваля, а значит, его идея, всегда проходит красной нитью через название, девиз и содержание, причем девиз фестиваля может меняться из года в год.

Необходимо составить план мероприятий по подготовке фестиваля. В плане должны быть отражены все виды деятельности, в зависимости от конкретных задач, в четко выстроенной временной последовательности. При этом разработке плана предшествует составление подробного перечня действий с параллельной оценкой сроков и ответственных.

Основные идеи любого фестиваля всегда заложены либо в концептуальном обосновании, либо в положении.Положение - главный документ фестиваля. Его составляет обычно один человек (руководитель объединения, методист и т. д.) или группа людей, которые и организуют фестиваль. Положение должно быть лаконичным, но при этом содержать полную информацию о фестивале, доступную для понимания людей, изначально не посвященных во внутрифестивальную организационную работу.

Цель - это будущий результат (к чему стремятся и чего хотят достигнуть). Очень важно чтобы цель была сформулирована не абстрактно, а в виде реально достижимого педагогического результата.

Задачи - это шаги к достижению цели. Обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая конечный результат и служащая достижению общей цели.

Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, поддержать, воспитать, расширить, углубить и др.

Также при постановке задач можно использовать и существительные: знакомство, обучение, развитие, воспитание, приобщение и т. д. Необходимо соблюдать лишь следующее условие: если формулировка задачи начинается с глагола, то все задачи формулируются с глаголов, если с существительных - то с существительных.

Вариант 2. Для повышения статуса можно пригласить тех, кто имеет звание дипломантов и лауреатов фестивалей различного уровня и т. д.

Вариант 3. Декларируется: принимают участие только те, кто получает официальное приглашение организаторов на фестиваль.

Если ваш фестиваль рассчитан на определенную возрастную группу, не забудьте это отразить в своем положении.

В этом же пункте можно сразу оговорить и финансовую составляющую участия в фестивале: с регистрационным взносом или без него.

Оргкомитет является той инициативной группой, которая занимается организацией и проведением фестиваля.В оргкомитет могут входить руководители учреждений, методисты, педагоги, спонсоры, меценаты - то есть все те, кто занимается подготовкой и проведением фестиваля. Возможно создание двух оргкомитетов - большого (состоящего из взрослых людей) и малого (состоящего из обучающихся), или главного (состоящего из людей, предпринимающих только организационные действия) и фестивального (состоящего из людей, непосредственно проводящих данный фестиваль). В последнем случае возраст и профессия роли не играют.

Численность оргкомитета зависит от масштаба фестиваля. Каждый член оргкомитета имеет свою сферу деятельности и свои обязанности как в организационный период, так и в период проведения фестиваля. Оргкомитет решает все вопросы по организации и проведению фестиваля, в частности:

  • финансовое обеспечение и установление связи со спонсорами;
  • материально-техническое обеспечение;
  • установление связи с различными учреждениями, общественными организациями, творческими коллективами;
  • создание символики и атрибутики фестиваля;
  • подготовка сценариев и выбор ведущих, организация репетиций;
  • художественное, музыкальное и световое оформление;
  • PR -кампания.

Немаловажным элементом проектного обоснования фестиваля является выбор соответствующей атрибутики, то есть предметного символа. Он является рекламным знаком фестиваля (брендом). Очень часто выбранный однажды символ становится талисманом фестиваля.

Первая ступень - предварительное прослушивание, просмотр номеров (проектов). Проведение мастер-классов, творческих мастерских.

Вариант 1. Участники фестиваля согласно поданной заявке высылают в адрес оргкомитета либо аудиозапись, либо видеоролик, либо фото и т. д. Количество экземпляров конкурсных материалов должно соответствовать количеству членов жюри. Дата определяется по почтовому штемпелю отправки конкурсных материалов, что заранее оговорено в положении.

Оргкомитет рассылает членам жюри присланные экземпляры конкурсных материалов и протокол (экспертный лист) фестиваля.

Члены жюри сдают протоколы (экспертные листы) с отметкой по каждому материалу в оргкомитет фестиваля.

Вторая ступень - это грандиозное мероприятие фестиваля (Большой детский концерт, гала-концерт, дефиле, защита проектов, спектакль и т. д.).

В нашем случае это решается следующим образом. Каждый ребенок, прошедший прослушивание и вышедший на одну из сценических площадок, уже победитель какой-либо номинации.

Концерты в досуговой практике принято подразделять на различные виды, прежде всего по их целевому назначению. Исходя из целевого назначения фестиваля, можно использовать следующие виды концертов:

Концерты также отличаются местом постановки. Они бывают стационарными и выездными, в фестивалях используется и та и другая форма. В программе фестивального концерта могут быть задействованы и взрослые, и дети, и профессиональные исполнители, и любители. В зависимости от числа участников концерты подразделяются на следующие виды:

Вид концерта будет зависеть и от состава аудитории, для которой он проводится. На практике чаще всего встречаются такие виды:

Организатору необходимо учитывать состав аудитории, поскольку требования зрителей многое диктуют. Для детской аудитории нужен точный расчет времени концерта, ведь дети быстро устают; важно очень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку, потому что дети любят зрелищность, разнообразие, больше веселых и смешных номеров. Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Различия в возрасте, уровне социальной зрелости, адаптации к жизни, уровне культуры, возможностях осмысления художественного материала, представленного на сцене, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера.

Фестивальный концерт обычно одножанровый. Приступая к организации концерта, нужно помнить следующие моменты:

Программа фестиваля всегда очень разнообразна и насыщена, включает в себя большое количество досуговых форм. Есть определенный набор этих форм, составляющий основу любого фестиваля и варьирующаяся часть.

Не нужно забывать о том, что мероприятия фестиваля могут одновременно проходить на нескольких площадках. Они могут быть как публичными, и на них приглашаются все желающие, а могут быть и локальными и предназначенными только для участников фестиваля.

Церемония закрытия (награждения) - это финальная точка фестиваля, поэтому данное мероприятие является одним из самых ярких и запоминающихся. И готовиться к нему, конечно, необходимо заранее. В целом к церемонии закрытия (награждения) предъявляются те же требования, что и к любому другому массовому мероприятию. Организаторами фестиваля продумывается форма, содержание, художественное, музыкальное и световое оформление, подбираются ведущие. Хотя при подготовке надо учесть и некоторые нюансы.

  1. Прежде всего церемония закрытия - это прощальное слово фестивалю от всех участников. Это сочетание творческих выступлений коллективов с добрыми пожеланиями в адрес фестиваля и его организаторов. Поэтому при подготовке сценария вы должны заранее знать, кто из участников будет выходить на сцену и в чем заключается суть их выступления.
  2. Все участники церемонии являются не только зрителями происходящего действа, но и его активными участниками, поэтому сценарный ход мероприятия следует выстроить таким образом, чтобы каждый из присутствующих мог на некоторое время стать главным действующим лицом.
  3. Очень часто церемонию закрытия совмещают с церемонией награждения, тогда готовясь к мероприятию, вам нужно иметь четкое представление о том, какова будет последовательность награждения, кого будут награждать, и кто из почетных гостей будет вручать дипломы и подарки. Не забудьте о помощниках за кулисами.

Если в вашем учреждении работает детская телерадиостудия или издается печатная газета, то члены пресс-центра должны быть привлечены вами для информационного обеспечения фестиваля. Организация работы детского пресс-центра состоит из трех этапов: подготовительного, основного, заключительного.

На данном этапе проводится организационный сбор, участниками которого являются редакции газеты и телестудии. Цель сбора: определение основных целей и задач, которые пресс-центр должен выполнить. Исходя из этого, определяется состав выездных редакций газеты и телестудии, распределяются обязанности. В состав редакций входят не только юнкоры, но и педагоги (1-2 человека), имеющие равные права со всеми членами выездной редакции.

Редактор. Самый главный человек в газете, он отвечает за все. Его главная задача - сделать газету интересной для читателя, а значит, именно он продумывает, какие статьи войдут в номер, редактирует тексты журналистов, следит за исполнением работ.

Корреспондент. Главная задача юнкора - вовремя и качественно выполнить все задания редактора по собору информации и ее обработке - написать тексты для газеты (статьи, интервью, заметки и пр.). Количество корреспондентов определяется объемом работы: чем больше газетных полос или номеров газеты планируется выпустить, тем больше юнкоров привлекается для работы.

Фотокорреспондент. Его задача собрать иллюстрации для газеты, по заказу редакции, сделать фотоснимки, которые будут иллюстрировать газетный материал.

Верстальщик. В составе выездной редакции он совмещает несколько должностей: ответственный секретарь, дизайнер и верстальщик, так как в его обязанности входит составление макета номера, дизайн и верстка. Верстальщик должен уметь работать в издательской программе, а также программах по обработке растровых и векторных изображений.

Корректор. Его задача - вычитка пилотного выпуска для исправления орфографических и пунктуационных ошибок.

Режиссер. Самый главный человек на телестудии, именно он отвечает за то, что увидит зритель. Под его руководством работает вся телестудия. Режиссер определяет информационный повод для видеосюжета, отсматривает собранный материал, следит за исполнением работ.

Оператор. Его задача провести видеосъемку: спланировать виды съемки, продумать освещение объектов, композиционное построение кадра, движение камеры, перемену планов. Особое внимание уделяется многокамерной съемке, для ведения которой привлекается несколько операторов. Ведение съемки двумя, тремя видеокамерами, установленными в разных точках, позволяет снимать происходящее на съемочной площадке в разных ракурсах, а также общий, средний и крупный план одновременно, что делает видеоряд на монтаже разнообразным и легким для визуального восприятия.

Репортер. Главная задача - выполнить задание режиссера. Его обязанности - сбор информации, написание закадрового текста, подготовка вопросов к интервью.

Монтажер. В состав выездной редакции входит только тогда, когда планируется выпуск готового видеоматериала и его презентация (видеоролика, сюжета, передачи и т. д.) непосредственно в рамках фестиваля. Если планируется выпуск видеоролика или телепрограммы в СМИ уже после фестиваля, то в данном случае работа монтажера проходит в плановой работе телестудии. Задача монтажера - провести монтаж видеоряда: обработать аудиофайлы, составить видеоряд, сохранить готовый материал на носитель. Монтажер должен владеть навыками работы с модулями захвата (оцифровки) видео с аналоговых носителей, знать интерфейсы видеоредактора и аудиоредактора.

В рамках подготовительного этапа члены выездных редакций знакомятся с программой фестиваля, списком участников, почетных гостей и членов жюри, изучают материалы о предшествовавших фестивалях, просматривают публикации и видеоматериалы прошлых лет. Данная работа позволяет определить концепцию будущей газеты/видеоролика (видеоклипа, видеосюжета и пр.), наметить план работы для каждого члена редакции.

Деятельность на фестивале выездных редакций - выполнение плана работы, разработанного в рамках подготовительного этапа. Это сбор материала для статей, проведение интервью, опросов и видеосъемок, фоторепортажи и пр.

Большое внимание уделяется корректировке редакционных задач, так как в ходе фестиваля часто возникают новые идеи по написанию материала для газеты или съемки видеосюжета, не предусмотренных планом, а продиктованных непосредственно проживаемыми событиями. Данная инициатива юных журналистов всегда приветствуется и поощряется.

При создании печатного издания редактор старается использовать как можно больше газетных жанров. Как правило, в номере есть заметки, статьи, репортажи, опросы, хроники, интервью, фотоколлаж. Все материалы направлены на знакомство с участниками фестиваля и раскрытие их индивидуальности, отражение основных событий фестиваля и его ярких эпизодов.

Выпуск конечного продукта - написание текстов, обработка снимков, редактирование материалов, верстка и печать спецвыпуска газеты; монтаж видеоматериала.

Для телестудии: анализ работы выездной редакции, монтаж отснятого материала, если это не было включено в работу в рамках фестиваля, выпуск информационной передачи о работе фестиваля на местном телеканале, размещение видеоматериала в Интернете.

Первый шаг, который организаторы должны сделать после окончания фестиваля - это абсолютно адекватно оценить все плюсы и минусы проведенного мероприятия. В этом вам помогут отзывы участников и гостей, собственные наблюдения, организационный план подготовки мероприятия, информационные продукты фестиваля. Проведя детальный анализ имеющейся информации, вы смело простроите перспективный план подготовки следующего фестиваля, определите его приоритеты.

Второй шаг. Проанализируйте все мероприятия с точки зрения концептуальных идей фестиваля. Если вы видите, что уровень представленных идей фестивальных мероприятий намного шире и объемнее, чем они представлены в концепции, пора подумать над совершенствованием концептуального обоснования.

Заручиться поддержкой администрации по проведению следующего фестиваля - это следующий шаг работы на перспективу. Получение заранее такого согласия в дальнейшем значительно облегчит вам всю работу по организационным действиям подготовительного этапа.

Оригинальный контент

— Необходимо не только из своих целей исходить, а думать о тех людях, для которых ты готовишь этот праздник. Тогда лучше получается. И делать это от души. Если ты делаешь это для галочки, лишь бы сделать, то это ещё один ивент — таких очень много в городе. Если думать только о выгоде, тогда получится проходное мероприятие, которое ничего ни у кого не оставит в памяти.

Они проводят фестивали и избегают соблазна удариться только в поп-культуру. Екатерина считает, что их ивенты выигрывают перед столичными контентом: есть лектории, детские зоны, живая музыка, мастер-классы. Проще продавать пельмени и включить музыку из колонок — выйдет дешевле и сил придётся вложить меньше. Но это Dream Team не интересует. Даже предложение Екатерины об оптимизации процесса — унифицировать дизайн и ставить ежегодно одни и те же конструкции — команда отвергла.

От маленькой лавки до крупного open-air

— В городе были только рок-фестивали, День города, фестивали пельменей. Мы 10 лет назад начали проводить такие условно хипстерские проекты. Они набирали оборот, дальше какие-то другие пошли мероприятия. Это очень прикольно, что вся эта культура развивается. Но для того, чтобы она стала коммерчески прибыльной, надо ещё несколько лет подождать.

– Продумать концепцию: для кого будет мероприятие, чем оно будет отличаться от других.

– Найти площадку.

– Нарисовать афишу.

– Проработать контент.

– Распределить зоны ответственности. Екатерина советует пользоваться системами планирования для распределения задач: например, подойдёт сервис Teamwork.

Схема кажется простой, но все сложности скрыты в мелочах. Екатерина настаивает, что каждое дело нужно поручить конкретному человеку или группе, и продумать, как выполнить каждую задачу.

Горе и радости организации фестиваля

Но Екатерина и Мария отбирают резидентов так, чтобы не только угодить спросу масс, но и удивить аудиторию, предложить новинки, привить хороший вкус. Организаторы уделяют особое внимание поведению продавцов: отсутствие вежливости, понурый вид людей за прилавками портят атмосферу праздника. Таким участникам отказывают в месте на следующий год.

Стартаперы, деньги и отфутболивание

Может показаться, что Dream Team всё слишком легко даётся. Но проблемы существуют. Одна из них — площадка. В регионах, по мнению Екатерины, сложно организовать большой open-air в центре города. Недостаточно больших, доступных и комфортных пространств с ровным ландшафтом.

Ещё одна острая проблема для региональных крупных ивентов — поиск спонсоров. Как утверждает Екатерина Шихова, корпорации не хотят работать с провинциальными организаторами.

Успешным проектам обязательно будут подражать. С копипастом столкнулись и фестивали Dream Team. Иногда агентство узнаёт, что другие организаторы фестивалей пользуются их базой контактов, копируют письма и идеи. Впрочем, команда просто игнорирует подобные выходки. С крупными конкурентами, у которых есть свой оригинальный контент, она не вступает в конфликты, а наоборот — поддерживает партнёрские отношения. Екатерина считает, что конкуренты должны быть обязательно, иначе есть риск расслабиться.

О пользе чёрного пиара


Каждый год в городе проходят десятки и сотни мероприятий, на них даже приходят люди! Но чем яснее будет сформулирована идеология фестиваля, тем больше у него шансов жить долгой и счастливой жизнью. Желательно, чтобы идею можно было сформулировать так, чтобы даже шестилетний ребенок мог понять, о чем речь.

Работать надо с тем, с кем хочется обняться, на кого можно положиться и кто разделяет с тобой твои ценности – с этими людьми вы будете спорить, ссориться, мириться, ночевать в офисах и на площадке во время монтажа. Они со временем станут вашими ближайшими друзьями.

Постоянно слушать, читать, смотреть, ездить по миру, перенимать опыт. И дело касается не только музыки, все должно быть интересно – как сделаны туалеты, как устроена логистика, декорации, кто какую сцену построил – ты каждый день впитываешь тонны информации, перерабатываешь и пытаешься сделать как можно лучше.

Как сделать так, чтобы им было хорошо, интересно, комфортно – представлять себе не масштабный проект, а конкретную ситуацию – мне 20, и я пришел на фестиваль/мы молодая семья/я – бабушка из соседнего дома. Все эти люди важны и именно для них все это и делается.

Куда фестиваль идет, как он должен развиваться, как один день превратится в три, можно ли масштабировать проект, как сделать так, чтобы он был важен для всей индустрии, а не просто остался проходящим мероприятием. Когда у вас есть идеология и стратегия, то и со спонсорами вы работаете не раз от раза, а много лет, реализуя общие для вас цели.

Всем. Лайн-апом, местом, площадкой, расписанием артистов, – ваши соцсети всегда будут наполнены фырканьем, претензиями и жалобами. Даже когда вам покажется, что все идеально, – найдутся крайне недовольные люди. И это нормально. Им всем надо вежливо и спокойно ответить, даже когда захочется взять в руки мачете, лучше этого не делать.

Новый фестиваль очень долго будет раскручиваться, но это того стоит, когда через несколько лет к вам начнут приходить люди просто потому, что это стало частью их жизни – это будет самое приятное.

Ощущения круче, чем когда ты оказываешься на фестивале, над которым работаешь на выступлении любимой группы, просто не существует. Надеюсь у вас это будет Radiohead!

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.


На самых ранних этапах организация онлайн-фестиваля ничем не отличается от организации любого другого события или мероприятия: все начинается с идеи и определения задач . Главные идеи организаторов заключались в том, что новый мир, в котором мы все оказались в 2020 году, невероятно интересен, но ставит перед людьми немало вызовов, а Великобритания — это намного больше, чем стереотипные five o’clock и двухэтажные автобусы. Именно на стыке двух этих идей и родился DEA — фестиваль, задачей которого было с помощью современных британских культуры, истории, технологий и инноваций показать, как наш мир уже адаптировался к переменам и что мы должны сделать, чтобы и будущий опыт существования в нем был позитивным.


Нашим самым первичным желанием, еще до формирования концепта и формата, было создание чего-то нового и экспериментального. Мы хотели, чтобы этот проект не был похож ни на какие другие наши активности, и в этом плане, мне кажется, нам получилось удивить самих себя. Лично для меня как для куратора всегда важен этот challenge — стремление открыть новые аспекты своей работы, тестировать новые ракурсы и точки зрения на проблему. В плане концепта я немного сомневалась, насколько сработает такое многообразие и полиморфность тем, но, кажется, именно это стало залогом успеха фестиваля.


Формат


Для нас это был первый крупный проект, полностью проводимый в онлайне, и всем организаторам регулярно приходилось искать ответы на многочисленные вопросы: от технического воплощения тех или иных пожеланий до перипетий изменения часовых поясов в разных странах мира. С одной стороны, правильно быть готовыми к тому, что что-то пойдет не так, но с другой — важно не давать этому знанию взять верх над желанием сделать самый лучший продукт из всех возможных вариантов. Нам посчастливилось работать в команде перфекционистов, поэтому внутри нам очень понятен стандарт, к которому мы стремимся, но это может быть сложно и для нас, и для всех окружающих. Поэтому важный аспект в любом проекте — сразу настроиться на общую волну и добиваться цели в едином видении.


Нельзя отрицать определенную усталость людей от и лекций: сложно представить человека, который посетит подряд десять сторонних событий (конечно, не берем в расчет команду фестиваля :)). Поэтому разные темы и форматы помогли нам на короткое время привлечь внимание разных групп людей — как профессионалов, работающих по теме, так и случайных прохожих. Честно скажу, я была приятно удивлена, что люди оставались до самого конца мероприятий, — надеюсь, это объясняется высоким качеством контента. Когда делаешь офлайн-ивенты, как-то не так переживаешь за время, которое люди тратят на посещение, потому что обычно есть приятная социальная активность, возможность прогуляться, познакомиться с новыми людьми, угоститься печеньем… С онлайном все совсем по-другому: ты очень четко понимаешь, что встраиваешься не только в череду рабочих и домашних дел человека, но и соревнуешься с бесконечным разнообразием онлайн-контента, который можно смотреть, читать и слушать вместо твоего ивента. Это, конечно, большая ответственность.

Контент

Работа над контентом начинается с определения пула тем, выбора потенциальных спикеров, заключения договоренностей с партнерами — в этом смысле онлайн от офлайна отличается не самым коренным образом. В чем главное отличие, так это в особенностях потенциальных проблем, с которыми вы можете столкнуться в процессе. Всегда, какое бы мероприятие вы ни организовывали и как бы ни стремились к идеальному результату, необходимо помнить, что обязательно что-то пойдет не так (например, спикер не сможет явиться на мероприятие, потому что застрял в пробке или же потому, что вы забыли о разнице часовых поясов). И это совершенно нормально: дело не в том, чтобы не возникло ни одной проблемы, а в том, чтобы возникшие неприятности были минимальны по своему воздействию и вы имели возможность решить их максимально быстро и эффективно .


Risk Assessment — необходимая часть организационного процесса, на него необходимо потратить достаточно времени, чтобы максимально продумать план Б на случай, если что-то пойдет не так. Я раньше курировала выставки современного искусства, и параллельно с концепцией мы обязательно составляли оценку факторов риска и план действий, причем до мельчайших подробностей: что делать, если упадет скульптура, если прорвет трубу в стене или люди как-то выйдут за пределы ожидаемой активности? С digital нужно делать то же самое, и это главный урок, вынесенный мной из нашего фестиваля. Мы были настолько увлечены программой и техническими вопросами, что, конечно, проделали какую-то часть этой работы, но, кажется, все же не до конца. Было представление — мол, ну что может пойти не так? В худшем случае у отключится интернет, но на самом деле, конечно, спектр потенциальных проблем гораздо шире и лучше быть к этому готовым.


Невозможно спрогнозировать все риски, но старайтесь всегда иметь план снижения и управления ими. Даже если вы тестировали все несколько раз и все было прекрасно, не исключено, что ситуация изменится в самый неподходящий момент. Также важно иметь команду, в которой четко распределены обязанности и каждый знает, что он делает.


Каждое событие фестиваля сопровождалось редакционной поддержкой, что позволило решить две задачи: 1) Заинтересовать аудиторию и привлечь больше участников на само событие; 2) Поднять важную тему, вовлечь в актуальную повестку даже тех людей, кто по разным причинам не смог посетить мероприятие онлайн. Важную роль в вовлечении в повестку фестиваля сыграл разработанный командой фестиваля интерактивный тест на определение вашего британского альтер эго, в результатах которого мы давали не просто общие комментарии, но конкретные рекомендации о том, что есть, слушать, куда ехать, чтобы почувствовать себя современным британцем. Очень полезно и актуально в текущей ситуации практически полного отсутствия возможности для путешествий.


Техническая часть

Для того чтобы фестиваль стал реальностью, организаторы выбрали в качестве основной платформы проведения трансляции в Zoom, на мероприятиях также был обеспечен синхронный перевод и (на некоторых) сурдоперевод. В плане работы с техническим оснащением совет одинаковый и для онлайна, и для офлайна: тестируйте все сильно заранее и опять же будьте готовы к возможным техническим проблемам . В случае с DEA тест возможностей площадок производился за счет репетиций всех мероприятий, которые начали проходить за полторы недели до официального начала фестиваля.


Работая над фестивалем, я вынесла один важный момент: необходимо максимально изучить возможности программы или платформы, с которой работаешь, потому что, зная все тонкости и детали, ты получаешь преимущество и возможность превосходить ожидания. Также интересно изучить и протестировать, как работают разные платформы для разных мероприятий. Мы все видим определенную монополию, которую сейчас установил Zoom, но меня, к примеру, заинтересовал модус коммуникации и взаимодействия зрителей в живом чате YouTube, который мы использовали для стрима концерта EKBRUM. Я думаю, и у других платформ есть свои интересные аспекты и их можно креативно соотносить с концепцией и форматом контента.



Проведение фестиваля

Инфоподдержка

Каким бы выверенным и прекрасным ни было ваше мероприятие, на него никто не придет, если не узнает о его существовании. На осведомленность аудитории работает организация информационной поддержки — и в условиях онлайна, и в условиях офлайна здесь сработают как дигитальные медиаформаты, так и традиционные. В случае с DEA инфоподдержка осуществлялась за счет ведения и регулярного обновления лендинга фестиваля, партнеров, инфлюенсеров, проморассылок и рассылок с напоминаниями, а также специально созданного канала в Telegram (813 подписчиков на момент закрытия канала после завершения фестиваля). Что бы вы ни выбрали, общение с аудиторией должно быть налажено до мероприятия, ответы на вопросы пользователей во всех каналах должны обеспечиваться в режиме 24/7, поскольку во главе угла — удобство участника.


Мероприятия



Анализ и оценка результатов

Оценка результатов происходит за счет сбора обратной связи от всех участников — зрителей, спикеров, подрядчиков, — ее анализ и учет необходимы для определения эффективности проведенной работы и организации последующих проектов. Для того чтобы обратную связь оставили как можно больше зрителей, их можно дополнительно мотивировать — например, розыгрышем полезных подарков. По итогам обратной связи в рамках DEA качество организации и программы было оценено 246 участниками на 4,74 балла из 5.


Мы всегда стараемся тщательно подходить к этому этапу любого проекта и вычленять все уроки на будущее, которые могут помочь сделать следующее мероприятие или активность только лучше. Фестиваль, определенно, состоялся: почти все задуманные мероприятия воплотились, мы провели 16 интересных сессий, подготовили много полезных материалов, которые посмотрели и прочитали люди со всей страны и за ее пределами. Хочется верить, что все это дало нашим зрителям и читателям новые знания, желание делать что-то большее для себя и мира вокруг.


В ходе фестиваля мы внимательно смотрели за статистикой и видели, например, что 80–90% гостей, присоединившихся к мероприятиям, участвовали в них до конца. Мы смогли достигнуть аудитории в совершенно разных регионах России, ближнего зарубежья и Великобритании. Мы получили огромное количество вопросов в ходе сессий, а отзывы о фестивале были в подавляющем большинстве положительны. Конечно, мы надеемся, что смогли показать всем современную, инновационную и очень интересную Великобританию, поэтому да, фестиваль оправдал наши ожидания.


Еще два важных вопроса организаторам

— Фестиваль был посвящен переменам, которые уже произошли с нашим миром, но опыт прошлого формирует будущее. Каким лично вам кажется мир будущего, завтрашнего дня, который живет и соотносится с принципом Different Ever After?

Анастасия: Хотелось бы, чтобы это был мир, который полноценно осознает свою изменчивость, адекватно воспринимает ее и понимает, что этот процесс нормален и нужно извлекать из него уроки. Это мир, который проверяет информацию, выстраивает решения на основе научных данных, оценивает свое влияние, предпринимает активные действия для улучшения ситуации вокруг и делает это не в пику другим людям и странам, а совместно с ними, обогащаясь внешним опытом и добавляя свою перспективу в общую картину.

Наталия: Я не думаю, что Different Ever After можно назвать принципом, этот фестиваль не об утопии и не о том, что однажды мы будем жить в идеальном обществе. К тому же важно учитывать ситуативность этого фестиваля: он мог появиться только здесь и сейчас, а не в других условиях, поэтому я не могу себе представить DEA 2.0 в следующем году. Единственное, что хотелось бы забрать в завтрашний день, — это желание задавать вопросы и подвергать нормализацию сомнению, рассказывать истории, которые выходят за пределы правил, традиций и системы, выстраивать свой нарратив.

Михаил: На примере Великобритании в рамках нашего фестиваля мы показали, что независимо от того, какие изменения происходят вокруг, всегда существует возможность меняться самим и менять мир к лучшему. Через науку и инновации, через искусство и культуру, через независимые СМИ и ответственную политику. Уверен, что если мы будем стремиться к постоянному саморазвитию и не бояться изменений, то принцип Different Ever After трансформируется в Happily Ever After.

— Фестиваль смотрели и русские, и британцы. Как вы думаете, удалось ли укрепить международные связи и расширить представление зрителей из разных стран друг о друге?

Анастасия: Думаю, что в мере конечно. Самым наглядным примером была совместная сессия музыкантов Екатеринбурга и Бирмингема — EKBRUM. Зрители активно поддерживали и комментировали выступления участников с обеих сторон. Но и на других сессиях панели объединяли представителей обеих стран, они спокойно делились разными взглядами на общие проблемы, и даже в ситуациях, когда они были не согласны по ряду вопросов, фестиваль в очередной раз показал, что выстраивание конструктивной дискуссии вполне возможно. Также крайне приятно и важно было получать очень детальные вопросы от научных сотрудников, работающих над теми же темами или при помощи тех же методов, что и наши спикеры. Может быть, фестиваль послужит стартом для совместных проектов или обмена опытом между специалистами двух стран.

Михаил: Когда вы думаете о посольстве, то наверняка представляете себе что-то связанное с политикой или как минимум с визами в другие страны. На самом деле это лишь часть того, чем занимаются современные дипломатические представительства. Для нашего посольства всегда была очень важна работа по выстраиванию связей между народами Великобритании и России, и это можно успешно делать параллельно политическому треку. Фестиваль стал прекрасным тому подтверждением. Практически каждое мероприятие смотрели и британцы, и русские, спикеры на большинстве мероприятий были также из Великобритании и России — это позволило обменяться мнениями, идеями по широкому кругу вопросов и укрепить контакты между людьми. Даже в тех вопросах, где мнения разделялись (например, дискуссия о выходе Великобритании из ЕС), существовал уважительный диалог и желание прийти к общему пониманию вопроса. С точки зрения дипломатии и отношений между народами наших стран это очень важно.

Читайте также: