Как отличить суффикс ва от суффиксов ова ева ыва ива
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель русского языка Макарова Оксана Александровна
МБОУ Собинского района СОШ № 4 г. Собинки
Конспект открытого урока на тему
Организационный момент
- Доброе утро! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать. Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения РЯ? (глаголы) А что обозначает глагол?(Действие)
Вот и выполните сейчас действия: запишите кл.работа и сделайте следующее задание.
Объяснение нового материала. Постановка проблемы.
- Вставьте пропущенные буквы. (Слайд 1).
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? (выбор гласной буквы в суффиксах -ыва-, -ива-, -ова-, -ева- )
ДОКЛАД ? ВАТЬ
КОМАНД ? ВАТЬ
НАСТА ? ВАТЬ
Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Правописание гласных в суффиксах глаголов(Слайд 2).
- Какова цель нашего урока? ( цель нашего урока– познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)
Постараемся сами сформулировать правило, для этого прочитаем сказку.
Чтение сказки вслух с продолжением.
Грамматическая сказка
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.
Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
- Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило? (круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны).
- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.
1) Определите форму глаголов. (Слайд 3)
2) Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч. (-ую, -иваю,-ываю)
3) Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.
Запись на доске: инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.
инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.
сделайте вывод, когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?
ноч ева ть – ноч у ю развеш ива ть – развеш ива ю
бесед ова ть – бесед у ю рассчит ыва ть – рассчит ыва ю
3. Работа с алгоритмом
- Какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно выбрать суффикс.
Из предложенных распечатанных элементов составим на доске алгоритм.
Работа на доске и в тетрадях. ( Необходимы напечатанные элементы алгоритма, магниты)
Какое действие мы делаем во-первых?
Что делаем дальше? (Смотрим, на что оканч-ся форма 1 л.) Какие 2 варианта возможны?
Если форма 1 л. ед.ч. оканч-ся на –ую,-юю, то какие суффиксы будут писаться в инфинитиве? А если – на –иваю, -ываю?
Составление инструкции для применения правила.
- Отступите 1 строчку от алгоритма, мы ее заполним позже .
- Применяем алгоритм к уже выполненному заданию (Возвращаемся к 1 слайду). Проверьте, правильно ли вы записали глаголы. Поняли ли вы алгоритм? Давайте проверим работу Гриши на доске. Гриша комментирует правописание суффиксов на оценку.
- Кто сейчас осознанно исправил ошибку? Я вас поздравляю!
4. Закрепление изученного материала.
Применяя алгоритм, закрепим правило. Упр. 580 (выполняем устно, поднимают карточки с необходимым суффиксом, 1 человек проговаривает алгоритм) + 2 морфем. разбора на доске по желанию.
А как объясняет фразеологический словарь? Кто желает поработать со словарем?
Работа с текстом.
Узна ва ли, показ ыва ли, завид ова л, рис ова ть, распут ыва ть, попроб ова л, почувств ова л.
Исследование.
Не во всех глаголах есть изученный суффикс. С каким суффиксом мы можем спутать изучаемые морфемы? (с суфф. –ва- ). Ребята, чтобы суффиксы –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) отличать от других суффиксов, проведём исследование.
- Прочтите данные глаголы. Почему они разделены на 2 колонки?
устрА ива ть сви вА ть
опАзд ыва ть запоте вА ть
рассмАтр ива ть сда вА ть
- Выделите суффиксы в глаголах левой колонки. Назовите их.
- Какой же суффикс во всех глаголах правой колонки?
- Поставьте ударение во всех словах.
- Какую закономерность вы отметили? (суффиксы –ыва-, -ива - -безударные, а суффикс -ва- - ударный.)
- Кто сделает вывод: как отличать суффикс –ва- от суффиксов –ыва-(-ива-), -ова-(-ева-)?
Дополним наш алгоритм. Не спутай с суффиксом – ва-! Он всегда ударный.
Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Какая же была у нас цель?
Достигли ли мы этой цели? … Какие задания вам помогли ее достичь?
РефлЕксия деятельности
- Перед каждым из вас лежит бабочка.
На левом крылышке напишите 2 прилагательных, какими вам запомнились суфф. –ыва-, ива-. На правом – 2 прилаг., какими вам запомнились суфф. –ова-, -ева-. Если возникнут затруднения, можете обратиться к сказке.
Выставление отметок за работу на уроке.
- Кого вы бы отметили на уроке? Ребята, я добавлю, что устно хорошо работали… Всем спасибо!
Как отличить -ива/-ыва и -ева/-ова от суффикса -ва?
Разбираем слово задевать:
задевать — есть начальная форма задеть, перед -ть стоит е, следовательно, пишем -е перед -ева
задеть — задевать — задеваю
все очень просто
берем слово исповедовать: нет глагола исповеть
очевидно, что это суффикс -ова
или, например, слово запаздывать
Обратимся к словообразованию:
деть — задеть — заде-ва-ть.
Аналогично:
-
зреть — созреть — созре-ва-ть;
спеть -поспеть — поспе-ва-ть.
Чтобы узнать, какой суффикс в слове, рекомендуем заглянуть в морфемный словарь русского языка.
Выбор написания глагольных суффиксов -ова-/-ева- или -ива-/ыва- регламентируется правилом русского языка.
Исповедовать или исповедывать?
Преобразуем этот глагол в форму 1 лица единственного числа настоящего времени:
исповедовать — я исповедую.
Согласно правилу орфографии пишем именно -ова-, а не -ыва-.
Подскажите, пожалуйста, как объяснить суффикс -ива - в слове посмеивается? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Школьная программа за 3-й класс. Найдите проверочное слово к "молчать". И правильный ответ вроде как "молча". Вопрос в том, а как быть со словами "умалчивать", "замалчивать" и проч.? Они, насколько я понимаю, тоже однокоренные и если проверять ими, то написать я должен "мАлчать".. Получается, проверить это слово нельзя?
Ответ справочной службы русского языка
В справочниках по русскому языку (в том числе у Д. Э. Розенталя) есть правило, которое дает прямой ответ на Ваш вопрос.
Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать ( -ива ть), например: опоздать (по ? здний, хотя опа ? здывать), раскроить (кро ? йка, хотя раскра ? ивать).
Таких примеров десятки. К сожалению, в школе об этом правиле часто не говорят, поэтому и возникает недопонимание.
Ответ справочной службы русского языка
По правилу пишутся слитно существительные, образованные от пишущихся через дефис собственных имен (состоящих из двух частей с начальными прописными буквами). Верно: устькатавцы, катавивановцы.
Почему пишется спрашивать, но спросил?
Ответ справочной службы русского языка
В корне этих слов мы наблюдаем остатки древнего чередования гласных, которое когда-то было показателем глагольного вида. Ср.: глотка – проглатывать, смотр – просматривать, поздно – опаздывать.
С точки зрения орфографии слова с подобными корнями требуют примечания к правилу о проверке безударных гласных: нельзя проверять безударные о и а в корне словами с суффиксом -ива -(-ыва-). Например, глотать проверяем словом глотка, но не проглатывать, смотреть – словом смотр, но не осматривать, опоздать – словом поздно, но не опаздывать .
В слове распаивается, так и хочется написать распаЕвается. Каким правилом руководствоваться при выборе И либо Е?
Ответ справочной службы русского языка
Глаголы с суффиксом -ыва- ( -ива -) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю) при отсутствии -ое-, -ев- : беседую — беседовать, заведую — заведовать. У глаголов на - ывать ( -ива ть) форма 1-го лица оканчивается на -ываю ( -ива ю) с сохранением -ые-, -ив- : осматриваю — осматривать, развёртываю — развёртывать.
Верно: распаивается — распаиваю — распаивать.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему мы пишем нищЕнский и вскармлИвание? Какие правила действуют в этих случачх?
Ответ справочной службы русского языка
Написание слова нищенский проверяется в словарном порядке (по орфографическому словарю).
Вскармливание – от вскармливать. В глаголах с суффиксом -ыва- ( -ива -) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, напр.: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать. Глаголы с суффиксом -ыва- ( -ива -) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю) (при отсутствии -ое-, -ев-), напр.: беседую — беседовать, заведую — заведовать, завидую — завидовать, исповедую — исповедовать, проповедую — проповедовать, бичую — бичевать, горюю — горевать; у глаголов же на -ывать ( -ива ть) форма 1-го лица оканчивается на -ываю ( -ива ю) (с сохранением -ые-, -ив-), напр.: осматриваю — осматривать, развёртываю — развёртывать, разведываю — разведывать, проведываю — проведывать. Ср.: вскармливаю – вскармливать.
Уважаемая "Грамота"! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать имя исследователя Жака -Ива Кусто: с дефисом или без? И заодно — как правильно склонять? Спасибо! С уважением,
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как образовать прилагательные от имён собственных, состоящих из двух слов: тётя Маруся, дед Шура? Стол Тёти-марусин и Дед-шурин? Какое слово пишется со строчной, какое с прописной буквы и нужен ли дефис?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
С прописной буквы пишется вторая часть сложных прилагательных типа дяди-Васин, дяди-Стёпин, тёти-Валин, бабы-Дусин и обе части прилагательных типа Иван -Ива нычев, Анны-Петровнин.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать о бывшем участнике музыкальной группы "Иванушки International" -- экс-"Иванушка" или экс -Ива нушка? Или есть еще какие-то варианты?
Спасибо за ваш грамотный труд!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Помогите пожалуйста, практически нигде не могу найти правило - Варианты типа сосредоточивать - сосредотачивать. Кратные глаголы на -ывать( -ива ть) с чередующимся корневым гласным о/а под ударением. Задания для университета, нужно много источников, нашла всего один - Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи, но справочник очень старый. Нуждаюсь в помощи! Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Оба студента (Иванова -Ива новы) сдали экзамен - как в данном случае будет правильно?
Ответ справочной службы русского языка
В моей организации в текстах служебных записок и писем решительно обязывают писать сначала инициалы, а затем фамилию. Например: Диапазон выполняемых П.И. Ивановым работ постоянно расширяется. В.П. Суслов работает в обществе с 2000 года. Мне кажется это не верным. Ведь главное, на мой взгляд, фамилия, а ни неведомые имя и отчество.
Ответ справочной службы русского языка
Инициалы – это графические сокращения имени и отчества. Графическое сокращение означает, что при прочтении слово читается полностью: мы не читаем [и-и -ива нов], мы говорим либо просто Иванов, либо Иван Иванович Иванов.
В живой речи имя и отчество практически всегда предшествует фамилии (исключение – бюрократическая, канцелярская речь). Хорошая традиция – перенести этот принцип и в письменную речь.
Естественно, исключением останутся пофамильные алфавитные перечни, в которых фамилия играет организующую роль и предшествует инициалам.
Суффиксы -ива-, -ева- в глаголах – одна из самых сложных для понимания грамматических тем в русском языке, в частности, из-за значительного объема материала. Разбирать и запоминать эти темы учащимся лучше по отдельности, чтобы потом составить цельную картину. Об орфограмме “Написание суффиксов -ива-, -ева- в глаголах” говорим в этой статье.
Правописание суффиксов -ива-, -ева-
Эти два суффикса имеют парные им словообразовательные единицы – -ыва- и -ова- соответственно, которые пишутся по тем же правилам, что и рассматриваемые глагольные суффиксы. Что это за правила? Их несколько, ученикам необходимо запомнить всю нижеследующую информацию.
Итак, суффикс -ева- используется в том случае, когда в форме настоящего времени первого лица глагол заканчивается на -ую, -юю: воюю – воевать.
Нужно отличать слова с суффиксом -ева- от слов с суффиксом -ва- и корневой гласной е, для чего достаточно подобрать к глаголу несколько однокоренных слов, которые помогут правильно определить корень. Если гласная е в корне сохраняется во всех словах, то для образования глагола использован суффикс -ва-, который всегда ударный. Видишь ударный -ва- – смело пиши -ева-. К тому же с помощью одного из родственных слов можно будет проверить, какая гласная пишется в корне: запевать – корень пе – проверочное слово “петь”
Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, -ываю, то есть можно говорить о сохранении суффикса: осматриваю – осматривать.
Есть ряд глаголов, правописание которых следует просто запомнить. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. А также намереваться и увещевать.
Суффиксы -ива- и -ева- играют очень важную роль в образовании глаголов. Чтобы понимать, как пишутся слова, нужно знать, от чего и как они образованы, а также правила написания глагольных суффиксов.
Что мы узнали?
Правописание глагольных суффиксов -ева- и -ива-, которые используются в неопределенной форме глагола и в форме прошедшего времени, подчиняется строгим правилам русского языка. Одну или другую словообразовательную единицу выбирают в зависимости от того, каково окончание глагола в форме настоящего времени и первого лица: -ую и -юю для суффикса -ева- и иваю – для суффикса -ива-. В некоторых случаях этот выбор зависит от ударности или безударности его позиции. Также есть перечень глаголов, правописание которых просто нужно запомнить. Важно также отличать эти суффикс от суффикса -ва- с предыдущим гласным корня. Правильное определение корня также помогает подобрать проверочное слово и понять, какую гласную в нем следует писать.
Читайте также: