Геотекстиль и геосетка в дорожном строительстве
Геотекстиль нетканый иглопробивной (Дорнит)
Геотекстиль (Дорнит)- полотно для разделения слоев дорожного полотна, площадок гражданского и промышленного комплекса.
Преимущества
Геоматериалы с выгодой до 30%!
Доставка 1-3 дня в любую точку России!
Вы проектировщик?
Предлагаем агентский договор!
Функции геоматериалов
Защита от эрозии
Описание
Дорнит относится к категории нетканных материалов. Для изготовления геотекстиля используются полипропиленовые или полиэфирные волокна, которые соединяются иглопробивным способом. В результате получается ровное полотно с плотно переплетенными нитями, обладающее повышенными прочностными характеристиками и рядом преимущественных качеств.
Нетканный геотекстиль отличается тем, что сочетает в себе сразу несколько свойств: армирующее, дренажное, разделяющее. Технические характеристики Дорнита позволяют широко использовать его в самых разных областях:
- строительная;
- защитная;
- ландшафтный дизайн;
- гидроизоляционные работы.
Геотекстиль Дорнит служит разделительным слоем между разными видами материалов. Используют материал когда:
- необходимо укрепить береговые линии;
- производят армирование дорог;
- проводят теплоизоляцию инверсионной кровли;
- прокладывают новую трубопроводную сеть;
- следует защитить гидросооружения от влияния внешних негативных факторов;
- обустраивают ландшафт.
Вас может заинтересовать
Объемная георешетка PROFTEX®
Георешетка (PET) PROFTEX® Грунт
Георешетка PROFTEX® Асфальт
Георешетка ССНП PROFTEX®
Геосетка (PP) PROFTEX® СД
Геоматы PROFTEX®
Гидромат PROFTEX®
Тканый геотекстиль ТН PROFTEX®
Тканый геотекстиль PET PROFTEX®
Геомембрана HDPE/LDPE PROFTEX®
Газонная решетка PROFTEX®
Профилированная мембрана black
Бентонитовый шнур PROFTEX
Геотекстиль нетканый иглопробивной (Дорнит)
Бентонитовый мат Bentomat
Гидрошпонка PROFTEX®
Георешетка T-Grid®
Сетка Базальтовая PROFTEX®
Сетка кладочная PROFTEX®
Технические характеристики «Геотекстиль нетканый иглопробивной (Дорнит)»
Наименования | Показатели | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сырье | плотность, г/м 2 | прочность при максимальной нагрузке, кН | относительное удлинение при максимальной нагрузке, % | стойкость к воздействию температуры | устойчивость к УФ облучению, % | устойчивость к агрессивным средам, %, pH | размер ячейки, мм | Размеры продукции | ||
ширина, мм | длинна, мм | |||||||||
Геотекстиль 100 | PET | 100 | 2,3 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 150 | PET | 150 | 3,5 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 200 | PET | 200 | 4,4 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 250 | PET | 250 | 5,3 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 300 | PET | 300 | 6,6 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 350 | PET | 350 | 7,7 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 400 | PET | 400 | 10,1 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 450 | PET | 450 | 11,3 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 500 | PET | 500 | 12,3 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 550 | PET | 550 | 13,2 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
Геотекстиль 600 | PET | 600 | 15 | 130 | 50 | 40 | 80 | - | от 2000 | до 200000 |
* производитель имеет право в одностороннем порядке изменять характеристики, параметры, размеры продукции согласно нормам ТУ, СТО.
** производитель не несет ответственности за изменения свойств при неправильной эксплуатации/монтаже материала.
*** материал может быть изготовлен по индивидуальным параметрам заказчика.
Сертификация ГОСТ
Отрасли применения
- Дорожное строительство
- Защита бетона
- Нефтегазовый комплекс
- Гражданское строительство
- Железнодорожное строительство
- Ландшафтное строительство
Таблица применения геотекстиля
Область применения | Плотность | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Дорожные одежды | ||||||||||
разделительная прослойка на контакте основания из крупнофракционного материала — грунт | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | |||
защитно-дренирующие прослойки на контакте песчаный дренирующий слой — грунт | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | |||||
то же-защитно — фильтрующие прослойки | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | |||||
защитные прослойки под сборными бетонными плитами | 300 | 350 | 450 | 450 | 500 | |||||
Слабые основания | ||||||||||
защитно-армирующие прослойки в основание насыпи | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 | ||
разделяющие технологические прослойки в основании насыпи | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | ||||
Земляное полотно | ||||||||||
из грунтов повышенной влажности (разделяющие и дренирующие прослойки) | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | |||||
Откосы | ||||||||||
укрепление в сочетании с биологическими и другими типами на период их формирования | 150 | 200 | 250 | |||||||
укрепление вне контакта с крупнофракционными материалами (постоянный элемент) | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | |||
то же при возможности контакта с крупнофракционными материалами | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | |||||
Дренажные сооружения | ||||||||||
фильтр | 150 | 200 | 250 | 300 | ||||||
Защитно-армирующие прослойки для временных дорог, оснований под кусты скважин, балластировка трубопроводов | ||||||||||
разделение | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Тротуары, пешеходные дорожки (защитные прослойки на контакте песчаный слой-грунт) | ||||||||||
разделение | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Экстремальные условия | ||||||||||
строительства (также слои крупнофракционных материалов на грунтах низкой прочности) | 250 | 300 | 350 | 350 | 350 | 500 | 550 | 600 |
применение возможно в данной области при облегченных условиях; | |||||||||
наиболее приемлемые марки для данной области; | |||||||||
применение данной и более высоких марок возможно при обосновании. |
Подробное описание
Технология изготовления нетканого геоматериала пришла в Россию из Франции. Современные производственные предприятия по изготовлению Дорнита обладают высокими технологичными линиями, в результате чего отечественный материал ничуть не уступает по качеству иностранным аналогам.
ООО ГЕОТЕХПОЛИМЕР производит геотекстиль Дорнит высокого качества с различными техническими параметрами. При производстве следуют иглопробивной технологии. При множественных движениях игл синтетические нити соединяются в прочное нетканое полотно. В материале, производимом ООО ГЕОТЕХПОЛИМЕР, основные технические характеристики в виде разрывной нагрузки и удлинению при разрыве сохраняются на высоком уровне. Результатом работы является легкий, сверхпрочный геотекстиль с длительным эксплуатационным периодом.
Марки Дорнита
Дорнит классифицируется как конструкционный материал и делится на две группы:
- Дорнит КМ2.
- Аналог Дорнит КМ1 с марками, отличающимися показателем поверхностной плотности, которая указывается в г/м? и маркируется цифрами: 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450.
Именно показатель плотности влияет на область применения материала и наделяет его набором качеств.
Дорнит 150 — используется при строительстве дорожных покрытий, спорплощадок, автостоянок, детских мест отдыха;
Дорнит 200 — отличается высокими показателями фильтрации воды, не дает просачиваться мусору и разных видам грязи. Используется при строительстве сооружений и разных конструкций;
Геотекстиль 250 — не дает просачиваться большому проценту загрязняющих веществ;
Дорнит 300 — используется в качестве армирующего материала при строительстве фундаментов, тротуаров, садовых дорожек. Служит разделительным слоем при работе с насыпными строительными материалами;
Геотекстиль 350 — применяется при ландшафтных работах;
Дорнит 400 — используется при строительстве искусственных водоемов;
Дорнит 450 — служит защитой в системах водоснабжения и трубопроводах, отличается высокой прочностью;
Геотекстиль 500 — используется при строительных работах на промышленных и оборонительных объектах. При производстве маркируется как Дорнит Геотекстиль 500 с показателем прочности при максимальной нагрузке равной 12,3 кН.
ООО ГЕОТЕХПОЛИМЕР производит также Дорнит Геотекстиль 550 и 600 с повышенными показателями прочности в 13,2 и 15 кН соответственно.
Купить геоматериал Дорнит разных марок от ООО ГЕОТЕХПОЛИМЕР можно в рулонах намоткой до 200 м. Ширина материала в рулоне составляет от 2 м.
Основные характеристики нетканного геотекстиля
Каждый рулон Дорнита проходит обязательную сертификацию. Сертификат соответствия геополотно отображает основные характеристики материала в виде:
- плотности, г/м?;
- толщины, мм;
- прочности при максимальной нагрузке, кН;
- удлинения при разрыве, %;
- коэффициента фильтрации.
На область применения и стоимость Дорнита оказывает самое большое влияние показатель плотности. Чем выше это значение, тем выше остальные характеристики полотна.
Под воздействием давления 2 кПа толщина геотекстиля Дорнит может меняться, благодаря чему эта толщины выступает защитным слоем, который уберегает полотно от разного рода повреждений в процессе эксплуатации.
Еще один важный критерий качества материала — нагрузка при разрыве. Определяется этот показатель при проведении любых строительных работ, где используется Дорнит, с целью определения нагрузки, которую геотекстиль выдерживает в определенный период эксплуатации. Воздействие механических нагрузок может привести к 100% увеличению длины полотна, при этом характеристики Дорнита останутся неизменными.
Коэффициент фильтрации указывает на количество метров, которые может отфильтровать геополотно за сутки.
Преимущественные свойства геотекстиля
Среди аналогов геотекстиль Дорнит производства ООО ГЕОТЕХПОЛИМЕР выделяется набором следующих характеристик:
- высокая прочность — способен сохранять форму без деформации при высоких нагрузках;
- инертность — под воздействием внешних факторов геотекстиль сохраняет свою структуру и эксплуатационные свойства;
- фильтрующая способность — через Дорнит превосходно проходит влага, при этом задерживаются частички грязи и грунта, а сам материал не мокнет и не разбухает;
- пожаробезопасность — не воспламеняется;
- экологичность — не выделяет в окружающую среду токсичные вещества, поэтому безопасен для человека и окружающей среды;
- устойчивость к температурным перепадам- диапазон работ составляет от +110 до -60 градусов по Цельсию;
- устойчивость к заражению грибками и плесенью;
- легкость.
Где применяют Дорнит
- Жилищное и техническое — Дорнит выступает фильтрующим слоем для разных систем дренажа, а также разделяет грунт с щебнем, не давая им смешиваться и распределяя равномерно по поверхности нагрузку.
- Дорожное — проложенный между грунтом и насыпными материалом, геотекстиль является фильтрующим, армирующим и разделительным слоем. Благодаря Дормиту уплотнение формируется так, что насыпной материал не проникает в грунт, при этом сохраняется его функция распределять нагрузку и обеспечивать стабильность.
- Железнодорожное — между балластом и нижним грунтом геополотно образует слой фильтрации и разделения.
- Возведение тоннелей — между скальной поверхностью и изоляционным покрытием синтетик образует слой дренажа и защиты,благодаря чему грунтовая и ливневая вода отводятся, а покрытие изоляции защищено от разного рода повреждений.
- Гидротехническое — под укреплением береговой линии является фильтром, в результате исключается образование водной эрозии грунта, береговое укрепление становится водопроницаемым.
Дренаж и строительство спортплощадок — геоматериал служит фильтром в системах дренажа. Использование материала предотвращает заполнение дренажной трубы почвой, следовательно вода беспрепятственно проходит через систему дренажа. Между заполнителем и грунтом, а также спортивным покрытием является разделительным слоем, не дающим смешиваться разным массам и, отводя воду.
Армирование грунта — геотекстиль армирует мелкозернистый и связный грунт, а также не дает откосам обрушаться.
Балластировка систем трубопроводов, через которые транспортируются газ и жидкости — выступает разделительным слоем между разными грунтами, что не дает загрязняться балластному материалу и сохраняет его способность распределять нагрузку неизменной.
Ландшафтные работы — геоматериал Дорнит служит укрепляющим слоем, который также предотвращает смешивание плодородного слоя грунта с подсыпкой. Слой геотекстиля на дает корням растений прорастать.
В быту Дорнит также служит для утепления одежды, теплозвукоизоляции салонов автотранспорта, набивки мягкой мебели и игрушек, в качестве сменного элемента в кондиционерах, воздушных автофильтров и респираторах и т. д.
ООО ГЕОТЕХПОЛИМЕР производит Дорнит и реализует его для своих клиентов на выгодных условиях. В зависимости от области применения и специфики условий использования геоматериала среди представленных вариантов можно выбрать нужную классификацию Дорнита.
Геотекстиль и геосетка в дорожном строительстве
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1 РАЗРАБОТАН: ООО "Инновационный технический центр".
2 ВНЕСЕН: Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Раздел 1. Общие положения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - Рекомендации) разработан в соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящие Рекомендации предназначены для работников системы дорожного хозяйства.
Рекомендации содержат положения по применению геосинтетических материалов, в том числе геотекстильных нетканых и тканых материалов, георешеток, геокомпозитов, геооболочек для основных областей применения в дорожном строительстве: при выполнении земляных работ, устройстве и ремонте дорожных одежд, дренажей, сооружений, поверхностного водоотвода, для обеспечения устойчивости откосов.
В Рекомендациях приводятся методики контроля свойств геосинтетических материалов, общие конструктивные решения, особенности назначения и расчетного обоснования конструктивных решений, а также технологии производства работ, необходимый справочный материал.
Рекомендации применяются при проектировании вновь строящихся, реконструируемых и ремонтируемых автомобильных дорог, назначении технологии производства работ, разработке альбомов типовых конструкций, технологических карт.
Рекомендации также могут использоваться производителями геосинтетических материалов при разработке, производстве, контроле качества материалов и разработке документов по оценке соответствия.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
а) ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб.
б) ГОСТ Р 50276-92 Материалы геотекстильные. Метод определения толщины при определенных давлениях.
в) ГОСТ Р 50277-92 Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности.
г) ГОСТ 3811-72 Материалы текстильные. Ткани, нетканые полотна и штучные изделия. Методы определения линейных размеров, линейной и поверхностной плотностей.
д) ГОСТ 6943.0-93 Стекловолокно. Правила приемки.
е) ГОСТ 6943.10-79 Материалы текстильные стеклянные. Метод определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве.
ж) ГОСТ 6943.16-94 Стекловолокно. Ткани. Нетканые материалы. Методы определения массы на единицу площади.
з) ГОСТ 6943.17-94 Стекловолокно. Ткани. Нетканые материалы. Метод определения ширины и длины.
и) ГОСТ 9.060-75 Единая система защиты от коррозии и старения. Ткани. Метод лабораторных испытаний на устойчивость к микробиологическому разрушению.
л) ГОСТ 15902.3-79 Полотна нетканые. Методы определения прочности.
м) ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.
Раздел 3. Термины, определения и обозначения
В настоящих Рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:
Геосинтетические материалы - класс строительных материалов, как правило, синтетических, а также из другого сырья (минерального, стекло- или базальтовые волокна и др.), поставляемых в сложенном компактном виде (рулоны, блоки, плиты и др.), предназначенных для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, дренирующих, защитных, фильтрующих, гидроизолирующих, теплоизолирующих) в строительстве (транспортном, гражданском, гидротехническом) и включающий следующие группы материалов: геотекстильные материалы, георешетки, геокомпозиты, геооболочки, геомембраны, геоплиты и геоэлементы.
Геотекстильный материал - поставляемое в рулонах сплошное водопроницаемое тонкое гибкое нетканое, тканое, трикотажное полотно, получаемое путем скрепления волокон или нитей механическим (плетение, иглопробивание), химическим (склеивание), термическим (сплавление) способами или их комбинацией.
Георешетка (геосетка) - плоский рулонный материал с ячейками линейных размеров от 1 см, выполняющий преимущественно армирующие функции, или объемный материал с ячейками высотой от 3 см, поставляемый в виде блоков слоев со сложенными ячейками (пространственная георешетка), выполняющий преимущественно защитные функции по отношению к заполнителю ячеек (грунту, крупнопористым минеральным материалам - щебню, гравию, шлаку, материалам, обработанным вяжущим и др.).
Геокомпозит - поставляемый в рулонах или блоках материал из двух или более слоев, создаваемый из различных геотекстильных материалов, геотекстильных материалов и геосеток для более эффективного выполнения отдельных функций, например, геосетки, объединенные с полотном из нетканого геотекстильного материала для усиления покрытий (армогеокомпозит) или фильтр из тонкого нетканого геотекстильного материала, объединенный с создающим объем нетканым высокопористым геотекстильным материалом для дренирования дорожных конструкций (геодрена).
Геооболочка - геотекстильный материал или геосетка, образующие объемные оболочки для заполнения их другими строительными материалами, как правило, на месте производства работ, например, мешки-контейнеры из геотекстильного материала, заполненные песком (геоматы для укрепления откосов), сборные контейнеры из геосеток с заполнением крупнофракционным материалом (габионы).
Геомембрана - сплошное водонепроницаемое рулонное полотно из геотекстильного, обработанного вяжущим, в том числе на месте производства работ, материала или рулонный пленочный материал для создания гидроизолирующих прослоек. В некоторых случаях геомембраны поставляют с заполнителем, например, геооболочка из нетканого геотекстильного материала с заполнителем - порошком из бентонитовой глины.
Геоплита - сплошной теплоизоляционный материал в виде плиты, например, пенопласт.
Геоэлемент - отдельные элементы, не образующие сплошного полотна в виде волокон, тросов, узких лент, выполняющие, как правило, функции армирования, в том числе дискретного.
Раздел 4. Обозначения и сокращения
В настоящих Рекомендациях применены следующие обозначения и сокращения:
- поверхностная плотность или масса 1 м полотна, г/м (ГОСТ Р 50277, ГОСТ 6943.16)*.
- ширина полотна, секции модуля, элемента, м (ГОСТ 3811, ГОСТ 6943.17)*.
-длина полотна, секции модуля, элемента, м (ГОСТ 3811, ГОСТ 6943.17)*.
* Для отдельных разновидностей материалов определение параметров возможно по иным стандартам.
- максимальная температура, при которой допустимо применение ГМ.
- фильтрующая способность - показатель способности ГМ выполнять функции фильтра, связанный с размером пор, микроны (приложение А.5).
- коэффициент фильтрации в направлении, нормальном плоскости полотна, м/сут. Индекс (2) (или иной) показывает величину обжатия в кПа, при которой определены значения .
- коэффициент фильтрации в направлении плоскости полотна, м/сут. Индекс (2) (или иной) показывает величину обжатия в кПа, при которой определены значения .
- прочность при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном направлении, Н/см или кН/м.
- прочность при растяжении (кратковременном, одноосном) в поперечном направлении, Н/см или кН/м.
- относительная деформация при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном направлении, %. Индекс "" соответствует нагрузке, при которой фиксируется деформация, выраженной в Н/см или в долях от (значения 0 и соответствуют относительной деформации при разрыве - , и при максимальной нагрузке , ). Индекс "" в верхней части соответствует ширине образца, см (0 соответствует испытанию одного элемента, например, ровинга геосетки).
- относительная деформация при растяжении (кратковременном, одноосном) в поперечном направлении, %. Индекс "" соответствует нагрузке, при которой фиксируется деформация, выраженной в Н/см или в долях от (значения 0 и соответствуют относительной деформации при разрыве - - и при максимальной нагрузке , ). Индекс "" в верхней части соответствует ширине образца, см (0 соответствует испытанию одного элемента, например, ровинга геосетки).
- условный модуль деформации при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном направлении, кН/м. Значение индексов "", "" (верхняя часть) - как для и ; при отсутствии расшифровки индекса "" значения и определены при нагрузке , но не менее 25 Н/см.
- условный модуль деформации при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном направлении, кН/м. Значение индексов "", "" (верхняя часть) - как для и ; при отсутствии расшифровки индекса "" значения и определены при нагрузке , но не менее 25 Н/см.
- условный модуль деформации при сферическом растяжении в условиях сложного напряженного состояния, кН/м (приложение А.1).
- усилие продавливания, Н (приложение А.2).
- условный показатель сопротивляемости ГМ местным повреждениям - диаметр отверстия в образце ГМ после падения конуса, мм.
- показатель сопротивляемости ГМ местным повреждениям - снижение прочности при укладке ГМ на контакте с крупнофракционным материалом, % к значениям (приложение А.4).
Геотекстиль и геосетка в дорожном строительстве
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1 .РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием "РОСДОРНИИ" и ФГУП "Союздорнии".
ВНЕСЕНЫ Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
Введение
Документ содержит правила применения геосинтетических материалов, в том числе геотекстильных нетканых и тканых материалов, георешеток, геокомпозитов, геооболочек для основных областей применения в дорожном строительстве - при выполнении земляных работ, устройстве и ремонте дорожных одежд, дренажей, сооружений, поверхностного водоотвода, для обеспечения устойчивости откосов. В документе приводятся требования к геосинтетическим материалам, методам контроля их свойств, общие конструктивные решения, особенности назначения и расчетного обоснования конструктивных решений, а также технологии производства работ, необходимый справочный материал. Он применяется при проектировании вновь строящихся, реконструируемых и ремонтируемых автомобильных дорог, назначении технологии производства работ, разработке альбомов типовых конструкций, технологических карт. Документ также может использоваться производителями геосинтетических материалов при разработке, производстве, контроле качества материалов и разработке документов соответствия.
Документ предназначен для работников системы дорожного хозяйства, а в части требований к геосинтетическим материалам - также и для работников предприятий - изготовителей материалов. При подготовке Рекомендаций учитывались положения ранее разработанных на основе исследований Росдорнии, Союздорнии, Гипродорнии, МАДИ, НИИоснований, Хабаровского политехнического института, Хабаровского центра Росдорнии методических, нормативных документов по применению геосинтетических материалов при различных видах дорожных работ и опыт дорожных организаций по использованию геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
Документ разработан ГП "РОСДОРНИИ" (ведущая организация-исполнитель) канд. техн. наук Ю.Р.Перковым, А.П.Фоминым, инж. О.Б.Коренковым, Е.В.Никанычевой, О.В.Труфановой, Ю.И.Косаревым при участии канд. техн. наук А.Е.Мерзликина (п.5.2, 5.3), ФГУП "Союздорнии" (соисполнитель) - д-ром техн. наук В.Д.Казарновским, инж. Ю.М.Львовичем (раздел 4, прил.5), канд. техн. наук Б.П.Брантманом (раздел 4, прил.5).
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Геосинтетические материалы - класс строительных материалов, как правило, синтетических, а также из другого сырья (минерального, стекло- или базальтовые волокна и др.), поставляемых в сложенном компактном виде (рулоны, блоки, плиты и др.), предназначенных для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, дренирующих, защитных, фильтрующих, гидроизолирующих, теплоизолирующих) в строительстве (транспортном, гражданском, гидротехническом) и включающий следующие группы материалов: геотекстильные материалы, георешетки, геокомпозиты, геооболочки, геомембраны, геоплиты и геоэлементы.
Геотекстильный материал - поставляемое в рулонах сплошное водопроницаемое тонкое гибкое нетканое, тканое, трикотажное полотно, получаемое путем скрепления волокон или нитей механическим (плетение, иглопробивание), химическим (склеивание), термическим (сплавление) способами или их комбинацией.
Георешетка - плоский рулонный материал с ячейками линейных размеров от 1 см (геосетка), выполняющий преимущественно армирующие функции, или объемный материал с ячейками высотой от 3 см, поставляемый в виде блоков слоев со сложенными ячейками (пространственная георешетка), выполняющий преимущественно защитные функции по отношению к заполнителю ячеек (грунту, крупнопористым минеральным материалам - щебню, гравию, шлаку, материалам, обработанным вяжущим и др.).
Геокомпозит - поставляемый в рулонах или блоках материал из 2-х или более слоев, создаваемый из различных геотекстильных материалов, геотекстильных материалов и геосеток для более эффективного выполнения отдельных функций, например, геосетки, объединенные с полотном из нетканого геотекстильного материала для усиления покрытий (армогеокомпозит) или фильтр из тонкого нетканого геотекстильного материала, объединенный с создающим объем нетканым высокопористым геотекстильным материалом для дренирования дорожных конструкций (геодрена).
Геооболочка - геотекстильный материал или геосетка, образующие объемные оболочки для заполнения их другими строительными материалами, как правило, на месте производства работ, например, мешки-контейнеры из геотекстильного материала, заполненные песком (геоматы для укрепления откосов), сборные контейнеры из геосеток с заполнением крупнофракционным материалом (габионы).
Геомембрана - сплошное водонепроницаемое рулонное полотно из геотекстильного, обработанного вяжущим, в том числе на месте производства работ, материала или рулонный пленочный материал для создания гидроизолирующих прослоек. В некоторых случаях геомембраны поставляют с заполнителем, например, геооболочка из нетканого геотекстильного материала с заполнителем - порошком из бентонитовой глины.
Геоплита - сплошной теплоизоляционный материал в виде плиты, например, пенопласт.
Геоэлемент - отдельные элементы, не образующие сплошного полотна в виде волокон, тросов, узких лент, выполняющие, как правило, функции армирования, в том числе дискретного.
Основные показатели свойств геосинтетических материалов, их условные обозначения.
Показатели физических и водно-физических свойств:
- поверхностная плотность или масса 1 м полотна, г/м (ГОСТ Р 50277-92)*, ГОСТ 6943.16-94)*);
* Для отдельных разновидностей материалов определение параметров возможно по иным стандартам.
* Для отдельных разновидностей материалов определение параметров возможно по иным стандартам.
и - линейные размеры полотна, секции модуля, элемента (ширина и длина), м (ГОСТ 3811)*, ГОСТ 6943.17-94)*);
* Для отдельных разновидностей материалов определение параметров возможно по иным стандартам.
Тд - максимальная температура, при которой допустимо применение ГМ;
- фильтрующая способность - показатель способности ГМ выполнять функции фильтра, связанный с размером пор, микроны (приложение 2Д);
Кфв и Кфг - коэффициент фильтрации в направлениях - нормальном плоскости полотна и в плоскости полотна, м/сут. Индекс (2) (или иной) показывает величину обжатия в кПа (например 2 кПа), при которой определены значения Кф (п.3.3.7).
Показатели механических свойств:
и - прочность при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном и поперечном направлениях, Н/см или кН/м (п.3.3.3);
и - относительная деформация при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном и поперечном направлениях, % (п.3.3.3 и 3.3.5). Индекс "р" соответствует нагрузке, при которой фиксируется деформация, выраженной в Н/см или в долях от (значения р=0 и р=max соответствуют относительной деформации при разрыве - , и при максимальной нагрузке , ). Индекс "в" в верхней части соответствует ширине образца, см (в=0 соответствует испытанию одного элемента, например, ровинга геосетки);
и - условный модуль деформации при растяжении (кратковременном, одноосном) в продольном и поперечном направлениях, кН/м (п.3.3.3, 3.3.5). Значение индексов "р", "в" (верхняя часть) - как для и ; при отсутствии расшифровки индекса "р" значения и определены при нагрузке р=0,3, но не менее 25 Н/см;
- условный модуль деформации при сферическом растяжении в условиях сложного напряженного состояния, кН/м (приложение 2А).
- усилие продавливания, Н (приложение 2Б);
- условный показатель сопротивляемости ГМ местным повреждениям - диаметр отверстия в образце ГМ после падения конуса, мм (п.3.3.6);
- показатель сопротивляемости ГМ местным повреждениям - снижение прочности при укладке ГМ на контакте с крупнофракционным материалом, % к значениям () (приложение 2Г);
- усилие при продольном растяжении (кратковременном, одноосном), требуемое для достижения определенной величины относительной деформации , кН/м.
- относительная деформация при растяжении (кратковременном, одноосном), достигаемая при определенной величине усилия при растяжении Р в долях от , %;
- длительная прочность ГМ с учетом срока службы Т лет, кН/м (по приложению 2В);
- относительная деформация сжатия ГМ - изменение толщины ГМ в % к первоначальной под действием сжимающей нагрузки определенной величины.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для нормативного обеспечения применения геосинтетических материалов (ГМ) при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования. Они могут быть также использованы при назначении конструктивно-технологических решений по другим объектам транспортного строительства, в частности, автомобильным дорогам промышленных и сельскохозяйственных предприятий, временным автомобильным дорогам, подъездным путям, площадкам для остановки и стоянки автомобилей и т.д. Положения разделов 2, 3 Рекомендаций должны быть учтены также производителями ГМ.
1.2. Рекомендации регламентируют применение группы геосинтетических материалов, прежде всего, геотекстильных, а в части отдельных апробированных конструктивно-технологических решений - также георешеток, геокомпозитов, геооболочек, геомембран. Не рассматриваются относящиеся к числу геосинтетических материалов:
- геоплиты, поскольку дорожные конструкции с теплоизолирующими слоями из таких материалов проектируются в соответствии с другими документами (ОДН 218.046-01, для зоны вечной мерзлоты - специальными региональными нормативно-техническими документами).
- геоволокна (полимерные, стекловолокна), поскольку технология дискретного армирования покрытий или грунтов разработана для опытного применения.
1.3. Рекомендации направлены на решение задач:
- назначения оптимальных конструктивных решений при создании дополнительных слоев (прослоек) из геосинтетических материалов различного назначения в основании земляного полотна, в земляном полотне, на откосах, в дорожной одежде, а также в дренажных устройствах и сооружениях поверхностного водоотвода;
- назначения оптимальной технологии производства работ;
- обоснованного выбора конкретного геосинтетического материала.
1.4. Основная цель применения ГМ - обеспечение надежного функционирования автомобильной дороги или отдельных ее элементов в сложных условиях строительства и эксплуатации, а также при наличии технических или экономических преимуществ по отношению к традиционным решениям. Устройство дополнительных слоев из ГМ позволяет повысить эксплуатационную надежность и сроки службы дорожной конструкции или отдельных ее элементов, качество работ, упростить технологию строительства, сократить сроки строительства, уменьшить расход традиционных дорожно-строительных материалов, объемы земляных работ, материалоемкость дорожной конструкции.
1.5. Эффективность конструктивно-технологических решений с созданием дополнительных слоев (прослоек) на основе ГМ определяется возможностью выполнения ими избирательно или в комплексе следующих функций:
- армирование - усиление дорожных конструкций насыпей (в том числе откосов), оснований в результате перераспределения ГМ напряжений, возникающих в грунтовом массиве, дорожной одежде при действии нагрузок от транспортных средств и собственного веса (рис.1.1а);
- защита - предотвращение или замедление процесса эрозии грунтов, предотвращение взаимопроникания материалов контактирующих слоев (рис.1.1б);
- фильтрование - предотвращение (замедление) процесса проникания грунтовых частиц в дренажи (фильтр) или их выноса (обратный фильтр) - (рис.1.1в);
- дренирование - ускорение отвода воды (рис.1.1г);
- гидроизоляция - уменьшение или исключение притока воды в грунты рабочего слоя земляного полотна (рис.1.1д).
а. функция - армирование
Оснований дорожных одежд
Оснований и откосов насыпей
б. функция - защита
От взаимопроникания материалов контактирующих слоев
На период строительства и эксплуатации (разделительные прослойки) или строительства (технологические прослойки)
Геотекстиль при строительстве автомагистралей и дорог.
Современные материалы не только значительно упрощают строительство, но и значительно повышают выносливость многих сооружений и конструкций. К таким эффективным и экономически выгодным элементам относятся и геосинтетики. Нетканые полотна все чаще используются для укрепления фундаментов, холмов и откосов, а также для увеличения срока службы автомобильных дорог и магистралей. Производством геотекстиля, подходящего для повышения надежности дорожного покрытия, уже долгое время занимается компания Геотехполимер. Разнообразие синтетических полотен позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для каждой конкретной задачи, а также значительно сэкономить.
Когда необходимо укрепление автотрассы?
Прокладка дорожных трасс – дело трудоемкое и достаточно дорогостоящее, поэтому технологии для такого строительства продумывают самым тщательным образом. Однако, несмотря на все старания, часто магистрали требуют ремонта уже через пару лет после прокладки. Что же становится причиной таких событий?
Чаще всего дороги приходят в негодность по нескольким причинам, главные из которых:
- Интенсивное дорожное движение;
- Долгий период эксплуатации и отсутствие промежуточного ремонта;
- Погодные катаклизмы и сложные климатические условия.
Конечно, не со всеми факторами можно успешно бороться, однако укрепить дорожную полосу и увеличить срок ее службы вполне реально. Сделать это помогут современные геосинтетические материалы, которые изготовлены из полиерных волокон и обладают массой преимуществ. Характеристики геотекстиля настолько привлекательны, что сделали его универсальным материалом при строительстве любого объекта, включая автотрассы.
Самые популярные геосинтетики, которые используют для повышения выносливости автодорог и магистралей, – это дорнит и геосетка. Эти материалы отлично справляются со своими свойствами и могут применяться как в тандеме, так и по отдельности.
Геотекстиль и его особенности
Самый подходящий для укрепления магистралей синтетик, который славится своей прочностью и жесткостью – это дорнит. Стоимость его сравнительно небольшая, а вот основные свойства очень привлекают проектировщиков и строителей.
Геотекстиль Дорнит выпускают в нескольких модификациях, однако для прокладки дорог лучше всего подходит полотно марки 300 или 500. Выпускается оно в рулонах разной ширины и характеризуется уникальной структурой, то есть особым скреплением нитей. Такое строение позволяет материалу быть практически универсальным и выполнять множество функций, а именно:
- Осуществлять дренаж, то есть отводить лишнюю воду;
- Производить фильтрацию и препятствовать вымыванию основы дорожного покрытия;
- Создавать защиту, то есть предотвращать эрозию почвы, особенно это касается откосов, холмов и насыпей;
- Исключать смешивание грунта и других насыпных прослоек, которые помогают укреплять дорожную поверхность;
Самая главная из функций - укреплять и армировать покрытие, а также распределять нагрузки по всей поверхности дороги. Купить геотекстиль необходимой марки можно без особых проблем. Например, компания Геотехполимер доставляет заказанные полотна сразу же после оформления заказа, ведь такие материалы всегда есть в наличии на производственном складе.
Способ доставки, а также габариты рулона клиент может выбрать самостоятельно, исходя из своих потребностей. Для удобства покупателей компания производит намотку полотна в нескольких размерах, например, по 100, 50 или 30 метров.
Как работает геотекстиль дорнит?
Геотекстильное полотно отлично выполняет поставленные перед ним задачи. Оно способно пропускать воду и создавать легкий и мягкий дренаж.
Так как одним из слоев дорожного пирога неизменно является щебень, то полотно дорнита как будто притягивает к себе крупные частички щебня и образует самый настоящий фильтр. Такой конструкции вымывание почвы точно не грозит.
На нестабильном грунте, например, глиняном или торфяном, геотекстиль является гарантией целостности покрытия. Так как почва неустойчивая и часто проседает, то слой щебня нередко рискует быть смешанным с грунтом. Укладка полотна исключает перемешивание и увеличивает срок службы покрытия. Хорошая плотность синтетического полотна позволяет спокойно выдерживать нагрузки, даже если грунт немного смещается.
Дорнит не стареет и не расслаивается под действием воды, грунта, строительных смесей, кроме этого, без труда выдерживает воздействие агрессивных щелочей и кислот. Он позволяет значительно сэкономить, ведь сокращаются расходы на ремонт и эксплуатацию, а также снижается стоимость строительства вобщем.
Геотекстиль способен эксплуатироваться даже в условиях очень низких температур или постоянной жары. В течение нескольких десятилетий он остается все таким же прочным, жестким и упругим, что значительно увеличивает срок службы автотрасс.
Геосетка и ее характеристики
Геосетка – еще один систетик, который часто используется для укрепления нестабильных грунтов. Она представляет собой ячеистое полотно, которое имеет жесткую структуру и способно сформировать отличный каркас для будущей автострады.
Геосетка в сочетании с дорнитом – это самое эффективное решение для неустойчивой почвы. Такой комплект позволяет:
- Уменьшить нагрузки на поверхность;
- Осуществить дополнительное армирование;
- Создать поддержку для участков с интенсивным движением.
Геосетка также реализуется в рулонах и характеризуется невысокой ценой, как и геотекстиль дорнит. Для создания хорошего армирования ячейки геосинтетической сетки заполняются сыпучим сырьем, например, мелким щебнем или песком.
Дорожное строительство
Сегодня в дорожном строительстве применяются три разновидности геокомпозитов: геосетки, георешетки и геотекстильные полотна. Что это за материалы, и какими свойствами они обладают?
Геосетка
Представляет собой тонкую композитную сетку с прямоугольными или ромбовидными ячейками. Структура материала - нетканая. То есть, продольные и поперечные "прутья" являются единым, монолитным полотном, и не разъединяются друг с другом. Прочность геосетки определяется как материалом изготовления, так и размерами ячеек. Используя разные типы полотен, можно эффективно:
- укреплять дорожные покрытия;
- обеспечивать качественный дренаж;
- разделять грунтовые фракции и т.д.
Как правило, геосетка размещается между грунтом и щебнем, поверх которого настилается дорожное покрытие (асфальт). В этом случае геокомпозит препятствует перемешиванию дорожной подложки с землей, и частично защищает покрытие от размывания и просадок.
Геотекстиль
В отличие от геосетки, геотекстиль имеет сплошную, однородную структуру, и внешне схож с обычной тканью. Сквозь него свободно проходит вода, но не могут пройти твердые частицы, включая и самые мелкие - песок, цемент и т.д. Обычно геосетку укладывают под слоем гравия (щебня), чтобы он не вдавливался в землю, и не перемешивался с ней в процессе укладки. Это позволяет экономить сыпучий материал, и улучшать качество дорожного покрытия. К плюсам геотекстиля отнесем:
- высокую прочность на разрыв и растяжение;
- температурную стойкость;
- отличные дренажные свойства.
Полотно не рвется при подвижках грунта, и обеспечивает разделение фракций в течение многих лет (десятилетий). Как правило, его используют в комплексе с георешетками, которые размещают над геотекстилем и заполняют гравием/щебнем.
Георешетка
Самыми крупными ячейками обладает георешетка. Обладая сотовой структурой, она укладывается поверх геотекстиля или геосетки, и заполняется сыпучей фракцией: песчаной смесью, гравием, щебнем, бетонной смесью и т.д. Таким образом, сыпучий слой прочно удерживается в ячейках, и не может выйти за их пределы. Снизу его удерживает геотекстиль, а сверху - дорожное покрытие.
В дорожном строительстве георешетки просто незаменимы. Простые в монтаже и относительно недорогие, они позволяют экономить на прокладке дорог, и их эксплуатации. С помощью геокомпозитов можно продлить срок использования дороги в полтора-два раза, и улучшить ее проходимость на сложных участках, подверженных паводкам, выветриванию, просадкам и т.д.
В чем главные плюсы?
Геокомпозиты обладают массой преимуществ - как с технической, так и с практической точки зрения. Применительно к дорожному строительству, к ним отнесем:
- экономию сыпучих материалов - до 50%;
- увеличение безремонтного периода в полтора-два раза;
- исключение возможности заиливания слоев под дорожным покрытием;
- равномерное распределение давления по всей ширине дорожного полотна;
- повышение прочности и жесткости дороги;
- сохранение дренажных свойств.
Как правило, геокомпозитные материалы используются в комплексе: "георешетки + геосетки", "геоматы + георешетки" и т.д. Все необходимое для укладки можно приобрести у нас - с официальной гарантией и быстрой доставкой. Компания "Геотехполимер" отвечает за качество своей продукции, и заинтересована в привлечении новых клиентов. Обращайтесь к нам в любое время, и приобретайте качественные композитные материалы без лишних наценок!
Читайте также: