Дорожные профессии при строительстве и ремонте дорог
Дорожный рабочий
Считается, что первые дороги появились в 4 тысячелетии до нашей эры. В это время была построена знаменитая Аппиева дорога, соединявшая Рим с Капуей. Тогда процесс строительства дороги выглядел следующим образом: люди тщательно выбирали место, проводя для этого специальные измерения, очищали землю от растительности и камней, выравнивали её, прокладывали сточные канавы с обеих сторон пути. Мостить дороги щебнём и камнем начали в Западной Европе в 13 веке. С появлением и развитием автомобильной промышленности количество дорог стало увеличиваться особенно активно. Так, к настоящему моменту протяжённость автодорог в мире составляет около 15 млн. км.
Описание деятельности
Дорожные рабочие в совершенстве знают о том, какие строительные материалы используются при создании и ремонте дорог, как приготовить необходимые строительные смеси (асфальтобетонные, битумоминеральные), что делать в случае гололёда или снежного заноса. Они занимаются чисткой дорог, делают на них разметку, устанавливают дорожные знаки, сигнальные столбики и ограждения, срезают кустарники вдоль дорог и стригут траву на обочинах. В своей работе эти специалисты используют специальные машины, техническое оборудование, различные инструменты.
Кто круче?
Выберите профессию,
которая нравится вам больше!
Причины выбрать профессию в строительной отрасли
- Строительство автомобильных дорог
- Строительство Ж/Д путей
- Строительство мостов
Строительство автомобильных дорог
В разных странах для строительства дорог применяют отходные материалы, что существенно экономит деньги и решает вопрос утилизации. Например, в Китае для строительства основания одной скоростной трассы использовали 6 млн. тонн строительного мусора, что позволило сэкономить 47 млн. $, 3,4 млн кубометров песка, 32 тонны угля и 200 гектаров земли, которые нужны были для захоронения отходов.
В Голландии строят дорожное полотно из пластиковых отходов, выловленных из Мирового океана. Этот способ помогает не только экономить на асфальте, но и решать проблему загрязнения окружающей среды и утилизации отходов. Такая технология хорошо зарекомендовала себя для строительства пешеходных зон, так как для автомобильных дорог пластик не дает хорошего сцепления, особенно, во время дождя.
В Америке уже давно успешно применяют переработанные старые резиновые покрышки для строительства дорог. Это увеличивает сцепление и позволяет сократить тормозной путь на 15%. Этот способ тоже способствует улучшению экологии за счет утилизации старых шин.
Строительство ЖД путей
Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.
Строительство мостов
Самой большой нашей общей гордостью в строительстве мостов является Крымский мост, который считается самым длинным в России и Европе. Это был глобальный проект, над которым трудились тысячи строителей и инженеров. Эти профессионалы создали инженерный шедевр всего за 2 года, что было очень сложно.
Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий
Строительство дорог, ж/д, мостов и тоннелей не обходится без следующих специалистов:
- Инженер-строитель занимается разработкой основных проектных решений, проектной и рабочей документации, участвует в сборе и анализе исходных данных для проектирования, выполняет сложные чертежи и расчеты. Средняя зарплата инженера-строителя – 60 000 - 70 000 рублей.
- Техник-строитель – это специалист, который разрабатывает и проектирует дороги и аэродромы, оформляет проектную документацию, делает расчеты технико-экономических показателей строительства. Средняя зарплата техника-строителя – 50 000 рублей.
- Асфальтобетонщик – это специалист по укладке бетона и асфальта. Средняя зарплата 25 000 – 30 000 рублей.
- Дорожный рабочий работает непосредственно на стройке дорог. Его еще называют строитель дорог. Средняя зарплата дорожного рабочего 25 000 – 30 000 рублей.
- Машинист бульдозера из названия понятно, что это водитель бульдозера на строительных работах. Зарплата у него в среднем 55 000 – 60 000 рублей.
Для того чтобы начать свою карьеру в дорожном строительстве достаточно будет закончить автодорожный колледж и начать хорошо зарабатывать. Если вы захотите повысить квалификацию, то сможете продолжить свое обучение в строительном университете и стать инженером. В перспективе можно вырасти до главного инженера и получать от 100 000 рублей в месяц.
Дорожные специальности предлагают 2 программы подготовки специалистов, которые вы можете освоить в следующих вузах:
Программа подготовки | Название вуза |
08.05.02 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей | БГТУ им. В.Г. Шухова |
ВоГУ | |
ТюмГНГУ (ТИУ г. Тюмень) | |
СПбГАСУ | |
СамГТУ (Самарский политех) | |
ТОГУ | |
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей | СГУПС |
УрГУПС | |
СамГУПС | |
ПГУПС | |
ДВГУПС | |
ИрГУПС | |
ОмГУПС | |
РГУПС |
Список дорожных колледжей и специальностей
Если вы решили начать свой путь в дорожное строительство со среднего специального образования, ознакомьтесь со списком специальностей и колледжей:
Дорожные профессии при строительстве и ремонте дорог
ПОСОБИЕ
ДОРОЖНОМУ МАСТЕРУ
(по организации производства работ
при содержании и ремонте автомобильных дорог)
1. Общие обязанности
1.1. Дорожный мастер назначается приказом начальника дорожно-эксплуатационной организации из лиц дисциплинированных и ответственных, имеющих высшее или среднее специальное образование (инженер- или техник-строитель, по специальности "Автомобильные дороги"), а также из дорожных рабочих, имеющих опыт работы по специальности не менее пяти лет и обучающихся на третьем и последующих курсах вечернего или заочного отделения высших и средних специальных учебных заведений по специальности "Автомобильные дороги".
1.2. Дорожный мастер осуществляет постоянный надзор за состоянием автомобильных дорог и сооружений в пределах обслуживаемого им участка. Протяженность дорог, обслуживаемых мастерским участком, являющимся основным производственно-территориальным подразделением дорожно-эксплуатационных организаций, составляет, как правило, 20-30 км для дорог I категории, 30-40 км - II категории, 40-50 км - III категории, 50-60 км - IV категории и 60-70 км - V категории. Дорожный мастер несет ответственность за состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений согласно действующим приказам и юридическим нормам и принимает все необходимые меры для обеспечения бесперебойного, безопасного и комфортного движения.
1.3. Дорожный мастер ежедневно осматривает дороги и искусственные сооружения на закрепленном за ним участке в целях определения потребности в производстве работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также в целях контроля качества произведенных ранее работ. Проводимые дорожным мастером осмотры подразделяются на регулярные (проводимые ежедневно), периодические (проводимые один раз в месяц или квартал) и специальные.
При проведении регулярных осмотров оцениваются состояние и объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние покрытия, обочин, разделительной полосы, откосов насыпей и выемок, придорожной полосы, а также состояние инженерного оборудования и обустройства.
При проведении периодических осмотров оцениваются состояние и объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние системы водоотвода, дренажных систем и малых искусственных сооружений.
При проведении специальных осмотров оцениваются состояние и объемы необходимых работ по приведению в нормативное состояние элементов дороги, подвергшихся разрушению вследствие стихийных бедствий и аварий.
Выявленные при проведении осмотров дефекты и несоответствия уровню содержания и нормативным требованиям заносятся дорожным мастером в журнал ежедневных осмотров (форма 1).
Журнал ежедневных осмотров состояния автомобильной дороги, элементов обустройства и сооружений
Дорожные профессии при строительстве и ремонте дорог
Выполнение работ при устройстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, искусственных сооружений и тротуаров
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение качественного выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и тротуаров в летний и зимний периоды, устройству и ремонту асфальтобетонных и цементобетонных дорог, подготовке дорожно-строительных материалов к применению и их использование в рамках выполняемых работ.
Неквалифицированные рабочие, занятые на строительстве и ремонте дорог, плотин и аналогичных гражданских сооружений
Строители и рабочие родственных занятий, не входящие в другие группы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Строительство автомобильных дорог и автомагистралей
Строительство мостов и тоннелей
Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Выполнение вспомогательных работ при устройстве, ремонте и содержании дорожных оснований, покрытий и искусственных
Выполнение очистных, подчистных и поливочных работ вручную при устройстве, ремонте и содержании дорожных оснований, покрытий и искусственных сооружений
Выполнение работ по разборке дорожных оснований, покрытий и бордюров вручную
Выполнение работ по подготовке рельс-форм при устройстве цементобетонных покрытий
Выполнение работ по распределению, просеиванию, сортировке и заготовке основных дорожно-троительных материалов вручную
Выполнение работ по устройству и ремонту грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, искусственных сооружений, тротуаров и
Выполнение работ по профилированию дорожных оснований из песка, пескоцемента, гравия, щебня грунтовых и грунтовых улучшенных дорог
оснований под асфальтобетонные и цементобетонные покрытия, подготовке оснований под рельс-формы при строительстве
Выполнение работ по устройству дорожных оснований из песка, пескоцемента, гравия, щебня, оснований под укладку бортового камня, искусственных сооружений, одерновки в клетку
цементобетонных дорог, ликвидации разрушений и восстановлению дорожной одежды
Выполнение работ по ремонту грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, гравийных, щебеночных покрытий, искусственных сооружений и одерновки в клетку, разборке дорожных покрытий и оснований с помощью механизированного инструмента
Выполнение работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог вручную с применением лакокрасочных материалов
Выполнение работ по строительству и эксплуатации дорожных
Выполнение работ по устройству покрытий из щебня и гравия вручную
одежд, искусственных сооружений и обстановки пути
Выполнение работ по монтажу элементов искусственных сооружений на автомобильных дорогах
Выполнение работ по содержанию дорог и искусственных сооружений, ремонту щебеночных, гравийных и цементобетонных покрытий, исправление отдельных повреждений архитектурного оформления автомобильной дороги
Выполнение работ по разметке дорожного покрытия, обозначению искусственных сооружений и световозвращающих элементов автомобильных дорог вручную и с применением пистолета-распылителя лакокрасочными и термопластичными материалами
Выполнение работ по монтажу сборных элементов дорожной
Монтаж сборных железобетонных дорожных и аэродромных плит
Монтаж стальных и чугунных плит при устройстве дорожных покрытий и аэродромов
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Выполнение вспомогательных работ при устройстве, ремонте и содержании дорожных оснований, покрытий и искусственных сооружений вручную
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Дорожный рабочий 2-го разряда
Требования к образованию и обучению
Краткосрочное обучение или инструктаж
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Лица не моложе 18 лет
Прохождение и наличие положительного заключения по результатам обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)
Инструктаж по пожарной безопасности
Наличие удостоверения о присвоении квалификационной группы по электробезопасности (при необходимости)
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда и промышленной безопасности( )(последнее при необходимости)
Профессия Дорожный рабочий: кто это и чем занимается
Строительство дорог в России – одна из наиболее востребованных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Шутки о плохих дорогах в стране постепенно уходят в небытие, что подтверждается статистикой за 2017 год: более 80% федеральных трасс отвечают всем нормативным требованиям.
При этом новые дороги появляются регулярно и сооружаются довольно быстрыми темпами, что автоматически делает востребованной и рабочие специальности, связанные с дорожным строительством.
Чем занимается дорожный рабочий
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Наиболее распространенная и малоквалифицированная специальность – это дорожный рабочий. Он выполняет довольно широкий круг обязанностей, так или иначе связанных с укладкой щебня, асфальта, погрузкой и разгрузкой материалов, траншейными работами и т.д. Именно на дорожном рабочем лежит вся тяжесть строительства и ремонта дорог, тротуаров, путепроводов.
В обязанности дорожного рабочего входит:
Очистка поверхности перед заливанием бетона, укладкой асфальта;
Обустройство барьерного ограждения на участке работ;
Расстановка маяков и дорожных знаков;
Разметка трасс и пешеходных переходов;
Монтаж дорожных и аэродромных плит;
Организация подъездных путей для строительного транспорта;
Дренажные работы на трассе;
Обустройство канав, ливневых траншей и т.д.
Монтаж и замена бордюров и ограждений.
Работа дорожного рабочего сопряжена с физическим трудом на открытом воздухе, зачастую в плохих климатических условиях. Претендовать на подобную работу могут только физически крепкие и выносливые молодые мужчины. Трудятся дорожные рабочие под началом бригадира и инженера по строительству, которые контролируют процесс ремонта, возведения трассы.
Следует отметить, что дорожные работы в России можно проводить всего несколько месяцев в году, поэтому сезонность – одно из обязательных условий дорожного рабочего. В зимний период таким работникам зачастую приходится переключаться на уборку улиц и тротуаров.
Труд дорожного рабочего также сопряжен с большим риском – всегда есть опасность пострадать или погибнуть в ДТП. Особенно, если речь идет о работе на загородных трассах в темное время суток. «Сбит дорожный рабочий» - это к сожалению, довольно частый заголовок в новостных сводках. Работникам, как правило, выдают светоотражающие жилеты и каски, чтобы их было лучше видно в темноте, но полностью от опасности это не спасает.
Тем не менее вакансии дорожного рабочего весьма популярны на сайтах по поиску работы, поскольку для трудоустройства не требуется больших познаний – достаточно хорошей физической формы.
Где выучиться на дорожного рабочего
Чтобы получить работу дорожного рабочего, достаточно окончить среднюю школу. Однако при этом можно претендовать только на самую низкоквалифицированную работу.
В России есть учреждения среднего профессионального образования, которые целенаправленно готовят таких специалистов. Однако наиболее целесообразно окончить краткосрочные курсы переподготовки в учебном центре, чтобы получить необходимое удостоверение и специальность.
Стоимость курсов составляет в среднем 5900 рублей, сроки обучения – от трех до семи дней.
Квалификационные разряды дорожного рабочего
В профессии дорожного рабочего есть пять квалификационных разрядов – со второго по шестой.
Дорожный рабочий 2 разряда занимается наименее квалифицированным трудом, а именно:
очисткой от пыли и грязи дорожного основания;
перекидка щебня, песка и асфальта;
поливка водой оснований и перекрытий;
мойка дорожных знаков;
разборка оснований и бордюров вручную и другие обязанности
Дорожный рабочий 3 разряда получает возможность заниматься профилированием под укатку по маякам, профилированием дорожного основания, установкой дорожных знаков, обустройством и ремонтом дренажных канав и т.д.
Дорожный рабочий 4 разряда. Помимо профилирования также должен уметь проводить ремонт покрытий «заплатками», готовить слоя из щебня или гравия под фундаменты опор и труб, проводить предварительную разметку контрольных точек на асфальте и т.д.
Дорожный рабочий 5 разряда. Умеет устранять просадки дорожного полотна, исправлять поврежденные архитектурные элементы дорог, проводить ремонт труб, лотков, оголовков, подпорных стен и парапетов. Также специалист умеет самостоятельно наносить дорожную разметку с помощью краски или термопластика, в том числе рисовать «зебру»
Дорожный рабочий 6 разряда. Наивысшая квалификация, при которой специалист владеет технологией укладки железобетонных, а также чугунных и стальных плит.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Средняя заработная плата дорожного рабочего
На рынке труда специальность дорожного рабочего весьма востребована, поскольку всегда требуются специалисты с опытом работы в этой отрасли и соответствующими навыками. Чаще всего предполагается работа вахтовым методом, либо сезонные заработки.
Однако при этом соискателю не следует рассчитывать на высокий уровень зарплаты. Оплата труда колеблется в районе 25 тысяч рублей, в случае с вахтовой работой – до 45 тысяч рублей в качестве единоразовой выплаты (в зависимости от сроков строительства).
Более-менее достойную оплату можно получить на строительстве крупных инфраструктурных объектов (мостов, эстакад, аэродромов, трасс федерального значения), но в этом случае требования к опыту и квалификации будут соответствующие.
Дорожные профессии при строительстве и ремонте дорог
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ДОРОЖНЫМ МАСТЕРОМ
(при содержании и ремонте автомобильных дорог)
РАЗРАБОТАНО специалистами ГП РОСДОРНИИ: канд. техн. наук В.А.Тихоновым, инженерами О.Б.Вороновой, М.Л.Ермаковым, Ю.Н.Розовым, A.M.Стрижевским, Е.Ю.Сухановой.
УТВЕРЖДЕНО Приказом Российского дорожного агентства от 16.06.2000 г. N 115-р
Настоящее "Руководство по производству работ дорожным мастером" определяет общие технологические принципы, последовательность и периодичность производства работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, выполняемых под руководством дорожного мастера.
1. Общие принципы производства работ
1.1. Проводимые работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны проводиться с учетом обеспечения безопасности и непрерывности движения.
1.2. Приоритеты очередности проведения работ выстраиваются следующим образом:
- производство работ по обеспечению безопасности движения и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, угрожающих безопасности движения и жизни людей;
- производство работ по исправлению дефектов, угрожающих сохранности дорог и сооружений на них;
- производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части и обочин автомобильных дорог;
- производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние элементов обустройства;
- производство в нормативное состояние элементов водоотвода и земляного полотна;
- производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние искусственных сооружений;
- производство работ по приведению в нормативное состояние полосы отвода.
1.3. Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог выполняются на основании ВСН 24-88.
2. Работы по обеспечению производства
2.1. Проведение работ по обеспечению мастерского участка материально-техническими ресурсами (техникой, оборудованием, строительными и горюче-смазочными материалами)
2.1.1. Материалы и конструкции для производства работ дорожный мастер получает на основании заявок, подаваемых заблаговременно, до производства работ.
2.1.2. Доставка материалов и инструментов на место производства работ осуществляется автотранспортом, имеющимся в распоряжении мастерского участка, или по заявке дорожного мастера специализированными машинами дорожно-эксплуатационной организации.
2.1.3. На основании объемов, определяемых согласно плану производства работ, дорожный мастер ежемесячно составляет и передает в отдел снабжения заявки на обеспечение мастерского участка строительными и горюче-смазочными материалами, оборудованием и дорожно-строительной техникой.
2.1.4. Дорожный мастер определяет объем поставок и информирует главного инженера дорожно-эксплуатационной организации о выполнении графика поставок и потребности в обеспечении строительными материалами мастерского участка.
2.1.5. Дорожный мастер контролирует наличие сертификатов качества каждой партии используемых в работе строительных материалов и конструкций. Некачественные строительные материалы и материалы без соответствующих сертификатов не допускаются к использованию.
2.1.6. Распределение заготовленных материалов по объектам производится по распоряжению дорожного мастера в соответствии с проектом производства работ.
2.1.7. Площадки и базы для временного хранения строительных материалов очищаются от пыли, грязи, а зимой от снега до начала размещения на них строительных материалов и конструкций. Устройство площадок и баз временного хранения строительных материалов осуществляется под руководством дорожного мастера с соблюдением требований охраны окружающей среды.
2.1.8. Утери, хищения, а также передачу дорожного имущества дорожный мастер оформляет актами и представляет их начальнику дорожно-эксплуатационной организации с очередными сведениями о движении материалов.
2.1.9. Передачу дорожного имущества с участка на участок дорожный мастер производит согласно приказу начальника дорожно-эксплуатационной организации по накладной или акту за подписью сдавшего или принимающего.
2.2. Технологическая связь при производстве работ
2.2.1. Дорожный мастер в процессе производства работ должен постоянно поддерживать связь по рации, мобильному телефону или технологической связи со старшими групп (звеньев) дорожных машин и бригадирами дорожных рабочих, а также с диспетчером дорожно-эксплуатационной организации.
2.2.2. Периодичность и продолжительность сеансов связи устанавливается дорожным мастером исходя из важности производственных задач.
2.2.3. Во время сеансов связи дорожный мастер уточняет адреса нахождения звеньев дорожных машин и бригад дорожных рабочих, степень выполнения заданий, корректирует задания, выясняет потребности в материалах и оборудовании для завершения работ.
2.3. Техника безопасности при производстве работ
2.3.1. Перед началом производства работ дорожный мастер обязан убедиться в проведении инструктажа по технике безопасности всех работников, участвующих в данном виде работ, по журналу по технике безопасности. В случае отсутствия инструктажа у одного или нескольких работников дорожный мастер обязан перед началом работ провести инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и занести данные об его проведении в журнал.
2.3.3. Работы по содержанию и ремонту дорог и сооружений на них должны осуществляться только после расстановки знаков и других средств организации движения в местах производства дорожных работ. Расстановка средств организации движения и знаков осуществляется в соответствии с утвержденными и согласованными в органах ГИБДД схемами, которые дорожный мастер запрашивает у главного инженера дорожно-эксплуатационной организации.
2.3.4. При производстве работ дорожные рабочие и специалисты должны быть экипированы в жилеты желтого или оранжевого цвета, снабженные световозвращающими элементами.
3. Производство работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог
(Руководство по производству работ)
3.1. Систематически выполняемые работы
Под руководством и контролем дорожного мастера выполняются следующие систематические работы по содержанию дорог:
3.1.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке
- Дорожными рабочими по распоряжению, выдаваемому дорожным мастером на основании результатов ежедневного осмотра дороги, производится уборка мусора и посторонних предметов с придорожной полосы (на расстоянии не менее 30 метров от бровки земляного полотна), посторонние предметы и мусор собираются дорожными рабочими в автомобиль-самосвал и вывозятся в специально отведенные места.
- Предметы, представляющие опасность с точки зрения безопасности движения, должны быть убраны с полосы отвода в течение 3 часов с момента обнаружения, остальные - в течение суток.
3.1.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных устройств
- Обнаруженные дефекты укрепления откосов земляного полотна, берм, водоотводных дамб и т.п. устраняются по указанию дорожного мастера дорожными рабочими в течение пяти суток с момента обнаружения путем укрепления откосов щебнем или каменными материалами.
- Распределение материала осуществляется вручную, экскаватором или планировщиком откосов.
- Уплотнение производят ручными трамбовками или виброплитами.
- О разрушении укреплений железобетонными плитами, сетками и т.п. дорожный мастер сообщает в письменной форме главному инженеру. Исправление выявленных дефектов укрепления железобетонными плитами, сетками и т.п. осуществляется дорожным мастером в соответствии с проектным решением, утвержденным главным инженером дорожно-эксплуатационной организации.
3.1.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода
- На основании данных периодических осмотров (проводимых один раз в квартал) дорожный мастер назначает работы по очистке от посторонних предметов и грунтовых отложений приемных колодцев дренажей, дренажных труб, водостоков по откосу, быстротоков, перепадов, кюветов и водоотводных канав.
- Посторонние предметы извлекаются и удаляются в установленные места складирования мусора и отходов.
- Грунтовые отложения удаляются гидросмывом или вручную.
3.1.4. Устранение мелких деформаций и повреждений проезжей части (заделка выбоин, просадок, размывов и пр.)
- Устранение отдельных дефектов покрытия (выбоин, проломов и просадок глубиной более 5 см, длиной дефекта более 15 см и шириной более 40 см) необходимо произвести в течение пяти суток с момента обнаружения повреждения при интенсивности движения по дороге более 3000 авт./сут, в течение семи суток - при интенсивности движения 1000-3000 авт./сут и в течение 10 суток - при интенсивности движения до 1000 авт./сут.
- При устранении выбоин и других аналогичных им повреждений на асфальтобетонном покрытии соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного места, приготовление, укладку и разравнивание ремонтных материалов (смесей), их уплотнение. В качестве ремонтных материалов используют горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, литой асфальтобетон, щебеночные и гравийные материалы, обработанные органическим вяжущим (горячим битумом или эмульсиями), влажные органоминеральные смеси.
- Ремонт асфальтобетонных покрытий с применением горячих асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей, обработанных органическим вяжущим, производят при температуре воздуха не ниже +10 °С, литой асфальтобетон - при температуре не ниже -5 °С, влажные органоминеральные смеси при температуре не ниже -10 °С. Ремонтируемое место подготавливают в следующем порядке: границы выбоин оконтуривают отрезками прямых линий, пересекающимися под прямым углом, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия; выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту; старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и при необходимости просушивают; ее дно и стенки подгрунтовывают жидким битумом по норме 0,3-0,5 л/м, предварительно разогрев покрытие по периметру участка горелками форсуночного типа до 140-170 °С (рис.1 и 2).
Рис.1. Подготовка участка покрытия с одиночным дефектом к ремонту
Рис.2. Подготовка участка покрытия с несколькими дефектами к ремонту
- При использовании органоминеральных смесей тщательная очистка выбоин и подгрунтовка не требуются.
- После подготовки выбоину заполняют ремонтным материалом с учетом запаса на уплотнение (1,3 - для горячих асфальтобетонных смесей, 1,6 - для холодных асфальтобетонных смесей, 1,8 - для органоминеральных) (рис.3); при использовании литого асфальтобетона запас на уплотнение не предусматривается.
Рис.3. Заполнение выбоины ремонтным материалом с запасом на уплотнение
- При глубине выбоин до 5 см смесь укладывают и уплотняют одним слоем, более 5 см - в два слоя. Смесь в небольших, изолированных одна от другой выбоинах, уплотняют виброплитами, а значительные площади - катками с гладкими вальцами массой 4-10 т. Уплотнение проводят от краев к середине, при этом поверхность отремонтированных мест должна быть на уровне покрытия (рис.4).
Рис.4. Соотношение уровней покрытия после уплотнения
- При заделке выбоин глубиной более 5 см, когда удаляют не только верхний, но и нижний слой асфальтобетона, порядок работы не меняется. В нижний слой укладывают крупнозернистую смесь и уплотняют, затем укладывают и уплотняют мелкозернистую смесь в верхний слой. Температура смеси в момент укладки 140-160 °С. Если глубина выбоин до 8 см, а крупнозернистая смесь отсутствует, укладывают в два слоя мелкозернистую смесь. Песчаную смесь применяют только в верхнем слое.
- Литые асфальтобетонные смеси укладывают в текучем состоянии без дальнейшего уплотнения.
- Раковины, мелкие выбоины, отдельные очаги шелушения цементобетонных покрытий заделывают цементобетонными и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком стекле.
- Цементобетонные смеси применяют, если можно закрыть движение на ремонтируемых участках в период набора бетоном необходимой прочности (до 7 суток). В отдельных случаях допускается применять асфальтобетонные смеси.
- Ремонт покрытия с помощью цементобетонных или асфальтобетонных смесей надо выполнять при температуре воздуха не ниже 5 °С. Полимербетонные смеси применяют при температуре воздуха не ниже 15 °С. Смеси укладывают на чистую сухую поверхность бетона (цементобетонные смеси укладывают на увлажненную поверхность). При ремонте цементобетонными и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком промышленном стекле дополнительно очищают участки, где имеются битумные, топливные и другие пятна. Их удаляют механическим способом или выжиганием. Затем покрытие тщательно промывают водой и просушивают.
- Чтобы ускорить твердение бетона, при его приготовлении используют высокоактивные дорожные цементы марки не ниже 500, а также в воду затворения добавляют хлористый или азотнокислый кальций (до 2% массы цемента).
- Бетонную смесь укладывают с превышением над поверхностью покрытия на 3-4 см (рис.5). В зависимости от толщины слоя смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками (для уплотнения песчаных цементобетонных смесей применяют поверхностные вибраторы с пригрузом 10-30 кг/см), глубинными вибраторами, а также в сочетании глубинной и поверхностной вибрацией (вначале глубинные, а потом поверхностные вибраторы).
Рис.5. Укладка бетонной смеси с учетом уплотнения
- Уход за свежеуложенным бетоном осуществляют так же, как и при новом строительстве цементобетонных покрытий.
- Разрушения в виде сколов кромок и углов плит, раковин и выбоин глубиной 5-15 см и шириной до 50 см можно ликвидировать с помощью быстротвердеющих мелкозернистых (песчаных) бетонов на жидком стекле. Стенки и дно выбоины за 15-20 мин до укладки бетонной смеси смазывают тонким слоем грунтовочного раствора, приготовленного из жидкого стекла и феррохромового шлака в соотношении 1:2 по объему. Готовую смесь укладывают, равномерно распределяя мастерками и деревянными гладилками на 3-4 см выше поверхности покрытия, затем уплотняют ручными или механическими трамбовками с прямоугольным башмаком (два-три удара по каждому следу) и заканчивают уплотнение виброплитой.
- Выполняя работы, следует учитывать сроки схватывания ремонтных составов. При температуре воздуха 15-20 °С схватывание смеси происходит через 15-20 мин после ее приготовления. Движение открывают через 5-7 ч.
Особенности профессии «Дорожный рабочий»
Жизнь – это постоянное непрерывное движение, которое напрямую связано с дорогами. Мы каждый день утром едем на работу, а вечером возвращаемся домой одним и тем же путем, летом направляемся на отдых в отечественные или заморские, теплые и не очень края. В связи с этим, ежедневно по всей стране прокладываются многие километры новых дорог, и осуществляется ремонт старых. Это тяжелый ежедневный труд огромного количества людей – работников дорожных служб. Их не зря относят к особой «касте» тружеников: ведь в любую погоду, в любое время суток, на открытом всем ветрам пространстве они вершат своё благородное дело. Словом, задачи у дорожников сложные, работа ответственная.
Дороги — это одно из наиболее выдающихся изобретений человечества. Не в последнюю очередь именно этим коммуникационным сооружениям современная цивилизация обязана своим уровнем развития и мобильности. Строительство и обслуживание дорог является важнейшей и тяжелейшей работой, которая выполняется профильными организациями и компаниями.
Сфера дорожного строительства в России является одной из быстроразвивающихся и востребованных. Свыше 85% трасс федерального значения уже отвечают нормативам. Это стало возможным благодаря дорожным рабочим. Сотрудники участвуют в реконструкции старых полотен и прокладывании новых участков, увеличивают проходимость пассажиропотоков по всей стране.
Дорожный работник — собирательное понятие рабочего, основные обязанности которого заключаются в следующем:
- укладка дорожного полотна; ремонтные работы;
- очищение дороги;
- техническое обслуживание;
- подготовка или восстановление покрытия для эксплуатации в тяжелых погодных условиях.
Специалист выполняет широкий спектр задач — от укладки щебня до погрузки и разгрузки материалов. Именно он реализует масштабные проекты по прокладке дорог, тротуаров, мостов и других элементов.
Дорожный рабочий обязаны выполнять следующие поручения:
- Очищение поверхностей перед укладкой асфальта и заливкой бетона.
- Установка дорожных знаков, сигнальных маяков.
- Нанесение разметки на трассы и пешеходные переходы.
- Организация подъездных дорог для спецтехники и транспорта с коллегами.
- Укладка дорожных плит.
- Выполнение дренажных работ.
- Создание ливневок и канав.
- Монтаж и реконструкция ограждений и бордюров.
Трудовой день дорожного рабочего проходит на открытом воздухе и предполагает серьезную физическую нагрузку. Довольно часто используется спецтехника, которая облегчает и убыстряет процесс. Специалистов вызывают в зоны реконструкции дорог в жару, дождь, туман, при пониженных температурах. Поэтому основное требование к будущим работникам — отличные физические данные, отменное здоровье и выносливость. Как правило, на вакансии подбирают молодых мужчин, однако могут взять и крепких работников в возрасте.
Соискатели должны быть готовы к тому, что в зимние месяцы они могут оказаться невостребованными. Дорожные работы чаще всего проводятся с поздней весны до середины осени (начала дождей). Поэтому зимой специалисты могут рассчитывать на минимальную оплату труда за уборку улиц и проведение минимальных восстановительных работ.
Обязательное правило — строгое подчинение бригадиру и соблюдение правил безопасности на дороге. Работа дорожников связана с высокими рисками — даже аккуратные сотрудники могут случайно оказаться и серьезно пострадать под колесами автомобиля невнимательного водителя. В особенности такие случаи часты на загородных трассах, в темное время суток и дождливую погоду. Поэтому обязательно всегда носить светоотражающий жилет и каски, которые повышают видимость работника.
Освоить данную профессию можно в учебных заведениях со средней степенью аккредитации. Более того, есть ряд работ, которые не предполагают специальных знаний или подготовки. Существует определенная карьерная лестница, которая выражается в разряде рабочего. Чем выше способности и уровень специалиста, тем сложнее процессы ему доверяются. Пропорционально растет и заработная плата.
Для успешной деятельности на позиции дорожного рабочего и планомерного продвижения по карьерной лестнице важно обладать такими качествами и знаниями:
- физическая и эмоциональная выносливость;
- аккуратность и ответственность;
- умение концентрироваться на своем задании;
- трудолюбие;
- готовность работать сверх нормы;
- знания в области строительства дорог;
- знания дорожно-строительных материалов и умение работать со строительными смесями;
- владение приемами борьбы с обледенениями дороги и снежными заносами;
- владение спецтехникой (если требуется).
Профессия предполагает разделение на 5 разрядов. С учетом полученной квалификации дорожный рабочий получает конкретный уровень ответственности.
- 2 разряд . Сотрудник выполняет неквалифицированную работу — чистит дорожное основание от пыли и грязи, перекидывает песок, щебенку и асфальт, увлажняет основание и перекрытия, чистит дорожные знаки, разбирает бордюры.
- 3 разряд . Специалист занимается более квалифицированным трудом: устанавливает дорожные знаки, обустраивает и чинит дренажные канавы, профилирует дорожные основания под укатку маяками.
- 4 разряд . Рабочий производит заплаточный ремонт, подготавливает слой измельченного камня под фундаменты, размечает контрольные точки на асфальте для проведения дальнейших работ.
- 5 разряд . Восстанавливает испорченные части дорог, ремонтирует трубы, парапеты, подпорки и другие элементы, устраняет оседание полотна, наносит дорожную разметку.
- 6 разряд . Помимо всего вышеперечисленного, специалист умеет укладывать железобетонные, стальные и чугунные плиты.
Квалифицированные специалисты в области дорожных работ всегда востребованы. Регулярно появляются вакансии по данному направлению. Особенно в теплое время года. Интенсивность строительства дорог напрямую зависит от погодных условий. Поэтому в сезон на рынке труда наблюдается оживленность. Претендентам на вакансию дорожного рабочего важно иметь эффективное резюме. Это позволит надеяться на максимально быстрое трудоустройство в компанию с хорошими условиями работы и достойным уровнем оплаты.
Достоинства и недостатки работы в дорожной сфере.
Среди преимуществ должности выделяют:
- возможность трудоустройства без опыта,
- простые требования к сотрудникам,
- высокий спрос по всей России, в особенности — в удаленных и труднодоступных областях.
Среди минусов стоит отметить:
- низкую заработную плату;
- нестабильный доход из-за сезонности работ;
- наличие медицинских противопоказаний;
- работа в любую погоду;
- высокие риски для здоровья и жизни.
К дорожным рабочим отношение у населения неоднозначное. У многих сразу в голове всплывает образ загорелого мужика с оголённым торсом и лопатой, гребущего асфальт. Но, как и в любой отрасли, в дорожной тоже много профессий. И многие из них не связаны с тяжёлым трудом. Хотя с развитием технологий физические нагрузки становятся всё меньше, а скоро могут и вовсе исчезнуть.
Значение дорог в экономике страны, в жизни людей вообще трудно переоценить. Дороги – это поистине артерии жизни. И люди, занятые в дорожной отрасли, осуществляют благородную миссию, делая доступными самые отдаленные уголки нашей области и постоянно доказывая на практике, что им по плечу решение самых сложных задач, выдвигаемых перед дорожной отраслью на современном этапе.
Читайте также: