Дорожное строительство на украине
Украина взялась за дороги: рекорды-2020 и планы на новый год
В 2020 году украинские власти запустили проект строительства дорог и социальных объектов «Большая стройка». Явный акцент на дорожном строительстве позволил установить рекорды в этой сфере и сделал ее визитной карточкой новой власти. Планы на 2021 год еще более грандиозные и предусматривают рост количества отремонтированных дорог в полтора раза.
Прошедший год стал знаковым, но если в большинстве случаев исключительность имела негативный оттенок из-за пандемии коронавируса и мирового экономического кризиса, то сфера дорожного строительства может с уверенностью назвать минувший год лучшим в истории независимой Украины.
Основой для такого успеха стала запущенная в марте прошлого года программа по строительству дорог и объектов социальной инфраструктуры «Большая стройка». По инициативе президента Владимира Зеленского эта программа стала приоритетной для власти.
«Я хотел бы быть президентом, которого запомнят, как человека, после которого в Украине появились дороги. Я очень этого хочу, я собираюсь жить в Украине и после своей каденции и хочу ездить по дорогам, и чтобы люди видели, и мне не было стыдно», - заявил глава государства.
Это стало возможным благодаря значительному росту государственного финансирования работ в дорожной отрасли. В частности, в 2020 году более 92 миллиардов гривень были направлены на дороги, из которых доля госбюджета - более 73 миллиардов.
В итоге, в прошлом году было отремонтировано более 4 тысячи километров из 4,2 тысячи запланированных на этот год, что в пять раз превышает показатель предыдущего года и является абсолютным рекордом в истории независимой Украины.
Завершившийся год принес рекорды и в строительстве мостов: их в различных регионах страны было отремонтировано более восьми десятков.
В 2020 году Верховная Рада приняла несколько важных законопроектов, которые приближают нормативную базу отрасли к стандартам Евросоюза.
Вспоминая о развитии национального дорожного хозяйства в 2020 году, нельзя не упомянуть и о противоречивом решении властей оплатить часть этих работ из Фонда борьбы с COVID-19. Многие наши сограждане по итогам года, хотя и обратили внимание на активные темпы восстановления дорожного хозяйства в стране, но не согласились с идеей переброски средств с другого жизненно важного для общества направления.
Обновление региональных дорог
Отличительной чертой «Большой стройки» в 2020 году стала региональная составляющая. По словам главы Государственного агенства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александра Кубракова, этот проект должен затронуть каждый регион, чтобы ни у кого не возникло ощущения обделенности.
«В этом году у нас нет ни одной области, где не было проектов «Большой стройки». У нас нет такого, как было, к примеру, в 2010-2013 годах, когда дороги делались только в Донецкой области. У нас нет такой ситуации, как в предыдущие три года, когда дороги делались почти исключительно в Винницкой области», - сказал Кубраков.
В 2020 году лидерами по количеству отремонтированных дорог государственного значения стали Закарпатская, Хмельницкая и Харьковская области, в каждой из которых было отремонтировано более 270 километров дорог.
Среди этих отремонтированных километров есть проекты, которые особенно ценны как для государства в целом, так и для регионов.
В частности, «Укравтодор» в 2020 году полностью обновил автотрассы Киев - Харьков - Довжанский, Мукачево - Рахов - Ивано-Франковск - Львов; дорогу КПВВ «Станица Луганская» - Севердонецк.
Это те автомагистрали, которые соединяют ключевые экономические центры страны, а также позволяют развивать транспортные коммуникации на Донбассе.
Кроме этого, агентство продолжило реализацию проектов строительства асфальтобетонных дорог Днепр-Решетиловка, Александровка-Николаев и окружную Житомира.
Под занавес года, в ноябре, «Укравтодор» открыл для проезда 66-километровый участок бетонной автодороги Александровка - Кропивницкий - Николаев в Николаевской области, а также сдал в эксплуатацию участки автодороги Днепр – Решетиловка в Полтавской области. Эти проекты приближаются к фазе полной готовности.
Одним из главных событий 2020 года стало возобновление строительства моста через Днепр в Запорожье, который, по словам президента Зеленского, является важным инфраструктурным проектом государства.
Для запуска этого долгостроя, который планировали завершить еще десяток лет назад, «Укравтодор» в марте подписал договор с турецкой компанией Onur, которая обещает достроить этот стратегический мост в 2021 году за 12 миллиардов гривень.
Планы правительства и «Укравтодора» на наступивший 2021 год еще более грандиозные: отремонтировать или построить около 6,8 тысячи километров автодорог.
Одним из главных дорожных проектов 2021 года должно стать анонсированное строительство самой длинной автотрассы в стране, которая свяжет запад и восток Украины. Эта дорога пройдет из города Стрый во Львовской области до Покровска в Донецкой области.
«Мы хотим объединить запад и восток одной большой скоростной дорогой, которая называется М-30 Стрый - Изварино. Это будет самая длинная дорога в Украине - 1400 километров. Она будет идти со Стрыя, но доходить пока только до Покровска, потому что 200 километров этой дороги - на временно оккупированной части Луганской области», - охарактеризовал проект президент Зеленский.
Кроме этого, на этот год запланирован старт проекта строительства большой Киевской обходной дороги. Ожидается, что проект, который предполагает строительство нового моста через Днепр, будет завершен до 2025 года, а ориентировочная стоимость реализации составит 85 миллиардов гривень.
В 2021 году также продолжится активное обновления мостов. В частности, «Укравтодор» планирует отремонтировать 150 мостов, что почти в два раза больше, чем в прошлом году.
Кроме заявленного на 2021 год открытия моста в Запорожье, другим стратегическим проектом обещает стать еще один мост через Днепр – в городе Кременчуг (Полтавская область). «Укравтодор» рассчитывает завершить его строительство в ближайшие три года.
Законодательное сближение с Евросоюзом
В 2021 году нашей стране также необходимо продолжить сближение своего законодательства с правилами и нормами Евросоюза. Это позволит более активно развивать сферу дорожного строительства и повысит конкуренцию.
«В первом квартале должен быт принят закон о ценообразовании в строительстве дорог. Я надеюсь, что он будет принят, и в Украине будет такое ценообразование, как в европейских странах», - сказал глава общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков.
По мнению экспертов, из-за медленных реформ в отрасли Украина продолжает терять миллиарды гривень.
«Нам нужно работать в направление западных стандартов, которые позволят работать международным компаниям, в частности в сегменте международного контроля и мониторинга качества дорог», - считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Эксперт также отметил важность ускорения внедрения системы паспортизации украинских дорог, что позволит улучшить долгосрочное управление циклами развития дорожного хозяйства, начиная от планирования строительства и завершая окончанием срока эксплуатации дорог.
Важным событием наступившего года должен стать запуск в Украине первых экспериментальных проектов концессии автомобильных дорог.
Министерство инфраструктуры под занавес года назвало первые шесть дорог общей протяженностью 1,5 тысячи километров, которые были отобраны для реализации пилотных проектов. Это Харьков - Днепр - Запорожье, Борисполь – Полтава, Херсон – Николаев, Киев - Житомир – Ривне, Ягодин - Ковель - Луцк и Днепр - Кривой Рог - Николаев.
Министр инфраструктуры Владислав Криклий считает, что концессия дорог должна принести пользу простым украинцам.
«Первые шесть пилотов отбирались таким образом, чтобы достичь максимального экономического эффекта от вложенных средств, и чтобы как можно больше украинцев почувствовали улучшение дорожной инфраструктуры. Ведь эти автодороги соединяют 10 областей Украины, где проживает более 12 миллионов жителей», - сказал министр.
Планы сдачи дорог в концессию закономерно вызывают вопросы о введении платы за проезд. Тем более, что Кабинет министров в декабре утвердил максимальный размер разовой платы за проезд по автомобильным дорогам общего значения, построенным на условиях концессии.
Хотя в «Укравтодоре» уверяют, что дороги, построенные в рамках программы «Большая стройка», всегда будут бесплатными, все же сложно представить, чтобы концессионер смог вернуть свои инвестиции иным путем, кроме как введением платы за проезд.
Впрочем, многие эксперты считают приход в Украину практики сдачи автомобильных дорог в концессию позитивным явлением.
«Насколько мне известно, участие в этих проектах будут принимать международные финансовые организации, что является неким критерием для прозрачности, так и для привлечения ведущих компаний для того, чтобы тендер действительно имел высокую конкуренцию», - сказал директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Наступивший год обещает дать стране новое качество автомобильных дорог. Увеличение объемов финансирования гарантирует новые рекорды.
«Наша задача построить все государственные дороги, которые объединят нашу страну, которые будут витриной нашей европейской страны. А это - 25 тысяч приоритетных дорог», - пообещал Владимир Зеленский.
Дорожная отрасль – одна из немногих, которая в условиях коронакризиса смотрит в будущее с оптимизмом, и одна из тех, которая может существенно помочь всей экономике страны пережить эти сложные времена.
«Сшить страну». Власти Украины совершили прорыв в ремонте дорог
3 926 км национальных трасс, 85 мостов, 28 объездных дорог, 25 площадок для взвешивания в движении — такие результаты года работы Укравтодора.
Президент Владимир Зеленский пообещал «сшить страну качественными дорогами» и, похоже, выполняет обещанное.
Большие цели — большие деньги
По оценке главы «Укравтодора» Александра Кубракова, если посчитать все источники — на эти цели было предусмотрено 10% бюджета страны.
Капитальная реконструкция дорожного покрытия на Украине была необходима, поскольку две трети из 24 тыс. км основной сети автодорог страны на начало года находилось в ненормативном или аварийном состоянии.
Основные источники финансирования программы строительства и ремонта дорог: Дорожный фонд (акцизы с продажи топлива и транспортных средств) — 31,5 млрд грн; средства, полученные под госгарантии, — 19,3 млрд грн, часть суммы от выигрыша «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже, поступившей в «ковидний» фонд, — 35 млрд грн, а также деньги от международных финансовых организаций.
Что сделали
Критиковать проект начали сразу после обнародования планов по строительству и реконструкции 4,2 тыс. км дорог государственного значения и 2,5 тыс. км местных дорог. Оппоненты отмечали, что эти планы нереальны. Перед окончанием сезона дорожных работ в «Укравтодоре» отчитались, что в 2020 году было обновлено 10% всей сети государственных дорог, а к декабрю планы удалось выполнить более чем на 90%. По факту за 2020 год «Укравтодор» обновил 3926 км дорог государственного значения, 2000 км местных дорог и 82 моста.
«Это 92 и 85% от амбициозного плана, представленного в начале года, и абсолютный рекорд за все время независимости Украины — в том числе в соответствии объявленных планов к факту выполнения», — рассказал на итоговом мероприятии отрасли «СЕТЬ: форум дорожной отрасли» 2 декабря глава «Укравтодора».
Кроме того, по его словам, за этот год удалось снизить стоимость ремонта 1 километра дорог на 4,5 млн грн.
Самый протяженный отрезок, который «Укравтодор» начал восстанавливать в этом году, — на трассе М-03 Киев — Харьков — Должанский, его длина составляла 216,5 км. Ремонтные работы велись в трех областях: Донецкой, Харьковской, Полтавской. Восстанавливать трассу М-03 продолжат в следующем году.
В этом году «Укравтодор» также начал восстанавливать 136,1 км трассы Н-09 Мукачево — Рахов — Ивано-Франковск — Львов. В Закарпатской, Львовской и Ивано-Франковской областях уже восстановлены 90% протяженности этой автодороги.
В 2020 году Закарпатская область впервые за годы независимости получила надлежащее финансирование дорожной отрасли. В целом в Закарпатье по плану «Укравтодора» в 2020 году будет отремонтировано и построено 370,3 км дорог государственного значения. В ноябре в Закарпатье открыли для проезда всех видов транспорта одну из самых высокогорных дорог на Украине — Т-07-18 Нижние Ворота — Воловец — Межгорье, отремонтированную в рамках программы «Большое строительство» .
Дорога ведет, в частности, к Синевирскому озеру и лыжным курортам на Боржавском хребте. Дорога Т-07-18 связывает два важных маршрута, международную трассу М-06 Киев — Чоп и дорогу Р-21 Долина — Хуст, которая также обновляется в этом году и будет полностью завершена в двух областях в 2021 году.
Луганщина в 2020 году получила самый масштабный ремонт дорог за всю историю независимости страны: он охватил 215 км. Кроме автодорог, в регионе ремонтируют и 2 больших моста. Был отремонтирован отрезок дороги КПП Станица Луганская — Северодонецк протяженностью 113,3 км. Этот маршрут состоит из четырех участков разных дорог государственного значения Р-22, Т-13-09, Н-21, Т-13-06 и 2,7 км — местного значения.
Кроме того, Укравтодор отремонтировал 112 км трассы М-19 Доманово — Ковель — Черновцы — Тереблече сразу в 4 областях: Волынской, Ровненской, Тернопольской и Черновицкой.
Также уже восстановлены 112,3 км дороги Н-30 Васильевка — Бердянск. Это основной туристический маршрут к курортам Приазовья — Бердянску Приморскому. Дорога имеет большое значение для жителей этих районов, грузоперевозчиков и ВСУ из-за близости дороги к зоне ООС.
В 2020 году в Черкасской области обновлено почти 200 км дорог государственного значения. Правый берег области получил 53,5 обновленных километров Н-01 Киев — Знаменка. Это половина всего маршрута, который совокупно составляет 111,4 км. Благодаря обновлению двух маршрутов — Н-01 Киев — Знаменка и Н-08 Борисполь — Днепр — Запорожье — Мариуполь — время на дорогу от Черкасс до Киева сократилось на час.
Впервые за время независимой Украины на Левобережной части капитально отремонтировали 22 км дороги, которая ведет от села Софиевка до города Золотоноша, еще 11 км были реконструированы на участке обхода Золотоноши. Также завершена реконструкция путепровода через железную дорогу, который не ремонтировали полвека. Еще один восстановленный маршрут — Н-16 Золотоноша — Черкассы — Смела — Умань.
Эффект для экономики
Кроме того, как свидетельствуют выводы исследования группы независимых экономистов из Ukraine Economic Outlook, если бы не государственные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры в рамках «Большой стройки», падение ВВП за год превысило бы 11%. В итоге потери ВВП составили 3,7%, что намного меньше, чем в большинстве других стран.
По данным экономистов, Украина действительно тратила больше других стран на инфраструктуру, но именно эти инвестиции положительно повлияли на динамику ВВП, и этот эффект в будущем будет продолжаться.
Помимо того, что проект дал работу десяткам тысяч людей, качественные дороги начинают обрастать новой инфраструктурой, которую строит частный бизнес: отели и рестораны, магазины, сервисные центры, объекты туризма.
Возрастает средняя скорость транзита грузового и пассажирского транспорта, а чем меньше временных затрат не перевозку, тем больше экономия на топливе. Владельцы транспорта существенно сокращают расходы на ремонт техники. Так, на некоторых участках обновленных дорог протяженностью от 50 до 150 км время, затрачиваемое на перемещение транспорта, сократилось в 1,5–2 раза.
«Большое строительство» – 2021. Гордость Зеленского рискует утонуть в коррупции
Главный проект Зеленского и всей исполнительной власти на 2020 год, так называемое «Большое строительство», рискует стать грандиозным провалом.
Госстат Украины отчитался об итогах работы строительной отрасли за прошлый год: общий рост объемов строительства по сравнению с 2019 годом — 4%, рост инженерно-дорожного строительства — 14,8%, падение жилищного строительства — 18,5%. При этом что за весь 2019 год на транспортное строительство (дороги, мосты и т.д.) было потрачено 33,5 млрд грн (88,3 млрд руб.).
По состоянию на начало декабря 2020 года «Укравтодор», по его данным, израсходовал свыше 81 млрд грн (213,5 млрд руб.). Таким образом, объем финансирования дорожного строительства на Украине вырос в 2,5 раза, а объемы работ — всего на 14,8%. "Вы даёте нереальные планы". Как и почему провалится «Большая стройка» на Украине
Но аппетиты украинских чиновников только растут. Государственная программа «Большое строительство» в 2021 году предусматривает строительство, ремонт и реконструкцию 500 объектов социальной инфраструктуры, среди которых 95 школ, 70 детских садов, 80 спортивных объектов и 200 амбулаторий.
«На 2021 год наши планы более амбициозные: 500 объектов в целом. Мы увеличиваем объем инвестиций в социальную сферу», — рассказал министр развития громад и территорий Алексей Чернышов, выступая на третьем Всеукраинском форуме «Украина 30. Инфраструктура объединяет».
Кроме того, на текущий год также запланированы 40 проектов, способствующих экономическому развитию. Среди них 19 проектов нового строительства, 18 — реконструкции, три проекта капитального ремонта. На их реализацию предусмотрено 1,2 млрд грн (3,2 млрд руб.).
«Реализация проектов экономического развития может привлечь в развитие региона по 5 грн на каждую инвестированную гривну. Все это даст необходимый толчок для исправления региональной диспропорции и развития украинских городов и сел», — уверен министр.
По словам заместителя главы Офиса президента Кирилла Тимошенко, выступавшего на том же форуме, в 2021 году программа будет расширена еще на несколько направлений. Это доступное ипотечное кредитование и финансовый лизинг, развитие региональных авиахабов, создание государственного авиаперевозчика, развитие сети пригородных экспрессов и скоростных поездов, ремонт и развитие дорог и социальной инфраструктуры.
Также в этом году стартует проект «Большая реставрация» культурных памятников Украины. СБУ проводит обыски в рамках дела о «Большом строительстве» дорог
«В этом году важно не только расходовать государственные средства либо средства Дорожного фонда, мы планируем привлекать зарубежные инвестиции — это и кредитные средства, и фондовые рынки. Хочу сделать акцент, что мы ищем пути, как увеличить инфраструктурные инвестиции на Украину — и это будет сделано уже в этом году», — подчеркнул Тимошенко.
Также в планах «Большого строительства» на 2021 год — выйти на очередной рекорд, построив и обновив 6500 км дорог и 245 искусственных сооружений.
Президент Владимир Зеленский в ходе Всеукраинского форума сообщил, что в стране в 2021 году будет построено и восстановлено 4500 км дорог государственного значения и 2000 км местных дорог. Кроме того, по его словам, в Донбассе будет построен новый гражданский аэропорт, а в Одессе построят большую стоянку для яхт и новый порт для развития бизнеса и перевозок.
В госбюджете-2021 деньги на дорожные работы формально есть, но они прописаны в незащищенном «специальном» фонде. И еще один нюанс: нет списка объектов, на которые планируется эти средства потратить.
Еще в июле 2020 года президент Зеленский поставил Кабмину задачу к 1 сентября сформировать и озвучить полный перечень объектов, которые войдут в программу «Большое строительство» дорог на 2021 год. На официальном сайте Кабинета министров отсутствуют любые упоминания о том, что правительство выполнило поручение и к 1 сентября 2020 года сформировало и озвучило перечень объектов, которые войдут в «Большое строительство» в 2021 году, особенно — в части дорожных работ.
Таким образом, у проекта нет ни надежного бюджета, ни структурированного управления, ни четких целей. Зеленскому пора превратиться в «Зеленского-2» — политолог
Идеальная схема для «распила» бюджета
Все больше появляется фактов того, что строительство дорог становится идеальным способом для разворовывания огромных бюджетных средств.
Национальный проект «Большое строительство», распиаренный Зеленским, постепенно превратился в национальный проект по освоению бюджетных средств. Особенно в выгоде остаются те, кто допущен к строительству и ремонту дорог.
В частности, в 2020 году на дороги ушло столько же, сколько в период с 2016 по 2019 год включительно. При этом, как ни странно, километраж дорог, сданных в эксплуатацию, сократился в два раза. При этом цена за 1 метр асфальта выросла на 140%. Также примечательно, что завершение части объектов «Большого строительства» было перенесено на 2021 год с соответствующим увеличением финансирования.
На «Большое строительство» Зеленского из бюджета в прошлом году потрачено 120 млд грн (316,3 млрд руб.). При этом в качестве результатов для отчетности в него вписывали любой мало-мальский ремонт, не уточняя, что построено с нуля, а что отремонтировано. Кроме того, на «Большое строительство» потратили 26 млрд (68,5 млрд руб.) из «коронавирусного фонда», а это деньги, в которых остро нуждалась медицина.
«Верхний слой» — это лишь два слоя асфальта, в лучшем случае с усиленной основой. Более 70% из «Большого строительства» — это текущий средний ремонт, обошедшийся в разы дороже, чем при предшественниках, из-за возросших масштабов коррупционных схем. Прорыв от Зеленского. Власти Украины сшивают страну хорошими дорогами
Стоит напомнить, что лично курирует «Большое строительство» заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко. После покупки Тимошенко поместья под Киевом украинские журналисты заподозрили, что сделал он это за откаты со строительства дорог.
Всё закончится грандиозным скандалом
Эксперт в сфере экономики Сергей Саливон утверждает, что «Большое строительство» — это PR-проект и юридически его не существует.
«Но PR-проект — это снаружи. Изнутри это, безусловно, еще и масштабный коррупционный проект. Именно этим объясняется и несоразмерность роста расходов на строительство и объемов самого строительства. Кстати, на кратное удорожание строительства 1 км дорог обратил внимание еще летом бывший очень недолго министром финансов Игорь Уманский. Экономическим стимулом для страны он точно не является, поскольку значительная часть средств вообще уходит внешним подрядчикам, которые завозят и свою технику (причём без растаможки, в режиме временного ввоза), и материалы, и часть персонала. Да и немалая часть материалов наших строителей тоже имеет импортное происхождение», — рассказал Саливон в эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру..
По его мнению, что касается 2021 года, совершенно естественно, что не был утвержден четкий план реализации объектов: для несуществующей программы это просто невозможно.
«В результаты реализации этой программы будут совать всё, что смогут, списывая на это деньги. Закончится всё это наверняка грандиозным скандалом. Но не очень верю, что скандал всерьез зацепит коррупционеров-чиновников, — у нас так не бывает. Внешние подрядчики тоже вряд ли сильно пострадают — у них здесь немного активов плюс имеется крыша со стороны своего государства.
А вот некоторые участники "Большого строительства" с украинской стороны в конце концов могут оказаться у разбитого корыта, когда к ним толпами нагрянут правоохранители», — заключил экономический эксперт.
Дорожная повестка 2021: Какие автомагистрали отремонтируют в Украине и за какие деньги
22-24 февраля в Киеве при участии президента Владимира Зеленского состоялось масштабное инфраструктурное мероприятие - Всеукраинский форум "Украина 30. Инфраструктура". Его участники обсудили широкий спектр проблем, планов, рассказали о достижениях и недоработках в основных инфраструктурных отраслях Украины. Значительное внимание было уделено развитию автодорожной отрасли Украины как одного из главных мультипликаторов экономики.
"Большое строительство": президентские планы
Владимир Зеленский, открывая форум, представил основные планы "Укравтодора" на 2021 год. В частности, президент публично пообещал, что в текущем году в стране будет отремонтировано и построено 4,5 тыс. км дорог государственного значения и 2 тыс. км дорог местного значения. Эти цифры сопоставимы с прошлогодними - 4 тыс. и 2,5 тыс. км соответственно. В целом на 2021 год глава государства озвучил план довести уровень обновления основной сети дорог с 17% до 37% от общей их протяженности (8,5 тыс. из 24 тыс. км).
Детализируя планы по обновлению сети дорог, Зеленский отметил, что, помимо автострад, в планах властей - развивать инфраструктуру, ведущую к социально значимым объектам, контрольно-пропускным пунктам, промышленным предприятиям, портам и аэропортам. Отдельно президент остановился на объектах культурного наследия, в программу реконструкции которых входит и ремонт/строительство удобной транспортной инфраструктуры, в частности, 320 км дорог в трех западных областях в рамках проекта "Малое Карпатское кольцо". Все это - часть пресловутого президентского "Большого строительства".
Что именно будут строить и ремонтировать?
Детализировал планы глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Кубраков.
Приоритетными объектами дорожного строительства в текущем году станут:
- трасса Н-31 Днепр-Решетиловка (завершение строительства);
- продолжение строительства автомагистрали в Запорожье (включая мосты через Днепр);
- начало строительства моста через реку Днепр в Кременчуге;
- трасса М-30 Стрый-Изварино;
- маршрут Киев-Кишинев со строительством моста через Днестр и открытием совместного пункта пропуска на госгранице.
"У нас есть амбиция в этом году завершить строительство моста в Запорожье", - подчеркнул Кубраков в ходе презентации планов на год.
Международные автотрассы, продолжение ремонта и строительство которых "Укравтодор" планирует в 2021 году:
- строительство южного обхода города Днепр;
- М-21 Выступовичи - Житомир - Могилев-Подольский;
Всего планируется обновить и построить 1025 км международных автодорог, 1363 км национальных, 904 км региональных и 1206 км территориальных дорог.
"Почти 72% местных дорог в своей жизни ни разу не видели усовершенствованных жестких капитальных покрытий - то есть афсальто- и цементобетона. Львиная доля их - это грунтовые, гравийные или так называемые "черные шоссе" - битум или деготь со щебнем. Привести эти дороги в надлежащее состояние с помощью поточного среднего ремонта просто невозможно. Это будет либо капитальный ремонт, либо реконструкция", - отметил Олег Варивода, экс-глава Службы автомобильных дорог Одесской области.
Кроме того, на 2021 год намечен старт реализации нескольких мегапроектов.
Первый - начало строительства 150-км Киевской обходной дороги. "В середине этого года у нас завершается проектирование первых двух участков Киевской окружной дороги, и мы начнем строительство", - заявил Александр Кубраков. Еще по трем участкам готовится тендер на проектирование.
Второй - строительство 250 км дорог к пограничным пунктам и открытие двух новых совместных пунктов погранконтроля - с Польшей и Молдовой.
Программа развития цементобетонных дорог предусматривает строительство 37 км "бетонки" на трассах, работы на которых уже ведутся (Н-31 Днепр-Решетиловка и Н-14 Кропивницкий-Николаев) и 300 км новых бетонных дорог (в рамках трасс Р-55 Одесса - Вознесенск - Новый Буг, М-28 Одесса-Южный, М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск).
Отдельно стоит упомянуть о программе восстановления мостов. В этом году "Укравтодор" анонсирует обновление 150 мостов. До 2025 года агентство намерено обновить минимум по 20 мостов в каждой области страны.
Откуда деньги?
Если взглянуть на представленные планы агентства на 2021 год, то структура финансирования дорожного строительства выглядит следующим образом:
- Дорожный фонд - 24 млрд грн;
- средства под государственные гарантии - 20 млрд грн;
- инфраструктурные облигации - 60 млрд грн;
- МФО - 4,4 млрд грн;
- местные субвенции - 18 млрд грн.
В этом контексте в "Укравтодоре" отмечают важность продолжения сотрудничества с МФО. Так, в 2020 году Украиной были подписаны новые кредитные соглашения с ЕБРР и ЕИБ, согласно которым Украина получит почти 1 млрд евро инвестиций в свою инфраструктуру. Что касается автодорожной сферы, то эти средства прежде всего будут направлены на завершение реконструкции трассы Киев-Одесса и строительство северного обхода Львова. Также было подписано кредитное соглашение по ремонту и строительству дорог на востоке страны.
Замглавы ЕБРР в Украине Марк Магалецкий рассказал о перечне проектов, на которые будут направлены усилия банка в 2021 году. Например, он уточнил, что в рамках повышения стандартов безопасности на трассе М-05 Киев-Одесса будут ликвидированы почти все наземные переходы и левые развороты. Однако в этом году в ЕБРР смотрят на сотрудничество в "Укравтодором" стратегически, а не только в рамках конкретных проектов.
"Не менее важными являются институциональные моменты нашего сотрудничества с "Укравтодором". Это, в частности, разработка и имплементация комплексной антикоррупционной программы "Укравтодора", реформа процедуры закупок, в частности, введение процедуры сертификации закупок по международным стандартам, принятие новой стандартной тендерной документации, критериев квалификации и оценки, а также международно-признанных форм договоров на содержание и строительство дорог", - отметил Магалецкий.
"Также есть проект TAPAS, он финансируется USAID и другими донорами. Мы хотим сделать много вещей, к которым не дошли раньше: переведение всей тендерной документации в электронный формат, создание открытых реестров АБЗ и калькулятора расчета опыта подрядчика, что позволит устранить манипуляции", - добавил Кубраков.
Также на 2021 год у "Укравтодора" запланировано продолжение работы по внедрению проектов межправительственных соглашений с Турцией, Китаем, Канадой, Австрией, Швейцарией.
"Мы уже очень близки к подписанию межправительственного соглашения по углублению сотрудничества в области инфраструктуры. Подписав это соглашение, мы наберем больше возможностей для реализации соответствующих проектов. Китайские предприятия уже работают над этими проектами, имея реальные бизнес-планы", - отметил в ходе видеообращения посол Китая в Украине Фань Сяньжун.
В поисках новых источников финансирования
По расчетам "Укравтодора", к 2030 году разрыв между величиной Дорожного фонда и потребностью отрасли в финансах достигнет 400 млрд грн. По словам главы агентства Александра Кубракова, очевидной является потребность дополнительных источников финансирования. Украинские государственные банки не готовы кредитовать проекты длительностью более чем 5 лет, констатировал он.
"Мы понимаем, что более "длинные" кредиты - это не в Украине, и нас в этом поддерживает и Нацбанк, и Минфин. Поэтому одним из инструментов финансирования строительства дорог станут облигации внутреннего государственного займа", - отметил Кубраков.
Он сообщил, что сегодня "Укравтодор" совместно с Министерством финансов и Национальным банком работают над созданием в структуре агентства специального акционерного общества - государственного фонда, который будет заниматься привлечением долгосрочного финансирования. В уставной капитал фонда государство инвестирует часть средств в виде облигаций внутреннего государственного займа. В свою очередь, данное финансовое учреждение сможет формировать уставный капитал путем выпуска инфраструктурных облигаций, создавать совместные предприятия и привлекать институциональных инвесторов.
"Подобные фонды работают в большинстве развитых стран мира - бюро Build America, фонд Infrastructure Canada, Macquarie Korea Infrastructure Fund, польский Фонд развития и тому подобное. Они обеспечивают более прозрачное и эффективное управление инвестиционными проектам страны. Фонд "Большого строительства" в Украине позволит привлекать долгосрочное финансирование как на внутренних, так и на внешних рынках", - отметил Кирилл Тимошенко, заместитель главы Офиса президента.
По мнению инвесторов, сейчас - самое лучшее время для выпуская ОВГЗ.
"Что касается заемного капитала, то сегодня конъюнктура на рынке для Украины очень позитивная: основные центробанки мира смягчили свои требования, на рынке много денег и частные инвесторы готовы покупать облигации, выпускаемые украинским правительством или украинскими госкомпаниями. Проценты там чуть выше, чем у ЕБРР или ЕИБ, но они сейчас самые низкие за последние 10 лет", - отметил гендиректор инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала.
Дополнительным источником финансирования ремонта и содержания дорог может стать практика платного проезда по некоторым дорогам для транзитного грузового транспорта.
"Мы в этом году серьезно подходим к введению толлинга. Это сложная тема. Многие считают, что они уже платят налог в виде акциза на топливо, и этого должно быть достаточно. Но, как показывает практика, - недостаточно. Толлинг введен едва ли не во всех странах вокруг Украины, и не только в ЕС", - отметил Кубраков.
Пока украинский бизнес скептически настроен в отношении этой идеи, отмечает он.
"Как бы там ни было, мы будем вводить толлинга в этом году. Мы работаем над этим с ЕБРР, IFC, с ASFINAG (австрийский аналог "Укравтодора" - ЦТС). Мы выйдем на модель, которая устроит и транзитеров из Европейского Союза, и украинских перевозчиков. Баланс будет найден", - заявил Кубраков.
Параллельно в данный момент "Укравтодор" совместно с IFC и ЕБРР готовят проекты 6 концессионных дорог, а точнее - отдельных участков дорог общей протяжность 1400 км. По трем из них до конца года агентство надеется провести торги. Роль международных финансовых организаций в этих проектах, по словам, Кубракова, будет в том, что они "разделят риски" с потенциальными инвесторами. Срок действия проектов будет составлять 15-20 лет.
Пока же украинский бизнес скептически настроен в отношении этой идеи.
"Как бы там ни было, мы будем вводить практику толлинга дорог в этом году. Мы работаем над этим с ЕБРР, IFC, с Asfinag (австрийский аналог "Укравтодора". - ЦТС). Мы выйдем на модель, которая устроит и транзитеров из Европейского Союза, и украинских перевозчиков. Баланс будет найден", - заявил Кубраков.
Что говорят подрядчики?
По словам Александра Добони, заместителя координатора Onur Group Ukraine, у компании очень большие ожидания от 2021 года.
"Если раньше у нас были сомнения, будет ли профинансировано дорожное строительство в той мере, в которой обещано, то в прошлом году компания удвоила объемы выполнения работ в Украине и в 2021 году ожидает результата не хуже. Судя по нашим объектам (Запорожский мост и бетонная дорога Н-31), перспективы на этот год очень хорошие", - прокомментировал ситуацию представитель турецкого подрядчика.
То, что темпы работ, как минимум, не будут сбавляться, анонсируют и в компании "Автомагистраль-Юг". По словам ее гендиректора Николая Тимофеева, украинские проекты компания сегодня рассматривает как фундамент для создания своего международного бренда.
"Миллиардные инвестиции, которые государство вкладывает в программу "Большое строительство", будут оправданы, только если жизненный цикл дорог будет длительным. Наша мотивация простая - мы выстраиваем репутацию нашей компании на много лет", - заявил он.
Представитель еще одного крупного подрядчика, группы компаний "Автострада", рассказал о том, что, согласно исследованиям, которые они заказывали в странах Европы и США, оптимальным количеством крупных игроков на рынке является около 5 компаний. В Украине, учитывая объемы работ и экономическую ситуацию, количество подрядчиков должно быть больше. "Но правильно было бы установить по определенным критическим объектам инфраструктуры экспериментальные правила для конкретного перечня участников рынка. Для государства это было бы гарантией, что она получит объект в срок и качественно", - отметил Дмитрий Троекуров, заместитель гендиректора группы компаний.
Позитивные тенденции в дорожном строительстве отметил и совладелец дорожно-строительной компании группы RDS Юрий Шумахер.
"Дорожники впервые увидели комплексный план дорожного строительства с 2020 по 2023 год и смогли составлять свои инвестиционные планы", - констатировал он. Приоритетом сотрудничества бизнеса и государства на будущий год он назвал приближение законодательной базы к реалиям дорожного строительства, чтобы избежать ситуаций с удорожанием проектов и увеличением сроков строительства после разработки проектной документации по результатам тендеров.
Facebook 11 TwitterПодписывайтесь на канал ЦТС в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.
Зеленский анонсировал глобальное строительство дорог и мостов до конца года
Президент озвучил основные проекты, которые в этом году будут реализовываться в сфере инфраструктуры.
Украина в этом году построит и отремонтирует 6500 километров дорог государственного и местного значения.
Об этом во время всеукраинского форума «Украина 30. Инфраструктура» сообщил президент Владимир Зеленский.
«Наша цель на 2021 год не уменьшается. Это – 4500 километров государственных дорог и 2000 километров местных дорог. Кроме этого, у нас есть несколько очень амбициозных приоритетных проектов. Один из них – это Киевская объездная дорога. Мы планируем начать реализацию Киевской объездной дороги уже в этом году. Ее общая протяженность 150 километров. Другой амбициозный проект – это трасса М-30 («Стрый Изварино» - УНИАН). Это будет самая протяженная дорога Украины длиной в 1400 километров, которая соединит восток и запад нашей Родины», - сказал он.
"Наша цель на 2021 год не уменьшается. Это – 4500 километров государственных дорог и 2000 километров местных дорог. Кроме этого, у нас есть несколько очень амбициозных приоритетных проектов", - заявил Зеленский
Также президент отметил, что в этом году продолжится ремонт и строительство мостов и мостовых переходов.
«В прошлом году мы открыли в Запорожье первый мост через Днепр, а в этом году планируем завершить другие. Не менее важен Кременчугский мост – его строительство начнется уже в этом году, и он станет одним из 245 мостов, строительство и обновление которых мы запланировали на этот год», - сказал Зеленский.
Что этому предшествовало
С марта 2020 года в Украине продолжается национальный проект «Большая стройка», в рамках которого проводится строительство и ремонт дорог, а также других объектов инфраструктуры.
«Укравтодор» планирует отремонтировать около 6,8 тыс. км автодорог в 2021 году, что более чем на 2 тыс. км больше, чем было запланировано на 2020 год.
4 февраля 2021 года Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект, которым упрощается порядок получения права на выполнение дорожно-строительных работ.
17 февраля 2021 года Кабинет министров утвердил перечень объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования государственного значения на 2021 год.
Читайте также: