Дорога типа стиральная доска
Отчего на грунтовых дорогах образуется «стиральная доска»?
В ответ на механическое воздействие сыпучие материалы деформируются и уплотняются. Когда нагруженное колесо катится медленно, песок или гравий меняют форму и колея остается ровной. Но с ростом скорости грунт немного не поспевает за колесом и начинает формировать горку. Колесо перекатывается через нее и, опустившись, формирует новую горку. Этот процесс отдаленно напоминает образование барханов в пустыне. Критическая скорость, с превышением которой начинает возникать «стиральная доска», составляет для автомобилей около 8 км/ч и почти не зависит от дорожного покрытия — главное, чтобы оно было сыпучим, а не твердым.
Дорога "стиральная доска"
Появился забор в полях. Видимо чья-то собственность.
То там то тут стали появляться небольшие деревеньки вдоль дороги. Все стало говорить нам о том, что в это части страны активно развивают сельское хозяйство.
Впервые за долгое время от Хабаровска появились фонари на мостах, да еще и работающие от солнечных батарей.
Местами ремонтировали дорогу. Ехать приходилось по песку, но это еще не самый плохой участок до города. Второе место в рейтинге самых убитых дорог страны занимает съезд с федеральной трассы в город Улан-Удэ. Так отвратительно мы еще не ездили. Во второй раз наш путь пролегал мимо этой дороги, и мы промчали прямиком до Иркутска, не желая так мучить машину. Если вы когда-нибудь ездили по дороге типа "стиральная доска" , то по сравнению с этим участком она была гладкая как яичко. Местный народ, видимо привыкший к такому ужасу, просто топил как угорелый. Нам же пришлось съезжать 2 раза на обочину, чтобы пропустить собравшийся за нами хвост из машин. Гремели мы как погремушки и даже не слышали друг друга и музыку.
Дорога типа стиральная доска
Чужой компьютер
Трасса «М4 Дон»
вернуться к странице
.Оксана Кравцова запись закреплена
Дорога ужас ДО Ростова как стиральная доска
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Нравится Показать список оценивших
Сейчас и у нас норм
Нравится Показать список оценивших
Странное оглавление, наверно идет речь за 50 км до Ростова дорога стиралка? Там так почти всегда было, а вот до этого участка и после норм и местами вообще супер
Нравится Показать список оценивших
Евгений, да как то я не корректно выразилась
Нравится Показать список оценивших
Евгений, это где интересно? От Воронежской области до Ростова, как стиральная доска. Как в песне у Трофима
Нравится Показать список оценивших
Там много машин с перегрузом и попросту асфальт продавливают на жаре а гайцы вместо того что бы не пускать и штрафовать берут на постах по 500 р и все спокойно проезжают.
Дорога из досок. Дешевый, временный проезд на участок.
При начале строительства одного из домов мы столкнулись с проблемой очень мягкого грунта, грунтовая вода стоит буквально на 30 см от земли, а как узнали позже рядом даже бьет ключ, это для нас означало проблемы с заездом необходимой тяжелой техники на участок, как минимум необходимо подавать песок и щебень как можно ближе к будущему дому.
Первый же самосвал был посажен, но это был легкий зилок, и мы решили попробовать продавить более проходимым камазом с блокировкой осей.
Сначала не удалось. и камаз также посадили.
Немного повозившись, подсыпая песок и доски, мы все таки вытащили его. Видимо понимая, что если сейчас нам поможет решить эту проблему, водитель получит постоянного клиента на доставку строй материалов, "камазист" сказал расступитесь и включил заднюю передачу. В несколько этапов он набил колею, так как был без груза сначала не глубокую.
Позже она углубилась и в плохую погоду завести песок на участок также становилось невозможным. Скоро заливать фундамент и миксер должен заехать в самый конец участка, (еще и в горку) при том что мы нашли хороший бетонный завод у которого только новые SCANIA и MAN по 10 кубов, понятно что мы не сможем их загнать в конец участка для заливки фундамента.
Грунт на первый взгляд не кажется пропитанным водой, но под коркой сухой земли настоящее болото. И если бы знать заранее, что нас ожидает такой сюрприз, вместо дорогого щебня можно было бы завести бетонного боя или кирпичей, но не имея запаса по времени, решено засыпать более дорогим материалом, удалось сэкономить, заказав крупную гальку, она оказалась дешевле на пару тысяч рублей.
Загружаем гальку в самосвал Загружаем гальку в самосвалВысыпали привезенные камни в колею и разровняли лопатами, самосвал дождался пока все разровняют и принялся "втаптывать" наши деньги в гряз, буквально. смонтировал короткое видео, чтобы было более наглядно.
Но по камню машинам оказалось ехать так же не просто, все равно буксовали, понятно что можно было продолжить трамбовать и подсыпать дорогостоящий материал, но уже не хотелось закатывать деньги в грунт. Хотя все сопротивлялись и водители говорили, что не стоит этого делать, было принято решение усыпать поверх гальки песок и уложить старые поддоны от кирпичей, с прошлой стройки.
Испытания дороги, тачки не застревают :) Испытания дороги, тачки не застревают :)До того как загонять тяжеловесную машину на эту с виду не надежную дорогу мы ее испытали, кроме строительной тачки загоняли груженый самосвал который проехал без проблем.
И вот уже разгружается бетон в нашу опалубку.
"Дорога" себя показала просто отлично и теперь уже никто не сопротивляется, когда я говорю - экономим и делаем дорогу из досок! Главное утопить доски и не использовать длинные, лучше даже совсем короткие, мы это быстро поняли когда слишком длинные доски начали вставать "дыбом".
Подписывайтесь если хотите больше подобных историй. И поддержите проект, поставьте лайк статье, тогда ее увидят больше людей. Спасибо!
Дорога как стиральная доска: найдено научное объяснение причин этого явления
Специалистами найдено научное объяснение причин, в силу которых любая грунтовая дорога с покрытием из сыпучих материалов (песок, гравий) со временем становится похожа на стиральную доску, доставляя существенный дискомфорт автомобилистам.
Установлено, что при движении со скоростью выше определенной величины, любая линейная сила, воздействующая на поверхность, взаимодействует с поверхностью скачкообразно - словно гладкий камень, летящий параллельно поверхности воды, скачущий подобно лягушке. Колеса автомобиля воздействуют на разные участки дорожного полотна с разной силой, в результате чего образуются волны.
Образование волн на поверхности грунтовых дорог не связано с размером колес и типом протектора. Для того чтобы полностью исключить возможность превращения грунтовых дорог в стиральные доски, инженерам предстоит принципиально переработать конструкцию подвески автомобилей.
Специалисты полагают, что конструкцию подвески переработать следует в любом случае, хотя бы для того, чтобы подвеска более эффективно нивелировала неровности дорожного полотна.
Простые Советы: Езда По "Гребенке"
О, да! В который раз вы неторопливо едете по проселку, наслаждаясь левитановскоми пейзажами, вы едете тихо-мирно, никого не трогая и тут ваш джЫп сотрясает удар! И еще удар, и еще!
«Почему бы этим уродам не оторвать свои задницы и не выровнять эту факаную дорогу?» — вопите вы. ОК, когда-то они это уже сделали, но спустя месяц на этом же месте опять нарисовалась «гребенка», хрен сотрешь. И вам ничего не остается, как стиснув зубы, «наслаждаться».
Эта дорожная «рябь» не только раздражает вас, но и заставляет страдать ваш джЫп, а также может привести к печальным последствиям, если вы влетели на «гребенку» на хорошей скорости. Однако, не стоит хвататься за сердце и посыпать голову из пепельницы, давайте разберемся – как нужно ездить по таким дорогам избегая сердечных приступов и разбитых деталей подвески.
Кто виноват?
Почему «гребенка» опасна
Помимо плохого настроения, «гребенка» может может изрядно опустошить ваш карман в кассе СТО или даже ухудшить статистику травматизма в регионе.
Многие люди думают, что если просто «придавить тапку» и увеличить скорость, то трясти будет меньше и все проблемы — решены. Как бы – да. Но – не все. При движении на высоких скоростях по «гребенке» шины вашего джЫпа находятся в гораздо меньшем контакте с дорогой, перелетая с одного гребня на другой. Тут вернее даже сказать, что большую часть времени вы вообще не имеете контакта с дорогой и очень сильно рискуете. Управляемость и тормозной путь при этом резко ухудшаются и по факту мало отличаются от таковых на снегу или гололеде. При этом никто не отменял законов физики и кинетическая энергия вашего автомобиля пропорциональна скорости, с которой вы «парите» над «гребенкой» навстречу неприятностям.
При этом подвеска вашего автомобиля подвергается ощутимым ударным нагрузкам, быстрое и активное перемещение узлов подвески вверх-вниз заставляет работать амортизаторы с запредельными нагрузками, от которых они быстро перегреваются и отходят в мир иной.
От ударных нагрузок и вибраций откручиваются и теряются болты, ломаются рычаги, умирают рулевые наконечники, сайленты и шаровые опоры. И это только часть того что еще может убить «гребенка» при езде по принципу «больше газа – меньше ям».
Большинство людей, попадая на «гребенку», сбрасывают скорость стараясь избежать исполнения обязательного танца «гарлем шейк», но, к сожалению, этим только лишь усугубляют эффект «стиральной доски» и еще более портят дорогу. Шины, при этом, еще более продавливают мягкие участки «гребенки» и еще больше нагребают грунт на «гребни», делая их выше и толще. Увеличение скорости, при этом, всего лишь увеличивает «длину волны».
Итак, что делать:
Спустите шины: более мягкие шины обеспечат вам большее пятно контакта и сцепление с дорогой, а так же возьмут на себя часть ударной нагрузки и выступят в роли некоего демпфера.
Переведите селектор раздатки в положение 4WDHI: это позволит вам бороться с продольным и боковыми скольжениями и сохранить контроль над автомобилем. Вспоминайте навыки вождения по льду и снегу, «гребенка» обладает весьма сходным эффектом.
Отключите AБС: обычные тормоза работают гораздо лучше на слабых грунтах.
Еще один прием, возможно не совсем легален, но может помочь: старайтесь ехать по той части дороги, которая не имеет или имеет «гребенчатость» в меньшей степени: обочины, встречка, края дороги и т.д. Даже пара колес, находящаяся в контакте с ровной поверхностью, может иметь в итоге решающее значение. Ну и не забывайте поглядывать на предмет наличия камней и прочих инородных тел на обочине и не сваливаетесь в кюветы и канавы, засмотревшись, к примеру, вот на такие инородные тела.
Езда по гравийным участкам так же требует соблюдения некоторых мер предосторожности.
Как вы уже поняли, езда по любым нетвердым поверхностям требует повышенного внимания. Не думайте, что если вы вкрячили в свой джЫп большие широкие колеса, вы обладаете неограниченным сцеплением с дорогой. Это не так. Езда по гравию, особенно на высоких скоростях опять же подобна езде по снегу и льду и имеет свои «нюансы».
Следуйте следующим правилам, когда вы вы не ехали по гравию:
— Загляните под свой джЫп и проверьте – не стало ли деталей меньше, особенно – в подвеске. Или, к примеру – больше. Иной раз камень, попавший между защитой и агрегатом, может вызвать весьма интересную вибрацию, вынести мозг и довести до инфаркта;
— Не гоните. Сцепление с дорогой на гравии намного меньше, чем на асфальте, потому управляемость ухудшается, а тормозной путь увеличивается;
— Если колесо попало на мягкую обочину, старайтесь не дергать резко руль, дабы выйти с обочины, но старайтесь делать это плавно иначе все может закончиться «ушами».
— Некоторые грунтовки имеют хорошо накатанную колею посередине. Если вы едете по такой колее, будьте готовы к выходу из колеи дабы пропустить встречный трафик. Так же старайтесь выбираться из колеи и принимать «свою» сторону дороги заранее при подъезде к местам с резким переломом рельефа и местам с ограниченной видимостью – холмам, скрытым поворотам и т.д.
Стиральная доска. [КАК ЕХАТЬ?]
Есть поговорка: "Больше скорость — меньше ям". Отчасти да, может быть так оно и есть. Только речь сейчас не сколько ям, а какой стресс для подвески от такой езды.
Все еще есть дороги с покрытием "стиральная доска". Кстати, никто не читал, почему образуются на песчаной дороге мелкие бугорки? Какова физика этого явления?
Дорога Трасса М8 (развилка) -> Котлас. Покрытие преимущественно песчаное, с мелким гравием.
60 километров (кусками) такой дороги:
Большая часть народа плетутся не более 20 км/ч. Но есть самые нетерпеливые (в том числе и иномарки), которые умудряются ехать и 50-60 км/ч, по моему мнению жестко насилуя подвеску.
А как бы поехали вы? Почему?
PS Надо отдать должное малышу, он с успехом прошел эту дорогу. Ничего не отвалилось. По приезду в город, даже пока ничего не брякает. Во время дороги вылезли наружу не убранные сверчки в салоне. Теперь работы хватит надолго. ))) Можно сказать боевое крещение пройдено — теперь не иначе как "маленький джип"! )))
Hyundai Getz 2009, двигатель бензиновый 1.4 л., 97 л. с., передний привод, механическая коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
Hyundai Getz, 2004
Hyundai Getz, 2004
Hyundai Getz, 2005
Hyundai Getz, 2004
Комментарии 10
60-80 км. На такой дороге можно.
А вот если мелкая гребенка, то там что 5, что 80 — одинаково плохо.
Есть понятие резонанса. Надо ехать со скоростью, на которой не резонируют колебания.
У стандартного Гетца ход штоков передних стоек на сжатие очень короток. Чтоб ездить без проблем по "стиралке" как на фото — хватит. При более худшем покрытии лучше медленнее кони.
в общем-то если ямки не большие (аля стиральная доска) то и на высокой скорости ничего страшного с ней не произойдёт… главное не допускать пробоев… она ведь для того и создавалась, чтобы можно было ездить по неровностям… если бы было наоборот, ездили бы мы до сих пор на каретах без подвески))
я бы ехал с той скоростью на которой этих ям бы не чувствовалось, на пассате 4 по такой дороге ехал 70-100 и все норм.
Катался я по такой дороге, даже хуже, там еще и подъемы и спуски были. Правда около 6 км. А катался много и скорость около 40 была в среднем. Ну скажем так, я не помню, чтобы меня кто-то обгонял ) Ну и ничего не случилось. Стойки целы. Резинки в стабилизаторе каждые 10 тысяч меняю. Ничего не гремит. Наконечники и шаровые никогда не менял. На машине надо ездить. Это вещь. Она должна служить и помогать. Ехать, как в вашем случае 60 км со скоростью 20… Это издевательство. Причем такое поведение у нас носит массовый характер! Наверное все считают, что если переваливаться через трамвайные пути со скоростью бабки — их машина будет вечной. А то что сзади хвост и кто-то сзади может быть очень спешит, наплевать людям. Такой вот развернутый ответ получился. )
На счет скорости бабки полностью согласен. Всегда стараюсь уважать других на дороге, особенно если вижу, что сзади торопятся. Тут дорога широкая, движение небольшое. Хвостов нет. ))
Ну это понятно ) Хотя и на такой дороге иногда умники "слаломом" занимаются, фиг обгонишь )
Катался я по такой дороге, даже хуже, там еще и подъемы и спуски были. Правда около 6 км. А катался много и скорость около 40 была в среднем. Ну скажем так, я не помню, чтобы меня кто-то обгонял ) Ну и ничего не случилось. Стойки целы. Резинки в стабилизаторе каждые 10 тысяч меняю. Ничего не гремит. Наконечники и шаровые никогда не менял. На машине надо ездить. Это вещь. Она должна служить и помогать. Ехать, как в вашем случае 60 км со скоростью 20… Это издевательство. Причем такое поведение у нас носит массовый характер! Наверное все считают, что если переваливаться через трамвайные пути со скоростью бабки — их машина будет вечной. А то что сзади хвост и кто-то сзади может быть очень спешит, наплевать людям. Такой вот развернутый ответ получился. )
Ты как умудрился мои мысли украсть?!)))
в автошколе говорили "подвеска должна работать"…я бы быстро не поехал, тк мало ли…одна маленькая ямка, а вторая будет намного больше…я раз проехался в ливень…в открытый люк!(
Все, кто выезжал за город и сходил с асфальтовых дорог наверняка не раз встречал грунтовки типа "стиральная доска" (также называют "шифер") - с большим количеством мелких гребней расположенных поперёк дороги. На них велосипед (да и автомобиль) вибрирует всем, чем может, бьёт передом и задом, безжалостно асинхронно трясёт все косточки велосипедиста напоминая тому об испытаниях своего прототипа-прародителя на вибростенде. Сегодня мы откроем тайну мироздания касающуюся образования такой "гребёнки".
Гребёнка на дороге
Иногда такую дорогу ошибочно называют модным в некоторых кругах словом "грейдер". Если не желаете продемонстрировать неграмотность, лучше так не делайте! Грейдер - это тяжёлая дорожно-строительная техника.
В разговорной речи "грейдером" иногда называют также дорогу построенную при помощи этой техники. Большинство же грунтовок, которые ошибочно так именуют, грейдер максимум подравнивал, строили их во времена лошадей и лопат. Называть их от этого "грейдером" столь же разумно, как шоссе - "катком" (каток же укатывал асфальт!). В общем, не надо притягивать чужеродные не точные слова, когда уже есть точные исконные - грунтовка, просёлок.
Прежде чем раскрыть тайну гребёнки безжалостно расправимся с некоторыми заблуждениями.
Встречается мнение, что гребёнка появляется из-за проезда тяжёлой техники или гусеничного трактора. Это не так. Гусеничный трактор вообще утрамбовывает грунт там, где проезжает оставляя характерные мелкие отпечатки соединений траков. Тяжёлая колёсная техника может оставить колеи в т.ч. с характерными отпечатками тракторных покрышек (которые тоже доставляют немало неприятностей велосипедистам), но их вид не будет иметь ни чего общего с "гребёнкой" - просто колеи.
Встречается заблуждение, что это связано с тем, что "машины более-менее похожи, едут примерно с одной скоростью, взлетают примерно на одних и тех же местах, падают выбивая ямки тоже одинаково". Чушь не имеющая ни чего общего ни со здравым смыслом (машины разные, едут по разному) ни с физикой процесса (далее).
Бывает, пытаются связать "гребёнку" с наличием или отсутствием подвески у автомобилей (качается, вот волны и выдавливает), размером колёс, давлением в покрышках или тем, на какие колёса автомобилей осуществляется привод. Всё это к делу отношения не имеет. Как не имеет отношения и количество тактов ДВС, и используемая передача.
Правдоподобным на первый взгляд кажется сравнение образования "гребёнки" на дороге с образованием рельефа речного дна и барханов в пустыне. Но только на первый — это абсолютно разные процессы. Даже если их конечные результаты имеют некоторое сходство. Очевидно, что воздействие ветра дующего в любую сторону и способного перенести лишь мелкие песчинки образующие бархан не сравнимо с воздействием колеса легко перемещающего камни и направленного всегда в одну сторону (или в две, как на большинстве просёлков).
Иногда обвиняют природные явления: дескать ручейки вымыли, ветер выдул, песок с глиной чередуется. ага, с такой чёткой закономерностью. Или во всём винят нарушение дорожных технологий. ну "какой-такой технология" на дороге от деревни к деревне, что ещё телегами накатывали?
Некоторые утверждают, что всё дело в плохой утрамбовке подсыпки (подсыпка - такой своеобразный способ "ремонта" дорог, когда на хреновую дорогу высыпают песко-шлако-гравийную смесь надеясь заровнять колдобины) или дрожи отвала выравнивающего авто-грейдера. Это ближе к первопричине, но вообще говоря, также не принципиально.
Хватит перечислять глупости и заблуждения, пора переходить к отгадке.
Причина возникновения "стиральной доски" на дороге кроется в использовании сыпучих материалов для ремонта по методу "подсыпки". Действительно, на глинистой грунтовой дороге "гребёнка" не образуется: глина - пластичный не сыпучий материал. Именно использование сыпучих материалов в поверхностном слое дорожного покрытия гарантирует обязательное появление "гребёнки" не зависимо от размеров колес проезжающих автомобилей, нагрузки на покрытие или степени его исходного уплотнения. Такова физика воздействия на сыпучие материалы.
В лабораторном эксперименте колесо из жесткой резины (без покрышки, без амортизации) катали по исходно абсолютно ровной песчаной поверхности.
Не зависимо от размера колеса или размера гранул в сыпучем покрытии дороги через некоторое время возникали волны. А вот масса колеса имела значение. Кстати, заблокированное не вращающееся колесо создавало те же самые волны, что и катящееся - это разрушает гипотезы о причастности турбулентности или инерции вращения.
Эксперименты показали, что при движении со скоростью до 8км/ч "гребёнка" не образуется, а при движении с большими скоростями она появился обязательно. Хотя момент перехода от стабильного движения к нестабильному ещё не вполне ясен.
Размер частиц также не принципиален - не происходит разделения по фракциям, крупные и мелкие частицы как были исходно перемешаны, так перемешаны и остаются (в отличие, от барханов).
Колесо движущееся со скоростью больше критической гонит перед собой "волну" из частиц покрытия, как только соберёт достаточно большую волну, перескакивает через неё выбивая углубление и создавая основу следующей волны. Причём такое поведение наступает при превышении критической скорости движения, до того "волна" не образуется.
Способов борьбы с проблемой два: регулярно устранять неизбежно возникающую гребёнку выравниванием дорожной поверхности или сразу делать дороги с твёрдым/пластичным покрытием чтобы гребёнка не возникала вовсе (не использовать "ремонт подсыпкой").
Ученые раскрыли секрет стиральной доски
Британские и канадские ученые открыли тайну образования так называемой «стиральной доски», появление которой на дорогах так досаждает водителям всех стран.
Многим водителям знакома тряска, возникающая при движении автомобиля на заезженной грунтовой дороге. Иногда на грунтовке встречаются строго периодические неровности, которые часто сравнивают со стиральной доской. Многие считают, что дорога становится «рифленой» благодаря тому, что автомобили имеют подвеску, а значит, и собственные частоты, которые влияют на изменение формы поверхности. Это заблуждение опровергли ученые с факультета прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета и их коллеги из университета в Торонто.
Чтобы смоделировать систематическое воздействие машин на грунтовую дорогу, они заставили колесо вращаться по песку, насыпанному слоем в несколько сантиметров по краю крутящегося диска. Опыт показал, что характерные неровности начинают появляться на поверхности песка уже после нескольких оборотов диска. Ученые отметили, что картина изменения поверхности не зависит ни от размера колеса, ни от размера песчинок. Картина не менялась с песчинками размером в 200 микрометров и в 3 мм. Вообще, проявления подобной неустойчивости оказались довольно распространенными. Подобный эффект возникает при долгой эксплуатации рельсов и на заснеженных холмах.
В лаборатории периодические структуры возникали при использовании сухого, мокрого, крупного и мелкого песка, риса, при разных массах колеса и скорости его качения. Последний фактор оказался критичным при образовании «стиральной доски». Оказалось, что песок остается плоским при движении со скоростью, меньшей определенной величины. Для автомобилей эта скорость оказалась порядка 5-8 километров в час.
Для подтверждения полученных выводов была создана компьютерная двухмерная модель, описывающая качение большого цилиндра на поверхности, состоящей из десятков тысяч маленьких, между которыми есть ненулевое трение. В модели за свободно и равномерно вращающимся колесом, как и в эксперименте, оставались ровные, образующие равные промежутки горки.
Исследователи были несколько удивлены тем, что развитие «песчаной неустойчивости» зависит всего от четырех параметров: массы колеса, плотности вещества поверхности, скорости и ускорения свободного падения.
Читайте также: