Дом советов не построенный
Дворец советов. Грандиозный проект, которому не суждено было сбыться
Каждому времени — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное…
Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.
Итак, что же это должно было быть за здание и почему о нем даже в наши дни так много спорят и говорят? А было так, что идея построить Дворец Советов родилась еще в 1922 году на Первом Съезде Советов, и хотя идея идеей и осталась, впоследствии она «проросла» уже «всходами» соответствующих проектов. На конкурс 1931 года таковые поступили от 270 творческих коллективов и отдельных граждан: 160 работ было представлено архитекторами-профессионалами, 100 пришло от простых граждан, причем нередко на уровне не выдерживающем никакой критики, а 24 прибыло из других стран! В итоге за основу — но только лишь за основу, не более — был принят проект архитектора Иофана Б.М., в соответствии с которым этот дворец должен был напоминать древневавилонский зиккурат, но только составленный не из четырехугольников, а из цилиндров, что было связано с необходимостью разместить у него внутри огромный круглый зал с куполом. Было решено также увенчать верхнюю часть здания огромной скульптурой В.И. Ленина высотой 50-75 метров — так, чтобы все поставленные одна на одну ступени воспринимались бы как ее пьедестал. В помощь Иофану, который, кстати говоря, всячески противился установке фигуры Ленина на крышу своего здания, справедливо считая, что тогда все станут смотреть на нее, а не на его дворец, выделили архитекторов Гельфрейха В. и Щуко В. — и работа, как это принято было тогда говорить, «закипела»!
В здании Дворца Советов предполагалось разместить: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны, Строительства социализма, тогда как снаружи планировалось устроить парковку на пять тысяч автомобилей, из-за чего улица Волхонка должна была бы полностью исчезнуть, а музей им. Пушкина планировалось передвинуть на 100 метров в сторону! Скульптуру Ленина должен был делать скульптор С. Меркулов, причем сама эта идея — увенчать здание дворца статуей Ленина — принадлежала отнюдь не «нашему» человеку, а итальянцу А. Бразини, но, что называется, «пришлась ко двору».
Позднее архитектор Ле Корбюзье писал Сталину, что это здание представляет собой «упадок духа», «несуразную вещь», и просил отказаться от его строительства в том виде, в каком оно было запланировано, но, разумеется, наш вождь никакие другие проекты одобрить не мог. Как бы там ни было, а сама по себе конструкция Дворца Советов была настолько уникальна, что познакомиться с ней следует поподробнее. Ведь даже знаменитые американские небоскребы тех лет уступили бы ему и по высоте, и по своей сложности, и уж тем более по оригинальности конструкции. Внутренний объем Дворца был таков, что мог вместить целых три пирамиды Хеопса — сооружения, как мы знаем, далеко не маленького! При этом общая площадь застройки участка под Дворец должна была составить почти 110 тыс. кв. м.
Геологическое строение участка под застройку оказалось весьма сложным: верхний слой состоял из песков, суглинков и супеси, или так называемых наносных материалов отложений четвертичного периода. Ниже залегали слои коренной породы — глина, мергель, известняк. Грунтовые воды очень обильные и агрессивные — разрушительно влияют на бетон! Поэтому технический проект в первую очередь предусматривал борьбу с водой, которая должна была вестись при помощи битумизации грунта. Суть метода заключалась в бурении вокруг будущего фундамента сотен скважин, через которые в известняк под большим давлением закачивался горючий битум при температуре до 200о . На всем своем пути через трубы он еще должен был подогреваться электрическим током, что дало бы возможность заполнить им все щели в известняке и тем самым — закрыть путь воде как в строительный котлован, так и к будущим бетонным стенкам фундамента.
Сам фундамент высотной части Дворца Советов должен был воспринимать нагрузку, превосходящую 500 тыс. тонн! При таком колоссальном весе устойчивость фундамента должно было обеспечить заглубление его более чем на 21 м ниже уровня реки Москвы и на 27 м ниже поверхности существовавшей тогда набережной. Этот главный фундамент представлял собой два бетонных кольца диаметром 140 и 160 м, имеющих высоту 20,5 и толщину 3,5 м, причем только лишь для возведения фундамента центральной части здания в него требовалось уложить 100 тыс. кубометров бетона.
Менее высокие части здания должны были опираться на фундаменты заглубленные на 10-15 м колодцами и кессонами до уровня первого слоя известняков. Всего же для стилобата планировалось соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!
Как и все сверхвысокие здания, Дворец Советов должен был иметь металлический каркас, передающий весь его вес на фундамент. Проблема создания этой конструкции осложнялась необходимостью вписать в него купольный свод большого зала, имевшего по плану диаметр 130 м и высоту 100,6 м. Планировалось, что нижняя часть каркаса здания высотой 77,5 м будет состоять из 32 пар мощных колонн, расположенных по кругу и опирающихся на башмаки из стальных плит. Все эти колонны образовывали цилиндрический остов, к которому подвешивается гигантский купол, перекрывающий зал. При этом колонны должны были состоять из тавровых балок сечения 1,5x1,5 м.
Соединяли их между собой листы стали толщиной 24 мм, так что общий вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту достигал 228 тыс. тонн, из которых 100 тыс. тонн приходилось на высокосортную специальную марку стали повышенной прочности, получившую даже специальное обозначение — «СДС» («Сталь Дворца Советов »)!
Химический состав этой стали был разработан Центральным Институтом металлов в Ленинграде, технологическое обеспечение ее изготовления поручили Украинскому институту металлов в Харькове. Соответственно, ее производство было организовано на заводе им. Петровского в Днепропетровске, а также на заводе им. Дзержинского, Мариупольском заводе им. Ильича и заводе имени Ворошилова. Новая сталь получилась на 15% дороже обычной строительной стали, однако при этом обладала повышенной прочностью и высокой антикоррозийной стойкостью.
Вес каркаса высотной части здания должен был составить 175 тыс. тонн, что в четыре раза больше каркаса такого небоскреба, как американский Эмпайр Стейт билдинг. Это, разумеется, тут же подсчитали журналисты — любители сенсаций, любой ценой стремившиеся «догнать и перегнать», пусть даже пока еще на бумаге!
Вследствие огромных размеров и большой сложности конструкции, сборка каркаса Дворца Советов должна была осуществляться в четыре операции, с промежуточной выверкой уже сделанного монтажа. Основным материалом для заполнения пустот стен дворца были выбраны керамические пустотелые блоки, а не кирпич, так как они давали существенный выигрыш в весе и при этом хорошую тепло- и шумоизоляцию. Толщина стенового заполнения во всех частях здания была одинаковой и составляла 0,3 м.
Большой зал Дворца Советов имел вид амфитеатра с круглой ареной и был рассчитан на 20 тыс. мест. Площадь — 12 тыс. кв. м, а объем — 970 тыс. куб. м. Таким образом, его объем был примерно равен объему всех зрительных залов театров и кинотеатров тогдашней Москвы. Разумеется, скопление такого большого числа людей в одном месте требовало мощной искусственной вентиляции, которая была запроектирована на производительность в 800 тыс. куб. м воздуха в час зимой и 1200 тыс. куб. м летом. Теплый и загрязненный воздух в зале должен был подниматься под его купол, откуда удаляться мощными вытяжными вентиляторами. Соответственно предусматривалась и система кондиционирования воздуха, которая обеспечивала бы в зале постоянство температуры и нормальную влажность.
Часть окружности Большого зала, согласно проекту, отводилась для мест президиума, лож дипломатов, представителей прессы и т.д. Предполагалось, что круглая арена в центре зала во время съездов, конгрессов и собраний будет занята партером, а вот в случае необходимости, при цирковых или театральных представлениях либо спортивных выступлениях, она будет освобождаться от кресел путем спуска площадки партера в специально предусмотренный под ним трюм. Соответственно вокруг зала было предусмотрено кольцеобразное фойе, образуемое двумя рядами колонн металлического каркаса, поддерживающих центральную часть здания. Кроме фойе, к Большому залу должны были примыкать аванзалы, курительные комнаты и вестибюли.
Малый зал был рассчитан на 5775 мест, при площади около 3500 кв.м, объеме 84 тыс. куб. м и высоте 84 м. Получалось, что даже этот «малый зал» станет величайшим театральным помещением во всей Европе. Места в нем располагались амфитеатром и на небольшом балконе. Площадь сцены — 1200 кв. м. Вместе с этим залом предусматривались следующие помещения: две аудитории по 500 мест, две аудитории по 200 мест и еще библиотека на 500 тыс. томов с читальными залами и кабинетами для занятий.
В подземной части дворца должны были располагаться технические помещения — отопительные, вентиляционные, службы по водоснабжению и электрообеспечению, медицинские службы и прочие системы жизнеобеспечения. Там же должны были находиться трюмы-арены Большого и Малого залов. Особое внимание при проектировании уделялось удобству внутреннего передвижения по дворцу, поскольку вместимость его рассчитывалась на 30 тысяч человек, и, разумеется, необходимо было сделать так, чтобы они могли быстро попасть в любую точку этого огромного здания. Не считая пожарных и хозяйственных подъемников, внутри здания планировалось установить 62 эскалатора и 99 лифтов, благодаря которым, например, эвакуация Большого зала могла быть осуществлена буквально за 10 минут!
Много внимания уделялось и отделке помещения, ведь площадь только высотной части здания составляла 78 тыс. кв. м.
Что же касается внешнего оформления Дворца Советов, то оно всецело подчинялось идее создания достойного постамента для статуи Ильича. Металл, использованный при отделке фасада, был связан со статуей единством материала, из-за чего и само здание, и венчающая его скульптура должны были восприниматься как единое целое. Полная высота фигуры Ленина достигала бы 100 м, что представляло собой нечто совершенно исключительное в истории архитектуры. Высота головы — 14 м, длина руки, вытянутой по традиции вперед, — почти 30 м, при этом фигура имела бы всего лишь две точки опоры — в ногах!
Таким образом, по проекту полная высота Дворца Советов от уровня земли и до макушки головы фигуры В.И. Ленина составляла 420 м, т.е. на 13 метров выше тогдашнего лидера среди небоскребов — Эмпайр Стейт билдинга! Общий же вес дворца, при объеме в 6,5 млн. куб. м, достиг бы и вовсе грандиозной цифры в 1,3 млн. тонн.
Строительство сего памятника эпохи, когда для советских людей, казалось, не стало уже ничего невозможного, началось в 1937 году, причем до начала войны успели собрать «клетку» здания высотой с десятиэтажный дом. Но потом с началом войны от строительства пришлось отказаться, а все металлические конструкции, как те, что уже были смонтированы, так и заготовленные, пришлось пустить на строительство стратегически важных мостов, которые в то время были куда важнее. Достроить здание хотели уже после войны, но тогда пришлось расходовать огромные средства на создание атомной бомбы, потом умер Сталин, потом… потом… потом — одним словом, этого грандиозного сооружения столица так и не увидела, хотя в Кремле и был построен прямоугольник Дворца съездов. Впоследствии проект Дворца Советов неоднократно критиковался за немасштабность по отношению к другим историческим зданиям Московского Кремля, за несоответствие исторически сложившейся архитектуре центра города, за «сверхмонументальность форм» и все такое прочее, но только ведь египетские пирамиды в этом плане еще более «сверхмонументальны» — и ничего. Чтобы только лишь на них посмотреть, люди расходуют немало денег, а восстановленный на месте Дворца Советов храм Христа Спасителя, при всей его красоте, все-таки не более чем обыкновенная купольная церковь!
В течение многих лет в круглом углублении фундамента Дворца функционировал летний открытый бассейн «Москва», на месте которого позднее как раз и был воссоздан взорванный в 1931 году храм.
Сегодня мы можем много говорить о том, что были в то время дела и поважнее, чем сооружение этого помпезного здания, что люди, мол, в стране голодали, томились в лагерях, что им много чего не хватало, а раз все это так, то и хорошо, что его не построили. Но… людям всегда ведь чего-нибудь не хватает, большинство вообще томится от безделья, тогда как всем прочим сколько не дай — всегда мало. Как бы там ни было, нам на память достался бы не бумажный проект, а вполне реальное чудо света, способное привлекать туристов со всего мира. А лично мне все-таки жаль, что Дворец Советов так и не был построен!
Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.
В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.
Дворец Советов: что помешало постройке самого грандиозного здания в мире
30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С.М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны.
Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.
Борьба архитектурных стилей
В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье.
Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы».
В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.
Трансформация идеи
Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи.
Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини.
В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.
Грандиозная стройка
По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.
На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие.
Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов.
Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.
Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу.
Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.
Финал строительства
Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны.
Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.
Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили (10.01.2014)
5 декабря 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны - Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.
Новая власть, новая идеология, глобальный замах на тотальное счастье человечества требовали адекватного воплощения в сооружении, которое было бы «видно со всего мира».
Конкурс вызвал всенародный отклик: эскизы с идеями Дворца Советов присылали школьники и рабфаковцы, активные пенсионеры и жилтоварищества. Только профессиональных архитектурных проектов было 160, из них 24 - от зарубежных мастеров. Несмотря на большое число блистательных работ, Совет строительства, объявив итоги второго тура, присудил победу проектам Б. Иофана, И. Жолтовского и американца Г. Гамильтона. Все три победителя представили проекты помпезных, тяжеловесных сооружений, восходящих к стилю ампир. При этом были проигнорированы яркие, современные проекты братьев Весниных, архитекторов немецкой архитектурной школы «Баухауз», самого, пожалуй, популярного в мире мастера Ле Корбюзье.
1920-е гг. оказались в СССР временем триумфа конструктивизма - нового стиля, в котором архитектурный образ создаётся минимальными средствами. Постройки Константина Мельникова, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, тех же братьев Весниных, смелые проекты Татлина и Эль Лисицкого успели снискать мировую славу новому советскому зодчеству. И вдруг - демонстративный отказ от этих завоеваний, программное возвращение к «большому стилю» империи.
Разочарование архитектурной общественности было столь велико, что мировые лидеры нового зодчества написали удивлённые письма на имя Сталина, которого наивно именовали президентом. Международный конгресс современной архитектуры, объединявший передовых мастеров, намечал в 1933 г. собраться в Москве в четвёртый раз, но итоги конкурса на Дворец Советов побудили отказаться от этой затеи. Как обескураженно писал Луначарскому Ле Корбюзье, «народ любит королевские дворцы».
Отказ от революционных архитектурных идей в пользу традиционных был не первым. Примерно так же завершился конкурс на Красный стадион на Воробьёвых горах. Сильнейшим в конкурсе на Дворец Труда признали конструктивистский проект братьев Весниных, но почему-то присудили ему не 1-е, а только 3-е место (видно, чтобы не ориентировать всю советскую архитектуру на новый стиль), к реализации же проекта так и не приступили. В конкурсе на здание Центрального телеграфа победил талантливый конструктивист Григорий Бархин, но при воплощении проекта старому мастеру Ивану Рербергу поручили одеть здание с просвечивающим каркасом в «приличную» каменную шубу. Точно так же победителям конкурса на здание гостиницы «Москва» не позволили полностью воплотить смелый проект - на стройплощадке его «скорректировал» в академическом духе Алексей Щусев - проверенный старый мастер.
Как считает Юрий Волчок, профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответствовал представлению народа о главном здании страны.
Остался подземный вход
Как известно, Дворцу Советов было суждено остаться гигантским миражом: 416-метровая огромнейшая в мире «высотка» массой 1,5 млн тонн, четверть которой - колоссальная фигура Ленина (один лишь указательный палец вождя - двухэтажный дом), раздавила бы историческую застройку Москвы. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А после войны никому не хотелось ковыряться в непролазной грязи Черторыйского ручья, место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, да как-то незаметно Дворец Советов заменили новым зданием МГУ.
Лев Руднев, став архитектором новой «высотки», имел очень жёсткие сроки окончания проектирования, поэтому в основу положили проект Иофана, тем самым была подчёркнута преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. Да и остальные шесть московских небоскрёбов имеют генетическое родство с неосуществлённым проектом.
Их создание силами советских зодчих, конструкторов, материаловедов, строителей было, по мнению того же Ю. Волчка, технологическим прорывом, сравнимым с полётом в космос. Без этих высоток у нас не было бы массового строительства, страна не переселилась бы из бараков в хрущёвки, сегодня анекдотичные, но в своё время спасительные для страны, погрязшей в решении квартирного вопроса.
Конкурс на проектирование Дворца Советов совпал по времени с разработкой первого генплана Москвы 1935 г. Идея вертикали, которая «держит» мегаполис, не потеряла актуальности и сегодня. Принцип полицентризма, определённый Дворцом Советов, актуален и теперь, когда столица приросла юго-западной «манишкой», и опять требуется международный конкурс архитектурных идей, чтобы новая Москва не оказалась жалкой околицей Москвы исторической. Существуй Дворец Советов в реальности, считает Юрий Волчок, букет стекляшек, именуемый Сити, отодвинулся бы значительно дальше от центра города (как квартал небоскрёбов Дефанс в Париже убрали из зоны видимости Эйфелевой башни).
А нам на память от Дворца Советов осталась станция метро - прежде одноимённая, сегодня известная как «Кропоткинская», работы превосходного мастера Алексея Душкина, лучшая, может быть, среди метрополитенов мира. Когда-то она замышлялась как. подземный вестибюль Дворца Советов. Вот бы, кстати, вернуть ей историческое название!
Материал из еженедельника «АиФ» №1-2 от 11 января 2012 г.
Забытый символ коммунизма. Почему Дворец Советов так и не построили (10.01.2012)
5 декабря 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны - Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.
Новая власть, новая идеология, глобальный замах на тотальное счастье человечества требовали адекватного воплощения в сооружении, которое было бы «видно со всего мира».
Статья по темеКонкурс вызвал всенародный отклик: эскизы с идеями Дворца Советов присылали школьники и рабфаковцы, активные пенсионеры и жилтоварищества. Только профессиональных архитектурных проектов было 160, из них 24 - от зарубежных мастеров. Несмотря на большое число блистательных работ, Совет строительства, объявив итоги второго тура, присудил победу проектам Б. Иофана, И. Жолтовского и американца Г. Гамильтона. Все три победителя представили проекты помпезных, тяжеловесных сооружений, восходящих к стилю ампир. При этом были проигнорированы яркие, современные проекты братьев Весниных, архитекторов немецкой архитектурной школы «Баухауз», самого, пожалуй, популярного в мире мастера Ле Корбюзье.
1920-е гг. оказались в СССР временем триумфа конструктивизма - нового стиля, в котором архитектурный образ создаётся минимальными средствами. Постройки Константина Мельникова, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, тех же братьев Весниных, смелые проекты Татлина и Эль Лисицкого успели снискать мировую славу новому советскому зодчеству. И вдруг - демонстративный отказ от этих завоеваний, программное возвращение к «большому стилю» империи.
Разочарование архитектурной общественности было столь велико, что мировые лидеры нового зодчества написали удивлённые письма на имя Сталина, которого наивно именовали президентом. Международный конгресс современной архитектуры, объединявший передовых мастеров, намечал в 1933 г. собраться в Москве в четвёртый раз, но итоги конкурса на Дворец Советов побудили отказаться от этой затеи. Как обескураженно писал Луначарскому Ле Корбюзье, «народ любит королевские дворцы».
Отказ от революционных архитектурных идей в пользу традиционных был не первым. Примерно так же завершился конкурс на Красный стадион на Воробьёвых горах. Сильнейшим в конкурсе на Дворец Труда признали конструктивистский проект братьев Весниных, но почему-то присудили ему не 1-е, а только 3-е место (видно, чтобы не ориентировать всю советскую архитектуру на новый стиль), к реализации же проекта так и не приступили. В конкурсе на здание Центрального телеграфа победил талантливый конструктивист Григорий Бархин, но при воплощении проекта старому мастеру Ивану Рербергу поручили одеть здание с просвечивающим каркасом в «приличную» каменную шубу. Точно так же победителям конкурса на здание гостиницы «Москва» не позволили полностью воплотить смелый проект - на стройплощадке его «скорректировал» в академическом духе Алексей Щусев - проверенный старый мастер.
Как считает Юрий Волчок, профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответствовал представлению народа о главном здании страны.
Остался подземный вход
Как известно, Дворцу Советов было суждено остаться гигантским миражом: 416-метровая огромнейшая в мире «высотка» массой 1,5 млн тонн, четверть которой - колоссальная фигура Ленина (один лишь указательный палец вождя - двухэтажный дом), раздавила бы историческую застройку Москвы. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А после войны никому не хотелось ковыряться в непролазной грязи Черторыйского ручья, место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, да как-то незаметно Дворец Советов заменили новым зданием МГУ.
Лев Руднев, став архитектором новой «высотки», имел очень жёсткие сроки окончания проектирования, поэтому в основу положили проект Иофана, тем самым была подчёркнута преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. Да и остальные шесть московских небоскрёбов имеют генетическое родство с неосуществлённым проектом.
Их создание силами советских зодчих, конструкторов, материаловедов, строителей было, по мнению того же Ю. Волчка, технологическим прорывом, сравнимым с полётом в космос. Без этих высоток у нас не было бы массового строительства, страна не переселилась бы из бараков в хрущёвки, сегодня анекдотичные, но в своё время спасительные для страны, погрязшей в решении квартирного вопроса.
Конкурс на проектирование Дворца Советов совпал по времени с разработкой первого генплана Москвы 1935 г. Идея вертикали, которая «держит» мегаполис, не потеряла актуальности и сегодня. Принцип полицентризма, определённый Дворцом Советов, актуален и теперь, когда столица приросла юго-западной «манишкой», и опять требуется международный конкурс архитектурных идей, чтобы новая Москва не оказалась жалкой околицей Москвы исторической. Существуй Дворец Советов в реальности, считает Юрий Волчок, букет стекляшек, именуемый Сити, отодвинулся бы значительно дальше от центра города (как квартал небоскрёбов Дефанс в Париже убрали из зоны видимости Эйфелевой башни).
А нам на память от Дворца Советов осталась станция метро - прежде одноимённая, сегодня известная как «Кропоткинская», работы превосходного мастера Алексея Душкина, лучшая, может быть, среди метрополитенов мира. Когда-то она замышлялась как. подземный вестибюль Дворца Советов. Вот бы, кстати, вернуть ей историческое название!
Почему Дворец Советов так и не построили?
Один из коммунистических лидеров Советской России – Сергей Киров – в 1922 году предложил создать «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» вместо «дворцов банкиров, помещиков и царей». Два года спустя умер Ленин – вождь большевистской революции. Его соратники по партии решили, что отныне для всей страны ушедший в мир иной «главный большевик» станет «вечно живым» . В стране принялись насаждать культ Ленина . Тело вождя поместили в мавзолей – подобие царских усыпальниц древности. По всей стране, даже в маленьких городках воздвигали памятники «вечно живому вождю». Но главный монумент Ленину было решено вознести на гигантскую высоту, увенчав изваянием «Ильича» супер-небоскреб – новый Дворец Советов .
Это сооружение могло бы стать воплощением давней идеи Кирова. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что новый дворец сооружается именно «вместо» святынь дореволюционных времен, решено было снести крупнейший в России православный Храм Христа Спасителя , воздвигнутый в 19-м веке в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Снос Храма Христа Спасителя.
Идея нового дворца натолкнулась на глухое недовольство населения. Многие сочли кощунством снос знаменитой церкви. Потребовалось десятилетие и личное распоряжение И.В. Сталина , чтобы в 1931 году уникальный храм был взорван и место для «пролетарского дворца» освободилось. К этому времени Сталин стал уже полновластным диктатором СССР . Вождь хотел видеть в новых зданиях воплощение мощи и величия новой «красной империи».
План Дворца Советов.
Именно поэтому из нескольких проектов Дворца Советов был выбран проект Бориса Иофана , наиболее отвечавший поставленной идеологической задаче. Согласно этому проекту , Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением высотою 415 метров, а предназначенный для торжественных заседаний Большой зал смог бы вместить 21.000 человек.
Проект Дворца Советов.
Дворец Советов мыслился Иофаном как пирамида из поставленных друг на друга мощных цилиндров. Венчала здание 80-метровая скульптура В.И. Ленина , внутри которой тоже собирались обустраивать разные помещения: например, библиотеку , как говорят, предполагалось разместить в указательном пальце железобетонного вождя.
Строительство Дворца Советов превратилось в крупнейшую градостроительную задачу и было провозглашено ударной, то есть, важнейшей стройкой. Возведение здания было начато в сложнейших условиях. В огромный котлован постоянно просачивалась вода из находящейся поблизости Москвы-реки и подземных потоков. Тем не менее, удалось совершить настоящий инженерный подвиг – был сделан фундамент , состоявший из двух гигантских концентрических бетонных колец, уходивших в землю на глубину более 20 метров . Фундамент опирался на известняковые скалы, что должно было придать имеющему титанический вес Дворцу Советов небывалую устойчивость.
Фундамент Дворца Советов.
Однако, несмотря на все усилия, стройку так и не суждено было закончить . Началась Великая Отечественная война . В тяжелые годы металлические конструкции были переделаны в противотанковые ежи, а стальные балки использовались для восстановления разрушенных мостов.
В 1953 году Сталин умер, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым отказалось от помпезных и дорогостоящих проектов предыдущей эпохи. Над фундаментом Дворца был возведен открытый бассейн «Москва» , который работал даже в зимнее время, окутывая район метро «Кропоткинская» (бывш. «Дворец Советов») клубами тумана.
После распада СССР власти Москвы , желая подчеркнуть историческую преемственность с докоммунистическими временами, приняли решение восстановить Храм Христа Спасителя , который теперь стал одним из символов Москвы новейшего времени.
Так история совершила загадочную петлю, оставившую после себя лишь воспоминания старожилов о великой стройке.
Как бы выглядел Дворец Советов на фоне сегодняшней Москвы?
Власти Калининграда показали проект застройки центра города на месте культового Дома Советов Статьи редакции
Там будут располагаться офисный комплекс, гостиница и здание правительства.
Фото «Клопс»На месте Дома Советов в Калиниграде появится комплекс новых построек, над которым работало архитектурное бюро «Студия 44». По словам авторов, они попытались повторить историческую планировку и функциональность пространства в центре города.
Скриншот из презентации «Студии 44»Самым высоким зданием из планируемых станет стометровая башня гостиничного комплекса. Остальные постройки будут высотой от 50 до 70 метров. Практически на месте Дома Советов построят здание правительства области, в котором также будут находится Музей «Россия – Моя история» и МФЦ.
Башня гостиничного комплекса Скриншот из презентации «Студии 44» Здание правительства Скриншот из презентации «Студии 44»Первые этажи всех зданий отведут под бутики, кафе и рестораны. Они будут открытыми для посещения.
Здесь как бы густейшая-густейшая жизнь, здесь 20-30 кулинарных учреждений, здесь целая система выставочных функций и всё это на очень маленьком кусочке земли. Мы это уже обсуждали с инвестором и, наверное, будем ещё: надо каждые 7-10 метров делать дверь в какое-то новое учреждение.
Никита Явейн руководитель «Студии 44»В ноябре 2020 года власти Калининграда решили снести знаменитый Дом Советов. Его построили на месте уничтоженного прусского замка, простоявшего в Кёнигсберге 700 лет. Зданию пытались найти инвестора, но ввести его в эксплуатацию так и не получилось.
Бруталистскому зданию пытались найти инвестора и проводили конкурсы по его восстановлению — но… Показать ещё 68 комментариев Популярные По порядку Написать комментарий. Драгоценный щитЯ был бы реалистом и поделил всё это на три. В лучшем случае будут стекляшки, стандартные скамейки, какой-нибудь фонтан, ну и парк метр на метр.
Бетонный коктейльугум, на месте заказчиков я бы не принимал работы, пока не сделают как в рендере)
Выглядит как распиздатый современный Хогвартс
Но увидим что будет, когда кончатся бюджеты
На Профессиональное училище № 18 в г. Одинцово)
Автомобильный черепКалинка вживую как Европа, так что не знаю
Вживую как европа? Это сколько там европы осталось - одна улица?
Снежный супер_старкак европа
Как Болгария или Румыния
Да, не приезжайте сюда никто. Это не туристический город, это всё пропаганда человека-Ермака, который снимает рекламные ролики в Каливуде.
Подробный калькуляторСоветский эксперимент оказался настолько пропитан мертвечиной, особенно в приземленных сферах, что вообще почти никаких образов для вдохновения не может дать. В городе уже и пруссов, и прусских порядков десятки лет нет, а все равно ничего материально богаче и привлекательнее в городской культуре, чем было у них, придумать не получается и не получится. Что ни возьми от совка - может где-то и выдавит ностальгические теплые чувства, но на фоне немецкого наследия стыдно проиграет в пух и прах. Спасибо, совки, за проебанный Россией век.
уже и пруссов
Пруссы это славянское племя, их дух в Кенигсберге и не водился, так как их конфедерацию тевтонские рыцари уничтожили незадолго до его основания.
Да немцев тоже не напишешь, кто-нибудь поправит.
Странное суждение. Интересная архитектура есть и в СССР, и в других эпохах. Тут как-то больше чувствуется неприязнь к советской эпохе в целом. Но оценивать архитектуру через эту призму неверно.
С другой стороны, мне не нравится ничего, что построено во время царствования Собянина. Ничего примечательного в плане архитектуры в Москве. Однотипные парки, жилые комплексы, офисы, апартаменты. Ничего ценного с точки зрения истории.
То есть, на фоне советского и царского наследия собянинские потуги стыдно проиграют в пух и прах
К советской эпохе надо не неприязнь испытывать, а ненависть. Это эпоха палачей русского народа и русской истории.
Хорошо, что параллельно в штатах негров не линчевали, а европейцы не эксплуатировали половину азиатского мира и Африки ( и до сих пор используют). Кляты совки
А до того было лучше? А сейчас лучше?
И причём тут архитектура?
Вроде бы прекрасно.
На фоне старого Кенигсберга это проигрывает.
Бетонный коктейльебать как я люблю параллелепипеды
То что все это на месте Кенигсберского замка который снесли в 70х это слезы конечно. Вообще регион пропащий весь
а что емуостается делать под гнётом совка? это дыра
Это не рядом, а не на месте замка.
Попытка стилизовать офис сбербанка под восточно-прусские мотивы видна, но если уже на рендерах так всрато, то что будет вживую. По мне так лучше псевдо-историчный новодел.
Воссоздание мотивов все равно будет выглядеть фальшивкой, так зачем юродствовать.
Через 10 лет и фальшивка станет достопримечательностью. Та же рыбная деревня туристам нравится и радует глаз.
И дворец в Коломенском
Ну ок, тоже имеет право на жизнь такой подход. Все от реализации зависит.
Хотя это наверно для совсем неискушенных туристов. На уровне Измайловского Кремля (где, правда, есть настоящий Блошиный рынок, настоящая сокровищница).
Бесформенные кучи из разновеликих стекол и зеленых треугольников крыш.
Как это может кому-то нравиться?
Ну знаешь, это не плохо… но лучше бы сделали музей.
Музей сделать нельзя, потому что один губернатор выкупил разваливающееся здание за круглую сумму чтобы пересадить туда правительство, потом выяснилось что оно стало аварийным, а теперь как глист ищет выход.
Очередной говноед.
Ещё и единорос небось?
Звучит так, что ты про меня ?
Он губернатор! Мэров тут нет, тут ситименеджеры. ред.
А губер единорос?
Он тот же что и ситименеджер.
Да даже у той же Студии44 первый вариант (по ссылке выше) был лучше, чем это
Все предложенные проекты выглядят эстетичнее и уютнее чем конструкт-модернизский дом советов
Процессуальный бокалКакой большой кондер на стене.
Выглядит хорошо, надеюсь проекты не изнасилуют при переходе к строительству
Это выглядит хорошо для спальника, а не центральной площади города и рядом с руинами королевского замка.
Финский корабльсмешанные чувства, видно что проект ещё сырой, возсожно опять всё пепеделают. но это лучше чем то что сейчас
Читайте также: