Дом с писателями на фасаде
Что вам известно про ажурный дом в Москве?
Обожаю архитектуру, всякие подробности, секретики. Начинаешь по-другому смотреть на объект, больше ценить его, относиться с уважением.
Ажурный дом, он же дом-аккордеон - необычное здание на Ленинградском проспекте. Проект разрабатывался, как вариант типовой застройки. Теперь это памятник экспериментального жилищного строительства, объект культурного наследия России. Можно осмотреть дом снаружи, но хочется и внутри тоже. Не все жильцы рады такому вниманию и пресекают попытки проникновения в подъезд. Есть легальный способ.
Скульптуры на пилонах ворот рядом с домом. Предполагаю, что раньше была ограда, в настоящее время ее нет, как и самих ворот. Издалека мне показалось, что кони похожи на питерские статуи Клодта. Подошла рассмотреть. Оказалось, не показалось. "Диоскуры, укрощающие коней" - точные копии скульптур на Аничковом мосту, выполненные внуком знаменитого скульптора по эскизам. Оригиналы созданы в 1841 году, в Москве эти композиции установлены в 1899-м, на пьедесталах римскими цифрами написано MDCCCXCIX. Причем тут кони? Беговая аллея ведет прямо к ипподрому.
Еще один "лошадиный" объект - конюшни Манташева. Стиль - венское барокко. Особняк построен по проекту армянского архитектора Аршака Измирова в 1909-1911 годах. Как ни странно, он имеет связь с Ажурным домом.
История такая. Жил-был нефтяной магнат Александр Манташев, занимался бизнесом и благотворительностью. Жертвовал средства на строительство храмов и учебных заведений, выделял стипендии для обучения одаренных студентов за границей. Был у него сын Левон (иногда пишут Леон) - картежник, любитель скачек и лошадей. Он-то и построил шикарные конюшни. На фасаде можно видеть вензель - ЛМ. Справа и слева к особняку прилегали два флигеля (не сохранились), сзади на параллельной улице симметрично стояло второе здание, пространство между ними занимали конюшни. В 1990-е годы там располагался гараж и автосервис, сейчас вроде одумались и решили реставрировать.
Так вот, ассистентами Аршака Измирова были братья Веснины. Три молодых талантливых архитектора, которые впоследствии прославились в эпоху конструктивизма. Александр Веснин был преподавателем архитектора Андрея Бурова, по проекту которого построен Ажурный дом.
Еще пару слов про конюшни и Левона Манташева. Строительство закончено незадолго до революции. Состояние, нажитое отцом, сын прокутил, причем несколько раз. Он проиграл наследство, вернул его и проиграл снова. После прихода к власти большевиков, нефтяные скважины были национализированы. Левон Манташев эмигрировал во Францию.
Вернемся к главному герою дня - Ажурному дому. Он построен в 1936-1940 годах. Иногда его называют "Домом Бурова". Хотя на табличке указан второй автор - Борис Блохин.
Андрей Буров учился во ВХУТЕМАС - художественном ВУЗе тех времен. Сильное влияние на его взгляды оказали педагоги Веснин и Фаворский. Про Александра Веснина уже упоминала. Владимир Фаворский - признанный классик книжной иллюстрации, художник мирового масштаба. А кумиром Бурова тогда был архитектор Жолтовский. Благодаря знанию французского, Бурову довелось познакомиться с великим Ле Корбюзье, которого он сопровождал в качестве переводчика. В общем окружение представляете. Также Буров дружил с режиссером-авангардистом Сергеем Эйзенштейном и создавал декорации для его фильмов.
В 1917 году случилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, к власти пришли большевики. Дальше, как в песне: мы наш, мы новый мир построим. После смены идеологии, нужно было что-то новое в архитектуре. Возник конструктивизм. Это авангардистское направление, которое появилось еще до Революции, просто в 1920-е годы оно "дозрело".
Буров разрабатывает типовые проекты школ и домов культуры - двух важных учреждений того периода. Нужно было повышать грамотность и культуру населения. Как живет простой человек? В основном "работа-дом, дом-работа". Раньше по выходным ходили в церковь. После революции место церкви занял Дом Культуры. Там был кинотеатр, концертный зал, библиотека. Это способствовало просвещению масс.
В 1932 году авангардные течения запрещают. Официально это называется "Рационализация творческих объединений". Многие архитекторы перешли в классицизм. Буров едет в Италию - колыбель мировой архитектуры. После возвращения строит дом Наркомлеса и еще несколько жилых зданий такого типа. Оказывается Челябинский тракторный завод - тоже проект Бурова. Причем производство было куплено в Америке! Буров побывал в США, увидел американский образ жизни: дороги, мотели, дайнеры, вот это вот все. Считается, что именно архитектура мотелей послужила вдохновением для Ажурного дома. Обычный американский мотель - это здание в форме буквы П. Здесь так же.
В данном проекте Буров использовал экспериментальную методику типового строительства. Впервые дом был построен из блоков. Он не имеет каркаса, блоки держат сами себя. Их изготовление по универсальным шаблонам на заводе не требовало оштукатуривания на месте, что ускоряло строительство и позволяло вести работы круглогодично. Однако не обошлось без ошибок. Например, для облегчения конструкции была добавлена деревянная стружка, в результате чего дом получил хорошую слышимость. Говорят, чихнешь у себя в квартире, а соседи говорят "Будь здоров". Слышно даже, как газету переворачивают.
in_moskow
Малый Могилёвский пер. дом 5, Плотников пер. дом 4.
Доходный дом, был построен в 1907 году архитектором Жериховым и принадлежал Г.Бройдо. Интересен украшающими его фризами, на которых изображены русские писатели Гоголь, Пушкин и Толстой с музами и эротическими сценами. Скульптор точно неизвестен (возможно — Л. С. Синаев-Бернштейн ); неизвестны и мотивы заказчика этого необычного дома. Считается, что первоначально фризы предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке, но были отвергнуты И. В. Цветаевым из-за фривольного содержания. Среди живших в доме: патологоанатом И. Ф. Клейн, археолог Б. Н. Граков (1899—1970 гг.).
Поговаривают, что в этом здании был публичный дом - но это только слухи. В соседнем же доме 3 по Могильцевскому точно был ЗАГС, где регистрировался брак Есенина и Дунан - и никакой эротики на фасаде.
Фриз называется «Парнас»: процессию из 50 фигур в античных одеждах, направлявшихся к окруженному музами Аполлону, раздававшему венки славы художникам, писателям и ученым разных стран (в том числе и России - Гоголю, Пушкину, Толстому). По одной из версий, эту лепнину делали для музея Изящных искусств на Волхонке (теперь это музей Пушкина), но заказчик от нее отказался из-за привольных сцен. Основатель Музея изящных искусств Иван Владимирович Цветаев был убежденным консерватором. Увидев такое бесстыдство, он пришел в негодование и принять работу отказался.
И тут подвернулся кандидат коммерческих наук Бройдо. Он как раз достраивал свой собственный доходный дом в Плотниковом переулке. И выручил опечаленного скульптора и недорого купил опальный фриз.
Фрагменты фриза украсили довольно простое здание. Но история вскоре забылась, тоги превратились в простыни, а музы - в женщин лёгкого поведения…
На фронтоне Музея изящных искусств красуется другой шедевр – копия античного фриза из Парфенона. По мнению Цветаева, она была гораздо более уместна. И название музею дали соответствующее – Музей Изящных Искусств Императора Александра III. Какие уж тут обнаженные музы. Зато дом в Плотниковом переулке по сей день изумляет прохожих.
Маскарон. Вторая голова утрачена.
Оказалось, дом с барельефами, знаменитый на всю Москву, не стоял на охране.
Ремонтные работы в офисе 2-го этажа в 2005г.(замена окон) привели к утрате части уникальных барельефов. Грузовик со строительными материалами снес козырек подъезда и один из маскаронов, украшавший подъезд.
По срочной заявке 11 апреля 2007г. дом поставлен на охрану. Однако разрушения продолжаются и но сей день.
Дому больше 100 лет, стоит на охране у правительства Москвы, но спасать не спешат, хотя рядом сплошные строительные и ремонтные работы.
Этот дом находится в переулках Арбата.
Обнимашки Пушкина и Толстого в центре Москвы
В Москве недалеко от метро "Смоленская" есть Плотников переулок. Здесь стоит дом, горельефы которого запоминаются сразу.
Вы могли себе представить обнимающихся Пушкина и Толстого? Да-да, вот так, средь бела дня, "наши литературные всё" застыли в довольно странной позе.
Досок, что тут жили писатели, нет. Что посещали дом - тоже. Так что же это такое? Давайте разбираться.
Должен только отметить, что сейчас дом и его детали отреставрированы и всё выглядит намного лучше. Фото в статье архивные, снять новые не позволило сами знаете что. Однако на суть рассказа это не влияет.
Дом по адресу Плотников, 4/5 находится на пересечении Плотникова и Малого Могильцевского переулков.
Построен как доходный (то есть такой, где квартиры сдавались) в 1907 году. Опоясан скульптурами
Дом с обнимающимися писателями. Плотников переулок, Москва (ещё 1 фото) Дом с обнимающимися писателями. Плотников переулок, Москва Дом с обнимающимися писателями. Плотников переулок, Москва (ещё 1 фото)Откуда появились скульптуры, точно уже не скажет никто. Кто-то вспомнит версию, что скульптору когда-то заказали фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке.
По задумке, процессия из 50 скульптур мировых писателей, учёных, художников и поэтов должна была "идти" к Аполлону, который раздавал им Венки Славы. Личности хотели сделать в объятиях муз.
Правда заказчик посчитал работу слишком пошлой и не принял её. Тогда-то часть скульптур и попала на дом.
Более весёлая версия говорит, что раньше тут был бордель, а знаменитости - чуть ли не постоянными клиентами. Версия более неправдоподобная, но кто знает. Тогда и название переулка просится быть не от слова "плотник", а от слова "плоть".
Писательский дом в Лаврушинском переулке и его знаменитые жильцы
«Дом писателей» - под таким неформальным названием в Москве известен дом №17 в Лаврушинском переулке, расположенный прямо напротив Третьяковской галереи. Дом имеет очень интересную историю, которая сформирована биографией его знаменитых жильцов – выдающихся советских писателей, поэтов и деятелей культуры.
История «Дома писателей» началась в 30-е годы прошлого столетия. Тихий замоскворецкий переулок включили в проект масштабной реконструкции центра столицы – он должен был войти в состав новой магистрали, продолжавшей Бульварное кольцо. Однако грандиозным планам не суждено было сбыться, и дом в Лаврушинском переулке остался единственным воспоминанием о масштабном проекте и стал единственным его реализованным объектом. Здание начали строить в 1935 году, спустя два года достроили. Автором проекта стал архитектор И.Н. Николаев.
Многоэтажный дом в Лаврушинском переулке в первые годы смотрелся очень экзотично на фоне застройки Замоскворечья, которая вплоть до 50-х годов была достаточно провинциальной – полуразрушенные бывшие купеческие усадьбы, старые дома с пристройками.
Во дворе писательского дома тоже царила типичная московская атмосфера – старики, игравшие в домино, чаепития с самоварами, игравшие дети. Однако сам дом был для Замоскворечья действительно роскошным – под стать тем, кто в нем жил.На крыше Дома писателей, 1956 год. На крыше Дома писателей, 1956 год.
Во дворе писательского дома располагались каменные палаты Титова – московского дьяка, сделавшего при царе Алексее Михайловиче блестящую карьеру. Перед революцией палаты обустроили под доходный дом на восемь квартир, в советское время квартиры превратились в обычные коммуналки. Их жители устраивались к Дом писателей домработницами и нянями.
Стоит рассказать, почему дом в Лаврушинском переулке стал писательским – он строился по личному распоряжению Сталина и специально для литераторов. Известно, что Сталин пообещал на встрече с Горьким выделить финансы на «строительство писательского городка, гостиницы со столовой, библиотекой и другими учреждениями».
После завершения строительства дома квартиры в нем распределяли сотрудники Литфонда Союза писателей, причем, руководствовались они своими личными предпочтениями. Желающих поселиться в новом роскошном доме было очень много, и за квартиры шла настоящая борьба.
Первыми счастливыми жильцами писательского дома стали:
- Агния Барто
- Константин Паустовский
- Ильф и Петров
- Всеволод Вишневский
- Лев Кассиль
- Николай Погодин
- Михаил Пришвин
- Илья Эренбург
- Борис Пастернак.
Позднее в доме поселились:
- Анатолий Макаренко
- Вениамин Каверин
- Валентин Катаев
- Юрий Олеша
- Лидия Русланова
- Анатолий Эфрос.
В Писательском доме поселился литературный критик Юзеф-Юзовский, заклятый враг Мейерхольда, Маяковского и Таирова, однако благоволивший к Любимову, которому он помог поставить знаменитую пьесу «Добрый человек из Сезуана». В конце 40-х годов Юзовский подвергся травле во время борьбы с «безродными космополитами». Жена критика ушла, оставив ему ребенка и старую мать. Чтобы выжить, ему пришлось продавать свою роскошную библиотеку, давать частные уроки.
Любимицей детворы Писательского дома была Агния Барто, которая дарила ребятам свои книги. Одна из девочек получила в подарок от поэтессы книгу со стихами и с дарственной надписью - «Наташе из соседнего подъезда. Читай стихи, смотри картинки, выздоравливай от свинки».
Агния Барто Агния БартоВ Доме писателей любили и Лидию Русланову – однажды она, по просьбе соседей, прямо с балкона спела песню в честь праздника.
Лидия Русланова Лидия РуслановаВ целом атмосфера в Писательском доме была дружеской и добрососедской. У потомков известных жильцов дома до сих пор остались книги с дарственными надписями и пожеланиями не менее известных соседей.
В Писательском доме Борис Пастернак работал над «Доктором Живаго» - за этот роман литератора позднее исключат из Союза писателей.
Борис Пастернак на балконе своей квартиры в Писательском доме, 1948 год. Борис Пастернак на балконе своей квартиры в Писательском доме, 1948 год.Жильцы Писательского дома были людьми с особым статусом. Они отдыхали на закрытых государственных дачах, следили за здоровьем в кремлевских больницах и поликлиниках, питались в цековских столовых и в продуктовых спецраспределителях, обшивались в закрытых ателье. В доме работала поликлиника для членов Союза писателей, находился расчетный центр, где литераторы получали свои гонорары.
Дом писателей вошел в историю мировой литературы благодаря Михаилу Булгакову, который в своем романе «Мастер и Маргарита» подробно описал его – в эпизодах разгрома квартиры критика Латунского. Известно, что один из прототипов Латунского – критик Литовский, который как раз жил в Писательском доме.
С Литовским у Булгакова были личные счеты – после его разгромных статей пьесы писателя перестали ставить в московских театрах. Кроме того, Булгаков подавал заявление на получение квартиры в Писательском доме, но получил отказ.
Сложные 30-е годы прошлого столетия не обошли Писательский дом стороной. Многие его жильцы были арестованы и репрессированы: польский поэт Станде, Кушнеров, Ким. Уже после войны арестовали Бергельсона, Стонова, Лидию Русланову. Во время войны многие писатели уехали в эвакуацию в Чистополь, кто-то отправился на фронт военными корреспондентами. В 1941 году в Писательский дом попала фашистская бомба: был разрушен целый подъезд, в том числе, квартира Паустовского.
Константин Паустовский Константин ПаустовскийПосле войны к Писательскому дому пристроили секцию с двумя подъездами. Строительство курировал тот же архитектор – Николаев. Квартиры в новой секции предназначались для еще более статусных жильцов, так что ее конструкцией предусмотрели даже черную лестницу для прислуги, кухарок и шоферов. В новой секции был даже лифт, и среди старожилов она сразу получила неформальное название «барской».
Сегодня в Писательском доме живут разные люди, среди которых немало и потомков знаменитых советских писателей, получивших квартиры по наследству. Потомки литераторов бережно относятся к квартирам и даже сохраняют в первоначальном виде их интерьер, в том числе, кабинеты, где работали писатели. Практически не изменился интерьер квартиры поэта Льва Луговского, в которой живет его дочь, Ольга Львовна:
Доходный дом Бройдо
О назначении этого дома ходили легенды. А все из-за загадочного фриза, которым он украшен.
Доходный дом на углу Плотникова с Малым Могильцевским переулком построил в 1907 году архитектор Н.И. Жерехов для Г. Бройдо.
Здание украсили фризы с русскими писателями и музами в пикантных позах. Среди них можно узнать Гоголя, Пушкина и Льва Толстого. Причем фигура Толстого — это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения.
Считается, что эти фризы предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке. Композиция «Парнас» представляла собой процессию из пятидесяти фигур в античных одеждах. Они направлялись к окруженному музами Аполлону, который раздавал венки славы художникам, писателям и ученым разных стран. Но очередь за славой оказалась столь тесной, что наталкивала на эротические фантазии. Да и античные тоги больше напоминали простыни, а музы — девушек из дома терпимости. Поэтому Иван Цветаев отказался от этой работы. И уже в распиленном состоянии фриз украсил дом Бройдо.
Архнадзор
Легендарный фриз с писателями. 110 лет дому Бройдо в Плотниковом переулке
Дмитрий Французов
В 2017 году исполняется 110 лет удивительному дому в Москве – дому Бройдо, известному многим как «дом с писателями». Достойный возраст! И было бы справедливо вспомнить его историю, не говоря уже о том, чтобы привести сам дом в достойный юбиляра вид.
На углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков в 1907 году архитектор Николай Иванович Жерихов выстроил очередной доходный дом для советника юстиции, кандидата коммерции (звание для отличившихся выпускников «Академии коммерческих наук») Германа Ефимовича Бройдо.
Сотрудничество предпринимателя, застройщика Германа Бройдо и архитектора Николая Жерихова началось в 1902 году. Первый их совместный проект – доходный дом на Остоженке, дом 20, украшенный редким для Москвы лепным декором: на фризе выстроена целая зооморфная композиция, на которой есть и чайки, и горные козлы, и разнообразный растительный мир. Но так уж сложилось, что на протяжении многих десятилетий, когда говорят о доме Бройдо или об архитекторе Жерихове, вспоминают прежде всего именно этот дом в Арбате – на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков. Чем же так примечателен этот дом, кроме своеобразного углового эркера? Вот что пишет об этом доме Википедия: «Дом украшен десятками фигур в человеческий рост, в эротических сценах. В обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой. Скульптор неизвестен».
Действительно, этот скульптурный фриз трудно не заметить, а если внимательно рассмотреть скульптурные группы, то и сейчас отчетливо «читаются» Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь в «компании» с молодыми дамами.
В конце прошедшего века на боковых стенках эркера можно было еще обнаружить и образ Пушкина. Но сейчас состояние фриза катастрофически ухудшилось, есть множество утрат, и нужно приложить определенные усилия, чтобы найти Пушкина.
Как правило, пребывание в прошлом великих писателей (и других выдающихся деятелей) отмечено мемориальными досками на фасадах зданий, но вот так, в таких фривольных сценках – это что-то новое и, безусловно, вызывающее удивление и много вопросов. Конечно, такое уникальное «явление народу» классиков не могло не остаться без попыток его объяснить, что и породило несколько легенд.
Наиболее распространенная и многократно тиражируемая легенда связана с Музеем изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Будто бы подготовленный скульптором Синаевым-Бернштейном фриз для Музея изящных искусств не прошел конкурсный отбор и был частично использован на фасадах доходного дома Бройдо.
А что же говорят документы о конкурсном отборе, «…об украшении центрального портика здания Музея скульптурным рельефом» (И.В. Цветаев. Речь и отчет, читанные в торжественном собрании императорского Московского университета 12 января 1903 года. М., 1903. С. 284–285)?
В 2008 году Музеем изобразительных искусств имени Пушкина было подготовлено четырехтомное издание переписки И.В. Цветаева и Ю.С. Нечаева-Мальцова. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, русский дипломат и фабрикант, владелец стекольных заводов, фактически профинансировал строительство Музея. Именно эти документы, переписка фактических основателей музея, в которой упоминается история создания фриза, и позволяет оценить достоверность главной легенды создания фриза дома Бройдо.
7 ноября 1901 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «Приехал сюда из Парижа скульптор Беренштейн, сработавший эскизы верхнего карниза. Эскиз в рисунке, сделанный в два тона карандашей, больших размеров. Вчерашний вечер провели мы трое, Клейн, скульптор и я, в рассматривании этого опыта. Художник – человек несомненно даровитый, способный искать в истории искусства и сюжеты, и формы. Центр композиции составляет Парнас с Аполлоном; к нему направляются с той и с другой стороны фигуры художников всех времен». И далее, кратко описывая эскиз, Цветаев пишет: «С одной стороны должен занять место мир древний, начиная с Египта и Вавилонии, с другой – мир христианский, чтобы этот фриз выражал собою содержание Музея. Есть и недочеты технические: правая сторона от зрителя заполнена недостаточно тесно, пустоты меж фигурами и группами требуют другого распределения. Художник ждет Вашего прибытия, Ваших указаний, чтобы сейчас же приступить к переделке. В отделе христианского искусства, по-видимому, придется исключить духовных лиц из компании Донателло, Микеланджело, Рафаэля и других, потому что рясы и клобуки не идут к этой процессии аспирантов на славу, даруемую на Парнасе. Художник их и не поставил. Идея есть, так как она Вами дана; наметились пути композиции, – остается, если Ваше впечатление будет в пользу способностей скульптора, ему переработать [ее] в смысле большей определенности сюжета в каждой своей части, в каждой детали».
В контексте истории фриза на доме Бройдо прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Синаевым-Бернштейном в ноябре 1901 года были сработаны только эскизы «в рисунке, сделанном в два тона карандашей, больших размеров». Кроме того, если «рясы и клобуки не идут к этой процессии», то как могли дамы, такие как на фризе дома Бройдо, подойти к этой самой процессии? Это сомнительно. При таком внимании заказчиков к деталям этот сюжет, скорее всего, был бы отмечен.
Продолжая работу над проектом, в мае 1902 года Синаев-Бернштейн показал Поленову эскиз (опять речь идет только об эскизе!) обновленного варианта, о котором Поленов хорошо отозвался. А вот что еще следует из документов. В марте 1902 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «С Синаевым-Беренштейном придется, кажется, расстаться, вместо 60 тысяч франков, о которых он говорил в Москве, он просит 75 тыс. рублей за одну лепку и 50 тысяч за рубку, хотя согласен, по-видимому, сделать обе работы за 110 т. рублей». Кстати, стоимость работ по созданию уже в камне Парфеноновского фриза (за колоннадой главного фасада Музея) стоила 17 тысяч рублей.
Конкурс состоялся в июле 1902 года. Есть упоминания, что Синаев-Бернштейн представил «обширных размеров рисунок, исполненный тушью». И вот как итоги конкурса были отражены в отчете Комитета (по строительству Музея) за 1902 год: «Вопрос об украшении центрального портика здания Музея скульптурным рельефом обсуждался на заседаниях Комитета по устройству Музея им. Императора Александра III при Московском университете в 1902 г., когда здание Музея было доведено до крыши и приступили к изготовлению колонн и полуколонн для фасадов. В течение 1902 г. Ю.С. Нечаеву-Мальцову, товарищу председателя Комитета, на чьи средства предполагалось вести работы, были представлены эскизные проекты 3 авторов: римского скульптора Романелли (венчание музами императора Александра III как покровителя наук и искусств), Синаева-Бернштейна (Парнас и на нем восседающий Аполлон среди муз, которые раздают венки Славы художникам всех веков и народов, не только живописцам, ваятелям и архитекторам, но и художникам слова) и Залемана (Олимпийские игры)».
В итоге был выбран проект Залемана, и портик Музея украшает именно фриз Залемана «Олимпийские игры». Сам фриз вырублен из каррарского мрамора учеником Залемана, одесским скульптором Иосифом Ивановичем Мормоне.
Анализ приведенных документов позволяет утверждать, что ни о каких лепных формах и, тем более, о вырубленных в камне макетах и (или) гипсовых слепках, выполненных Синаевым-Бернштейном, нет ни малейшего упоминания. Проект Синаева-Бернштейна как в 1901, так и в 1902 году упоминается только либо как карандашный эскиз, либо как эскиз в туши.
Далее: из описания проекта очевидно следует, что речь идет о композиции, в которой «направляются (к Апполону) с той и с другой стороны фигуры художников всех времен». А что же музы, «которые раздают венки Славы»? Вряд ли они обнимаются друг с другом по этому случаю, как это можно наблюдать на фасаде Дома Бройдо.
Таким образом, на основе имеющихся документальных источников с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что главная, наиболее цитируемая, версия о происхождении фриза на доме Бройдо является как минимум несостоятельной. К тому же, Жерихов построил доходный дом в Арбате в 1907 году, а каких-либо свидетельств о хранении в течение почти пяти лет достаточно крупных гипсовых фигур (если таковые и были) не существует (не удалось обнаружить).
Скульптор Лев (Леопольд) Семенович Синаев-Бернштейн родился в Вильно в декабре 1867 года (по некоторым источникам – в ноябре 1868 года) и с 14 лет жил в Париже. Художественное образование, в том числе у Огюста Родена, он также получил в Париже, где и выполнил все свои известные работы. В 1901 году Лев Семенович стал кавалером ордена Почетного Легиона. В 1944 году он был арестован в Париже нацистскими властями и скончался в том же 1944 году в лагере Дранси.
Еще раз обратим внимание: Синаевым-Бернштейном для конкурса в Музее изящных искусств никакие фризы, выполненные в материале, не представлялись, и, соответственно, после конкурса просто нечего было переносить на фасад какого-либо дома, в том числе и дома Бройдо. Музей изящных искусств не имеет прямого отношения к легенде дома Бройдо.
Есть вторая легенда происхождения фриза на фасаде дома Бройдо, и связана она с якобы существовавшим тут домом терпимости. Забавная версия, если вспомнить даты жизни хотя бы Николая Васильевича Гоголя и Александра Сергеевича Пушкина. Дом был построен только в 1907 году. Единственный кандидат на посещение гипотетического борделя – Лев Николаевич Толстой, правда, в 1907 году ему было уже 79 лет. Конечно, всякое могло быть на этом месте до строительства Жериховым здания. В Москве известны районы, где были бордели, в частности, Сретенские переулки, но Арбатская часть в этом вопросе так досконально не изучена и ждет своих исследователей. Поэтому, пока не будут изучены адресные справочники и другие источники, ни исключать, ни принимать такую версию уверенно нет оснований. А если «что-то и было», мотивация к созданию данных фривольных композиций, да еще с такими участниками, может оказаться совершенно неожиданной.
В год своего 110-летия фриз дома Бройдо понес очередную утрату. 22 июля 2017 года в сети появилась информация о том, что с фасада дома Бройдо в Плотниковом переулке отвалился очередной фрагмент скульптурной композиции. К сожалению, поначалу корреспонденты с места ошибочно сообщили, что обвалился барельеф с изображением Гоголя. Однако, возможно, именно эта неточность (все-таки Гоголь – знаковое имя), а также активная позиция СМИ во многом поспособствовали тому, что спустя уже несколько дней на фасаде дома начались реставрационные работы.
Итак, что же случилось 22 июля? С фасада дома Бройдо обрушилась нижняя часть скульптурной группы, у которой уже около 20 лет назад была утеряна верхняя часть. И вот что предстало публике после обрушения.
Чтобы точно понять, какая именно скульптурная группа окончательно обрушилась, ниже предложен общий анализ структуры построения фриза и отдельных его элементов на фасаде дома Бройдо.
При всем кажущемся многообразии элементов, фриз фасада образован всего несколькими повторяющимися группами и отдельными фигурами. Можно выделить четыре устойчиво повторяющиеся группы и четыре отдельные фигуры, которые присутствуют на фасаде либо самостоятельно, либо дополняют эти группы.
Над входной дверью еще были две женские маски (Афина Паллада?). Одна, левая, маска отвалилась еще в конце 90-х годов, вторая держалась до 2016 года.
Вот как эта маска выглядела в июле 2014 года.
Как уже отмечалось, в настоящее время среди присутствующих на фасаде «персонажей» отчетливо можно различить Льва Николаевича Толстого и Николая Васильевича Гоголя. Кроме того, с помощью фотоматериалов 1990-х годов можно «опознать» и Пушкина (подробнее об этом см. далее).
Ниже представлены выделенные и повторяющиеся группы и отдельные фигуры (пропавшие маски Афины Паллады не рассматриваются).
Утерянное ранее – Пушкин и Гоголь (на левой и правой боковой стенках эркера):
Расположение групп и фигур показано на общем виде дома
и отдельно на боковых стенках эркера.
Приведенный анализ структуры построения фриза позволяет теперь без труда определить, что обрушившийся 22 июля 2017 года фрагмент скульптурной композиции – это нижняя часть группы 3. Достаточно провести сравнение соответствующих элементов на обрушившемся фрагменте и на еще сохранившемся.
Таким образом, можно и нужно уверенно утверждать: 22 июля 2017 года обрушилась нижняя часть группы 3. Гоголь (на этот раз) не обрушился.
Осталось определиться, а что же сейчас еще осталось от Пушкина? Для этого обратимся к фотографиям фриза конца прошлого века. Соответствующие фрагменты были использованы в таблице выше. Очевидно (если принимается версия, что на этих фрагментах речь идет именно о Пушкине), что их отличительной чертой является, в частности, свиток, который он держит в руке. Его достаточно отчетливо видно на приведенных выше фрагментах. Именно по этому свитку и исходя из приведенного анализа структуры построения фриза можно найти уцелевшие «останки» скульптурного изображения нашего великого поэта на фризе дома Бройдо. На приведенных выше фотографиях эти фрагменты отмечены.
Как будет развиваться ситуация с консервацией оставшихся скульптурных композиций, сказать трудно. Пока, в юбилейный год, на здании наконец начаты какие-то работы.
architectstyle
Основным элементом фасадов является проходящий в уровне второго этажа скульптурный фриз с изображением писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз.
Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков? Вот тут Толстой целует Пушкина.(слева)
А вот музы с книгой- справа
В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова. Лепные панно по фасадам домов - излюбленный мотив зодчего, который он применял неоднократно. Однако здание в Плотниковом переулке – пожалуй, самая необычная постройка архитектора.
Плотников пер.
Фризы с десятками скульптур и эротическими сценами вызывают здесь наибольший интерес. Скульптором творения предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн, хотя это лишь версия. Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах (считается, что это – первое прижизненное изображение Л. Н. Толстого.), а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу.
Плотников пер.
В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию.
Эркер на северо-западном углу фасада
М.Могильцевский пер.
Фрагмент эркера
Фриз со стороны М.Могильцевского пер.
Фрагмент фриза (можно рзглядеть Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого с музами)
Барельефы Плотникова переулка
А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и. м-м-м. фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.
Ах, эти Арбатские переулки. На подходе к дому в Плотниковом
Общий вид со стороны Плотникова переулка
Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка
Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.
Лев Толстой обнимается с Пушкиным
Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь
Кто там справа от Толстого??
Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания
А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая.
И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни.
Доходный дом Г. Е. Бройдо, Плотников переулок, д. 4/5
А сейчас вернемся на пять лет назад, в 1907 год. Как человек, который понимает кое-что в строительстве и искусстве вкладывать деньги, Герман Ефимович приглашает для постройки модного (и, как это бывает, непрофессионального) архитектора Николая Ивановича Жерихова. Размер гонорара, обещанного Жерихову, так, видимо, вдохновил его, что получившееся здание считается одной из самых необычных построек мастера. Впрочем, от любимого своего мотива - украшения фасадов лепниной, подчас неумеренного и экстравагантного - он отказаться не смог, и для изготовления фризов со скульптурами был приглашен, в свою очередь, Л. С. Синаев-Бернштейн. И здесь, наконец, мы подобрались к самому интересному.
Нет, ваши глаза вас не обманывают. Это слившиеся в объятиях бессмертные классики. Забегая вперёд, обнимаются и целуются на стенах этого дома все.
Кроме Гоголя. Не знаю, за что Синаев-Бернштейн так обидел Николая Васильевича, но это действительно единственная фигура здесь которая не взаимодействует ни с кем в эротическом плане.
Если у вас возник вопрос: "А что, собственно, происходит?", я постараюсь ответить. Дело в том, что по слухам, здание это было не просто доходным, а публичным домом, пользующимся успехом у творческой интеллигенции, и что сам Лев Николаевич Толстой имел обычай туда захаживать. Его скульптурный портрет на фасаде этого дома, кстати, считается единственным прижизненным изображением писателя. Другая версия принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии. Полсотни фигур, среди которых писатели, художники и ученые из разных стран, направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал его излишне фривольным, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Здесь я позволю себе усомниться в мнении известного москвоведа. И вот почему - на последнем снимке вы можете заметить второе изображение Н.В. Гоголя, он с самого края снимка, слева, упирается в водосточную трубу самой знаменитой частью своего тела. Всего он встречается там четыре раза, а объятия Пушкина и Толстого повторены как минимум дважды. Не кажется ли вам это странным в контексте версии С.Романюка?
Это, надеюсь, вы согласны, уникальное здание является объектом культурного значения, однако каменные скульптуры сегодня находятся в плачевном состоянии, часть из них осталась без лиц, многие практически полностью разрушены. Каменная маска, украшавшая вход в дом, была уничтожена относительно недавно, когда начнется реставрация - неизвестно.
Читайте также: