Дом который построил шехтель
Творения Федора Шехтеля в Москве
Федор Осипович Шехтель является одним из величайших представителей русской художественной культуры конца XIX – начала XX века, его называют первопроходцем стиля модерн в России, который создал облик Москвы того периода.
Франц-Альберт Шехтель (настоящее имя архитектора) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего баварского инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Его детство и юность прошли в Саратове.
В 1875 году Шехтель переехал в Москву, и вся дальнейшая жизнь, учеба и творчество зодчего были связаны с Москвой. В 1875—1878 годах Федор Шехтель учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его мать работала экономкой в доме Павла Михайловича Третьякова — будущего создателя знаменитой художественной галереи, поэтому у Федора была возможность получать практические навыки в мастерской Александра Степановича Каминского, известное архитектора второй половины XIX века, который являлся родственником Павла и Сергея Третьяковых. Возможно, благодаря Каминскому, Шехтель стал получать первые заказы.
Начиная с 1882-83 гг. архитектор начинает вести самостоятельную практику. В период до 1893 года он создает крупные промышленные и усадебные комплексы, сотрудничает с театрами, оформляя спектакли, работает в журналах, по рисункам Шехтеля печатают книжные обложки. Начиная с 1894 года, Федор Осипович отдает предпочтение исключительно архитектуре. Несмотря на то, что большинство его творений находится в Москве, он много проектирует и за ее пределами.
В 1915 году Шехтель перешел из католичества в православие и принял новое имя - Федор, под которым вошел в историю архитектуры.
Федор Осипович Шехтель
После революции Шехтель пытался сотрудничать с новой властью, но строительство практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой Садовой был национализирован, Федор Осипович Шехтель с семьей сменили три коммунальных квартиры, в 1926 году архитектор умер. Сохранилось одно из его предсмертных писем, в котором Шехтель описывает сложности последних дней жизни:
«С октября месяца по настоящее время не покидаю постели (с лишком 6 месяцев) — у меня ужасная болезнь атония кишок и вообще всей внутренней требухи, по-французски значит расслабление, атрофия): ни желудок, ни кишки не работают без механического воздействия — я молю Бога прикончить эту каторгу, — но доктора хлопочут зачем-то продлить это мучение. Я ничего не могу есть, ослаб до того, что не могу сидеть — лежать еще хуже, у меня остались одни кости и пролежни, очевидно, я должен умереть голодной смертью. Вы меня не узнаете, мне кажется, у меня на лице один только нос.
Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает.
Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».
Человек, который оставил богатейшее архитектурное наследие, умер в бедности и нужде.
Похоронили Федора Осиповича Шехтеля на Ваганьковском кладбище, в спроектированном им самим семейном склепе.
Москва Федора Шехтеля обладает неповторимым очарованием и гармонией линий. Посмотрим на творения, которые украсили наш город.
1. Особняк Смирнова
Особняк Смирнова растянулся вдоль Тверского бульвара. Светло-зеленое здание привлекает внимание, плавностью линий и длинным фасадом. Это усадьба Петра Петровича Смирнова, директора и старшего сына основателя торгового дома «П. А. Смирнов в Москве». Того самого Петра Арсеньевича Смирнова, «водочного короля» России.
Главный дом с флигелями был построен в 1834, а в 1901 году усадьбу перестроили, изменив фасад по проекту Федора Осиповича Шехтеля, при участии А.А. Галецкого. Работы продолжались 5 лет. Архитектор не стал разрушать прежнюю планировку, а старался сохранить и переосмыслить. Длинный фасад объединил все постройки и флигели здания. В особняке размещалось 8 приемных залов, которые отличались роскошью и богатством, был разбит зимний сад с редкими растениями и обустроен зверинец. Шехтель использовал самые последние технические новшества. В доме были установлены батареи, имелось водяное отопление, собственная котельная и приточная вентиляция.
В то время Тверской был единственным бульваром Москвы, и сюда съезжался народ на променад. Особняк привлекал к себе внимание своим вытянутыми витражными окнами, выносными эркерами и кружевным кованым балконом, который «парил» над улицей. Кажется, в доме 2 этажа, на самом деле их 4.
Особняк Смирнова считается одной из лучших работ Шехтеля, выполненных в стиле модерн.
После смерти Петра Смирнова в 1910 году, усадьбу продали. До революции в ней размещалось Московское судебное правление, в 1922 году сюда перебрался Революционный военный трибунал, потом - столичная прокуратура. В 1990 году часть особняка отдали Пенсионному фонду. В 2006 году прошли реставрационные работы.
В 2009 году в доме открылся ресторан, в результате чего часть исторических интерьеров выдающегося зодчего была утеряна. В настоящее время здесь проводятся различные торжества и деловые мероприятия.
Адрес: Тверской бульвар, 18, стр. 1
Особняк Смирнова
2. Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского является самым известным творением Федора Шехтеля. Он был построен в 1900—1903 гг. в стиле модерн.
Степан Павлович Рябушинский происходил из известной династии промышленников и банкиров. В 1900 году он поручил строительство Шехтелю, зная буйную фантазию и творческий подход к делу зодчего.
В архитектуре присутствуют элементы готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы светлым кирпичом, сверху они обвиты элементами мозаичного фриза с изображением ирисов. Окна расположены на разных уровнях и создают причудливый эффект многоэтажного здания, хотя на самом деле всего 2 этажа.
Кованые решетки рисуют замысловатые, волнистые узоры. Спиралевидный завиток является любимым мотивом модерна, символизирующий идею жизни в виде вечного движения и развития.
В оформление интерьеров участвовал М.А. Врубель. Шехтель хотел создать иллюзию подводного мира, сохранилась парадная лестница из белого мрамора, выполненная в форме волны. Люстра напоминает медузу, стены здания окрашены в зеленые тона, ручки дверей отлиты в виде морских коньков.
После 1917 года Рябушинскому пришлось эмигрировать, в особняке располагался Госиздат, с 1925 по 1931 гг. - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей.
С 1931 по 1936 год в особняке по приглашению советского правительства жил Максим Горький, а в 1965 году открыли музей, посвященный писателю, который можно посетить.
Адрес: ул. Малая Никитская, 6
Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского
3. Особняк Морозова
Возведение особняка Мороза стало поворотным моментом в биографии Федора Осиповича Шехтеля. Он был построен в 1893 году в стиле «английской готики».
Новаторство Шехтеля заключалось в организации пространства: все помещения располагаются вокруг парадной лестницы, которая является основным ядром композиции.
По замыслу зодчего, каждый ракурс соответствует идеальной композиции, поэтому красота здания лучше воспринимается в динамике. В оформлении интерьеров принимал участие начинающий художник М.А. Врубель.
Савва Тимофеевич Морозов был богатейшим купцом и крупным меценатом. В 1 893 году он приобрел старую усадьбу с обветшалым домом, который снесли, а на его месте выросло «московское чудо», так окрестили творение Шехтеля. Согласно действующим тогда юридическим нормам, официально дом принадлежал его жене Зинаиде Григорьевне.
В настоящее время здесь находится дом приёмов МИД России.
Адрес: ул. Спиридоновка, 17
Особняк Морозова
Особняк Морозова
4. Особняк Шехтеля
В 1896 году Федор Осипович Шехтель подает прошение на строительства нового дома в Ермолаевском переулке. Участок находится на пересечении трех переулков и не отличается удобством, но архитектор подчеркивает несовершенства ландшафта композицией сооружения. Особняк объединяет черты готического замка и средневекового собора. Из окон кабинета Шехтеля открылся вид на церковь Святого Ермолая, которая не дошла до наших дней. Это был второй дом из трех возведенных архитектором для своей семьи, первый не сохранился.
Сейчас здесь располагается резиденция Посла Уругвая.
Адрес: Ермолаевский пер., 28
Особняк Шехтеля
5. Дом Шехтеля на Большой Садовой
Федор Осипович Шехтель построил этот дом в конце 1909 года для своей семьи, он стал последним из трех домов, возведенных для себя. В окружении громоздких сооружений особняк кажется хрупким и маленьким. Фасад, выходящий на Большую Садовую улицу, украшают четыре колонны, прямые и четкие в стиле русского классицизма. Барельеф над входной аркой посвящен античной теме. В центре композиции находится фигура богини мудрости Афины, которой поклоняются Архитектура, Музыка и Скульптура.
Адрес: ул. Большая Садовая, 4
Дом Шехтеля на Большой Садовой
Дом Шехтеля на Большой Садовой
6. Типография А.А. Левенсона
Скоропечатня была создана в 1881 году, в последующие годы маленькое предприятие стало расти и расширяться, получая новые заказы. В 1896 году типография удостоилась звания «поставщик Двора Его Величества». К 19000 году рабочих площадей, расположенных в Рахмановском переулке, стало не хватать, и было принято решение приобрести участок в центре Москвы для возведения нового здания.
Для работы над проектом пригласили талантливого архитектора Шехтеля. Здание «Товарищества Скоропечатни А.А. Левенсон» выполнено в стиле готики, но уже чувствуется новое направление. Типография просуществовала до 1917 года.
Адрес: Трехпрудный пер.,9
Типография А.А. Левенсона
Один из самых красивых особняков Москвы. История дома на Малой Никитской в лицах: Ф. Шехтель, С. Рябушинский, М. Горький
Одним из признанных архитектурных шедевров столицы по праву считается особняк на Малой Никитской, 6/2. Его история тесно переплетена с судьбами трех выдающихся людей: архитектора Ф. Шехтеля, дореволюционного предпринимателя С. Рябушинского и классика русской и советской литературы М. Горького.
Особняк на Малой Никитской – одно из самых красивых зданий столицы, ярчайший представитель стиля московский модерн. И его двери открыты для всех желающих, что для Москвы большая редкость
Особняк Рябушинского на Малой Никитской, 6/2. Вид с улицы. Фото автора Особняк Рябушинского на Малой Никитской, 6/2. Вид с улицы. Фото автораФедор Шехтель
Федор Шехтель не нуждается в представлении. Даже людям, максимально далеким от архитекторы, знакомо его имя. Произведения гениального зодчего, не имевшего диплома архитектора, по сей день формируют неповторимый облик Москвы.
Особняк на Малой Никитской, построенный Ф. Шехтелем по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского, считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.
Лестница в форме волны - центральный элемент всей композиции особняка. Фото автора Лестница в форме волны - центральный элемент всей композиции особняка. Фото автораОгромные окна с оригинальной расстекловкой, изогнутые линии, растительные узоры, ассиметрия, плавное перетекание одной формы в другую, декоративность, символизм – в этом здании Шехтель сумел воплотить все отличительные черты стиля модерн.
В соответствии с принципом модерна «от внутреннего к внешнему» Шехтель сначала спроектировал внутренние помещения здания, а только затем его внешний облик.
Окно второго этажа парадной лестницы с витражами. Фото автора Окно второго этажа парадной лестницы с витражами. Фото автораВсе детали экстерьера и интерьера подчинены общей идее единства человека и природы.
Переступив порог особняка, по задумке архитектора, мы попадаем в мир образов, связанных с водной стихией – лестница в форме застывшей волны, лампа – медуза, мозаичный узор пола – легкая зыбь на воде, потолочная лепнина – заросший пруд с растениями, по которым ползут улитки.
Светильник на парадной лестнице снизу напоминает медузу, в сверху панцирь черепахи. Фото автора Светильник на парадной лестнице снизу напоминает медузу, в сверху панцирь черепахи. Фото автора Потолок - заросший пруд. Фото автора Потолок - заросший пруд. Фото автора Фрагмент потолочной лепнины. Фото автора Фрагмент потолочной лепнины. Фото автораЕсли первый этаж – это стихия воды, то второй этаж – земля, окруженная воздухом, третий этаж (мансарда) – небо.
Шехтель детально проработал все мельчайшие элементы вплоть до дверных петель.
Даже дверные ручки была спроектированы самим архитектором. Фото автора Даже дверные ручки была спроектированы самим архитектором. Фото автораСтепан Рябушинский
Рябушинский - московский купец, банкир, промышленник, основатель одного из первых автомобильных заводов в России (впоследствии завод ЗИЛ), меценат, большой любитель и знаток искусства.
Федор Шехтель был близким другом Рябушинского и именно ему было поручено строительство нового дома.
Витражная картина в вестибюле особняка Рябушинского. Фото автора Витражная картина в вестибюле особняка Рябушинского. Фото автораСотрудничество Шехтеля и Рябушинского – пример, когда заказчик и архитектор находятся на одной волне. После того, как дом был готов, Рябушинский в восторге произнес: «А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…»
Колонна с необычным декоративным оформлением в особняке Рябушинского . Фото автора Колонна с необычным декоративным оформлением в особняке Рябушинского . Фото автораСергей Рябушинский происходил из семьи старообрядцев. На третьем этаже особняка по просьбе заказчика Шехтель спроектировал тайную домовую старообрядческую молельню. Ее интерьер повторяет церковь с куполом, иконостасом и росписями.
Молельная комната в особняке Рябушинского. Фото автора Молельная комната в особняке Рябушинского. Фото автораРябушинский коллекционировал старинные русские иконы. Его коллекция считалась одной из самых богатых в России. В своем особняке на Малой Никитской С. Рябушинский мечтал открыть в первый в стране музей русской иконы.
Максим Горький
После Революции особняк Рябушинского был национализирован. Здесь поочередно размещались самые разные учреждения: Госиздат, детский сад, психоаналитический институт. Кто знает, дошел бы особняк до наших дней, если бы в 1931-м году он не был передан Максиму Горького, вернувшемуся в СССР из Италии.
Секретарская в особняке Рябушинского. Сюда поступала и отсюда отсылалась многочисленная корреспонденция писателя. Фото автора Секретарская в особняке Рябушинского. Сюда поступала и отсюда отсылалась многочисленная корреспонденция писателя. Фото автораОсобняк Рябушинского не был во вкусе пролетарского писателя, он называл его «нелепым домом».
Но так как новое жилище для писателя было выбрано самим Сталиным, Горькому пришлось закрыть глаза на буржуазный особняк, на нелюбимый стиль модерн и прожить в доме на Малой Никитской 5 лет, вплоть до своей смерти в 1936 году.
Москва, построенная Федором Шехтелем: Дом с тайной молельней, МХАТ с чайкой на занавесе
Его называют отцом русского модерна. Хотя при жизни официально Федор Шехтель так и не получил диплом архитектора.
Здания, построенные по его чертежам, можно узнать интуитивно. Сглаженные углы на фасадах, башни с конусными крышами, окна разных размеров. Мастер не боялся экспериментировать. И прорабатывал каждый элемент. Сейчас почти все эти дома охраняются государством. И про каждый можно рассказывать часами.
Взять хотя бы особняк Рябушинского, в котором жил Горький. Дом является блестящим образцом модерна, при этом Корней Чуковский писал, что давно не видел такой мерзкой пошлятины. «Ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями».
В отличие от особняка Рябушинского, куда пускают бесплатно, увидеть нынешнюю обстановку других шехтелевских зданий в большинстве случаев нельзя. У ворот охрана, а внутри расположились посольства и консульства. А вот осмотреть снаружи никто не запрещает.
Начнем с дома, в котором жил сам Шехтель.
1. В Ермолаевском переулке
С виду это строение напоминает и русскую избушку, и средневековый замок одновременно. Архитектор экспериментировал на самом себе. Потому что этот дом был собственностью Шехтеля.
Увидев, что ворота открыты, я было ринулся в маленький дворик. Но через секунду из сторожки выскочил человек в форме и пояснил, что посольство Республики Уругвай не проходной двор.
На мозаичном панно составлены литеры F и S. Инициалы архитектора. В то время он был Францем, а Федором Осиповичем стал после Первой мировой войны. Как пишут в справочниках, в знак солидарности с русским народом.
Адрес: Ермолаевский переулок, 28, стр. 1 (ст. м. «Маяковская»).
Год постройки: 1896 год.
2. Здесь был. Горький
15 минут ходьбы - и мы возле особняка Рябушинского. Того самого, о котором Чуковский отзывался так нелестно. Крыльцо напоминает огромную букву «П». Точнее, заглавную буквицу, какие раньше вырисовывали в самом начале текста. Этот особняк Шехтель построил для своего друга Степана Рябушинского, оформив в морском стиле. На стенах изображены медузы, ракушки, водоросли, черепахи. Мраморная лестница напоминает волну.
Рябушинский был старообрядцем и собирателем икон. Специально для него архитектор спроектировал молельню, причем как тайную комнату. Неосведомленный человек найти ее не мог.
В 30-е годы здесь жил Максим Горький - в честь этого в 1965 году в особняке устроили музей писателя. А потому это тот редкий случай, когда шехтелевский дом можно осмотреть и внутри. Удивляет, насколько хорошо он сохранился. Атмосфера возле особняка умиротворяющая. Сад, цветочки. Под огромным каштаном - скамейка. Через дорогу - храм Большое Вознесение, в котором Пушкин венчался с Гончаровой.
Адрес: Малая Никитская, 6/2, стр. 5 (ст. м. «Тверская»).
Год постройки: 1903 год.
3. МХАТ Станиславского и Немировича-Данченко
Дальше сворачиваем в Газетный переулок и идем в сторону Тверской. Минуем подземный переход и оказываемся в Камергерском переулке. Издалека видим крупную надпись - Чеховъ. Это Московский Художественный театр, который тоже был построен по проекту Шехтеля. Точнее, реконструирован. Причем в этом случае архитектор выполнил работу во имя искусства, не взяв ни копейки. Он же придумал занавес сцены с изображением чайки, которая стала символом МХАТа.
Театр сейчас официально называется Московский Художественный театр им. А. П. Чехова. В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино. Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие.
Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют.
Адрес: Камергерский переулок, 3 (ст. м. «Театральная»).
Год реконструкции старого здания: 1903 год.
4. Меркурия несчастный лик
Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую. Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля - фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить (или заказать) посуду самого разного уровня. Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы.
Сейчас здание закрыто. Внутри идет ремонт. И, по словам рабочих, здесь будет продюсерский центр. И что сюда даже Игорь Крутой иногда приезжает.
Адрес: Мясницкая, 8/2 (ст. м. «Лубянка»).
Год постройки: 1903 год.
Статус: памятник строительства и архитектуры.
ЕЩЕ ЗДАНИЯ ШЕХТЕЛЯ В СТОЛИЦЕ
- Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13, стр. 1)
- Ярославский вокзал (Комсомольская площадь, 5)
- Особняк Морозовой (Спиридоновка, 17)
- Особняк Смирнова (Тверской бульвар, 18, стр. 1)
- Типография Левенсона (Трехпрудный переулок, 9)
- Дом Шехтеля (улица Большая Садовая, 4, - последний дом, который он построил для себя).
Возрастная категория сайта 18 +
Где в российской глубинке находится мини-копия столичного Ярославского вокзала: Особняк помещика Шаронова
Отписаться можно в любой момент.При упоминании Фёдора Шехтеля сразу представляются московские особняки в стиле модерн, однако не только столица может похвастаться шедеврами великого архитектора. Взять хотя бы особняк Шаронова в Таганроге – одно из самых красивых зданий в городе. Здесь есть чему подивиться, к тому же, этот дом называют мини-копией столичного Ярославского вокзала. Быть в Таганроге и не увидеть этот шикарный дом – большое упущение, ведь от него просто невозможно оторвать взгляд.
Богатейший человек в городе в итоге умер в бедности
В наши дни в здании располагается музей «Градостроительство и быт города Таганрога», тем не менее его и в наши дни называют «Дом Шаронова» – по имени бывшего владельца. Дело в том, что до революции дом принадлежал Евгению Шаронову – известнейшему в городе помещику, предпринимателю и хлеботорговцу.
По воспоминаниям современников, Шаронов был очень уважаем местными крестьянами, поскольку он, хотя и был по образованию адвокатом, отлично разбирался в сельском хозяйстве. Одевался Шаронов просто: картуз, брюки, высокие сапоги. Он был добродушен и справедлив, говорил тихо, но его всегда беспрекословно слушались. Супруга же его одевалась пышно, а когда сердилась, выглядела очень забавно и походила на кудахчущую наседку, поэтому в городе ходило выражение: «Распушиться как Шарониха».
Этот красивый дом, который до сих пор восхищает прохожих, Евгений Шаронов заказал Шехтелю не просто так – хотел оставить в качестве приданого дочери.
К сожалению, радоваться новому особняку пришлось недолго: построили его в 1912 году, а уже через пять лет случилась революция и особняки стали отбирать у их хозяев. Дом национализировали, а потерявший все свои богатства владелец, по воспоминаниям горожан, впоследствии умер от тифа. Дочка же из богатой невесты превратилась в обычную советскую женщину. Она вышла замуж, уехала на Урал и впоследствии работала там учительницей.
В советские годы в этом доме в разное размещались шелковая станция, детсад, поликлиника, райком. Музей же здесь существует с 1970-х годов.
«Младший брат» Ярославского вокзала
Особняк Шаронова знатоки называют примером удачного сочетания архитектуры, живописи и скульптуры. Но прежде всего, упоминая об этом доме, говорят о его сходстве с Ярославским вокзалом. И это сходство заметно не только специалистам, но и всем, кто видел дом в Таганроге и бывал в столице на Ярославском.
Здание Ярославского вокзала открыли в 1904 году – за восемь лет до постройки дома в Таганроге. Сам Шехтель писал, что в этом проекте изобразил «уголок своих построек в Глазго», в которых старался «придать русскому стилю суровость и стройность северных построек» и которые, по его словам, были ему милы больше других произведений.
Получается, что вокзал в Москве был одним из любимейших проектов архитектора, и тем более интересно, что в Таганроге Федор Шехтель создал очень похожий проект.
У здания вокзала и у особняка Шаронова похожие остроконечные башни, трапециевидной формы крыша, центральную часть которой украшает гребешок. И у здания вокзала в Москве, и у дома в Таганроге очень похоже чередуются окна разной формы, к тому же, оба здания ассиметричны.
Над проектом трудились гениальные мастера
Парадный вход дома Шаронова оформлен «кокошником», который обрамляет интереснейшую композицию из мозаики. Часть фасада украшает керамическая плитка, изготовленная, предположительно, на знаменитой фабрике в Мамонтовской усадьбе Абрамцево. Мозаичные картины восхищают своей красотой и делают дом очень нарядным.
В верхней части фасада дома по центру между окнами можно увидеть композицию «Отплытие ладей», которая, как считают специалисты, была создана по эскизам Николая Рериха, не раз работавшего вместе с Шехтелем. А если посмотреть направо, можно увидеть панно «Морской бой» Василия Васнецова.
Интересны и примыкающие к зданию слева ворота, украшенные декоративными башнями и мозаичными масками львиц, созданными еще одним гением – Михаилом Врубелем. Кстати, у ворот была еще одна интересная деталь – герб хозяина, представлявший собой окружность с инициалами «Е. Ш.». Он был очень похож на вензель русской императрицы Екатерины II, на котором было выведено «Е. II». Местные власти в то время посчитали такую схожесть некорректной и впоследствии попросили Шаронова изменить герб, что тот и был вынужден сделать.
Шикарный дом, который теперь называют жемчужиной модерна, обошелся хозяину в огромную по тем временам сумму – 25 тысяч рублей. Но это того стоило: желая сделать подарок дочери, в итоге он сделал подарок будущим поколениям, и теперь горожане и гости Таганрога могут любоваться шедевром.
Работы мастеров фабрики, существовавшей в усадьбе Абрамцево, можно встретить и на других известных зданиях великих архитекторов. Кстати, история о том, как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику, очень интересна.
Фантастический дом купца Рябушинского: Особняк, в который чуть ли не насильно поселили писателя Горького
Отписаться можно в любой момент.Этот дом на Малой Никитской улице в Москве очень оригинален снаружи, но еще более экстравагантен внутри. Даже не верится, что его создали сто лет назад. Еще более любопытно, что в столь странном здании когда-то жил писатель Максим Горький, который во всем любил простоту и уж точно не отличался любовью к модернистским экспериментам. Впрочем, писатель не сам выбрал себе такой дом: в один прекрасный день его просто поставили перед фактом.
Дворец с тайной молельней
Изначально дом принадлежал молодому купцу Степану Рябушинскому – коллекционеру икон, промышленнику, основателю завода ЗИЛ. Юноша, как и его братья, отличался дальновидностью и прогрессивными взглядами во всем – как в коммерческих делах, так и в художественных пристрастиях. Поэтому совсем неудивительно, что здание именно в таком стиле (европейский модерн) он решил заказать модному по тем временам архитектору Федору Шехтелю, построившему в начале прошлого века не одно московское здание – начиная с театров и заканчивая особняками.
Кирпичная фасадная облицовка, которую обвивает мозаичный фриз, массивная парадная дверь, волнообразные (словно из сказки) окна с решеткам-деревьями, фантастические узоры в арочных проемах – все это придумал московский архитектор. А в создании дизайна внутреннего интерьера вместе Шехтелем принимал участие художник Михаил Врубель.
Если зайти в этот причудливый дом, можно увидеть дивную волнообразную лестницу, стиль которой, говорят, Шехтель перенял у великого испанского архитектора Гауди. На его творчество также повлиял француз Франсуа-Ксавье Шелкопф, считавший, что прямыми линиями невозможно передать красоту зданий, ведь в природе их не существует.
Витражи, декоративные светильники и украшения в виде морских обитателей (например, лампа-медуза) и совершенно невероятная лепнина на окнах приковывают взгляд и вызывают восхищение. Интересно, что при всей этой вычурности и пестроте ни внешний облик, ни внутренний дизайн дома не вызывают ощущения безвкусицы, а, наоборот, кажутся очень гармоничными и изысканными.
Рябушинский очень хотел, чтобы его дом был скрыт от посторонних глаз и чтобы у любого, кто в нем находится, создавалось ощущение уединенности. Тогда Шехтель придумал интересный выход: скрыть часть здания садом.
В 1903 году купец вселился в свой новый особняк. В одном из помещений он открыл реставрационную мастерскую, где художники под его надзором восстанавливали старинные иконы. А еще в дальней части дома у Рябушинского была потайная комната, в которой находилась старообрядческая молельня с иконостасом, ведь он, как и многие московские купцы, придерживался этой старой веры, а она до 1905-го в стране считалась запрещенной.
Новый хозяин не понял дизайна
После революции владелец дома спешно эмигрировал с семьей в Италию. Особняк советские власти национализировали, и он стал переходить от одной организации к другой. В разные годы здесь размещались детский дом, издательство, Наркомат по иностранным делам и прочие разномастные конторы. За эти годы часть уникального интерьера дома была безвозвратно утеряна. А в 1935-м здание передали Максиму Горькому, который только что вернулся в СССР – кстати, как раз из Италии. Здесь, на Малой Никитской, писатель и прожил последние годы.
Сам Горький чувствовал себя в этом доме немного не в своей тарелке, ведь его вкусы и образ жизни шли вразрез с помпезным стилем особняка дореволюционного купца. Писатель любил, чтобы все было по-простому, без излишней вычурности и непонятных ему украшательств. Он не раз говорил, что в этом доме вроде бы все красиво – да «улыбнуться нечему». Но ведь не мог же он отказаться от такого подарка властей. Поэтому Горький смирился и просто обустроил все в доме под себя.
Он заполнил комнаты массивными книжными шкафами, в спальне поставил вполне обычную кровать, а в кабинет велел перенести свою «писательскую» мебель, чтобы комната была похожа на те, в которых он работал прежде, когда жил на чужбине. А еще новый хозяин поставил в доме огромный стол. За ним часто собирались коллеги Горького – советские писатели и поэты, так что здание на малой Никитской в итоге стало чем-то вроде литературного общества. Захаживал сюда и Сталин – навестить «пролетарского писателя».
«Я не хозяин дома!»
Когда же кто-нибудь из знакомых упоминал при Горьком, что этот дом – его (например, называл писателя хозяином), тот обижался и раздраженно замечал: «Какой я вам хозяин? Никаких личных домов у меня не было и нет! А это здание мне выделило государство».
Горький вообще не любил, когда его персону возвеличивали. Например, известно, что даже новость о том, что Нижний Новгород переименовали в честь него, писателя не обрадовала. Когда еще до переименования Сталин сказал ему об этой идее, которую хочет приурочить к его юбилею, литератор дал понять, что он против. Вождь строго заметил, что это воля советской власти, и, главное, народа, и с ней ему придется считаться. Возражать Сталину было бессмысленно и даже опасно, и Горький решил просто не реагировать на этот факт. В повседневной речи он продолжал говорить «Нижний Новгород». А на официальное поздравление с юбилеем, полученное от горьковчан, он ответил коротким письмом, в котором благодарил их за поздравление, но об переименовании даже не упомянул. Так же недоволен был Горький и тем, что его имя получила в Москве Тверская улица.
Утренние часы и почти всю вторую половину дня писатель проводил за работой в своем кабинете на первом этаже. Наверх он почти никогда не поднимался, потому что взбираться по крутой волнообразной лестнице ему было физически тяжело. В верхних комнатах жила семья его сына.
Сейчас в особняке Рябушинского размещается музей писателя. Здесь можно увидеть и его книги, и коллекцию восточных фигурок, и любимое кресло, и чайный сервиз.
Официально это уникальное здание называется «Дом-музей Максима Горького», но любители архитектуры старой Москвы все-таки чаще величают его «Особняк Рябушинского» – так звучит органичнее.
Максим Горький был человеком с непростым характером. Его категоричность в некоторых вопросах была настолько велика, что даже стала причиной ссоры с давним другом, Федором Шаляпиным.
Ребусы, метаморфозы и гости последнего дома Шехтеля
"А в 1993 году сюда въехал только что образованный фонд "Стратегия". Состояние здания было ужасное, ни одной деревяшки не осталось, от разрушения его спасли железобетонные перекрытия, – рассказывает помощник президента центра "Стратегия" Михаил Парфенов. – И неизвестно, что бы было дальше, если бы мы не стали копать информацию про дом и не выяснили, что его построил Федор Шехтель и что он здесь жил".
После этого здание признали памятником архитектуры, и "Стратегия" в течение 10 лет реставрировала его на собственные средства. Специалисты восстанавливали все по крупицам, старым фото и обрывкам воспоминаний. Буквально решали многолетний ребус. О том, как в казалось бы пустом здании делали интересные находки, как по деталям дома можно прочитать талант архитектора и его привычки, и что помнят о нем потомки, сотрудники фонда рассказали корреспонденту.
От модерна к неоклассике, от украшений к простоте
Дом на Большой Садовой, 4 Федор Шехтель построил для себя и своей семьи в 1910 году, причем в сжатые сроки – всего за 4 месяца. Это третий и последний собственный дом архитектора, причем он сильно отличается от самых знаменитых его построек и даже от предыдущего собственного дома в Ермолаевском переулке.
"Шехтель вошел в историю как классик русского модерна. Но, когда строилось это здание, стиль практически исчерпал себя, начались дискуссии и поиски национального стиля в архитектуре, – говорит вице-президент фонда "Стратегия" Борис Баланцев. – Федор Осипович считал недостаточно оцененным классицизм XVIII века. Поэтому свой дом он создал в неоклассическом стиле. Конечно, привнося свои собственные находки, в том числе и от уходящего модерна. Это хорошо видно в некоторых деталях".
Как пример сочетания разных стилей и подходов приводят лестницу. Для архитектора этот элемент был очень важен. Стоит вспомнить хотя бы "морскую волну" в построенном им особняке Рябушинских (сейчас музей Горького) или ажурную готическую лестницу в доме Саввы Морозова (дом приемов МИДа). Но здесь лестница выполнена очень скромно – простой ритм, клепка вместо украшений. При этом, если посмотреть сверху, видны плавные скругления перил и "ушки" у ступеней, как наследство плавного и изящного модерна. "При реставрации думали заменить мягкий белый камень, из которого она сделана, на более прочный. Но повторить рисунок, создающийся по краям лестницы, никто не взялся. Ведь это все делалось вручную", – вспоминает Баланцев.
"Познавательный фильм": Дом, который построил Шехтель
Архитектор Шехтель, промышленник Рябушинский и писатель Горький - трех этих выдающихся людей объединил особняк на Малой Никитской. Удивительный памятник московского модерна до сих пор поражает своей необычной красотой всех, кто его видит. Но принес ли этот удивительный дом счастье своим создателям и обитателям? Ответ - в фильме "Дом, который построил Шехтель".
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Теремок, вокзал, театр: 10 главных зданий Шехтеля
Дом-музей Федора Шехтеля ("Теремок")
Дом-музей – бывшая дача Левинсона – построен в 1900 году. Он является одной из главных достопримечательностей Ново-Переделкино, также это единственное деревянное сооружение Федора Шехтеля. С этого здания получила развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. Если внимательно приглядеться к зданию, понимаешь, что оно очень напоминает Ярославский вокзал.
Ярославский вокзал
А вот и он сам. На месте старой неказистой постройки в 1902-1904 годах Федор Шехтель возвел настоящий архитектурный шедевр в неорусском стиле. Над входом в вестибюль вокзала он расположил рельефные изображения гербов трех городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец (Москва), поражающий дьявола Архангел Михаил (Архангельск) и медведь с секирой (Ярославль).
Дом-музей Максима Горького
Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
В 1902-1906 годах на углу Малой Никитской улицы и дома 6/2 на улице Спиридоновка был построен особняк предпринимателя-старообрядца Рябушинского. Фасады здания, а также его интерьеры наиболее полно отражают все, что было свойственно стилю модерн в Москве. Дом состоит из асимметричных объемов, его венчает широкий мозаичный фриз, изображающий излюбленные модерном орхидеи. Даже решетка ограды в виде спиралей также является образцом модерна. Сейчас в здании размещается музей-квартира писателя Максима Горького, который жил здесь с 1931 года по 1936-й.
Особняк Шехтеля на Большой Садовой
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Этот особняк был построен в 1910 году. Дом 4, строение 1 на Большой Садовой стал последним домом, который Шехтель построил для себя (всего их было три). Фасад здания асимметричен и разделен на две части, правая состоит из двух этажей, левая одноэтажная и включает в себя проездную арку. Фасад выполнен в стиле московского ампира XIX века. Над аркой размещен фриз с античными фигурами. Афина Паллада является в нём центральной фигурой, её окружают музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры.
МХТ имени Чехова
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Здание в Камергерском переулке, 3 было перестроено за лето 1902 года, при участии архитекторов Ивана Фомина и Александра Галецкого. Проект реконструкции Шехтель архитектор безвозмездно. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра – летящей над волнами чайкой – также принадлежат Шехтелю.
Особняк Морозова
Фото: ТАСС/Николай Галкин
Проект одного из своих лучших зданий Шехтель сделал, не имея архитектурного образования. Федор работал над проектом вместе с Михаилом Врубелем, с которым они проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова на Спиридоновке, 17 считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты. Сейчас здесь располагается Дом приемов МИД России.
Театр Парадиз
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
В настоящее время в здании по адресу Большая Никитская улица, дом 19/13 расположен Театр имени Маяковского. Но в конце XIX века в здании размещался театр немца Георга Парадиза. Здание театра из красного кирпича в богатом псевдорусском стиле было спроектировано в конце 1880-х годов архитектором Терским, которому помогал тогда еще молодой архитектор Шехтель, именно ему приписывается проект великолепного фасада.
Кинотеатр "Художественный"
Кинотеатр "Художественный" построили еще на заре развития синематографа. Произошло это в далеком 1909 году. Но в 1912-1913 годах кинотеатр реконструировали. Шехтель перестроил здание, придав ему неоклассический стиль, модный в то время. Так появились полукруглые ниши с барельефами, утраченные к настоящему времени.
Дом купцов Кузнецовых
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Нынешний дом 41 по проспекту Мира некогда был частью большой усадьбы. Кроме этого здания, в усадьбу входили старый главный дом, на месте которого сегодня построен выход из метро "Проспект Мира", и дом, известный, как Особняк Кузнецовой, который был построен по проекту Шехтеля.
Доходный дом Шамшина
В 1909 году супруги Шамшины запланировали перестроить усадьбу на Знаменке. Архитектор Благовещенский сделал проект шестиэтажного доходного дома, но Шамшину декор дома показался скучным и он заказал архитектору Шехтелю новый проект фасада и внутреннего декора. У дома таким образом оказалось два автора — планировка сделана Благовещенским, декор — Шехтелем. Кстати, дом стал одним из первых в Москве, оснащенных лифтом.
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Читайте также: