Дом космос единство конструкции и декора в народном жилище
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по теме "Дом-космос"
Слайд 1Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Урок изобразительного искусства 5 класс МБОУ «Костинская ООШ» Учитель: Черненко Н.В.
Слайд 2Древнерусское деревянное зодчество В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора. Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви, служившие главным средоточием духовной жизни человека. Здесь собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. К сожалению, время и пожары не сохранили многих памятников деревянной архитектуры, но и то, что осталось, особенно в северных землях (Архангельской, Вологодской, в Карелии), способно и сегодня вызвать восхищение.
Слайд 3Примечательно, что храмы именно рубились, т.к. дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем опиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось. Кровля покрывалась досками, а купола – дранкой или лемехом, т.е. небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно топором. На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч! Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов, кроме того, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. И еще одно важное свойство: осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый оттенок.
Слайд 4Кижский архитектурный ансамбль – прекрасное творение рук человеческих. Первое упоминание о кижском погосте относится к 1496 г. В XVI веке здесь стояли деревянные церкви Спасского погоста. К сожалению, до наших дней они не дошли, погибнув в пожаре. В XVIII веке на их месте строится Покровс-кая церковь (9 глав), Преображенская (22 главы), в XIX веке сооружается ко-локольня. С 1966 года сюда переносятся памятники деревянного зодчества со всей Ка-релии (около 60 сооружений). Самый древний экспонат - часовня св. Лазаря Муромского (XIV в).
Слайд 12РУССКАЯ ИЗБА
Слайд 13Задание на урок: Сегодня на уроке мы с вами начнем создавать макет своей маленькой избушки, на которую вы придумаете обереги-ставни на окна и дверь. Ваша задача - придумать и выполнить декоративные элементы для своей избушки, раскрасить их красиво. А чтобы наши домики были красивыми надо прежде всего придумать их украшения-наличники. Не забудьте, что наличники на окнах и дверях – своего рода обереги, которые помогают сохранить дом от всякой нечисти, горя и зла.
Конспект урока по ИЗО "Дом - космос. Единство конструкции и декора в народном жилище"
Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно-декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре, воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. Содействовать развитию художественно-творческих способностей, совершенствование графических умений и навыков.
Варианты заданий:
1. Выполнение — эскиза декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов.
2. Создание эскизов украшения фронтона, наличника, причелины и лобовой доски.
Зрительный ряд: репродукции, фотографии русской избы с элементами декоративного убранства, образцы детских работ.
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.
Материалы: альбом, графические материалы.
Ход урока.
3. Формирование новых знаний.
4. Применение новых знаний и способов действий.
5. Выставка работ.
6. Закрепление знаний.
Оргмомент.
Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.
Актулизация.
Что такое изба? Зачем люди украшают свои жилища? О чём может
рассказать декор крестьянской избы? Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле и её плодородии?
Формирование новых знаний.
Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.
Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.
- Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)
- А из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
- Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляни на крышу дома, что вы там увидели?
Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
- Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.
А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).
Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным.
Применение новых знаний и способов действий.
Представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.
Выставка работ.
По окончанию работ, в классе организуется выставка рисунков. К анализу которых приобщаются дети. Учитель указывает на достоинства и ошибки каждого рисунка.
Закрепление знаний.
Демонстрация таблицы, фасада избы и карточек с названием частей здания. В игровой форме дети прикрепляют карточки к нужному элементу здания, начиная с кровли.
Рефлексия.
Выразить своё эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе.
Имена мастеров
Люди неясной судьбы!
Как твоё имя и отчество
Чьею рукою набросано
Скромная смета её?
С брёвен состругано стёсано
Славное имя твоё!
Что же не врезал ты имени
Хоть завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай- и всё!
Что вам до наших имён.
Содержимое разработки
Урок ИЗО в 5 классе.
1 я четверть урок №2.
Тема урока: Дом- космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно- декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре, воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. Содействовать развитию художественно-творческих способностей, совершенствование графических умений и навыков.
1.Выполнение—эскиза декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов.
2.Создание эскизов украшения фронтона, наличника, причелины и лобовой доски.
Зрительный ряд: репродукции, фотографии русской избы с элементами декоративного убранства, образцы детских работ.
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.
Материалы: альбом, графические материалы.
3.Формирование новых знаний.
4.Применение новых знаний и способов действий.
Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.
Актулизация.
Что такое изба? Зачем люди украшают свои жилища? О чём может
рассказать декор крестьянской избы? Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле и её плодородии?
Формирование новых знаний.
Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.
Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.
- Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)
- А из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
- Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляни на крышу дома, что вы там увидели?
Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
- Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.
А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).
Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным.
Применение новых знаний и способов действий.
Представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.
Выставка работ.
По окончанию работ, в классе организуется выставка рисунков. К анализу которых приобщаются дети. Учитель указывает на достоинства и ошибки каждого рисунка.
Закрепление знаний.
Демонстрация таблицы, фасада избы и карточек с названием частей здания. В игровой форме дети прикрепляют карточки к нужному элементу здания, начиная с кровли.
Выразить своё эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе.
Имена мастеров
Люди неясной судьбы!
Как твоё имя и отчество
Чьею рукою набросано
Скромная смета её?
С брёвен состругано стёсано
Славное имя твоё!
Что же не врезал ты имени
Хоть завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай- и всё!
Что вам до наших имён.
Конспект урока по ИЗО "Дом - космос. Единство конструкции и декора в народном жилище"
Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно-декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре, воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. Содействовать развитию художественно-творческих способностей, совершенствование графических умений и навыков.
Варианты заданий:
1. Выполнение — эскиза декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов.
2. Создание эскизов украшения фронтона, наличника, причелины и лобовой доски.
Зрительный ряд: репродукции, фотографии русской избы с элементами декоративного убранства, образцы детских работ.
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.
Материалы: альбом, графические материалы.
Ход урока.
3. Формирование новых знаний.
4. Применение новых знаний и способов действий.
5. Выставка работ.
6. Закрепление знаний.
Оргмомент.
Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.
Актулизация.
Что такое изба? Зачем люди украшают свои жилища? О чём может
рассказать декор крестьянской избы? Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле и её плодородии?
Формирование новых знаний.
Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.
Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.
- Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)
- А из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
- Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляни на крышу дома, что вы там увидели?
Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
- Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.
А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).
Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным.
Применение новых знаний и способов действий.
Представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.
Выставка работ.
По окончанию работ, в классе организуется выставка рисунков. К анализу которых приобщаются дети. Учитель указывает на достоинства и ошибки каждого рисунка.
Закрепление знаний.
Демонстрация таблицы, фасада избы и карточек с названием частей здания. В игровой форме дети прикрепляют карточки к нужному элементу здания, начиная с кровли.
Рефлексия.
Выразить своё эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе.
Имена мастеров
Люди неясной судьбы!
Как твоё имя и отчество
Чьею рукою набросано
Скромная смета её?
С брёвен состругано стёсано
Славное имя твоё!
Что же не врезал ты имени
Хоть завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай- и всё!
Что вам до наших имён.
Содержимое разработки
Урок ИЗО в 5 классе.
1 я четверть урок №2.
Тема урока: Дом- космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно- декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре, воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. Содействовать развитию художественно-творческих способностей, совершенствование графических умений и навыков.
1.Выполнение—эскиза декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов.
2.Создание эскизов украшения фронтона, наличника, причелины и лобовой доски.
Зрительный ряд: репродукции, фотографии русской избы с элементами декоративного убранства, образцы детских работ.
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.
Материалы: альбом, графические материалы.
3.Формирование новых знаний.
4.Применение новых знаний и способов действий.
Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.
Актулизация.
Что такое изба? Зачем люди украшают свои жилища? О чём может
рассказать декор крестьянской избы? Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле и её плодородии?
Формирование новых знаний.
Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.
Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром.
- Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом)
- А из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
- Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляни на крышу дома, что вы там увидели?
Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.
- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.
- Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)
Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды.
А что вы увидели ещё на фронтоне?
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).
Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным.
Применение новых знаний и способов действий.
Представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами.
Выставка работ.
По окончанию работ, в классе организуется выставка рисунков. К анализу которых приобщаются дети. Учитель указывает на достоинства и ошибки каждого рисунка.
Закрепление знаний.
Демонстрация таблицы, фасада избы и карточек с названием частей здания. В игровой форме дети прикрепляют карточки к нужному элементу здания, начиная с кровли.
Выразить своё эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе.
Имена мастеров
Люди неясной судьбы!
Как твоё имя и отчество
Чьею рукою набросано
Скромная смета её?
С брёвен состругано стёсано
Славное имя твоё!
Что же не врезал ты имени
Хоть завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай- и всё!
Что вам до наших имён.
конспект урока по изобразительному искусству
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок по изобразительному искусству на тему: «Единство конструкций и декора в народном жилище» V класс.
Тема рассчитана на два урока
Автор: Шушаева Наталья Александровна, учитель изобразительного искусства и музыки МОУ «СОШ п. Нива».
Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2008.
Вид занятия : Бинарный урок (двойной урок).
Тип урока : Изучение нового материала.
- Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.
- Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Формировать практические навыки работы в конкретном материале, умение передавать единство формы и декора избы.
- Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы :
- Слайд – фильм «Кижи. Музей – заповедник деревянного зодчества. Приложение 1
- Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.
- Музыкальный ряд: колокольные звоны, русские народные песни.
- Презентация.
Художественный материал для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки.
- Организованный момент
- Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба» с демонстрацией слайд – фильма «Кижи»
- Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов.
- Оценивание работ учащихся.
- Домашнее задание. Получение задания для подготовки к коллективной работе.
- Организованный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Заочное путешествие. Слайд 4
Ребята, а давайте мы с вами сейчас отправимся в путешествие.
1. Когда-то люди жили
Без крыш над головой,
Защитой скалы были
И леса кров живой.
Надёжней дом в пещере,
Чтоб зверь не мог пройти,
Был камень вместо двери
Поставлен на пути.
2. Мелькает год за годом,
Идёт за веком век,
Зависеть от природы
Не хочет человек.
Полезные орудия
Создав своим трудом,
Сильнее стали люди,
И вот - построен дом!
3. Но долгий путь лишь начат,
Дом прост ещё, суров,
Пока одна задача-
Иметь надёжный кров.
Пройдут тысячелетия,
И люди разных стран
Внесут в постройки эти
Уменье и талант.
Народные мотивы,
Обычаи, уклад
Дом сделали красивым
На свой особый лад.
Из брёвен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор,
Но древние избы и нынче крепки,
И тонок на ставнях узор.
Рубили тем же топором
И стены княжеских хором.
Был разукрашен, как ларец,
В селе Коломенском дворец.
Как вы догадались, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском зодчестве. Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву. Дерево было доступными практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду и орудия труда. Ярким примером искусства народных мастеров могут служить крестьянские избы.
- Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба» с демонстрацией слайд – фильма «Кижи» Приложение 1 Слайд-5
Музыкальный эпиграф «Колокольные звоны»
Вводная беседа учителя
Учитель. Ребята! С давних времен голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и псковичей на вече, предупреждал о появлении врагов и звал на бой. Случись где
пожар, особый колокольный звон позовет на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон выведет тебя к жилью.
О каком же событии в жизни человека рассказывают эти перезвоны?
Слайд 6 14 октября - праздник Покрова Святой Богородицы. К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где уже шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби. Села наполнялись обычно в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С Покрова наступало время веселых инрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.
Слайд 7 Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.
- Знакомство с основными элементами жилища.
Слайд 8 Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Слайд 9 С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?
На самом деле эти три буквы очень символичны:
Д – похоже на строение, сооружение;
О – практически у всех народов, является символом оберега;
М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.
Слайд 10 Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – правь, мир добра и богов, где
хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Слайд 11 Средний мир – Явь, живой мир, мир людей и домашних животных. Слайд 12 Нижний мир – Навь, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.
Были и чужие мертвые – «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что – то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.
Слайд 13 Но есть у человека надежная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков.
Слайд 14 После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или — всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно!
Слайд 15 После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг –
замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре
части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались
под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
Слайд 16 Чтобы семья была счастлива, он должен быть выстроен по всем правилам и приметам: лес для строительства выбран особый, чистый (таким считался дуб, берёза, ясень), крепкий, начало строительства – день весеннего равноденствия (21 марта), а окончание – ко дню летнего солнцестояния, или, позже, к Троице («Без Троицы дом не строится»). Рубили избу, как правило, прямо в лесу, брёвна нумеровали, перевозили и уже на месте собирали, укладывали. Пазы между брёвнами утыкивали болотным мхом, который не только служит теплоизолятором, но и имеет свойство убивать микробы, отчего древесина служит дольше.
Слайд 17 (Просмотр схемы конструкции русской избы, на столе у каждого ученика. Приложение 2)
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Слайд 18 Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.
Слайд 19 Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. В избе делали окна, выходящие на юг или на восток, но ни в коем случае не на запад и север.
Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это
не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
Слайд 20 Посмотрите , ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены! ( просмотр наличников русской избы)
Слайд 21 Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек».
Слайд 22 Резная доска, закрывающая выход слег на фасад - причелина.
Слайд 23 Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце - полуденное солнце в зените.
Слайд 26 Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.
Слайд 27 Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах. Внутри дома тоже украшались.
- Постановка художественной задачи.
Слайд 28 ,29,30,31.
А теперь давайте посмотрим ваши иллюстрации к сказкам. Найдите избы и терема. Решите, какой из них вы нарисуете. Кто – то выберет дом из сказки «Колобок», кто – то из сказки «Курочка ряба», кто – то сказочный теремок и т. д.
( просмотр иллюстраций домов и теремов по сказкам)
- Практическое выполнение задания.
Нарисовать сказочный домик, проиллюстрировав одну из сказок «Колобок», «Снегурочка», «Гуси – лебеди» и т.д.
(Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов рисунка; 3) оказание помощи
учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
- Подведение итогов
А)Выставка работ учащихся.
Б) Заключительное слово учителя. Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с конструкцией русской избы.
Давайте посмотрим на наши работы! У каждого из вас свой дом, свои постройки. Наверное, это потому, что вы, как и старые мастера , постарались вложить в свою работу частичку своей души.
- Оценивание работ учащихся.
- Домашнее задание. Получение задания для подготовки к коллективной работе.
На следующем уроке мы с вами продолжим нашу тему, мы с вами сделаем объемную модель избы из бумаги. Поэтому, принесите бумагу, клей и художественные материалы для росписи модели избы. У нас будет коллективная работа «Вот моя деревня»
В конце урока звучит народная музыка.
Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К и ж и Приложение 1
Кижи Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру. Кижи - небольшой островок, затерянный в шхерах Онежского озера. Суда, отправляющиеся из Петрозаводска, пересекают открытую водную гладь Большого Онего и входят в проливы между многочисленными островами архипелага. Карелия - край величественной природы, край озер, болот, больших и малых рек, дремучих лесов. Ушедшие поколения этой суровой земли русского Севера оставили удивительные памятники древней культуры и зодчества.
Протекавшая здесь жизнь не всегда была мирной. Несколько раз остров Кижи был центром восставших крестьян, так было в 1694-1695 годах, когда крестьяне выступили против принудительных работ на недавно открытых в деревнях Заонежья металлургических заводах. Только карательному отряду стрельцов удалось тогда разогнать непокорных. Наиболее крупным было восстание в 1769-1771 годах. На Кижском погосте собрались две тысячи крестьян, недовольных тяжелыми условиями работ на Олонецких горных заводах, впоследствии бунт охватил всю Карелию. История Кижей тесно связана с жизнью всего Заонежского края, среди местных жителей которого было много талантливых, умелых мастеров, плотников-древоделов, оставивших нам великолепные образцы деревянного зодчества, о чем свидетельствует, в первую очередь, ансамбль древнего Кижского погоста.
Покровская церковь (1764 г.) меньше и скромнее Преображенской. Такого характера церкви нередко встречались на Севере, но она выделяется среди других стройными удлиненными пропорциями, изяществом девяти своих глав, стоящих на небольших восьмигранниках, что и придает церкви такую легкость. Внутреннее убранство Покровской церкви утрачено. После реставрации выполнен новый иконостас, характерный для северных церквей, он собран из заонежских икон XVII-XVIII веков.
Избы, амбары, мельницы , стоящие на Кижском острове, раскрывают перед нами область деревянного зодчества - жилое и светское строительство. Наиболее интересный памятник жилой архитектуры в Кижах - дом Ошевнева (XIX в.) из деревни Ошевнево. Это характерный тип жилых построек, сложившийся на Севере. Большой двухэтажный дом, объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, отвечал требованиям суровой зимы и особенностям быта местных крестьян. Дома непременно украшались нарядными галереями и узорными наличниками. Дом Ошевнева из деревни Ошевнево. Светелка. 1876 г. Из хозяйственных построек Кижского заповедника особенно красив небольшой амбар из деревни Коккойла.
Часовня из деревни Кавгора. XVIII в. Мельница из деревни Волкостров. XIX в. Кижи – историко-архитектурный и этнографический музей , расположенный на острове на Онежском озере. В Кижах собраны уникальные образцы русского деревянного зодчества из разных концов Северо-Западного региона, - деревянные церкви и часовни, а также предметы деревенского быта. Кижи - история деревянного зодчества России .
Фотогалерея Остров Кижи. Преображенская церковь
Мельница на острове Кижи
Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его многоглавие. Но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славна Русская земля. Именно они стали ведущим типом народного деревянного зодчества.
Единство конструкций и декора в народном жилище
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Презентация по изобразительному искусству разработана для урока в 5 классе по программе Б.М. Неменского.
Вложение | Размер |
---|---|
ed._konstr._i_dekora_v_nar._zhilishche.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единство конструкций и декора в народном жилище 5 класс Подготовила Учитель изобразительного искусства Кузнецова Е.С.
Музей – заповедник деревянного зодчества – КИЖИ р асположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озера
Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, м оя крепость». Русская изба
Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или - всего хуже - пролилась кровь. После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами. Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи ( з лые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник , обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой. Схемы символов солнца. Схемы символов земли.
Читайте также: