Дом дворянского собрания год постройки
Дом дворянского собрания год постройки
mikhail » 13 июн 2012, 19:45
Дом Союзов, до советской власти - Благородное собрание в Москве — общественное здание в стиле классицизма, построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания М. Ф. Казаковым не позднее 1775 года.
Дом был построен для князя В. М. Долгорукова-Крымского. В 1784 его усадьба была приобретена московским дворянским собранием для проведения балов и приёмов. Дом Долгорукова-Крымского стал средоточием общественной жизни Москвы екатерининского и пушкинского времени.
В 1784-1790-х Казаков провел реконструкцию здания, значительно расширив его и изменив планировку. На месте внутреннего двора был построен двусветный Колонный зал с мраморной статуей Екатерины II. После пожара 1812 года здание восстанавливалось архитектором А. Н. Бакаревым.
Зал Благородного собрания, где провинциальные и столичные помещики подыскивали подходящие партии для своих дочерей, не раз появляется на страницах классической русской литературы — в том числе в «Войне и мире» (первый бал Наташи Ростовой) и в «Евгении Онегине» (первый бал Татьяны):
-
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.
Благородное собрание на карте Москвы 1881 года:
В 1903—1908 А. Ф. Мейснером была проведена крупная реконструкция: был надстроен третий этаж, частично изменены главный фасад и планировка помещений, прилегающих к Колонному залу.
После Октябрьской революции 1917 года декретом СНК здание было передано профсоюзам. Первый концерт для рабочей аудитории состоялся в 1918 году, на нём присутствовали также В. И. Ленин и Н. К. Крупская.
В настоящее время ЗАО «Дом союзов» сдаёт в аренду залы Дома Союзов для проведения различных мероприятий, съездов и конференций. В них отмечаются юбилеи деятелей науки, литературы и искусства. В Колонном зале проводятся музыкальные концерты.
История Дома дворянского собрания Владимирской губернии. Как изменилось здание за два века
В его стенах бывали императоры Николай Первый и Александр Второй. А само здание и сегодня центр общественной и культурной жизни. ГТРК "Владимир" продолжает свой проект "Войди в историю". В ближайшее время QR-код появится на ещё одном знаковом объекте губернской столицы - бывшем Доме Дворянского Собрания. Его "исторический портрет" - в репортаже Марии Платанюк.
История Дома дворянского собрания Владимирской губернии. Как изменилось здание за два векаГерб Владимирской губернии на фронтоне, гордые львы на фасадах, строгие колонны ионического ордера в портике. Дом Дворянского Собрания будто сошёл с исторических гравюр и открыток. Памятник архитектуры федерального значения - одно из знаковых зданий губернского Владимира. Великолепный дом на главной улице - сам по себе "архитектурный дворянин". Появление дома благородного Дворянства во Владимире восходит к реформам Екатерины Великой. По Жалованной грамоте государыни от 1785 года дворянству в каждом губернском городе дозволялось иметь свой дом для собраний. Во Владимире же представители высшего сословия долгое время ютились в нескольких тесных комнатах Присутственных мест.
Роман Костоправов, завотделом истории Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «На протяжении более чем 30 лет владимирское Дворянское Собрание собственного дома не имело и вынуждено было занимать различные неудобные помещения в других учреждениях. И лишь в 1820 году губернский предводитель дворянства Пётр Кириллович Меркулов на собственные деньги выкупил здание у братьев Гордеевых на Соборной площади, как раз на этом месте».
Однако, дом требовал перестройки. Вопросом занимался уже новый предводитель дворянства Александр Голицын. Владимирский помещик активно участвовал в открытии Дворянского дома в Москве.
Роман Костоправов, завотделом истории Владимиро-Суздальского музея-заповедника : «Перестройка проводилась по проекту архитектора Василия Григорьевича Дрегалова, московский архитектор. Здание, как мы видим, он перестроил в стиле классицизма. Типичного для того времени. И в 1826 году дворянство, наконец, в собственное здание переехало».
Владимирский архивист и краевед Алексей Арескин истории Дома благородного дворянства посвятил научную работу и долгие месяцы исследований. Изучил десятки уникальных документов. В старом здании дома Гордеевых предстояло опустить своды нижнего этажа, выломать старые стены, пробить новые окна и двери, пристроить портал входа. По контракту подрядчик обязан был использовать кирпич "лучшей доброты", а колонны, пилястры, и "цокольки" делать из белого камня.
Алексей Арескин, завсектором информационно-выставочной работы Госархива Владимирской области : «Работы по перестройке старого дома Гордеевых взял на себя купец Асаф Зимин и уже в 1825 году к октябрю месяцу каменные работы по перестройке старого дома были завершены. Он был значительно расширен. По проекту архитектора был устроен фронтон прекраснейший».
Верхний этаж здания предназначался для собраний, в нижнем разместилась депутатская канцелярия.
Алексей Арескин, завсектором информационно-выставочной работы Госархива Владимирской области: «Для украшения здания из Москвы были приглашены лучшие живописцы, декораторы и лепщики. Так известный московский лепщик Иван Емельянов выполнил украшение фасада здания. Позолоченными буквами на фронтоне была размещена надпись Дом благородного дворянства и размещён владимирский герб. Внутри помещения были украшены вытянутыми карнизами, пилятрами, капителями внутренних колонн».
Ещё одним отличием стали роскошные интерьеры. Дом украсили мраморные камины, зеркала в рамах, кинкеты, канделябры и аплике. Из Москвы привезли покрытые червонным золотом люстры. Каждая из комнат имела свой цвет.
Алексей Арескин, завсектором информационно-выставочной работы Госархива Владимирской области: «Залы Дворянского Дома были украшены привезённой из Москвы мебелью красного дерева работы лучшего московского мастера Греппе. Плафоны залов были расписаны художником Киселёвым в различных тонах. А стены были окрашены в различные колера».
Дворянство, которое прибыло во Владимир в декабре 1826-ого для выборов, нашло дом "украшенным в самом лучшем виде". Дом освятили и он начал "жить".
В первую очередь, Дом Дворянского Собрания предназначался для встреч, торжественных мероприятий и балов. Исторический факт- именно в этих стенах 12 октября 1834 года владимирское дворянство принимало императора Николая Первого. С балконов Дворянского дома открывался удивительный вид. Прежде всего - на историческую часть города. Соборную площадь, центральный городской бульвар и, конечно, же на плацпарадную площадь. Ныне это парк Липки. Именно там проходили традиционные смотры войск.
Сейчас в бывшем Доме благородного дворянства - Центр культуры и искусства на Соборной. По мнению Веры Геворкян, помещения буквально "хранят" дух времени. Здание, как ни странно, современно в любую эпоху. Построенное когда-то "для владимирцев", оно по-прежнему - центр общественной и культурной жизни.
Вера Геворкян, ведущий специалист по связям с общественностью Центра культуры и искусства на Соборной : «Мы должны тоже соответствовать этому зданию. И внешне, и внутренне. Для нас это здание - идеал, к которому нужно стремиться. Я думаю, у нас получается».
Пополнение госказны налогами с имений, поставка рекрутов в армию, охрана и разведение лесов, устройство дорог и хлебных магазинов, строительство церквей, продажа хлеба, открытие мануфактур, покровительство образованию. Такими были заботы дворянства. В истории этого благородного Дома на Большой Московской отразились важнейшие вехи.
Роман Костоправов, завотделом истории Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Здание Дворянского Собрания связано со многими знаковыми событиями в истории Владимирской губернии и всей страны. Одно из самых крупных - это отмена крепостного права. После Октябрьской социалистической революции, когда органы сословного самоуправления были ликвидированы, здание было передано под гарнизонный красноармейский клуб. Собственно, почему здание и получило своё название Дом офицеров».
Первая владимирская публичная библиотека появилась именно в Доме Дворянского Собрания. Здесь же - до открытия специального здания музея- устраивались выставки и экспозиции.
В 1841-ом к зданию Дворянского Дома - с востока - был пристроен Благородный пансион. В его стены после пожара переехала владимирская мужская гимназия. Здания сформировали единый архитектурный ансамбль. В стенах Дворянского Дома бывал император Александр Второй с императрицей Марией Александровной. Здесь проходили выборы в Государственную Думу. А в первую мировую и в годы Великой Отечественной размещались госпитали. В 1869-ом здесь выступал русский композитор Антон Рубинштейн, а после "смены эпох" уже в 1927-ом - советский поэт Владимир Маяковский. Летопись одного из главных символов Владимира продолжается и сегодня. С уважением к его славному прошлому.
Дом Благородного собрания (Дом союзов)
Сегодня трудно представить, что в этом строгом здании, построенном в стиле зрелого классицизма, проходили самые весёлые в первопрестольной балы. И самые популярные. Каждый вторник, как повелось почти с самого начала, здесь, в самом центре первопрестольной, играли лучшие оркестры и кружились в танцах лучшие московские пары. На традиционные зимние и весенние балы съезжались до трёх тысяч человек! И его Колонный зал всех вмещал!
Благородное собрание (Дом союзов) (Москва)
История этого здания началась в середине XVIII века. Оно было построено для московского главнокомандующего Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Затем дом был приобретён Благородным собранием.
Московское Благородное собрание, дворянское сословное учреждение, было открыто в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу. По сути, это был отечественный вариант клуба, но с более либеральными правилами членства.
Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне, как мужчины, так и женщины. Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин. Члены Благородного собрания платили годовые взносы.
В 1784 году Благородное собрание и приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. Для перестройки здания был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков.
Главная трудность для зодчего состояла в выработке совершенно нового образа общественного здания. Ведь здесь, в отличие от других зданий, которые Матвей Фёдорович возводил, дом перестраивался из старого здания. Внешне дом мало отличался от больших городских усадеб, которыми в те годы украсилась Москва.
Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком. Углы были подчёркнуты более мелкими портиками с пилястрами. Они придали всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах.
Но основное внимание Казаков решил уделить интерьеру. Он объединил все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудил в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал. Колонный зал Благородного собрания не зря называют шедевром Казакова.
Вдоль стен прямоугольного в плане зала расставлены стройные белые колонны коринфского ордера. Коринфская колоннада несёт строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света. Благодаря этим окнам гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парил в воздухе.
Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, чёткие очертания всех частей создают ощущение торжественности. Эту торжественность ещё более подчеркивают полированная поверхность белого искусственного мрамора, настенные зеркала, прекрасные хрустальные люстры. Этому залу простой и благородной архитектуры суждено было стать средоточием жизни граждан «дворянской Республики».
Колонный зал быстро приобрёл славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы. Размеры зала – 24,8 метра на 39,5 метра – позволяли танцевать 500 и более парам. Высота потолка ( 14,5 метра ) превосходит современный четырёхэтажный жилой дом. Все эти архитектурные достоинства дополняла замечательная акустика. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук.
Благодаря такой акустике европейские знаменитости, певцы и музыканты, приезжая в Москву, стремились выступать не только в крепостных театрах и гостиных знатных вельмож, но и в невиданном прежде зале.
Члены Благородного собрания «свободно съезжались наслаждаться приятностями общежития» в свой дом на Дмитровке с октября по апрель. Тогда в Москве, в Колонном зале, и проходили умопомрачительные балы, слава о которых дошла до Петербурга. Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Таким образом, был создан прецедент, когда общественная организация была признана юридическим лицом.
А внук Екатерины II, император Александр I, записался в члены Московского Благородного собрания и повелел называть его Российским. В Москву, уже в Российское Благородное собрание, пообщаться и повеселиться съезжались дворяне из имений всей России.
В 1800–х годах к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трёхэтажное здание с угловой ротондой.
Дом Благородного собрания был сильно разрушен пожаром 1812 года. Через два года, в 1814 году, здание было восстановлено учеником Матвея Фёдоровича Казакова архитектором Алексеем Никитичем Бакарёвым.
В здании Благородного собрания возобновились традиционные балы, вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей». Увидеть Колонный зал, поражающий «простотой и величием», могли возведённые во дворянство выходцы из других сословий, почётные граждане, купцы первой гильдии, купцы-иностранцы и представители «свободных профессий».
Многие выдающиеся деятели культуры и искусства, композиторы и исполнители, писатели и художники поднимались по широкой трёхмаршевой лестнице, которая вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал.
Но одним весельем жизнь в доме не ограничивалась. В нём происходили выборы предводителей дворянства и других должностных лиц. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания. Из-за этих собраний здание порой называли Домом Дворянского собрания.
Балы и маскарады сменились регулярными концертами классической музыки. Дом стал первой московской филармонией.
Во второй половине XIX века в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Ференц Лист и другие.
Очень славилась богатая библиотека Благородного собрания.
В 1903 году архитектор Александр Фелицианович Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале.
После октябрьского переворота Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам и получило название Дом союзов.
С января 1924 года, после похорон В.И. Ульянова (Ленина), установилась традиция переоборудования Колонного зала в траурный для массового прощания с умершими государственными и партийными деятелями.
Со времени, когда дом стал принадлежать профсоюзам, здесь регулярно проходили выступления знаменитостей. По решению правительства они транслировались по Всесоюзному радио. Позднее это право получило Центральное телевидение. По сути, Дом союзов служил городу Москве, народу, который заполнял по вечерам анфиладу роскошных залов. Хочется надеяться, что и в дальнейшем будет заполнять.
Несколько фото с retromap
1896 .
1896 .
1905 .
1911 г. В Благородном собрании
1913.
1914-1916
1925 г. Дом Союзов.
1927-1936 Колонный зал Дома Союзов
1929 Дом Союзов
1975-1985 Дом Союзов
Что находится в старинных дворцах и усадьбах Москвы
Жизнь многих дореволюционных московских особняков и памятников архитектуры сегодня далека от музейной. Когда-то здесь проходили шумные балы и дворянские собрания, а теперь кипит ресторанная жизнь, работают офисы крупных компаний и детские студии. В обычные дни увидеть исторические интерьеры некоторых старинных зданий вживую и вовсе не удастся. Они являются режимными объектами и закрыты для свободного посещения. Для одних арендаторов ретростатус недвижимости — это дополнительное обременение, для других — историческая ценность, особый дух старой Москвы и удобное расположение в центре города.
Редакция «РБК-Недвижимости» рассказывает о том, чем сегодня живут архитектурные памятники столицы.
Дом Пашкова: три библиотечных отдела
Дом Пашкова возвышается на Ваганьковском холме. По одной из версий, его спроектировал великий русский зодчий Василий Баженов. Это первое светское здание, из окон которого можно было увидеть Кремль не снизу вверх, а сверху вниз. Раньше такая возможность была только у посетителей колокольни Ивана Великого. Трехэтажное классицистическое здание XVIII века сегодня принадлежит Российской государственной библиотеке. Здесь находятся три отдела: зал рукописей, картографическое отделение, фонд нотных изданий и звукозаписей. Библиотечное собрание содержит много старинных экземпляров, которым необходимы особые условия хранения.
Чтобы устроить здесь читальные залы, особняк пришлось перестраивать. Например, инженеры снесли межэтажные перекрытия и стены комнат. В парадном зале особняка теперь расположен культурно-выставочный центр. В нем регулярно проводятся художественные выставки, церемонии вручения литературных премий, международные конференции, презентации книг и аукционы.ото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look PressУсадьба Стахеева: съемочная площадка
Дом Николая Стахеева был возведен в 1898 году. Елабужскому купцу пришлось выделить на строительство миллион рублей. Сегодня работа архитектора Михаила Бугровского — один из самых ярких примеров эклектики в российской архитектуре. Фасады здания выполнены в греческом стиле, а интерьеры сочетают в себе барокко, готику, классицизм и мавританский стиль. В 1918 году особняк был национализирован и передан железнодорожникам. Несмотря на это, его парадная часть до наших дней сохранилась почти неизменной. Позднее усадьба Стахеева превратилась в Центральный дом детей железнодорожников.
Теперь особняк находится на балансе Министерства культуры. Детские студии и кружки находятся здесь и сегодня. Правда, только на нижних этажах, где не уцелела оригинальная отделка. Увидеть парадные апартаменты можно в составе экскурсии. А еще здесь организуют различные мероприятия и проводят киносъемки. Стахеевские интерьеры стали декорациями не только для исторических фильмов, но и для «Битвы экстрасенсов».
Петровский путевой дворец: дом приемов и бутик-отель
Неоклассический дворец на Ленинградском проспекте построен в конце XVIII века по указу Екатерины II. Автор проекта — знаменитый русский архитектор Матвей Казаков. Члены императорской семьи останавливались во дворце, чтобы отдохнуть после утомительной дороги из Петербурга в Москву. А в 1812 году его на несколько дней занял Наполеон. Из этих окон французский император видел, как горит непокорившаяся Москва. После бегства Наполеона здание разграбили русские мародеры, а в советское время его отводили под госпиталь, милицию, музей Красной авиации и Военно-воздушную академию имени Жуковского. Одним из выпускников последней был Юрий Гагарин.
Сегодня в Петровском путевом дворце находится Дом приемов правительства Москвы и пятизвездочный отель со спа-центром. А в большом купольном зале, где когда-то выступал Циолковский, теперь проходят свадебные торжества. Попасть во дворец можно в составе экскурсионных групп.
Дом Благородного собрания: концертный зал
Представители дворянства выкупили усадьбу князя Долгорукова-Крымского в 1784 году и перестроили ее под свои нужды. Здесь проходили престижные балы, дворянские собрания и выступления европейских знаменитостей. Здание сильно пострадало при пожаре 1812 года. Средства на его восстановление выделил Александр I. В более позднее время в Колонном зале особняка давали концерты Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков. После революции Дом Благородного собрания переименовали в Дом Союзов и стали устраивать в нем традиционные новогодние елки. В остальное время здесь проводили научные конференции, общественные съезды и заседания, на которых не раз выступал Ленин. А еще Дом Союзов принимал крупные шахматные соревнования.
За долгую историю существования он сохранил не только свой облик, но и предназначение. Как и много лет назад, здесь проходят концерты эстрадных звезд, различные культурные мероприятия, творческие вечера композиторов и поэтов.
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look PressДом Тарасова на Спиридоновке: Институт Африки РАН
Городская усадьба купца Гавриила Тарасова — это целый комплекс зданий в стилистике итальянского Ренессанса. Она расположен на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. У особняка есть итальянский прототип — палаццо Тьене в Виченце. Считается, что Иван Жолтовский почти полностью скопировал работу Андреа Палладио. За это его работу часто критиковали, называли холодной и мрачной. Тарасов дал архитектору полную творческую свободу, но сам умер еще до завершения строительства. Дети купца тоже не смогли пожить в отцовском особняке. Из-за его богатой внутренней отделки налог на наследство оказался огромным. До самой революции сыновья Тарасова пытались снизить стоимость дома через суд, но ничего не вышло.
В советские годы здание занимал сначала Верховный Суд СССР, позднее — посольства Германии и Польши. А с 1979 года в нем располагается Институт Африки РАН. За 100 с лишним лет фасады и интерьеры дома почти не изменились. Лишь застеклили арочный проезд во двор, превратив его в институтскую библиотеку.
Особняк Зиминых: подразделение Минкультуры
Эклектичная усадьба в Дегтярном переулке сменила много владельцев. Представительский особняк построили в 1896 году для табачного фабриканта Николая Зимина. Главная особенность усадьбы — хорошо сохранившиеся интерьеры и архитектурный декор фасада. А еще здесь никогда не менялась планировка. В помещениях особняка много мрамора, натурального дерева и лепнины. Стены и потолки залов украшены живописными панно, полы — мозаикой. В бывшей столовой особняка до сих пор висит оригинальная люстра, а в одной из комнат стоит изразцовая печь-голландка. Каждое помещение усадьбы выполнено в своем стиле. Домашний театр сочетает элементы готики, а кабинет хозяина — яркий пример рококо. В последнем, кстати, снимали один из эпизодов «Брата-2».
Долгое время здание занимал НИИ киноискусства ВГИКа. А в 2015 году его передали Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры. Во время реставрации во внутреннем дворе особняка обнаружили старинное нефтехранилище.
Хлудовские бани: ресторан
Попариться в престижных Центральных банях в Театральном проезде любили многие богатые промышленники, банкиры, ученые и представители творческой богемы. Среди них — Лев Толстой и Антон Чехов. До революции бани называли Хлудовскими, по фамилии хозяина. Купец Герасим Хлудов решил создать свой банный комплекс наподобие знаменитых московских Сандунов. Воплотить задумку ему помогли архитекторы Семен Эйбушитц и Лев Кекушев. Хлудов мечтал, чтобы бани напоминали восточный дворец. Но после смерти купца его дочери изменили концепцию комплекса. Кроме бань здесь работали массажные кабинеты, бассейн, парфюмерный магазин, парикмахерская, ресторан и небольшая гостиница. Простые люди могли попариться за 5 копеек. Отдельный трехкомнатный «номер» для господ стоил 10 рублей. А для самых почетных гостей были заказаны три таза из чистого золота.
Хлудовские бани давно не выполняют первичную функцию. Теперь на территории комплекса находятся ресторан «Серебряный век», ночной клуб и гостиница, а по выходным проходят организованные экскурсии.
Фото: silverage.moscow Фото: silverage.moscowКонюшни нефтяника Манташева: офисы и танцевальные студии
Двухэтажный дом в стиле барокко был построен в 1912 году по заказу богатого нефтяника, отец которого профинансировал первый в мире нефтепровод. Здание выделяет огромная сквозная арка, массивные колонны и изящная башня с флюгером на шпиле. Это не жилой особняк и даже не театр, а бывший парадный вход конюшенного комплекса. Успешный нефтепромышленник Левон Манташев был большим любителем лошадей. Его скакуны участвовали в самых престижных конных соревнованиях. Сегодня улица, на которой находится здание, так и называется — Скаковая. А неподалеку располагается столичный ипподром. Лошадей Манташева выселили спустя несколько лет после того, как конюшни национализировали. Здание отдали Театру классического балета Касаткиной и Василева. Теперь о первом владельце напоминает только герб с вензелем «ЛМ» на фасаде.
Сегодня особняк занимают офисы и детская балетная школа. Попасть в особняк у человека «с улицы» вряд ли получится — вход во двор закрыт. Но через кованые железные ворота в глубине двора можно рассмотреть уцелевший дом, в котором когда-то жили жокеи.
Доходный дом в кирпичном стиле и особняк: два здания XIX века признаны выявленными объектами культурного наследия
В центре столицы стало больше признанных памятников архитектуры. Статусы выявленных объектов культурного наследия получили два здания, построенных в XIX веке. Это доходный дом А.П. Барса (Трубная улица, дом 29, строение 1) и жилой дом 1887 года архитектора Н.Н. Васильева (Старомонетный переулок, дом 35, строение 2).
«Один из выявленных памятников — каменное четырехэтажное здание с подвалом, возведенное на Трубной улице по заказу владельца — губернского секретаря Барса. Его фасады оформлены в так называемом кирпичном стиле. Второй дом появился в Старомонетном переулке по заказу домовладельца Николая Дружинина, проект разработал известный архитектор Николай Васильев. Здание является образцом городского особняка с функцией доходного дома. Оба здания признаны выявленными объектами культурного наследия», — прокомментировал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Теперь по закону их нельзя сносить или перестраивать, а реставрацию или ремонт следует проводить под контролем Мосгорнаследия и только после того, как ведомство согласует все работы.
Кирпичи вместо вычурной лепнины
Доходный дом губернского секретаря Антона Барса построили на красной линии Трубной улицы в 1891 году. Это значит, что его фасад был неотъемлемой частью ее облика на протяжении 130 лет. Дом возвели в популярном кирпичном стиле. Так условно называли одно из течений рациональной архитектуры конца XIX века. Его отличительной особенностью стал технический прием сохранять натуральный цвет и фактуру кирпичей. Мастера, работавшие в таком стиле, отказывались от использования штукатурки для фасадов зданий и лепного декора. Предположительно, архитектором был сын владельца — Петр Барс.
Четырехэтажный дом с подвалом имеет прямоугольную форму. Его единственный ризалит (выступающая часть) выполнен в виде четырехъярусной башни, увенчанной граненым шатром со шпилем. Внизу сделана арка. Сейчас она закрыта, но изначально была проездной. Сквозь нее во двор могли попадать повозки и экипажи. Декор дома, по мнению специалистов, характерен для романо-готической архитектуры: стрельчатые оконные проемы и ниши, ряды арок, лопатки (плоские декоративные выступы на стенах), филенки (обрамления прямоугольной формы), ступенчатые консоли, кирпичные фризы, кованые накладные элементы и многое другое.
Дворовый фасад оформлен скромно. На кирпичных стенах можно увидеть декоративные проемы с арочными (или лучковыми) перемычками, подоконными филенками с поясами ромбов, двухцветные междуэтажный и венчающий карнизы с кронштейнами.
Все этажи дома одинаковые. На каждой лестничной площадке размещено по три квартиры с коридорно-анфиладной планировкой. В квартирах до сих пор частично сохранилась изначальная скромная отделка интерьеров: профилированные карнизы потолков, филенчатые двери, паркет. В жилых комнатах были установлены кирпичные утермарковские печи. До наших дней они сохранились лишь в нескольких квартирах.
После 1917 года в доходном доме Барса организовали коммуналки и открыли различные обслуживающие заведения. В 1990 году провели капитальный ремонт без изменения планировки и архитектурно-художественного оформления интерьеров.
Примечательно, что назначение здания не менялось. На протяжении всей его истории оно оставалось жилым. Сейчас отдельные квартиры перепланированы. Оконные и дверные рамы заменены на современные. Историческое архитектурное оформление главного фасада в прошлые годы было искажено в результате разборки ступенчатого щипца над боковым плоским ризалитом с проездной аркой. В основном же все оригинальные конструкции, планировки, элементы отделки здания сохранились.
Эклектика и фасад с семью осями
В 1887 году по заказу домовладельца Николая Дружинина на территории его владения в Старомонетном переулке был возведен каменный двухэтажный жилой дом с подвалом. Здание в стиле эклектики является образцом городского особняка второй половины XIX века с функцией доходного дома. Поблизости расположили каменные одноэтажные постройки служебного и хозяйственного назначения. Проекты всех зданий создал архитектор Николай Васильев.
Фасад особняка симметричен и по задумке архитектора состоит из семи осей. У здания два ризалита (выступающие части), которые венчают арочные фронтоны. В правом ризалите разместили отдельные для каждой из двух квартир парадные входы под общим ажурным зонтом на металлических колонках. Изначально квартира на первом этаже дома сдавалась внаем, а жилье на втором этаже занимал в то время сын домовладельца с семьей.
Среди украшений и оригинальных архитектурных деталей на фасаде можно увидеть подоконные фартуки и оконные проемы в виде ниш, филенки, арочные перемычки, лепные картуши с монограммами. Все это сохранилось.
После 1917 года владение национализировали. В 1930-е годы здесь было начато крупномасштабное строительство корпусов научно-исследовательского института цемента. Главный корпус института расположился на большей части усадебного сада. В настоящее время здание по адресу: Старомонетный переулок, дом 35, строение 1 занимает Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН).
Здание бывшего доходного дома в Старомонетном переулке оставалось жилым до 1950-х годов. Затем оно было расселено и передано Геологическому институту АН СССР (ИГЕМ АН СССР) для размещения административных отделов. В это же время появилась одноэтажная изолированная пристройка со стороны северного фасада. В 1998 году здание реконструировали. Перекрытия полностью заменили, интерьеры перепланировали. Отделку полностью выполнили из современных материалов.
Однако до наших дней по большей части сохранился исторический облик бывшего доходного дома со всеми отличительными архитектурными элементами. Фасад этого здания является неотъемлемой частью вида Старомонетного переулка.
Сейчас на городском учете находится свыше двух тысяч выявленных объектов культурного наследия. Более 550 из них выявили за 10 лет начиная с 2011 года. Все они охраняются.
Интерьеры дома Дворянского собрания и музей рязанского земства, г. Рязань
Внутри здания при участии сотрудников РГУ им. С. А. Есенина был создани музей рязанского земства. Но, поскольку музей находится на территории режимного объекта, попасть в него непросто. Необходимо написать письменное обращение к руководителю аппарата Рязанской областной Думы с просьбой посетить Гербовый зал и экспозицию. Посещение возможно только после получения разрешения руководителя аппарата. Данная статья подготовлена совместно с Паначевой Ксенией, руководителем рязанского туристско-образовательного проекта "Я вам покажу!"
Постановление о строительстве дома для дворянских собраний было вынесено в 1821 году на Дворянском съезде. Спустя семь лет начали сбор средств на постройку. В 1830 году был составлен первый проект дома, который не был утверждён. Новый проект был создан и одобрен четырьмя годами позже. Но строительство здания по причине отсутствия денежных средств началось не сразу.
2. В настоящее время в здании располагается Рязанская областная Дума.
Дом строился в несколько этапов и представляет собой несколько разновременных построек, объединенных в комплекс. Первая часть здания - двухэтажная - располагается вдоль улицы Почтовой. Она была возведена в начале XIX века Г.В. Рюминым и являлась его господским особняком. Вторая — особняк с круглой ротондой и нарядным портиком. Третья — примыкающая справа к центральному объёму пристройка по улице Астраханской (Ленина). Угловая часть возведена на средства рязанского благотворителя Петра Алексеевича Мальшина в период между 1805 и 1814 годами. В начале XIX столетия к этой части был искусно присоединён соседний двухэтажный дом по улице Почтовой.
3. Здание возведено в начале XIX века на престижном в те (да и в нынешние) времена месте — начале улицы Астраханской (Ленина).
4.
5.
6. Первоначально высший свет Рязани собирался в Редутном доме (нынешний Дом офицеров на Первомайском проспекте), где предавался балам, маскарадам и прочим забавам.
7. В здании бывшего Дворянского Собрания размещались кинотеатр «Октябрь», Дом офицеров, фотография «Звезда», Дворец бракосочетаний.
8.
Центральный корпус Дворянского собрания, выдержанный в формах ампира, - двухэтажный и обращен фасадом на улицу Астраханскую. Угол здания, выходящий на Астраханскую и Почтовую улицу оформлен ротондой и куполом. По кругу фасада располагаются круглые полуколонны коринфского ордера. Опоясывает ротонду узкий балкон. Главным украшением этой части стал коринфский портик с восемью попарно расположенными колоннами.
9.
В 1853 году осуществлена постройка двухэтажного перехода, который стал главным входом в здание. Этот вход оформлен сильно выступающим крыльцом с четырьмя массивными квадратными колоннами, поддерживающими балкон. Три широких дверных проёма ведут в просторный вестибюль.
10.
Изящные архитектурные детали, колонны, лепнина, ротонда выполнены на очень высоком уровне талантливым мастером. Благодаря этому здание стало одной из главных достопримечательностей Рязани.
11.
В одном из помещений Думы полтора года назад был открыт Музей истории Рязанского земства. Место было выбрано неслучайно. Именно в этом здании 1 декабря 1865 года открылось первое собрание Рязанского уездного земства.
12. Музей.
До революции Дворянское собрание было культурным центром Рязани. Здесь проходили балы, выступали знаменитые певцы, например, Шаляпин, праздновалось 800-летие Рязани.
13. В 1917 году название здания потеряло актуальность, и дом на Астраханской получил название Красный зал.
14.
15. В экс-Дворянском собрании 26 октября 1917 года большевики официально заявили о своей победе.
16.
Музей рязанского земства в бывшем здании дворянского собрания был создан при участии сотрудников РГУ им. С. А. Есенина. В экспозиции представлено несколько разделов: начало реформы, народное образование, земство в период контрреформ и завершающий этап в истории земства. Здесь же находится портретная галерея земских деятелей. На данный момент создание музея еще не завершено, экспозиция будет пополняться новыми экспонатами.
17.
В советское время в нём размещались кинотеатр «Октябрь», Дом офицеров, центральный ЗАГС, а сейчас там располагается Рязанская областная Дума. Заседания проходят в самом красивом помещении – гербовом зале. Зал украшен 28 колоннами коринфского ордера. По всему периметру зала тянется балкон, украшенный лепниной с изображением гербов уездных городов. В противоположных углах помещения находятся две ажурные чугунные винтовые лестницы.
18.
Самой известной реформой 1860-1870-х годов является, несомненно, отмена крепостного права. Но в царствование Александра II были проведены и другие масштабные преобразования, получившие название «Великих реформ». Одной из них была Земская реформа, которая предусматривала создание системы местного самоуправления. После освобождения крестьян, получивших наконец-то права, перед государством стояла сложная задача переустроить управление в государстве. Всесословное местное самоуправление было введено указом императора с 1 января 1864 года.
19.
20.
21.
22.
Земства создавались на уровне губерний и уездов. Путем прямого голосования выбирались представители дворянства и горожане, владеющие недвижимым имуществом. Среди крестьян же проводились трехступенчатые выборы, что не могло не сказываться на количестве их представителей в управлении. Работа земств велась на двух уровнях: распорядительном (ежегодные земские собрания) и исполнительном (управы, работающие на постоянной основе за вознаграждение). Деятельность земств контролировалась губернатором и министром внутренних дел. Земства решали прежде всего задачи благоустройства: строительства дорог, школ, больниц, почтовых отделений, развитие кустарного производства и ремесел.
23.
24.
Несмотря на то, что интересы крестьянства по-прежнему учитывались слабо и влияние местного дворянства на принятие земством тех или иных решений было зачастую невыгодно другим слоям населения, земская реформа стала большим шагом вперед на пути развития хозяйства, культуры, здравоохранения и образования.
Колонный зал (Дом Союзов)
В XIX веке здесь размещалось Благородное собрание. Попасть сюда могли только избранные. В Советское время изменилось только название, а двери Дома Союзов были открыты не для всех.
В 1784 году московское дворянство купило для «Благородного собрания» дом князя В.М. Долгорукова-Крымского, что стоял на месте рыбных лавок Охотного ряда.
В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.
В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.
Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.
Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.
А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.
Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.
После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.
23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.
Сейчас Дом Союзов ориентирован, в первую очередь, на коммерческие проекты, но музыкальные концерты проходят там до сих пор.
Читайте также: