Дом афремова у красных ворот
Садовая-Спасская, 19 — Доходный дом Афремова
Доходный дом по адресу улица Садовая-Спасская, 19 сдали в эксплуатацию в 1904 году, 7 ноября по новому стилю. Проект здания, тогда считавшегося «небоскребом» или «тучерезом», по-народному, исполнил молодой архитектор Осип Осипович Шишковский, 34 лет от роду. Заказчиком стал водочный «король» Афремов.
Здание неподалеку от Красных ворот вызвало огромный интерес: шутка ли, ведь дом в восемь этажей на тот момент был самым высоким зданием в Москве. Оценки — от восхищения до недоумения и опаски, что Первопрестольная столица теряет свое лицо просторного и светлого города.
Фасадная плоскость дома по Садовой-Спасской, 19 декорирована в стилистике новомодного тогда модерна: тщательно прорисованная линия карнизов, наличие присущих стилю декоративных украшений, витиеватые ограждения балконов, выполненные из металла кронштейны, зауженные дверные проходы. Визуально дом кажется выше, чем есть на самом деле.
|
Фото 1. Дом по Садовой-Спасской, 19 в начале XX века и сейчас |
Из истории строительства доходных домов в Москве
Стоит отметить, что начиная с конца XIX столетия в Москве наблюдался небывалый бум строительства доходных домов. Этому способствовали приемлемые цены на строительные материалы, сформировавшиеся за счет жесткой конкуренции между заводами по выпуску кирпича и цемента.
Кроме этого, банки и кредитные конторы с охотой субсидировали такие объекты, где риск для них был минимальным (в случае просроченной задолженности доходный дом изымался, при необходимости достраивался и затем приносил приличный доход).
Еще одним из важнейших факторов стала ценовая политика в области продажи земельных участков. Так, еще при Екатерине II было разработано положение, по которому городом считалась территория до Бульварного кольца, далее, до Садового, это было предместьями, ну а за последним — и вовсе «выгоном» с, соответственно, низкими ценами на землю. Но город разрастался, а отрегулировать этот указ под новые реалии не удосужились.
В общем, на тот момент строительство доходных домов было делом весьма и весьма выгодным. Посудите сами, съемная квартира не в самом лучшем из них приносила доход домовладельцу до 10 рублей в месяц, а в доме среднего класса и вовсе до 20-ти. Деньги в те времена немалые.
Средства на строительство дома по Садовой-Спасской ул., д.19 фабрикант Афремов получил в Московском кредитном обществе, которое располагалось тогда на Петровке.
Строительство на месте разрушавшегося старого особняка закончили, как отмечалось выше, в 1904-м году.
Благодаря столь масштабному проекту Осип Шишковский стал востребованным архитектором по проектированию доходных домов, а Афремову достались лавры владельца самого высотного здания в Москве. Правда, спустя непродолжительное время зодчий Нирнзее обошел его, выстроив сначала в Гнездниковском переулке дом в 10 этажей, а потом и 9-этажку на углу Садовой-Триумфальной улицы и Оружейного переулка.
После революции 1917-го квартиры в доме превратили в коммуналки, а подвальные помещения отдали под размещение контор и организаций. Кстати, одной из них была группа по изучению реактивного движения, больше известная, как ГИРД, в которой творил будущий конструктор ракет Сергей Павлович Королев.
Сегодня здание по улице Садовая-Спасская, 19 остается жилым. Первый уровень занимают кафе, объекты бытового обслуживания и даже кабаре.
Дом афремова у красных ворот
15 вещей, которые нельзя делать в Японии
Красный Ferrari это скучно? Дилер из Великобритании продает желтый Enzo и F50
Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку
Наглая овца помешала перекусу
27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения
30 мастеров, которые творят из дерева искусство
17 собак, которые здорово преобразились после стрижки
16 мужчин, которые исполнили просьбы жен не так, как те хотели
Озвучили самые популярные имена для новорожденных в Москве
Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара
16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали
Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП
Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)
Как Николас Кейдж охотился за Граалем и почему стал сниматься в плохих фильмах
Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан
Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане
Любитель обгонов на перекрестках нашел свою ассенизаторскую машину
Знакомьтесь: два газонокосильщика, которых не оторвать от работы, даже если косить нечего
Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом
Старинный Dodge 1918 года превратили в великолепный хот-род
20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5
16 кадров из фильмов и сериалов, которые стали мемами
16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире
Дрю Бэрримор и Кэмерон Диас стареют достойно
В Египте открыли для публики гробницу фараона Джосера после 15 лет реставрации
Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД
Грозный морской лев и рыбаки
Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового
В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича
"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"
Свежая подборка автоприколов
Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками
Google и Apple удалили приложение «Навальный», в котором был блок с «Умным голосованием»
Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области
Задержанного парня чуть не обокрали прохожие
Участники свадебного кортежа из Иваново, которых "не заметила" полиция, извинились за стрельбу
Новороссийск: мужик летел из окна с 5 этажа, но путь в "долину теней" преградили бельевые верёвки
Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!
Люди, которых покусал жук-невезук
15 случаев, когда люди стали свидетелями забавных совпадений
«Нива» с прицепом опрокинулась на бок в Магнитогорске
В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида
Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)
Дом Афремова - первый небоскрёб
Строил дом молодой архитектор Осип Осипович Шишковский. Хоть и молодой, но к тому времени у него уже были серьёзные рекомендации в виде четырёх построенных доходных домов в центре Москвы. Первый свой дом он построил в Последнем переулке ( чудесная игра слов) в возрасте 29 лет. Тот дом был намного скромнее, да и участочек там был совсем маленький. Здесь же, за Садовым кольцом цены на землю были совсем другими. Еще при Екатерине II было разработано положение, по которому городом считалась территория до Бульварного кольца, далее, до Садового, это было предместьями, ну а за последним — и вовсе «выгоном», с низкими ценами на землю. Но город разрастался, а отрегулировать этот указ под новые реалии не удосужились. Кто вовремя сориентировался, вложился во внешнюю сторону кольца, тот и поимел самые большие барыши.
В нашем случае вовремя сориентировался водочный «король» Афремов, который и стал заказчиком. При введении в стране винной государственной монополии, производство водки частными предприятиями стало невозможным, этим занялись три московских казённых винных склада. Вот и поменял свой бизнес Афремов. Строительство доходных домов финансировалось банками, выдававшими кредиты под залог будущего дома. Практически ипотека. К тому времени и строительная отрасль сильно развилась. Множество кирпичных и цементных заводов конкурировало между собой, обеспечивая тем самым высокое качество и низкие цены на стройматериалы.
Афремов средства на выкуп старого полуразрушенного особняка с участком и строительство нового дома получил в Московском кредитном обществе. И размахнулся Афремов широко, на полную катушку. Дом в восемь (а местами и в 9) этажей на тот момент стал самым высоким зданием в Москве. пальму первенства дом Афремова удерживал около 6 лет. пока не был построен дом Нирнзее. В рекламе дома указывалось, что это вообще самый высокий дом в Европе.
Оценки горожан — от восхищения до страха и недоумения. Некоторые боялись ездить мимо этого дома на трамвае. Примерно такое ощущение я испытывал в далёком детстве, побывав рядом с высоткой на Котельнической набережной. Многие опасались, что Первопрестольная, обретая такие дома, теряет свое лицо просторного и светлого города. И отчасти они были правы.
2.
3. Стиль для дома был выбран самый модный в то время - модерн. Но вот только для таких громадин модерн не очень годится, не такой выразительности как в небольших особняках. Да и на фасаде заказчик сэкономил, он получился суховатым. Раскошелился только на некоторые элементы. У дома два овальных чердачных окна ("бычий глаз").
4. Средняя часть дома.
5. Кронштейны под крышей заметны только если хорошенько присмотреться.
6. "Кабанчик" хорошо заметен. А вот решётки ограждений балконов к модерну не отнесёшь.
7. Привлекают внимание характерные для модерна порталы.
8. Жаль, что двери заменили на уродские металлические.
9. Не нашёл старых фотографий, на которых были бы оригинальные двери.
10. Со стороны двора, которого практически нет, всё выглядит весьма грустно.
11. Сводчатый потолок проездной арки.
12. Торцевая глухая стена - прекрасное место для размещения рекламы.
13. В 1930-е сладкую жизнь заменили азартные игры с государством.
После революции жильцов квартир уплотнили, превратив их (квартиры) в коммуналки. Сейчас это обычный жилой дом. Из известных жильцов - Владислав Галкин, но он прожил здесь всего полгода, правда последние.
14. Мемориальный барельеф у третьего подъезда. Сам по себе очень интересный.
15.
16. Надпись гласит, что в этом доме размещалась Группа изучения реактивного движения.
17.
18.
На самом деле, всё это происходило в соседнем доме, который тоже принадлежал Афремову, но был построен на 10 лет позже. А этот барельеф - обманка, результат махинаций в стиле "Россия в 21-м веке". На корпус 2, в подвале которого и была на самом деле лаборатория, положили глаз хитрые люди. Но тот дом, благодаря лаборатории, имел охранный статус. Чтобы его снять и провернули такую махинацию с мемориальной доской. Вся эта детективная история описана в статье на сайте Архнадзора.
Где в Москве: искать первый небоскрёб?
В 1904 году на Садовом кольце вырос первый московский восьмиэтажный небоскрёб. Правда, тогда его называли «тучерез».
Здание расположилось по адресу Садовая-Спасская, д. 19, стр.1, а его высота составила примерно 35 метров. Молодой архитектор Шишковский построил небоскрёб для алкогольного магната Ф.И. Афремова.
Деньги для строительства были заёмные, поэтому квартиры стремились сдать побыстрее. Реклама у здания была что надо. В газетах писали, что это самый высокий дом не только в России, но и во всей Европе! Но манило арендаторов еще кое-что. В доме был удивительный аттракцион того времени – лифт. В газетах писали: «На Садовой у Красных ворот построен первый в Москве восьми-этажный дом. <. > Этот так высоко, что лифт не может подавать в один прием до восьмого этажа, и он будет передавать на шестой, откуда будет пересадка на другой лифт. <. >»
Чтобы понять культурный шок московской публики, посмотрите на это фото Так выглядела Садовая-Спасская улица до строительства в этом месте первого небоскрёба!
«Тучерез» Афремова не давал покоя московскому купцу Орлику, владевшему соседним участком земли. Так что он решил превзойти соседа и в 1915 году пристроил к небоскрёбу свою собственную высотку. Этажей в ней было столько же, однако сам дом вышел на полтора метра выше.
Вид на пересечение улицы Садовая-Спасская с Орликовым переулоком и небоскрёб Орлика — слева, примыкает к дому Афремова (фото: wikimapia) Вид на пересечение улицы Садовая-Спасская с Орликовым переулоком и небоскрёб Орлика — слева, примыкает к дому Афремова (фото: wikimapia)Рекордсменом «Доходный дом Орликов» уже не стал – к тому моменту в Москве уже появилось 10-этажное здание («Дом дешёвых квартир Нирнзее»), однако самолюбие впечатлительного купца потешил.
Оба «тучереза» вот уже более ста лет так и стоят, подпирая друг друга на углу Садово-Спасской улицы и Орликова переулка.
Московские легенды. Первый небоскрёб
На самом деле это был не небоскрёб, а тучерез. Что за непривычное словечко "тучерез"? Это русское новообразование стадвадцатилетней давности. Тогда в Москве начали появляться первые "высотные" дома в 6, 7 и, страшно подумать, в 8 этажей. Это было тем более удивительно, что до 1900-х годов Москва оставалась городом малоэтажным и усадебным. Первый пятиэтажный дом в Москве построил архитектор Пётр Скоморошенко в 1876 году для подворья Троице-Сергиевой Лавры.
Спустя 28 лет архитектор Осип Шишковский строит огромный восьмиэтажный дом для купца Афремова. Дом оказался настолько непривычным, что первое время москвичи даже боялись ездить в трамвае по площади Красных Ворот. А вдруг обрушится? Вот его то и назвали "тучерезом"
К сожалению за машинами на первом плане почти не видно, как сплюснуты арки подъездов, как "напряглись" гранитные колонны, поддерживающие их.
Напомню, что дом построили в 1904 году на тогдашней москоской окраине. Он произвёл настоящий фурор. Это был самый высокий дом в Москве вплоть до начала десятых годов ХХ века.
Угловой участок рядом с домом Афремова принадлежал купцу Орлику. Его имя до сих пор носит Орликов переулок, ведущий от Трёх вокзалов к Мясницкой улице. После того, как сосед построил первый московский "тучерез", купеческая гордость Орлика оказалась глубоко задета. Он решает "перешибить" Афремова и построить на своём участке ещё более высокий "тучерез". Если приглядеться, то видно, что дом Орлика действительно хоть на полтора метра, но выше соседнего афремовского дома.
Соперничество купеческих "тучерезов" кажется весьма наивным особенно после того, как 40 лет спустя поблизости поднялась одна из семи знаменитых московских "высоток" . Это административное здание министерства транспортного строительства, построенное в 1947-54 годах архитектором Алексеем Душкиным. Его этажность в 3 раза выше старых "тучерезов". Кроме того здание венчает изящный шпиль со звездой.
Доходные дома
Многие искусствоведы, увидев этот дом, ужасались. А некоторые называли его главной архитектурной нелепицей Москвы.
Это сейчас Большой Козихинский переулок считается элитным, а в XVI-XVII веках жители близлежащих слобод пасли в этих болотистых местах коз, а их шерсть поставляли к царскому двору.
В начале XIX века владение №5 в Звонарском переулке переходило из рук в руки. Например, в 1830-х здесь квартировал хормейстер императорских театров А.Н. Мордкин, а в конце века домом владел крестьянин Гавриил Егоров.
В конце XVIII века на месте современного владения 6/3 на Кузнецком мосту во всю его длину располагались деревянные хоромы, а за ними простирался сад. В 1791 году этот участок купили представители дворянской семьи Хомяковых. У этой семьи владение находилось до 1918 года. Сейчас здесь 3 строения.
До 1922 года Петровский переулок назывался Богословским по стоявшему здесь храму Григория Богослова. Затем улицу переименовали, чтобы убрать совпадение с Богословским переулком у Тверского бульвара.
Доходный дом Афремова
25 октября 1904 года у Красных ворот толпились зеваки и смотрели на небоскреб в 160 квартир.
Дом в стиле модерн на Садовой-Спасской Осип Шишковский построил для водочного фабриканта Афремова. Квартиры предназначались для несемейных железнодорожных служащих.
В Москве возводится грандиозная постройка. Это дом Афремова у Красных ворот. В нем восемь этажей с полуподвалом. Это здание будет не только высочайшим в Москве и в России, но и во всей Европе.До революции доходы Афремова от дома были одними из самых высоких. После революции здание национализировали, а жильцов уплотнили.
В бывшем доме Афремова поселились рабочие, а в подвалах открылись конторы. Среди них была ГИРД (группа изучения реактивного движения), где начинал карьеру Сергей Павлович Королев.
Доходный дом Троицкого подворья – Ильинка, 5/2
Домовладение по улице Ильинка, 5/2 в Москве, возведенное как доходный дом Троицкого подворья, вошло в число самых первых высоток среди городских строений.
Выстроили его в период между 1874 и 1876 годами под размещение здесь магазинов, контор и гостиничных номеров. Автором стал зодчий Петр Петрович Скоморошенко.
Дом на углу с Биржевой площадью спроектировали в псевдорусской архитектурной стилистике.
Фасадные плоскости декорированы всевозможными резными оконными наличниками и карнизными выступами. Лепное украшение дополняют восьмиконечные звездочки. Притягивает взгляд отделка оконных проемов стреловидным арочным рисунком и резными закомарами. Межоконное пространство на четвертом уровне украшают изящные полуколонны.
Угловая часть дома спроектирована в форме 6-этажной башни с ротондой в завершении, что придало строению некую пышность, а также сделало его доминантой этого столичного уголка.
История подворья
На подворье проживали стряпчие Троице-Сергиевой обители, почему и место изначально именовалось Стряпческим домом.
Помимо этого, в шестнадцатом столетии здесь стояли палаты в два уровня, выстроенные из камня. В них работали всевозможные лавки и конторы.
На дворе имелась и церквушка во имя Живоначальной Троицы, демонтированная в 1787 году.
В XVIII столетии Троицкое подворье практически полностью арендовалось множеством торговцев, пока единственным нанимателем не стал представитель московского купечества Андрей Григорьевич Сысалин. При нем в угловой части территории возвели каменное строение в два этажа с ротондой. Вскорости там заработали трактирное учреждение и кофейня, а также открылись торговые места. Второй этаж отвели под съемные жилые комнаты.
В дальнейшем здесь арендовали помещения такие известные в Первопрестольной заведения, как магазинчик книготорговца Александра Сергеевича Ширяева, водившего знакомство с самим Пушкиным, магазин по продаже головных уборов Стужина, лавка мануфактурных товаров Титова и другие.
Местный трактир, из-за своего близкого соседства с Биржей и Гостиным двором, пользовался огромной популярностью у купеческого сословия, не только из-за отменной местной кухни, но и из-за возможности вести здесь коммерческие переговоры в приватной обстановке.
Шло время, здание разрушалось, да и его возможности уже не соответствовали тогдашним требованиям к торговым местам. Было решено перестроить здание.
Только после благословления и разрешения от митрополита Иннокентия – в 1874 году – приступили к проектированию и строительству. Своими формами новое здание чем-то напоминало прежнее и, в первую очередь, наличием угловой ротонды.
Высота дома в высшей точке составила порядка 30 метров, что на момент строительства позволило дому стать высочайшим гражданским строением в Первопрестольной столице. Этот рекорд за зданием удерживался до 1905 года, пока у Красных Ворот не возвели дом Афремова.
Низовые уровни доходного дома Троицкого подворья, как и прежде, отдали под размещение конторских учреждений и магазинов, а на последних этажах заработала Ново-Троицкая гостиница.
Не забыли отвести место и под трактирное заведение, которое сначала разместилось на первом уровне ротонды, а со временем было перемещено в подвальное помещение под ней.
После прихода большевиков дом №5 по Ильинке экспроприировали и вселили сюда различные государственные учреждения. После распада Советского Союза здесь разместилась Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) и офисы Международного коммерческого арбитража, которые находятся здесь и сегодня.
Московские тучерезы. Четыре самых высоких жилых дома XX века
Дом Афремова
Улица Садовая-Спасская, дом 19, строение 1
Первое восьмиэтажное здание в Москве спроектировал архитектор Осип Шишковский. Именно с его появлением в лексикон москвичей начали входить слова «небоскреб» и «тучерез». Здание на Садовой-Спасской стало самым высоким в столице. До него это звание носил доходный дом Троицкого подворья на Ильинке — в его ротонде было шесть этажей.
Высота нового здания составляла примерно 35 метров. Некоторые горожане даже боялись ездить на трамвае мимо дома, по чьему-то меткому выражению неофициально прозванного Вавилоном. Однако были и довольные москвичи. Константин Станиславский вспоминал, что появление высотки вызвало радость у Антона Чехова. Он рассказывал своим гостям, что в строительстве есть «предвестия будущей русской и всечеловеческой культуры, не только духовной, но даже и внешней».
Доходный дом построили в 1904–1905 годах для водочного фабриканта Федора Афремова. Предприниматель взял на возведение здания деньги в Московском кредитном обществе. Дом построен в модном в начале прошлого века в стиле модерн. Под карнизом расположены декоративные металлические кронштейны, а на чердаке — овальные окна, которые называют «бычий глаз». Некоторые считают, что здание перекликается с творениями парижского архитектора Эктора Гимара.
Статус самого высокого здания в Москве дом носил недолго — в 1913 году он перешел к Дому Нирнзее, который имел уже 10 этажей.
Дом Нирнзее
Большой Гнездниковский переулок, дом 10
Добиться разрешения на реализацию своего амбициозного проекта стоило немецкому архитектору Эрнсту-Рихарду Нирнзее больших усилий. Позволить ему построить здание с небольшими квартирами и «с отдельной столовой над частью девятого этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом» долго не решались. Комиссия по строительному надзору опасалась, что несущие конструкции не выдержат нагрузку, но архитектор не согласился убрать даже один этаж.
Здание получилось около 44 метров в высоту. Писатель Валентин Катаев называл его вертикальной доминантой Тверского района и «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскребом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы». Кстати, полюбоваться видом с крыши дома можно в фильме «Служебный роман» (1977) — в одной из сцен героиня Алисы Фрейндлих поливает там цветы.
В фасаде дома, выстроенного буквой П, сочетаются элементы неоклассицизма и модерна. Ряды больших квадратных окон поделены вертикальными тонкими красными линиями, а в верхней части здания украшены декоративными вазонами и цветочными гирляндами. Обращают на себя внимание пять выступов-эркеров, изогнутые линии декора подъездов и ворот и фронтон с мозаичным панно, сделанным художником Александром Головиным.
Квартиры были маленькие и без кухонь. Нирнзее спроектировал их для служащих и небольших семей, которые могли заказать доставку обедов из ближайших трактиров у дежурного по этажу полового. Поэтому у здания появилось прозвище «дом холостяков».
В первые годы существования дома на его крыше обосновался зимний съемочный павильон товарищества «Киночайка», в годы НЭПа здесь открылся кинотеатр. В кабаре «Летучая мышь», находившемся в подвале дома до 1922 года, бывал Константин Станиславский. В 1924-м на месте кабаре начал работу Московский театр сатиры. Оставил Дом Нирнзее след и в литературе — в разные годы тут находились редакции журналов «Литературная учеба» и «Советский писатель», а также берлинской газеты «Накануне», с которой сотрудничал Михаил Булгаков. Кстати, здесь же писатель познакомился со своей третьей женой Еленой Шиловской, ставшей прообразом Маргариты.
Дом на набережной
Улица Серафимовича, дом 2
Звание самого высокого жилого здания у Дома Нирнзее перехватил в 1931 году Дом правительства. Домом на набережной его начали называть после выхода в 1976-м одноименного романа Юрия Трифонова. Здание, которое спроектировал Борис Иофан в главенствовавшем тогда стиле конструктивизм, Трифонов описывал так:
«Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию».
Дом был задуман как мини-город со всей необходимой инфраструктурой: прачечной, почтой, медпунктом, библиотекой, теннисными кортами и кинотеатром. Он должен был быть функциональным и вместительным, поскольку создавался для партийной элиты, переехавшей после переноса столицы в Москву. Дом состоит из восьми корпусов, 25 подъездов и 505 квартир. Его высота составляет 12 этажей — приблизительно 53 метра.
В доме в разное время жили Никита Хрущев, занимавший с 1953 по 1964 год пост первого секретаря ЦК КПСС, авиаконструктор Артем Микоян, маршал Георгий Жуков, писатели Юрий Трифонов и Михаил Кольцов, балетмейстер Игорь Моисеев и другие деятели культуры, чиновники и военачальники. С 1989 года в здании работает музей «Дом на набережной», посвященный истории дома и его жителям. С 2016-го он входит в состав Государственного музея истории ГУЛАГа.
Высотка на Котельнической набережной
Котельническая набережная, дом 1/15
«Городом в городе» стала и одна из семи сталинских высоток, построенная на месте слияния Яузы с Москвой-рекой. В самом высоком ее корпусе 32 этажа, а со шпилем длина составляет приблизительно 176 метров — до 2002 года это было самое высокое жилое здание в Москве.
Построить высотку было нелегко — не было опыта и техники, тем более что площадка под застройку имела слабые грунты с большим количеством песка и суглинки. Для изготовления монолитных железобетонных плит были созданы заводы в Люберцах и Кучине. Также разработали специальные башенные краны грузоподъемностью 15 тонн.
Высотка состоит из трех корпусов, на ее шпиле — пятиконечная звезда с серпом и молотом. Дом украшен горельефами, на вершине корпуса Б расположена скульптурная композиция: фигуры мужчины и женщины держат свиток с изображением Спасской башни. Нижние пять этажей здания облицованы розовым гранитом.
В дом в 1953 году заселились государственные деятели, ученые, литераторы, артисты, художники. В нем жили Фаина Раневская, Клара Лучко, Галина Уланова, Роберт Рождественский, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко. Последний написал стихотворение про бедствие дома — тараканов:
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
В 1966 году в здании заработал кинотеатр «Иллюзион», созданный специально для демонстрации фильмов Госфильмофонда. С первых дней работы он занимался популяризацией зарубежного кинематографа — здесь проходили ретроспективы итальянского, польского, американского, индийского кино, встречи советских зрителей с зарубежными актерами. С 1970-х в кинотеатре действовал киноуниверситет, в котором читали лекции по истории кино. Курсы завершили работу в 1991 году.
Читайте также: