Доходный дом в и фирсановой фасад чертежи
О домах. Доходный дом купца Камзолкина (братьев Фирсановых).
Адрес: г. Москва, проспект Мира, дом 3 строение 1.
Период: La Belle ?poque (1871-1914).
Год постройки: 1885.
Архитектор: Василий Петрович Загорский.
Назначение: жилой, торговый.
Стиль: необарокко.
Направление: историзм Александровского периода в стилистике барокко.
Охранный статус: выявленный объект культурного наследия.
Один из самых интересных образцов необарокко в Москве был построен в 1885 году про проекту академика архитектуры Василия Петровича Загорского для купца Василий Ивановича Камзолкина 1 . Позже владение перешло к потомственному почетному гражданину Александру Аркадьевичу Журавлеву, а перед революцией им владели лесопромышленники братья Фирсановы 2 .
Дом построен в период доминирования историзма, в российских источниках обычно именуемый эклектикой. Не смотря на пренебрежительное отношение к этому стилю у многих авторов советского периода, именно он во многом определяет облик самых красивых городов России, как и Европы в целом. Чтобы создать это пышное, нарядное здание архитектор обратился к стилистике французского барокко.
Здание представляет собой трехэтажный, весьма протяженный (тридцать шесть оконных осей) дом. Три мощных эркера по одному окну и выделенный еще более пышным декором объем в три окна над проездом во двор разбивают здание на пять равных частей по шесть просветов в каждом. При этом две центральные части (примыкающие к проезду) немного отличаются декором от всех остальных. Таким образом архитектору удалось при большой длине здания избежать ощущения монотонности и создать гармоничную, почти симметричную композицию. Лепные украшения к этом дому выполнил выдающий скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков 3 , это была одна из его первых работ, но уровень мастерства уже показывает его потрясающий талант.
В некоторых источниках утверждается, что дом был снесен в 2001 году и на его месте построен новодел. Однако это касается лишь палат Евреиновых XVII-XVIII веков, которые находились в дворе этого здания и в данной заметке не рассматриваются. Сам доходный дом купца Камзолкина, судя по историческим фотографиям, существенных утрат во внешнем не понес, за исключением дверей, которые не только не аутентичны, но и совершенно не гармонируют с обликом здания.
Последняя (на сегодняшний момент) покраска фасада была проведена в 2015 году в ходе комплексной реконструкции проспекта Мира, так что в данный момент состояние здания можно оценить на 5-.
Ссылки:
1. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 105. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0
3. Муравьёв В. Б. Святая дорога: Никольская улица, Лубянка, Сретенка, проспект Мира, Ярославское шоссе. — М.: Алгоритм, Алгоритм-книга, 2007. — 512 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-94661-035-X
architectstyle
Всего 85 фото
Во второй части мы продолжим осмотр доходного дома страхового общества «Россия». Заодно, узнаем об этом действительно крупнейшем страховом обществе России и, что меня особенно зацпило, о змееногой богине, что является одним из примечательнейших скульптурных шедевров фасада этого здания. Ну, что же, - не будем тянуть время и мне остается только вас пригласить зайти под кат. )
Самая известная страховая компания Российской империи - страховое общество "Россiя", лидер добровольного страхования, было основано в марте 1881 г. Дом правления находился в С.-Петербурге на Морской улице. Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. Благодаря широкой рекламной компании страховое общество "Россiя" сразу же приобрело известность и популярность.Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране. Страховали даже стекла "от разбития"!
02.
Инициатор создания и первый управляющий общества - Роман Иванович Пенль. Учредители: барон Г. Е. Гинцбург, Н. М. Полежаев, Д. И. Петрококино, Г. А. Рафалович, А. И. Зак, И. Е. Ефрусси, Р. И. Пенль. Уставной капитал составлял 4 млн руб. (16 тысяч именных акций достоинством 250 рублей).
"Россiя" была крупнейшим среди русских акционерных обществ по объёму операций и размеру капитала. Проводило операции по 8 видам страхования на территории Российской империи и участвовало в страховых операциях за границей, осуществляя страховые операции в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. Размер капитала в конце 1918 г. достигал 109,1 млн руб. За первые десять лет общество „Россия“ сумело организовать сеть собственных отделений в 16 городах России, а к 25-летию (1906) агентства общества были уже в 79 губерниях империи. Если в 1883 году правление имело 167 агентов, то в 1900-м их число превысило 500 человек». Страхованием автомобилей занималась с 1910 года - и к 1917 году её страховкой было охвачено 80 % всех автомобилей в стране.
Значительная часть средств тратилась на покупку крупных домов, которые потом сдавались в аренду. К 1916 году „Россия“ владела 42 объектами недвижимости в России и за рубежом (в одном только Петрограде — 19 домов) балансовой стоимостью 33 664 200 руб. 50 коп., принесшей за этот год дохода 1 453 356 руб. 61 коп. В Москве среди прочих ему принадлежало как раз здание страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, 6/1, что мы сейчас с вами и осматриваем.03.
Однако, продолжим осмотр "Сретенского замка". Комплекс зданий внушителен.
Он расположен практически по всей длине Сретенского бульвара.
05.
На этой дореволюционной открытке можно хорошо расмотреть этот жилой комплекс целиком.
Мечтаю сделать такую фотографию комплекса, но это сейчас не совсем реально.
06.
Основной цвет фасада, как мы видим на старом фото ниже, был красновато-оранжевый. Дом выглядел празднично и ярко. Однако, тут следует заметить, что фасад отделан керамической плиткой, так, что либо плитка за сто лет так выцвела до бледно-черепичного цвета, либо фантазию фотографа, ретушировавшего эту фотографию, было не остановить)
07.
Сейчас здание выглядит так.
08.
Центральная часть корпуса 2 украшена большим карнизом с изображениями в тимпане горельефов Сократа с учениками и многочисленных херувимов.
09.
10.
На фасаде также присутствует множество карнизов самой разной формы меньших размеров с горельефами мифологических существ и богов.
11.
12.
13.
14.
Это уровень первого этажа. Очевидно, здесь идет ремонт и декоративная решетка верхней части арки в неприглядном состоянии.
15.
16.
Слева от арки - дверь антикварного салона. Над ней круглое резное окно с изображением мотива геральдической лилии Бурбонов.
17.
Над ним, правее, знаменитые "крокодилы", но, это скорее геккон и маленький крокодильчик.
18.
Справа от арки такое же окно над дверью, но, похоже его реставрации не было, здесь явно не обитали антиквары, сейчас это жилой подъезд.
19.
Над аркой небольшой эркер.
20.
Правее и вверху от круглого окна - путти, старающиеся изо всех сил выполнить роль атланов.
21.
Двигаемся дальше, - вдоль Сретенского бульвара в сторону Большой Лубянки.
22.
Еще один высокий эркер в черно-белых тонах с многочисленными мифическими персонажами.
23.
24.
Кое-где сохранились многочисленные вензеля страхового общества Россия - СОР.
25.
26.
Это тоже старая отретушированная фотография этого здания. Обратите внимание, здесь фотомастер был более сдержан нежели на фото выше. Фото снято уже со стороны площади Сретенских ворот. Можно увидеть, что облик здания сильно изменился, - в левой части корпуса 2 отсутствует высокая башня, а в центральной части этого корпуса уничтожена скульптурная группа над карнизом. Что там было, какие герои и каков был сюжет - пока мне узнать не удалось.
27.
Добираемся до угловой части корпуса 2. Здесь заканчивается Милютинский переулок, который выходит на Сретенский бульвар.
28.
Вид корпуса 2 доходного дома страхового общества "Россия! со стороны Большой Лубянки.
29.
А здесь - старое фото почти с этого же ракурса.
30.
Что интересно, в ". именно в этих местах находилась усадьба боярина Кучки, которая приглянулась Юрию Долгорукому. Однако, Кучка не пустил князя в город и за это был убит. Теперь тень боярина бродит в полночь по Кучкову полю.
А много лет спустя здесь было построено здание народного театра. В 1884 году в нем поставили феерию «Черти на земле», и с тех пор в театре начали происходить странные вещи. Артисты теряли память, падали со сцены, получали травмы и даже спивались. Нередко обрушивались декорации, калеча актеров и работников сцены. В конце концов, театр разорился.
Именно в этих неспокойных местах страховое общество «Россия» начало строительство своего роскошного дома. Но мистика не прекратилась: рабочих увозили в больницу чуть ли не каждый день. А когда в дом въехали первые жильцы начались сбои в работе вентиляции, отопления, слышались посторонние звуки и шорохи. . Говорят, под домом страхового общества «Россия» шел таинственный подземный ход от Кремля до здания на Лубянке, которое так же принадлежало «России». Но проверить это невозможно, так как ход, если и был, уже давно скорее всего засыпан спецслужбами.
Стилизованный балкончик самого верхнего уровня здания.
Правая часть второго корпуса богато украшена скульптурными изображениями.
32.
Скульптура мастерового в итальянских средневековых одеждах.
33.
Другой ракурс.
34.
. и, крупнее.
35.
Кто изображен на этом горельефе мне неизвестно, но думается, что это лорд Байрон.
36.
Лорд Байрон. По мне так, сходство есть)
37.
Одна из самых интересных скульптур на фасаде здания (на фото ниже). Версии самые разные. Позволю себе высказать свою. Мне кажется это стилизованное изображение змееногой скифской богини Апи - матери Богов и легендарного Геракла.
Диодор Сицилийский рассказывает о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на острове Крит, со змееногой богиней земли. По рассказу Геродота, скифы произошли от скифской змееногой богини Апи - Матери Богов и легендарного Геракла. Имя Геракл происходит из ведического санскрита, откуда берут истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар, что означает «зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» - яровой, ярый, жар, жаркий. Оба греческих автора трансформировали привычные для них греческие мифологические образы богов в пересказе скифских легенд.
38.
39.
И как следствие возникает практический вопрос, что же держала в руках эта богиня, находясь на фасаде доходного дома? Версий две - богиня держала фонари или цепи, на которых крепился фонарь (фонари) и вторая, - "богиня" держала древка флагов. Почему мне близка вторая версия!? Если мы посмотрим на старое фото № 30 и с увеличением, то увидим, в тех местах, где размещена змееногая богиня, видны несколько флагштоков без флагов и никаких фонарей. Таким образом, версия фонарей видимо отпадает.
Сейчас мы находимся в Милютинском переулке.
40.
Кое какие архитектурные детали со стороны Милютинского.
41.
Очевидно, сюжет скульптурной группы связан с морской тематикой. Похоже, мотив венецианский.
42.
Все затейливо, но со вкусом.
43.
44.
45.
46.
Мы дошли до угла с Бобровым переулком.
47.
Очевидно, снова лорд Байрон, но заметье, - изображение другое.
Приятно, что не использовались типовые отливки.
48.
Ниже "Байрона" привлекает внимание скульптурное изображение, которое принято считать Фортуной, поскольку опирается она именно на зубчатое колесо характерной формы.
49.
50.
Мы уже находимся в Бобровом переулке.
51.
Здесь скульптурные изображения на фасаде имеют сильные повреждения. Что интересно, это четвертое изображение "мрачного эгоиста", но оно в отличие от остальных трех - гипсовое, а не чугунное. Очевидно четвертый горельеф лорда скромно умыкнули. и на его месте появился недолговечный муляж.
52.
А этот "итальянский мастеровой" напоминает ожившую древнеегипетскую мумию из старых дешевых фильмов ужасов.
53.
Наша любимица - змееногая богиня. На фото видно, что она держит в своих сжатых ладонях горизонтальные кронштейны. Очевидно к ним и крепились флагштоки. На старом фото при увеличении видно, что всего флагов "для каждой богини" было четыре - по два в каждой руке.
Всего было четыре подобных скульптуры, судя по тому же старому фото. Уцелели только две, которые вы и видите, - со стороны Сретенского бульвара и Боброва переулка.
54.
Замечательные скульптура! Хорошо, что хоть две сохранились!
Сейчас мы рассмотрим нижние части чугунных площадок вот этих балконов.
55.
Оказывается, здесь фантазия архитектора - художника разыгралась.
56.
57.
Состояние не очень, но можно представить как они выглядели, когда дом был только, что построен.
58.
Это, очевидно, подъезд поликлиники РАН.
Вроде бы здесь, в этом подъезде, находилась ЛИТО, где Булгаков работал в 1920 году (кв. 65).
Дом продолжает непрерывно восхищать. А мы ведь уже достаточно давно занимаемся его осмотром.
61.
Ну, вот, наконец, мы добрались до знаменитой чугонной ограды со стороны Боброва переулка.
62.
Ограду сильно "повело" со временем.
63.
Но от этого она не проиграла. Ограда вызывает восторженное ощущение.
54.
Рассмотрим ее детали, и здесь есть на что посмотреть.
65.
66.
67.
68.
Знаменитый вензель "Страхового общества Россия" - СОР
69.
70.
Ну, как тут не сфотографировать эту башенку, что со стороны Сретенского. Зелени нет, и ее можно неплохо рассмотреть сквозь кроны деревьев.
71.
В правой части ограды - помойка. Хоть ее и стилизовали под ограду дома, впечатление от нее не самое радужное.
72.
Двигаемся в сторону Фролова переулка.
73.
74.
Итак, - слева - Бобров, а справа - Фролов переулки.
75.
Правее и на втором плане - Бобров переулок.
76.
Нам теперь вниз - по Фролову - к Сретенскому бульвару.
77.
78.
Корпус 1 во Фроловом переулке.
79.
Арка. Здесь я когда-то проходил в мастерскую одного художника. Надо сказать, что мастерская находилась не на чердаке, а в цокольном этаже. Сейчас она больше напоминает квартиру, чем мастерскую. Ничего "старого" я там не увидел, - обычный евроремонт.
80.
81.
82.
Наша прогулка-путешествие подходит к концу, как вы уже догадываетесь.
83.
84.
85.
Этот доходный дом оставил незабываемое впечатление. И это не просто слова, - а моё глубокое эмоциональное впечатление. Мне "Сретенский замок" представляется целым миром, где предполагается и есть место любви, счастью и изобилию. По крайней мере, очевидно этот посыл и хотел воплотить архитектор для формирования желания поселиться здесь у платежеспособных жильцов-арендаторов.
Тайна дома страхового общества "Россiя" на Сретенском бульвар. Сергей Селихов. Электронный журнал "Женщина Москва". 25.03.2009.
Улица как выставка. Гуляем по Пречистенке
Городская усадьба Хрущевых — Селезневых: дом со львами и Одиссеем
Улица Пречистенка, дом 12/2, строения 1, 2
Величественное здание в стиле ампир, в котором располагается основной корпус Государственного музея А.С. Пушкина, — одно из главных украшений Пречистенки. Усадьба была построена вскоре после пожара 1812 года для отставного гвардии прапорщика Александра Хрущева. Предположительно, дом возвели по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева — архитекторы восстановили многие здания, пострадавшие от огня.
Здание расположено углом и имеет два фасада — оба оформлены как парадные. Фасад, выходящий на Пречистенку, украшен портиком с шестью ионическими колоннами (их капители сделаны в виде завитков — волют). Восемь таких же колонн расположены на фасаде, выходящем на Хрущевский переулок. На фронтоне со стороны Пречистенки красуется барельеф с изображением двух львов, держащих дворянский герб Селезневых. Он появился во второй половине XIX века — Селезневы владели усадьбой с 1860-х годов. Лепнина в виде львиных голов есть и над частью окон со стороны Пречистенки.
Главное украшение второго фасада — барельефы со сценами из жизни Одиссея, расположившиеся за портиком. Персонаж предстает перед нами в трех сценах: прощание с Итакой в начале Троянской войны, встреча с Ахиллом и возвращение на родину. Фасад завершается треугольным фронтоном, украшенным барельефом в виде венков.
Историки до сих пор не могут сказать точно, бывал ли Пушкин в доме, где сегодня расположен его музей. У семьи Хрущевых, которая владела усадьбой во времена поэта, был обширный круг знакомств, и теоретически Александр Сергеевич мог быть гостем на одном из вечеров.
Калабуховский дом: здание с литературной славой
Улица Пречистенка, 24/1
Бывший доходный дом совершенно точно хранит воспоминания о пребывании в его стенах одного из классиков русской литературы ХХ века. В 1916 году здесь гостил у родственников Михаил Булгаков. Позже присатель прославил его, сделав местом действия повести «Собачье сердце».
Писатель поселил в нем профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Прототипом героя стал дядя Булгакова по материнской линии, врач Николай Покровский. Название «калабуховский дом», придуманное Булгаковым, созвучно с бывшим названием Чистого переулка (Обухов). Есть и другая версия — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Семена Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. После выхода романа оно прижилось — дом неофициально называют калабуховским.
— Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
— Нас, — ответил Швондер.
— Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками.
Дом, построенный в 1904 году, заслуживает внимания не только благодаря литературной славе — это пример архитектуры модерна. Первый этаж облицован рустом, окна второго этажа украшены портиками с полуколоннами. На втором и третьем этажах — узенькие балкончики с изогнутыми решетками. На фасаде, выходящем в Чистый переулок, расположены два высоких окна, которые объединяют второй и третий этажи.
Доходный дом Е.А. Костяковой: флейты Пана и арфы
Улица Пречистенка, дом 9
Поклонники Булгакова знают, что на Пречистенке есть еще одно здание, связанное с «Собачьим сердцем». Возле доходного дома Евдокии Костяковой — на углу пересечения Пречистенки со Всеволожским переулком — профессор Преображенский встречает замерзшего и голодного Шарика. Во времена Булгакова на первом этаже здания располагался магазин Центрохоза, который упоминается в начале повести. Булгаков часто бывал здесь — одним из жителей дома был его друг, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников.
Пятиэтажный доходный дом в форме буквы Г был построен в 1910 году для купчихи и благотворительницы Евдокии Костяковой. Автор проекта неизвестен, но предполагается, что это либо Густав Гельрих, либо Николай Жерихов.
Фасады оформлены в неоклассическом стиле с добавлением элементов, характерных для модерна (угловой эркер с третьего по пятый этаж и женские маскароны). Стены украшают пилястры (плоские вертикальные выступы, напоминающие колонны) с ионическими капителями. На уровне второго этажа между окнами расположены барельефы с изображениями античных музыкантов: можно разглядеть мужчин, играющих на флейтах Пана и двойных жалейках, и женщину с арфой.
История дома, как и его экстерьер, связана с музыкой. Здесь жил композитор Александр Гольденвейзер, у которого часто бывали в гостях известные музыканты и композиторы Сергей Рахманинов, Сергей Танеев и Николай Метнер.
Дом Долгорукова: коринфские колонны
Улица Пречистенка, дом 19/11, строение 1
Еще одно здание с античными мотивами расположено на углу с Сеченовским переулком — это дом Долгоруковых. Центральную часть фасада украшает шестиколонный ионический портик. Переходы между главным зданием и флигелем обозначают коринфские колонны (с капителями, украшенными стилизованными листьями аканта). На стенах на синем фоне расположена лепнина в виде растительного орнамента, масок и сцен из древнегреческой мифологии.
Сложная форма дома (он кажется бесконечно длинным) объясняется перестройкой, в результате которой под одной крышей оказались главное здание и два флигеля усадьбы XVIII века. Кто был ее архитектором — неизвестно. Чертежи нового здания были найдены в «Архитектурных альбомах» Матвея Казакова, поэтому некоторые исследователи приписывают ему авторство проекта. После пожара 1812 года усадьбу предположительно восстанавливал итальянский архитектор Франческо Кампорези. Семья Долгоруковых, имя которых дом носит сегодня, владела им с конца XVIII века до 1840-х годов.
Позже дом перестраивали много раз. В XIX веке в нем располагалась 1-я Московская гимназия, Александро-Мариинское училище, основанное Варварой Чертовой («чертовское училище») и позже ставшее Александро-Мариинским институтом. В советское время здание находилось в ведомстве Рабоче-крестьянской Красной армии. Сегодня здесь расположен музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
Гимназия Поливанова: меандр и пегасы
Улица Пречистенка, дом 32/1, строения 1–3, 7–8
Во второй половине XIX века на Пречистенке были две известные гимназии — мужская (Льва Поливанова) и женская (Софьи Арсеньевой). Гимназия Арсеньевой занимала особняк Давыдова (Пречистенка, дом 17/10). Согласно легенде, между гимназистами и гимназистками часто вспыхивали романы по переписке. Влюбленные якобы обменивались посланиями, тайком помещая их в карманы учителя математики, который преподавал в обеих гимназиях.
Здание, в котором располагалась гимназия Льва Поливанова, построили в 1820 году на месте сгоревшей усадьбы Талызиных. Вероятно, автором проекта был Федор Соколов. Каменная усадьба строилась для нового владельца — гвардии корнета Павла Охотникова. В 1879-м здание перешло во владение купцов Пеговых, которые сдавали его в аренду под гимназию.
Усадебный комплекс состоит из главного Т-образного здания, находящегося на красной линии Пречистенки, двух флигелей и двух служебных корпусов. Фасад главного дома симметричен, в его центре расположен восьмиколонный портик, который венчает фронтон с лепниной. Между колоннами расположены барельефы с изображениями сцен из древнегреческой мифологии, под ними — полоска с меандром, орнаментом в виде ломаной под прямым углом линии, характерным для древнегреческого изобразительного искусства. По обеим сторонам от портика на втором этаже — длинные балконы, кронштейны которых украшены лепниной в виде причудливых пегасов и масок.
Сегодня в здании расположены художественная школа № 1 имени В.А. Серова, музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели, концертный зал и творческие мастерские. Можно заглянуть и во внутренний дворик усадьбы — полукруглые постройки (бывшие конюшни) создают замкнутый островок тишины и уюта. Он украшен вазонами с цветами, скульптурами и бюстами, которые срисовывают в погожие дни юные художники.
architectstyle
Именно Вера Ивановна Фирсанова была последней и настоящей хозяйкой Сандуновских бань, именно ей Сандуны обязаны своей славой, именно она сделала баню центром культурного общения. Подробнее о В.И. Фирсановой.
История же знаменитых московских бань началась значительно раньше и связана с именами Силы Сандунова и Елизаветы Урановой - талантливых актеров придворного театра императрицы Екатерины II. Обвенчав влюбленных, государыня пожаловала им в подарок бриллианты, на которые Сандунов купил участок земли в районе реки Неглинной в Москве и к 1808 году построил там бани. Через некоторое время брак распался, а бани после войны 1812 года перешли в собственность Елизаветы Урановой, хотя и сохранили свое первоначальное название.
1. Впоследствии бани не раз меняли хозяев. В 1869 году их приобрел И.Г. Фирсанов, а затем сдал в аренду за 25 тысяч рублей в год П. Бирюкову, выбившемуся в купцы из простых банщиков. В 1890 году Сандуны перешли по наследству Вере Фирсановой, а её муж, А.Н. Ганецкий, подал идею построить на месте старых бань такие, каких ещё не было в Москве. В надежде оставить далеко позади себя конкурентов, Ганецкий отправился в деловую поездку. Он побывал во многих странах, имевших давние банные традиции, изучал не только архитектуру банных комплексов, но и их техническое устройство.
2. По приезде в Москву Ганецкий пригласил для работы одного из лучших венских архитекторов того времени - Бориса Фрейденберга. Однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на полпути и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором С.М. Калугиным (при участии В.И. Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 года.
3. Новые Сандуны удивили московскую публику причудливой архитектурой: эклектичные фасады трехэтажного дворца были выполнены с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма. Корпус по красной линии Неглинной был жилым: на верхних этажах размещались дорогие пятикомнатные квартиры, а нижние этажи были отданы под роскошные магазины.
4. Вера Ивановна в 1898 году перевела по дарственной недвижимость Сандунов на Ганецкого. Однако вскоре Фирсанова обнаружила, что Ганецкий ведет себя нечестно: без ее разрешения расходует очень большие средства, что-то закладывает. Как писал Гиляровский, "пользуясь постройкой бань. в какие-нибудь несколько месяцев обменял на банковские чеки, подписанные его женой, свои прежние долговые обязательства, которые исчезли в огне малахитового камина". В итоге Вера Ивановна мужа выгнала, выкупила бани, а также Пассаж, и вернулась к девичьей фамилии.
Доходный дом Фирсановой
В советское время в этом здании работал популярный музыкальный магазин Юргенсона. В народе он известен как магазин «на глине».
Петр Юргенсон начинал как приказчик в музыкальной торговле. Оставшись без места после закрытия одного из нотных магазинов, решился открыть свою музыкальную фирму.
10 августа 1861 года на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся юргенсоновский магазин. С этого момента Петр Юргенсон посвятил жизнь музыкальному издательству, возглавляя его 42 года до своей смерти. За это время фирма Юргенсона купила 20 мелких музыкально-издательских компаний. А к 1911 году в нотопечатне работало 100 рабочих. Они за год изготавливали около 8 000 гравированных досок, с которых печаталось до 18 000 000 оттисков.
В конце XIX века магазин Юргенсона переехал на первый этаж доходного дома Фирсановой на Неглинной улице (верхние этажи здания были заняты роскошными квартирами для сдачи внаем и квартирой хозяйки дома). А в 1903 году начала работать первая бесплатная нотная читальня Юргенсона.
Во второй половине XIX века нотоиздательское дело и торговля нотами были востребованы, поэтому фирма Петра Юргенсона стала одним из лучших в мире нотоиздательством.
Главное внимание отводилось отечественным композиторам, изданиям известных опер западноевропейских композиторов на русском языке, и популярным фортепианным сочинениям Бетховена, Мендельсона, Шопена, Грига. Также издавали теоретические и музыковедческие работы, учебники, методические пособия.
Юргенсон максимально полно издал сочинения русских композиторов и первым в России напечатал полные собрания фортепианных сочинений Шопена, Шумана, Мендельсона, все оперы Вагнера. Юргенсон также первым начал выпускать серии учебной литературы и экономичных изданий для широкой публики.
Он умел примирить эгоистическую тенденцию наживы с искренним желанием послужить и делу распространения хорошей, настоящей музыки в России. Несмотря на всю прибыльность, он отказался от легкой музыки (танцев, цыганских песен и проч.) и явился первым русским издателем бессмертных образцов классического немецкого искусства. Несмотря на всю неприбыльность, он также первый принялся за издание произведений начинающих русских композиторов.Также Юргенсон стал первым регулярно издавать духовную музыку. Но ему пришлось бороться с монополией Придворной певческой капеллы на издание духовно-музыкальных сочинений. Она появилась в 1814 году по указу Александра I. В результате директора Придворной капеллы печатали и исполняли только собственные сочинения и произведения музыкантов, работа которых была связана с капеллой.
Когда Юргенсон опубликовал «Литургию» П.И. Чайковского, Н. Бахметев, директор Певческой капеллы, приказал изъять произведение из продажи и написал в Синод, что эту музыку нельзя исполнять в храме. Суд закончился в пользу Юргенсона. Ему возместили убытки и разрешили свободно издавать духовно-музыкальные сочинения русских композиторов. Так Придворная капелла лишались монополии.
Петр Юргенсон выпускал духовно-музыкальные сочинения в двух вариантах: весь цикл и каждый номер отдельно со своим титульным листом. Цена отдельных номеров была выше при более скромном качестве издания.
Юргенсон также учитывал свои издания в специальных амбарных книгах. Впоследствии они стали отдельными каталогами издаваемых им произведений.
После смерти Петра Юргенсона в декабре 1903 года фирму возглавил его старший сын Борис.
В ноябре 1918, за месяц до выхода Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, он передал издательство и магазин советской власти. На базе нотопечатни организовали издательство Музыкального отдела Наркомпроса (предшественник современного издательства «Музыка»).
Магазин Юргенсона на Неглинной работал даже в советское время. Сейчас здесь магазин «Ноты». А в 2004 году нотоиздательство Юргенсона возродилось при участии иностранных акционеров.
ИСТОРИЯ МОСКВЫ: САНДУНОВСКИЙ ПАССАЖ
Известно, что хозяйкой этого дома и бань была крупная московская домовладелица Вера Ивановна Фирсанова. Здания строились одновременно, в середине 1890-х годов, по проекту архитекторов – Б.В. Фрейденберга и С.М. Калугина, а в дворовом корпусе доходного дома на Неглинной располагалось банное отделение.
Дом, расположенный по Неглинной, между Сандуновским и Звонарским переулками, строился, как вы уже догадались, в качестве доходного жилья с квартирами и помещениями под магазины. В то время, москвичи прозвали его "Сандуновский пассаж".
Необычная арка с арабской решёткой ворот, ведущая во внутренний двор, вела москвичей к фонтану, который, увы, не сохранился до наших дней.несохранившимся фонтаном. Если вы догадались, то декораторское оформление фасадов выполняло роль архитектурной рекламы – парадный вход в московское "банное королевство".
В 1902 году пятикомнатную квартиру на первом этаже с окнами на Звонарский переулок снимал А.П. Чехов вместе со своей женой О.Л. Книппер. Отметим, что здесь у них гостили: Горький, Станиславский, Бунин, Гиляровский.
Неглинная улица, 14 - Доходный дом Фирсановой и Сандуновские бани
Прежде чем рассказать об истории создания в Москве Сандуновских бань, расположенных по улице Неглинная, 14, стр. 4, хотелось бы остановиться на организации банного дела в Первопрестольной.
Издавна в городе существовали бок о бок общественные, а также многочисленные домашние бани. Размещались они по берегам местных рек и малых речушек и представляли собой примитивные строения с нехитрым обустройством.
Так, деревянные бани в ту пору не имели внутренних купален, пространство между бревнами законопачивали обычным зеленоватым мхом. Топили их по-черному, для чего возводили в одном из углов очаг из камней, а в потолке размещали небольшое окошко для проветривания и удаления дыма. Здесь же стояла емкость с водой, предназначенной для обрызгивания раскаленных камней, что вызывало обильный пар. Уже тогда для движения воздуха использовали связки из веток деревьев, более знакомые нам сейчас как банные веники.
Традиции московского населения подразумевали помывку в устроенных банях раз в неделю. Главным банным днем у горожан считалась суббота. Кроме этого, попариться ходили по семейным торжествам и в канун великих, по большей части религиозных, великих праздников.
Значительные изменения в культуре банного дела в той же Москве случились на рубеже XVIII-XIX столетий. Именно в ту пору начали появляться общественные бани, не уступавшие подобным заведениям Европы и Азии ни по качеству обслуживания посетителей, ни по своему оформлению и устройству.
Непосредственно Сандуновские бани были открыты в городе в 1808 году.
История Сандунов в Москве
История открытия Сандунов овеяна любовной интригой и романтическими отношениями, которые случились даже не в Москве, а в тогдашней столице - Санкт-Петербурге.
В восемнадцатом столетии в городе на Неве жил и работал актер Сила Николаевич Сандунов - выходец из знатного грузинского рода Зандукели. Он с раннего детства увлекся театром и впоследствии стал комедийным актером. Так как начальные годы жизни он провел с жившими в Москве родителями, то и первой его сценической площадкой стал Петровский театр - предшественник нынешнего Большого театра.
Затем он перебрался в Петербург и стал там популярным среди театральной публики благодаря своему таланту.
Известность Сандунову принесли и его многочисленные любовные романы, которых он нисколько не чурался. Но все прекратилось, как только он познакомился и безумно влюбился в Лизаньку Уранову, которая ответила ему взаимностью.
Девушка окончила Санкт-Петербургское театральное училище, и к тому времени являлась популярной оперной певицей. Кроме всего прочего, к ней благоволила императрица Екатерина Вторая за ее действительно очаровательный голос.
В амурные дела молодых попытался вмешаться уже немолодой тогда и влиятельный граф Безброродко. Он бесцеремонно предлагал свои ухаживания молодой певице и плел интриги.
Только благодаря вмешательству царицы удалось пресечь все поползновения воздыхателя. Кроме того, она стала посаженной матерью на торжественной свадьбе Сандунова и Урановой, и подарила последней даже дорогое и богато оформленное бриллиантовое украшение.
В 1790-х годах Сила Николаевич и Лизанька переехали в Москву. Первое время Сандунов проработал режиссером в Театре Позднякова на Большой Никитской, 26/2, но затем решил открыть свой бизнес. На осуществление задуманного - возведение Сандуновских бань - пошли те самые екатерининские бриллианты.
Под устройство бань был выкуплен участок на берегу Неглинки, где и были возведены строения с роскошными интерьерами. Сразу после открытия они стали весьма популярными в Москве. Их дальнейшая история была связана даже с великим Пушкиным, который любил париться здесь, а затем окунаться в купель с холодной водой, в которую обязательно добавляли кусочки льда.
После смерти Силы Николаевича Сандунова его бани не единожды меняли собственников, пока не были выкуплены в конце XIX века Верой Ивановной Фирсановой - дочерью богатого лесопромышленника.
В 20 лет она потеряла отца. В дальнейшем, она развелась со своим мужем и благодаря состоянию родителя смогла выплатить супругу откупные за свою свободу и независимость в размере одного миллиона рублей. Далее, она связала свою жизнь с Алексеем Ганецким - гвардейским поручиком.
Отставной военный, обладавший предпринимательскими способностями, уговорил таки Фирсанову вложить средства в переустройство Сандунов. После согласия супруги он серьезно изучил вопросы устройства банного дела, опираясь на передовой опыт того времени, для чего объездил множество западных и восточных стран.
Реконструкция комплекса свелась к полному демонтажу прежних зданий и возведению новых. На начальном этапе проектом занимался архитектор Борис Викторович Фрейденберг, которого в дальнейшем заменил Сергей Михайлович Калугин. Новые помещения открыли для посещений в 1896 году.
Главный корпус, выходящий на Неглинную улицу, был предназначен для устройства там доходных квартир, одну из которых занимал в 1902 году Антон Павлович Чехов с Ольгой Леонардовной Книппер, и части банных помещений. Остальные служебные и банные корпуса размещены в различных строениях по этому адресу.
В настоящее время Сандуновские бани на Неглинной, 14 все также популярны среди горожан и продолжают нести традиции банного дела в России.
Доходный дом В. И. Фирсановой
В центре столицы есть один дом, проходя мимо которого, я каждый раз останавливаюсь, чтобы им полюбоваться. Это на Неглинной улице, дом 14. На фасаде маскароны в виде львиных масок, лепные фигуры морской девы с лирой в руках и юноши, трубящего в рог. Да еще они на морских конях выходят из морской пены. И повсюду фигурки тритонов. А на крыше еще мальчики моются.
Вся эта водно-банная феерия совершенно не случайна. Устроила ее госпожа Фирсанова, владелица знаменитых Сандуновских бань. В 1890-е годы она затеяла тут перестройку и решила, что неплохо бы оформить парадный вход в банно-прачечный комбинат и дать людям возможность бывать в чистоте и красоте почаще. А заодно и дом построить. Да такой, чтобы он служил архитектурной рекламой самих бань. Это он и есть. Доходный дом с магазинами как раз перед Сандунами.
Его построили в 1895 году – на фасаде отчетливо читается дата строительства римскими цифрами.
Почти сразу же доходный дом облюбовали богатые жильцы. Например, в 1902 году именно здесь пятикомнатную квартиру для себя и своей жены снимал Антон Павлович Чехов. Соответственно, в доме постоянно бывали посетители с именем: в гости приходили Максим Горький, драматург и театральный режиссер Константин Станиславский, и его напарник Владимир Немирович-Данченко, поэт и писатель Иван Бунин, будущий Нобелевский лауреат Владимир Гиляровский и многие другие официальные и не очень лица.
А еще на первом этаже почти с самой постройки дома работал магазин «Ноты». Магазин был известен на всю Москву. А его хозяин – нотоиздатель Юргенсон дружил с самим Петром Ильичем Чайковским. До и после революции почти все, кто изучал сольфеджио, стояли тут в очередях за партитурами. И, говорят, при приеме на работу надо было напеть что-нибудь и не дай бог было сфальшивить. Оригинальные были правила эйчара. И все это в одном доме на Неглинной, 14.
Читайте также: