Длина пожарной лестницы в пожарной машине
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ506Д: назначение, ТТХ и порядок работы
Подъем или спуск с использованием специальных технических средств в безопасное место и защита их от опасных факторов пожара – основные способы спасания людей и имущества при пожарах. При проведении этих мероприятии используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и ручные пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.). Ко вторым относятся пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АКП).
Автомобильная лестница – это пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году.
Грузоподъемность шасси и размеры должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки, и было возможным устанавливать и маневрировать у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому автолестницы сооружают на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х4 с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарных режимах.
На современном этапе промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники).
Наиболее востребованными пожарной охраной России являются 30-метровые автолестницы, которые выпускаются в течении длительного времени и остаются основной спасательной единицей.
Пожарные автомобили и аварийно-спасательная техника Классификация и типыОдним из направлений рационального подхода к созданию современных пожарных автомобилей является модернизация путём капитального (восстановительного) ремонта или реконструкции пожарных автомобилей находящихся в эксплуатации. В конце двадцатого века основной выпуск отечественных пожарных автолестниц осуществлялся на шасси автомобиля ЗиЛ-131. В связи с этим модернизация пожарных автолестниц в большей мере производится на данных шасси и, как правило, осуществляется путём переоборудования (превращения) АЛ-30 (131) ПМ-506 в АЛ-30 (131) ПМ-506Д.
Таким образом, в настоящее время АЛ-30 (131) ПМ-506Д является одной из самых распространённых моделей отечественных пожарных автолестниц. И действительно, среди семейства отечественных 30-метровых пожарных автолестниц, АЛ-30 (131) ПМ-506Д достаточно компактна, маневренна, надёжна в эксплуатации, проста в управлении, сравнительно не дорога, как по стоимости, так и в эксплуатации и отвечающая требованиям современных отечественных стандартов.
АЛ-30 (131) ПМ506Д (вид спереди)
Вместе с тем, в настоящее время АЛ-30 (131) ПМ-506Д постепенно вытесняется более современными моделями пожарных автолестниц. Связано это в первую очередь со снижением объемов производства грузовых автомобилей ЗИЛ-131 (а т.ж. «Амур») и внедрением новых шасси.
Разработка и производство
Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.
Модель АЛ-30 (131) ПМ-506В отличается от АЛ-30 (131) Л21 немного увеличенной высотой подъёма – каждому из колен автолестницы добавили 30 см.
Модель АЛ-30 (131) ПМ-506Д отличается от АЛ-30 (131) ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.
Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.
Назначение
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:
- доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ боевого расчёта, необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования;
- подъёма боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и оборудования на высоту до 30 метров;
- эвакуации людей из зданий повышенной этажности;
- обеспечения возможности эффективного проведения спасательных работ и тушения очагов пожара на высоте;
- подачи огнетушащих веществ с вершины автолестницы на очаг пожара;
- использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;
- использования в качестве наблюдательного пункта при штабе пожаротушения;
- закрепления прожекторов и освещения места пожара;
- экстренной эвакуации людей с высоты до 20 метров (оснащена пневматическим прыжковым спасательным устройством (ППСУ-20)).
Конструкция
Автолестница состоит из следующих основных частей:
- шасси;
- силовой группы;
- опорного основания;
- подъемно-поворотного основания;
- гидромеханизмов;
- комплекта колен;
- пульт управления и блокировки;
- электрооборудования и др.
Перечисленные устройства и механизмы обеспечивают:
- устойчивость при работе;
- выравнивание комплекта колен;
- подъем-опускание комплекта колен;
- выдвигание-сдвигание колен;
- поворот лестницы вокруг вертикальной оси.
АЛ-30 (131) ПМ506Д (вид сзади)
Все узлы и механизмы автолестницы смонтированы на шасси ЗИЛ-131. Опорное основание, состоящее из четырех опор и рамы, закреплено на раме шасси. К раме опорного основания крепится подъемно-поворотное основание с четырьмя коленами, соединенными телескопически.
Принцип работы автолестницы заключается в подаче ее вершины в необходимую точку пространства в пределах поля движения с использованием подъема, выдвигания и поворота лестницы.
На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.
Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На поворотном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подъёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Лестница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.
При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена лестницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.
Приводы лебёдки выдвигания и поворота – от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.
Тактико-технические характеристики
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-131Н |
Тип шасси | полноприводное |
Колесная формула | 6 x 6 |
Полная масса | 10185 кг |
Распределение полной массы по осям: | |
– передняя ось, не более | 3060 кг |
– на заднюю тележку, не более | 7125 кг |
Габаритные размеры в транспортном положении: | |
– длина | 11000 мм |
– ширина | 2500 мм |
– высота | 3200 мм |
Двигатель: | |
– тип | карбюраторный |
– мощность | 150 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 3 человека |
Максимальная транспортная скорость | 80 км/ч |
Расход топлива при стационарной работе привод насоса, не более | 10 кг/ч |
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта (при g=0,8), не менее | 1250 ч |
Установленный ресурс до первого капитального ремонта, не менее | 800 ч |
Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъёма 75° не менее | 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания) |
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания с максимально рабочей нагрузкой на вершине | 16 ± 0,5 м |
Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной автолестницы при максимальном вылете, не более | 1,6 кН (160 кгс) |
Рабочий диапазон подъёма лестницы в вертикальной плоскости | от -4° до 75° |
Угол поворота лестницы право или влево (при угле подъёма не менее 10°), не менее | 360° |
Минимальный угол подъёма, при котором колена могут сдвигаться под действием собственной массы | 30° |
Время манёвров лестницы скорости движения без нагрузки при: | |
– подъёме от 0° до 75° | 25 ± 5 с |
– опускании от 75° до 0° | 25 ± 5 с |
– выдвигании на полную длину при угле подъёма 75° | 20 ± 5 с |
– сдвигании (полном) при угле подъёма 75° | 20 ± 5 с |
– повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° | 45 ± 15 с |
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более | 50 с |
Грузоподъёмность лестницы при использовании автолестницы в качестве крана (при сдвинутой лестнице), не более | 1000 кг |
Рабочее давление в гидросистеме | 16 +1 МПа (160 +10 кгс/см 2 ) |
Рабочая жидкость гидросистемы | Всесезонное масло |
Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д
Номограмма зависимости допустимой длины АЛ-30(131)ПМ-506Д от скорости ветра
Табель боевого расчета
Должность | Действия номера пожарного расчета при пожаре |
Старший инструктор – водитель | Устанавливает автомобиль, отдает команду на спасение людей, следит за работой на лестнице. |
Старший пожарный | Работает по спасению людей, при сильном ветре работает с растяжкой. |
Пожарный | Работает по спасению людей, при сильном ветре работает с растяжкой. |
Порядок и подготовка к работе
Техническое обслуживание пожарных автомобилей Виды, порядок, сроки проведенияПодготовка к работе проводится во время ежедневного обслуживания (ЕТО).
Комплект колен должен полностью опираться на переднюю стойку, опоры должны быть подняты, задние рессоры разблокированы, автолестница полностью снаряжена и заправлена, все, без исключения, механизмы, арматура и приборы должны быть в исправном состоянии.
Подъезд автолестницы к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки автолестницы и ее работы.
Чем выше должна быть выдвинута лестница, тем ближе она должка быть установлена к объекту. Рекомендуется автолестницу устанавливать параллельно стене обслуживаемого здания, а после подъёма поворачивать к стене.
Если местные условия не допускают подъезд боковой стороной, можно установить машину и перпендикулярно, но не более 16 м от оси поворотного круга до стены.
Необходимо избегать установку автолестницы на закрытые ямы, колодцы и на мягкую почву. После установки автолестницы на выбранную площадку необходимо: затянуть ручной тормоз, (поставить рычаг включения раздаточной коробки в нейтральное положение, включить в коробке перемены передач четвертую или третью передачу, затем включить коробку отбора мощности. Повернуть на ящике управления переключатель в положение загрузки нижнего контура.
Выдвинуть опоры до упора в грунт, выдвигание начинать с передней левой опоры. Закрыть двери люков, обеспечивающих доступ к рукояткам управлении опорами. Перевести переключатель на ящике управления в положение загрузки верхнего контура.
Дополнительно ознакомьтесь с полезным материалом:
Меры безопасности (охрана труда)
Внимание. Запрещается эксплуатация автолестницы не прошедшей технического освидетельствования.
При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- допуск к управлению автолестницей лиц, не имеющих специального удостоверения;
- пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы;
- находиться под поднятыми коленами;
- производить подъем лестницы, пока люди не будут находиться не безопасном для них расстоянии;
- работать под линиями электропередач и ближе 30м от них;
- нахождение на лестнице и перемещение по ней, людей сверх нормы, указанной в п. 10.6.1. настоящей инструкции;
- работать при неисправной гидросистеме;
- работать на поверхности с уклоном более 6 0 ;
- работать с поднятыми опорами;
- работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
- работать при незаблокированных рессорах;
- оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
- работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
- работать при обнаружении неисправностей гидразамков, элементов крепления, возникновений опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
- работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
- работать без колодок под задними колесами;
- работать при отказе системы блокировки поля движения;
- работать с отключенной автоматикой бокового выравнивания;
- проведение маневров лестницы при наличии на ней людей;
- регулировка предохранительного клапана при выполнений движений;
- работа при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действует;
- выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе свыше допустимой температуры;
- поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
- поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами и привинченный;
- работа ручным стволом с неопертой вершиной лестницы;
- смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.
Поле движения – зона, находясь в которой вершина лестницы может быть натужена полностью на величину, указанную в технической характеристике.
Устойчивость автолестницы при работе зависит от опрокидывающею момента, действующего на лестницу, который не может превышать определенной расчетной величины. Поэтому вылет лестницы не может быть больше указанного на и ограничивается при работе автоматикой.
При выполнении выдвигания и опускания надо быть особенно внимательным, так как эти два движения ведут к увеличению вылета лестницы и опрокидывающего момента.
Действие автоматики, следящей за вылетом лестницы, необходимо контролировать по световым сигналам и по указателю длины выдвижения на пульте управления.
После окончания работы автолестницы коробка отбора мощности должна быть отключена. Передвижение автомобиля с включенной коробкой отбора мощности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
При подготовке к работе, техническом обслуживании и ремонте необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые для автомобильного транспорта и грузоподъемных машин.
Для обеспечения безопасности необходимо один раз в месяц, но не реже чем через 50 часов работы автолестницы:
- проверять толщину зуба червячного колеса редуктора выдвигания, которая в основании (на торце колеса) должна быть не менее 10 мм. При износе зуба до размера 10 мм эксплуатация автолестницы запрещается;
- проверять уровень масла в редукторе выдвигания, который должен быть не ниже 10-15 мм от нижней кромки отверстия контрольной пробки.
Смотровой лючок редуктора привода выдвигания лестницы (толщина зуба червячного колеса 15 мм)
До какого этажа дома способна достать пожарная техника?
Для тушения пожаров в высотных зданиях пожарные сегодня используют подъемные механизмы и вертолеты. Подъемные механизмы — это выдвижные лестницы и коленчатые подъемники. В большинстве пожарных гарнизонов имеются выдвижные пожарные лестницы на базе автомобилей, которые, по словам специалиста противопожарной обороны Юрия Харина, могут ликвидировать пожар, возникший максимум на высоте 30 м (приблизительно 10 этаж).
Подъемники
Помимо выдвижных лестниц, в Москве, к примеру, есть коленчато-телескопические автогидроподъемники, способные выдвигаться на высоту 90-100 метров, но их количество минимальное. В московском гарнизоне есть два девяностометровых подъемника, которые могут быть задействованы для тушения пожара на 25 этаже высотного здания и один — высотой 101 метр, по словам начальника Управления пожарно-спасательных сил МЧС России по городу Москве Дмитрия Ширлина, на сегодняшний день он единственный в стране.
«Использование пожарной техники зависит от конкретного города и технической вооруженности его гарнизона. В Москве есть подъемники с выдвижными механизмами до 90 метров. Но такие машины выезжают редко, поскольку на работу пожарных на такой высоте сильное воздействие оказывают метеорологические условия», — говорит независимый эксперт по пожарной безопасности Денис фон Мекк.
Также в распоряжении пожарных есть многоцелевые пожарные автомобили с установкой пожаротушения температурно-активированной водой. Их используют для тушения пожаров в замкнутых помещениях и труднодоступных местах (пустотные деревянные перекрытия, тоннели, склады).
Вертолеты и «Кобры»
Для тушения пожаров в городских условиях используют вертолеты, если они есть. Пилоты вертолетов могут эвакуировать жильцов с верхних этажей любой высотки и сбить огонь из водяной пушки. Вертолет Ка-32 может превратить 5 тонн воды в непрерывную струю и ударить ей с 40 метров в окно жилого дома: это так называемая система горизонтального тушения «Игла-В», которая распыляет воду, сжатую до дисперсного состояния, короткими импульсами. Тушение с помощью такой системы позволяет ликвидировать пожары намного меньшим количеством воды, чем при использовании традиционных средств.
«Такая система использует тонкораспыленную воду. Это очень удобно с точки зрения того, что нужен меньший запас и меньший расход воды», — говорит фон Мекк.
Для тушения пожаров также используют системы гидроабразивного тушения «Кобра». «„Кобра“ — шведская разработка, в которой все еще интереснее сделано. Помимо высокого давления струи, при тушении пожара образуется еще смесь с абразивом. Это небольшой кварцевый песок, который выходит под огромным давлением. Он может прорезать бетон, кирпич и сталь», — говорит фон Мекк.
До какого этажа достают лестницы пожарных машин?
Статья по теме
Как рассказали «АиФ» в Управлении пожарно-спасательных сил МЧС России по г. Москве, в столичном гарнизоне также есть коленчато-телескопические автогидроподъёмники высотой 90 и 101 м, которые могут быть задействованы для тушения пожара соответственно на 27-м и 33-м этажах высотного здания. А самая высокая пожарная телескопическая автолестница в мире – техника производства финской компании. Длина вылета конструкции этой лестницы 112 м. Однако используют такие механизмы достаточно редко, поскольку на работу пожарных на большой высоте влияют метеорологические условия – например, сильный ветер.
Пожарная автолестница (АЛ)
Пожарная автолестница (АЛ) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.
Работа пожарной автолестницы на пожаре
Предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
В жилом секторе, общественных зданиях и промышленных сооружениях пожары могут возникать на различных высотах. В соответствии с требованием руководящих документов, подъем на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения требуемых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и выполнения других работ.
Подъем на высоту и спуск осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий, а также различных технических средств.
К техническим средствам спасания относятся спасательные рукава, веревки, трап, специальные и ручные пожарные лестницы. К этим средствам относятся и механизированные автолестницы и автоподъемники коленчатые.
Первые пожарные лестницы Экскурс в историюПервое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.
С 1955 года начат промышленный выпуск автолестниц с механическим приводом, а с 1963 года – производство автолестниц с гидравлическим приводом. При этом АЛ-30 (ПМ 580) высотой 30 м известны почти в 50 странах мира. К концу второго тысячелетия в стране начато производство серии автолестницы высотой от 17 до 62 м на шасси ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, «Татра».
Важно. Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Принцип работы автолестницы заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочего поля.
Рабочее поле (зона досягаемости) автолестницы – это зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры автолестницы должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать автолестнице и автоподъемника коленчатым у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х6 или 6х4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.
Важно. Автолестницы приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 6° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.
Назначение
Пожарные автолестницы предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:
- подъема пожарных в верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
- эвакуации людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
- подачи огнетушащих веществ на высоту;
- как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
- для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
- для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.
Устройство
Устройство пожарной автолестницы на примере АЛ-30(131)-21Л
1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – пакет колен лестницы
Основными конструктивными элементами автолестницы являются:
Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают:
- устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60°;
- выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
- подъем-опускание комплекта колен;
- выдвигание-сдвигание комплекта колен;
- поворот лестницы вокруг вертикальной оси.
Пакет колен – это основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения автолестницы.
Стрела (пакет колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.
Пожарные пеноподъемники Виды, устройство и ТТХКомплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.
На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая «гребёнка») для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.
На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.
Люлька – это устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.
Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.
Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций.
Типы (виды)
Классификацию автолестниц проводят по 3 критериям, это:
- максимальная длина лестницы;
- количество колен;
- тип используемого привода.
Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем большее количество колен, тем длиннее лестница. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на ее длину. Это длина самих колен. Начнем с их количества. Современные пожарные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.
Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная. Если:
- длина колена равна 20 м, их называют легкими;
- в пределах 20-30 м, это средней тяжести;
- больше 30 м – это тяжелые модификации.
К длине лестницы на автомобиле специалисты подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).
Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют следующие виды:
- механический;
- электрический;
- гидравлический;
- комбинированный.
Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.
Типоразмеры
Автолестницу в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы, в соответствии с ГОСТ Р 52284-2004 следует изготовлять следующих типоразмеров:
Типоразмер | Высота подъема лестницы |
---|---|
АЛ 10-15 | 10-15 |
АЛ 16-20 | 16-20 |
АЛ 21-25 | 21-25 |
АЛ 26-31 | 26-31 |
АЛ 32-40 | 32-40 |
АЛ 41-52 | 41-52 |
АЛ 53-60 | 53-60 |
По заказу потребителя допускается изготовление автолестниц с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.
Самая высокая пожарная автолестница
Самая высокая пожарная автолестница Magirus M68L (DLK-68)
Немецкий производитель пожарных автомобилей Magirus Gmbh на выставке INTERSCHUTZ 2015 показал самую высокую в мире пожарную автолестницу Magirus M68L (DLK-68) высотой 68 м. Напомним, что после реорганизации в Magirus Group входят: Magirus Gmbh в Ульме (Германия), Magirus Camiva SAS (Франция), Iveco S.p.A. Stabilimento Mezzi Speciali (Италия) и Magirus Lohr GmbH (Австрия).
Magirus M68L стала новым флагманом в линейке Extra Long Ladders (XXL) (сверхдлинные лестницы), в это семейство также входят лестницы высотой 52, 55 и 60 метров.
Автолестница смонтирована на четырехосном шасси IVECO Trucker AD340 T45 хотя она может быть установлена на шасси любого производителя допустимой полной массой 34 тонны. Турбодизель IVECO Cursor 13 развивает мощность 450 л.с.
7-коленная лестница обеспечивает максимальную рабочую высоту 68 м (пол люльки находится на отметке 66 м), все движения лестницы стабилизированы системой компьютерной стабилизации Magirus CS, которая была специально доработана для новой автолестницы.
Модернизированные Х-образные выносные опоры системы Vario шириной 6 м, совместно с системой предотвращения опрокидывания Magirus ASS, обеспечивают автолестнице максимальный вылет 20 м, при нагрузке в люльке 100 кг.
Автолестница оснащена спасательной люлькой RC300, грузоподъемностью 300 кг. Новый спасательный лифт RE300 вмещает теперь 3-х человек и имеет грузоподъемность 300 кг, может работать при угле подъема лестницы от 30° до 75°, теперь двигается еще быстрее. Новый лифт получил дистанционное радиоуправление. Максимальная нагрузка на вершину верхнего колена при снятой люльке составляет 500 кг, на вершину нижнего, при работе в режиме крана – 4000 кг.
Автолестница имеет полную массу около 30 тонн, длину 13,00 м, ширину 2,50 м и высоту 3,97 м.
Классификация
Классификация АЛ по исполнению:
Исполнение пожарных автолестниц | Схема |
---|---|
Не оборудованные съемной люлькой и лифтом | |
Оборудованные съемной люлькой на вершине лестницы | |
Оборудованные лифтом, движущимся по лестнице | |
Оборудованные съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице |
Обозначение и маркировка
Обозначение пожарной автолестницы имеет следующую структуру:
АЛ-30 (43114) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,
- АЛ – пожарная автолестница;
- 30 – длина лестницы 30 метров;
- (43114) – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (в данном случае КамАЗ-43114);
- мод. ХХА – обозначение модели пожарной автолестницы по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т. д.);
- ХХ – двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т. д.);
- ХХ – условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
- Х – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
Условное обозначение пожарной автолестницы на схемах тушения пожара
Основные требования к оборудованию
Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении.
Маневренность и управляемость.
Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным.
Коэффициент устойчивости автолестницы – 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки.
Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч.
Наличие аварийного привода.
Оснащение светоотражателями и тормозной системой.
Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма.
Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении.
Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы.
Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции.
Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17–60 метров, что зависит от выбранной модели.
Требования охраны труда
На пожарных автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений производится лицом, ответственным за их исправное состояние, в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом (приказ Минтруда России № 881н от 11.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»).
После установки пожарной автолестницы и пожарного коленчатого автоподъемника на выбранную площадку необходимо выполнить следующее:
- поставить пожарную автолестницу и пожарный коленчатый автоподъемник на стояночный тормоз;
- произвести включение силового привода механизмов пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника;
- перейти на основной пульт управления (в темное время суток включить освещение пульта, стрелы и люльки).
При работе на пожарной авто лестнице и пожарном автоподъемнике водитель:
- соблюдает и требует от работающих на них соблюдения Правил и требований безопасности, изложенных в технической документации завода-изготовителя;
- оставляет включенными при кратковременных перерывах в работе гидронасос и двигатель;
- выдвигает пожарную автолестницу на 1-1,5 м выше карниза кровли (площадки, ограждения). После выдвижения на заданную длину пожарной автолестницы она должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).
Для выполнения операции по подъему и спуску людей в люльке (при наличии на пакете колен люльки) следует:
- проверить громкоговорящую двустороннюю связь между основным пультом управления и люлькой;
- перевести люльку из транспортного положения в рабочее положение;
- поднять люльку на необходимую высоту (опустить люльку на землю) и осуществить посадку в нее людей.
Осуществлять движение люльки после:
- посадки в нее людей численностью не более, чем указано в технической документации завода-изготовителя;
- закрытия двери люльки и надежной фиксации людей к несущим конструкциям;
- команды оператора со стационарного пульта управления, расположенного на платформе или с пульта управления, находящегося в люльке.
По окончании работ перевести люльку из рабочего в транспортное положение.
Правила приемки и методы испытаний
Детально правила приемки и методы испытаний изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Дополнительно о различных моделях пожарных автолестниц:
Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006; Пожарная техника. Безбородько М.Д. –М.: 2004; ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Ручные пожарные лестницы
Ручные пожарные лестницы – часть базового инвентаря, входящего в состав ПТВ пожарного автомобиля. Основное их назначение – использование при проведении боевых действий и АСР на высотах.
СодержаниеВиды ручных пожарных лестниц
Область применения ручных пожарных лестниц – работа на высоте 2-3 этажа и чердаках. На вооружении ПС в России используют три вида такого оборудования:
Устройство ручных пожарных лестниц
Палка
Основа эксплуатации ручной пожарной лестницы-палки (ЛП) – доступ в помещения через оконные проемы.
Конструкционно это две опоры-тетивы с шарнирными соединениями на 8 ступеней. Тетивы складываются до почти полного смыкания. Это облегчает перенос оборудования при работе на объекте.
Лестница часто используется как таран при завалах, демонтаже перегородок и дверей. В разложенном виде заменяет носилки для пострадавших.
Работа с ручными пожарными лестницами-палками предполагает выполнение основных правил:
- передний конец лестницы при ее переносе должен быть приподнят вверх;
- в ограниченном пространстве оборудование переносят в вертикальном положении;
- установка к стене проводится только при полном разведении тетив;
- если раздвижение тетив затруднено, лестницу приподнимают на 40 см от пола и резким ударом башмаков о землю производят разъединение;
- минимальное расстояние нижних концов ЛП от стены – 1 метр;
- верхние концы плотно прилегают к стене;
- лестницу запрещено ставить на скользкую поверхность;
- запрещено находиться на ЛП больше одного человека.
Ежегодно или после каждого ремонта проводят испытания. ЛП с повреждениями основных частей использовать нельзя. Протокол испытаний:
- установка оборудования к стене под углом 75° к горизонтальной поверхности;
- крепление к середине лестницы нагрузки из расчета (1,2±0,05) кН для деревянных конструкций и (2,0±0,1) кН для металлических;
- нагрузка сохраняется в течение 130±10 с.
Если после нагрузки не фиксируют деформацию и подтверждают сохранение функциональности, испытания считают пройденными.
Штурмовые ручные лестницы
Штурмовые ручные пожарные лестницы (ЛШ) предполагают использование на наружных вертикальных стенах при вскрытии кровли и при работе на склонах. Они представляют собой две параллельные тетивы с опорными ступенями и крюком фиксации на опоре. Могут быть сделаны из дерева или металла.
Крюк у ЛШ имеет особую форму, которая позволяет обеспечить равномерную прочность независимо от усилий. Для предупреждения скольжения по поверхности у крюка предусмотрены зубья.
Деревянные штурмовки по обеим сторонам ступеней в пазах имеют стальные канатики, предупреждающие поломку самих ступеней при деформации и изломе тетив.
Правила безопасности предполагают:
- подвешивание ЛШ на полный крюк;
- работая на подоконнике, необходимо сохранять визуальный контроль положения крюка;
- недопустим спуск лестницы скольжением по рукам;
- на ЛШ может работать только один человек;
- установка на металлическую кровлю допустима только при обесточивании объекта.
ЛШ также показана ежегодная проверка.
- Испытание тетив предполагают подвешивание к зубьям крюка, расположенным ближе к тетивам, нагрузка (2,0±0,1) кН в течение 130±10 с.
- Испытание крюка – за большой зуб. При этом на обеих тетивах на высоте второй ступени подвешивается нагрузка (1,6±0,05) кН в течение 130±10 с.
Испытание считается пройденным только при соблюдении всех норм по обоим параметрам.
Выдвижная трехколенная лестница
Назначение этого вида ручных пожарных лестниц – доставка ПТВ на высоту 2-3 этажа здания или чердак, расположенный на этом же уровне. Конструктивно «трехколенка» – соединенные между собой телескопические колена из 12 ступеней, закрепленными методом завальцовки. Для прочности фиксация колен сделана посредством стальных скоб.
Чтобы зафиксировать конструкцию на определенной высоте, используют механизм останова, который представляет собой направляющий уголок и упор. Сам механизм закреплен на нижней части тетивы второго колена.
Эксплуатация «трехколенки» предполагает участие не менее 2 человек. При условии расположения вблизи объекта ЛЭП для подстраховки в бригаде должно быть 3 человека. Из всех ручных пожарных лестниц это оборудование самое тяжелое, поэтому при снятии его с машины работают в команде, принимая «трехколенку» на вытянутые руки и блокируя самопроизвольное раздвижение.
При установке лестницы необходимо:
- следить за равномерным распределением нагрузки на оба башмака;
- выдерживать расстояние от стены до основания минимум 1,5-2 метра с соблюдением угла наклона 80-83°;
- придерживаться правила равномерного выдвижения колен;
- поддерживать равновесие всей конструкции при выдвижении колен;
- фиксировать положение в выдвинутом состоянии.
- устанавливать в местах, удаленных от линий электропередач;
- установка на металлической кровле допустима только после обесточивания объекта.
Испытания предполагают проверку выдвижного механизма, системы фиксации колен и прочности.
- Испытания выдвижения колен проходит под действием собственной массы.
- Фиксирующий механизм проверяют на любой допустимой высоте.
- При испытании на прочность постепенно к ступеням каждого колена подвешивают нагрузку из расчета (1,0±0,05) кН для деревянных конструкций и (2,0±0,05) кН в течение 130±10 с.
Положительный результат испытаний – отсутствие остаточной деформации и повреждений деталей.
Автолестница пожарная АЛ-50 (65115): назначение и ТТХ
Автолестница позволяет тушить пожары и эвакуировать людей с высоты до 50 м в условиях высотной городской застройки и крупных промышленных сооружений.
Назначение
Автолестница пожарная АЛ-50 (65115) предназначена для:
- доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования на высоту до 50 метров;
- обеспечения возможности эффективного проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ и тушения очагов пожаров на высоте;
- подача огнетушащих веществ с вершины лестницы.
К управлению и техобслуживанию автолестницы пожарной АЛ-50 (КамАЗ-65115) допускается только специально обученный персонал, хорошо изучивший, освоивший все правила обращения с автолестницей и безукоризненно выполняющий их.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Эксплуатация автолестницы лицам, не имеющим удостоверения.
Принцип работы пожарной автолестницы заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочей зоны.
Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры автолестницы должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х6 или 6х4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.
Автолестница приспособлена для установки на площадках с уклоном не более 6° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.
Конструкция
Схема АЛ-50 (65115)
Основные составные части автолестницы:
- шасси;
- силовая группа;
- основание подъемно-поворотное;
- устройство поворотное;
- стрела телескопическая;
- люлька;
- лифт;
- пульт управления;
- гидрооборудование;
- электрооборудование;
- платформа;
- одиночный ЗИП.
Силовая группа предназначена для подачи рабочей жидкости от гидронасоса к исполнительным органам гидропривода автолестницы.
В состав силовой группы ходят:
- коробка отбора мощности (КОМ);
- гидронасос;
- масляный бак;
- фильтр;
- аварийный привод;
- гидроаппаратура управления;
- трубопроводы.
Пожарно-техническое вооружение размещено в отсеках платформы, оснащенных элементами крепления.
Электрооборудование автолестницы состоит из электрооборудования базового шасси и дополнительного электрооборудования, обусловленного специализацией данной модели.
Питание электрооборудования осуществляется напряжением 24 В постоянного тока от бортовой сети шасси по однопроводной электрической схеме.
В состав электрооборудования автолестницы входят:
ТО и ремонт пожарных автомобилей Виды, порядок, сроки проведения- предохранитель лобового удара;
- соединительные коробки;
- ящики;
- переговорное устройство;
- щиток контроля водителя;
- щит управления;
- пульт оператора;
- аварийный привод;
- габаритные фонари;
- фары;
- индуктивные датчики;
- индикатор крена;
- блок управления горизонтированием.
Элементы электрооборудования соединены между собой кабелями.
Дополнительное электрооборудование автолестницы обеспечивает:
Читайте также: