Дидинский тоннель свердловская кто построил
Дидинский тоннель: история самой известной уральской заброшки
Заброшенный железнодорожный тоннель у поселка Дидино, расположенного в полусотне километров от Екатеринбурга, место довольно известное не только среди жителей Уральской столицы, но и среди туристов и любителей заброшек из соседних областей. Столетний тоннель уже четверть века пустует, однако поток желающих побывать в столь примечательном месте с каждым годом только растёт.
Идея о создании тоннеля на участке железнодорожной линии "Казань - Екатеринбург" у перегона "Дидино - Ильинка", появилась в конце XIX века, однако стройка началась лишь в 1914 году. По всей видимости, стройка шла довольно быстрыми темпами, сразу с нескольких участков и с привлечением на объект множества ресурсов, как людских, так и материальных. Ни денег, ни людей - не жалели.
Так сложились обстоятельства, что закончилась стройка в аккурат под начало Гражданской войны, так что одним из первых кто воспользовался тоннелем оказался адмирал Колчак, отступавший из центральных регионов в сибирь. Кстати, в одном из эшелонов, прошедших здесь были и те самые "золотые вагоны", в которых адмирал перевозил запас царского золота.
Дорога к тоннелю Дорога к тоннелюСудя по справочной информации, общая длина тоннеля составила 1123,7 метра, ширина 5, а высота 6 метров. Нужно понимать, что тоннель это не просто "дырка в скале", а сложное инженерное сооружение. Сеть дренажных каналов, штолен и шахт расположены по всему периметру тоннеля. Верхняя часть колодцев и горизонтальных каналов использовалась для обеспечения вентиляции и сбора напряжения скальной породы, а нижняя - под отведение сточных вод. Несмотря на частичные обвалы внутренних элементов конструкции, дренажная система до сих пор остается доступной для особо любознательных туристов, так что при наличии специального оборудования и соответствующих навыков, пролезть в технические помещения тоннеля вполне возможно, но важно понимать, что это небезопасно!
Разумеется, что столь популярная заброшка не могла остаться незамеченной для современных "мифотворцев". Со временем появилось огромное количество мифов: от аномальной зоны до тайника с золотом Колчака и пристанищем призрака главного архитектора.
Пожалуй, что самая интересная и яркая легенда - про призрак главного архитектора, который якобы допустил грубую ошибку в расчетах при строительстве. Архитектор не смог себе простить столь серьезную ошибку и решил свести счеты с жизнью, и теперь его неупокоенный дух якобы бродит по тоннелю. Слухи об ошибке в строительстве появились на фоне конструктивный особенности - наличия искривления по линии прохождения тоннеля. Якобы данный дефект образовался в результате просчета на стадии проектирования и впоследствии стал причиной того, что эксплуатировать тоннель оказалось невозможным. Конечно же, данная история не более чем миф и не только потому что существование приведений находится под очень большим вопросом. Дело в том, что то самое "искривление", про которое говорится в данной истории, на самом деле ни какой не дефект, а часть конструкции тоннеля: изгиб носит исключительно технологическое назначение и связан с плавным поворотом железнодорожного полотна. К слову сказать, никаких упоминаний об инциденте с архитектором нет ни в одном официальном источнике.
Рассказы об аномальной зоне появились после публикации соответствующей информации на страницах краеведческой энциклопедии "Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия". Автором заметки стал известный уральский путешественник Н. Рундквист, поведавший читателям о том, что близ поселка Дидино расположена геопатогенная аномальная зона. Приведу цитату: "В окрестностях посёлка, по мнению некоторых исследователей, располагается сильная геопатогенная зона: «деревья в лесу стоят с искривленными стволами, кустарники и трава – гигантского размера, животные и птицы избегают этого места, а у людей появляется чувство необъяснимого страха". Нам не удалось отыскать данную локацию, так что поиски аномальной зоны мы перенесли на один из будущих экспедиционных сезонов.
В годы функционирования тоннеля его территорию охраняла специально расположенная здесь воинская часть. До сих пор в лесу можно наткнуться на остовы зданий и фундамента, есть даже бывшие пулеметные ДОТы. Тоннель являлся стратегическим объектом так что меры по его охране были приняты самые серьезные, как того требует особый статус сооружения. Впрочем, опасность для сооружения таилась не в действиях шпионов и диверсантов, а в природных процессах: грунтовые воды постоянно подтапливали железнодорожные пути, причем, даже сложная дренажная система не справлялась и воду приходилось постоянно откачивать.
Помимо того, что движение поездов по затопленным рельсам попросту небезопасно, внутреннее пространство тоннеля очень быстро разрушалось из-за постоянного воздействия сырости. Эксплуатация тоннеля оказалась невозможной и в конце 80-ых годов было принято решение о строительстве обводной железнодорожной линии вокруг тоннеля. Последний состав прошёл через Дидинский тоннель в 1995 году. В этом же году вся железнодорожная инфраструктура была полностью демонтирована, тоннель опустел и превратился в одну из известных уральских достопримечательностей. |Т.У.|
Дидинский тоннель
В Свердловской области сохранился заброшенный железнодорожный тоннель длиной более 1 км. Он впечатляет своим внешним видом и внушительной длиной. Построенный более века назад тоннель в наши дни превратился в популярную достопримечательность, посмотреть на которую едут со всего Урала и летом и зимой.
История и особенности Дидинского тоннеля
Тоннель находится на железнодорожном перегоне Ревда – Дружинино. Своё название он получил по расположенному рядом небольшому посёлку Дидино, сейчас превратившемуся в дачный. Тоннель пробили в низкой части начинающегося неподалёку Коноваловского увала, знакомого каждому екатеринбургскому туристу по его высшей точке – горе Шунут-камень.
Когда же был построен Дидинский тоннель? Краеведу Борису Майданику в пресс-службе Свердловской железной дороги сообщили, что тоннель открыли в 1918 году. В некоторых публикациях про это место фигурирует 1913 год. Думаю, стоит доверять официальной информации – 1918 год.
Длина Дидинского тоннеля, по тем же данным СвЖД, достигает 1123,7 м, ширина 4,65 м, высота 6,1 м. Тоннель имеет красивые въездные порталы, напоминающие средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами.
Своды тоннеля выложены камнем. Местами камни выпали – тоннель находится в аварийном состоянии и ходить по нему небезопасно, хотя это никого не останавливает. Некоторые участки тоннеля в советское время были забетонированы, встречаются и «заплатки» из толстых железных листов. Кое-где можно заметить ещё сохранившиеся изоляторы, к которым крепилась контактная сеть.
В стенах тоннеля имеется 16 маленьких ниш для укрытия рабочих при прохождении поезда и 3 больших с колодцами для попадания в дренажные и вентиляционные штольни. Внизу проходит ещё один небольшой тоннель для отвода воды, а вверху расположен вентиляционный канал.
При желании можно спуститься в дренажный коллектор и пройтись по нему. Он находится ниже уровня тоннеля.
По воспоминаниям, раньше тоннель закрывали с обеих сторон брезентовыми шторами. Перед приближающимся поездом их открывали.
Последний поезд прошёл по Дидинскому тоннелю в декабре 1995 года. Таким образом, тоннель эксплуатировался 77 лет. Его закрыли из-за сильной обводнённости, с которой не справлялась даже мощная дренажная система. Работникам приходилось постоянно счищать с путей лёд, а скорость прохождения поездов по тоннелю снижали до скромных 10 км/ч. После закрытия тоннеля поезда пошли по построенному неподалёку наземному обходному пути. Для этого прорезали гору, а также проложили насыпь. Странно, что не сделали так изначально, предпочтя пробивать дорогостоящий тоннель. Видимо, в то время пробить тоннель было выгоднее, чем делать высокую насыпь.
После выведения тоннеля из эксплуатации некоторое время он был закрыт решётками, но вскоре их спилили. Постепенно слава о необычном месте широко разлетелась по региону. Теперь каждые выходные здесь бывает немало туристов.
Лучшее время для посещения тоннеля – это зима, когда вода внутри почти везде замерзает и пройти его насквозь не составит труда. Лишь у восточного портала есть незамерзающий участок, но и его можно обойти около стены. В холодное время года внутри намерзают красивые ледяные образования. Из минусов – зимой может быть невозможно попасть в дренажную систему и вентиляционную шахту, так как входы в них постепенно затягиваются льдом.
Летом пройти тоннель насквозь можно лишь в высоких сапогах (или ограничиться привходовой частью и незатопленным участком у западного портала). Особенно обводнена восточная часть тоннеля. Это связано с обвалами в дренажной системе, из-за чего вода не уходит. Высота воды может доходить до колена. Внутри холодно, лёд местами сохраняется всё лето. Сверху капает вода.
Владельцы внедорожников и квадроциклов любят щегольнуть перед пешими туристами и друг другом и проехать тоннель насквозь, создавая опасность для находящихся внутри. Хотя лучше бы прошлись по нему пешком и оценили царящую в нём необычную атмосферу.
Тоннель имеет небольшой изгиб, поэтому увидеть свет в конце тоннеля можно не сразу и не везде. Тоннель пробивали сразу с двух сторон, идя навстречу друг другу. По недавно придуманной кем-то легенде тоннель получился искривлённым из-за ошибки проектировщика, после чего ответственный за строительство тоннеля инженер якобы покончил жизнь самоубийством (стоит ли говорить, что это не соответствует действительности). Есть и ещё одно предание для доверчивых туристов: о будто бы спрятанном в тоннеле золоте Колчака.
Окрестности Дидинского тоннеля
Тоннель был стратегическим объектом, который тщательно охраняли. Некоторое время этим занималась располагавшаяся тут воинская часть. Над тоннелем можно разыскать сохранившиеся пулемётные доты. Найти их бывает непросто – местность зарастает, а тропинки к ним есть не всегда. Позже за тоннелем присматривал пост охраны стрелковой команды ВОХР.
Но особенно на поверхности над тоннелем впечатляет вентиляционная шахта. Дна не видно, а брошенный вниз предмет летит долго. Ходить тут нужно осторожно. Глубина шахты достигает внушительных 46 м. Если зимой смахнуть в шахту снег, то из-за потока воздуха он поднимается вверх. GPS-координаты шахты: N 56° 49.102?; E 59° 42.350? (или 56.818367°, 59.705833°).
По другую сторону от действующей железной дороги есть высокая вышка (метров 30 в высоту). При желании на неё можно подняться (если нет страха высоты). Если дует ветер, вышка немного раскачивается, усиливая впечатление. Сверху открывается вид на десятки километров вокруг. GPS-координаты вышки: N 56° 48.988?; E 59° 42.377? (или 56.816467°, 59.706283°).
В посёлке Дидино сохранилась водонапорная башня, стоявшая около теперь уже разобранного участка железной дороги. В ней выходит на поверхность родник.
Казань-Екатеринбургская железная дорога
Немного о самой железной дороге. Здесь проходит линия Московско-Казанской дороги (Казань — Екатеринбург). В прошлом её называли Казань-Екатеринбургской железной дорогой (или сокращённо Казанбургской).
Проектные работы были проведены в 1910 году. Из-за начавшейся вскоре первой мировой войны строительство затянулось, а потом вспыхнула революция, гражданская война. Последний участок дороги долгое время оставался недостроенным. Когда в 1918 году движение по Казанбургской дороге открыли, сначала поезда ходили до станции Дружинино, откуда по Западно-Уральской дороге попадали на станцию Кузино и по Пермской железной дороге следовали в Екатеринбург. Полностью достроили эту железную дорогу лишь в 1920-х годах. Она существенно сократила путь с Урала до Москвы.
Кстати, из-за сложного рельефа на Казань-Екатеринбургской железной дороге помимо тоннеля построили несколько красивых мостов-виадуков, в частности в Красноуфимском районе Свердловской области и в Октябрьском районе Пермского края. Есть виадук и неподалёку от тоннеля – на окраине посёлка Дружинино.
Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель
Как добраться до Дидинского тоннеля?
Сюда просто доехать на общественном транспорте. Нужно сесть на электропоезд Екатеринбург – Дружинино. Тоннель находится между остановочными пунктами Дидино и 1590 км. От остановки «1590 км» идти намного ближе – нужно спуститься под горку, пройти через небольшой дачный посёлок и дойдя до бывшей насыпи железной дороги повернуть направо. Вскоре дорожка приведёт ко входному порталу, до которого от места остановки электрички всего-то несколько сотен метров.
Можно доехать до Дидинского тоннеля и на машине. Нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. После того как проедете отворот на Хомутовку, вскоре (через 6 км) влево в гору будет уходить плохонькая грунтовка. Признаком, что это именно та дорога, может служить лежащая тут в канаве у трассы железная труба. После дождей и в межсезонье по этой дороге лучше не ездить. От Московского тракта до тоннеля около 6 км. Расстояние от Екатеринбурга - 63 км, от Перми - 310 км.
Можно проехать и по дороге Ревда – деревня Гусевка – коллективные сады «Криогеник» – площадка «1590 км». Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.
GPS-координаты Дидинского тоннеля (западный вход): N 56° 49.118?; E 59° 41.812? (или 56.818633°, 59.696867°). Трек маршрута к Дидинскому тоннелю и на вышку.
Учитывайте, что в тоннеле всегда холоднее, чем на поверхности. Обязательно понадобится хороший фонарик, очень желательны и сапоги. Желаю вам интересных путешествий по Уралу!
Павел Распопов
Источники:
Дидинский тоннель – Рудники Урала
Каптиков А.Ю. Чижева С.В. Архитектура зданий и сооружений железных дорог Урала // Академический вестник УралНИИпроект. 2016. №3.
Майданик Борис. Старый тоннель в Дидино
Виадук в Пудлинговом
В Красноуфимском районе Свердловской области на железнодорожной линии Москва – Казань – Екатеринбург построено сразу несколько живописных мостов – виадуков. Один из самых красивых виадуков расположен близ поселка Пудлинговый. Ему уже более века.
Виадук
Виадуком называют сооружение мостового типа, возводимое на пересечении железной дороги с глубоким оврагом. Обычно виадуки строили в местах, где создавать высокую дорожную насыпь было экономически невыгодно. В данном случае сказались особенности рельефа в пределах Уфимского плато – с многочисленными глубокими долинами рек и оврагами среди всхолмленной равнины. Абсолютные отметки местности тут колеблются от 190 метров над уровнем моря в речных долинах и в низинах до 400-500 метров на холмистых участках.
Строительство железной дороги и виадуков в этой местности шло с 1914 по 1918 годы. При этом использовался и труд военнопленных. Согласно документам того времени, всего было построено «7 мостов-виадуков, протяженностью 793 погонных сажени из них 2 – бетонных по 200 погонных саженей имеют высоту 7 саженей».
На территории современного Красноуфимского района были построены виадуки Чернореченский, Пудлинговский, Долгий мост в Широком Логу и Рябиновский мост. Согласно архивным документам Красноуфимской дистанции, автором проекта был С.И. Бельзецкий.
При строительстве виадука в Пудлинговом впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон. Если смотреть на виадук с возвышенности, то видно, что он идет не по прямой линии, а имеет скругленную форму. Здесь протекает река Большая Сарана.
Все виадуки огорожены заборами с предупреждающими табличками и охраняются суровыми людьми. Они являются режимными объектами. Близко к виадукам не подойти – можно лишь полюбоваться со стороны.
Поселок Пудлинговый
Что касается самого поселка Пудлинговый, то он расположен на территории городского округа Красноуфимск Свердловской области. Название населенного пункта произошло от металлургического термина «пудлингование» - одного способов переработки чугуна в сталь. Население поселка, согласно переписи 2010 года, составляло 644 человека.
Тут расположена одноименная железнодорожная станция. Помимо виадука, в окрестностях находится железнодорожный туннель длиной 2 километра – самый длинный в Свердловской области.
Близ поселка расположен обширный щебеночный карьер. Если продолжать путь в сторону поселка Октябрьский, то дорога проходит как раз мимо его – можно заглянуть.
UPD. По данным на начало лета 2019 года, рядом с виадуком началось строительство нового моста. Вид уже не такой красивый.
Как добраться?
Чтобы полюбоваться виадуком, нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь, в районе Ачита повернуть на Красноуфимск. Проехав через Красноуфимск и Сарану, нужно ехать до поселка Пудлинговый. От Сараны сюда идет гравийная дорога вполне приемлемого качества. Расстояние что от Екатеринбурга, что от Перми составляет 240 километров.
GPS-координаты виадука в Пудлинговом: N 56° 29.919?; E 57° 31.354? (или 56.49865°, 57.522567°). Его лучше всего видно со стороны улицы Советская.
Можно продолжить движение. Дорога идет к поселку Октябрьский Пермского края. В его окрестностях есть еще один интересный виадук (уже не действующий).
Тайны старого Дидинского тоннеля
Давеча решили выбраться с внезапной проверкой до Дидинского тоннеля, что недалеко от Ревды и в 60 км от Екатеринбурга. Результатом остались крайне довольны, но об этом позже.
Для наглядности на карту я нанес точки, где сделаны фотографии, они обозначены арабскими цифрами. Привязку предлагаю сделать в месте съезда с Московкого тракта на дорогу до села Дидино. Съезд имеет координаты 56.857574, 59.714399
Итак, в 10.00 часов выезжаем из Екатеринбурга нах Москоу по р-242, которую еще именуют Московским или Пермским трактом. Дорога неплохая, можно душить под сотку, поэтому до своротки на Дидино добираемся довольно быстро. Но, как говорил Василий Иванович, есть один нюанс — в этом месте запрещен левый поворот, поэтому разворачиваемся чуть дальше на ближайшем перекрестке.
На месте съезда висит табличка, уведомляющая путников о том, что охота без путевок здесь категорически не приветствуется. Дорога начинается с крутого, извилистого и продолжительного подъема на гору Белую. К счастью, встречняк нам не попадается, и мы успешно добираемся до точки 1. Взору предстает длинный и прямой спуск.
Едем дальше и добираеся до точки 2, где дорога пересекает линию ЛЭП. Гора Волчиха на горизонте практически скрыта дымкой.
Дидинский тоннель был построен для проводки поездов через хребет Шайтанский увал от Казани до Екатеринбурга. Для его строительства было выбрано место близ деревни Дидино, от которой тоннель получил свое название. Есть байка, что тоннель строили заключенные, которые от недоедания и тяжелого труда мерли как мухи. И якобы поэтому в Дидино кроме деревенского кладбища есть еще два безымянных. К сожалению, адепты этой версии забывают, что труд заключенных использовала только кровавая советская власть. А этот тоннель строили задолго до, еще при царе, упоительными российскими вечерами под хруст французской булки.
Один из таких ДОТов стоит прямо у дороги (точка 3).
Материал — железобетон, в стенах имеются три бойницы. Под бойницами находятся остатки настенного крепления, предположительно, под полку для боеприпасов. Очень возможно, что дверь была бронированной и также имела бойницу, а теперь защищает урожай в сарае местного садовода.
Снаружи ДОТ обвалован. Сейчас его маскировку дополняют елочки — издалека все выглядит как обычная кочка, на которой растут деревья. Однако эта кочка весьма смертоносна, поскольку из нее отлично простреливается дорога и опушка перед лесом.
Немного западнее удалось обнаружить еще один ДОТ, который в совокупности с первым наглухо закрывают все подъезды.
Дидинский тоннель был закрыт в декабре 1995 года в связи с аварийным состоянием. Обход тоннеля был пробит в горе открытым способом на несколько сотен метров южнее, и к нему тоже можно добраться (точка 4). Движение исключительно плотное, интервал между поездами составляет около двух минут.
Но мы едем к восточному входу в Дидинский тоннель. Дорога сперва идет над тоннелем, затем — левее его по склону. Двигаться нужно осторожно — очень узко и справа неприятный обрыв.
Постепенно дорога спускается, слева через лес видно полузаколоченные садовые дома. Как я понял, это — бывший пристанционный поселок Дидино. Если ехать прямо, можно добраться до одноименной деревни Дидино, но мы круто спускаемся направо на бывшую железнодорожную насыпь. Вот и сам тоннель (точка 5). Портал имеет овальное сечение, оформлен под средневековый замок. Сделаны башенки с декоративными бойницами, наверху — имитация крепостной стены.
Вот так это место выглядело в 1991 году.
По неподтвержденной информации, до электрификации этого участка дороги в 1959 году входы в тоннель закрывались брезентом, который убирали на время прохода поезда. Из-за этого в тоннеле было теплее, чем на улице. Снова похоже на байку, ведь если поезда ходят часто, смысла в этом брезенте практически ноль.
В общем и целом тоннель находится в эксплуатации 77 лет. Сейчас пути разобраны, не осталось даже шпал, не говоря уже про столбы и все металлическое.
С закрытием тоннеля жизнь в этих местах стала сильно менее активной. Военные уехали из Дидино, в деревне закрылись школа, фельдшерский пункт, железнодорожная касса, кузница, мастерские. Сейчас там всего два постоянно обитаемых дома.
Тоннель пробит в гранитной породе, а потому радиационный фон внутри несколько выше.
Длина тоннеля составляет 1123,7 м, ширина — 4,65 м, высота — 6,1 м. Тоннель имеет технологическое искривление, из-за этого противоположный выход просматривается плохо. Кривизна лежит в основе очередной байки о том, что тоннель проектировали муж и жена, которые ошиблись в расчетах. Проходку якобы начали с двух сторон и в середине немного не сошлись. От этого муж расстроился и застрелился. Версия бредовая, потому что изгиб плавный, а тоннель имеет одинаковую ширину на всем протяжении.
Сейчас за тоннелем никто не следит, дренаж толком не работает. Летом в тоннеле по колено воды, зимой — натуральный каток.
Пока я фоткал снаружи, в темное показался свет фар, навстречу выехал Симбир. Водитель рассказал, что местами лед намерз буграми, машину норовит стащить на стену.
Но мы не привыкли отступать перед трудностями, а потому устремляемся внутрь. На въезде Симбир сломал лед, едем по ступицы в воде. Дальше лед крепче, на него удается заехать. Движемся на пониженной практически на холостых, машина толком не тормозит.
В тоннеле сделаны 16 ниш для укрытия путейцев на время прохождения поезда, 3 ниши со входами в дренажную систему. Посередине наверх уходит вентиляционный канал высотой в 50 метров. На поверхность в месте выхода вентиляции есть развалины двух дотов, а также деревянных бараков для отдыха бойцов.
Внутри в темноте заметил, что перегорела вторая лампа OSRAM Night Breaker Ultimate, 110 % яркости. Первая закончилась неделю назад. Как итог — ламп хватило на 4 месяца или 6 тысяч километров пробега. Для записи обещанного теста придется покупать такие же еще раз.
Тоннель имеет сложную дренажную систему с многочисленными входами как изнутри, так и снаружи тоннеля. Дренажные коридоры идут над и под тоннелем, соединены между собой и сейчас частично обвалились.
Дренаж исследован не полностью из-за затоплений и обвалов. Было бы очень интересно почитать про него и историю тоннеля побольше. Поделитесь ссылками, если есть)
В некоторых местах на дороге лежат камни, упавшие с потолка, в одном месте свисает мешающая проезду толстая металлическая проволока от контактной сети, которую пришлось отгибать руками (благо сейчас напряжения на ней нет), огромные сосульки.
Но тем не менее, выехали благополучно (точка 7) со стороны поселка Тоннель.
Местные жители в силу природной хозяйственности потихоньку помогают природе — то упавшие камни утащат, то крышку с дренажного колодца снимут. Из-за этого в округе ходить следует крайне внимательно, чтобы не попасть в яму и не переломать ноги.
В 2008 году Дидинский тоннель пытались закрыть от джиперов и сталкеров, зах*рачив сетку из арматуры.
Однако, эта конструкция продержалась недолго и вскоре исчезла в неизвестном направлении.
От Тоннеля можно проехать по лесу до Ревды, но могут быть сложности с проездом под действующей железкой — скотопрогон там слишком низок для внедорожника.
Как итог, — отличное место! При желании поездку можно совместить с изучением полузаброшенной деревни Хомутовка-2. Немного портит впечатление раскиданный мусор, хаотично разбросанные костровища и толпы народу. Удивляюсь, каким ущербным уродом надо быть, чтобы навалить прямо на дорогу кучу пустых бутылок из-под водки, консервные банки и очистки.
Если понравился материал — ставьте лайки, подписывайтесь и проходите в инстаграм этой машины — туда публикую фотки, которые по тем или иным причинам не вошли в БЖ. Всем добра и не мусорить на природе!
Поездка в заброшенный Дидинский тоннель
Дидинский тоннель был построен для проводки поездов через хребет Шайтанский увал от Казани до Екатеринбурга. Для его строительства было выбрано место близ деревни Дидино, от которой тоннель получил свое название.
Итак, в 10.00 часов выезжаем из Екатеринбурга нах Москоу по р-242, которую еще именуют Московским или Пермским трактом. Дорога неплохая, можно душить под сотку, поэтому до своротки на Дидино добираемся довольно быстро.
На месте съезда висит табличка, уведомляющая путников о том, что охота без путевок здесь категорически не приветствуется. Дорога начинается с крутого, извилистого и продолжительного подъема на гору Белую. На вершине взору предстает длинный и прямой спуск.
Едем дальше и выезжаем на ЛЭП. Гора Волчиха на горизонте практически скрыта дымкой.
Один из таких ДОТов стоит прямо у дороги.
Материал — железобетон, в стенах имеются три бойницы. Под бойницами находятся остатки настенного крепления, предположительно, под полку для боеприпасов. Очень возможно, что дверь была бронированной и также имела бойницу, а теперь защищает урожай в сарае местного садовода.
Дидинский тоннель был закрыт в декабре 1995 года в связи с аварийным состоянием. Обход тоннеля был пробит в горе открытым способом на несколько сотен метров южнее, и к нему тоже можно добраться. Движение исключительно плотное, интервал между поездами составляет около двух минут.
Но мы едем к восточному входу в Дидинский тоннель. Дорога сперва идет над тоннелем, затем — левее его по склону. Двигаться нужно осторожно — очень узко и справа неприятный обрыв.
Постепенно дорога спускается, слева через лес видно полузаколоченные садовые дома. Как я понял, это — бывший пристанционный поселок Дидино. Если ехать прямо, можно добраться до одноименной деревни Дидино, но мы круто спускаемся направо на бывшую железнодорожную насыпь. Вот и сам тоннель. Портал имеет овальное сечение, оформлен под средневековый замок. Сделаны башенки с бойницами, наверху — имитация крепостной стены.
В общем и целом тоннель находился в эксплуатации 77 лет. Сейчас пути разобраны, не осталось даже шпал, не говоря уже про столбы и все металлическое.
С закрытием тоннеля жизнь в этих местах стала сильно менее активной. Военные уехали из Дидино, в деревне закрылись школа, фельдшерский пункт, железнодорожная касса, кузница, мастерские. Сейчас там всего два постоянно обитаемых дома.
Тоннель пробит в гранитной породе, а потому радиационный фон внутри несколько выше.
Длина тоннеля составляет 1123,7 м, ширина — 4,65 м, высота — 6,1 м.
Сейчас за тоннелем никто не следит, дренаж толком не работает. Летом в тоннеле по колено воды, зимой — натуральный каток.
Пока я фоткал снаружи, в темное показался свет фар, навстречу выехал Симбир. Водитель рассказал, что местами лед намерз буграми, машину норовит стащить на стену.
Но мы не привыкли отступать перед трудностями, а потому устремляемся внутрь. На въезде Симбир сломал лед, едем по ступицы в воде. Дальше лед крепче, на него удается заехать. Движемся на пониженной практически на холостых, машина толком не тормозит.
В тоннеле сделаны 16 ниш для укрытия путейцев на время прохождения поезда, 3 ниши со входами в дренажную систему. Посередине наверх уходит вентиляционный канал высотой в 50 метров. На поверхность в месте выхода вентиляции есть развалины двух дотов, а также деревянных бараков для отдыха бойцов.
Тоннель имеет сложную дренажную систему с многочисленными входами как изнутри, так и снаружи тоннеля. Дренажные коридоры идут над и под тоннелем, соединены между собой и сейчас частично обвалились.
Дренаж исследован не полностью из-за затоплений и обвалов. Было бы очень интересно почитать про него и историю тоннеля побольше. Поделитесь ссылками, если есть)
В некоторых местах на дороге лежат камни, упавшие с потолка, в одном месте свисает мешающая проезду толстая металлическая проволока от контактной сети, которую пришлось отгибать руками (благо сейчас напряжения на ней нет), огромные сосульки.
Но тем не менее, выехали благополучно со стороны поселка Тоннель. Вернулись на Московский тракт и двинулись до Екб.
Как итог, — отличное место! При желании поездку можно совместить с изучением полузаброшенной деревни Хомутовка-2. Немного портит впечатление раскиданный мусор.
Трек маршрута с описанием путевых точек + дополнительные фото лежат по этой ссылке.
Дидинский тоннель
1913 год. Открытие железнодорожного Дидинского тоннеля закончилось трагедией. Главный проектировщик покончил жизнь самоубийством. Как гласит легенда, инженер рассчитал направление пробивки для двух групп рабочих, но состыковка в положенном месте не произошла. В итоге, он получился немного изогнутым, а для человека, возглавлявшего строительство, эта ошибка оказалась фатальной.
100 лет спустя
Еще в 2012 году дорога к тоннелю вела через ухоженные сады. Мы вернулись сюда 6 лет спустя. И были просто поражены запустению и заброшенности, которая сейчас здесь творится. В садовые домики больше никто не ездит, огороды заросли бурьяном. И только калина и рябина украшают эту местность.
Дидинский тоннель заброшен уже больше 25 лет. Изначально, еще в царские времена, железнодорожные пути, проходящие через Дидинский тоннель, соединяли Екатеринбург и Казань. В советские времена здесь проходил поезд Свердловск-Дружинино, который ходил в одну сторону. Обратно он возвращался (и до сих пор возвращается) по ветке, к которой позже перенесли и пути из самого тоннеля. Восточные ворота это въезд, западные — выезд. Мы отправились именно к западной арке, которая, по отзывам, должна бы выглядеть особенно фундаментально. Мы ехали по сухой дороге, поэтому добрались без проблем. Но, вероятнее всего, в дождливую погоду на машине-пузотерке сюда будет не проехать.
Удивительно-прекрасное началось именно на подъезде к самому тоннелю, когда мы пробирались сквозь зеленые арки, образованные кронами деревьев, по бывшим железнодорожным путям.
Рельсы и шпалы давно разобраны, и только узкая дорога, заросшая травой, пролегает среди поросли леса . Тоннеля еще не видно, а ближайшие домишки уже далеко позади, именно в эти 100 метров пути, появляется ощущение одиночества и близости к прошлому.
Заброшенность и мощь — вот первое, что мы увидели, подъехав к тоннелю. Честно говоря, было несколько брезгливо при мысли о том, что мы едем в давно покинутое людьми место, представлялся один большой общественный туалет. Удивительно, но здесь этого нет.
Забираясь наверх портала, мы обнаружили огромное количество мышей-полевок. Так что, дамы-путешественницы с мышефобией, будьте осторожны — обмороки в замках, достаточно частая штука.
Тоннель был заброшен именно из-за аварийного состояния, в которое его привели просачивающиеся грунтовые воды. Борьба человека с природой длилась почти сорок лет, но человек проиграл в этой битве. Внутри сыро и мокро. Грунтовая дорога примерно через 500 метров плавно превращается в ледник. Лед настолько гладкий, что по нему можно кататься на коньках, он буквально отполирован. Говорят, что даже летом его толщина не опускается ниже метра, но этого мы не смогли проверить.
Заброшенный пионерский лагерь "Экспресс"
Пока ребята ковырялись с машиной, у нас появилась возможность немного осмотреть внутренности тоннеля — каменная кладка, гроты, дренажные стоки, какие-то двери в стенах… Но минусовая температура быстро загнала нас обратно в автомобиль.
Уже скорее хотелось выбраться из этого места, потому что казалось, что тоннель нас не хочет выпускать: лед обламывался под машиной, мы скользили на летней резине, нас постоянно стаскивало в стороны. Лопаты мы с собой не взяли, поэтому пришлось вручную посыпать лед мелким щебнем, в изобилии рассыпанным по тоннелю. Тем, кто решится прокатиться на своем автомобиле по Дидинскому тоннелю летом, мой совет: киньте в багажник лопату и пару курток, лишним точно не будет.
Когда мы наконец-то выбрались на более ровную и крепкую льдину, уже ехали гораздо осторожнее, чем перед тем, как застряли.
Приближение к выходу тянулось бесконечно, впереди лежал зеленоватый туман, и казалось, что время остановилось… Наконец, нам удалось миновать ледник и пару глубоких луж на входе в тоннель, и вот мы уже снаружи. Еще один момент, который удивил — это то, что около западного портала на улице тепло, а с восточной стороны тянет холодом примерно метров на 30-40 от входа.
В свое время Дидинский тоннель был стратегически важным сооружением, охраняемым военными, обнесенным колючей проволокой, с окопами полного профиля над самим сооружением. Сейчас же здесь можно увидеть лишь исторически не интересные останки советского тоталитаризма.
Дорога домой вела уже от восточного портала и была не столь живописна, как со стороны западного.
Для себя мы сделали однозначный вывод — побывать здесь еще раз, но в зимнее время и пешком, чтобы проведать заброшенные шахты, обследовать дренажную систему, полюбоваться ледяными псевдосталактитами. И вы не откладывайте поездку в Дидинский тоннель, грунтовые воды делают свое дело и с каждым годом в тоннеле становится все опаснее.
Как добраться
Дидинский тоннель находится в 70 км от центра Екатеринбурга. Есть несколько вариантов, как до него добраться. Первый: на электричке, следующей маршрутом Екатеринбург-Дружинино, нужно доехать до станции «1590 км», не переходя железную дорогу спуститься вниз и пройти вдоль домов около 100 метров. Затем — свернуть направо и через 100 метров по бывшим железнодорожным путям откроется вид на западный портал тоннеля.
Итак, налево — восточный вход в тоннель, дорога к которому, по всей видимости, более затруднительна в непогоду. Нашей же целью был западный портал, поэтому мы продолжали движение вдоль железнодорожных путей, которые скрыты от глаз деревьями, растущими вдоль дороги. Добравшись до первых домиков, и повернув еще раз направо, мы спустились по очень крутой дорожке вниз. Еще один поворот направо и мы почти у цели. Эта почти заросшая, узкая аллея и есть железнодорожный путь, по которому следовал поезд, выезжая из Дидинского тоннеля. Буквально 100 метров и мы были очарованы величественным западным порталом.
Дидинский заброшенный тоннель 1910 год постройки
Дидино-поселок недалеко от Ревды. Славен тем, что в его округе обретается чудный тоннель. Собственно, отправная точка для вылазки не сама станция Дидино, от коей до тоннеля порядка трех километров, а следующая за ней-1590 километр.
Статьи по теме 13 сентября 2018 годаДидинский тоннель
Тоннель примечателен тем, что являет собой дивный реликт еще царской эпохи — строительство началось в 1910 году, а первый паровоз прошел через него в 1913. Довольно любопытна его архитектура — он представляет собой усеченный снизу овал. С обеих сторон тоннеля возле входа располагаются ниши на высоте порядка пяти метров, в их раньше могли располагаться небольшие статуэтки — исходя из того, что нутри ниш можно найти осколки белого мрамора. Высота тоннеля составляет ориентировочно шесть метров, высота по фронтону — девять.
Можно отметить то, что непосредственно в самом тоннеле лед не стаивает даже в августе
целиком — остаются достаточно крупные участки наледей. Весной можно созерцать сталактиты и сталагмиты — что, впрочем, не вполне верно-просто ледяные наросты, сверху прикрытые небольшим количеством натекшей селитры.
В тоннеле находится разветвленная сеть дренажа — верхний дренаж имеет протяженность порядка двухсот метров и заполнен небольшими штольнями, грубо говоря, которые использовали для сброса скального давления — это можно видеть по многочисленным дырам, наверченным в породе. Нижний дренаж значительно больше — его протяженность в сторону
о.п. 1590 Километр порядка пятисот метров, в сторону Дидино пройдено около двухсот. В нижней части дренажа есть ряд мест, заложенных во время, вероятно, ремонта-судя по всему, порода обвалилась и воизбежание продолжения разрушения такие ходы были завалены.
Внутри так же встречаются участки, которые ремонтировали с помощью синего бетона —
да-да, того самого, что был изобретен для постройки (так, впрочем, и не сложившейся) Дворца Советов. Есть так же и две достаточно любопытные шахты, в кои можно подняться из нижней части системы — вверх около четырех метров. Есть в таком предприятии два минуса: первый-это ненадежность и шаткость лесенок, второй-это некоторое количество рудного газа, который скапливается в шахте, тоже видимо сделанной для уменьшения давления на тоннель.
Тоннель был закрыт в девяносто… м… первом, вроде -в связи с высокой опасностью эксплуатации — водой вымыты уже довольно приличные куски кладки, а из потолка выпадают кирпичи. Наверху раньше располагалась воинская часть, что до сих пор можно видеть по большому количеству окопов и траншей, а так же по некоторым артефактам, как-то лампы, алюминиевые чашки-плошки, угольные элементы питания и прочее.
Примечательно, что сохранились так же и многие доты, в которых можно полазить и
повыковыривать оттель кости крупного рогатого скота. Оборонительная система любопытна тем, что прикрывает не тоннель, а шахту, которая расположена на территории оной части -ее глубина составляет около 46 метров, она проходит через верхнюю и нижнюю дренажную системы. В целом, место можно использовать с чувством-толком-с расстановкой для того, чтобы научиться спускаться по невысоким и несложным, но все-таки индустриальным, гы-гы, стенкам-высоту фронтона можно выбирать: от двух до восьми метров, а так же для того, чтобы спуститься пару раз в дренаж-попробовать себя в сием нелегком деле.
Самому тоннелю осталось уже, вероятно, недолго: пару лет он еще простоит. Из ветхого состояния потолка настоятельно рекомендую брать с собой каски т.к. по пути было обнаружено много отколовшихся камней.
Согласно публикациям, здесь есть небольшой участок леса с сильно искривлёнными стволами деревьев, аномально высокой травой. Птицы сюда не залетают, животные не заходят. А у человека, забредшего на этот участок, резко ухудшается самочувствие и возникает чувство непреодолимого, беспричинного страха. Хотя на практике были обнаружены лишь деревья с
искривленными стволами.
Дидинский тоннель
Заброшенный железнодорожный тоннель. Удивительное место! При его посещении всегда возникает вопрос: зачем его построили, если можно проложить пути рядом, как сейчас и сделано? Ведь обслуживание тоннеля стоит больше, чем обслуживание обычной железной дороги, поэтому тоннель имеет смысл только в том случае, если он сокращает путь. но здесь-то этого нет! Зачем же здесь тоннель, все-таки непонятно! Длина пути через негопрактически не отличается от пути по верху. Мне даже показалось, что этот путь даже длиннее.
Статьи по теме 13 сентября 2018 годаДидинский тоннель
В стенах тоннеля есть ниши. В одной из ниш находится дверь, за которой расположена маленькая комнатка. Из нее есть входы в дренажный тоннель и в вентиляционный тоннель. В дренажном тоннеле приходится идти согнувшись. В вентиляционный тоннель можно подняться по лестнице. Длина подъема составляет около 3-4 метров. Но нужно быть предельно осторожными, т.к. лесенки очень шаткие. Да и вода вымыла уже довольно большие куски кладки.
Наверху, над тоннелем, раньше располагалась воинская часть. Иногда даже можно найти следы ее пребывания. Мы находили батарейки времен СССР и алюминиевые ложки.
О присутствии военных говорит наличие дотов: один совсем разрушенный и три (или два — точно не помню) в нормальном состоянии. В дотах есть амбразуры для обстрела. Под амбразурами можно разглядеть подставки для оружия. Наверху, над тоннелем, можно найти траншеи. Правда, со временем они заросли и обсыпались, но угадать их все-таки можно.
Точную дату открытия тоннеля мне не удалось найти. Вот официальные даты открытий некоторых станций из справочника Архангельских А.С. и В.А. «Железнодорожные станции СССР»:
Решёты — 1924 г.; Ревда — 1924 г.;
Флюс — 1932 г.;
Палкино — 1951 г.; о.п. Чусоводстрой — 1951 г.;
можно сделать вывод, что железная дорога и тоннель были построены около 1920 года, а сданы в постоянную эксплуатацию около 1924 года.
Тоннель был закрыт то ли в 1993 году, то ли в 1994. На одном из сайтов в интернете цитируют слова бывшего машиниста Сведловской железной дороги Корозникова В.А. Он говорил, что тоннель разрушался прямо на глазах: «Если вы заметили, тоннель Дидино имеет небольшой зигзаг. Говорят, что его пробивали с двух сторон и не сошлись. В последние годы скорость по нему была 25 км/ч. Иногда падали камешки с потолка — сам видел».
Сейчас железнодорожные пути в тоннеле разобраны. Шпалы убраны. Но опоры электрификации вне тоннеля кое-где еще стоят.
Есть и другая версия о том, когда же построили Дидинский тоннель. Датой открытия считают 1913 год. И аргументом здесь выставляют рассказы местных жителей. Вот о чем они говорили: тоннель построили в 1913 году, немного позже 1913 года в Дидинском тоннеле прорыли систему из двух тоннелей. Верхний тоннель (длиной примерно 200 метров) — вентиляционная шахта, которая служила для сброса скального давления, нижний тоннель (порядка 500 метров) — дренажная система для отвода воды. Оба тоннеля соединяет шахта типа колодца, которая выходит на поверхность. В 50-60-х годах тоннель стало активно затапливать, его пытались спасти, но вода сделала свое дело, и тоннель закрыли. Вот такая версия.
Как добраться:
Садимся на электричку Свердловск — Ревда — Дружинино (расписание можно посмотреть здесь). Едем до станции Дидино, что составляет почти полтора часа. На станции переходим на правую сторону по движению поезда. Не доходя до домов, поворачиваем по лесной дороге налево и вперед-вперед-вперед — до самого тоннеля. Идти недалеко — всего 3 км.
Не забудьте взять резиновые сапоги и фонарики!
Желаю Вам путешествий больших и маленьких, а вот впечатлений только больших !
Читайте также: