Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке описание
Орест Адамович Кипренский (1782-1836), один из лучших портретистов начала 19 века, создатель романтического стиля в живописи. Взлёт его был стремительным и ярким, а падение — горьким и болезненным.
Художник написал этот портрет на пике своей карьеры в Италии. Натурщица – маленькая итальянка с причудливым именем Мариучча (Анна -Мария).
Юная модель сидит, слегка опираясь о стол и словно случайно обращает свой взгляд на нас. На золотистых, наспех собранных волосах – маковый венок ярко-красного цвета, в руке — надломленный цветок алой гвоздики. Юное оживлённое лицо с лёгким румянцем очень мастерски прорисовано. Личико будто фарфоровое светится на затемнённом фоне. Огромные раскрытие глаза. Вдумчивый и очень глубокий взгляд.
Портрет выполнен настолько реалистично, что многие эксперты, после представления на выставке, сравнивали её с работами Рембрандтом и Рубенса.
Кипренский писал Мариуччу в юном возрасте, так как знал её еще ребенком. Девочка была дочерью итальянской красавицы —любимой натурщицы художника. Однажды натурщица была найдена убитой, завернутой в простынь, практически на пороге его мастерской. (Кипренский пребывал тогда в Италии с пенсионерским визитом). Художник подал прошение на опекунство Анны-Марии, но ему было отказано, а Анну-Марию отправили в приют.
Обвинили молодого и вспыльчивого живописца, по распоряжению царя он вынужден был покинуть Италию и вернуться в Россию. На родине Кипренский принят был холодно: молва об произошедшем дошла и до России.
Спустя восемь лет художник вернулся в Италию. Отыскал Анну-Марию в монастыре и сделал на то время уже юной девушке предложение.
Несмотря разницу в возрасте — 30 лет Анна-Мария согласилась. Она не любила художника, но он был единственным человеком, с которым её связывали воспоминания о матери. Ради брака с Анной-Марией Кипренский сменил веру и стал католиком. Что бы содержать семью Кипренский много писал для заработка. Эти работы не приносили художнику творческого удовлетворения и он пристрастился к выпивке.
Спустя четыре месяца после свадьбы Кипренский скоропостижно скончался от воспаления легких, злые языки поговаривали, что это случилось после того, как молодая жена отказалась пустить его в дом нетрезвым и с подозрительными приятелями.
Вскоре после смерти художника, вдова продала в Петербургскую Академию художеств все полотна, в числе которых был и её портрет.
Талант художника-портретиста позволил Оресту Кипренскому испытать как минуты полного триумфа и славы, так и чувство горькой безысходности. Великолепные работы мастера приобрели широчайшую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Отдельной и очень важной страницей биографии Кипренского является период жизни в Италии. Местным академикам с трудом верилось, что представленные им полотна создал не один из великих итальянских мастеров, а их современник, русский портретист. Именно здесь к нему пришла популярность, именно здесь его имя приобрело дурную славу.
Какой бы не была предыстория этой картины, особенно ценным остается мастерство ее автора. Мариучча сидит, с непринужденным изяществом облокотившись на стол, будто случайно обратив заинтересованный взгляд на зрителя. На темно-русых, небрежно убранных волосах алеет венок из мака, а в пухлой ручке малышка держит цветок гвоздики. Самым тщательным образом выписано лицо Мариуччи – с легким румянцем, живое, эмоционально выразительное, с глубокими и внимательными глазами. Нежный, чистый и беззащитный образ девочки тонко передан Кипренским при помощи контраста темного фона и светящегося, розовато-фарфорового тона кожи маленькой модели.
Страшная история в наивных детских глазах
Портрет написан в Италии с натуры – девочки по имени Анна-Мария (Мариучча). Она сидит, изящно опершись о стол и будто случайно обращает внимание на художника. На русых, небрежно собранных в хвост волосах, – ярко-красный венок из маков, а в маленькой ручке — цветок гвоздики. Очень тщательно прорисовано лицо Анны-Марии: румяное, выразительное, оживленное. Глаза смотрят с интересом, взгляд вдумчивый и глубокий. Невинный, беззащитный образ ребенка Кипренский передал с помощью контраста: на темном фоне будто светится фарфоровая кожа девочки. Работа выполнена крайне реалистично — во время ее выставки в Италии эксперты не верили, что полотно написано русским художником, а не Рембрандтом или Рубенсом.
Кипренский очень симпатизировал матери своей юной натурщицы, которая тоже ему позировала. Однажды женщину нашли мертвой, а в ее смерти обвинили художника. Ситуация стала хуже, когда он забрал к себе 6-летнюю дочь убитой, оставшуюся сиротой. Художник хотел стать опекуном Анны-Марии, но ему отказали, а девочку поместили в приют.
Кипренский вернулся из Италии на родину, однако, приняли его холодно: сплетни об убийстве успели дойти до России. Спустя семь лет художник вернулся в Италию и отыскал Анну-Марию в монастыре. Несмотря на большую разницу в возрасте — 30 лет — Кипренский сделал девушке предложение. Анна-Мария согласилась хоть и не любила жениха, но ценила его талант.
Ради брака с ней художник даже сменил веру и стал католиком. Занимаясь творчеством ради денег, Кипренский перестал творить для удовольствия и начал пить. Семья быстро распалась: вскоре после свадьбы Кипренский умер от воспаления легких. Когда художник скончался, вдова продала все работы, и свой портрет в том числе, в Петербургскую Академию художеств. Сейчас картина выставлена в Третьяковской галерее.
Кипренский О.А. Девочка в маковом венке 1819г.40 x 42 см, холст, масло. Третьяковская галерея.
Великолепные работы Кипренского приобрели широчайшую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Отдельной и очень важной страницей биографии Кипренского является период жизни в Италии. Местным академикам с трудом верилось, что представленные им полотна создал не один из великих итальянских мастеров, а их современник, русский портретист. В Италии пришла к художнику известность. Уффици - знаменитая галерея во Флоренции - заказала Кипренскому, первому из русских живописцев, автопортрет.
Современники , знавшие Кипренского лично , писали о нём :
" Этот оригинальный тип эксцентрической человеческой личности просто не мог сдружиться с окружающим миром" . Он нигде не имел оседлой квартиры .
Вещи и картины его были разбросаны везде и в беспорядке, но самим собой он занимался до утончённости и щеголеватости :постоянно завивался , румянился и белился и очень старался нравиться женщинам ".Нам достаточно только одного взгляда на один из его автопортретов.
В этот период в его доме поселилась шестилетняя Мария Фалькуччи (или Мариучча, как называл ее художник), беспризорная девочка, по сути, брошенная на произвол судьбы. Сам лишенный в детстве семейного уюта и родительской ласки, Орест близко к сердцу принял горести малышки и старался окружить свою питомицу заботой и вниманием.
Однажды мать увела куда-то девочку с собой, и Кипренский, разыскав ее в казарме среди пьяной солдатни, решил всерьез заняться судьбой Мариуччи. Выплатив матери отступную сумму и добившись от нее официального отказа от ребенка, Кипренский стал опекуном Марии.
Писатель и искусствовед В. В. Толбин в статье "О. А. Кипренский", помещенной в журнале "Сын Отечества" (1856), приводит не дошедшие до нашего времени письма Кипренского к друзьям, в которых тот с неподдельной нежностью отзывается о своей воспитаннице. Этот беззащитный, одинокий ребенок становится частью его жизни. "Она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира", - пишет он к одному из друзей.
И девочка платила ему такой же душевной привязанностью и преданностью. "Как можно оставаться равнодушным, - пишет Кипренский, - видя около себя существо, которое живет и дышит только что для меня. которое удовлетворяет сердце мое своею нежностью, гордость мою - своею покорностью. "
Константин Паустовский писал:
"Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить."
В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним.
Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.
Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.
На родине Ореста ждали искренние приветы близких друзей, благожелательные отзывы в печати и череда тяжелых унижений. Недобрая молва опередила его. Как сообщает Ф. П. Брюллов в письме к своим братьям-художникам (август 1823 года), Ореста отказались принимать "во многих домах Петербурга".
А 23 ноября того же года Брюллов пишет, что "императрица оставила без всякого внимания" своего прежнего любимца. Не пожелали его видеть и прежде благоволившие к нему великие князья.
Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить десятилетнюю девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты.
В 1828 году Кипренский вновь возвращается в Италию. На следующий день после приезда он отправился в пансион к Мариучче.Она превратилась в миловидную, изящную и образованную девушку, сохранившую нежную преданность своему покровителю.
А еще через неделю он, сняв небольшой домик, поселился там вместе с ней. У них была 30 летняя разница в возрасте. Ради брака с Мариуччей Орест Кипренский принял католическую веру.
Но жизнь в это время поманила Кипренского светлыми надеждами. Отправленные им в Россию на выставку картины имели у публики большой успех. Более того, на них обратил заинтересованное внимание сам государь.
Николай I приобрел с выставки "Вид Везувия". А. Н. Оленин, поздравляя художника с высочайшей милостью, передавал в письме: "Государь Император между прочим изволил спрашивать, не известно ли, скоро ли вы возвратитесь в Отечество?"
Окрыленный успехами и стосковавшийся по родине, Кипренский сразу же стал собираться в Петербург. Часть имущества уже была упакована в ящики и отправлена в Россию с кораблем. В сутолоке сборов он не придал значения полученной простуде. Но судьба отпустила ему семейного счастья всего на три месяца. Болезнь оказалась коварной.
Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью:
Через несколько месяцев появилась на свет дочь Кипренского Клотильда. Друзья художника старались помочь его осиротевшей семье: им удалось выхлопотать при дворе пенсион для вдовы, который пересылался в Италию.
Иордан рассказывал, что он с Н. И. Уткиным в 1844 году разыскал в Риме Марию, вступившую в новый брак с каким-то маркизом. Так как Мария таким образом потеряла право на денежное пособие, то Академия художеств, заботясь о дочери Кипренского, решила составить особый капитал на имя Клотильды. Но потом следы Марии и Клотильды затерялись.
Какой бы не была предыстория этой картины, особенно ценным остается мастерство ее автора. Мариучча сидит, с непринужденным изяществом облокотившись на стол, будто случайно обратив заинтересованный взгляд на зрителя. На темно-русых, небрежно убранных волосах алеет венок из мака, а в пухлой ручке малышка держит цветок гвоздики.
Самым тщательным образом выписано лицо Мариуччи – с легким румянцем, живое, эмоционально выразительное, с глубокими и внимательными глазами. Нежный, чистый и беззащитный образ девочки тонко передан Кипренским при помощи контраста темного фона и светящегося, розовато-фарфорового тона кожи маленькой модели.
Мутная история. Почему он сразу не отдал девочку в пансион, как только она потеряла мать? Очень странный поступок, да и смерти какие-то нехорошие. Предположим слуга (зачем, непонятно?) вдруг убил натурщицу, в кто его отравил и зачем? Мутно. Девочку он купил у женщины лёгкого поведения. Была ли убитая натурщица матерью Марии или нет, установлено не было. Отвернулись от него из-за подозрения в педофилии и возможного убийства свидетелей. Биограф художника Толбин пишет, что мать вымогала за девочку крупную сумму денег.
История очень мутная.Основана только на воспоминаниях и некоторых письмах. Но,что он полюбил девушку,это несомненно.Есть церковная запись о регистрации этого брака. Говорят,что он даже принял католичество.
Странно было бы, если бы мужчина к 50 годам не полюбил юный цветочек 17 лет. Но. Дитя жалко. Вряд ли ей такая "любовь" была нужна.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.
Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила.
Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.
Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить.
Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты.
«В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.
Живя в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С.И. Гальбергу, постоянно просил сообщать ему о Мариучче, к которой был привязан. Творческих взлетов Петербург не принес. Снова приехав в Италию, он в 1829 году встретился с Мариуччей, ставшей стройной и милой девушкой. Ей было 17 лет, а мастеру – 47.
Летом 1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради этого перейдя в католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел. Девушка не любила его, но была благодарна за заботу о ней. Чтобы обеспечить Мариуччи, Кипренский был согласен на любой заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, продавал в Петербург копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой, постоянно и много пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.
После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и свой детский портрет, написанный мужем. Почему-то она не захотела его оставить себе на память. Вырученные от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года. Это последнее, что мы знаем о Мариуччи. Следы ее и дочери Клотильды, родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись во времени.
А на портрете, который сейчас висит в Третьяковской галере, милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась по-детски неуклюже на высокий стол и заинтересовано обернулась к зрителю. В ее движении – чистота и естественность ребенка. Кажется, она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся.
Читайте также: