Бортовой камень в строительстве
Бортовой камень в строительстве
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements
Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленск-ДорНИИ-Проект"
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.
1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.
2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.
Примечание - В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия
ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.
Примечание - В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.
3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.
3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.
Примечание - Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.
3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.
3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.
3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.
3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.
3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.
3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.
3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.
3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.
3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.
Примечание - Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.
3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.
4 Классификация
4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:
- искусственные - из бетона на цементном вяжущем;
- натуральные - из природного камня (горных пород).
4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:
4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.
Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:
- Р - рядовой бортовой камень;
- Д - доборный бортовой камень;
- Б - бортовой камень из бетона (искусственный);
- Г - бортовой камень из горных пород (натуральный).
Примеры
1 БР 100.60.18 - бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.
2 ГД 50.30.15 - бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.
В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.
5 Технические требования
5.1 Основные параметры и размеры
5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.
Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.
Примечание - Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.
5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.
Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.
Примечание - Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.
5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.
1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.
Устройство бортового камня: тонкости и нюансы
Устройство бортового камня (бордюр), в большинстве случаев является неотъемлемой частью строительства любого покрытия, будь то проезжая часть или пешеходная зона. Бордюрные камни выполняют сразу несколько функций, важных для безопасности, а также для прочности и длительного срока службы полотна. Как и многие другие процессы, монтаж бортовых камней производится по определенной технологии, соблюдение которой обеспечивает правильное и эффективное функционирование.
«Бортовые камни подразделяются на несколько видов, а также могут быть произведены из различных материалов. При этом в дорожном строительстве в качестве бордюров используются только высокопрочные варианты, способные обеспечить не только эстетичный внешний вид, но и безопасность автомобилистов и пешеходов»
Устройство бортового камня может иметь разную сложность, в зависимости от разновидности бордюра. Например, дорожные варианты имеют большой размер и массу, вследствие чего их установка более сложна, чем монтаж декоративных садовых бордюрных камней.
Для чего нужно устройство бортового камня
Бордюры выполняют сразу несколько важных функций:
- 1. Повышение прочности на сдвиг (для покрытия) за счет сжатия с двух сторон;
- 2. Стабилизация территории;
- 3. Увеличение срока эксплуатации покрытия;
- 4. Зонирование областей разного назначения;
- 5. Преграждение свободного проезда;
- 6. Повышение безопасности автомобилистов и пешеходов;
- 7. Обеспечения эстетичного внешнего вида территории;
- 8. а также защита фундамента построек.
Несмотря на то, что устройство бортового камня требует дополнительных финансовых и трудовых затрат, за счет повышения прочности и срока службы покрытия траты окупаются, так как снижается потребность в техническом обслуживании или возможной замене полотна.
Разновидности бордюров
Можно выделить 3 категории бордюрных камней:
- 1. Дорожные – 100:30:15-18 см;
- 2. Тротуарные – 100:20:6 см;
- 3. Декоративные – 100:20:8 см.
Дорожные (или магистральные) бордюры имеют самые большие габариты, массу и прочность, так как обеспечение безопасности фактически важнейшая их функция. Благодаря магистральным бордюрам автомобилю гораздо сложнее (а иногда и невозможно) наехать на тротуар.
Тротуарные бордюры меньше и легче дорожных, так как их основное назначение заключается в зонировании и придании территории эстетичного внешнего вида. Однако тротуарные бортовые камни тоже обладают достаточно высокой прочностью.
Декоративные (или садовые) бордюрные камни, как правило, не отличаются высокой прочностью, так как их ключевая функция – декорирование территории. Однако именно садовые бордюры имеют самый широкий спектр цветовых и фигурных решений, а также могут быть выполнены из самых разных материалов.
Как производится устройство бортового камня
Технология монтажа бордюрных камней:
- 1. Разметка местности (часто путем натягивания веревки).
- 2. Разработка траншеи :
- 2.1. Рытье – глубина зависит от габаритов камней (также стоит учесть высоту будущего основания, которая составляет около 30% от высоты камней);
- 2.2. Очистка и просушка;
- 2.3. Уплотнение.
- 3.1. Укладка геотекстиля для дренажа, разделения слоев, фильтрации и армирования;
- 3.2. Устройство песчаного или щебеночного слоя (щебень предпочтительнее за счет высокой прочности). После отсыпки необходимо разравнивание и уплотнение. Рекомендуемый диаметр фракций щебня – 20-40 мм. Высота слоя после уплотнения – 10-15 см;
- 3.3. Заливка густым бетонным раствором (пропорции цемента к песку – 1 к 3).
- 4.1. Монтаж камней на бетонное основание, с соблюдением геометрически правильного положения;
- 4.2. Фиксация камней с помощью заливки бетоном;
- 4.3. Заделка швов любым пригодным материалом (следует производить после схватывания бетона).
При соблюдении данной технологии бордюрные камни будут на 100% эффективно выполнять свои функции длительное время.
Выводы
Устройство бордюрного камня необходимое мероприятие для большинства покрытий, особенно на территории и вблизи проезжих частей. Бордюры выполняют сразу несколько важных задач, таких как повышение стойкости и срока службы покрытия, зонирование, повышение безопасности автомобилистов и пешеходов, а также декорирование и некоторые другие функции.
Бортовые камни подразделяются на несколько категорий, в зависимости от габаритов, прочности и области применения:
- Дорожные или магистральные;
- Тротуарные;
- Садовые иди декоративные.
Дорожные бордюры обладают наиболее высокой прочностью, так как призваны предотвращать наезд транспорта на пешеходные зоны. Тротуарные бордюры, как правило, имеют среднюю прочность и массу, а декоративные, несмотря на невысокую прочность, могут похвастаться самым широким спектром расцветок и материалов.
Устройство бортового камня требует соблюдения технологического процесса, что поможет обеспечить должную работоспособность всех элементов. При нарушении технологии, в некоторых случаях, может потребоваться частичная замена не только камней, но и покрытия.
Установка бордюров: технология монтажа и разновидности материала
Установка бордюров используется в нескольких направлениях дорожного строительства и благоустройства территорий, где бортовые камни выполняют схожие функции. Несмотря на то, что устройство дорог, тротуаров и других подобных объектов теоретически может производиться без монтажа бордюров и поребриков, данные элементы очень важны для качества, удобства и безопасности.
«Установка бордюров производится по определенному принципу, и с учетом некоторых нюансов. Это необходимо для правильного монтажа, выполнения бортовыми камнями своих задач, а также для получения эстетичного внешнего вида.
В некоторых случаях установка бордюров может производиться самостоятельно, однако монтаж крупных видов бордюрных камней может потребовать наличия навыков и применения специального оборудования»Укладка асфальта на автомобильных дорогах, пешеходных территориях и частных участках, в идеале, всегда должна сопровождаться монтажом бордюрных камней. Также это касается сооружения покрытий из других материалов типа бетона, брусчатки или тротуарной плитки.
Для чего нужна установка бордюров
Установка бордюров нужна для выполнения нескольких основных функций, как практических, так и эстетических:
- Повышение прочности покрытия;
- Продление срока службы покрытия;
- Фиксация и стабилизация участка;
- Защита фундамента зданий;
- Разделение областей различного назначения (например, проезжей и пешеходной части);
- Преграждение пути;
- Повышения безопасности;
- Обеспечения эстетичного внешнего вида объекта.
Например, если тропинка из тротуарной плитки или брусчатки не будет снабжена бордюрными камнями, увеличится вероятность расползания фрагментов. Восстановление такого покрытия будет подразумевать полный или частичный демонтаж, с последующим повторным устройством всех слоев конструкции.
Это особенно актуально именно для немонолитных покрытий, однако требуется и в случае с цельными полотнами из асфальта или бетона.
Разновидности бордюров и области их применения
На сегодняшний день существует несколько основных типов бордюров:
- Дорожные или магистральные;
- Тротуарные;
- Садовые или декоративные.
Каждая разновидность может включать некоторые модификации и подтипы. Например, дорожные и тротуарные бордюры могут иметь скошенный профиль, облегчающий проезд автомобилей и уборку территории.
Сравнение основных типов бордюрных камней
Тип бордюров Описание Дорожные или магистральные Габариты (Д:В:Ш): 100:30:15-18 см. Отличаются повышенной прочностью, крупным размером и массой, так как используются в качестве магистрального элемента, отвечающего, в том числе, за безопасность и зонирование.
Тротуарные бордюры меньше и легче дорожных. Основное назначение – зонирование, придание эстетики.
Садовые бордюры схожи по характеристикам с тротуарными, но иногда могут иметь и более низкие качественные показатели.
Установка бордюров дорожного типа подразумевает обязательное устройство более качественного основания, чем установка бордюров в целях декора.
Также можно выделить радиальные бордюры, которые чаще всего относятся к дорожным или тротуарным типам. Особенностью радиальных бордюров является округлая форма, что позволяет использовать их для кругового ограждения различных объектов, а также круглых перекрестков автомобильных дорог.
Те же самые задачи может решить установка обыкновенных бордюров, однако радиусные камни обеспечивают максимально плавное закругление.
«При выборе бордюрных камней обратите внимание на показатель морозостойкости, который отражает количество циклов заморозки-разморозки, которые способно выдержать изделие. Рекомендуемое минимальное значение – F200, что означает 200 циклов заморозки-разморозки, чего должно хватить примерно на 40 лет эксплуатации при прочих благоприятных условиях»
Из каких материалов может быть изготовлен бордюр
На сегодняшний день бордюрные камни могут изготавливаться на основе следующих материалов:
- 1. Бетон;
- 2. Природный камень;
- 3. Искусственный камень;
- 4. Клинкер;
- 5. Песок и полимеры;
- 6. Резина;
- 7. Пластик.
Установка бордюров на тротуарах и автомобильных дорогах производится с использованием первых 3-х разновидностей, так как в таких местах бортовые камни должны обеспечивать, помимо прочего, безопасность граждан, для чего требуется высокая прочность. Остальные типы применяются, по большей части, для фиксации, зонирования и декорирования.
Описание разновидностей бордюров по составу
Из чего сделан бордюр Описание Бетон Производится из бетона марки М400, обладает высокой прочностью. Может быть усилен путем армирования. Природный камень Изготавливается путем выпиливания из монолитных натуральных камней. Обладает повышенной прочностью, однако имеет и более высокую стоимость. По какой технологии производится правильная установка бордюров
Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:
- 1. Разметка на местности;
- 2. Рытье траншеи;
- 3. Подготовка траншеи:
- 3.1. Очистка и выравнивание;
- 3.2. Уплотнение.
- 4.1. Укладка геотекстиля;
- 4.2. Отсыпка щебня или песка;
- 4.3. Заливка бетона.
Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.
Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.
Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.
- Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
- Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.
Устройство основания производится в несколько слоев:
- 1. Укладка геотекстиля . Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
- 2. Отсыпка сыпучего материала . Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
- 3. Заливка бетона . Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.
В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.
Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:
- Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
- Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.
Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.
Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.
Чем бордюр отличается от поребрика
Бордюры и поребрики очень похожие элементы благоустройства, предназначенные для разграничения участков. Бетонные бордюрные камни и бетонные поребрики изготавливаются по одинаковой технологии вибролитья бетона, за счет чего имеют одинаковые характеристики.
Однако фактически это материалы различной формы, и установка бордюров производится по отличной от монтажа поребриков технологии:
- 1. Установка бордюров предполагает создание земляного корыта (траншеи), а сам камень утапливается. После монтажа бордюр находится в одной плоскости с ограждаемой территорией.
- 2. Монтаж поребриков не требует создания углубления для посадки камня – нижняя часть поребрика не утапливается. Камень-поребрик всегда выступает над уровнем обоих участков , которые он зонирует.
Кроме того, дорожные и тротуарные бордюры часто призваны препятствовать заезду транспортных средств на пешеходную зону, тогда как поребрик имеет декоративный характер.
Выводы
Установка бордюров производится при благоустройстве территорий, чтобы разделить определенные зоны, а также укрепить покрытие и повысить уровень безопасности.
В целом, бордюрные камни обеспечивают следующие положительные эффекты:
- Зонирование участков;
- Повышение прочности территории;
- Увеличение срока службы;
- Препятствие возможному расползанию;
- Защита фундамента зданий (при устройстве отмостки);
- Заграждение проезда;
- Повышение безопасности;
- Придание эстетичности, декорирование.
Для разных областей применения используются разные виды бордюров. Например, возле автомобильных дорог производится установка бордюров дорожного типа, обладающих высокой прочностью, а в декоративных целях можно использовать менее прочные и габаритные варианты.
Для обеспечения максимальной прочности и долговечности установка бордюров должна производиться с соблюдением технологии монтажа.
Описание бордюрных камней и их монтаж
Бордюрные камни применяют для постройки бордюров – ограждений, которые необходимы для разделения тротуаров и проезжей части. Сегодня в нашей статье мы подробнее поговорим о том, что из себя представляют бордюрные камни, а также как осуществляется их монтаж.
Что это такое?
Бордюрные бортовые камни могут быть сделаны из различных материалов (например, бетон или гранит). Однако непосредственное их производство осуществляется на основании одного из 2-х существующих способов: полусухое прессование или вибролитьевое формование. Строительные блоки могут выпускаться полностью окрашенными либо без окраски.
К отличительным характеристикам бордюрных блоков можно отнести такие:
- устойчивость по отношению к нестабильным температурам;
- устойчивость к влаге;
- прочность и надежность;
- длительный срок службы;
- нескользящая поверхность;
- большой ассортимент цветов и размеров камней;
- высокий уровень отдачи тепла и т. д.
Бордюрные блоки находят широкое применение при обустройстве общественных территорий и частных участков.
Обзор видов
На сегодняшний день существует несколько видов камней, которые используются для устройства бордюров. Каждый из этих видов имеет свои индивидуальные характеристики и свойства.
Дорожные
Данная разновидность считается самой популярной, широко распространенной и востребованной. Именно с помощью таких бордюрных камней обустраивают дорожные полотна.
Садовые
С помощью садовых тротуарных бордюрных камней можно обустраивать различные территории. Так, данные строительные элементы зачастую используют для тротуара, бассейна, клумб, грядок и т. д.
Магистральные
По названию этой разновидности бордюрных камней можно догадаться о том, что они очень часто применяются в процессе прокладки автомобильных дорог.
Въездные
Важнейшей отличительной характеристикой въездных бордюрных камней является тот факт, то они обладают скошенной внешней частью. Их обычно ставят там, где на тротуар заезжает транспорт.
Таким образом, конкретный вид бордюрного камня следует выбирать с учетом того, для каких целей вы будете использовать его в дальнейшем.
Материалы
При выборе бордюрного камня свое внимание необходимо обращать на то, из какого материала изготовлен данный строительный элемент. Исходное сырье в значительной степени определяет качества и характеристики бордюрного камня. В зависимости от материала изготовления, выделяют несколько разновидностей строительных блоков.
Вибропрессованные
В первую очередь, важно отметить тот факт, что вибропрессованные характеризуются высоким уровнем прочности. Кроме того, к их отличительным характеристикам относится продолжительный срок службы, а также устойчивость к резкой смене температурного режима и повышенной влажности. Соответственно, вы можете устанавливать такие строительные блоки в регионах с любыми климатическими условиями.
Бетонные и железобетонные
Данные материалы самые популярные и широко используемые в ходе изготовления бордюрных блоков. Так, например, для изготовления железобетонных камней используют мелкозернистый армированный бетон. Данный материал обладает высоким уровнем устойчивости по отношению к механическим воздействиям.
Гранитные
Специалисты сообщают, что гранитные бордюрные блоки обладают самой высокой прочностью. В то же время они стоят достаточно дорого, соответственно, доступны для покупки далеко не каждому. Также важно отметить износостойкость подобных строительных блоков.
Маркировка
При покупке бордюрных камней важно обращать внимание на их марку. Маркировка строительных блоков состоит из букв и цифр и делится на 4 части:
- буквенное обозначение, которое указывает на вид изделия по профилю (форме поперечного сечения);
- цифра, которая обозначает длину блока в сантиметрах;
- цифра, которая обозначает высоту блока в сантиметрах;
- цифра, которая обозначает ширину блока в сантиметрах.
При этом для удобства восприятия информации пользователем все цифры разделены точкой.
Размеры и вес
На территории Российской Федерации действует ГОСТ, который регламентирует такие показатели и габариты бордюрных камней, как высота, ширина, длина и вес. Так, например, на строительном рынке вы сможете найти строительные блоки таких габаритов: 1000х300х150, 1000х200х40, 500х200х80, 1000х200х80 и т. д. При этом каждый из размеров весит по-разному. По размеру и весу разделяют несколько категорий бордюрных камней:
- БР (рядовой);
- БУ (рядовой уширенный);
- БУП (рядовой уширенный прерывистый);
- БЛ (прямой с лотком);
- БВ (въездной);
- БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).
Рассмотрим самые популярные размеры строительных бордюрных блоков:
- 1000х200х80 с весом в 40 килограммов (чаще всего используется для обустройства газонов и садов);
- 500х200х30 с весом в 6,65 килограммов (достаточно тонкий строительный блок);
- 500x200x70 с весом в 15 килограммов (основной способ изготовления – вибролитье);
- 500х200х80 с весом в 18 килограммов (с помощью данной разновидности обустраиваются пешеходные зоны);
- 500х200х60 с весом в 16 килограммов (используется в парках).
Особенности установки
После того как вы выбрали и приобрели подходящий для ваших целей бордюрный камень, важно его правильно установить. Монтаж и укладку можно осуществить как своими руками, так и при помощи квалифицированных специалистов. Так или иначе, ставить и укладывать бордюрный камень следует строго с соблюдением всех технологий и нормативов, работу нужно проводить по действующему СНИП.
При этом заранее нужно подготовить соответствующую схему и необходимые инструменты (например, щипцы, кантователь и т. д.). Также важно помнить про раствор для кладки и заделки швов (например, при цементобетонных покрытиях), на основании которого будут устанавливаться строительные бордюрные блоки.
Порядок установки бордюрных камней выглядит следующим образом.
- Для начала необходимо произвести подготовительные работы. В первую очередь, это касается разметки той территории, на которой вы будете устанавливать строительные блоки. Традиционно разметку производят посредством специально предназначенных элементов, а именно – кольев и веревки. Так, веревку натягивают на колья – таким образом формируется линия будущего бордюра.
- Следующий шаг – это раскопка траншеи. За основные размеры нужно взять ширину бордюра, а затем прибавить по 5 сантиметров с каждой стороны. Глубина траншеи должна составлять 2/3 от высоты используемого вами бордюрного камня.
- После этого дно выкопанной вами траншеи необходимо покрыть щебнем – толщина данного слоя должна составлять 4 см. Сверху на щебень нужно высыпать 2 сантиметра песка, а затем данная смесь заливается водой. После этого в траншее можно размещать бордюрный камень.
- Финальный этап – приготовление закрепляющего раствора. Для этого вам потребуется взять цемент, песок и воду в соотношении 1 к 3 к 1,5. Этот раствор нужно укладывать равномерным слоем, толщина которого должна составлять 2 сантиметра.
На сегодняшний день не обязательно производить установку бордюрных камней своими руками. Для этих целей разработаны и созданы специализированные устройства – бордюроукладчики. Следует иметь в виду тот факт, что даже если вы провели установку бордюра без ошибок, срок службы строительных блоков является ограниченным. Соответственно, со временем вам придется проводить строительные работы по замене износившихся элементов.
По возможности, специалисты рекомендуют менять сразу весь бордюр, а не отдельные его камни.
Советы по покраске
После установки бордюр обычно красят. К данному процессу следует подходить внимательно, ответственно и аккуратно, так как от ваших действий будет зависеть итоговый внешний вид ограждения. В первую очередь, стоит подготовить необходимые для работы материалы и инструменты, в частности – краску, шпатлевку, грунтовочный состав, колеры и т. д. При этом заранее нужно тщательно рассчитать расход материалов. Так, например, при выборе краски следует учитывать тот факт, то наноситься на бордюр она будет в несколько слоев.
К выбору краски следует подходить очень серьезно. Во-первых, ее нужно приобретать в специализированных строительных магазинах. При этом отдавать свое предпочтение следует такой краске, которая специально предназначена для наружных работ. Это связано с тем, что она обладает такими важнейшими характеристиками, как эластичность и прочность. Соответственно, она будет долгое время сохранять свой первоначальный цвет и не тускнеть под воздействие солнечного света, ультрафиолетового излучения, осадков и т. д.
Кроме того, краску следует подбирать с учетом того, из какого материала изготовлены сами бордюрные камни – данные материалы должны хорошо сочетаться между собой. Еще один важный фактор, на который стоит обратить свое внимание – это состав краски. Для ознакомления с ним вы можете прочитать этикетку либо попросить помощи продавца-консультанта специализированного магазина, в котором приобретаете строительный материал. Так, в состав краски должны в обязательном порядке входить химические компоненты, которые предотвращают развитие плесени и грибка.
Помимо выбора материалов, важно также правильно подготовить основание бордюрных камней. Так, в первую очередь, строительные элементы нужно очистить от пыли, грязи, застаревшей краски и т. д. Если на поверхности присутствуют какие бы то ни было дефекты, то от них нужно избавиться – например, трещины необходимо зашпаклевать. После того как подготовительные действия выполнены, нужно покрыть бордюрный камень грунтовым слоем.
Так же, как и краску, грунтовый слой нужно выбирать исходя из того, что он должен быть предназначен исключительно для наружных работ. Рекомендуется наносить данный материал посредством валика. Также в обязательном порядке нужно выждать сутки для того, чтобы грунтовка предварительно хорошо просохла. Только после этого можно приступать к непосредственной покраске конструкции.
Что касается выбора непосредственного цвета краски, то в этом случае рекомендуется ориентироваться исключительно на свои предпочтения. Так, вы можете покрасить бордюр как одним, так и несколькими цветами сразу. В любом случае следует помнить о том, что краску нужно наносить в несколько слоев. Следующий слой стоит наносить только тогда, когда полностью просох предыдущий. Саму процедуру покраски нужно осуществлять аккуратно, нанося краску тонким слоем, чтобы избежать нежелательных подтеков и других дефектов. Осуществлять покраску следует валиком, чтобы избежать полос от кисти.
Кроме того, для удобства можно использовать специально предназначенные баллончики или распылители.
В следующем видео вас ждет укладка бордюрного камня.
Камень бортовой в Москве
Тип покрытия: Бордюр тротуарный; Цвет тротуарной плитки: Color Mix; Количество на поддоне: 44; Морозостойкость: F200; Водопоглощение: не более 6% по массе; Вес поддона (тн.): 1.63; Масса изделия (кг.): 37; Размер: 1000х200х80; Метод производства: Вибропре
Перейти в магазин
70 руб./шт.- В наличии
- Опт / Розница
- 13.09.21
Страна-производитель - Россия, собственное производство. Для зонирования ландшафта, ограждения клумб, садовых дорожек, тротуаров, газонов применяется поребрик для сада. Это прочные, геометрически безупречные элементы благоустройства территорий.
ПК МосЦентрСтрой
76 руб./шт.- В наличии
- Опт / Розница
- 16.09.21
ГОСТ 6665-91, W6 В30 F300. Широкий ассортимент материалов. Большой выбор вариантов доставки и оплаты. Высококвалифицированные специалисты.
ГрадоСтрой
75 руб./шт.- В наличии
- Опт / Розница
- 16.09.21
ООО «ГК ПИТЕР» является отечественным производителем инновационной тепловой изоляции и гидроизоляционных покрытий. Наша продукция используется там, где требуется надежная, качественная и долговечная защита от потери тепла.
СТРОЙ Альянс
от 360 руб./шт.- В наличии
- Опт / Розница
- 15.09.21
Мин.заказ - 1 тн. Размер 1000х300х150 мм, вес не более 100 кг, количество в пакете 20 шт., количество в машине 200 м2, размер пакета 1230х1000 мм, масса пакета max 2000 кг,
от 250 до 450 руб./шт.- Под заказ
- Опт / Розница
- 17.09.21
Габаритные размеры получаемого прямого копингового камня для отделки прямых бордюров бассейнов: Длина по внешнему контуру: 475 мм. Ширина бордюра: 365 мм. Толщина: 55 мм.
800 руб.- В наличии
- 13.09.21
Производство и продажа природного камня с доставкой по всей России и СНГ. Закрываем полный ассортимент природного камня. Работаем сборными грузами. Доставим точно в срок. Минимальная партия заказа 100м2.
Уральская Горная Компания Москва
280 руб./шт.- В наличии
- Опт
- 13.09.21
Размер (мм) 1000х300х150 В дорожном строительстве отделение зоны, предназначенной для движения пешеходов от проезжей части осуществляется при помощи бордюрных камней. Их технические характеристики и геометрические параметры определены ГОСТ 6665-91
Центр Продаж ФАВОРИТ
220 руб./шт.- В наличии
- Опт / Розница
- 13.09.21
Мы производим дорожные бортовые камни. Бордюры производится методом вибропрессованния. Цена за м2
МосОблТротуар
Бордюрный камень 1000х300х150 мм / Бордюрный камень 1000х300х150 мм Внимание! Данная ссылка ведет на внешний сайт - сайт интернет магазина. 398 руб.- В наличии
- Опт / Розница
- 16.09.21
Цвет: Серый; Вес: 98 кг; Объем: 0.045 куб.м. Предназначен для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги. При благоустройстве зон отдыха, ландшафтном диз
Читайте также: