Творчество народов югры поделки

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 10.09.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЗНОВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(сроки реализации проекта с 01.10.2019 г. по 29.03.2020 г. (6 месяцев))

Педагог реализующий проект:

Волохова Наталья Анатольевна

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию

Ф.И.О. педагога, реализующего проект

Волохова Наталья Анатольевна

формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре

Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.

Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.

Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.

Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры).

Повысился интерес к окружающему миру своего края.

Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей.

Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.

Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки.

Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Срок реализации проекта

с 01.10.2019 г. по 29.03.2020 г. (6 месяцев)

Наблюдение - рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея.

чтение художественной литературы, разгадывание и отгадывание загадок, беседы, рассказы из личного опыта,составления рассказов, придумывание загадок и сказок, рисование, аппликация, лепка, конструирование, экскурсии в музей, экспериментирование.

сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и физкультурные минутки, настольно - печатные игры, танцы, игры-соревнования.

Актуальность проекта: Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Нефтеюганска, других городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре

Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.

Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Воспитанник, имеющий представление о растительном и животном мире, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

2. Воспитанник, владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, способный организовать свою деятельность;

3. Воспитанник, любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ)

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски

для игр и развлечения, соответствующую литературу, подборку консультаций для

4. Подобрать художественную литературу, сборники произведений для чтения,

заучивания и рассказывания детям.

5.Подобрать предметные и сюжетные картинки, фотографии для рассматривания.


– Глинотерапия расслабляет, развивает творческое мышление, детки учатся взаимодействовать не только с материалами, но и между собой. Улучшается речь, они хотят общаться. Занятия по глинотерапии, как и любое ремесло, в целом улучают душевное состояние человека, – объяснила керамист. – Глина передает характер и эмоции через получившиеся формы и следы. Для особенных детей важен сам процесс творчества, а не конечный продукт.

Инесса Скрябина с удовольствием откликнулась на предложение провести занятие для детей из реабилитационного центра.

– Мы с детьми регулярно выезжаем в музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, на катки и стадионы. Уже 20 лет у нас работает программа по социокультурной реабилитации подростков. Ребята стали гораздо общительнее. В гончарной мастерской мы были ранее еще в Центре искусств. А сюда мы приехали впервые. Детям очень нравится, они получают полезную информацию, развивают мелкую моторику, знакомятся друг с другом. Занятия расслабляют детей, они погружаются в творчество, эстетику, изучают цвета. Такие выезды очень полезны, – отметила Людмила.

Сегодня для социальных предпринимателей региона доступны следующие меры поддержки:

гранты до 500 тысяч рублей

повышенный размер компенсации уплаченных банковских процентов и лизинговых платежей

пониженная налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения – 1% вместо 6%

сниженный размер арендной платы за госимущество (10% от кадастровой стоимости)

обучение на лучших акселерационных курсах от федеральных и региональных экспертов

участие во всероссийских и региональных вставках.










Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.


С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.


На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.


Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.


Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом "гардероба" каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!


Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.


Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • "На счастье", - это женский талисман
  • "Семья", - помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • "Крупеничка", - символ достатка
  • "Желанница", - помощница в осуществлении задуманного
  • "Травница", - защищает дом и создает уют.


Известны еще названия куколок "Веснянка", "Утешница", "Пеленашка" и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.


Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.


Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.


Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.


Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.


Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.


Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 - 700 градусов.


Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, - краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.


Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.


Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.


Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.


Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.


Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.


Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.


Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям и природе, является могучей, плодотворной силой. Человек формирует окружающий его мир. В процессе формирования важнейшая и незаменимая роль принадлежит художественному творчеству, искусству.

Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство – народные художественные ремесла и художественные промыслы. Народное творчество изначально связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом.

Народное декоративное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры. В то время как численность многих народов, входящих в состав населения России, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Однако историческое культурное значение каждого народа не может находиться в зависимости от его численности. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье российского народа.

Для понимания характера и особенностей культуры в целом необходимо иметь представление о ее происхождении и развитии во времени. Представителями малых народов России с интереснейшей самобытной культурой являются ханты и манси, проживающие на севере Тюменской области. Проблема происхождения ханты и манси очень сложна и ученые до сих пор не могут прийти к одному мнению. Единственные письменные источники – это отрывочные сведения их дальних соседей. Так что ученые выдвигают свои версии на основе лингвистики, археологии и этнографии (фольклорные сведения). В традиционном хантыйском обществе творчество было вплетено в единый жизненный поток, в реалии самой действительности. Как и в прежние исторические периоды, мировоззрение народа не является неподвижным. Появляются и чрезвычайно быстро оформляются новые образы, понятия, сравнения. Исследователи очень высоко оценивают мифологию и народное творчество хантов - наравне с поэзией Гомера.

Целями настоящей работы является

-изучение и анализ истории коренных народов Западной Сибири;

-выявление особенностей традиционной культуры народа ханты;

-разработка и создание на основе хантыйских орнаментов серии настенных панно и амулетов;

-возрождение интереса людей к культуре и истории своего народа.

Актуальность

В настоящее время человек живет в мире технологий и адекватных времени экономических систем, - это, конечно, является показателем развития общества. Но в то же время, можно говорить и о падении духовности и нравственности. Для многих не существует таких понятий как историческая память и культурные традиции. Но все же, существует множество разнообразных возможностей для возобновления исторической памяти, развития любви к ней. Это могут быть музеи, встречи, фестивали, конференции, уроки, мастер-классы, посвященные истории и народному творчеству, которые должны быть интересными, в первую очередь, для молодых людей и детей. Народное декоративно-прикладное искусство имеет огромную притягательную силу, оно может активно влиять не только на формирование художественных вкусов человека, но и на формирование его духовности.

Автором создана серия амулетов с использованием традиционных хантыйских орнаментов. Амулеты могут являться и оригинальным украшением современного интерьера, и в то же время быть небольшой ступенью к возрождению интереса и уважения людей к культуре и истории малых северных народов. Это особенно важным представляется для подрастающего поколения.

Происхождение и история коренных народов Западной Сибири

На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относятся татары и малочисленные народности Севера: ханты, манси, ненцы и селькупы.

В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть - в Томской, Свердловской и Пермской областях. Их насчитывается около 25 тысяч человек.

Ханты - один из древних народов Западной Сибири, широко расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от линии Демьянка-Васюган на юге до Обской губы на севере. В географическом отношении территория представляет собой Западно-Сибирскую равнину с зонами тайги и лесотундры. Край богат полезными ископаемыми, здесь ведутся разработки богатейших месторождений нефти и газа, в том числе имеется золото.

К концу XVII в. численность русского населения стала выше, чем коренного. Культурно-исторические и этнические процессы, несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры малочисленных северных народов. Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда ханты и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову).

Основной пищей служат рыба и мясо. Основным источником мяса были крупные звери - лось и дикий олень.

Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов - большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную коническую - это чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами. К постоянным неразборным жилищам относятся землянки и полуземлянки.

Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой. Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов "медвежий праздник", празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Домашняя утварь

Современного человека окружает огромное количество вещей, и все они кажутся нам необходимыми. Но какое количество из этих вещей мы способны сделать сами? Не так уж и много. Большую часть вещей, необходимых в хозяйстве, ханты делали сами. Предметы домашнего обихода изготовлялись почти исключительно из местных материалов. Изделия народных мастеров также изготавливались из подлинных, природных материалов.

С недавнего времени хантыйские предметы охотничьего быта и обихода, одежда, обувь, головные уборы, домашняя утварь, транспортные средства, упряжь - начинают рассматриваться не как отжившая материальная оснастка старого быта, а как очень интересные, красивые, мастерски сработанные вещи, в которых проявились народные таланты и народная художественная культура.

Посуда, мебель, игрушки да и сами дома часто делались из дерева. Огромное количество вещей делалось из бересты. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки и т. д. Берестяные изделия хантыйских мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений. Применялось девять способов орнаментации этого материала: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, рас­крашивание, профилировка краев, накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков бересты. Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук. Особенно любовно украшались колыбели. Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит.

Художественной обработкой дерева занимались мужчины. Строгими резными узорами украшали табакерки, коробочки, женские кроильные доски и выбивалки снега, ступки для табака и курительные трубки, пряслица, культовые молоты. Кроме плоскостной резьбы применялась ажурная - на крюках и цепях для подвешивания колыбелей, женских веслах и рукоятках черпаков. В сквозные прорези на этих изделиях вставляли погремушки. Такие же узоры, как на дереве, вырезывали мужчины и на изделиях из кости, рога - на наконечниках стрел, мерках для пороха, пластинках для защиты руки от удара тетивы при стрельбе из лука, деталях оленьей упряжи, пряжках и подвесках мужских поясов, рукоятках скребков для обработки шкур, рукоятках берестяных ведерок, табакерках, пряслицах.

Женщины носили также нагрудные и особые накосные украшения. Бисером украшают края воротника, вырез на груди, рукава, линию кокетки женского платья. Бисером также украшают игольницы, сумки. Узоры из меха встречаются на женской зимней одежде (сахе), на сумочках для хранения мягких вещей, на сумочках для рукодельных принадлежностях, женских кисах (унтовидная обувь). Одно из древнейших женских искусств - мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей - сейчас уже утрачено. Лучше сохранилась традиция изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и сумочках. Для изготовления этой мозаики применялась еще одна техника, требующая высокого мастерства. На замше из оленьей кожи наносили узор краской из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы и окантовывали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали сухожильной нитью.

Орнаменты и картина мира

Рисунки хантов и манси обнаруживают много общего. Наибольшее развитие получил орнамент, в котором частично сохранились изображения животных, большей частью стилизованных.

В хантыйских орнаментах раскрывается тонкое наблюдение за окружающей человека природой, проявляются особенности мышления, богатство внутреннего мира северного народа ханты. Орнамент можно встретить на изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Он оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Исследователи орнамента северных народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы. Все узоры имеют определенный смысл и значение, являются оберегами.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Орнамент может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство хантов представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха, замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера.



Священные изображения

В настоящее время священные узоры (рис.3, 4) встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах. Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии.



Изображения птиц


Крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.



Треугольник

Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:




Рис. 10. Изображение солнца



Промышленные предприятия по добыче и переработке нефти и газа, сильно загрязняют окружающую среду. Это сделало катастрофическим положение обско-угорских народов, лишив их возможности продолжать вести традиционный образ жизни. В тайге остается всё меньше промыслового зверя, в реках уменьшается количество рыбы. Все это угрожает традициям коренных жителей.

В настоящее время коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения ХМАО.

Дальнейшее развитие техники и добыча природных богатств сокращают материальную базу традиционной культуры, переводя ее из этнографической реальности в историческую. Мы не в силах остановить процесс, но варварское отношение необходимо пересмотреть для того, чтобы создать условия для проживания и создания взаимовыгодных условий.

По этой причине в настоящее время поставлена задача возрождения производства народных художественных изделий хантов, которые хотя отчасти и утратили сегодня свое практическое применение, но приобрели новое значение в духовной жизни народов как памятники национальной художественной культуры. В хантыйских орнаментах раскрывается тонкое наблюдение за окружающей человека природой, проявляются особенности мышления, богатство внутреннего мира северного народа ханты.

Для меня создание серий хантыйских амулетов, подвесок, настенных панно является небольшой ступенью к возрождению интереса у людей к культуре и истории коренного народа.

Решение этой задачи нужно вести комплексно, во всем направлениям. Но каждый из нас в силах внести свой вклад. В настоящее время необходим новый толчок развитию народных традиций художественно-эстетического оформления окружающей нас среды, что позволит возобновить изготовление многих образцов народного декоративно-прикладного искусства, чтобы они продолжали жить в новом качестве, в новых условиях и становились прообразами новых, современных изделий. Здесь должны приниматься в расчет и вопросы декоративного искусства, и экономика, и интересы потребителя, и требования времени, и стиль, и мода. Вместе с тем наряду с новыми изделиями, рожденными современным вкусом и современными требованиями, и в наши дни можно наладить изготовление многих подлинных изделий, выполненных сначала и до конца вручную и сохраняющих всю щедрость декоративно-орнаментального решения. Но для того, чтобы развивать народные художественные промыслы, ремесла, надо хорошо знать, глубоко изучить все то, что оставлено нам прежней, ушедшей в прошлое жизнью, прежним бытом малых народов - ханты. В наши дни, когда прямая, семейная преемственность мастерства ушла в прошлое, это обучение следует осуществлять в школах.

Знать свою, народную, национальную художественную культуру во всех ее проявлениях, увидеть ее как часть общенародных культурных ценностей, способствовать тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений, - такая задача стоит сегодня перед всеми нами.

Использованная литература

В. И. Сподина. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири, Мегион 1995.

Читайте также: