Традиционная кукла своими руками техника исполнения
Куклы ими увлекаются не только дети, но и взрослые. Их можно купить не только в магазине, но сегодня широко распространены куклы ручной работы и они пользуются даже большей популярностью чем магазинные. Изготовить их можно из разных подручных материалов, так и специальные готовые наборы продают для пошива кукол. В общем это очень увлекательное и интересное занятие создать куклу своими руками. Такие куклы будут интересны и для детских игр и для украшения интерьера, а также есть и особые ценители кукольного творчества — это коллекционеры кукол. Поэтому кукол можно создавать для разных категорий людей и для разных целей и все они будут очень востребованы.
Кукол своими руками можно делать из капрона, текстиля, фетра, войлока и других тканей и материалов. Сегодня мы посмотрим на мастер классы тканевых кукол из текстиля.
Я давно мечтаю о текстильной кукле ручной работы и поэтому хочу собрать понятные и подробные мастер классы для своей копилочки, чтобы когда появится время и возможность сотворить куклу своими руками, а все необходимые выкройки, шаблоны, пошаговые уроки и разные секретики по изготовлению, были всегда под рукой для удобного поиска.
Мне пришлось побродить по закаулкам интернета, чтобы отыскать понятные мастер классы. Ссылок на мастеров у меня нет, но автора можно узнать по фото, многие подписаны.
Рекомендую страницу добавить в закладки, чтобы не потерять столь ценную коллекцию мастер классов и шаблонов с выкройкой.
Шаблон можно сохранить на компьютер и в любом редакторе изменять размер по вашему желанию. Шаблон можно распечатать или приложить к экрану компьютера белый или полупрозрачный лист бумаги и карандашом легонько перевести все части куклы на лист, после вырезать детали куклы.
Все детали переносим на ткань в нужном количестве, не забываем о припусках на швы, заранее рассчитываем размер деталей.
Вырезаются все детали очень аккуратно и также аккуратно прошиваются, чтобы все загибы были ровными и красиво смотрелись с наружной стороны.
На всех деталях оставляется небольшое отверстие, для того чтобы их можно было вывернуть, Выворачивать можно с помощью любого тонкого и длинного предмета.
После того как вывернули, детали наполняем плотно, любым подходящим наполнителем.
Оставшееся отверстие зашиваем потайным стежком.
На подошве ноги находим середину, отмечаем ее и подгоняем к швам на голени.
Ноги нижнюю подошву скалываем с голенью булавками
Выворачиваем и набиваем наполнителем.
Следующая часть работы -это голова, для ее изготовления потребуется шар из пенопласта, они продаются в рукодельных магазинах разных диаметров. А также прямоугольный кусочек синтепона или другого наполнителя.
Оборачиваем шар синтепоном
И вкладываем полученный шар в выкроенную деталь головы с туловищем, сверху голову зашиваем.
Для статичности для туловища наполнитель накручиваем на деревянную зубочистку смазанную клеем.
Подворачиваем выкройку туловища и вставляем накрученный наполнитель внутрь тела
Все детали готовы
С обоих сторон нужно отметить одинаковое расстояние куда будут пришиваться руки.
Для того, чтобы пришить детали к туловищу нам понадобятся маленькие пуговки.
Ноги прошиваются подобным образом
Пришиты все части, осталось только сшить одежку, прикрепить волосы и нарисовать глазки.
Все куколка готова)
Вот еще один шаблон с выкройкой куклы тильды
В свободном доступе подробных мастер классов по куклам очень мало, поэтому надеюсь моя статья была для вас полезной.
А для самых творческих предлагаю еще посмотреть статью 7 идей красивых мягких игрушек
Интерес к народному творчеству, как к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Возвращение к истокам является главной темой в творчестве фольклорных ансамблей, на подиумах высокой моды, ремесленные традиции возрождаются и широко пропагандируются в обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_metod_rekomendatsii.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Интерес к народному творчеству, как к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Возвращение к истокам является главной темой в творчестве фольклорных ансамблей, на подиумах высокой моды, ремесленные традиции возрождаются и широко пропагандируются в обществе.
Основными темами, которые отражаются в народном искусстве, всегда были человек и окружающий его мир. Тряпичная кукла как вид декоративно-прикладного искусства очень тесно связана с человеком, с его образом, с его бытом и верованиями. Кукла обретает жизнь благодаря фантазии и воображению своего создателя. Так как кукла это часть культуры она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Изучение национальной тряпичной куклы является одной из важных и интересных проблем современного декоративно прикладного искусства. Важно не только знать виды кукол, уметь классифицировать и относить их к определенному региону, но иметь представления о технологическом процессе и отделке изделия.
Традиционная народная кукла, почти не изменялась с тех давних пор, когда ее придумали наши предки. Куклами принято было не только играть, они помогали человеку в жизни – собирать урожай, участвовали в свадебных обрядах, облегчали недуги, служили добрыми подарками при встрече гостей. Любящие мамы изготавливали для своих детей маленьких куколок для игры и для того чтобы они отгоняла злых духов в которых верили наши предки. Куклу делали из разных материалов: трава, солома, лыко, веточки и лоскуты.
Самой популярной была тряпичная кукла. Тряпичных кукол изготавливали и взрослые, и дети, начиная с 5 лет, без иголок и ножниц. Изготовление тканей в домашних условия было трудоемким процессом, а фабричные ткани требовали существенных затрат, куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Прохудившаяся ткань легко рвалась, что было не маловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.
Куклы наряжали, но никогда не изображали лицо, так как кукла без лица была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Отсутствие лица было знаком того, что кукла вещь не одушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе, где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.
Прежде чем приступить к технологическому процессу изготовления куклы необходимо рассмотреть такие вопросы – виды кукол по назначению, виды кукол по способу изготовления, материалы, способы декорирования и отделки.
Виды кукол па назначению: обереговые, обрядовые, игровые.
Виды кукол по способу изготовления:
Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то, какой будет форма куклы. Традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:
- Крестушка или крестец;
- Кукла на палочке;
- Набивная кукла мешок.
Особенности изготовления тряпичной куклы
Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.
Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами, перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.
Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаях хранили молчание.
Важной особенностью, на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые, потусторонние силы не смогут вселится в нее, через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.
Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело, сделанное во второй раз, перечеркнет то, что было сделано в первый.
Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.
В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.
Какие же элементы входили в состав традиционного народного женского костюма? Современные исследователи выделяют два основных комплекса – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.
С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы, такие как сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку – повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.
В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от загрязнений, а в праздники передник служил дополнением костюму.
Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.
Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.
Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду, использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии, которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля, которая почитается особым образом, так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля – цветы, птицы которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.
Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат.
В качестве материала который набивается внутрь куклы используют – вату, мох, солому, опилки, крупу.
Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура.
В наши дни следует очень тщательно выбирать ткань для изготовления народной куклы, стараться не использовать синтетические материалы с современными формами рисунков. Подойдут ткани с растительными, геометрическими узорами. Хлопчатобумажные или льняные кружева, деревянные, керамические или металлические бусины и другое.
Изготовление изделия в материале.
Теоретический этап исследования позволит правильно изготовить традиционную куклу в материале так как теперь известны основные технологические этапы – особенности и правила изготовления, составные элементы костюма куклы, материалы и инструменты.
Данные образцы демонстрируют разнообразные способы изготовления, материалы, отделку и др.
Уроки по теме изготовление традиционной тряпичной куклы рекомендуется проводить в интегрированной форме: технология-изобразительное искусство-литература (русские народные сказки). Такая интегрированная форма занятий позволяет увидеть место образов не только в мире лоскутов, но и в народных сказках и песнях.
Издавна кукла-закрутка считается оберегом, который охраняет семью, приносит в дом достаток и благополучие. Делали фигурку и для разных обрядов, чтобы умилостивить силы природы. Сегодня закрутки изготавливают самостоятельно или покупают в подарок как сильные талисманы.
История возникновения кукол
Оберег своими руками — кукла-закрутка.
Наши предки скручивали из тканей разные фигурки-обереги, и каждая имела свое значение. Работа считалась строго женской. Мужчин на это время даже удаляли из дома.
В процессе работы читались нужные заговоры. Самые красивые обереги шли девушке в приданое. Делали тряпичных кукол и детям для игр, но уже без магии.
Почему куклы-закрутки безликие
Такие игрушки должны были охранять дом и людей, живущих в нем, а по народным поверьям считалось, что кукла вместе с лицом получает и душу. И тогда в нее способны вселиться, как добрые, так и злые силы.
Второе объяснение, почему обереги не разрисовывали, опирается на христианские каноны. Фигурки создаются по образу человека, а тот является подобием Божьим, что повторять в других проявлениях запрещено.
Виды кукол-скруток и их значение
Такие изделия разделяют на 4 вида:
Кувадка
Это первая кукла, которую получал ребенок. Ее клали в колыбель, чтобы отогнать злых духов. Когда новорожденного крестили, игрушку убирали в сундук или подвешивали над люлькой. Чтобы усилить эффект, изготавливали несколько кукол, но их количество должно было быть нечетным.
Когда сын или дочь подрастали, кувадку отдавали им.
Неразлучники
Так называют 2 соединенных куклы: мужчину и женщину. Ткань наматывается на разветвленные палочки одной ветки. Фигурка считается оберегом семейной жизни, который молодые пристраивают над изголовьем.
В прошлые века было принято подвешивать Неразлучников под дугой упряжки лошадей, везущих в церковь жениха и невесту.
Потом их прикрепляли к полотенцу и хранили в доме, а после рождения ребенка отдавали первенцу.
Пеленашка
Тряпичного младенца в пеленках шили женщины, когда узнавали о беременности. До родов такие обереги размещали на окнах, чтобы охраняли будущую маму и ребенка от злых духов и сглаза. Когда появлялся новорожденный, игрушку клали рядом с ним.
Малышок-голышок
Это простая игрушка, которую делали без магии, чтобы забавлять маленьких детей. Скручивали фигурку мама или бабушка за несколько минут из лоскута, ветоши и ниток. Ребенок сам придумывал, как в нее играть.
Отдарок за подарок
С этой куклой связана давняя традиция — признание самостоятельным маленького члена семьи. Фигурку дети делали собственными руками и дарили родителям в благодарность за то, что поставили их на ноги.
Готов ли ребенок к посвящению, определяла учительница — бабушка или мама.
Приходили родственники и крестные, объявлялось, что младшенький заслужил статус парня или девки и теперь имеет право сидеть за общим столом.
Когда сын или дочь венчались и уходили в другую семью, мать отдавала эту куклу как напоминание, что теперь уже родители нуждаются в заботе.
Десятиручка
С этим оберегом связана интересная легенда. Одной работящей женщине покровительница ремесленников — славянская богиня Мокошь — подарила 2 руки, чтобы та все успевала.
Потом постепенно добавляла, пока не дошло до 10 конечностей, и все равно было мало. Закончилось тем, что хлопотунья получила куклу Десятиручку, с которой дела сразу пошли на лад.
Девушкам дарят такой оберег перед замужеством, чтобы все успевали делать по хозяйству.
Барыня
Ее еще называют Ладушкой в честь хозяйки, у которой все дела ладятся, или Большухой — так уважительно именовали супругу старшего в роду. Она распоряжалась в семье, распределяла дела и руководила работниками.
Такую куклу дарят главной хозяйке дома, чтобы легче было за всем приглядеть. Особенность оберега — рука, сделанная косичкой как символ опыта и сноровки.
Коляда
Обрядовая кукла — олицетворение солнца и благополучия. С ней ходили поздравлять людей колядники в зимние праздники. Изготавливали фигурку из спила дерева, богато наряжали, к поясу подвешивали мешочки с хлебом и солью, давали веник, чтобы отгонять нечистую силу.
Спиридон-солнцеворот
Это символ дней зимнего и летнего солнцестояния, которые чествовали славяне. Образом солнца выступало колесо, его спускали с гор и сжигали, призывая весну.
Обрядовая кукла должна была забрать все плохое и освободить место хорошему. После празднований ее сжигали на костре вместе с ненужными вещами. Сегодня такую куклу принято дарить людям, которые хотят добиться важных перемен в жизни.
Без нее не обходилась компания колядников, которая поздравляла людей на Святки. Изображал символ изобилия кто-то из парней: пел, плясал, а свита чествовала хозяев.
В некоторых российских губерниях делали еще и специальную обрядовую куклу из лыка и соломы. Одежду украшали бубенцами, подковами на счастье, к поясу крепили мешочки с зерном.
Домашняя Масленица
Эту обрядовую куклу скручивали к празднику, за которым следовал Великий Пост. Каждая хозяйка старалась сделать из ткани и соломы Масленицу, с которой встречали гостей. Выставляли куклу в окне или во дворе, чтобы оберегала достаток.
Зерновушка (Горошинка)
Обеспечить хороший урожай на будущий год, чтобы семья жила безбедно, помогала эта кукла. Делали ее осенью, когда убирали собранные запасы в закрома.
В мешочки ссыпали зерно, горох и придавали форму пухлой фигуры. Бедняки выделяли овес и рожь, богачи — пшеницу, рис или гречку.
По приметам, чем толще кукла, тем благополучнее будет год. Материал для оберега сначала кипятили в растворе соли, потом просушивали, чтобы в запасах не завелись жуки. Хранили Зерновушку до нового урожая.
Кубышка-травница
Эта кукла относится к целительским. Ее наполняли травами и клали возле больного или пристраивали над колыбелью младенца. Предки считали, что такой оберег отгоняет духов болезней, лечит, согревает и утешает.
Для крепкого сна начиняли игрушку иглами сосны, сухим пустырником или мелиссой. Для избавления от простуды закладывали сосновые почки или семянки чеснока. Если человека мучил кашель, то давали фигурку с чабрецом. Меняли травы раз в 2 года.
Желанница
Эту куклу делали на исполнение мечты, но создавать такой оберег разрешалось только раз в жизни. Девушки просили об удачном замужестве, женщины постарше — о здоровье для детей.
При создании фигурки нужно было представлять уже реализованное желание. А потом повторить его трижды перед зеркалом, держа в руках магическую игрушку.
Желанница на исполнение желания.
Берегиня
Традиционный оберег у славян, который делали из новой и красивой ткани. Эта фигурка олицетворяла богиню, охраняющую семейный очаг. Первых кукол девочки скручивали в 12 лет.
По уровню мастерства определяли, насколько готова умелица к замужеству. Самых красивых кукол клали в приданое, а к свадьбе мать шила для невесты еще и свою куклу, чтобы та оберегала брак.
Давали берегинь и сыновьям, если они уходили на заработки или на войну.
Колокольчик
Чтобы чаще радовали добрые вести, а в семье царили веселье и хорошее настроение, в старину дарили такую куклу. Особую роль играла ее одежда, юбок шили 3.
Это символизировало составляющие счастья: для тела, души и духа. Название выбрано неслучайно, поскольку придумали такой оберег на Валдае — родине колокольчика.
Толстушка-костромушка
Ее еще называют оберегом от одиночества, который шили, если в семье не было детей. Кукла помогала приманить душу ребенка. Оберег делали родственницы невесты. Фигурка сочетала сразу 2 образа: девочки с пухлым лицом, радующей родителей, и девушки, готовой быть нянькой братьям и сестрам.
Выставляли оберег на видное с порога место, а когда в доме появлялся новорожденный, прятали в сундук.
Московка
Второе ее название — Семья. Она изображала женщину с 6 детьми, считалась символом материнского счастья и благополучия. Историю появления куклы исследователи связывают с Москвой: мать олицетворяет столицу, а дети — княжества.
Веснянка
Считается оберегом молодости и красоты. Такие фигурки девушки дарили друг другу на праздник весны. Делали их из яркой ткани, с разноцветными волосами, чтобы выглядели задорными и веселыми.
Капустка
Ее еще называют Кормилкой или Рожаницей. Фигурка отвечала за удачное замужество. Шили ее непременно с большой грудью с намеком, что способна выкормить много детей. Когда девушка ставила такую куклу на окно, это означало, что можно засылать сватов. После свадьбы забирала фигурку в новую семью.
Солнечный конь
Во многих религиях конь является проводником в другие миры, ему приписывают особые магические способности. Чтобы оседлать удачу, нужно поселить дома заговоренную лошадь, сделанную из золотистой ткани.
Девка-Баба
Второе название этой куклы — Перевертыш, или Вертушка, у нее 2 головы, 4 руки и 2 юбки. Верхняя часть оберега — беззаботная и веселая девушка, нижняя — хозяйственная, степенная женщина. Кукла отражает 2 женских предназначения: дарить миру красоту и быть хранительницей домашнего очага. Дарят Девку-Бабу на достаток и здоровых детей.
Подорожница
Таких кукол давали тем, кто уходил в далекую дорогу, чтобы они охраняли путников от злых людей и бед. На поясе пристраивали мешочек с землей как напоминание о доме или сухари, чтобы путник всегда был сыт.
Метлушка
Ее создавала хозяйка для очищения дома от плохих эмоций, порчи, болезней. В руки тряпичной красавице вставляли крохотную метлу.
Обряд проводили раз в месяц на убывающую Луну после тщательной уборки жилья.
Женщина обходила комнаты с куклой в руках, двигаясь по часовой стрелке, и сметала, как паутину, весь негатив с углов и стен. Собирали сор на бумагу, которую после обряда сжигали.
Такой оберег делали для свадебного каравая. Фигурку надевали на маленькую рогатину из березы, которую втыкали в хлеб. На ветки пристраивали Неразлучников. Оберег символизировал щедрое дерево семьи, на переднике невеста вышивала образ богини плодородия Живы.
На счастье
Талисман нужно постоянно носить с собой. Кукла отличается от других оберегов длинными волосами. Из пряжи делают косу и закручивают ее наверх. На ноги надевают лапти, чтобы кукле легче было ходить в поисках счастья.
Женская суть
Такую игрушку делали, если в семье не было детей. Ее принято было наряжать, шить сапоги и рукавицы. Так будущему ребенку демонстрировали, что его тоже будут холить и лелеять.
Внизу обязательно оставляли дырку, из которой торчал наполнитель. На переднике вышивали богиню Ладу и знак Огневицы, сжигающий женские болезни.
Правила создания
Делать куклы-скрутки просто, но важно соблюдать традиции изготовления, сохранившиеся с давних времен. Заговор сработает, если игрушку правильно зарядить.
Самые важные правила:
- Ткань и нитки нельзя резать, только отрывать.
- На куклах делают красный крест как защиту на все стороны света.
- Для достатка и здоровья скручивают обереги на растущую Луну, для избавления от болезней и негатива — на убывающую.
- На добрые пожелания наматывают нитки четное количество раз и завязывают трижды.
Необходимые материалы для создания куклы
Для таких игрушек использовали ситец, сатин или кумач, которые раньше шли только на праздничную одежду. Предпочтение отдавали красному цвету — символу жизни.
На богатый урожай и достаток еще брали лоскуты от подолов фартуков и нательных женских рубашек, которые, волочась по земле, вбирали ее силу.
Для создания куклы также понадобятся:
- нитки;
- материал для набивки: зерно, вата;
- тесьма для пояса.
Технология изготовления куклы-закрутки
Схема создания магической игрушки простая, но потребуется навык шитья.
Самый простой мастер-класс, как сделать свой оберег:
Женский вариант
Для девочек-оберегов лучшим решением будет традиционный сарафан.
Сделать его можно так:
- Крестом на груди и спине расположить 2 узкие цветные полоски.
- Завязать на поясе.
- Квадрат ткани сложить пополам, примотать к фигурке.
- Повязать косынку, надеть пояс.
Мужской вариант
Для оберега-мальчика выбирают рубашку, штаны, шапку, а чтобы кукла смотрелась ярче, из ниток делают волосы.
Совет, как нарядить куклу:
- В лоскуте на рубашку сделать разрез, обшить тесьмой.
- Отмерить ткань на штаны.
- Сшить края по ширине.
- Закрепить рукава на кистях, а низ — на бедрах, обмотав ниткой.
- Для шапки сшить прямоугольный лоскут в трубу, присборить и зафиксировать.
Отзывы о куклах-закрутках
Инна, 25 лет, Москва:
В день свадьбы подруга подарила мне Неразлучников. Я даже не знала, что это такое, но игрушка понравилась. Поставила в изголовье на тумбочку. И только через полгода прочитала, что означает этот оберег, и сопоставила, что мы с мужем за все это время ни разу не поссорились. Так что куколка работает!
Анна, 30 лет, Калуга:
Когда узнала, что сестра ждет ребенка, сделала ей Пеленашку. У Наташи слабое здоровье, все боялись, как перенесет беременность. Она не расставалась с игрушкой, баюкала ее, делилась проблемами, и все прошло хорошо! Теперь куколка племянника в кроватке охраняет.
История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.
История происхождения
С давних времен и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.
Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.
Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.
В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.
Когда приезжаю сваты родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.
Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.
Особенности русской тряпичной куклы
Традиционное изделие славян имело несколько отличительных характеристик:
- Отсутствие черт лица.
- Для изготовления игрушки не использовали режущие и колющие предметы.
- Кукла чаще всего воплощала женский образ.
- У изделия не было имени, только название.
Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.
Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.
Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.
На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья. |
Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.
Почему среди тряпичных кукол так мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость куколки крепится на жесткой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имелась мужская суть, скрытая глубоко внутри.
Вернуться к оглавлению
Материалы для изготовления
Тряпичная народная кукла создавалась из подручного сырья. Чаще всего мастерицы выбирали:
- Для обрядовых игрушек брали обрывки старых вещей или ткани.
- Для декоративных фигурок предпочитали использовать новую материю.
- Соломенные или травяные пучки.
- Палочки из дерева, поленца.
- Для наполнителя брали ветошь или золу.
Наибольшим спросом пользовались игрушки, которые своим внешним видом отражали культурные ценности той или местности.
Значение русской тряпичной куклы
Все изделия можно условно классифицировать на три подгруппы:
- Игровая фигурка. Отличалась небольшими размерами, собирали из подручных материалов.
- Оберег. При их создании не использовали инструменты.
- Для обряда. Готовили для участия в разнообразных ритуалах.
Например, обрядовыми фигурками нельзя играть, так же, как игровые изделия не участвовали в ритуалах. А вот оберег иногда давали в руки детворе. Чаще всего это были куколки-лекари, наполненные высушенными целебными травами.
Разновидности кукол
На Руси выделяли несколько типов фигурок, в зависимости от предназначения и заложенного в них смысла.
Игровые детские куклы
Собирали для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.
Традиционные куколки, предназначенные для малышей, имели разные названия:
- Зольная. Для изготовления брали золу из домашнего очага, её соединяли с водой и скатывали шарик небольшого размера для головы. Подобное изделие считалось сильнейшим оберегом.
- Дружок. Создавали куколку для того, чтобы ребенок не боялся оставаться один в избе. Изготовлением игрушки малыши занимались вместе с бабушкой или мамой.
- Птичка. Делали из куска яркой материи в форме квадрата. С помощью нитей ткани создавали нужную фигуру. Птички отличались небольшим размером, их вешали над колыбелькой младенца или в углах дома.
- Пеленашка. Куклу, завернутую в материю, клали в кроватку к ребенку, чтобы они принимала на себя нападки злых духов
- Сеня-Малина. Фигурка отличалась ярко-рыжими волосами, передавала образ славянского мужичка, облаченного в красивую сорочку.
Обрядовые куклы
При их изготовлении мастерицы придерживались определенных правил. Они предназначались для проведения ритуалов, иногда фигурками играли детишки.
- Кострома. Делали на Масленицу, хранили в течение всей праздничной недели, а после сжигали на костре.
- Пасхальная куколка (для головы брали яичко) и голубка (ярко-красной расцветки). Использовали в качестве декоративных элементов интерьера.
- Купавка. Собирали игрушку к седьмому июля. На Иван Купала изделие сплавляли по речке. В зависимости от того, как кукла себя поведет (вернется к берегу, попадет в водоворот), предсказывали, каким будет остаток года.
- Плодородие. Изображала многодетную мамочку, помогала привлечь достаток в семью.
- Лихоманки. Игрушку изготавливали в количестве тринадцати штук, чтобы защитить малыша от недугов. Куколок выставляли в ряд на печи.
- Кормилица. Фигурка имела внушительный бюст.
- Кубышка-травница. Игрушку наполняли лечебными растениям, использовали для очищения воздуха в избе, вешали над колыбелькой.
- Кувадки. Предназначались для парней. Во время родов муж защищал супругу от нечистой силы, изготавливая подобные куколки. После появления на свет малыша, их сжигали.
Обережные куклы
Игрушка была участником всех важных событий, протекающих в жизни семейства: свадьба, рождение ребёнка, похороны и т.д. Их было огромное количество:
- Колокольчик. Родина фигурки Валдай. Считалось, что она приносит благие вести. Отличительные черты изделия – три юбочки по числу видов счастья (медь, золото и серебро). Исполняет роль оберега и создает в доме позитивную атмосферу.
- Девка-баба (Вертуха). Кукла имеет две головы, четыре руки и пару юбок. Секрет фигурки заключается в том, что одна девка спрятана под подолом бабы. Если ее перевернуть, то молодуха появится на свет. Считается отражение женской сущности: девчата веселы, красивы. После замужества они становятся заботливыми хозяйками, хранительницами очага (бабами).
- Берегиня. Вешали над входной дверью, чтобы защитить жильё нечисти и злых духов.
- Зернушка. Состояла из мешочка, наполненного крупой. Символизировала достаток и благополучие.
- Подорожница. Куколка небольшого размера, держащая в руках котомку, наполненную землей или золой. Считалась оберегом путников.
- Очистительная фигурка. Выводит из избы отрицательную энергетику.
- Десятиручка. Помогает женщинам справляться с домашними хлопотами.
Куклы-мотанки
Истоки игрушки в трипольской культуре. В основе изделия скрученная сварга, символизирующая движение. Получается в результате скручивания и свивания глины. Вместо лица фигурка носит изображение распятия, что свидетельствует о ее пребывании за пределами времени.
Для изготовления мотанки не используют острые предметы, материалы берут натурального происхождения. При создании куклы запрещено завязывать узелки. Единственное исключение делается для небольшого узла в конце, который символизирует пуповину. В процессе завязывания мастерица загадывала желание.
В некоторых случаях отдельно делали руки и крепили их к телу. Одеяние и головной имели определенное значение:
- Юбка – символ земли, волны на ней указывают на связь с водой.
- Сорочка. Триединство Вселенной.
- Украшение на волосах – связь с небом.
Все детали и аксессуары делали отдельно, а затем приматывали к телу. Наши предки верили, что если человек взялся за изготовление игрушки, то должен довести дело до конца. В противном случае на его голову обрушатся несчастья.
Вернуться к оглавлению
Куклы в русских народных костюмах
Одеяние жителей Руси имело характерные особенности, по которым можно было определить возраст человека и принадлежность к губернии. Каждая область имела собственный стиль и цветовую гамму.
Отличительная черта русского костюма – прямой силуэт, не акцентирующий внимание на контуры фигуры. Простой фасон компенсировали богатой вышивкой, яркой отделкой и аппликациями. Национальные наряды не сковывали движения, были просторными и удобными. |
Основные элементы одежды славян: рубаха (отличалась по длине у мужчин и женщин), сарафан и юбка. Все вещи девушки декорировали орнаментом. На голову надевали кокошник или платок.
Таким своеобразным обликом отличались и куклы в национальных нарядах. Тряпичные игрушки чаще всего презентовали родственникам для скрепления кровных уз. Важная деталь русских кукол – наряд с них нельзя снять. Одежда и фигурка были единым целым.
Заключение
Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.
Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.
Немного истории
История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.
По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.
Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.
Разновидности кукол
Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.
Виды народной куклы на Руси были следующие:
- Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
- Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
- Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.
Игровые детские куклы
Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:
Тряпичные куклы
Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.
Обрядовые куклы
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
- Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
- Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
- Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
- Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
- Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
- Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
- Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
- Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
- Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).
Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.
Обережные куклы
Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:
- Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
- Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
- Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
Куклы-мотанки
Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.
Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.
При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.
Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:
- юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
- сорочка — триединство мира; (лента, платок) — символ связи с небом.
Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.
Музей народной куклы
Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:
Куклы в русских народных костюмах
Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.
Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.
Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.
Куклы из серии "ДеАгостини"
Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.
Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.
Читайте также: