Техника исполнения поделки из природного материала как называется

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 02.09.2024

Художественный труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов и подручных средств. Большая часть занятий посвящена работе с природными материалами.

Природный материал – это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликацию из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

Обучать детей работать с природными материалами желательно с дошкольного возраста. Дошкольники любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить её маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Цель программы:

Данная цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющими интерес к художественному труду. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.

Данная цель конкретна: все детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке в кабинете художественного труда, а также поделки – сувениры, которые готовятся для друзей, родителей, гостей.

Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.

  • Обучающие:
    • изучение различных природных материалов и подручных средств.
    • освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.
    • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
    • развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).
    • развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.
    • развитие произвольной ручной моторики.
    • развитие креативного мышления.
    • развитие самостоятельности мышления
    • выработка настойчивости в достижении цели.
    • воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.
    • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.
    • воспитание умения довести начатое дело до конца.
    • развитие коммуникабельности.
    • приобщение детей к совместно-разделенной дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

    Планируемый результат:

    • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
    • иметь представление об элементах дизайна;
    • получить знания о природе, ее кладовых.
    • уметь работать со скульптурным пластилином,
    • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
    • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
    • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
    • научиться украшать свои изделия
    • желание самостоятельно что–то создавать, творить
    • мелкая моторика рук
    • трудолюбие,
    • аккуратность,
    • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

    В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети должны:

    • пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок.
    • иметь представление об элементах дизайна.
    • знать способы крепления материалов,
    • знать о природе, ее кладовых,
    • уметь работать со скульптурным пластилином,
    • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
    • защищать собственные идеи творческого замысла,
    • выполнять более сложные объёмные фигуры ( животных, птиц) и аппликации,
    • самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий,
    • уметь составлять композиции
    • желание самостоятельно уметь фантазировать на заданную тему.
    • совершенствуется моторика рук
    • трудолюбие,
    • аккуратность,
    • умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности
    • чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд,
    • чувство прекрасного.

    Механизм оценки и критерия:

    1. Участие в выставках разного уровня:

    2. В разной тематике.

    Учебно-тематический план для детей 6-7 лет.

    Итого: 72 часа

    Учебно-тематический план для детей 7-10 лет.

    Итого: 72 часа

    Содержание программы

    • Показ и объяснение педагога.
    • Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
    • Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

    Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

    Количественный состав учебной группы: 4-6 человек

    Режим занятий: 2 раза в неделю с одной группой по 1 часу.

    Продолжительность занятия с детьми:
    дошкольного возраста – 35 мин. занятие, 15 мин. перерыв, 10 мин. консультация родителей.
    с младшими школьниками – 45 мин. занятие, 15 мин. перерыв.

    Годовое кол-во часов: 72 ч.

    На вводном занятии знакомлю детей с разнообразием природного материала и его сбором. Провожу тест на выявление у детей знаний и умений работать с пластилином. Затем изготавливаем поделку вместе.

    Что такое природный материал и где его можно найти. Как правильно собирать разнообразный природный материал. Как правильно сушить листья, растения, цветы. Как хранить природный материал.
    Что такое подручные средства. Как правильно работать с пластилином. Какой пластилин лучше подходит для работы.
    Способы изготовления различных поделок. Работа с технологическими карточками. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с веточками, ножницами, красками, клеем.

    Тема № 1. Объёмные поделки и композиции. 25 ч.

    Изготовление объёмных поделок: фигурок животных, рыб, птиц, грибов, цветов, композиций и т.д. с использованием шишек, коры, веточек, мха, соломы, семечек, скорлупы орехов, кожуры цитрусовых и др.

    Тема № 2. Аппликации и картины. 18 ч.

    Изготовление картин, аппликаций на темы русских народных сказок, произвольные темы путём приклеивания специальным клеем подручного и разнообразного природного материала на основу.

    Тема № 3. Отделочные работы. 6 ч.

    Украшение готовых изделий и предметов (деревянных шкатулок, стеклянных бутылочек, баночек и др.) природными материалами и подручными средствами (бисером, бусинками, ленточками, бумажными салфетками и др.).

    Тема № 4. Творческие работы. 25 ч.

    Проектная деятельность: выбор темы, определение круга участников проекта, составление плана, подбор материалов и средств деятельности. Изготовление отдельных изделий и составление целой композиции.

    Данная программа рассчитана на учебный план 72 ч., согласно которому в неделю проводится два занятия.

    Методическое обеспечение:

    В воспитании дошкольников и младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.

    • словесные
    • наглядные
    • игровые
    • практические.

    В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.

    • позволяет рассказать теорию,
    • дать знания
    • дать правильную и четкую инструкцию.

    Важным методом является и наглядный метод.
    Главная роль метода – показ педагога с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы дети умели работать с пластилином. Дошкольники умели делать простейшие формы, а младшие школьники – могли самостоятельно применять умения и навыки работы с пластилином для изготовления поделок.

    Игровой метод:

    • когда вместе с педагогом дети сочиняют или вспоминают сказку,
    • дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры.

    Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.

    • отрабатываются все знания и умения детей
    • происходит закрепление знаний и умений,
    • формируется мелкая моторика,
    • формируется мыслительная операция.

    Условия реализации:

    Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.

    В работе используется разнообразный природный материал:

    Как украсить свой интерьер? Чем занять ребенка в свободное время? Как успокоить нервы и достичь внутренней гармонии? Ответы на эти вопросы лежат у нас буквально под ногами! Мастерите поделки из природного материала!


    Добрые традиции

    Изготовление поделок из природного материала было популярно, пожалуй, с незапамятных времен. Вспомним хотя бы кукол, с которыми играли наши бабушки: чурбачок с нарисованными глазками и платочком, лодочки из кусочков бересты, собачки из желудей.


    В советской педагогике работе с природным материалом уделяли также значительное внимание. К сожалению, в настоящее время, этот вид творчества не так популярен, как например картины по номерам, алмазная вышивка, дизайнерские куклы.


    Скорее, изготовление поделок из природного материала своими руками — это задание, данное воспитателем или учителем для исполнения детьми. И очень напрасно! Мало того, что работа с тем, что всегда у нас под рукой, практически не требует финансовых затрат, это занятие очень полезно и для детей, и для взрослых.














    Польза работы с природным материалом



    Зачем это нужно?

    Не всегда поделки из природного материала готовятся только для выставок и после них безжалостно уничтожаются. Если посмотреть фото поделок из природного материала в интернете, то можно просто изумиться их разнообразию.


    Из подручных средств изготавливают эксклюзивные предметы интерьера, сувениры, подарки. Кстати, hand made сейчас очень популярен. Не ясно, зачем только придумали непонятное иностранное слово! Ведь явление наше, родное, знакомое всем с детства!


    Материалы для поделок

    В умелых руках мастеров и мастериц найдется место всему: причудливо изогнутая палочка, желуди, плоды каштана, скорлупа от яиц, грецких и любых других орехов, семена растений, листья, небольшие подходящие по размеру камешки… Используется в творчестве крупа, речной песок. Список возможного материала можно продолжить практически бесконечно.


    Некоторые материалы используются в первозданном виде, некоторые предварительно готовят: например, крупу часто окрашивают в более яркие цвета. Вы выбрасываете косточки от съеденных фруктов? Напрасно! Все это бросовый материал, который с успехом можно использовать для изготовления поделок.










    Предварительная подготовка

    Некоторыми материалами для работы необходимо запастись заранее. Для изготовления экибаны готовят сухоцветы: нужные цветы предварительно сушат, поместив бутоны в емкость с песком. Веточки с ягодами выдерживают на солнце в подвешенном виде.


    Бересту, семена, листья деревьев помещают на некоторое время между страницами книг или просто перекладывают листами бумаги. Заготовки иногда красят краской, но лучше постараться показать ребенку именно природную, естественную красоту материалов.


    Как сохранить поделку

    Именно тщательная подготовительная работа сохраняет привлекательный внешний вид красивых поделок из природного материала. Хорошо высушенный природный материал не плесневеет, от него со временем не исходит неприятный запах. Иногда поделки для сохранности покрывают лаком. Для более простых поделок подойдет даже обычный лак для волос.


    Тематика поделок из природного материала

    Из природного материала можно сделать что угодно и кого угодно! Есть простор даже для самых смелых фантазий! Из прутиков традиционно делают домик.



    Дары осени



    Сюжетные картины

    Если требуется поделка из природного материала в садик, например, для детей, младшего возраста, то можно изготовить незамысловатую фигурку животного или человечка.


    Для более старшего возраста уже возможно выполнение больших сюжетных картин. Лебеди на пруду, новогодний лес, деревенские мотивы — из природного материала можно сделать работу абсолютно на любую тему.



    Развитие фантазии и воображения, мелкой моторики, тренировка памяти и развитие речевых навыков, и в придачу ко всему знакомство с окружающим миром, любовь к труду и природе.


    Дополнительные материалы























    Поделки-картинки


    Как известно, мелкая моторика рук очень важна для развития речи. Такие занятия будут очень увлекательны для самых непоседливых детей и требуют минимум затрат и вложений.


    Материал, который всегда под рукой


    Из целой скорлупы мастерят фигурки. Для этого в сыром яйце аккуратно делают отверстие, из которого удаляют содержимое, белок и желток, далее скорлупу просушивают. Для творчества подойдет скорлупа любых птиц: куриные, утиные, страусиные.


    Ракушки и камушки

    Ракушки и камушки — материал, который тоже всесезонен. Для творчества выбирают небольшие плоские камушки, тщательно их очищают от песка, моют, просушивают. Из камушков и ракушек разных размеров и форм делают панно. Также способом можно декорировать кашпо для цветов, рамки для фото.


    Дизайнерские поделки

    Многие именитые дизайнеры, кстати, очень дорогие, активно используют в своей работе природный материал. Из ветвей плетут вазы, абажуры, корзины, даже светильники. Очень популярная и дорогая плетеная мебель также, строго говоря, изготовлена из естественного сырья.


    Секрет в том, чтобы покрыть изделие подходящей краской или лаком для сохранности привлекательного внешнего вида. Эти изделия дорого стоят еще и потому, что они абсолютно натуральные, экологичные, а значит безвредные для здоровья.


    Польза и для взрослых

    Большая ошибка думать, что поделками из природного материала должны заниматься только дети. Деятельность с мелкими предметами положительно влияет на работу головного мозга, что очень важно для профилактики инсультов, тренировки внимательности и памяти. Кропотливая работа успокаивает нервы, отвлекает от напряжения дня, приводит человека к гармонии с окружающим миром.

























    Поделки, изготовленные своими руками, всегда приятно подарить или получить. Иногда фигурка из желудя или шишки, полученная из рук очень близкого человека, может стать талисманом или оберегом. Заниматься творчеством с использованием природного материала полезно и увлекательно!

    Читайте также: